Научная статья на тему 'Концептуальные основы структурной перестройки промышленности депрессивного региона России'

Концептуальные основы структурной перестройки промышленности депрессивного региона России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ / СЛОВА: ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / СТРУКТУРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОРЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ECONOMY / INDUSTRY / STRUCTURAL RE-BUILDING / MODERNIZATION / STRUCTURAL DISPROPORTIONS / STRUCTURAL INDUSTRIAL POLICY / FACTORS OF STRUCTURAL TRANSFORMATIONS / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич, Рабаданова Калимат Асадовна

В статье рассмотрены проблемы развития и структурной перестройки промышленности Республики Дагестан, определена роль промышленных видов деятельности для подъема экономики и решения социальных задач республики, раскрыты имеющиеся структурные диспропорции, объективные факторы и направления оптимизации структуры промышленности, использования для ресурсного обеспечения модернизации отрасли механизма государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF A STRUCTURAL RE-BUILDING OF THE INDUSTRY OF THE DEPRESSED REGION OF RUSSIA

The manuscript discusses the problems of development and structural re-building of the industry of the Republic of Dagestan, determines the role of industrial types of activity to improve the economy and resolve social tasks of the Republic, describes the existing structural disproportions, objective factors and areas of focus to optimize the structure of the industry, to use for resource provision of modernization of the industry of the mechanism of the state-private partnership.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы структурной перестройки промышленности депрессивного региона России»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Промышленность

АХМЕДУЕВ А.Ш.,РАБАДАНОВА К.А.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития и структурной перестройки промышленности Республики Дагестан, определена роль промышленных видов деятельности для подъема экономики и решения социальных задач республики, раскрыты имеющиеся структурные диспропорции, объективные факторы и направления оптимизации структуры промышленности, использования для ресурсного обеспечения модернизации отрасли механизма государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: экономика, промышленность, структурная перестройка, модернизация, структурные диспропорции, структурная промышленная политика, факторы структурных преобразований, государственно-частное партнерство.

AKHMEDUEV А.БН. ,RABADANOVA К.А.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF A STRUCTURAL RE-BUILDING OF THE INDUSTRY OF THE DEPRESSED REGION OF RUSSIA

Abstract. The manuscript discusses the problems of development and structural re-building of the industry of the Republic of Dagestan, determines the role of industrial types of activity to improve the economy and resolve social tasks of the Republic, describes the existing structural disproportions, objective factors and areas of focus to optimize the structure of the industry, to use for resource provision of modernization of the industry of the mechanism of the state-private partnership.

Keywords: the economy, industry, structural re-building, modernization, structural disproportions, structural industrial policy, factors of structural transformations, state-private partnership.

На данном этапе системной трансформации России и интеграции ее в мировое экономическое пространство первоочередной стратегической задачей является модернизация и структурная перестройка экономики как в стране в целом, так и в каждом ее регионе. Модернизация как динамичный процесс преобразований и инновационного обновления предполагает коренные качественные изменения в структуре как всей экономики, так и ее базовых отраслей. Вместе с тем модернизация экономики в решающей степени зависит от масштабов и динамики ее структурной перестройки. Активные структурные преобразования, обусловленные объективными факторами и прежде всего динамикой общественных потребностей и конъюнктурой рынка, задают вектор и темпы модернизации и инновационной перестройки отраслей и сфер экономики.

Вместе с тем эти взаимосвязанные процессы модернизации и структурной перестройки в современных условиях являются важнейшими условиями и основными факторами долгосрочного и устойчивого развития экономики и повышения качества жизни населения. Поэтому

техническая, технологическая и организационная модернизация и соответствующая структурная перестройка экономики являются острейшими проблемами современной России и каждого ее региона. От адекватного ответа на эти современные вызовы зависит также конкурентоспособность экономики на мировом рынке, интеграция страны и регионов в мировое экономическое пространство. Именно этим обусловлена актуальность разработки научных основ структурной перестройки экономики и ее базовых отраслей, формирования и реализации государственной структурной политики в стране и ее регионах.

Структура экономики — одна из ключевых и комплексных характеристик состояния народного хозяйства, определяющая производственный и интеграционный потенциал, динамизм развития и конкурентоспособность страны и ее регионов. В связи с происходящими в стране трансформационными процессами последние годы активно обсуждаются проблемы структурной перестройки экономики России. Однако, как справедливо отмечают отдельные исследователи, целостного представления структуры экономики в виде системы до настоящего времени не сложилось — нет четкого определения, из каких отраслей, комплексов или сфер состоит экономика страны. Е.Е.Румянцева определяет структуру экономики как представление экономики страны в виде системы, состоящей из однородных элементов [1, с. 607-608]. Есть мнение, что структура народного хозяйства — это тот или иной, характерный для каждой страны набор качественно однородных и существенно различающихся групп хозяйственных единиц, относящихся к различным отраслям, подотраслям и целым сферам народного хозяйства, характеризующихся особыми признаками и условиями производства в системе общественного разделения труда [2, с. 790].

