АБДУЛАЕВ Ш.-С.О. , ДЕНЕВИЗЮК Д.А.,САДЫКОВА А.М.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Аннотация. Обоснована актуальность принятия специальных политико-экономических решений, направленных на укрепление обороноспособности страны и решение проблем импортозамещения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в условиях санкционного давления стран ЕС и США. Разработаны направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на укрепление обороноспособности страны. Обоснована необходимость и сформулированы методологические подходы к разработке государственной конверсионной программы для предприятий оборонно-промышленного комплекса Республики Дагестан с целью решения проблемы импортозамещения. Рассмотрены вопросы выхода из кризиса методами бинарной теории экономики, на основе которой сформулированы задачи, стоящие перед государственной системой управления экономикой страны и его субъектов. Представлены основные проблемы социально-экономической сферы, решение которых позволило бы обеспечить устойчивый и стабильный рост социально-экономического, экологического и политического развития страны и ее регионов. Ключевые слова: кризис, политико-экономические решения, обороноспособность, оборонно-промышленный комплекс, импортозамещение, экспорт, импорт, промышленная политика, конверсионная программа, демократический капитализм, бинарная теория экономики, частная собственность, инвестиции.
ABDULAEV SH.-S.O. ,DENEVIZYUK D.A.,SADYKOVA A.M.
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF OVERCOMING THE CRISIS OF THE SOCIAL-ECONOMICAL AND POLITICAL DEVELOPMENT OF THE ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION (BASED ON AN EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Abstract. The relevancy substantiated in the manuscript is that of making special political-economic decisions directed towards strengthening the defensive capacity of the country and solving problems of import substitution at enterprises of the military-industrial complex in the conditions of sanctional pressure of countries of the EU and the USA. The areas of focus of improving the effectiveness of using the financial resources issued for strengthening the defensive capacity of the country have been developed. The need for developing a governmental conversion program for enterprises of the military-industrial complex of the Republic of Dagestan has been substantiated, and methodological approaches have been formulated in order to resolve the problem of import substitution. The issues of exiting the crisis using methods of the binary theory of economy have been discussed. Based on this theory, the tasks have been formulated that the state system of administration of the economy of the country and its entities are facing. The main problems of the social-economic industry have been described. Solving these problems would allow to provide for a sustainable and continuous growth of the social-economical, environmental and political development of the country and its regions.
Keywords: a crisis, political and economical solutions, defensive capacity, the military industrial complex, import substitution, export, import, the industrial policy, a conversion program, democratic capitalism, the binary theory of the economy, private property, investments.
Кризис мировой экономической системы и политика санкций стран ЕС и США в отношении России привели к замедлению экономического роста, а в последующем могут привести и к стагнации сферы промышленного производства России. Выход из сложившейся ситуации состоит в принятии специальных политико-экономических решений, направленных, в конечном итоге, на повышение платежеспособности путем увеличения целевых инвестиций. Указанные мероприятия крайне важны для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые в числе многих факторов определяют уровень обороноспособности страны. В этом смысле политическое решение в РФ принято: на перевооружение армии и флота, на выполнение оборонзаказов, обновление основных фондов, переоснащение и модернизацию предприятий ОПК выделено почти 3 триллиона рублей. Это огромные финансовые ресурсы, и
Абдулаев Ш.-С.О., Деневизюк Д.А., Садыкова А.М.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО - РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ РД) -
задача состоит в эффективном их использовании. В Республике Дагестан преобладающее число самых крупных предприятий относится к ОПК. Параллельно с решением задач выполнения оборонзаказа, особенно в части обеспечения импортозамещения, в системах и комплексах страны не должно быть никаких деталей и комплектующих изделий иностранного производства. Соответственно, необходимо решать задачи переоснащения, модернизации, обновления основных фондов и инфраструктуры. Все эти задачи актуальны и в отношении решения проблемы импортозамещения.
Примем понятие импортозамещения как процесс замещения импортных товаров и услуг товарами и услугами отечественных предприятий и учреждений.
