КОВАЛЬЧУК Ю.А.,СТЕПНОВ И.М.
КЛАСТЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЕДИНСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ, ИННОВАЦИОННОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИК РОССИИ
Аннотация. Традиционные парадигмы отраслевых комплексов и региональных кластеров не применимы в существующем виде для принятия управленческих решений по проектам кластерного развития и не содержат основ для формирования надкластерного управления. В статье доказано, что кластеры являются критерием эффективности инновационной и промышленной политик при условии поддержания баланса между национальными корпорациями и региональными кластерами, конкурирующими за ресурсы в пределах одной территории. Такой подход дает возможность создать основу для эффективного взаимодействия региональных кластеров и национальных корпораций и позволит формировать научно-техническую политику, инновационную политику, промышленную политику (федерального и регионального уровней) с учетом результативности кластеризации регионов.
Ключевые слова: региональная экономика, региональный кластер, импортозамещение, конкурентоспособность, промышленная политика, инновационная политика, стратегия.
КОУЛЬСНиК Уи.А.,STEPNOУ 1.М.
CLUSTER CONCEPT OF EFFECTIVE SPECIALIZATION OF REGIONS IN THE CONDITIONS OF UNITY OF SCIENTIFIC-TECHNICAL, INNOVATIVE AND INDUSTRIAL POLICIES OF RUSSIA
Abstract. Traditional paradigms of industry complexes and regional clusters are not usable in the existing form for making managerial decisions on projects of cluster development and do not contain the foundation to form super-cluster management. The article proves that clusters are criteria of effectiveness of innovative and industrial policies on condition of maintaining a balance among national corporations and regional clusters competing for resources within one territory. This approach gives an opportunity to create the basis for effective interaction of regional clusters and national corporations, and will permit to form a scientific-technical policy, innovative policy, industrial policy (of the federal and regional levels) taking into account the results of regional clusterization.
Keywords: regional economy, a regional cluster, import substitution, competitiveness, industrial policy, innovative policy, a strategy.
Успешное развитие России требует повышения темпов экономического роста до 5-6% в год (рис. 1), в первую очередь, за счет увеличения объемов производства в реальном секторе экономики промышленно-сырьевых регионов, составляющих более 70% всех субъектов Российской Федерации (рис. 2).
^^промышленное производство в целом
обрабатывающие проиоводствд конкурентные рынке в
Рис. 2. Динамика производства по основным видам деятельности (база — среднемесячнътуровень 2008 г.; обрабатывающие производства без производства
нефтепродуктов и сторойматериалов) [9]
Вполне очевидно, что рост объемов производства будет сопровождаться организационными изменениями как в старопромышленных регионах, в индустриальной структуре которых доминируют предприятия четвертого технологического уклада, так и в регионах с преобладающим развитием добывающего сектора экономики.
В связи с этим актуализируются три принципиально разных сценария динамичного развития национальной экономики:
- сценарий 1: развитие национальных корпораций, их проникновение в регионы при условии сбалансированности федеральной экономической политики, возможном усилении диспропорций в регионах и ориентацией на внутрикорпоративное планирование размещения производств;
- сценарий 2: развитие региональных кластеров, объединяющих региональный потенциал, ориентированных на сбалансированность региональной экономики и использующих рыночные механизмы сбалансированности экономики государства;
- сценарий 3: поиск компромисса путем эффективной специализации регионов и приоритетности региональных решений при проникновении национальных (федеральных) хозяйствующих структур в регион.
Эти процессы будут осложнены направлениями развития промышленной среды: как восстановлением или модернизацией производственных мощностей, утраченных или устаревших в процессе деиндустриализации 1990-х годов, так и новой индустриализацией народного хозяйства на инновационной основе (рис. 3), а также наличием большого числа субъектов федерации, обладающих территориями, превышающими территории многих европейских государств.
В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. цель государственной региональной политики определена как повышение сбалансированности пространственного развития российской экономики, что предполагает:
— формирование новых центров динамичного экономического роста на всей территории страны;
— уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между регионами и внутри регионов;
— дальнейшее освоение территорий России, имеющих долгосрочные экономические преимущества.
Однако недостаточность научно обоснованных рекомендаций по преобразованию региональных экономик [2, 4, 8] усиливает системные противоречия, накопившиеся как в самой экономике, так и в концепциях, описывающие региональные экономики. Отсутствие решений по определению интегрального эффекта кластеров во вкладе в ВВП приводит к экономиче-
ской необоснованности проектов на национальном уровне.
