Научная статья на тему 'Региональный рынок интеллектуально-образовательных услуг'

Региональный рынок интеллектуально-образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ФАКТОРЫ РОСТА / КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / MARKET OF INTELLECTUAL-EDUCATIONAL SERVICES / REGION / REGIONAL COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE REGION / INTELLECTUAL-EDUCATIONAL SPHERE / INTELLECTUAL-EDUCATIONAL CLUSTER / GROWTH FACTORS / QUALITY OF LABOR RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалутдинова Забият Магомедпазиловна

Для инновационной динамики регионов России важно учитывать, что интеллектуально-образовательные услуги мощное потенциальное, конкурентное преимущество. Фактическая реализация формирования потенциала в сфере интеллектуально-образовательных услуг образует актуальное направление инновационного роста конкурентоспособности в регионах России. Интеллектуально-образовательная сфера может иметь анклавно-кластерную организацию. Институционализация анклавного кластера состоит в определенной регламентации его образовательной, социально-экономической и экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамалутдинова Забият Магомедпазиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MARKET OF INTELLECTUAL-EDUCATIONAL SERVICES

It is important to take into account for innovative dynamics of Russian regions that intellectual-educational services are a powerful potential, competitive advantage. The actual implementation of forming the potential in the sphere of intellectual-educational services forms a relevant focus area of innovative growth of competitiveness in Russian regions. Intellectual-educational sphere may have an enclave-cluster organization. Institutionalization of an enclave cluster consists of a certain regimentation of its educational, social-economical and economical activity at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок интеллектуально-образовательных услуг»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ДЖАМАЛУТДИНОВА З.М.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБР АЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Для инновационной динамики регионов России важно учитывать, что интеллектуально-образовательные услуги — мощное потенциальное, конкурентное преимущество. Фактическая реализация формирования потенциала в сфере интеллектуально-образовательных услуг образует актуальное направление инновационного роста конкурентоспособности в регионах России. Интеллектуально-образовательная сфера может иметь анклавно-кластерную организацию. Институционализация анклавного кластера состоит в определенной регламентации его образовательной, социально-экономической и экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: рынок интеллектуально-образовательных услуг, регион, региональные конкурентные преимущества региона, интеллектуально-образовательная сфера, интеллектуально-образовательный кластер, факторы роста, качество трудовых ресурсов.

JAMALUTDINOVA Z.M.

REGIONAL MARKET OF INTELLECTUAL-EDUCATIONAL SERVICES

It is important to take into account for innovative dynamics of Russian regions that intellectual-educational services are a powerful potential, competitive advantage. The actual implementation of forming the potential in the sphere of intellectual-educational services forms a relevant focus area of innovative growth of competitiveness in Russian regions. Intellectual-educational sphere may have an enclave-cluster organization. Institutionalization of an enclave cluster consists of a certain regimentation of its educational, social-economical and economical activity at the federal and regional levels.

Keywords: market of intellectual-educational services, region, regional competitive advantages of the region, intellectual-educational sphere, intellectual-educational cluster, growth factors, quality of labor resources.

В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным и техническим параметрам потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т. е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода [2].

Реализация конкурентных преимуществ региона обусловлена не только наличием ряда факторов, но также развитостью механизма их реализации. При этом важно четко представлять возможности такого механизма.

Говоря о возможностях, прежде всего, необходимо отметить, что они во многом связаны с развитостью рынка интеллектуально-образовательных услуг, поскольку интеллектуально-образовательный потенциал выступает базовым конкурентным преимуществом региональной экономики.

Региональная значимость рынка интеллектуально-образовательных услуг во многом определяется связями каждого вуза с предпринимательским сектором, что требует построения особой внутрирегиональной организационной сети межвузовских отношений.

