Научная статья на тему 'Условия и особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемного региона в аспекте его устойчивого развития'

Условия и особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемного региона в аспекте его устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / PROBLEM REGION / FUTURE DEVELOPMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTALIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баширова Аминат Ахмедовна

Необходимость модернизации экономики страны предполагает усиление роли регионов, прежде всего потому, что проблему перехода к инновационному типу развития необходимо решать с учетом условий и специфических особенностей каждого конкретного региона. В то же время наличие экономических, социальных и экологических проблем, поиск сбалансированного пути регионального развития ставят в основу модернизации экономики регионов устойчивое развитие, так как неправильная расстановка приоритетов при выборе направления развития региона может стать в долгосрочной перспективе препятствием на пути к экономическому росту и социальной стабильности. Существенным моментом при переходе на инновационный путь развития должен стать учет экологических факторов при реализации инновационных стратегий. Исходя из этого, исследование особенностей протекания модернизационных и инновационных процессов в проблемных регионах в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Поскольку проблемы построения инновационных структур в регионах накладываются на существующие социально-экономические проблемы регионального развития. В статье рассматриваются особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемных территорий с позиций обеспечения регионального устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Баширова Аминат Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND TYPICAL FEATURES OF FUTURE DEVELOPMENT AND INNOVATIVE PROCESSES IN THE ECONOMY OF THE PROBLEM REGION IN THE ASPECT OF ITS SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The need for future development of the economy of the country supposes strengthening of the role of regions, first of all, due to the fact that the problem of a transition to the innovative type of development needs to be resolved taking into account the conditions and typical features of each specific region. At the same time, the presence of economic, social and environmental problems, search for a balanced way of the regional development put sustainable development as the foundation of future development of the economy of regions because an incorrect setting of priorities when choosing the direction of the development of a region may become an obstacle in the long-term outlook on the way of economic growth and social stability. A significant point when transitioning to the innovative way of development has to be accounting for the environmental factors when implementing innovative strategies. Based on this, the study of typical features of the flow of future development and innovative processes in problem regions at the present moment is acquiring a larger and larger relevance. This is due to the fact that the problems of building innovative structures in regions are imposed upon the existing social and economic problems of regional development. The manuscript discusses the typical features of future development and innovative processes in the economy of problem territories from the point of view of providing regional sustainable development.

Текст научной работы на тему «Условия и особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемного региона в аспекте его устойчивого развития»

Баширова А.А.

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА - В АСПЕКТЕ ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ -

БАШИРОВА АМИНАТ АХМЕДОВНА

к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» ДНЦ РАН,

e-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА В АСПЕКТЕ ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1

Аннотация. Необходимость модернизации экономики страны предполагает усиление роли регионов, прежде всего потому, что проблему перехода к инновационному типу развития необходимо решать с учетом условий и специфических особенностей каждого конкретного региона. В то же время наличие экономических, социальных и экологических проблем, поиск сбалансированного пути регионального развития ставят в основу модернизации экономики регионов устойчивое развитие, так как неправильная расстановка приоритетов при выборе направления развития региона может стать в долгосрочной перспективе препятствием на пути к экономическому росту и социальной стабильности. Существенным моментом при переходе на инновационный путь развития должен стать учет экологических факторов при реализации инновационных стратегий. Исходя из этого, исследование особенностей протекания модернизационных и инновационных процессов в проблемных регионах в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Поскольку проблемы построения инновационных структур в регионах накладываются на существующие социально-экономические проблемы регионального развития. В статье рассматриваются особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемных территорий с позиций обеспечения регионального устойчивого развития.

Ключевые слова: проблемный регион, модернизация, инновационное развитие, устойчивое развитие, экологизация.

