Научная статья на тему 'Исследование влияния кластеризации экономики региона на экономическую безопасность и конкурентоспособность. Часть II'

Исследование влияния кластеризации экономики региона на экономическую безопасность и конкурентоспособность. Часть II Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КЛАСТЕР / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / CLUSTER / IMPORT SUBSTITUTION / COMPETITIVENESS / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальчук Ю.А., Степнов И.М.

Рассматриваются вопросы реализации кластерной политики в регионах как инструмента поддержки индустриальной модернизации и как комплекса мер государственного регулирования. Исследование стратегий кластеризации, замкнутых на территориальную систему, и мер федеральной и региональной поддержки кластерного развития (включая модели кластерной политики, программы создания и развития кластеров в регионах в рамках реализации поддержки инновационного развития и малого и среднего бизнеса в регионах со стороны Министерства экономического развития РФ) позволило разработать системы индикаторов, позволяющих оценить вклад кластеров в региональное социально-экономическое развитие (система плановых индикаторов (как выполнение государственного задания) и система общественно-значимых индикаторов). Также в статье предложен формат экспертизы реализации задач обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности экономики регионов, позволяющий провести оценку создаваемых центров кластерного развития как специфического института поддержки в части формирования ими экономической, общественной, институциональной и инвестиционной ценности. Статья публикуется в двух частях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковальчук Ю.А., Степнов И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE CLUSTERING REGIONAL ECONOMY INFLUENCE TO THE ON ECONOMIC SECURITY AND COMPETITIVENESS. PART II

There are consider the issues of implementation of the cluster policy in the region as a tool to support industrial modernization, and as a complex of measures of state regulation. Research Strategies clustering, closed on the territorial system, and measures of federal and regional support cluster development (including models of cluster policy, program creation and development of clusters in the region within the framework of support for innovation development and small and medium-sized businesses in the region by the Ministry of Economic Development), allowed the development of indicators to assess the contribution of the clusters to the regional socio-economic development (the system of planned indicators (such as the state order) and the system of socially significant indicators). The article also suggested the format of the examination the goals of ensuring economic security and competitiveness of regional economies, allowing assessing the established centers of cluster development as a specific institution support of the formation of the economic, social, institutional and investment value. The article is publish in two parts.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния кластеризации экономики региона на экономическую безопасность и конкурентоспособность. Часть II»

КОВАЛЬЧУК Ю.А.,СТЕПНОВ И.М.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. ЧАСТЬ II

Аннотация. Рассматриваются вопросы реализации кластерной политики в регионах как инструмента поддержки индустриальной модернизации и как комплекса мер государственного регулирования. Исследование стратегий кластеризации, замкнутых на территориальную систему, и мер федеральной и региональной поддержки кластерного развития (включая модели кластерной политики, программы создания и развития кластеров в регионах в рамках реализации поддержки инновационного развития и малого и среднего бизнеса в регионах со стороны Министерства экономического развития РФ) позволило разработать системы индикаторов, позволяющих оценить вклад кластеров в региональное социально-экономическое развитие (система плановых индикаторов (как выполнение государственного задания) и система общественно-значимых индикаторов). Также в статье предложен формат экспертизы реализации задач обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности экономики регионов, позволяющий провести оценку создаваемых центров кластерного развития как специфического института поддержки в части формирования ими экономической, общественной, институциональной и инвестиционной ценности. Статья публикуется в двух частях.

Ключевые слова: региональная экономика, экономическая безопасность, кластер, импортозамещение, конкурентоспособность, промышленная политика.

KOVALCHUK YU.A., STEPNEY I.M.

RESEARCH OF THE CLUSTERING REGIONAL ECONOMY INFLUENCE TO THE ON ECONOMIC SECURITY AND COMPETITIVENESS. PART II

Abstract. There are consider the issues of implementation of the cluster policy in the region as a tool to support industrial modernization, and as a complex of measures of state regulation. Research Strategies clustering, closed on the territorial system, and measures of federal and regional support cluster development (including models of cluster policy, program creation and development of clusters in the region within the framework of support for innovation development and small and medium-sized businesses in the region by the Ministry of Economic Development) , allowed the development of indicators to assess the contribution of the clusters to the regional socio-economic development (the system of planned indicators (such as the state order) and the system of socially significant indicators). The article also suggested the format of the examination the goals of ensuring economic security and competitiveness of regional economies, allowing assessing the established centers of cluster development as a specific institution support of the formation of the economic, social, institutional and investment value. The article is publish in two parts. Keywords: regional economy, economic security, cluster, import substitution, competitiveness, industrial policy.

