ЛОГИНОВ Е.Л.,ЗЕЛЕНСКИЙ В.А.
ФОРМИРОВАНИЕ НБИКС1-ПАТТЕРНОВ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ НАУКИ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ2
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования НБИКС-паттернов инновационной активности на основе взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором в сфере NBICS-инноваций. Целью работы является анализ комплекса факторов, лежащих в основе совершенствования взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором для создания новых типов отраслей на научно-технологической базе NBICS-инноваций при встраивании в систему взаимосвязанных российских и международных научно-технических циклов. Исследован механизм формирования организационных сервисов, которые открывают новые пути для улучшения межведомственного взаимодействия на всех стадиях жизненного цикла в рамках суперсистемы с целью повышения конкурентоспособности науки и производства при NBICS-конвергенции. Разработана модель инновационной кластеризации отраслей промышленности России (кластеризация научно-производственной суперсистемы ) с инвестиционной «накачкой» путём целевых инвестиций в технологические узлы упорядоченной структурообразующей сетки комплементарных связей её элементов (экономических агентов) в рамках научно-производственных цепочек межкорпоративного характера.
Ключевые слова: экономика, промышленность, наука, образование, техническое перевооружение, управление.
LOGINOV Е.Ь.,ZELENSKY УЛ.
FORMING NBICS PATTERNS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN RUSSIA BASED ON THE INTERACTION OF FUNDAMENTAL AND APPLIED SCIENCE WITH THE PRODUCTION SECTOR
Abstract. The manuscript discusses the problems of forming NBICS patterns of innovative activity based on an interaction of fundamental and applied science with the manufacturing sector in the field of NBICS-innovations. The goal of this work is an analysis of a complex of factors that make the foundationn of improving the interaction of fundamental and applied science with the manufacturing sector in order to create new types of industries on the scientific-technological foundation of NBICS-innovations while impementing them in the system of inter-connected Russian and international scientific-technical cycles. The mechanism of forming organizational services that open new ways of improving inter-departmental interaction on all stages of the lifecycle in the context of a super-system to improve competitiveness of science and production with NBICS convergence has been studied. A model of innovative clusterization of manufacturing industries of Russia [clusterization of the scientific-manufacturing supersystem] has been developed with the investment "boosting" through targeted investments into technological nodes of a normalized structure-forming network of complimentary connections of its elements (economic agents) in the context of scientific -industrial chains of the inter-cororate type.
Keywords: economics, manufacturing industry, science, education, technical reequipment, management
Курс России на инновации и модернизацию требует адекватной научно-технической базы с учётом проблем и рисков, накопившихся за постсоветские годы в экономике страны в целом и в промышленности в частности [4].
Территориально-отраслевая структура науки и инженерно-технического творчества, их связь с производством за постсоветские годы в нашей стране претерпели серьёзные, а в ряде случаев коренные качественные изменения, во многом войдя в противоречие с доставшейся от социалистического хозяйства системной структурой научного поиска, инженерных сервисов и выработки инноваций, основы которой были заложены ещё в 50-60-х годах ХХ века в рамках «социалистических» (нерыночных) факторов развития и соответствующих инвестиционно-финансовых подходов [6].
1 НБИКС — нано-, инфо-, био-, когно-, социо.
2 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-03014 а).
Для новой индустриализации как концепции, формирующей основные тренды трансформации российской экономики в рамках ответа на вызовы и угрозы естественных и инициированных макроэкономических флуктуаций XXI века, необходимо решение организационных и экономических задач, которые не ставились в нашей стране в предыдущие периоды [5].
Обобщенная модель взаимосвязей мер, направленных на повышение эффективности организационных, экономических и тому подобных процессов развития науки и производства (с учётом мер, предусмотренных в Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий»), приведена на рисунке 1.
Использование новых управленческих технологий для создания координирующей системы управления развития науки и производства является ключевым фактором.
Развитие российских научных и производственных структур в промышленности, основанное на взаимодействии фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором для создания новых типов отраслей на научно-технологической базе NBICS-инноваций при встраивании в систему взаимосвязанных российских и международных научно-технических циклов требует формирования научно-производственной суперсистемы на научно-технологической базе NBICS-инноваций как качественно нового системно-структурного образования на основе пула взаимосвязанных организационных решений, инвестиций и научных проектов [1].