Обобщая приведенные выше определения и позиции некоторых других авторов, можно утверждать, что структура экономики представляет собой пропорции и количественные соотношения между отдельными элементами или сферами народного хозяйства страны, региона или отдельного организационно-территориального образования. Обычно в экономической науке и при практическом анализе различают структуры: макроэкономическая, отраслевая, внутриотраслевая и территориальная.

В настоящее время в связи с санкциями ряда государств и серьезными внешнеэкономическими ограничениями Россия вынуждена кардинально пересмотреть экономическую и, прежде всего, структурную политику, разработать новую экономическую стратегию и в кратчайшие сроки осуществить стратегический маневр структурной перестройки и модернизации всех отраслей и сфер экономики.

Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач - таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения — делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии «активного позиционирования на рынках». Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы [3].

Особую актуальность структурная перестройка экономики на основе ее технической и технологической модернизации представляет для таких депрессивных регионов России, как Республика Дагестан. Макроэкономическая структура Республики Дагестан последние десятилетия складывалась стихийно. После развала Советского Союза началось реформирование экономики с ориентацией на неолиберальную модель рыночного хозяйства. Последовал отказ от планирования и системного государственного регулирования развития экономики. Произошел развал практически всех отраслей экономики и соответственно слом сложившейся структуры экономики. В последующем с 1991 г. процесс воспроизводства протекал в режиме стихийного рыночного регулирования и произвольного формирования макроэкономической, отраслевой и территориальной структуры экономики Дагестана.

В этой пореформенной структурной ломке промышленность Дагестана пострадала больше всех остальных отраслей и сфер экономики. В 80-е гг. прошлого века сформировалась структура промышленности, характеризующаяся двумя особенностями: во-первых, специализацией ряда обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения, на производстве оборонной про-

дукции; во-вторых, жесткой зависимостью дальнейшего роста производства, технического и технологического развития от поставок оборудования, материалов, деталей и комплектующих по кооперации с другими регионами России и зарубежными странами. В 1990-е годы именно в связи с прекращением оборонных заказов, разрывом кооперационных связей произошло разрушение основных отраслей и обвальное падение объема промышленного производства. Начиная с 2000 г. происходит постепенное восстановление отдельных отраслей промышленности, но, несмотря на относительно высокие темпы роста, общий объем промышленного производства в 2014 г., по нашей оценке, составил всего 56,6% к уровню 1990 г.

Это наглядно видно из данных табл. 1. Удельный вес Дагестана в общем объеме отгруженных товаров собственного производства России составляет всего 0,11%, в т. ч. по видам деятельности: добыча полезных ископаемых — 0,03%; обрабатывающие производства — 0,11%; производство электроэнергии, газа и воды — 0,31%. И это при условии, что население Дагестана составляет 2,1% и занятых в экономике — 1,5% в России, соответственно 30,9% и 29,1% в СКФО. При этом наблюдается тенденция снижения удельного веса Республики Дагестан в общем объеме отгруженных товаров, как в Российской Федерации (с 0,13% в 2005 г. до 0,11% в 2013 г.), так и в СКФО (с 11,6% в 2005 г. до 11,2% в 2013 г.).

Таблица 1

Удельный вес Республики Дагестан в общем объеме отгруженных товаров собственного производства в Российской Федерации и СКФО, %*

Виды РФ СКФО

деятельности 2005 г. 2013 г. 2005 г. 2013 г.

Объем отгруженных товаров — всего 0,13 0,11 11,6 11,2

В том числе: Добыча полезных ископаемых 0,09 0,03 31,0 15,3

Обрабатывающие производства 0,12 0,11 11,5 10,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,26 0,31 8,6 12,7

* Источник: Регионы России: социально-экономические показатели. 2014 : Стат. сб. / Росстат. — М., 2014. С. 446.

Место и роль промышленности республики ничтожно малы не только в промышленных видах деятельности страны и СКФО, но и в макроэкономической структуре. Так, в отраслях промышленности Дагестана создается 6,2% ВРП, СКФО — 13,3% (в 2,1 раза больше), Российской Федерации — 32,3% (в 5,2 раза больше) (см. табл. 2). Особенно мал вклад в ВРП республики отраслей по добыче полезных ископаемых (0,6%) и производству и распределению электроэнергии, газа и воды (1,4%). Особую тревогу должна вызывать наблюдаемая устойчивая тенденция снижения роли промышленности в экономике республики. Удельный вес промышленных видов деятельности в ВРП республики за последние 12 лет снизился в 3 раза (с 18,3% в 2001 г. до 6,2% в 2012 г.), в то время как в Российской Федерации доля промышленности в валовой добавленной стоимости стабильно составляет одну треть.

