Научная статья на тему 'Структурная политика государства в условиях инновационных преобразований в экономике'

Структурная политика государства в условиях инновационных преобразований в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2675
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / THE STRUCTURE OF THE ECONOMY / ECONOMIC POLICY / STRUCTURAL POLICY / STRUCTURAL TRANSFORMATIONS / STATE REGULATION / A MARKET MECHANISM OF REGULATION / STRUCTURAL MODERNIZATION / INNOVATIVE TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Калимат Асадовна

В статье рассмотрены вопросы формирования и реализации государственной и региональной структурной политики в условиях проводимых в стране кардинальных реформ и инновационных преобразований в экономике. Раскрыты основные факторы формирования макроэкономической структуры экономики, ее динамики в зависимости от изменений условий производства, общественных потребностей, конъюнктуры отечественного и мирового рынков. Определены основные функции государственного и рыночного механизмов регулирования структурных преобразований, обоснована объективная необходимость их сочетания в условиях рыночной экономики. Раскрыты функции и основные задачи экономической политики, а также государственной и региональной структурной политики как ее ключевого компонента. Обоснована особая актуальность разработки и реализации долгосрочной структурной политики для Республики Дагестан, в которой предусмотрены структурная модернизация экономики, устранение сложившихся глубоких диспропорций между экономическим потенциалом и численностью населения, ресурсными возможностями и уровнем их производственного использования, между сырьевыми и перерабатывающими отраслями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL POLICY OF THE STATE IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS IN THE ECONOMY

The manuscript discusses the issues of formation and implementation of the state and regional structural policy in the conditions of cardinal reforms that are being put forward in the country, as well as in the conditions of innovative transformations in the economy. The main factors of forming the macroeconomic structure of the economy, its dynamics depending on changes of production conditions, public needs, the economic situation of domestic and international markets have been described. The main functions of the state and market mechanisms of regulation of structural transformations have been defined; an objective need for their combination in the conditions of the market economy has been substantiated. The functions and the main tasks of the economic policy have been described, as well as the state and regional structural policy has been shown as its key component. Special relevancy of development and implementation of a long-term structural policy for the Republic of Dagestan has been substantiated. This policy has provided for a structural modernization of the economy, an elimination of the deep disproportions that have formed between the economic potential and the population, the resource capabilities and the level of their manufacturing use between the raw material and processing industries.

Текст научной работы на тему «Структурная политика государства в условиях инновационных преобразований в экономике»

РАБАДАНОВА КАЛИМАТ АСАДОВНА

старший преподаватель кафедры «Маркетинг и коммерция» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,

e-mail: kalimat2012@yandex.ru

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования и реализации государственной и региональной структурной политики в условиях проводимых в стране кардинальных реформ и инновационных преобразований в экономике. Раскрыты основные факторы формирования макроэкономической структуры экономики, ее динамики в зависимости от изменений условий производства, общественных потребностей, конъюнктуры отечественного и мирового рынков. Определены основные функции государственного и рыночного механизмов регулирования структурных преобразований, обоснована объективная необходимость их сочетания в условиях рыночной экономики. Раскрыты функции и основные задачи экономической политики, а также государственной и региональной структурной политики как ее ключевого компонента. Обоснована особая актуальность разработки и реализации долгосрочной структурной политики для Республики Дагестан, в которой предусмотрены структурная модернизация экономики, устранение сложившихся глубоких диспропорций между экономическим потенциалом и численностью населения, ресурсными возможностями и уровнем их производственного использования, между сырьевыми и перерабатывающими отраслями.

Ключевые слова: структура экономики, экономическая политика, структурная политика, структурные преобразования, государственное регулирование, рыночный механизм регулирования, структурная модернизация, инновационные преобразования.