Рис. 1. Структурная организация регионального рынка интеллектуал ьно-образовател ьн ых услуг

В аспекте инновационных конкурентных преимуществ региональный рынок интеллектуально-образовательных услуг отличается своей «территориальной» спецификой — она имеет целевую региональную направленность своей деятельности, это её изначально основная интеллектуально-образовательная задача. Совокупность региональных рынков интеллектуально-образовательных услуг позволит сформировать не территориально-разрозненный, а единый общенациональный рынок соответствующих услуг (рис. 1).

Основные тенденции общенациональной интеллектуально-образовательной сферы сегодня проецируются на ее региональный уровень, через механизмы модернизации образовательной, научной, инновационной, производственно-технологической и социокультурной структур. Для инновационной динамики регионов России важно учитывать, что интеллектуально-образовательные услуги — мощное, но пока только потенциальное, конкурентное преимущество регионов России. Поэтому фактическая реализация формирования потенциала в сфере интеллектуально-образовательных услуг образует актуальное направление инновационного роста конкурентоспособности в каждом регионе России (рис. 2).

Рис. 2. Реализация регионального конкурентного преимущества в интеллектуально-образовательной сфере

Развитие региональной экономики и развитие сферы интеллектуально-образовательных услуг взаимообусловлены. Рост региональной экономики способствует росту эффективности, качества и конкурентоспособности регионального производства, а следовательно, увеличиваются потенциальные возможности сферы интеллектуально-образовательных услуг. В свою очередь у рынка образовательных услуг имеется особенность, которая не позволяет медлить с его формированием, — этот рынок преодолевает межгосударственные границы.

Однако инновационная реальность региональной интеллектуально-образовательной сферы в целом зависит не столько от оптимизации этой сферы, сколько от предпринимательско-инновационной активности внешней среды.

Действительно, если в регионе не поощряется предпринимательство, если отсутствуют в массовом масштабе венчурные фирмы, если инновационность только на бумаге, если для любого шага нужны бесконечные согласования, если преследуется инициатива и торжествует бюрократизм — инновационному прорыву не состояться.

В границах региональной инновационной зоны возникает своего рода «анклавный кластер» интеллектуально-образовательных услуг (рис. 3). Интеллектуально-образовательная сфера может иметь анклавно-кластерную организацию, включающую организационную и институциональную компоненты.

Рис. 3. Анклавный интеллектуально-образовательный кластер как конкурентное преимущество региона

В организационном аспекте интеллектуально-образовательный кластер может быть представлен взаимовыгодным партнерством образовательных учреждений, регионального бизнес-сообщества, сферы науки, технологий и инноваций1. Институционализация анклавного кластера состоит в определенной регламентации его образовательной, социально-экономической (оказание образовательных услуг) и экономической (повышение доходов вузов) деятельности на федеральном и региональном уровнях.

И если региональные бизнес-сообщества не хотят добровольно получать выгоду от взаимодействия с вузовской наукой2, то необходимо, пусть даже административными методами, создавать научно-производственную агломерацию.

Такая законодательно оформленная интеграция науки, бизнеса и производства, в которой вуз выступал бы интегратором, представляла бы реальный полигон апробации его научных разработок. В региональных центрах должна быть закреплена градообразующая роль научно-образовательного комплекса; на базе особых экономических зон должны создаваться системы подготовки кадров (включающие специальные образовательные программы); на частно-государственной основе необходимо открытие системы инновационных университетов послевузовской специализации. И тогда структура кластера определится структурой научных разработок, доведённых до уровня практического внедрения.

Однако в любом случае в регионе необходимо создавать вузовский комплекс, обладающий стратегическим потенциалом, реализация которого будет непосредственно способствовать инновационному развитию региональной экономики3.

В то же время необходимо согласиться с мнением Ю. Кобрина, в соответствии с которым «любой сверстанный план реализации важной государственной проблемы должен включать не только разработку концепции или программы в этой сфере, но и подразумевать ответ на вопрос: а что на выходе? Но если вести речь о программе развития науки и технологий, то она подразумевает не обобщенные формулировки, а конкретные определения и меры: на что планируем выделять финансовые средства и какую отдачу для бюджета страны получим в результате реализации конкретного наукоемкого товара» [3, с. 27].