BASHIRO VA AMINA T AKHMEDO VNA

Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate of "Institute of Social-Economic

Research of DSC of RAS", e-mail: [email protected]

CONDITIONS AND TYPICAL FEATURES OF FUTURE DEVELOPMENT AND INNOVATIVE PROCESSES IN THE ECONOMY OF THE PROBLEM REGION IN THE ASPECT OF ITS SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Abstract. The need for future development of the economy of the country supposes strengthening of the role of regions, first of all, due to the fact that the problem of a transition to the innovative type of development needs to be resolved taking into account the conditions and typical features of each specific region. At the same time, the presence of economic, social and environmental problems, search for a balanced way of the regional development put sustainable development as the foundation of future development of the economy of regions because an incorrect setting of priorities when choosing the direction of the development of a region may become an obstacle in the long-term outlook on the way of economic growth and social stability. A significant point when transitioning to the innovative way of development has to be accounting for the environmental factors when implementing innovative strategies. Based on this, the study of typical features of the flow of future development and innovative processes in problem regions at the present moment is acquiring a larger and larger relevance. This is due to the fact that the problems of building innovative structures in regions are imposed upon the existing social and economic problems of regional development. The manuscript discusses the typical features of future development and innovative processes in the economy of problem territories from the point of view of providing regional sustainable development.

Keywords: a problem region, future development, innovative development, sustainable development, environmentalization

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00093, проект № 15-02-00093а. 62 www.rppe.ru

В настоящее время в основу экономического роста и развития общества ставятся модернизация и инновации, на реализацию которых направлено большинство мер государственной социально-экономической политики. Модернизация с ориентацией на инновации в нашей стране провозглашена как наиболее приемлемая теория экономического развития.

Современные особенности модернизационных и инновационных процессов в российской экономике выражаются в смещении центра управления региональным развитием на территориальный уровень, что предполагает максимальное использование собственных ресурсов.

Несмотря на то что модернизация и инновационные процессы являются двумя самостоятельными экономическими категориями, в практике невозможно представить модернизацию без инноваций, без инновационного пути развития.

Модернизация экономики означает совершенствование и обновление производительных сил и производственных отношений. В более узком смысле — обновление средств и предметов труда, основных и оборотных фондов, технологий, форм и методов организации производства и труда, а также реконструкцию и расширение производственных мощностей, цехов и предприятий [8].

К сожалению, в настоящее время в большинстве регионов России модернизация носит «догоняющий» характер, которая способна лишь на время решить существующие проблемы. В то время как в идеале модернизация должна обеспечивать постоянное обновление, развитие социально-экономической системы региона. Причем современной спецификой её является развитие экономики региона на основе экологически чистых, безотходных технологий, энерго - и ресурсосберегающих современных технологий.

В этом случае модернизация способствует переходу к устойчивому развитию общества. В развитых странах данный процесс осуществляется с использованием механизмов внедрения наилучших доступных технологий, обеспечивающих соблюдение экологических параметров воздействия на окружающую среду.

Необходимость обеспечения устойчивого развития ставит в число главных приоритетов не только социально-экономические, но и экологические. В практике существует такая ситуация, обозначенная учеными, как «бедные регионы — богатая природа», которая оборачивается деградацией экосистемных услуг в попытке бедных районов повысить уровень материального благосостояния на основе традиционного природо-эксплуатирующего подхода. Очевидно, что для сохранения окружающей среды должна реализовываться такая государственная политика, которая будет ограничивать свою экономическую активность в области природо-эксплуатирующих и загрязняющих производств, ориентируясь на более экологичные и ресурсосберегающие. Современные общемировые тенденции и реалии модернизации экономик и их инновационного развития таковы, что основными приоритетами в обязательном порядке становятся требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду при соблюдении требований экономической эффективности [13].

Такой подход к модернизации и инновационным преобразованиям в экономике будет способствовать политике «двойного выигрыша» — обеспечение экономического роста и сохранение окружающей среды.

В условиях глобализации и высокой рыночной конкуренции представляется, что в отечественной экономике необходимо сочетать модернизационные и инновационные процессы.

Инновационное развитие предполагает создание новых знаний и идей, внедрение и использование принципиально новых видов техники и технологий, форм и методов организации производства и труда, в конечном итоге новых способов развития производительных сил и производственных отношений в обществе и в экономике [8].