RABADANO VA KALIMA T AS ADO VNA

Senior Lecturer of the Department of "Marketing and Commerce" of SAEI of HE "Dagestan State Institute of the Economy", e-mail: kalimat2012@yandex.ru

THE STRUCTURAL POLICY OF THE STATE IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS IN THE ECONOMY

Abstract. The manuscript discusses the issues of formation and implementation of the state and regional structural policy in the conditions of cardinal reforms that are being put forward in the country, as well as in the conditions of innovative transformations in the economy. The main factors of forming the macroeconomic structure of the economy, its dynamics depending on changes of production conditions, public needs, the economic situation of domestic and international markets have been described. The main functions of the state and market mechanisms of regulation of structural transformations have been defined; an objective need for their combination in the conditions of the market economy has been substantiated. The functions and the main tasks of the economic policy have been described, as well as the state and regional structural policy has been shown as its key component. Special relevancy of development and implementation of a long-term structural policy for the Republic of Dagestan has been substantiated. This policy has provided for a structural modernization of the economy, an elimination of the deep disproportions that have formed between the economic potential and the population, the resource capabilities and the level of their manufacturing use between the raw material and processing industries. Keywords: the structure of the economy, the economic policy, the structural policy, structural transformations, state regulation, a market mechanism of regulation, a structural modernization, innovative transformations.

Последние десятилетия в России и ее регионах осуществляется кардинальное реформирование социально-экономической формации, трансформация социалистической централизованно планируемой хозяйственной системы в социально ориентированную рыночную экономику. Формирование и развитие рыночной экономики становится объективной необходимостью в условиях глобализации и открытого мирового рынка. В современных условиях ускоренной смены технологических циклов, интенсивных инновационных процессов во всех сферах жизнедеятельности интеграция страны и ее регионов в мировое экономическое пространство возможна только при высоко развитой и конкурентоспособной рыночной экономике.

Поэтому важнейшей стратегической задачей проводимых в стране и регионах реформ является трансформация социально-экономической системы, структурная модернизация экономики, обеспечение высоких темпов развития и конкурентоспособности экономики. «Суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны — в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа, среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании» [1, с. 17].

Конечная цель проводимых реформ — обеспечение долгосрочного устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, для чего объективно необходимы структурная модернизация, преодоление диспропорций, оптимизация и балансирование всех отраслей и сфер экономики.

«Макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированного развития экономической системы. Требуется не только установить наиболее эффективное соотношение между частями целого, но и разработать и применить на практике механизм поддержания соответствия между элементами» [2, с. 310] . Поддержание оптимального соотношения между элементами и постоянные трансформации макроэкономических пропорций являются необходимым условием экономического роста, сбалансированного развития и обеспечения конкурентоспособности экономики.

В условиях либеральной модели рыночной экономики макроэкономическая структура экономики формируется и трансформируется под влиянием двух механизмов: 1) рынка и рыночной конкуренции; 2) государственного регулирования. Каждый из этих механизмов представляет собой целостную самодостаточную систему, состоящую из объективно необходимых компонентов, форм и методов воздействия, в совокупности обеспечивающих сбалансированное развитие экономики страны или региона.

Все объективные условия для функционирования и развития рыночной экономики — частная собственность на средства производства, свобода труда, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и другие — гарантированы Конституцией Российской Федерации. В результате в России как в демократическом обществе с 1991 года формируются и развиваются экономические отношения, доминантой которых является капиталистическое товарное производство и обмен. Рынок со всеми компонентами рыночной инфраструктуры опосредует отношения между производителями и потребителями, представляет таким образом ключевое звено воспроизводственного процесса в целом. На воспроизводственный процесс, его отраслевую и территориальную структуру активно влияет спрос и предложение на рынках товаров, труда, капиталов, ценных бумаг и т. д.