В настоящее время, накопив опыт, так сказать, «внутреннего предпринимательства», вузы перешли к рынку инновационных образовательных технологий, организации коммерциализации результатов научных разработок, конкурентной борьбе за гранты. Тем не менее сохраняется нестыковка рынка интеллектуальных и рынка образовательных услуг. Для развития высо-

1 Региональных венчурных предприятий, структурных элементов вузов (НИИ, технологических лабораторий и т. д.).

2 А при неразвитости академической структуры во многих регионах наука представлена только профессорско-преподавательским корпусом местных вузов.

3 Даются малым предприятиям с тем, чтобы они искали научные разработки в университетах (см. подр.: 3, с. 25).

котехнологичных отраслей производства главным фактором становится качество трудовых ресурсов региона (уровень образования массового работника, продолжительность его профессиональной подготовки и возможность мобильности в рамках территории региона). Это качество определяется развитостью системы высших учебных заведений, разнопрофильных научных институтов и конструкторских бюро, уровнем развития экономики, формирующим реальную потребность в высококвалифицированных кадрах.

Такой подход предполагает ускоренное формирование и разработку механизма реализации сферы интеллектуально-образовательных услуг, охватывающую инновационно-технологический, информационно-коммуникационный, образовательный сегменты (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь факторов роста качества трудовых ресурсов как конкурентного преимущества региона.

Важнейшими структурными элементами сферы интеллектуально-образовательных услуг региона, как видно из рисунка, выступают многоуровневая система общего и профессионального образования в регионе, наличие и степень эффективности использования инновационно-технологического потенциала, уровень информатизации региональной образовательной системы. Рост эффективности данной сферы влечет повышение качества региональных трудовых ресурсов, что в конечном счете способствует совершенствованию производственной, инвестиционной, инновационной, социальной подсистем региональной экономики. Это позволяет сделать вывод, что развитие сферы интеллектуально-образовательных услуг выступает важным и значимым конкурентным преимуществом в развитии региональной экономики. В современных условиях глобализации экономических связей указанная сфера должна обладать не только внутрирегиональной конкурентоспособностью, но и иметь стратегические перспективы как в общенациональных масштабах, так и на мегауровне.

Как справедливо подчеркивает М. Мерзлова, «связь современного качественного образования с перспективой построения гражданского общества и эффективной экономики очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, необходимо дать системе образования стимул к движению вперед» [7].

При оценке уровня конкурентного потенциала региона также следует учитывать, что на практике происходит конкуренция между двумя направлениями реализации инвестиционных проектов — между сферой реальной экономики и сферой инфраструктурных услуг. Возрастание конкурентной значимости инвестирования в сферу услуг отражает императивы общероссийской тенденции опережения темпов развития данной сферы по сравнению с другими.

В то же время существуют и ограничения механизма осуществления конкурентных преимуществ, которые на практике проявляются в том, что значительная доля вложений направляется в основной капитал, а затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки составляют лишь 0,3 % в общем объеме инвестиций в нефинансовые активы.

Существенным ограничением рыночного механизма формирования и реализации конкурентных преимуществ в регионах является то, что рост инвестиционной активности охватил практически все российские регионы. Однако региональные особенности данного роста определяются тем обстоятельством, что он отразил, прежде всего, повышение мировых цен на нефть. А это в свою очередь имело следствием опережающий прирост инвестиций в нефтяную промышленность, а также в смежные с ней отрасли (машиностроение, электроэнергетику, перерабатывающее производство). Поэтому существенный рост инвестиционной активности в 2000-2008 гг. происходил в тех регионах, отраслевая структура производства которых включала в качестве доминантных именно нефтяную и смежные с ней отрасли.