В 2013 г. программа кластеризации экономики была перевернута из инновационной составляющей в сферу поддержки малого и среднего предпринимательства и, согласно приказу №220 от 24.04.2013 г. Минэкономразвития России [1], сориентировалась на создание центров кластерного развития (ЦКР) в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров, в т. ч. инновационных территориальных кластеров, и кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой. Таким образом, были созданы центры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в области инноваций и промышленного производства, созданных в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1).

Следует отметить, что кластерную политику не следует рассматривать как инструмент поддержки развития и активизации малого и среднего бизнеса. Кластеризация — это структурный элемент общей экономической политики государства, с помощью которого возможно эффективно интегрировать региональные ресурсы и компетенции крупного, среднего и малого бизнеса, учреждений науки, некоммерческих и инфраструктурных организаций для повышения конкурентоспособности отраслей, регионов и экономики страны в целом.

Таблица 1

Регионы создания центров кластерного развития*

№ п/п Субъект Российской Федерации Наименование кластера для поддержки малого и среднего бизнеса Дублирование финансирования как инновационного территориального кластера

1 Алтайский край Кластер промышленных биотехнологий -

Алтайский региональный молочный кластер -

Алтайский полимерный композитный кластер да

2 Астраханская область Кластер аквакультуры -

Судостроительный кластер -

Туристский кластер -

3 Воронежская область ИТ-кластер да

Кластер «Инженерные технологии АПК» да

Кластер производителей оборудования для нефтегазовой промышленности да

Кластер «Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций» да

4 Калужская область Кластер «Фармацевтики, биотехнологий и биомедицины» да

5 Курганская область Медицинский кластер -

Курганский территориально-отраслевой комплекс «Новые технологии арматуростроения» -

6 Пензенская область Приборостроительный кластер -

7 Республика Татарстан Машиностроительный кластер -

ИТ-кластер -

Мебельный кластер -

Кластер производителей полимерных изделий -

8 Самарская область Аэрокосмический кластер да

Поволжский автомобильный кластер да

9 Томская область Инновационный территориальный кластер «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» да

Кластер «Информационные технологии» -

«Лесной кластер» -

Кластер «Твердотельная СВЧ-электроника» -

Кластер «Фторидные технологии» -

Кластер «Северский промышленный кластер» -

Кластер «Информационные технологии и электроника» -

10 Ульяновская область Автомобильный кластер -

Авиационный кластер -

Стекольный кластер -

Пищевой кластер -

Кластер производства строительных материалов -

11 Белгородская область Кластер биофармацевтики и биотехнологий -

Энергомашиностроительный кластер -

12 Вологодская область Международный кластер деревянного домостроения и деревообработки -

Кластер в сфере информационных технологий «Изумрудная долина» да

Туристский кластер -

13 Липецкая область Кластеры на базе компании «Индезит» (кластер Белой техники) да

Кластер композитных материалов и изделий из них да

14 Московская область Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне да

15 Новгородская область Агропромышленный кластер -

16 Ульяновская область Ядерно-инновационный кластер города Димитровграда Ульяновской области да

17 Ханты-Мансийский автономный округ -Югра Газоперерабатывающий кластер -

Лесопромышленный кластер -

* Разработано авторами.

Ковальчук Ю.А., Степнов И.М.

исследование влияния кластеризации экономики региона на экономическую безопасность

- и конкурентоспособность. часть II. -

Поэтому можно сделать вывод, что кластеры переформатировались в условиях российской экономики в особые территориальные образования, что позволило обосновать наличие функционала и инструмента влияния региональных органов власти в объединениях компаний по отраслевому и территориальному признаку, в некоторую определенную модель производства продукции.