Повышение эффективности использования выделенных финансовых ресурсов на укрепление обороноспособности страны путем импортозамещения в Республике Дагестан должно проводиться по следующим направлениям:
- мониторинг импортных изделий, используемых в продукциях оборонного заказа на предприятиях ОПК РД, для формирования реестра импортных изделий и комплектующих материалов;
- обеспечение высокого качества импортозамещаемых изделий и по цене дешевле, чем у иностранных производителей;
- разработка новых технологий производства существующих предприятий ОПК для поддержки внутреннего спроса;
- проведение политики ограничения импорта комплектующих изделий и систем для продукции оборонного и двойного назначения на предприятиях ОПК;
- наладка (организация) внутренней кооперации, в первую очередь, промышленных предприятий РД в интересах решения проблемы импортозамещения и выполнения оборонзаказов в целом.
Повышению эффективности использования финансовых ресурсов содействует проведение политики увеличения экспорта и ограничения импорта, согласованной с промышленной политикой субъекта. На решение этой же проблемы должна быть направлена поддержка отечественной банковской системы для удовлетворения финансовых потребностей частных и государственных предприятий в научной, технологической и производственной сферах развития экономики.
В соответствии с промышленной политикой РД и для реализации ее рекомендаций целесообразно разработать государственную конверсионную программу субъекта по развитию промышленности на период 2016-2025 гг. [1]. В указанной программе должно быть предусмотрено расширение производства для решения на начальном этапе проблемы импортозамеще-ния, а в последующем — производства крупной товарной продукции военного и народнохозяйственного назначения. Для придания конструктивности этой программе и обеспечения в последующем разработки дорожной карты ее выполнения необходимо решить следующие задачи:
- на основе реестра импортозамещающей продукции и материалов рассчитать и обосновать необходимое расширение конструкторско-технологической и производственной базы предприятий ОПК;
- оценить объемы обновления основных фондов, производственной и научно-технической баз промышленности;
- принять политическое решение о конструкторско-технологической специализации сферы промышленного производства, на основе которой определить инвариантное ядро к выпускаемой продукции. Если специализация производства — машиностроение, то таким ядром может выступить САПР машиностроения. Эта же система может выступить как центр кооперации производственных возможностей.
При этом необходимо определить приоритеты выпускаемой промышленной продукции, согласовав их со стратегией социально-экономического развития, а если необходимо скорректировать эту стратегию.
Для принятия решения по этим вопросам необходимо провести маркетинговые исследования для оценки спроса и предложений с целью балансировки экономики.
Такова методология конструктивного решения проблемы импортозамещения в рамках су-
ществующих концепций рыночной экономики.
В последние годы обсуждается новая парадигма развития человеческого социума как одной из частей биосферы Земли, поэтому особую актуальность обретают проблемы исследования окружающей среды и экологии [2]. С другой стороны, анализ развития экономики после индустриальных революций показал, что возникли новые производительные силы, определяемые не только производительностью труда, но и производительностью капитала. В этом смысле появились термины «демократический капитализм» и «бинарная теория экономики». Представителями этой теории и новых терминов являются американские ученые-экономисты Келсо Л.О. и Келсо П.Х. [8].
В основу бинарной теории экономики положена концепция экономической демократии, базирующаяся на праве и потребности каждого гражданина быть производителем и потребителем. Целями экономической демократии является всеобщее изобилие, используемое для досуга, а не труд для формирования богатства элиты.
Суть экономической демократии состоит в демократизации частной собственности, которая должна определяться не только частной собственностью на труд, но и частной собственностью на капитал и средствами на его приобретение. В конечном итоге речь идет об акционерной собственности работников, которая приведет к увеличению платежеспособного спроса населения за счет роста его доходов. При этом покупка акций предприятий осуществляется не из зарплаты или личных сбережений, а за счет доходов от приобретенного нового капитала. Таким образом, происходит демократичное перераспределение доходов в обществе. Люди начинают работать, используя производительность труда и капитала, у них появляются внутренние мотивы и стимулы к росту эффективности труда и капитала. Роль государства сводится к разработке законодательно-правовых форм формирования инфраструктуры рынка для поддержания равных прав всем участникам рынка для формирования экономической демократии в обществе.