Под научно-производственной суперсистемой России мы понимаем коллаборативно-целостную совокупность распределённых научных и производственных элементов экономико-технологической среды, выделенных по признаку участия в воспроизводстве ресурсов материального, финансового, информационно-когнитивного и подобного характера, информационно замкнутых в квази-единый контур (в рамках территориально-организационных границ государства) для решения задачи удовлетворения эволюционирующих запросов экономики (а также государства и общества) и способных к ресурсно-информационному обмену между собой, где общесистемные инновационные критерии успешности развития определяют выживание отдельного элемента и их групп (так как способствуют более устойчивому общему развитию) в рамках функциональных взаимосвязей.
При этом задача заключается в реализации системного подхода к формированию организационных сервисов, которые открывают новые пути для улучшения межведомственного взаимодействия на всех стадиях жизненного цикла проектов и компоновки набора устойчивых состояний организационного взаимодействия экономических агентов в рамках суперсистемы в целях повышения конкурентоспособности науки и производства при NBICS-конвергенции.
Рассматриваемые меры обеспечат лучшую поддержку научно-технического и производственно-технологического развития при увеличивающейся экономической эффективности научно-технической сферы. Эти меры сформируют новую ситуацию для технологической реализуемости научно-технических циклов работы НИС путём стратегического использования оптимизационных схем когерентного взаимодействия участников научно-технической деятельности в сфере NBICS-инноваций на основе координированных мер, реализуемых органами государственного управления, товаропроизводителями и инвесторами (рис. 2).
Оптимизация схем когерентного взаимодействия участников научно-технической деятельности в сфере NBICS-инноваций на основе координированных мер, реализуемых органами государственного управления, товаропроизводителями и инвесторами, требует преобразования механизмов управления субъектами распределённого комплекса инновационных систем с опорой на улучшение иерархического и сетевого (сетецентрического) взаимодействия элементов научно-производственной суперсистемы.
Принятие данной стратегии включает создание современной инфраструктуры коммуникаций и обработки информации с унифицированностью в сервисах, необходимых различным научным дисциплинам, масштабируемой и гибкой программной платформы, обеспечивающей создание тиражируемых научно-технологических сетей и рассчитанной на управление данными, поступающими с высокой скоростью и их анализ в реальном времени. В результате расширяются возможности для совершенствования деятельности организационных структур, занимающихся генерацией, коммерциализацией и внедрением инноваций, что предъявляет еще более высокие требования к государственному и корпоративному менеджменту для повышения уровня их общей эффективности.
Развитие материально-технической базы науки
Расширение доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры
Реализация стратегических программ (проектов) национальной значимости
Осуществление модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок
Определение и уточнение приоритетных направлений исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития
Расширение состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку
Опережающее развитие инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом
Поддержка работ, осуществляемых исследователями и научными коллективами, способными на выполнение научных исследований на мировом уровне
Совершенствование системы государственных научных центров, направленное на повышение эффективности и конкурентоспособности российских разработок
V__'
Расширение роли государственных научных фондов в финансировании фундаментальных научных исследований
Поддержка распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем
V___/
Постепенное увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований
Увеличение финансирования из внебюджетных источников
Развитие финансирования фундаментальной науки через долгосрочные формы адресного финансирования на конкурсной основе научных групп, реализующих исследовательские проекты под руководством ведущих учёных
Повышение конкурентоспособности исследований и разработок
Поддержка на возвратной основе прикладных научных исследований и разработок, проводимых предприятиями высокотехнологичных секторов экономики
Содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом
Повышение эффективности и результативности государственных расходов на поддержку научно-технической сферы
Реформирование системы оплаты труда в сфере науки, устанавливающей зависимость оплаты труда от
результатов и качества работы
4 4
Формирование института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой
Содействие развитию
внутрифирменной (корпоративной) науки
Поддержка развития научной кооперации высших учебных заведений, государственных научных учреждений с предприятиями высокотехнологичных секторов экономики
Формирование и реализация комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки
Предоставление бюджетных фундаментальных и прикладных грантов на выполнение научных исследований научным организациям и вузам на условиях привлечения этими организациями частного софинансирования в соответствующие проекты
Содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок Ч_/
тз
"О
о
о
сд
ХЭ >
©ч
о
ю
1л7
О
1=П
О
Я
оо
га о
сл
Рис. 1. Модель взаимосвязей мер, направленных на повышение эффективности организационных, экономических и тому подобных процессов развития науки и производства
Рис. 2. Схема стратегического использования оптимизационных схем когерентного взаимодействия участников научно-технической деятельности на основе координированных мер, реализуемых органами государственного управления, товаропроизводителями и инвесторами
Это будет способствовать повышению международной конкурентоспособности российской промышленности на основе достижения нового уровня экономической эффективности научно -производственной суперсистемы за счет использования технологии информационно-вычислительного обслуживания функциональной научно-производственной цепочки для формирования интеграционно-координационных основ научно-технического развития на базе отечественных NBICS-инноваций национальной экономики в рамках соответствующих управленческих алгоритмов.