Несмотря на присутствие или же отсутствие механизма федеральной финансовой поддержки кластерного развития, все же региональная кластерная политика должна присутствовать для тех территорий, где кластеры существуют объективно [4-7, 10-12]. Здесь кластерная политика должна быть сориентирована на укрепление сетей взаимосвязей между экономическими субъектами — участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределения рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в т. ч. совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР [2], совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и контактов специалистов, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Кроме того, современная ориентация на реализацию политики импортозамещения должна быть согласована с отраслевым разрезом кластеризации экономики (рис. ). Так, в машиностроении к числу наиболее приоритетных секторов по импортозамещению относятся: производство железнодорожного подвижного состава, машин и оборудования для добычи полезных ископаемых, строительства, сельского хозяйства и пищевой промышленности. При этом, как показывают экспертные опросы, в большинстве отраслей желательно присутствие иностранных инвесторов (особенно в производстве машин и оборудования для металлургии, производстве станков, производстве изделий медицинской техники и оптических приборов) [3, 8, 9, 13, 14, 15, 16].

Продукция ¡квпеанодорояиого мац. нно;то:е-н= Продукция прочих отраслей шшиностроения Продукция СТрОИТАЛЬНО-ДррО ¡КИОТО...

Аятомо бил встроена Приборостроение Продукпы лакжрассчной промышленности Оборудование для гоммунал =н :-г: хоянствэ и...

Медицинская техник Горношактное и гсрнорудаюе оборудование Е=говые прн'Зоры н машины и аделия

Прочие отрасли промышленности Тракторы н-лзкоэмашны и ипчэети к ним Продукция аккумуляторном и влеменлнои... Син-етнческив смолы.плзстмческие... Рыба и рыбопродукты (включая улов... Мясомолочная лрсмышлнностъ Продукты микробиологический промышленности Продукция электроламповой промышленности Трикотажные шделия Продукты папи"рафичеаюй промышленности Строительные материалы н изделия №.

Продукты коксохимии Продукты плодоовощной промышленности

ж

5М4

ШЬ

62

|РЬ|

814

п г

.11

ъ*,

Пи,

п I I I г 11111

ты

т*

РРТ

т=г

а«г

1201

2 г.

0% 1НЛН11111ЧИ«КЛ«1НИМ ПН

Рис. Доля импорта на рынке: лидеры импортозамещения 2014/2012 гг. [3]

По нашему мнению, с тем чтобы оценить результаты кластеризации региональной экономики, следует сформировать систему индикаторов кластерного развития региона, что будет отражать и эффективность их функционирования, и оценку вклада в региональное социально-экономическое развитие. С учетом того что модель кластеризации экономики более ориентирована на дирижистскую модель, по нашему мнению, система индикаторов должна включать в себя как плановые индикаторы (государственное задание) (табл. 2), так и общественно-значимые результаты (табл. 3).

Таблица 2

Система базовых индикаторов деятельности центра кластерного развития*

№ Наименование индикатора Единица измерения Рекомендуемое значение в год

1 2 Общее количество субъектов МСП, вошедших в состав кластеров (единиц), из них: единиц -

Прирост количества субъектов МСП — участников действующих и создаваемых кластеров, поддерживаемых ЦКР % не менее 20%

3 Общее количество рабочих мест на малых и средних предприятиях — участниках кластеров единиц -

4 Количество вновь создаваемых рабочих мест на малых и средних предприятиях — участниках кластеров % не менее 10%

5 Годовой объем реализации продукции (работ, услуг), производимой субъектами МСП — участниками кластеров, за 2013 г. млн руб. -

6 Прирост объема продукции (работ, услуг), производимой субъектами МСП — участниками кластеров % не менее 20%

7 Количество совместных кластерных проектов, обеспечивающих развитие кластеров, всего В т. ч.: единиц не менее 3

7.1 разработанные проекты единиц не менее 3 по каждому кластеру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.2 реализуемые проекты единиц не менее 3 по каждому кластеру

7.3 с привлечением в состав участников кластера учреждений образования и науки единиц не менее 3

8 Количество разработанных проектов (стратегий, концепций, программ) развития кластеров единиц не менее 1

9 Количество проведенных информационных компаний в СМИ единиц не менее 5

10 Объем (доля) частных инвестиций участников кластеров в совместные кластерные проекты % инвестиций не менее 20%

* Разработано авторами.