Конечно, устойчивость инвестиционного фактора формирования территориальных конкурентных преимуществ во многом зависит и от того, какова доля в общем объеме инвестиций капиталовложений зарубежных компаний, которые осуществляют свои долгосрочные и масштабные проекты в границах регионов. В этом аспекте можно наблюдать своеобразную «внутреннюю» конкуренцию между региональным центром и регионом за привлечение долго-

срочных и масштабных инвестиционных проектов. И, как правило, побеждает в этой борьбе региональный центр.

В то же время практика показала, что реальность территориальных конкурентных преимуществ в значительной мере определяется степенью близости экономической и правовой сфер региона, степенью единства в векторе их усилий. В настоящее время сложился основной инструмент конкурентного влияния с целью повышения рейтинга инвестиционной привлекательности региона. Речь идет о законодательном стимулировании соответствующей деятельности и обеспечении максимальной открытости инвестиционных проектов на стадии их оценки.

Пространственное размещение инноваций также следует отнести к числу существенных факторов региональной конкурентоспособности. Очевидно, что административно подчиненные региональному центру муниципальные территории многократно уступают ему по возможностям развития, а это диктует необходимость высокой концентрации размещения производств и промышленной инфраструктуры в центре. Неразвитость во многих регионах инфраструктурного обеспечения производства усиливает интерес инвесторов к размещению своих предприятий и офисов в региональном центре. В региональном центре, как правило, сосредоточена основная доля производственного, инвестиционного и финансового потенциала региона.

Территориальная специфика размещения базовых экономических ресурсов с концентрацией их большей доли в региональном центре обусловливает специфику формирования, динамичного развития и реализации конкурентных преимуществ.

Так, по авторитетному мнению В. Лексина, «административные центры субъектов Федерации и другие крупные города, вбирая в себя значительную часть всего демографического, социального и экономического потенциала регионов, выделяются из общей массы населенных пунктов страны. В подавляющем своем большинстве это по численности населения самые крупные города в своем регионе» [5, с. 84]. Далее автор отмечает, что в них («региональных столицах») формируется подавляющая часть доходов региональных бюджетов, производится в среднем на 42 % больше стоимостных объемов платных услуг, уровень фактической безработицы на 30-40 % ниже [5, с. 84-86]. Более того, как справедливо отмечает Н. Ларина, «в России усиливается еще одна отрицательная тенденция: нарастают региональные различия в условиях жизни и предпринимательства, что может усилить социальную нестабильность, особенно в периферийных районах страны»[4, с. 3.]. Поэтому в аспекте реализации социального потенциала конкурентных преимуществ региональной экономики первостепенное значение приобретает привлечение инвестиций в развитие городов.

Эти ограничения касаются и сферы интеллектуально-образовательных услуг. Ограничением рыночного механизма формирования и реализации и конкурентных преимуществ в регионах в аспекте формирования сферы интеллектуально-образовательных услуг является и то, что в структуре инвестиций сфера образования занимает непропорционально низкую долю. В этом же аспекте значимым ограничением рыночного механизма формирования и реализации и конкурентных преимуществ в регионах является тенденция к сокращению числа высших учебных заведений, обусловленная несовершенством институциональной структуры системы высшего образования.

В аспекте реализации конкурентных преимуществ региона повышение степени «рыночности» образовательной сферы потенциально способно усилить конкурентные позиции той или иной территории.

Еще одна проблема в интеллектуально-образовательной сфере заключается в низком качестве образования и предоставляемых образовательных услуг, что выступает также ограничением осуществления конкурентных преимуществ территории. По этому поводу М. Мерзлова отмечает, что «на всех ступенях обучения оно не отвечает в полной мере требованиям рыночной экономики к профессиональным качествам рабочих, служащих и специалистов. Несмотря на то что за годы реформ существенно увеличилась ступенчатость образования, расширилось разнообразие организационных форм обучения, улучшился состав педагогических кадров и методики преподавания, в системе подготовки кадров и школьного обучения еще многое не соответствует современным требованиям. В частности, сохраняется отрыв обучения от реальных запросов экономики, что затрудняет адаптацию выпускников учебных заведений всех уровней к трудовой деятельности» [7 , с. 122].