Рынок выполняет важные функции по регулированию спроса и предложения, которые в свою очередь активно влияют на производство и потребление, соответственно, на структуру экономики. Общеизвестны следующие функции рынка: 1) посредническая; 2) информирующая; 3) ценообразующая; 4) регулирующая; 5) стимулирующая; 6) оздоравливающая. Все эти функции теснейшим образом взаимосвязаны и в совокупности формируют целостную систему рыночного механизма регулирования экономики. Посредническая функция рынка реализует основные производственные отношения капиталистической системы хозяйствования, напрямую, без посредников, соединяет производителей и потребителей товаров и услуг. Производитель, пользуясь информационной функцией рынка, своевременно реагирует на динамику цен, спроса и предложения, соответственно, проводит реструктуризацию производства. Таким об-

разом, информационная и ценообразующая функции рынка стимулируют прогрессивные изменения в структуре производства и потребления, регулируют и подчиняют производство наилучшему удовлетворению потребностей, ориентируют на сбалансированное и устойчивое развитие экономики.

Особая роль в механизме играет оздоравливающая функция. В ее реализации ключевую роль играет свободная рыночная конкуренция. Как отмечают многие исследователи, рыночная экономика без свободной конкуренции между производителями неизбежно приводит к застою. Конкуренция является основным стимулом инновационной ориентации производства, прогрессивных изменений в структуре, устойчивого развития экономики и наилучшего удовлетворения потребностей общества. Без активного использования современных достижений науки и техники экономика страны, региона и любого хозяйственного звена не будет конкурентоспособной, следовательно, обречена на отставание и последующее вымирание. Еще П. Самуэльсон писал: «Хрупким экономическим системам, не обладающим гибкостью и способностью эволюционным путем приспособиться ко всевозрастающим трудностям и социальным переменам, грозит величайшая опасность угасания, какими бы прочными они ни казались в данный момент, ибо наука и техника непрерывно изменяют естественный ход экономической жизни» [3, с. 189].

Конкуренция так или иначе воздействует на инновационный процесс, выступает для бизнеса одним из ключевых стимулов к созданию новшеств, разнообразных усовершенствований с целью получить дополнительные доходы, сохранить имеющиеся преимущества, найти и реализовать новые возможности [4, с. 39]. Более высокая конкуренция на продуктовых рынках и жесткая конкурентная политика государства рассматриваются экспертами как действенные стимулы к инновациям [5, с. 87].

В своей работе «Благосостояние для всех» Л. Эрхард отмечал, что конкуренция представляет собой «наиболее эффективное средство для достижения благосостояния». Она одна, по его словам, «дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности в их роли потребителей. Она же уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышенной производительности труда» [6, с. 13].

Именно конкуренция обеспечивает свободу выбора потребителей, стимулирует производителей к использованию инноваций, современных достижений научно-технического прогресса, снижению издержек производства и уровня рыночных цен. Тем самым конкуренция выступает основным фактором социально-экономического развития рационального распределения и перераспределения ресурсов между предприятиями, отраслями и регионами. Таким образом, в условиях развитой рыночной экономики свободная конкуренция представляет собой основное условие формирования оптимальной структуры и систематической реструктуризации экономики с учетом динамики факторов производства и общественных потребностей.

Современные мирохозяйственные процессы и тенденции глобализации со всей очевидностью показывают, что устойчивое и сбалансированное развитие рыночной экономики страны и каждого отдельного региона возможно только при эффективном государственном регулировании, ориентированном на долгосрочное социально-экономическое развитие. Механизм государственного регулирования развития страны или ее региона представляет собой совокупность принципов, функций, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития, применяемых федеральными или региональными органами власти для достижения долгосрочных стратегических целей.

Государственное регулирование состоит из целого ряда взаимосвязанных и последовательных действий, управленческих циклов, в совокупности формирующих цельную систему государственного воздействия на воспроизводственный процесс с целью обеспечения долгосрочного социально-экономического развития.

Одной из основных целей государственного регулирования рыночной экономики является формирование и систематическое осуществление структурных преобразований в экономике. Государственное регулирование экономики — это «прямое или косвенное воздействие государства на распределение ресурсов, доходов от экономической деятельности и формирование макроэкономических пропорций» [2, с. 115]. Объективная необходимость государственного регулирования экономики, активная роль государства в распределении ресурсов и доходов,

соответственно, формировании структуры и макроэкономических пропорций вытекает из непреходящих функций государства. Основными и общепризнанными в экономической науке функциями государства являются следующие четыре вида деятельности: 1) прямой контроль; 2) общественное потребление; 3) государственное производство; 4) расходы на социальное обеспечение [3, с. 191-193].