Развитию кластерной концепции и кластерных инициатив посвящено значительное количество исследований во всем мире. Это связано не только с популярностью работ М.Портера (его идеи развиты в многочисленных работах как российских, так и зарубежных ученых), но и началом второй волны кластерных инициатив [1, 3, 7, 8]. Большинство современных кластеров было создано в 1999 г. (порядка 500) и к 2004 их было около 1400 [8]. В 2012 г. началась новая волна кластеризации [10], одной из причин которой является старение кластеров (жизненный цикл которых составляет 15-20 лет) (например, с необходимостью проблем обновления столкнулся такой кластер, как NOKIA в Финляндии).
Рис. 3. Инвестиции в основной капитал (в % к среднемесячному значению) [11]
Развитие концепции кластерной специализации регионов актуально также по следующим причинам:
— в части поддержки малого предпринимательства (именно региональные кластеры создают необходимый инвестиционный климат и предпринимательскую среду, доступную как для входа малого бизнеса, так и его поддержки), что практически недостижимо в рамках национальных компаний;
— в части привлечения иностранных инвестиции в региональный кластер, что дает больший эффект для экономики России, нежели привлечение инвестиций в национальные корпорации (если в национальных корпорациях инвестиции направлены на эффективность деятельности самой компании (финансовое управление), то в региональном кластере иностранные инвестиции приводят к развитию территории, созданию новых рабочих мест).
Таким образом, традиционные парадигмы отраслевых комплексов и региональных кластеров не применимы в существующем виде для принятия управленческих решений по проектам кластерного развития и не содержат основ для формирования надкластерного управления.
При этом следует отметить целый ряд противоречий, осложняющих развитие региональных экономик:
— развитие национальных корпораций идет с преобладающей поддержкой федерального центра, тогда как региональный сектор экономики ориентирован на собственное развитие при возможном участии в финансировании. Основные формы поддержки отраслевых комплексов приходятся на крупные корпорации, тогда как региональные проблемы рассматриваются как
преимущественно часть социальной политики, нежели экономической;
— тотальное декларирование в регионах кластеризации экономики как формы экономического хозяйствования (вплоть до дублирования кластеров в одном регионе) с закреплением в основных стратегических документах экономического развития региона;
— невозможность формирования в российской действительности кластеров в обычном понимании на федеральном уровне (имеют место научно некорректные попытки называть деятельность национальных корпораций вертикальным кластером), что ведет к необходимости решения кластером задач, востребованных на региональном уровне;
— опыт европейских кластеров показывает их среднесрочный характер — т. е. кластерные решения имеют предел (горизонт) планирования не более 15-20 лет, что обеспечивает их связь с циклами С. Кузнеца. Жизненный цикл кластера подтверждается тем фактом, что кластеры создаются либо в быстро развивающих отраслях (для получения эффекта за 15 лет), либо в консервативных отраслях, где происходят медленные изменения (например, туризм), чтобы инновационные прорывы не свели на нет ожидаемые преимущества;
— субъективность принятия решения о кластеризации региональной экономики, при котором формирование кластеров для ряда регионов стало самоцелью и попыткой получения дополнительного федерального финансирования.
Именно поэтому существующие модели кластерного развития (кластерного формирования), за исключением сетей компетенций [5], с одной стороны, решая задачу инвестиционного климата в регионе, тем не менее оказываются несостоятельными в части стратегического планирования экономических результатов.
При этом необходимо учитывать, что российские регионы, рассматриваемые как сложные неоднородные системы во взаимосвязи общества и экономики, характеризуются высоким уровнем дифференциации и неустойчивостью темпов развития. В таких условиях даже незначительное изменение направлений технического прогресса, источников экономического роста или даже приоритетов социальной политики может спровоцировать кризисное увеличение внутренних проблем.
Вследствие этого необходимо сделать вывод об обоснованности формулирования и необходимости решения проблемы стратегического выбора эффективной специализации региональных кластеров с точки зрения социальных и экономических интересов регионов России.
Особую актуальность данной проблеме придает тот факт, что процессы кластеризации воздействуют на все составляющие системы «общество-экономика» в их целостном единстве.
Подход к решению проблемы, по нашему мнению, заключается в развитии концепции кластерного развития путем обеспечения методологией и инструментарием надкластерного управления, прежде всего, в части эффективной специализации регионов; в разработке моделей баланса между вкладами в ВВП и ВРП; активном участии экспертного сообщества в оценке кластерного развития регионов и России в целом; паритетном взаимодействии всех составляющих региональной системы (включая национальные корпорации, малый бизнес, инвестиции).