В преддверии нового раунда приватизации государственной собственности, объявленного руководством страны, необходимы новые принципы функционирования законодательного и нормативно-правового комплекса документов, обеспечивающих справедливое распределение доходов между всеми работниками и владельцами предприятий. В этом смысле актуальность государственной системы управления существенно повышается.
Перед государственной системой управления встают такие проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их необходимо решать в первоочередном порядке. К ним относятся следующие задачи:
1. Обеспечить рост инвестиций, без которого не может быть роста экономики.
2. Создать законодательные и другие препятствия оттоку капитала, связанные с внешним долгом, который к настоящему времени составил более 600 млрд долл.
3. Повысить обновляемость основных фондов производственных предприятий. Средний срок службы машин и оборудования в РФ в 2013-2014 гг. составил 13-15 лет, а в Западной Европе — 7-8 лет.
4. Провести реструктуризацию экономики таким образом, чтобы основными отраслями стали бы прогрессивные отрасли, основанные на «экономике знаний», которая включает науку, образование, здравоохранение, информационные и биотехнологии.
Локомотивами развития экономики могут выступать не только отрасли, но и отдельные территории, например, субъект РФ — Республика Дагестан. Для территории, где существовала промышленность, нужно ставить вопрос о реиндустриализации, тем более что доля промышленности в ВРП больше, чем любой другой отрасли. При этом под реиндустриализацией понимается разработка новых высоких технологий и создание интеллектуальных систем.
О неэффективности государственного управления и регулирования экономикой свидетельствуют такие факты:
1) В 2015 г. зарплата в производственной сфере экономики выросла на 4,6%, а прибыль предприятий и организаций увеличилась на 49%.
2) В передовых странах власти повышают минимальную заработную плату, и устанавливается она на уровне вдвое ниже средней, а в России она ниже в 5 раз. Минимальная зарплата в Турции в 2,5 раза выше, чем в РФ, в Польше — в 2,2 раза, в Венгрии — в 2 раза.
Абдулаев Ш.-С.О., Деневизюк Д.А., Садыкова А.М.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО - РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ РД) -
3) Поддерживается низкий уровень инвестиций, отсутствует стимулирование роста экономики, откладываются необходимые экономические и политические преобразования.
4) Низкая политическая воля властных структур России для коренного изменения политических институциональных реформ, чтобы обеспечить устойчивый социально-экономический рост. Тем более что у нас есть огромные внутренние ресурсы в виде активов банковской системы, которые составляли в 2014 г. 72 трлн руб. и превзошли объем ВВП.
Устранение хотя бы только этих препятствий позволило бы обеспечить устойчивый и стабильный рост социально-экономического, экологического и политического развития России.
Литература
1. Абдулаев, Ш.-С. О. Проблемы и перспективы разработки конверсионной программы оборонных предприятий субъекта российской федерации для эффективного социально-экономического развития (на примере РД) /А.М. Садыкова, Ш.-С.О. Абдулаев //Россия : тенденции и перспективы развития : ежегодник. Вып. 11. — М. : ИНИОН РАН, 2016. Ч. I. С. 656-658.
2. Абдулаев, Ш.-С. О., Черкашин, В. И., Дохолян, С. В., Садыкова, А. М. Технологические, эколого-экономические и социальные проблемы инновационного развития субъекта РФ // Россия : тенденции и перспективы развития : ежегодник. Вып. 2. — М. : ИНИОН РАН, 2015. Ч. III. С. 476-479.
3. Абдулаева, З. З. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан) // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2011. № 34. С. 42-50.
4. Ахмедуев, А. Ш., Абдулаева, З. З. Методы оценки и состояние теневой экономики в Республике Дагестан // Бизнес. Образование. Право : вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 4. С. 117122.
5. Баширова, А. А. Направления экономического стимулирования развития эколого-ориентированного бизнеса в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. С. 498-506.
6. Баширова, А. А. Экологическая политика в проблемных регионах в условиях перехода на инновационный тип развития //Апробация. 2015. № 8 (35). С. 47-49.