Мы не ставим задачу раскрыть сущность и механизм реализации этих функций государства. Но необходимо подчеркнуть, что исполнение этих непреходящих функций обуславливает объективную необходимость государственного регулирования экономической деятельности и, соответственно, постоянного контроля за структурными изменениями в экономике. Еще основоположник классической политической экономики А. Смит считал, что «обязанностью государя или государства является основание и содержание таких общественных учреждений и таких общественных работ, которые, будучи, может быть, в самой высокой степени полезными для обширного общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных лиц основывала их или содержала» [7, с. 258-259].

Последующее развитие капиталистической системы хозяйствования и рыночной экономики неопровержимо доказало цикличность динамики развития, возможность периодических кризисов и необходимость активного государственного регулирования рыночной экономики. Дж. М. Кейнс на основе обстоятельного анализа закономерностей капиталистической системы и рыночной экономики, мирового экономического кризиса конца 20-х и начала 30-х годов ХХ века обосновал, что рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому государственное регулирование рыночной экономики объективно необходимо. Дж. Кейнс писал: «Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства. ... Хотя расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать показалось бы публицисту XIX в. или современному американскому финансисту ужасающим покушением на основе индивидуализма, я, наоборот, защищаю его как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы» [8, с. 347-348].

Мировой и отечественный опыт последних десятилетий также показывает, что роль и функции государства усиливаются в современных условиях глобализации в экономической, инновационной и информационной сферах. Именно благодаря глобализации и интеграции в этих сферах экономические кризисы становятся перманентными и общемировыми. Опыт последних лет свидетельствует, что вывести экономику из кризиса и преодолеть отставание только благодаря механизму рыночного регулирования невозможно. «Абсолютизация рыночных сил и государственного регулирования, также как их отрицание, не имеет достаточных оснований. Необходимо их сочетание» [1, с. 110]. «Нашей рыночной экономике нужна видимая рука государства, разумное сочетание централизации и демократизации управленческих решений, построение эффективного федерализма, а не только вертикали власти [9, с. 15].

Вместе с тем надо подчеркнуть, что «государственное регулирование и рыночный механизм — это не антиподы, это, скорее, рациональное соотношение наиболее эффективных для каждого данного этапа развития институтов и механизмов, обеспечивающих достижение высокого конечного результата» [10, с. 23]. Государственное регулирование рыночной экономики надо осуществлять с учетом того, что рыночная конкуренция и конкурентоспособность на современном этапе превратилась в главный фактор экономического развития [11]. «Государственное регулирование — это не «ценные указания», а система индикативных методов управления, подкрепленная бюджетными возможностями и включением государственных институтов и механизмов в социально-экономические процессы при обязательном учете федеральных, региональных и муниципальных интересов» [12].

Важнейшим инструментом государственного регулирования социально-экономического развития и реализации долгосрочной стратегии является экономическая политика. Государственная экономическая политика — это модель управления, система принципов и ценностей, формирующих цели государственного управления в определенной области жизнедеятельно-

сти, и соответствующих управленческих решений и мероприятий, осуществляемых для достижения этих целей [13, с. 25].

Экономическая политика предусматривает комплекс мер государственного управления по всем направлениям и структурным позициям воспроизводственного процесса. Весь комплекс мер государственной или региональной экономической политики можно группировать в три крупных блока: отраслевые, территориальные и функциональные. В каждом из этих блоков по конкретным направлениям формируются долгосрочные и среднесрочные стратегические цели и задачи, в совокупности представляющие отдельный самодостаточный компонент экономической политики. Так, в отраслевом блоке экономической политики, как правило, разрабатываются и реализуются политики: промышленная, аграрная, энергетическая, информационно-коммуникационная, научно-техническая, транспортная, внешнеэкономическая и др. В территориальном направлении экономической политики формируются политики: региональная, городская, сельская, муниципальная. В функциональном блоке следует выделить политики, в которых концентрируются направления по исполнению всех прямых функций государства в экономической сфере, например, политики: социальная, бюджетная, налоговая, кредитная, валютно-финансовая, антимонопольная и др.