Аналогичная картина наблюдается также в отраслевой структуре и динамике численности занятых в экономике по видам экономической деятельности. Прежде всего, следует отметить, что отчетливо проявляется тенденция снижения удельного веса занятых на промышленных видах деятельности в России в целом, СКФО и Республике Дагестан (см. табл. 3). За последние 13 лет (2001-2013 гг.) этот показатель снизился по России на 4,4 процентных пункта, а в РД — в 1,6 раза (с 15% до 9,4%), а по СКФО за 8 лет (с 2006 г. по 2013 г.) — на 1,7 процентных пункта. В России в целом и, особенно, в Дагестане наблюдается активный структурный маневр — переориентация трудовых ресурсов и соответственно рост удельного веса занятых в сфере услуг (оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, гостиницы и рестораны и др.) и строительстве.

Таблица 2

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости, в % к итогу (2000-2012 гг.)*

Виды деятельности Российская Федерация СКФО Республика Дагестан

2000 2005 2012 2005 2012 2000 2005 2012

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

По видам экономической деятельности: Сельское хозяйство 6,7 5,2 4,2 18,9 13,1 26,5 23,5 14,8

Промышленность — итого 32,9 35,1 32,3 17,7 13,3 18,3 9,8 6,2

добыча полезных ископаемых 12,8 11,1 2,3 0,8 1,9 0,6

обрабатывающие производства 18,5 17,3 10,7 9,1 5,8 4,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 3,8 4,7 3,4 2,1 1,4

Строительство 7,3 5,7 7,1 8,4 12,2 7,9 12,6 17,5

Оптовая и розничная торговля 19,3 21,8 18,2 18,1 21,1 16,1 19,8 25,7

Транспорт и связь 9,1 10,6 10,4 12,3 8,0 5,8 14,2 7,9

*Источник: Регионы России: социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. — М., 2014. С. 353-354, 362-363.

Таблица 3

Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности, в % от общей численности занятых (2000-2013 гг.)*

Виды деятельности Российская Федерация СКФО Республика Дагестан

2000 2005 2013 2005 2013 2000 2005 2013

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 14,1 11,3 9,6 21,9 21,0 38,4 27,6 27,9

Промышленные виды деятельности — итого 23,7 21,7 19,3 15,1 13,4 15,0 9,6 9,4

По видам деятельности: добыча полезных ископаемых 1,7 1,6 1,6 0,6 0,5 0,6 0,6 0,8

обрабатывающие производства 19,1 17,2 14,8 12,1 10,4 13,1 7,7 7,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 2,9 2,9 2,4 2,5 1,3 1,3 1,3

Строительство 6,7 7,4 8,4 6,1 7,8 4,3 5,2 7,3

Оптовая и розничная торговля и др. 13,7 16,6 18,3 15,4 14,7 8,7 13,8 12,7

Гостиницы и рестораны 1,5 1,7 1,9 1,8 2,2 0,4 1,6 3,0

Транспорт и связь 7,8 8,0 8,0 7,1 6,7 4,1 8,1 6,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,0 7,3 8,5 3,5 3,6 1,8 2,5 2,6

Образование 9,3 9,0 8,2 11,1 10,7 12,5 13,4 12,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 6,8 6,8 6,7 7,5 7,9 5,9 6,8 6,8

Предоставление прочих коммунальных, соц. и персон. услуг 3,6 3,7 3,7 3,7 4,2 3,7 3,7 4,5

Другие виды деятельности 6,5 7,5 6,8 7,6 7,8 6,4

*Источник: Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М., 2010. С. 138; Регионы России: социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. /Росстат. — М., 2014. С. 78-79.

Существенно различаются внутриотраслевая структура промышленности и ее динамика в Республике Дагестан, СКФО и Российской Федерации (см. табл. 4). В структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами добыча полезных ископаемых в Российской Федерации составляет 23,6%, в СКФО — 4,8% и в РД — 6,5%. В стране, СКФО и РД в обрабатывающих отраслях стабильно производится примерно две трети товаров. По виду деятельности производство и распределение электроэнергии, газа и воды наблюдаются существенные различия. На эту сферу в России в целом приходится 10,8% отгруженных товаров, в СКФО — 26,1%, РД — 29,4%. Следует отметить заметные структурные сдвиги за счет снижения удельного веса добычи полезных ископаемых в общем объеме отгруженных товаров в СКФО (с 5,8% в 2005 г. до 4,8% в 2013 г.) и особенно в Республике Дагестан (с 15,2% в 2005 г. до 6,5% в 2013 г.).