Главными принципами этих мероприятий можно считать обеспечение реальной объеди-нённости взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором для создания новых типов отраслей на научно-технологической базе NBICS-инноваций, применение открытой архитектуры и модульности построения современных систем и комплексов информационно-вычислительного обслуживания функциональной научно-производственной цепочки, а также осуществление вертикальной и горизонтальной интеграции и взаимодействия всех участников управленческих транзакций (функционирования и развития научных и производственных структур).
При этом обеспечение всесторонней интеграции, повышение уровня взаимодействия, а также достижение синергетического эффекта за счёт реализации принципов новых
«сетецентрических» концепций и интеграции систем обмена информацией, генерирования знаний и коммерциализации инноваций становится все более актуальным и приоритетным направлением реформирования инновационных экосистем большинства стран мира [3].
Итогом такой стратегии будет являться сохранение и мультипликация массивов добавленной стоимости от производства российской как энерго-сырьевой, так и высокотехнологичной продукции, а также знаний и компетенций и предоставления интеллектуальных услуг.
При реализации стратегии формирования научно-производственной суперсистемы России на научно-технологической базе NBICS-инноваций необходимо увязать мероприятия с процессами внедрения в научной и производственной сфере России технологий [3D, 4D, 5D, 6D]-моделирования высокотехнологичных систем и сверхсложных процессов, увеличения объёма финансирования науки, наращивания отечественных технологий в производстве и пр. Скоорди-нированность этих мероприятий задает успешность данных мероприятий, как это видно из сценария-прогноза развития промышленности России.
Необходимы информационная интеграция и координация организационно-технологической деятельности предприятий различных форм собственности — комплекс инженерно-консультационных услуг исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований инвестиционных проектов [2].
Такая координация должна идти через существующие инновационные структуры в рамках перехода российских хозяйствующих субъектов в научно-технической сфере на новые модели бизнес-процессов и постоянной и пошаговой оптимизации бизнеса с учётом новых показателей и новых пороговых значений функциональной деятельности (рис. 3).
Инновационная кластеризация научно-производственной суперсистемы позволяет структурировать процессы формирования НБИКС-паттернов инновационной активности экономических агентов в сфере науки и производства при NBICS-конвергенции для формирования ключевых зон когерентного научно-технологического роста.
Деятельность по оптимизации научно-технических циклов является основой для финансирования технологического перевооружения в рамках технологических платформ и целевых программ отраслевого и регионального управления научно-техническими процессами функционирования и развития научных и производственных структур в целях обеспечения эффективного функционирования НИС России (в перспективе НИС ЕАЭС) с опорой на NBIKS-инновации мирового уровня.
Определение области оптимизации циклов работы научно-производственной суперсистемы в целях обеспечения генерирования знаний и коммерциализации инноваций, производится посредством проведения комплекса расчетов нормальных и антикризисных научно-технических циклов с использованием расчетных финансовых моделей.
Анализ результатов расчётов должен быть ориентирован на соответствие научно-технических циклов требованиям формирования новых бизнес-моделей генерирования знаний и коммерциализации инноваций в части обеспечения новой индустриализации по динамической когерентной оптимизации архитектуры кооперационных связей диффузионно связанных элементов НИС в рамках оперативного контура управления научно-техническими процессами функционирования и развития работы научных и производственных структур.