Основными задачами экономической политики региона являются:

- определение долгосрочных целей и приоритетов, сценариев и этапов экономического и социального развития;

- институциональные преобразования, формирование организационно-исполнительских структур государственного регулирования, модернизация органов власти и переориентация их деятельности на достижение долгосрочных целей и приоритетов;

- создание действенных механизмов реализации долгосрочной стратегии, в частности, разработка, принятие и реализация структурной политики, среднесрочных и оперативных планов, государственных региональных, отраслевых и территориальных целевых программ и др.;

- организация ресурсного (материально-технического, научно-технического, информационного, кадрового, финансового и т. д.) обеспечения реализации долгосрочных целей;

- мониторинг и контроль реализации экономической политики;

- актуализация и корректировка экономической политики в ходе ее реализации.

Каждый из этих направлений и задач экономической политики содержит целый комплекс

функций и конкретных задач, которые взаимосвязаны, последовательно вступая в действие, формируют единую управленческую систему, обеспечивающую оптимизацию структуры и реализацию целей долгосрочного социально-экономического развития региона.

Исполнение функций каждого цикла и в целом всей системы государственного регулирования на всех этапах требует глубокого стратегического анализа и прогнозирования состояния и перспектив долгосрочной структурной диверсификации, развития регионального, отечественного и мирового рынков, оценки динамики роста потребностей собственного производственного потенциала ресурсных возможностей, конкурентных преимуществ и т. д. Реализация экономической политики должна обеспечивать оптимизацию структуры производства в регионе, сохранение его традиционных рынков, а также активное проникновение товаров и услуг региональных производителей в новые отечественные и мировые рынки.

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов, переориентации мировой экономики на инновационную модель развития формируется единый открытый мировой рынок с высокими темпами смены поколений техники и технологий, потребительских стандартов и предпочтений. При этом национальные и региональные рынки отдельных стран становятся сегментами глобального мирового рынка. На этом глобальном рынке идет жесткая конкуренция, каждый регион, как и каждая страна, чтобы сохранить за собой традиционные рынки и завоевать новые рынки, обязан обеспечить и постоянно поддерживать конкурентоспособность.

Все это объективно требует проведения на всех циклах и этапах управленческих действий и глубоких исследований, активное и широкое использование методов маркетинга в системе государственного управления долгосрочным социально-экономическим развитием региона. Региональный маркетинг по существу является не только методологическим инструментом, но и ведущей функцией реализации экономической политики долгосрочного развития эконо-

мики и ее структурной модернизации.

Одним из основных составляющих, можно сказать, ключевым компонентом экономической политики государства и каждого региона является структурная политика. Структурная политика — это комплекс институциональных, экономических и организационных мероприятий государства, направленных на эффективное использование потенциала факторов производства и формирование оптимальных воспроизводственных, макроэкономических, отраслевых, территориальных и социальных пропорций, обеспечивающих устойчивый рост экономики и повышение качества жизни населения.

Особое значение структурная политика имеет в период трансформации экономической системы и полной структурной перестройки отраслей и сфер экономики. Вместе с тем структурная политика тесно взаимосвязана с региональной, промышленной, аграрной, инвестиционной, научно-технической, инновационной, бюджетно-финансовой политиками государства и региона. При этом структурная политика не только является важной относительно самостоятельной подсистемой в системе экономической политики, но и получает свое развитие, конкретизацию в других политиках [14, с. 118].

Структура экономики — одна из ключевых и комплексных характеристик состояния народного хозяйства, определяющая производственный и интеграционный потенциал, динамизм развития и конкурентоспособность страны и ее регионов.