Таблица 4

Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, % к всего*

Виды деятельности Годы

2005 2010 2012 2013

Добыча полезных ископаемых Российская Федерация СКФО Республика Дагестан 22,5 5,8 15,2 21,6 4,8 7,3 23,4 4,8 8,0 23,6 4,8 6,5

Обрабатывающие производства Российская Федерация СКФО Республика Дагестан 65,1 60,6 59,8 65,6 67,1 50,0 65.7 69.8 63,8 65,6 69,1 64,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Российская Федерация 12,4 12,8 10,9 10,8

СКФО 33,6 28,1 25,4 26,1

Республика Дагестан 25,0 42,7 28,2 29,4

*Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. /Росстат Р76. — М., 2011. С. 374; То же: 2014. С. 340, 342-343, 346.

Такая же тенденция наблюдается в производственной специализации и динамике структуры отраслей и подотраслей промышленности Дагестана (см. табл. 5). Из данных табл. 5 видно, что промышленность республики продолжает специализироваться на производстве продукции в традиционном ассортименте. Вместе с тем отчетливо видна динамика общей структуры отраслей и подотраслей.

Хотя отдельные годы наблюдаются резкие колебания, производство и распределение электроэнергии имеет устойчивую тенденцию роста и составляет примерно четверть объема промышленного производства республики. По виду деятельности удельный вес обрабатывающих производств в целом в общей структуре промышленного производства вырос с 59,8% в 2005 г. до 64,1% в 2013 г. Но это произошло исключительно за счет роста объема производства в пищевой промышленности и ее удельного веса в структуре всей промышленности с 19,7% в 2005 г. до 34,0% в 2013 г. Все остальные под-отрасли обрабатывающего производства находятся в глубоком кризисе и имеют устойчивую тенденцию снижения удельного веса в общей структуре промышленности. Так, с 2006 г. по 2013 г. удельный вес текстильного и швейного производства в структуре промышленного производства снизился в 5,3 раза, издательской и полиграфической деятельности — в 8,3 раза, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования — в 2,8 раза, производства прочих неметаллических минеральных продуктов — в 1,8 раза, производства машин и оборудования — в 1,4 раза.

Таблица 5

Производственная специализация и отраслевая структура промышленного производства в Республике Дагестан (удельный вес в % к итогу)*

№ Виды производства Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2013

1. Добыча полезных ископаемых — всего 15,2 12,1 11,2 8,1 6,2 7,3 6,5

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 12,7 10,7 9,7 6,2 5,1 6,1 5,6

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 2,5 1,4 1,5 1,9 1,1 1,2 0,9

2. Обрабатывающие производства — всего 59,8 61,4 65,0 61,6 59,7 50,0 64,1

Из них: производство пищевых продуктов, включая напитки и табака 19,7 27,5 30,2 32,7 30,2 28,1 34,0

текстильное и швейное производство 1,6 1,2 1,0 0,8 0,2 0,7 0,3

издательская и полиграфическая деятельность 2,5 1,5 1,8 0,3 1,1 0,5 0,3

производство резиновых и пластмассовых изделий 1,2 1,3 2,1 0,4 3,5 1,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 7,5 7,1 8,5 4,7 3,6 4,2 4,2

производство готовых металлических изделий 0,6 0,5 0,7 0,6 0,8 1,0 0,4

производство машин и оборудования 1,7 0,9 1,4 1,2 0,5 0,5 1,2

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 4,4 7,0 7,8 6,5 7,8 5,5 1,6

производство транспортных средств и оборудования 2,1 2,0 3,2 2,5 1,6 2,5 2,9

прочие производства 10,2 6,2 3,6 7,0 6,5 3,1 8,9

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — всего 25,0 26,5 23,8 30,3 34,1 42,7 29,4

Из него: производство, передача и распределение электроэнергии 21,5 20,9 15,0 23,5 20,6 35,2 27,6

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 3,5 3,5 3,2 2,9 2,8 3,3 1,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. /Росстат Р76. — М., 2011. С. 374; То же: 2014. С. 340, 342-343, 346.

Учитывая доминирующую роль промышленности в макроэкономической структуре народного хозяйства, ее решающее значение для развития и модернизации всей экономики, целесообразно принять отраслевую стратегию долгосрочного (до 2030 г.) развития промышленности Республики Дагестан. Разработку такой стратегии следует осуществить в соответствии с Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации [4] и Законом Республики Дагестан о стратегическом планировании в Республике Дагестан [5]. В стратегии долгосрочного развития промышленности Дагестана должны найти отражение цели и приоритеты, обозначенные во всех федеральных и муниципальных документах стратегического планирования, в частности: Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. (разработка которой осуществляется по поручению Д.А. Медведева) [6], Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 г. [7], Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. [8], Схемы территориального планирования Республики Дагестан [9] и др.