В результате будет реализован процесс перехода от структуры анклавного функционирования научных и производственных структур, воспроизводящего иерархическое построение структуры инновационного управления (дезинтегрированного по горизонтали), к структуре унифицированной единой логической сети управления, гарантирующей взаимодействие между любыми двумя точками в инновационной экосистеме и любой точкой бизнеса.
В этом случае для промышленности России складывается новая матрица глобальных конкурентных факторов с возможностью участия в формировании макрорынков с заданным характером (финансового) обмена зарубежных инноваций на российские инновации в дополнение к российскому энерго-сырьевому (а также военно-промышленному, атомно-энергетическому, аэрокосмическому) экспорту, изменение форматов мировой инвестиционной среды, концентрации у российских компаний собственности на ключевые инновации (НМА) и российские и зарубежные инновационные активы (объекты, пакеты акций, ключевые сегменты глобальных научно-технологических сетей и пр.).
Рис. 3. Инновационная кластеризация отраслей промышленности России (кластеризация научно-производственной суперсистемы) с инвестиционной «накачкой» путём целевых инвестиций в технологические узлы упорядоченной структурообразующей сетки комплементарных связей её элементов (экономических агентов) в рамках научно-производственных цепочек межкорпоративного характера
Итогом такой стратегии будет являться сохранение и мультипликация массивов добавленной стоимости от производства российской как энерго-сырьевой, так и высокотехнологичной продукции, а также знаний и компетенций и предоставления интеллектуальных услуг.
В результате сформируется возможность расширения масштабов финансово-инвестиционной поддержки отечественных производителей научно-технических продуктов за счёт российских финансовых ресурсов в рамках именно российских, определённых на федеральном уровне приоритетов социально-экономического развития с постепенным вымыванием из производственного сектора технологий импортного производства с их заменой на отечественные разработки [14-31].
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №3, 2015
Литература
1. Агеев А. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники // Экономические стратегии. — 2014. — № 8. — С. 12-20.
2. Деркач А. К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России //Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 8 (75). — С. 107-109.
3. Деркач А. К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики //Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 9 (76). — С. 107-108.
4. Зеленский В. А. Организационно-экономические механизмы интегрированного управления научно-техническим комплексом России // Экономические науки. — 2012. — № 10. — С. 111-116.
5. Зеленский В. А. Удовлетворение спроса на научно-технические ресурсы как инструмент разрешений структурных диспропорций и противоречий в экономике России // Вопросы экономики и права. — 2012. — № 53. — С. 130-136.
6. Логинова В. Е. Проблемы перехода российской экономики к новому технологическому базису на основе развития НИС России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 8. — С. 114-116.
7. Лукин В. К. Развитие регионального сегмента российской финансовой системы в условиях глобализации // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2013. — № 4. — С. 241-245.
8. Лукин В. К. Формирование взаимосвязанного комплекса организационных инструментов обслуживания финансовых программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2013. — № 4. — С. 245-249.
9. Петров Д. В. Мирохозяйственная адаптация организационных механизмов инвестиционного стимулирования модернизационных программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2014. — № 1 (61). — С. 226-231.
10. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем / Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 294 с.
11. Региональная модель управления экономикой промышленности. — Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001. — 209 с.
12. Сайфиева С. Н. Иностранные инвестиции в российской экономике // Вестник Казахского университета экономики, финансов и международной торговли. — 2013. — № 1. — С. 46-56.
13. Хуако Х. Ш. Разработка механизма мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на заёмные средства // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2014. — № 1 (61). — С. 264-269.
14. Дохолян С. В. Бизнес-планирование на промышленных предприятиях: вопросы теории и практики. / С. В. Дохолян, А. М. Абабчараева. — Махачкала: Изд-во ИСЭИДНЦРАН, 2009. — 168 с.
15. Дохолян С. В. Внутрифирменное планирование на промышленных предприятиях. / С. В. Дохолян, С. М. Газимагомедов. — Махачкала: Изд-во ДГУ 2007. — 170 с.
16. Дохолян С. В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона / С. В. Дохолян,
B. З. Петросянц, А. С. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 1. —
C. 9.
17. Дохолян С. В. Прогнозирование развития промышленных предприятий в условиях рыночной неопределенности / С. В. Дохолян, З. С. Оруджева. — Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2011. — 156 с.