Структура экономики первоначально формируется имеющимися в стране или регионе факторами производства и эндогенно изменяется в зависимости от реструктуризации факторов производства. Основными первичными факторами производства, определяющими конкурентные преимущества, специализацию производств и отраслевую структуру экономики, являются природные ресурсы, человеческий потенциал и физический капитал.

В связи с происходящими в стране трансформационными процессами последние годы активно обсуждаются проблемы структурной перестройки экономики России и ее регионов. Однако, как справедливо отмечают отдельные исследователи, целостного представления структуры экономики в виде системы до настоящего времени не сложилось — нет четкого определения, из каких отраслей, комплексов или сфер состоит экономика страны. Е. Е. Румянцева определяет структуру экономики как представление экономики страны в виде системы, состоящей из однородных элементов [2, с. 607]. Есть мнение, что структура народного хозяйства — это тот или иной характерный для каждой страны набор качественно однородных и существенно различающихся групп хозяйственных единиц, относящихся к различным отраслям, подотраслям и целым сферам народного хозяйства, характеризующихся особыми признаками и условиями производства в системе общественного разделения труда [15, с. 790].

Обобщая приведенные выше определения и позиции некоторых других авторов можно предложить следующее определение: структура экономики представляет собой пропорции и количественные соотношения между отдельными элементами или сферами народного хозяйства страны, хозяйственного комплекса региона или отдельного организационно-территориального образования. Обычно в экономической науке и при практическом анализе различают различные структуры: макроэкономическая, отраслевая, внутриотраслевая и территориальная.

В настоящее время в связи с санкциями ряда государств и серьезными внешнеэкономическими ограничениями Россия вынуждена кардинально пересмотреть экономическую и прежде всего структурную политику, разработать новую экономическую стратегию и в кратчайшие сроки осуществить стратегический маневр структурной перестройки и модернизации всех отраслей и сфер экономики.

Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач, таких как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения, делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии «активного позиционирования на рынках». Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы [16, 17].

Особую актуальность структурная перестройка экономики на основе ее технической и технологической модернизации представляет для таких проблемных регионов России, как Республика Дагестан [18, 19]. Макроэкономическая структура Республики Дагестан последние десятилетия складывалась стихийно. После развала Советского Союза началось реформирование экономики с ориентацией на неолиберальную модель рыночного хозяйства. Последовал отказ от планирования и системного государственного регулирования развития экономики. Произошел развал практически всех отраслей экономики и, соответственно, слом сложившейся структуры экономики. В последующем, с 1991 года, процесс воспроизводства протекал в режиме стихийного рыночного регулирования и произвольного формирования макроэкономической, отраслевой и территориальной структуры экономики Дагестана.

При разработке региональной структурной политики необходимо учитывать структурные особенности региональной экономики [20, 21, 22]. Исходя из имеющихся факторов производства необходимо определить долгосрочные стратегические приоритеты в направлении оптимального использования конкурентных преимуществ региона.

В современных условиях функциями региональной структурной политики являются:

- исследование регионального, российского и мирового рынков, поиск и определение места региона в российском и мировом хозяйстве;

- определение оптимальной специализации экономики региона и ориентация ее на удовлетворение потребностей населения региона и страны с учетом максимального использования собственных ресурсов, импортных и экспортных возможностей;

- исследование состояния экономики региона, оценка ее конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках, определение стратегии развития и обеспечения конкурентоспособности производимых в регионе товаров и услуг;

- исследование и оценка внутреннего рынка региона как части мирового рынка, оптимизация внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей региона, хозяйствующих субъектов и организаций;

- изучение и оценка природных, производственных, трудовых, инвестиционных, интеллектуальных, научно-технических и других ресурсов, определение направлений их оптимального использования для устойчивого социально-экономического развития региона.