Основным плюсом инновационного развития является то, что регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам техническим потенциалом, реализуя инновационные процессы в масштабах имеющихся сил и средств к ее осуществлению, реально смогут решать две принципиально важные задачи.

Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств.

Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения но-

Баширова А.А.

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА - В АСПЕКТЕ ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ -

вых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, то есть послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.

Можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития, и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Для инновационного социально-экономического развития необходимы четыре исходных условия: технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса; постоянный рост числа участников «инновационной цепочки», в т. ч. в результате вовлечения в нее новых социальных групп; институциональная система, включающая как формальные, так и неформальные элементы, ориентированная на инновационное развитие; востребованность инноваций хозяйствующими субъектами и региональной экономикой в целом [7].

В то же время особенностями социально-экономического развития экономики нашей страны является явная противоречивость осуществления инновационной деятельности в регионах.

С одной стороны, национальное хозяйство нуждается в обеспечении достижениями науки и техники, придании развитию инновационной направленности: только в этом случае экономическое развитие будет устойчиво позитивным и позволит стране занять достойное место в мире, а с другой — необходимость развития инновационной деятельности лишь постулируется, и поэтому инновации остаются невостребованными национальным хозяйством [13].

Развитие регионов России, в силу причин политического, экономического, социального, природно-географического и иного характера, происходит неоднородно, выдвигая одни регионы в лидеры и оставляя другие на последних строчках рейтингов социально-экономического развития.

Регионы-доноры динамично развиваются, решают самостоятельно поставленные перед ними задачи, не требуя помощи федерального центра. Однако большинство российских регионов нуждаются в федеральной поддержке. В региональной экономике такие регионы, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал, принято называть проблемными.

Под проблемным регионом понимается территория, где по экономическим, социальным, экологическим основаниям отсутствуют условия и стимулы самостоятельного территориального развития, т. е. соответствующие территории не могут рассчитывать на саморазрешение проблемных ситуаций, не в состоянии самостоятельно реализовать свой конкурентный потенциал и требуют активной поддержки со стороны государства [3].

Проблемные регионы в целом отличаются наличием таких качественных признаков, как:

1) наличие проблемы либо ряда проблем, являющихся потенциальной угрозой для политической стабильности, социально-экономического положения региона и страны в целом, экологического равновесия;

2) в ряде случаев, геополитическое и геоэкономическое положение региона может иметь особое значение для стратегических интересов страны (часть субъектов СКФО являются пограничными регионами);

3) наличие определенного ресурсного потенциала (производственного, трудового, научно-технического, природного), использование которого имеет особое значение для национальной экономики;

4) недостаток у региона собственных финансовых средств для решения своих проблем.

Среди проблемных регионов выделяются регионы Северо-Кавказского федерального округа. В Северо-Кавказский федеральный округ входят Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Чечня и Ставропольский край [1,4,10,12].

Необходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развития данных субъектов на основе модернизационных и инновационных преобразований обусловлена, прежде всего, стратегическим положением Северного Кавказа и его значимостью для безопасности всей страны.

Некоторые показатели экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа представлены в табл.

Таблица

Социально-экономические показатели развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа, 2014 г.1

Регион ВРП2 Объём промышленного производства Объём сельскохозяйственного производства Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Инновационная активность организации Уровень дотаци-онности бюджетов Уровень безработицы по МОТ

млн руб. в % к РФ млн руб. в % к РФ млн руб. в % к РФ руб. в % к РФ в % в % в %

РФ 54013,599 (млрд руб) 100 45116,75 (млрд руб) 100 4319047 100 32495 100 9,9 - 5,2