Следует отметить, что в международной практике мониторинга за развитием кластеров общепринятыми являются следующие критерии оценки:

— релевантность — соответствие целей программы кластера решаемым проблемам и окружающим условиям; оценка по критерию релевантности — это оценка качества разработки и подготовки программы кластера;

— результативность — насколько хорошо средства и инструменты программы кластера конвертируются в конкретные мероприятия кластера по сравнению с альтернативными подходами;

— эффективность показывает вклад полученных результатов в достижение конкретной цели кластера по программе, эффективность — это соотношение результаты / затраты;

— импакт отражает воздействие кластера на его расширенное окружение, его вклад в достижение более широких (стратегических) целей социально-экономической политики региона;

— устойчивость — вероятность того, что выгоды от реализации программы развития и поддержки кластера будут продолжать действовать после прекращения мер государственной поддержки.

Ковальчук Ю.А., Степнов И.М.

исследование влияния кластеризации экономики региона на экономическую безопасность

- и конкурентоспособность. часть II. -

Таблица 3

Система развивающих индикаторов деятельности центра кластерного развития*

№ Наименование индикатора Единица измерения Рекомендуемое значение в год

1 Количество проектов, направленных на исследование и выполнение мониторинга состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров единиц не менее 5

2 Общее количество наименований продуктов (услуг), созданных в кластерах единиц не менее 10

3 Количество кооперационных связей между участниками кластера, всего единиц не менее 10

В т. ч.:

3.1 количество кооперационных связей, участниками которых являются МСП единиц не менее 6

3.2 количество кооперационных связей с зарубежными партнерами единиц не менее 3

3.3 количество межрегиональных связей с партнерами из соседних регионов единиц не менее 3

4 Численность персонала предприятий и организаций-участников кластера, занятых исследованиями и разработками человек не менее 20

5 Полученные патенты или заявки на патентование участникам кластера единиц не менее 3 (по 1 патенту на кластер)

6 Количество инновационных разработок, переданных в производство единиц не менее 2

7 Количество зарубежных партнеров единиц не менее 3

8 Объем выручки участников кластера на экспорт млн. рублей по каждому кластеру

9 Объем (доля) иностранных инвестиций в совместные кластерные проекты % от инвестиций не менее 10%

10 Доля выпускников местных учебных заведений в общей численности занятых в кластере % от общего числа занятых в кластере не менее 70%

11 Количество предприятий из других регионов, участвующих в кластере единиц не менее 5

12 Количество новых предприятий, созданных с целью поддержки проектов кластера единиц не менее 3

13 Доля затрат на маркетинг в общем объеме выручки участников кластера % от общей суммы выручки не более 10%

14 Доля затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры предприятий и организаций-участников кластера, в общем объеме выручки % от общей суммы выручки не менее 10% (в дальнейшем корректировка по факту)

15 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг силами предприятий и организаций-участников кластера % от общей суммы выручки не менее 15%

16 Количество мероприятий, организованных при поддержке и с участием региональных органов власти единиц не менее 5

17 Прирост налоговых платежей по налогу на прибыль предприятий и организаций-участников кластера, всего % не менее 10%

В т. ч.:

17.1 субъектов МСП — участников кластера % не менее 15%

18 Прирост налоговых платежей по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов — участников кластера, всего % не менее 15%

В т. ч.:

18.1 субъектов МСП — участников кластера % не менее 15%

19 Включение стратегий развития кластеров в программу (стратегию) социально-экономического развития региона единиц не менее 3 кластеров

20 Включение стратегий развития кластеров в программы региональных министерств экономического развития, в т. ч. программы повышения инвестиционной привлекательности регионов единиц не менее 3 кластеров

21 Наличие информации о деятельности кластеров, кластерных инициативах, общественных обсуждениях на официальном сайте правительства (администрации) региона единиц не менее 3 кластеров

* Разработано авторами.

Также в международной практике принято определять:

1. Показатели агломерации кластера (производные показатели от данных по занятости):

— размер кластера — отношение числа работающих в кластере к числу занятых в отрасли в национальном масштабе;

— специализация («локальный квотент») — насколько вес кластера в регионе превосходит вес отрасли, в которой работает кластер, в национальном масштабе;

— вес кластера в регионе — как отношение числа работающих в кластере к общей занятости в регионе.