Основным звеном системы государственного регулирования социально-экономического развития региона является стратегическое планирование. Чтобы разработать структурную политику региона, прежде всего, нужно тщательно и всесторонне проанализировать состояние и прогнозировать возможные перемены конъюнктуры на региональном, национальном и мировом рынках, изучить спрос и динамику потребностей на этих рынках. С учетом такого комплексного стратегического анализа и исследований нужно прогнозировать спрос на основные товары и услуги региона на этих рынках на весь период стратегирования и по основным этапам.

На основе маркетингового исследования и тщательного анализа конкурентных преимуществ осуществляется:

1) определение оптимальной специализации региона на производстве основных видов товаров и услуг;

2) обоснование стратегических целей и индикаторов, приоритетных отраслей, производств и направлений развития экономики;

3) определение устойчивых традиционных рынков и перспектив завоевания новых рынков сбыта товаров (услуг) региона;

4) определение научно-технической и инновационной политики, направлений и мер модернизации производства и обновления ассортимента производимой в регионе продукции;

5) создание и активное использование современной системы воздействия на потребителя и стимулирования сбыта, организация рекламы, формирование спроса на товары (услуги) региона и т. д.

Особое значение при определении структурной политики придается обоснованию специализации и долгосрочной структуры экономики. При этом, конечно, исходными факторами являются реальная оценка и эффективность использования природных, производственных, трудовых, инновационных, финансовых и других ресурсов. Но главное при использовании имею-

щихся и привлекаемых ресурсов — соблюдение ключевого принципа: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. Здесь крайне важно при разработке и реализации долгосрочной структурной политики эффективно увязывать ресурсы региона, долгосрочные цели и реальные потребности доступных и перспективных рынков сбыта. Сбалансированность этих элементов имеет решающее значение для устойчивого развития экономики, что требует проведения глубокого стратегического анализа и масштабных маркетинговых исследований.

Исключительную актуальность обоснование и реализация политики структурной модернизации экономики представляет для Дагестана. Существенное социально-экономическое отставание Дагестана от средних показателей по стране во многом связано с тем, что вплоть до последнего времени не проводились стратегический анализ и оценка состояния, прогнозирование и планирование развития и структурных преобразований экономики на долгосрочную перспективу. В результате возникли глубокие структурные диспропорции между экономическим потенциалом и численностью населения, ресурсными возможностями и уровнем их производственного использования, между сырьевыми и перерабатывающими отраслями и т. д.

Поэтому для Республики Дагестан, как и для Российской Федерации, в целом разработка и реализация региональной структурной политики является не только актуальной научной, но и насущной практической задачей.

Литература

1. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А. Ш.

Ахмедуев, А. А.Рабаданова; РАН: Дагестан. научн. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. -Москва:

Экономика, 2013. — 307 с.

2. Ахмедуев А. Ш., Рабаданова К. А. Концептуальные основы структурной перестройки промышленности депрессивного региона России / Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 7. — С. 9-20.

3. Бейболаева Д. К. Структурная перестройка экономики в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. —2010. — № 4. — С. 47-52.

4. Богомолов О. Т. Человеческая цивилизация на пороге кардинальных перемен // Региональные проблемы преобразования экономики: международное сотрудничество и межрегиональная интеграция: Материалы первого Международного форума. — М.: Изд-во Перо, 2013. — С. 11- 15.

5. Бюджетная система Российской Федерации. — URL:http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/ Gevernment/Grof200...

6. Газимагомедов Р. К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход. — Махачкала: ООО «Издательский дом «Новый день», 2006. — 344 с.

7. Государство и экономика: факторы экономического роста. — М. : Институт экономики РАН. — 2002. — 210 с.

8. Градов А. П. Национальная экономика. — СПб.: Питер, 2007. —240 с.

9. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Инструменты реализации региональной социально-экономической политики в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7. — С. 40-47.

10. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс. — 2007. — 432 с.

11. Зельднер А. Г. Концептуальные подходы к стратегии и тактике государственного регулирования экономики (научный доклад). — М.: Институт экономики РАН, 2007.

12. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 1999. — 352 с.