СКФО 1359273,0 2,52 442105 0,98 341517 7,9 20930 64,4 6,5 60,9 11,2

РД 429510,6 0,8 44004 0,1 87915 2,0 18194 55,9 12,2 70,1 10,2

РИ 45171,0 0,08 5580 0,01 5464 0,13 20993 64,6 20,0 86,5 29,8

КБР 113229,8 0,21 37261 0,08 34330 0,79 20323 62,5 6,7 53,9 9,5

КЧР 62704,4 0,12 37295 0,08 23837 0,55 19746 60,8 3,6 64,9 13,0

РСО-А 112138,5 0,20 24664 0,05 25719 0,59 20311 62,5 6,6 56,5 8,6

ЧР 118150,7 0,22 23778 0,05 15250 0,35 21452 66,0 0,5 81,6 21,5

СК 478368,0 0,89 269523 0,6 149001 3,45 22597 69,5 8,3 32,5 5,3

Основными трудностями в реализации инновационного потенциала данных регионов являются ограниченность бюджетного и внебюджетного финансирования, в т. ч. заемных и привлеченных средств, а также нехватка собственных средств у хозяйствующих субъектов, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

Субъекты СКФО имеют дефицитные бюджеты, расходы которых превышают доходы. Осуществление мер государственной политики происходит, в т. ч., за счет дотаций, субвенций, субсидий, получаемых из федерального центра. Стратегия модернизации предполагает наличие собственных инвестиционных ресурсов, необходимых для обновления своей производственно-технической базы. Для внешних же инвесторов такие регионы малопривлекательны именно по причине своего неблагоприятного финансово-экономического положения, характеризующегося повышенными рисками.

Модернизация экономики в проблемных регионах протекает в условиях наличия большого числа рисков (экономических, финансовых, политических, социальных, инвестиционных и др.), высокой степени физического и морального износа основных фондов, недостатка собственных инвестиционных ресурсов и высокой стоимости заемных, неоднородности экономического пространства внутри регионов, отсутствия налаженной и четко сформулированной инновационной политики государства.

Специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации в регионах Северного Кавказа заключается в том, они обладают и научно-производственной базой, и мобильными трудовыми ресурсами, и определённым технологическим заделом, но, в то же время, отсутствует эффективная реализация данного инновационного потенциала, а инновационная активность хозяйствующих субъектов крайне низкая.

Традиционно основным участником и побудителем модернизационных и инновационных

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. — М., 2015.

2 На 2013 г.

Баширова А.А.

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА - В АСПЕКТЕ ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ -

процессов в экономике проблемных регионов считается государство. В нашей стране государственная политика в данной сфере выражается в основном путем разработки и попыток реализации больших инвестиционных проектов, направленных на создание рабочих мест в различных отраслях экономики, применительно к Северному Кавказу — в основном рекреационных. В качестве соинвестора власти пытаются принудительно привлечь крупный российский бизнес. При низком качестве государственного управления и принуждении крупного бизнеса к инвестициям с высокими рисками, это, как правило, приводит к провалу разрабатываемых проектов.

Безусловно, инновационная деятельность по своей природе децентрализована, это результат творческой, деловой активности конкретных ученых, предпринимателей, она не может быть реализована посредством приказов и распоряжений. И в такой ситуации регионы в силу специфичности отраслевой, воспроизводственной и технологической структуры должны рассчитывать преимущественно на собственные силы и ресурсы при реализации разрабатываемой инновационной политики.

Однако в условиях модернизационной экономики, и тем более для проблемных регионов, таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, и в этой связи меры государственной политики должны быть ориентированы на: оказание первоначальной помощи в технологическом преобразовании регионов; предоставление различного рода льгот при формировании, развитии и модернизации эффективной экономической среды; развитие инновационной инфраструктуры (страхование рисков, венчурные фонды и др.); содействие в подготовке и переподготовке кадров; развитие законодательной и нормативно-правовой базы, адекватной региональным условиям. То есть должна быть создана благоприятная экономическая и правовая среда в отношении участников инновационной деятельности.

Таким образом, для эффективной реализации модернизационных и инновационных процессов в проблемных регионах необходимо рационально соотнести меры государственной поддержки и инициативную деятельность предпринимательских структур в целях ускорения интеграции научной, образовательной, производственной деятельности и обеспечения конкурентоспособности региона и его хозяйствующих субъектов.