2. «Звездный рейтинг» кластера — по каждому из трех определенных выше показателей агломерации кластеру может быть присвоена «звезда» (максимальное число «звезд» — 3):

— если по размеру кластера он входит в первую десятку региональных кластеров данной категории в стране;

— если показатель специализации не менее 2;

— если по весу в регионе кластер входит в первую десятку (пятерку) региональных кластеров.

С целью оценки влияния кластеров на экономическую безопасность и конкурентоспособность может быть проведена экспертиза по следующим критериям (табл. 4).

Таблица 4

Формат экспертизы оценки влияния кластеров на экономическую безопасность и конкурентоспособность региона*

Формулировка вопросов Коэффициент значимости Баллы

1. Какова общая потребность в кластерах, проекты которых реализуются на территории нахождения ЦКР? 0,08

— потребности в кластере не выявлено, проекты не соотносятся с региональными ресурсами 0

— потребность в кластере есть, но явно не сформулирована 30

— потребность в кластере выявлена, но для реализации проектов требуются специальные действия 70

— кластер является объективно существующим региональным объединением предприятий и организаций 100

2. Какова профилизация услуг ЦКР? 0,06

— ЦКР является элементом региональной инфраструктуры, но информированность о его деятельности низкая 20

— ЦКР оказывает исключительно консультационные и маркетинговые услуги предприятиям- участникам кластера 40

- ЦКР осуществляет работу по координации действий участников кластера 70

— ЦКР осуществляет работу по развитию кооперационных связей между предприятиями-участниками кластера и разрабатывает проекты по развитию кластера и реализации новых кластерных инициатив 100

3. Институциональная ценность ЦКР на уровне региона: 0,12

— программы развития кластера, разработанные ЦКР, не нашли отражения в программах социально-экономического развития региона и не представлены на официальном сайте правительства (администрации) региона и регионального министерства экономического развития 0

— имеется согласованная с правительством (администрацией) региона и участниками кластера концепция развития кластера, разработанная при непосредственном участии ЦКР 40

— ЦКР как полноправный участник участвует в специальных мероприятиях, организуемых региональными органами власти, имеющих целью разработку программ развития промышленности региона и продвижения региональных брендов 60

— ЦКР реализует функции координатора регионального кластера и предоставляет отчет о его деятельности и достижении показателей развития, установленных в согласованной концепции развития кластера, на специальных мероприятиях с участием органов власти в регионе, а также взаимодействует с федеральными и региональными институтами развития 100

4. Каковая целевая направленность деятельности ЦКР в соответствии со сметой затрат? 0,12

— ЦКР ориентирован на оказание маркетинговых и рекламных услуг участникам кластеров, а также проведение информационных кампаний в СМИ 20

— ЦКР ориентирован на оказание образовательных услуг 50

Продолжение таблицы 4

Формулировка вопросов Коэффициент значимости Баллы

— ЦКР специализируется на проведении мониторинга состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров и актуализации программ кластеров 80

— ЦКР ориентирован на разработку и реализацию технико-экономических обоснований, программ и эффективных бизнес-стратегий для участников кластера 100

5. Прозрачность деятельности ЦКР и доступность для всех членов общества (на основе Интернет-ресурса ЦКР): 0,06

— созданы и соответствуют установленным параметрам 40

— созданы, соответствуют установленным параметрам и актуализированы 75

— созданы, соответствуют установленным параметрам, актуализированы и включают возможность электронной подачи заявлений на предоставление услуг ЦКР и доступа к базе данных для потенциальных участников кластера 100

6. Формирование модели менеджмента кластера и место ЦКР среди участников кластера: 0,10

— ЦКР только предоставляет консультационные, маркетинговые услуги для участников кластера 30

— ЦКР координирует деятельность участников кластера на основе специально созданного регламента взаимодействия с определением его роли в кластере 80

— имеются правовые документы, в которых отражены механизмы гарантирования защиты интересов различных групп участников кластера, в т. ч. и ЦКР 100

7. Перспективность развития кластера: 0,10

— кластер относится к традиционной отрасли, поэтому рынки реализации продукции и услуг предопределены и прогнозируемы 30

— требуются дополнительные маркетинговые исследования рынков реализации продукции и услуг участников кластера 50