7. Гимбатов, Ш. М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 114-117.
8. Келсо, Л. О., Келсо, П. X. Демократия и экономическая власть. — Ростов/н/Дону : Изд. «Феликс», 2000.
9. Магомедова, Н. А. Концепция развития возобновляемых энергоресурсов Республики Дагестан // Энергия : экономика, техника, экология. 2013. № 3. С. 29-34.
10. Сагидов, Ю. Н. «Уход государства из экономики» — методологический посыл для коллизии в основах преобразований в России //Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2013. № 9. С. 12 -18.
11. Сагидов, Ю. Н. Мотивация экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). С. 31-36.
12. Сагидов, Ю. Н. Факторы торможения экономического созидания : видение из региона // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 43. С. 128-133.
13. Цапиева, О. К., Абдулаева, З. З., Казибекова, Н. А. Приоритеты социальной государственной политики региона в условиях перехода к устойчивому развитию // Вопросы структуризации экономики. 2008. № 2. С. 188-194.
14. Цапиева, О. К., Лаварсланова, З. М. Экономическая политика устойчивого развития региона. — Махачкала : Изд-во «Наука ДНЦ», 2009.
References:
1. Abdulaev, Sh.-S. O. Problems and prospects of development of the conversion program of defense enterprises of the Russian Federation for effective socio-economic development (for example, RD) /A. M. Sadykova, Sh. -S. O. Abdulaev //Russia : tendencies and development prospects : Yearbook. Vol. 11. — M. : INION Russian Academy of Sciences, 2016. Part I. P. 656-658.
2. Abdulaev, Sh.-S. O., Cherkashin, V. I., Dokholyan, S. V., Sadykova, A. M. Technological, ecological, economic and social problems of innovative development of subjects of the Russian Federation // Russia : tendencies and development prospects : Yearbook. Vol. 2. — M. : INION Russian Academy of Sciences, 2015. Part III. P. 476-479.
3. Abdulaeva Z. Z. Organizational-economic mechanism of ensuring economic security of the region (on example of Republic Dagestan) //National interests : priorities and security. 2011. No. 34. P. 42-50.
4. Akhmeduev, A. S., Abdulaeva Z. Evaluation Methods and status of the shadow economy in the Republic of Dagestan // Business. Education. Right: Bulletin of the Volgograd Institute of business. 2014. No. 4. P. 117122.
5. Bashirova, A. A. The direction of economic stimulation of development of ecologically oriented business in the region // Regional problems of transformation of the economy. 2010. No. 4. P. 498-506.
6. Bashirova, A. A. Environmental policy in the problematic regions in the conditions of transition to innovative type of development // Testing. 2015. No. 8 (35). P. 47-49.
7. Gimbatov, Sh. M. Problems of socio-economic development of republics of the North Caucasus // Questions of economy structuring. 2012. No. 3. P. 114-117.
8. Kelso, L. O., Kelso, P. H. Democracy and economic power. — Rostov-n/Donu : Izd. Felix"2000.
9. Magomedova, N. A. the Concept of development of renewable energy resources in the Republic of Dagestan //Energy: Economics, technique, ecology. 2013. No. 3. S. 29-34.
10. Sagidov, Yu. N. The withdrawal of the state from the economy"methodological promise for conflict in the foundations of reforms in Russia // National interests : priorities and security. 2013. No. 9. P. 12-18.
11. Sagidov, Yu. N. The motivation is economic development of region (on example of Republic Dagestan) // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 2 (40). S. 31-36.
12. Sagidov, Yu. N. Factors inhibiting economic creativity : a vision of the region // Bulletin of the Dagestan scientific center, Russian Academy of Sciences. 2011. No. 43. P. 128-133.
13. Tsapieva, O. K., Abdulaeva, Z. Z., Kazibekova, N. A. Priorities of state social policy of the region in conditions of transition to sustainable development // Issues of economy structuring. 2008. No. 2. P. 188-194.
14. Tsapieva, D.C., Larkana, Z. M. Economic policy for sustainable development of the region. — Makhachkala : Publishing house Science dnts, 2009.