Долгосрочная промышленная стратегия республики в современных условиях экономической глобализации в русле общероссийских преобразований должна определять долгосрочные цели и стратегические направления структурной трансформации промышленности. Конечной целью новой индустриализации и структурной трансформации промышленности является преодоление нынешнего глубокого кризиса, отставания отрасли от среднероссийских показателей, имеющихся структурных диспропорций, модернизация и восстановление традиционных, создание и развитие новых современных и высокотехнологичных конкурентоспособных отраслей промышленности. В этой стратегии, на наш взгляд, должна быть заложена доктрина прорывного развития промышленности, реального превращения ее в доминирующую структурообразующую отрасль экономики Дагестана.

Реализация такой стратегии объективно потребует активного государственного регулирования всего процесса структурных преобразований, модернизации и развития промышленности, что предполагает проведение глубоко продуманной промышленной политики. Опыт последних лет свидетельствует, что вывести промышленность, как и всей экономики Дагестана, из кризиса и преодолеть отставание только благодаря механизму рыночного регулирования невозможно. «Абсолютизация рыночных сил и государственного регулирования, так же как их отрицание, не имеет достаточных оснований. Необходимо их сочетание» [10, с. 110]. «Нашей рыночной экономике нужна видимая рука государства, разумное сочетание централизации и демократизации управленческих решений, построение эффективного федерализма, а не только вертикали власти» [11, с. 15].

Вместе с тем государственное регулирование рыночной экономики надо осуществлять с учетом того, что рыночная конкуренция и конкурентоспособность на современном этапе превратилась в главный фактор экономического развития [12, с. 25]. «Государственное регулирование — это не "ценные указания", а система индикативных методов управления, подкрепленная бюджетными возможностями и включением государственных институтов и механизмов в социально-экономические процессы при обязательном учете федеральных, региональных и муниципальных интересов» [13, с. 10-11].

Важнейшим инструментом государственного регулирования социально-экономического развития и реализации долгосрочной стратегии является экономическая политика. Государственная экономическая политика — это модель управления, система принципов и ценностей, формирующих цели государственного управления в определенной области жизнедеятельности, и соответствующих управленческих решений и мероприятий, осуществляемых для достижения этих целей [14, с. 25].

В экономической политике государства и каждого отдельного региона важное место должна занимать промышленная политика. Промышленная политика — это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции [15]. Одной из основных целей промышленной политики является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход всей экономики к инновационному типу развития. Это предполагает, прежде всего, кардинальную структурную модернизацию самой промышленности. Для обеспечения масштабных структурных преобразований в промышленных видах деятельности целесообразно наряду с промышленной политикой или в ее структуре разработать промышленную структурную политику. Именно структурная политика должна обеспечивать устранение диспропорций, приоритетное развитие высокотехнологичных отраслей, перераспределение ресурсов на перспективные инновационные направления научно-технического прогресса. Структурную промышленную политику следует рассматривать как систему механизмов формирования прогрессивных научно-технологических, межотраслевых, межрегиональных и внутриотраслевых производственно-экономических пропорций, необходимых для организации выпуска конкурентоспособной продукции конечного потребления и повышения устойчивости и эффективности народного хозяйства в увязке с общей стратегией перевода экономики на инновационный путь развития [16, с. 222].

Учитывая кризисное состояние промышленности Дагестана и острейшие структурные проблемы во всех видах промышленной деятельности, следует незамедлительно принять Закон

Республики Дагестан о промышленной политике в Республике Дагестан. В этом законе, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть разработку долгосрочной промышленной структурной политики Республики Дагестан. На данном этапе структурная политика, на наш взгляд, должна быть ориентирована как на реструктуризацию и модернизацию традиционных для республики отраслей, так и на создание новых современных наукоемких, высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей промышленности.

Структурную промышленную политику Республики Дагестан и механизм ее реализации, прежде всего, следует ориентировать на устранение накопившихся диспропорций и решение острейших структурных проблем. К ним, на наш взгляд, можно отнести:

— несоответствие технического уровня и качества промышленной продукции современным стандартам, требованиям мирового и отечественного рынков;

— недостаточная ориентация промышленности на производство продукции, удовлетворяющей повседневные потребности населения, а также спроса регионального республиканского рынка на товары и услуги производственного назначения;

— узкая специализация машиностроения и ее ориентация преимущественно на производство деталей и узлов по кооперации с отечественными предприятиями оборонно-промышленного комплекса;

— несоответствие техники и технологии промышленного производства современному мировому уровню, технологическая несовместимость с промышленно развитыми регионами России и зарубежными странами;

— диспропорция между производством продукции сельского хозяйства и промышленной переработкой сельскохозяйственного сырья;

— разрыв между уровнем износа основных фондов промышленности и темпами наращивания инвестиций в их обновление;

— диспропорция между потребностями в квалифицированных кадрах и их подготовкой.