13. Кузнецова Т. Е., Рудь В. А. Конкуренция, инновации и стратегии развития российских предприятий (результаты эмпирических исследований) //Вопросы экономики. 2013. — № 12. — С. 86-108.

14. Курс переходной экономики. Под редакцией академика Л. И. Абалкина. — Москва: ЗАО «Финстатинформ», 1997. — 640 с.

15. Рабаданова А. А. Приоритеты структурной политики Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 9. — С. 114-118.

16. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М., 2008. — 826 с.

17. Сагидов Ю. Н. Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) / Региональная экономика: теория и практика, 2012. — № 29. — С. 2-9.

18. Самуэльсон. Экономика. М.: Издательство «Прогресс», 2014. — 843 с.

19. Смешко О. Г. Структурная перестройка российской экономики: приоритеты и механизм регулирования // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7. — С. 6-17.

20. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. — М.-Л., 1935. — 475 с.

21. Экономическая энциклопедия. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 1054 с.

22. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М. — 1991. — 332 с.

References:

1. Akhmeduyev A. Sh. Stratégie management by social and economic development of région / A.Sh. Akhmeduyev, A. A. Rabadanova; RAS: Dagestan scientific center; Institute of social and economic researches.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Moscow: Economy, 2013. 307p.

2. Akhmeduyev A. Sh., Rabadanova K. A. Conceptual bases of structural adjustment of the industry of the depressive region of Russia / Regional problems of transformation of economy. 2015. No. 7. P. 9-20.

3. Beybolayeva D. K. Structural adjustment of economy in the Republic of Dagestan//Regional problems of transformation of economy. 2010, No. 4. P. 47-52.

4. Budget system of the Russian Federation. - URL:http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/ Gevernment/Grof200...

5. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykova A. M. Instruments of implementation of regional social and economic policy in modern conditions//Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 7. P. 4047.

6. Druker P. F. Business and innovations. M.: Williams. 2007. 432 р.

7. Economic encyclopedia. M.: JSC Ekonomika Publishing House, 1999. 1054 р.

8. Erhard L. Welfare for all. M, 1991. 332 р.

9. Gazimagomedov R. K. Modern regional industrial policy: cluster approach. — Makhachkala: LLC Novy den Publishing House, 2006. 344.

10. Gradov A.P. National economy. — SPb.: St. Petersburg, 2007. 240р.

11. Keynes J. M. General theory of employment, percent and money. - M.: Helios of ARV, 1999. 352 р.

12. Kuznetsova T. E., Rud of VA. Competition, innovations and strategy of development of the Russian entities (results of empirical researches)//economy Questions. 2013. No. 12. P. 86-108.

13. Mantises O. T. Chelovecheskaya a civilization on a threshold of cardinal changes/Regional problems of transformation of economy: international cooperation and interregional integration: Materials of the first International forum. — M.: Publishing house Feather, 2013. P. 11-15.

14. Rabadanova A. A. Priorities of structural policy of the Republic of Dagestan//Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 9. P. 114-118.

15. Rate of a transitional economy. Under edition of the academician L. I. Abalkin. — Moscow: CJSC Finstatinform, 1997. 640 р.

16. Rumyantseva E. E. New economic encyclopedia. 3rd prod. — M.: INFRA-M., 2008. 826 р.

17. Sagidov Yu. N. Approaches to development of the region with economy of peripheral nature (on the example of the Republic of Dagestan) / Regional economy: theory and practice, 2012. No. 29. P. 2-9.

18. Samuelson. Economy. M.: Progress publishing house, 2014. 843 р.

19. Smith A. Research about the nature and the reasons of wealth of the people. T. 2. M.-L., 1935. 475 р. 20.Snicker O. G. Structural adjustment of the Russian economy: priorities and mechanism of regulation// Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 7. P. 6-17.

21. State and economy: factors of economic growth. - M.: Institute of economy of the Russian Academy of Sciences, 2002. 210 р.

22. Zeldner A. G. Conceptual approaches to strategy and tactics of the state regulation of economy (scientific report). - M.: Institute of economy of the Russian Academy of Sciences, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.