— есть перспективы развития рынка реализации в национальном масштабе 80

— есть перспективы развития рынка реализации в национальном и мировом масштабе 100

8. Показатели финансирования деятельности ЦКР: 0,12

— преимущественно из федерального бюджета 20

— из федерального и регионального бюджетов 50

— с привлечением внебюджетных источников 70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— преимущественно внебюджетные источники финансирования 100

9. Экономическая ценность ЦКР: 0,12

— полнота функционала предоставляемых услуг 30

— полнота функционала предоставляемых услуг и рост клиентской базы 60

— полнота функционала предоставляемых услуг, рост клиентской базы и рост числа занятых на предприятиях — участниках кластера 80

— полнота функционала предоставляемых услуг, рост клиентской базы, рост числа занятых на предприятиях — участниках кластера, положительные отзывы предпринимателей 100

10. Общественная экономическая ценность (для региона) ЦКР: 0,12

— сохранение и создание новых рабочих мест 50

— инновационные разработки и коммерциализация научных исследований 60

— увеличение налоговых сборов 80

— повышение инвестиционной привлекательности региона 100

* Разработано авторами.

Таким образом, созданные и создаваемые центры кластерного развития как объекты инфраструктуры поддержки должны быть ориентированы на формирование потенциальной точки роста социально-экономического развития региона и создание элементов экономической безопасности:

— экономическая ценность — определяется полнотой функционала предоставляемых услуг и качественным обслуживанием, выражается в росте клиентской базы и положительных отзывах участников;

— общественная экономическая ценность (для региона) — определяется следующими критериями: сохранение и создание новых рабочих мест; повышение инвестиционной привлекательности региона; рост стоимости новых и существующих малых предприятий; увеличение налоговых сборов; повышение уровня коммерциализации научных исследований; нематери-

альные выгоды, связанные со снижением социальной напряженности;

— институциональная ценность (для общества или государства в целом) — целевое использование бюджетных средств, прозрачность деятельности и доступность для всех членов общества, экономические выгоды присутствия объекта в регионе;

— инвестиционная ценность — выражается в сроках окупаемости затрат на создание объекта, увеличении не только числа пользователей услуг, но и стоимости их бизнеса, а также в росте прибыли на вложенный капитал.

Таким образом, представленная система индикаторов позволит проводить периодическую (раз в год) оценку эффективности деятельности центров кластерного развития как специфического института, представляющего собой, с одной стороны, хозяйствующий субъект, а с другой стороны, организацию, выполняющую определенный государственный социально-экономический заказ. Предлагаемый подход обеспечивает не только сопоставимую базу для сравнения, но и обеспечивает возможность планирования деятельности таких специфичных институтов развития, как центры кластерного развития в условиях повышения экономической безопасности и конкурентоспособности.

Литература

1. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации : Приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. № 220.

2. Ковальчук, Ю. А., Степнов, И. М. Кластерная концепция эффективной специализации регионов в условиях единства научно-технической, инновационной и промышленной политик России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. №11. С. 120-126.

3. Оценка структуры спроса российской экономики на технологические инновации (промежуточный отчет по второму этапу НИР «Сценарный анализ влияния научно-технологического развития России на макроэкономическую ситуацию в долгосрочной перспективе»). — М. : ЦМАКП,, 2015.

4. Дохолян, С. В. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 78-84.

5. Дохолян, С. В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона / С.В. Дохолян,

B.З. Петросянц, А.С. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 9.

6. Дохолян, С. В. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Вопросы структуризации экономики. 2008. № 1. С. 36-43.

7. Дохолян, С. В. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона /

C.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 30-37.

8. Зоидов, К. Х., Моргунов, Е. В. Инструменты кластерной стратегии развития био- и наноиндустрии в России // Региональные проблемы преобразования экономики / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 октября 2011 г.). Секция 1. — Махачкала: Наука ДНЦ. С. 278-286.

9. Зоидов, К. Х., Омарова, З. К., Лебедева, А. В. Стратегия кластеризации промышленных предприятий как форма стимулирования инновационного развития // Стратегическое планирование и развитие предприятий. / Материалы Тринадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 10-11 апреля 2012 г. Секция 1; под ред. чл.-корр. РАНГ.Б. Клейнера. — М. : ЦЭМИ РАН, 2012. С. 74-76.