Литература

1. Ахмедуев, А. Ш., Абдуллаева, З. З. Стратегическое планирование как основа устойчивого и безопасного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2011. № 2. С. 106-120.

2. Багомедов, М. А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 288-300.

3. Браткова, В. В., Кисилева, Н. Н. Проблемные регионы : сущность и идентификационные признаки // Вектор науки ТГУ. 2014. № 4 (30).

4. Гимбатов, Ш.М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 114-117.

5. Гудкова, А. Г. Направления социально-экономического развития регионов // Апробация. 2014. № 8. С. 118.

6. Деневизюк, Д. А. Циклическая модель устойчивого развития территорий // Проблемы современной экономики. 2006. № 3-4. С. 292-296.

7. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З., Садыкова, А. М. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 43-51.

8. Егоров, Е. Г. Модернизация и инновационное развитие экономики региона// Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 23. С. 3-6.

9. Кутаев, Ш. К., Гордеев, О. И. Модернизация экономики региона на современном этапе развития : направленность и условия реализации // Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 41. С. 713.

10. Магомедов, И. Ш., Магомедова, Н. А. Теоретические основы формирования социально-экономических предпосылок устойчивого развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 2. С. 19-26.

11. Петросянц, В. З. Инвестиционная политика — стратегический приоритет регионального развития //Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 390-394.

12. Петросянц, В. З., Петросянц, Д. В. Инновационный путь модернизации экономики Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 2. С. 23-31.

13. Родионова, Н. Д. Инновационное развитие проблемных регионов в условиях глобализации и регионализации экономик // Экономические науки. 2011. № 1. С. 61-65.

14. Социальный атлас российских регионов. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.socpol.ru/news/

index.shtml References:

1. Akhmeduyev, A. Sh., Abdullaeva, Z. Z. Strategic planning as basis of sustainable and safe development of regions of the North Caucasian Federal District // Bulletin of Institute of economy of the Russian Academy of Sciences. 2011. No. 2. P. 106-120.

2. Bagomedov, M. A. Social and economic depressiveness of the southern regions and threat to development of Russia //Regional problems of transformation of economy. 2009. No. 4. P. 288-300.

3. Bratkova, V. V., Kisileva, N. N. Problem regions : essence and identification signs // TGU science Vector. 2014. No. 4 (30).

4. Gimbatov, Sh. M. Problems of social and economic development of the republics of the North Caucasus // Questions of structurization of economy. 2012. No. 3. P. 114-117.

5. Gudkova, A. G. Directions of social and economic development of regions // Approbation. 2014. No. 8. P. 118.

6. Denevizyuk, D. A. Cyclic model of sustainable development of the territories // Problems of modern economy. 2006. No. 3-4. P. 292-296.

7. Dokholyan, S. V., Petrosyants, V. Z., Sadykova A. M. Modern problems of innovative social and economic development of the region // Regional problems of transformation of economy. 2012. No. 3. P. 43-51.

8. Egorov, E. G. Upgrade and innovative development of economy of the region // Regional economy: theory and practice. 2011. No. 23. P. 3-6.

9. Kutayev, Sh. K., Gordeev, O. I. Upgrade of economy of the region at the present stage of development : orientation and sales terms // Regional economy : theory and practice. 2011. No. 41. P. 7-13.

10. Magomedov, I. SH., Magomedov, N. A. Theoretical bases offorming of social and economic prerequisites of sustainable development of the region // Regional problems of transformation of economy. 2008. No. 2. P. 19 -26.

11. Petrosyants, V. Z. Investment policy — a strategic priority of regional development // Questions of structurization of economy. 2010. No. 2. P. 390-394.

12. Petrosyants, V. Z., Petrosyants, D. V. Innovative way of upgrade of economy of Dagestan // Regional problems of transformation of economy. 2009. No. 2. P. 23-31.

13. Rodionova, N. D. Innovative development of problem regions in the conditions of globalization and region-alization of economies //Economic sciences. 2011. No. 1. P. 61-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Social atlas of the Russian regions. [Electronic resource]. — URL : http://www.socpol.ru/news/index.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.