Основной целью промышленной структурной политики, как и всей экономической и промышленной политики, является определение долгосрочных конечных и промежуточных ориентиров, этапов и приоритетов развития, реструктуризация и оптимизация отраслевой структуры всей экономики региона. Оптимизация отраслевой структуры экономики региона, на наш взгляд, предполагает, что:

— экономика в целом и ее отрасли интегрированы в российскую и мировую экономику;

— сбалансирован воспроизводственный процесс, структура производства соответствует структуре потребления, отсутствуют диспропорции между производством и потреблением;

— рационально и эффективно используются все имеющиеся природные, производственные, трудовые, инновационные и иные ресурсы;

— производимые товары, работы и услуги конкурентоспособны и имеют гарантированный сбыт;

— преодолены имеющиеся и исключены в дальнейшем межотраслевые и внутриотраслевые диспропорции;

— обеспечена полная занятость трудоспособного населения.

Вместе с тем при разработке долгосрочной промышленной политики и стратегии структурной перестройки промышленности надо исходить из объективных факторов. Структуру промышленности, как и всей экономики Республики Дагестан, по нашему мнению, определяют две группы объективных факторов. Основополагающими, определяющими базовую (первичную) структуру (специализацию) промышленности являются следующие внутрирегиональные факторы:

— экономико-географическое положение;

— климатические условия;

— ресурсная база (природные и сырьевые ресурсы);

— материально-техническая база (производственные мощности, накопленный вещественный капитал);

— человеческий капитал (трудовые ресурсы, уровень подготовки кадров);

— разделение труда;

— национальные и культурные особенности, производственные традиции.

Структура промышленности, формируемая этими факторами, находится под активным влиянием внешних объективных факторов, которые требуют постоянной реструктуризации, обновления отраслей и сфер промышленного производства республики. Этот процесс структурных преобразований, их общий тренд и динамику определяют следующие внешние факторы:

— глобализация экономического пространства, мирохозяйственных процессов и необходимость интеграции промышленности в мировую и отечественную экономику;

— конъюнктура регионального, отечественного и мирового рынка промышленных товаров (динамика потребностей, спроса и предложения);

— научно-технический прогресс, инновационный процесс революционных преобразований в технике, технологии и организации промышленного производства, появление новых видов производства, товаров и услуг;

— включенность в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов.

В промышленной структурной политике путем обстоятельного анализа внутренних и внешних факторов необходимо определить направления, конкретные правовые, организационные и экономические меры по оптимизации структуры, преодолению диспропорций, прорывному развитию промышленности и решению обозначенных выше оптимизационных задач.

Реальное решение проблем развития и структурной перестройки промышленности Дагестана нам видится в двух направлениях:

1) возрождение и восстановление на современной инновационной основе разрушенных в 1990-е гг. предприятий и подотраслей, модернизация действующих предприятий, полное использование производственных мощностей и потенциала всех отраслей промышленности республики;

2) строительство новых предприятий путем привлечения инвестиций и реализации современных инновационных инвестиционных проектов.

Необходимо организовать планомерную работу в этих направлениях с ориентацией на долгосрочные цели развития промышленности и кардинальное изменение ее отраслевой структуры.

На наш взгляд, в первую очередь нужно реанимировать и модернизировать все действовавшие до 1990 г. промышленные предприятия. Целесообразно восстановить не требующие больших инвестиций малые и средние промышленные предприятия в сельской местности (райпромкомбинаты, райпищекомбинаты, филиалы и цехи промышленных предприятий), модернизировать и вывести их на современный уровень техники и технологии. Это будет способствовать решению ряда острых проблем — подъему сельского хозяйства, увеличению объема промышленного производства, занятости, повышению доходов и закреплению сельского населения в районах и т. д.

Модернизация действующих, особенно строительство новых современных предприятий практически целиком зависит от наличия инвестиционных ресурсов. В стабильных рыночных условиях основным источником накопления капитала и развития экономики являются средства частных инвесторов. Поскольку Дагестан является депрессивным инвестиционно непривлекательным регионом, а промышленность находится в глубоком кризисе, на приток частных инвестиций в нужном объеме, тем более в приоритетные отрасли и сферы, рассчитывать не приходится. «... Стратегия инвестиционного обеспечения перевода экономики на инновационный путь развития вместе с первоочередной поддержкой развития высокотехнологических секторов экономики, активизацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, стимулированием наращивания человеческого капитала и мобилизацией интеллектуальных ресурсов становится главным направлением структурных преобразований в стране. Именно этот вывод следует признать в качестве ответа на вопрос, куда необходимо направить ресурсы общества в первоочередном порядке» [17, с. 9-10]. Решение проблемы модернизации сферы промышленного производства и широкого использования инноваций определяется множеством факторов, в первую очередь ресурсным обеспечением [18-20].