10. Петросянц, В. З. Критерии и факторы экономического роста региона /В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Проблемы современной экономики. 2007. № 4. С. 245-250.

11. Петросянц, В. З. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 27. С. 2-10.

12. Петросянц, В. З. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян // Региональная экономика : теория и практика. 2011. №27 (210). С. 3643.

13. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Деневизюк Д.А. Методические подходы к формированию программы развития промышленности проблемных регионов // Экономика и управление. 2014. № 10 (108). С. 25-28.

14. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Деневизюк Д.А. Применение методов имитационного моделирования в практике управления промышленными предприятиями // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6 (44). С. 67-74.

15. Сагидов Ю.Н., Деневизюк Д.А. Адаптивное формирование промышленного производства // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8 (46). С. 81-87.

16. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Омарова, З. К. Совершенствование механизмов регулирования пространственного развития как важнейший вектор нового качества экономического роста территории //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 6-16.

References:

1. On the organization of competitive selection of subjects of the Russian Federation, with a budget in 2013 provides grants to finance the activities carried out within the framework of the provision of state support for

small and medium business entities of the Russian Federation : the Russian Ministry of Economic Development Decree of April 24, 2013. No 220.

2. Kovalchuk? YU. A, Stepnov, I. M. The cluster concept is an effective specialization of regions in the conditions of the unity of science, technology, innovation and industrial policy of Russia // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No 11. P. 120-126.

3. Evaluation of the demand structure of the Russian economy on technological innovation (an interim report on the second phase of the research project «Scenario analysis of the impact of scientific and technological development of Russia on the macroeconomic situation in the long term»). — M. : CMAKP, 2015.

4. Dokholyan, S. V. Methodological aspects of forming the regional social and economic policy / Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. // Regional problems of transformation of economy. 2013. No 3. P. 78-84.

5. Dokholyan, S. V. The Mechanism of implementation of the industrial policy of a depressive region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., A. S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. 2010. No 1. P. 9.

6. Dokholyan, S. V. Features of structural transformations in the transition economy / Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. // Issues of economy structuring. 2008. No 1. P. 36-43.

7. Dokholyan, S. V. Modern problems of innovative socio-economic development of the region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. // Regional problems of transformation of economy. 2012. No 3. P. 30-37.

8. Zoidov, K. KH., Morgunov, E. V. Tools cluster development strategy for the bio and nano industry in Russia / Regional problems of economic transformation / Proceedings of the scientific-practical conference (25-26 October 2011). Section 1. — Makhachkala : Dagestan Scientific Center of Science. P. 278-286.

9. Zoidov, K. KH., Omarova, Z. K., Lebedeva, A. V. The strategy of clustering industrial plants as a form of stimulating innovation // Strategic planning and the development of enterprises. Section 1 / Proceedings of the Thirteenth All-Russian symposium. Moscow, 10-11 April 2012 ; ed. chl.-corr. RAS G.B. Kleiner. — M. : CEMI RAS, 2012. P. 74-76.

10. Petrosyants,. W. Criteria and factors of economic growth of the region / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan // Problems of modern economy. 2007. No 4. P. 245-250.

11. Petrosyants,. W. Projections and scenarios for regional development / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan // Regional economy: theory and practice. 2011. № 27. P 2-10.

12. Petrosyants,. W. Forms and methods of realization of investment processes in the depressed region / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan // Regional economy : theory and practice. 2011. No 27 (210). P. 36-43.

13. Petrosyants V. Z., Dokholyan S.V., Denevizyuk D. A. Methodical approaches to formation of the program of development of the industry of problem regions//Economy and management. 2014. No. 10 (108). Page 2528.

14. Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V., Denevizyuk D. A. Application of methods of imitating modeling in practice of management of the industrial enterprises//Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 6 (44). Page 67-74.

15. Sagidov Yu.N., Denevizyuk D. A. Adaptive formation of industrial production//Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 8 (46). Page 81-87.

16. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH., Omarova, Z. K. Improving the regulatory mechanisms of spatial development as the most important vector of a new quality of economic growth of the territory // Regional problems of economic transformation. 2012. No 4. P. 6-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.