Систематизации основных факторов динамичного развития региональных конкурентных преимуществ способствует наличие в регионе инвестиционно-венчурных фирм, специализированных производственных структур по реализации конкурентных преимуществ региона, создание мощной производственной системы межрегионального уровня. Как справедливо подчеркивает С. Любимцева, «современный период экономического развития характеризуется кардинальными изменениями системы мирохозяйственных экономических отношений, сопровождаемыми глубокой трансформацией национальных экономических систем, усилением кон-

курентной борьбы. Объективные закономерности, лежащие в основе тенденций развития мировой экономической системы, диктуют новые требования к уровню развития производительных сил, институциональной структуре национальных экономических систем. Соответствие им обеспечивает эффективность и конкурентоспособность национального производства» [6].

Именно поэтому стратегическим параметром отражения региональной экономикой территориальных конкурентных преимуществ в межрегиональном и межстрановом аспектах является уровень преодоления региональных антиконкурентных барьеров и развитие регионального механизма в сфере реализации интеллектуально-образовательных конкурентных преимуществ на основе инновационных факторов ее развития.

Литература

1. Дохолян С. В., Петросянц В. З. Конкурентоспособность региона: методологические вопросы //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2007. — № 4. — С. 34.

2. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. — №3. — 2012. — С. 30-37.

3. Кобрин Ю. Инновации — условие конкурентоспособности // Экономист. — 2004. — № 12. — С. 25.

4. Ларина Н. Интеграция экономической политики на фоне глобализации и регионализации. // Регион: экономика и социология. — 2002. — № 2. — С. 3.

5. Лексин В. Региональные столицы в экономике и социальной жизни России // Вопросы экономики. —

2006. — № 7. — С. 84.

6. Любимцева С. К стратегии инновационного хозяйства // Экономист. — 2007. — № 7. — С. 43.

7. Мерзлова М. Финансово-кредитная поддержка развития образовательных услуг в России // ЭКО. —

2007. — № 5. — С. 121.

8. Петросянц В. З., Дохолян С. В. Концептуальные основы стратегии регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 3. — 2011. — С. 17-23.

9. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, Д. В. Петросянц, А. А. Баширова; под общ. ред. д. э. н., проф. В. З. Петросянца; РАН; Дагестанский научный центральный институт социально-экономических исследований. — М.: Экономика, 2011. — 302 с.

References

1. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z. Competitiveness of the Region: Methodological Issues // Regional Problems of Economic Transformation. — 2007. — No. 4. — P. 34.

2. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykova A. M. Modern Problems of Innovative Social-economic Development of the Region // Regional Problems of Economic Transformation. — No. 3. — 2012. — P. 30-37.

3. Kobrin Yu. Innovations are a Condition of Competitiveness // Economist. — 2004. — No. 12. — P. 25.

4. Larina N. Integration of Economic Politics in the Background of Globalization and Regionalization. // Region: Economics and Sociology. — 2002. — No. 2. — P. 3.

5. Leksin V. Regional Capitals in the Economy and Social Life of Russia // Issues of economics. — 2006. — No. 7. — P. 84.

6. Lyubimtseva S. For the Strategy of Innovative Economy //Economist. — 2007. — No. 7. — P. 43.

7. Merzlova M. Financial-credit Support of the Development of Educational Services in Russia // ECO. — 2007. — No. 5. — P. 121.

8. Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V. Conceptual Foundations of the Strategy of Regional Development // Regional Problems of Economic Transformation. — No. 3. — 2011. — P. 17-23.

9. The Strategy of Regional Development in the Conditions of Innovative Transformations of the Economy / V.Z. Petrosyants, S.V.Dokholyan, D.V.Petrosyants, A.A.Bashirova; under the general editorship of Doctor of Economic Sciences, Professor V.Z.Petrosyants; RAS; Dagestan Scientific Center; Institute of social-economic studies. - Moscow: Economics, 2011. - 302 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.