Опыт последних лет показывает, что за счет привлечения частных инвестиций

(отечественных и зарубежных) не только в ближайшее время, но и в среднесрочной перспективе обеспечить прорыв в развитии и структурной перестройке промышленности не представляется возможным. Основным и реальным путем привлечения частных инвестиций и развития инвестиционной деятельности, по нашему мнению, может стать активное участие государства в осуществлении капитальных вложений в промышленность республики на основе государственно-частного партнерства. «Мировой опыт свидетельствует, что эффективным и привлекательным механизмом технологической модернизации и построения инновационной экономики является институт государственно-частного партнерства» [21, с. 18]. Для этого нужно внести существенные изменения в федеральную региональную экономическую политику и соответственно — в федеральную и республиканскую инвестиционную политику. Для таких депрессивных регионов России, как Республика Дагестан, федеральная инвестиционная политика, на наш взгляд, должна предусматривать активное участие государства в финансировании инвестиций в приоритетные проекты на условиях государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство в финансировании капитальных вложений в развитие и структурную перестройку промышленности, по нашему мнению, может осуществляться в следующих формах:

— восстановление и техническое перевооружение государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) путем софинансирования за счет государственных и частных инвестиций с последующим преобразованием их в открытые акционерные общества (ОАО) и соответствующим распределением акций между инвесторами;

— техническое перевооружение и реконструкция частных предприятий (ОАО, ЗАО, ООО) за счет государственных инвестиций на условиях долевого участия (приобретения пакета акций) государства в уставном капитале;

— реконструкция и техническое перевооружение ОАО с участием государства (доля в капитале, пакет акций) путем софинансирования за счет средств государства и частного инвестора (инвесторов) с соответствующим перераспределением пакета акций акционерного общества между инвесторами;

— строительство новых предприятий (реализация инвестиционных проектов) путем долевого финансирования за счет средств государства и частного инвестора (инвесторов) с соответствующим закреплением доли инвесторов в уставном капитале;

— строительство новых предприятий за счет инвестиций государства в основной капитал с последующим их преобразованием в ОАО и свободным распространением акций среди населения и юридических лиц.

Рост экономики и ее конкурентоспособность на данном этапе и в долгосрочной перспективе в решающей степени зависит от прорывного развития, модернизации и структурной перестройки промышленности. Это убедительно показано во многих исследованиях состояния и перспектив развития промышленности России и ее регионов [22-24]. Промышленная активность в XXI в. будет оставаться важнейшим фактором экономического развития Российской Федерации, в связи с чем важен качественный уровень промышленности, ее конкурентоспособность, высокоэффективное функционирование промышленного комплекса. Затянувшийся структурный кризис отечественной экономики требует реализации долгосрочной программы структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособной промышленности» [25, с. 20]. Для Дагестана первоочередной задачей и долгосрочной стратегической целью является кардинальное изменение места и роли промышленности в структуре экономики, превращение ее в доминирующую отрасль народного хозяйства, а республику — в развитый и конкурентоспособный индустриально-аграрный регион России.

Поэтапное проведение активных и эффективных мер в предложенных выше концептуальных направлениях позволит, на наш взгляд, решить эту ключевую для Дагестана стратегическую задачу.

Литература

1. Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. —3-е изд. — М. : ИНФРА-М., 2008. С. 826.

2. Экономическая энциклопедия. — М. : ОАО Изд-во «Экономика», 1999. С. 1054.

3. Бюджетная система Российской Федерации. — URL : http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/ Government/Gref200... .

4. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ о стратегическом планировании в Российской

Федерации.

5. Закон Республики Дагестан от 11 октября 2010 года № 53 о стратегическом планировании в Республике Дагестан.

6. Для России напишут новую стратегию развития — до 2030 г. — URL : https://news.mail.ru/ politics/2272317/?frommail=.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».

8. Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. № 38 об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

9. Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 августа 2013 г. № 413 «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Дагестан».

10. Курс переходной экономики ; под ред. акад. Л.И.Абалкина. — М. : ЗАО «Финстатинформ», 1997.

11. Богомолов, О. Т. Человеческая цивилизация на пороге кардинальных перемен // Региональные проблемы преобразования экономики : международное сотрудничество и межрегиональная интеграция: материалы Первого международного форума. — М. : Изд-во «Перо», 2013. С. 11-15.

12. Газимагомедов, Р. К. Современная региональная промышленная политика : кластерный подход. — Махачкала : ООО «Изд. дом «Новый день». 2006.

13. Зельднер, А. Г. Концептуальные подходы к стратегии и тактике государственного регулирования экономики ; [научный доклад]. — М. : Институт экономики РАН, 2007.

14. Ахмедуев, А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А.Ш.Ахмедуев, А.А. Рабаданова; РАН: Дагестан. научн. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — М. : Экономика, 2013.

15. Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ о промышленной политике в Российской Федерации.

16. Новицкий, Н. А. Инновационная экономика России : Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. — М. : Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2009.