В мировой науке такой опыт исследования кластеров сформирован в рамках комиссии при ЕС «Knowledge for Grows» [13, 14] и опирается на концепцию Smart specialization [15], в рамках которой разрабатывается типология регионов с учетом условий и потенциала их развития и дифференциации научно-технической, инновационной и промышленной политик по отношению к регионам разного типа, а кластеры используются как мера успешности реализации такой политики. Аналогичные задачи стоят и перед кластерами Южной Кореи [15], также столкнувшейся с проблемами необходимости новых инициатив в существующих кластерах и решении задач надкластерного управления. Для российской практики такая концепция не применима в полном объеме из-за необходимости проработки кластерной концепции каждого региона на федеральном уровне, что будет противоречить принципам региональной политики на современном этапе. В настоящее время представляется более целесообразным задание параметров проектирования кластерной политики на федеральном уровне, в рамках которых регион сможет выбирать с учетом собственного потенциала направления региональной специализации кластеров.
Одним из подходов, позволяющих отказаться от традиционного проектирования кластеров,
Ковальчук Ю.А., Степнов И.М.
кластерная концепция эффективной специализации регионов в условиях единства научно-технической, инновационной --и промышленной политик россии -
становится возможность использования положений теории организационных платформ как новых институциональных форм организационных изменений в региональной экономике. В практическом плане содержание проблемы выбора специализации состоит в необходимости принятия всесторонне обоснованных управленческих решений, опирающихся на комплексную увязку стратегий развития отраслевых комплексов и региональных социально-экономических систем на основе создаваемых приоритетных технологических платформ (перечень технологических платформ утвержден решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, протокол № 2 от 1.04.2011 г., протокол № 3 от 5.07.2011 г., решением президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, протокол № 2 от 21.02.2012 г.,) и реализуемых пилотных инновационных проектов (перечень инновационных территориальных кластеров утвержден поручением председателя Правительства РФ №ДМ-П8-5060 от 28.08. 2012 г.), предусмотренных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 8.12.2011 г.), программ поддержки кластерного развития (приказ Минэкономразвития России «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» №220 от 24.04.2013 г.; методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ утверждены приказом Министерством экономического развития РФ №20615-ак/д19 от 26.12.2008 г.).
Решение практической задачи требует уточнения кластерной концепции в части развития надкластерного управления, обеспечивающего необходимый (для национальной экономики) уровень специализации региональных кластеров и позволяющего поддерживать баланс между национальными корпорациями и региональными кластерами, подтверждения возможности эффективной специализации кластеров в национальной экономике, формирования типологии кластеров, учитывающей их специализацию, и разработки методологии обеспечения эффективной специализации регионов. Кроме того, уточнение кластерной концепции должно методологически (принципы, критерии, методики) обеспечить проведение экспертизы проектов кластеров и их мониторинг (такие методики также отсутствуют на современном этапе).
Развитие кластерной концепции позволяет уточнить принципы формирования кластеров с учетом их специализации; модели взаимодействия региональных кластеров и национальных корпораций; классификация кластеров с учетом положения о специализации и применении организационных платформ; методология проектирования кластеров.
Надкластерное управление, первоначально, по нашему мнению, должно обеспечить обоснование необходимого уровня специализации кластеров; выбор критериев эффективности кластеров; оценку влияния кластеризации на рост ВРП и ВВП; разработку положений, соответствующих критериям специализации в научно технической, инновационной и промышленной политиках.
Мониторинговая составляющая указанной концепции должна включить в себя принципы и содержание экспертизы кластерных проектов, учитывающих их специализацию в рамках экономики России и отражающих конкуренцию между кластерами одной специализации.
Ключевые направления уточнения кластерной концепции в рамках научной идеи развития надкластерного управления заключаются в следующем:
— обоснованная необходимость специализации кластеров, учитывающая формы взаимодействия национальных корпораций и кластеров;
— оценка необходимого и достаточного уровня специализации региональных кластеров;
— критерии эффективной специализации региональных кластеров для различных уровней экономических систем;
— включение в состав принципов проектирования кластеров принципа учета эффективной специализации регионального кластера;
— модели (агент-ориентированные) неоднородности региональных экономических систем и исследование влияния неоднородности на формирование кластерных проектов;
— алгоритмы принятия управленческих решений в рамках надкластерного управления.
В результате уточнения кластерной концепции можно сделать выводы о том, что кластеры
являются критерием эффективности инновационной и промышленной политик при условии поддержания баланса между национальными корпорациями и региональными кластерами, конкурирующими за ресурсы в пределах одной территории. Такой подход, кроме того, дает возможность создать основу для эффективного взаимодействия региональных кластеров и национальных корпораций и позволит формировать научно-техническую политику, инновационную политику, промышленную политику (федерального и регионального уровней) с учетом результативности кластеризации регионов.
Литература
1. Буянова, М. Э., Дмитриева, Л. В. Оценка эффективности создания региональных инновационных кластеров // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. Серия 3: Экономика, экология. № 2 (21). С. 55-62.