18. Дохолян С. В. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова //Региональные проблемы преобразования экономики. — № 3. — 2012. — С. 30-37
19. Дохолян С. В. Управление рисками на промышленных предприятиях. / С. В. Дохолян, М. Б. Глоов. — Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2005. — 108 с.
20. Дохолян С. В. Формирование системы экологического менеджмента на промышленном предприятии. / С. В. Дохолян, А. М. Темирбулатов. — Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2008. — 168 с.
21. Дохолян С. В. Экономический механизм управления бизнес-процессами промышленного предприятия. / С. В. Дохолян, К. Г. Амирханов. — Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2007. — 148 с.
22. Дохолян С. В., Петросянц В. З. Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 10. — С. 12-21.
23. Зоидов К. Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования. — М.: ИПР РАН, 2006. —168 с.
24. Зоидов К. Х., Дурандин О. Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Ч. 1-Ш // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011, № 4; 2012, № 1-3.
25. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Исследование экономической циклической динамики России в периоде 1960 -2012 годов и совершенствование регулирования эффективной стратегии опережающего развития // Региональные проблемы преобразования экономики — 2012. — № 2. — С. 20-41.
26. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, Д. В. Петросянц, А. А. Баширова; под общ. ред. д. э. н., проф. В. З. Петросянца; РАН; Дагестан. науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — Москва: Экономика, 2011. — 302 с.
27. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Губин В. А., Зоидов З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития — М.: ЦЭМИРАН, 2012. — 207 с.
28. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. — М.: ИПР РАН; СПб.: Нестор-
История, 2014. — 800 с.
29. Цветков В. А., Борталевич С. И., Логинов Е. Л. Стратегические подходы к развитию энергетической инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков. — М.: ИПР РАН, 2014. — 511 с.
30. Цветков В., Елисеев Д. Модернизация экономики России: стратегические цели и задачи // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 12. — С. 8-17.
31. Цветков В. А., Петраков Н. Я. К вопросу о реорганизации науки и наукоёмкого сектора // Экономист. — 2013. — № 10. — С. 3-15.
32. Шевченко И. В., Александрова Е. Н. Система факторов экономического роста российской экономики // Финансы и кредит. — 2005. — № 12. — С. 8-17.
References:
1. Ageev A. the State Committee for science and technology policy: the center of a network of concentration of scientific-technical relations in the key areas of knowledge for integrated management in the field of science and technology //Economic strategy. — 2014. — No. 8. — S. 12-20.
2. Derkach A. K. Investment aspects of balancing scientific and technological cycles in the economy of Russia //Almanac of modern science and education. — 2013. — № 8 (75). — P. 107-109.
3. Derkach A. K. Problems offormation of post-industrial scientific-industrial base of the Russian economy // Almanac of modern science and education. — 2013. — № 9 (76). — P. 107-108.
4. Zelensky V. A. Organizational-economic mechanisms of integrated management of scientific and technological complex of Russia //Economic science. — 2012. — No. 10. — P. 111-116.
5. V. A. Zelensky meeting the demand for scientific and technical resources as a tool permits structural imbalances and contradictions in the Russian economy // problems of Economics and law. — 2012. — No. 53. — P. 130-136.
6. Loginov V. E. Problems of transition of the Russian economy to a new technological basis for the development of NIS Russia //Actual problems of Humanities and natural Sciences. — 2013. — No. 8. — P. 114-116.
7. Lukin V. K. Development of a regional segment of the Russian financial system in the globalizing Economy. Right. Print. Bulletin of KSEI. — 2013. — No. 4. — P. 241-245.
8. Lukin V. K. Formation of complex interrelated organizational maintenance tools financial software // Economics. Right. Print. Bulletin of KSEI. — 2013. — No. 4. — P. 245-249.
9. Petrov D. V. World economic adaptation of the institutional arrangements of the investment modernization incentive programs // Economics. Right. Print. Bulletin of KSEI. — 2014. — № 1 (61). — P. 226-231.
10. Problems of monitoring of the operation of distributed information systems / Monograph. — M.: UNITY-DANA, 2005. — 294 p.
11. The regional model of economic management industry. — Krasnodar: Krasnodar law Institute of MIA of Russia, 2001. — 209 p.
12. Saifieva S. N. Foreign investment in the Russian economy // Bulletin of the Kazakh University of economy, Finance and international trade. — 2013. — No. 1. — P. 46-56.