17. Смешко, О. Г. Структурная перестройка российской экономики : приоритеты и механизм регулирования //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 6-17.

18. Абдулаев, Ш.-С. О., Деневизюк, Д. А., Садыкова, А. М. Модернизация и инновации в промышленности для достижения стратегических целей // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 69-73.

19. Идзиев, Г. И. Инновационное развитие промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 108-113.

20. Ахмедуев, А. Ш. Промышленность Дагестана : узловые проблемы и приоритеты развития //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8. С. 58-66.

21. Артамонов, Д. Ю., Медников, В. В., Новоселов, М. В. Институт государственно-частного партнерства в технологической модернизации экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 18-26.

22. Кутаев, Ш. К., Деневизюк, Д. А. Развитие промышленного производства на основе инвестиционной деятельности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 131-134.

23. Сагидов, Ю. Н., Деневизюк, Д. А. Адаптивное развитие предприятий промышленного производства //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8. С. 75-81.

24. Рабаданова, А. А. Приоритеты структурной политики Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9. С. 114-118.

25. Дохолян, С. В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона // Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала : ГУП «Типография ДНЦРАН», 2009. С. 19-39.

References:

1. Rumyantseva E. E. New economic encyclopedia. —3rd ed. — M. : INFRA-M., 2008. S. 826.

2. Economic encyclopedia. — M. : JSC Publishing house "Economy", 1999. S. 1054.

3. The budget system of the Russian Federation. — URL : http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/ Government/Gref200... .

4. Federal law of June 28, 2014 № 172 on strategic planning in Russian in the Russian Federation.

5. The law of the Republic of Dagestan dated October 11, 2010 No. 53 on the strategic planning in the Republic of Dagestan.

6. For Russia to write a new strategy of development till 2030 — URL : https://news.mail.ru/politics/2272317/? frommail=.

7. The order of the Government of the Russian Federation from September 6, 2010 No. 1485-R "On approving the Strategy for socio-economic development of the North Caucasus Federal district until 2025".

8. The law of the Republic of Dagestan from July 15, 2011 No. 38 approving the Strategy for socio-economic development of Republic Dagestan till 2025.

9. The decree of the Government of the Republic of Dagestan of 28 August 2013, № 413 "On approval of the Scheme of territorial planning of the Republic of Dagestan".

10. The course of the transition economy; ed. L. I. Abalkina. — M. : ZAO "Finstatinform", 1997.

11. Bogomolov, O. T. Human civilization on the threshold of radical change // Regional problems of transformation of economy : international cooperation and interregional integration: proceedings of the First international forum. — M. : Publishing house "Pero", 2013. P. 11-15.

12. Gazimagomedov R. K. Modern regional industrial policy : cluster approach. — Makhachkala : LLC "Publishing house. home "New day. " 2006.

13. Zeldner, A. G. Conceptual approaches to the strategy and tactics of state regulation of the economy ; [research report]. — M. : Institute of Economics, 2007.

14. Akhmeduev, A. S. Strategic management of socio-economic development of the region / A. S. Ahmedov, A. A. Rabadanov; RAS: Dagestan. sci. center, Institute of social.-Econ. research. — M. : Economy, 2013.

15. Federal law of Russian Federation dated 31 December 2014 No. 488-FZ on industrial policy in the Russian Federation.

16. Novitsky, N. A. Innovative economy of Russia : Theoretical-methodological foundations and strategic priorities. — M. : Book house "LIBROKOM", 2009.

17. Smeshko, O. G. restructuring of the Russian economy : priorities and mechanisms of regulation // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 7. P. 6-17.

18. Abdullaev, Sh.-S. O., Denesyuk, D. A., Sadykova, A. M. Modernization and innovation in the industry to achieve strategic goals // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 7. P. 69-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Idziev, G. I. Innovative industrial development of the region // Regional problems of transformation of economy. 2012. No. 2. S. 108-113.

20. Akhmeduev, A. S. the Industry of Dagestan : key problems and priorities of development // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 8. P. 58-66.

21. Artamonov, D. Yu., Mednikov, V. V., Novoselov, M. V. Institute for public-private partnership in technological modernization of economy // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 7. S. 18-26.

22. Kutaev, S. K., Deneviziuk, D. A. Development of industrial production on the basis of investment activity // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 7. S. 131-134.

23. Sagidov, J. N., Deneviziuk, D. A. Adaptive development of industrial enterprises // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 8. S. 75-81.

24. Rabadanova, A. A. the structural policy Priorities of the Republic of Dagestan // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 9. Pp. 114-118.

25. Dokholyan, S. V. the Mechanism of implementation of industrial policy de-passivnogo region // Problems of formation and implementation of industrial policy of a depressive region : materials of all-Russian scientific-practical conference. — Makhachkala : the state unitary enterprise "Printing house of Dagestan scientific center Russian Academy of Sciences", 2009. P. 19-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.