2. Баширова, А. А Эколого-экономическая безопасность региона : проблемы, решения, перспективы // Экономические науки. 2009. № 61. С. 291-294.
3. Дохолян, С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство. № 6. 2011. С. 14-22.
4. Дохолян, С. В. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий / С.В. Дохолян, А.С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 6-22.
5. Ковальчук, Ю. А., Степнов, И. М. Управление модернизационными процессами в высокотехнологичных отраслях в условиях реиндустриализации экономики // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2013. № 2(44). С. 114-122.
6. Нехаев, С. А. Интеграция кластеров, отраслей и технологий (на примере кремниевого производства и фотовольтаики) // Экспертная сеть по вопросам государственного управления «ГосБук» [Электронный ресурс]. — URL : //http://www.gosbook.ru/document/61855/61889/preview.
7. Петросянц, В. З. Критерии и факторы экономического роста региона / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Проблемы современной экономики. 2007. № 4. С. 245-250.
8. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации ; под ред. Л.М. Го-хберга, А.Е. Шадрина. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
9. Тенденции развития промышленности : ноябрь 2014 г. — М. : Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 2014.
10. Территориальные кластеры : дайджест новостей / Проект «Российская кластерная обсерватория» (РКО) — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. — URL : //http://http://cluster.hse.ru/about/news.php/.
11. Тренды российской экономики : сентябрь 2014 г. — М. : Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 2014.
12. Хомутов, А. О. Кластеры как форма региональной экономической интеграции // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №10. С. 87-93.
13. Knowledge for Growth : prospects for science, technology and innovation // Selected papers from Research Commissioner Janez Potocnik's Expert Group. European Commission, European Union. — Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2009. November.
14. Levy, C., Sissons, A., Holloway, Ch. A plan for growth in the knowledge economy //A Knowledge Economy program paper. — London : Lancaster University, 2011. June.
15. Smart specialization for innovation-driver growth : its extension to East Asia // OECD outreach workshop. KDJ Convention Center, Gwangju, Korea, 2013, 3-5 April.
References:
1. Buyanova, M.E., Dmitriev, L. Evaluation of the establishment of regional innovation clusters // Herald of Volgograd State University. 2012. Series 3: Economy, ecology. Number 2 (21). S. 55-62.
2. Bashirov, A.A. Ecological and economic security of the region: problems, solutions and prospects // Economics. 2009. № 61. C. 291-294.
3. Dokholyan, S.V. Management of sustainable development of territorial socio-economic systems mezore-giona //Economics and Entrepreneurship. № 6. 2011. pp 14-22.
4. Dokholyan, S.V. Modeling of socio-economic development of the areas of economic / S.V. Dokholyan, A.S. Dokholyan // Regional problems of transformation of the economy. 2011. № 4. C. 6-22.
5. Kovalchuk, Y.A., steppe, IM Management modernization processes in high-tech sectors of the economy in a reindustrialization // Vestnik of Ryazan State University of Radio Engineering. 2013. № 2 (44). Pp 114-122.
6. Nekhaev, S.A. Integration clusters of industries and technologies (for example, silicon production and photo-voltaics) // Expert Network in Public Administration "GosBuk" [Electronic resource]. - URL: // http:// www.gosbook.ru/document/61855/61889/preview.
7. Petrosyants, V.Z. Criteria and factors of economic growth in the region / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // Problems of modern economy. 2007. № 4. S. 245-250.
8. Pilot innovative regional clusters in the Russian Federation; ed. LMHochberg, A.E. Shadrin. - MA: National Research University "Higher School of Economics", 2013.
9. Tendencies of development of the industry: November 2014 - Moscow: Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting, 2014.
10. Local clusters: News Digest /project "Russian Cluster Observatory" (CSC) - National Research University "Higher School of Economics" [Electronic resource]. - URL: //http: //http://cluster.hse.ru/about/news.php/.
11. Trends of the Russian economy: September 2014 - Moscow: Center for Macroeconomic Analysis and Short -Term Forecasting, 2014.
12. Chomutov, A.O. Clusters as a form of regional economic integration // Russian External Economic Bulletin. 2011. №10. S. 87-93.
13. Knowledge for Growth: prospects for science, technology and innovation // Selected papers from Research Commissioner Janez Potocnik's Expert Group. European Commission, European Union. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2009. November.
14. Levy, C., Sissons, A., Holloway, Ch. A plan for growth in the knowledge economy //A Knowledge Economy program paper. - London: Lancaster University, 2011. June.
15. Smart specialization for innovation-driver growth: its extension to East Asia // OECD outreach workshop. KDJ Convention Center, Gwangju, Korea, 2013, 3-5 April.