13. The khuako H. S. development of a mechanism of multiplication of investment resources based on borrowed funds //Economics. Right. Print. Bulletin of KSEI. — 2014. — № 1 (61). — P. 264-269.
14. Dokholyan S. V. Business planning at industrial enterprises: theory and practice. / S. W. Doolan, A. M. Abaceria. Makhachkala: Publishing house of ISAIDagestan scientific center of RAS, 2009. — 168p.
15. Dokholyan C. V. corporate planning at industrial enterprises. / S. V. Dokholyan, S. M. Gazimagomedov. Makhachkala: publishing house of the DSU 2007. — 170 p.
16. Dokholyan S. V. Mechanism of implementation of the industrial policy of the depressed region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., A. S. Dokholyan // Regional problems of transforming the economy. — 2010. — No. 1. — S. 9.
17. Dokholyan S. V. prediction of the development of industrial enterprises in conditions of market uncertainty / S. V. Dokholyan, Z. S. Orujov. Makhachkala: Publishing house of ISAI, Dagestan scientific center RAS, 2011. — 156p.
18. Dokholyan S. V. Modern problems of innovative socio-economic development of the region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., A. M. Sadykova // Regional problems of transforming the economy. — No. 3. — 2012. — P. 30-37
19. Dokholyan S. V. risk Management in industrial enterprises. / S. W. Doolan, M. B. Glob. Makhachkala: Publishing house of ISAI, Dagestan scientific center RAS, 2005. — 108 p.
20. Dokholyan S. V. Formation of system of ecological management at the industrial enterprise. / S. W. Doolan, A. M. Temirbulatov. Makhachkala: Publishing house of ISAI Dagestan scientific center of RAS, 2008. — 168 p.
21. Dokholyan S. V. Economic mechanism of business processes of industrial enterprises. / S. W. Doolan, K. G. Amirkhanov. Makhachkala: Publishing house of ISAI Dagestan scientific center of RAS, 2007. — 148 p.
22. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z. Problems of formation and implementation of industrial policy of the depressed region //Regional economy: theory and practice. — 2010. — No. 10. — P. 12-21.
23. Zoidov Kh. H. Innovation economy: experience, problems, ways offormation. — M.: IPE RAS, 2006. — 168 p.
24. Zoidov Kh. H., Durandin O. G. To the problem offormation of innovative economy in the post-Soviet countries in the context of modernization. Part I-III // Regional problems of transforming the economy. — 2011, № 4; 2012, № 1-3.
25. Zoidov Kh. H., Z. K. Zoidov The study of cyclical economic dynamics in Russia in the period 1960-2012, better regulation effective strategy of advanced development // Regional problems of transforming the economy
in 2012. — No. 2. — Pp. 20-41.
26. The regional development strategy in the conditions of innovative transformations of economy / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan, Petrosyants D. V., A. A. Bashirova; under the General editorship of doctor of Economics, Professor Petrosyants V. Z.; RAS; Dagestan. scientific. center, Institute of social and Econ. research. — Moscow: Economics, 2011. — 302 p.
27. Tsvetkov V. A., Zoidov Kh.H., V. A. Gubin, Z. K. Zoidov The study of socio-economic cyclical dynamics of Russia and the better regulation strategy of advanced development — Moscow: CEMI RAS, 2012. 207.
28. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A. the development of evolutionary models of transport and transit system of Russia in the conditions of integration and globalization. — M. : IPE RAS; SPb. : Nestor-History, 2014. — 800 p.
29. Tsvetkov V. A., Bartulovic S. I., Loginov E. L. Strategic approaches to the development of the energy infrastructure ofRussia in the integration of national energy systems and energy markets. — M. : IPE RAS, 2014. — 511 p.
30. Tsvetkov V., Eliseev D. Modernization of the Russian economy: strategic goals and objectives // problems of theory and management practice. — 2011. — No. 12. — S. 8-17.
31. Tsvetkov V. A., Petrakov N. I. To the question of the reorganization of science and science-intensive sector of// the Economist. — 2013. — No. 10. — S. 3-15.
32. Shevchenko I. V., Alexandrova E. N. The system of factors of economic growth of the Russian economy // Finance and credit. — 2005. — No. 12. — S. 8-17.