Научная статья на тему 'Направления структурной политики в экономике СКФО с учетом социально-экономической обстановки в стране'

Направления структурной политики в экономике СКФО с учетом социально-экономической обстановки в стране Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РЕГИОН / СКФО / STRUCTURAL TRANSFORMATIONS / ECONOMY / STRUCTURAL POLICY / IMPROVEMENT / REGION / NCFD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

Цель работы. В статье обосновывается концепция структурной политики СКФО с учетом сложившихся реалий в стране и особенностей развития на Северном Кавказе, разработаны направления ее совершенствования. Метод или методология проведения работы. Использованы методы аналогий и обобщений, анализа экспертных оценок по совершенствованию структурной политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Результаты. Основные направления совершенствования структурной политики СКФО заключаются в разработке концепции и программы реализации долгосрочной структурной политики округа, увязки ее целей и задач с федеральной экономической политикой и ускоренном развитии базовых отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, туризма) на основе рационального использования имеющегося потенциала и особенностей экономики Северного Кавказа. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами власти при формировании региональной структурной политики с целью обеспечения сбалансированности структурных изменений в экономике регионов Северо-Кавказского федерального округа и подъема экономики. Выводы. В условиях, когда федеральные дотации регионам неизбежно будут снижаться, Северному Кавказу необходима новая региональная экономическая и структурная политика, направленная на кардинальную модернизацию экономики в направлении обеспечения ее конкурентоспособности и бюджетной самодостаточности, и адекватная современной социальноэкономической и политической ситуации в стране. Повышение общей самодостаточности и конкурентоспособности экономики Северного Кавказа в долгосрочной перспективе позволит более активно и эффективно задействовать имеющиеся ресурсы, предпринимательские таланты, активную и конкурентоспособную рабочую силу, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и собственного благосостояния, привлекать необходимые инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES IN STRUCTURAL POLICY OF THE ECONOMY OF THE NCFD TAKING INTO ACCOUNT THE SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT IN THE COUNTRY

The goal of the study. The manuscript substantiates the concept of the structural policy of the NCFD taking into account the existing realities in the country, and the typical features of development in the North Caucasus, develops approaches on its improvement. The method or methodology of completing the study. We have used the methods of analogies and summarizations, analysis of expert evaluations on the improvement of the structural policy in the regions of the North Caucasian Federal District. The results. The main approaches of improving the structural policy of the NCFD are in developing a concept and a program of implementation of a long-term structural policy of the district, connecting its goals and tasks with the federal economic policy and an accelerated development of the basic economic industries (manufacturing industry, agriculture, tourism) based on the rational use of the existing potential and the typical features of the economy of the Northern Caucasus. The area of application of the results. The results of the study may be used by the governmental authorities when forming a regional structural policy in order to provide for the balanced structural changes in the economy of the regions of the North Caucasian Federal District and a rise of the economy. The conclusions. In the conditions when federal grants for the regions will be inevitably dropping, the North Caucasus needs a new regional economic and structural policy directed towards a cardinal modernization of the economy in the direction towards providing for its competitiveness and budgetary self-sufficiency, and an adequate modern socio-economic and political situation in the country. Increasing the overall selfsufficiency and competitiveness of the economy of the Northern Caucasus in the long-term will allow to more actively and effectively employ the existing resources, entrepreneurial talents, active and competitive workforce, able to provide for a higher level of labor productivity and personal welfare, attract the necessary investments.

Текст научной работы на тему «Направления структурной политики в экономике СКФО с учетом социально-экономической обстановки в стране»

Рабаданова А.А.

УДК 332.14 РАБАДАНОВА АМИНАТ АСАДОВНА

к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: am 6880@yandex .ru

НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ СКФО С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В СТРАНЕ

Аннотация. Цель работы. В статье обосновывается концепция структурной политики СКФО с учетом сложившихся реалий в стране и особенностей развития на Северном Кавказе, разработаны направления ее совершенствования. Метод или методология проведения работы. Использованы методы аналогий и обобщений, анализа экспертных оценок по совершенствованию структурной политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Результаты. Основные направления совершенствования структурной политики СКФО заключаются в разработке концепции и программы реализации долгосрочной структурной политики округа, увязки ее целей и задач с федеральной экономической политикой и ускоренном развитии базовых отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, туризма) на основе рационального использования имеющегося потенциала и особенностей экономики Северного Кавказа. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами власти при формировании региональной структурной политики с целью обеспечения сбалансированности структурных изменений в экономике регионов Северо-Кавказского федерального округа и подъема экономики. Выводы. В условиях, когда федеральные дотации регионам неизбежно будут снижаться, Северному Кавказу необходима новая региональная экономическая и структурная политика, направленная на кардинальную модернизацию экономики в направлении обеспечения ее конкурентоспособности и бюджетной самодостаточности, и адекватная современной социально-экономической и политической ситуации в стране. Повышение общей самодостаточности и конкурентоспособности экономики Северного Кавказа в долгосрочной перспективе позволит более активно и эффективно задействовать имеющиеся ресурсы, предпринимательские таланты, активную и конкурентоспособную рабочую силу, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и собственного благосостояния, привлекать необходимые инвестиции.

Ключевые слова: структурные преобразования, экономика, структурная политика, совершенствование, регион, СКФО.

RABADANO VA AMINA T AS ADO VNA

Candidate of Economic Sciences, Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS',

e-mail: am 6880@yandex .ru

APPROACHES IN STRUCTURAL POLICY OF THE ECONOMY OF THE NCFD TAKING INTO ACCOUNT THE SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT IN THE COUNTRY

Abstract. The goal of the study. The manuscript substantiates the concept of the structural policy of the NCFD taking into account the existing realities in the country, and the typical features of development in the North Caucasus, develops approaches on its improvement. The method or methodology of completing the study. We have used the methods of analogies and summari-zations, analysis of expert evaluations on the improvement of the structural policy in the regions of the North Caucasian Federal District. The results. The main approaches of improving the structural policy of the NCFD are in developing a concept and a program of implementation of a long-term structural policy of the district, connecting its goals and tasks with the federal economic policy and an accelerated development of the basic economic industries (manufacturing industry, agriculture, tourism) based on the rational use of the existing potential and the typical features of

the economy of the Northern Caucasus. The area of application of the results. The results of the study may be used by the governmental authorities when forming a regional structural policy in order to provide for the balanced structural changes in the economy of the regions of the North Caucasian Federal District and a rise of the economy. The conclusions. In the conditions when federal grants for the regions will be inevitably dropping, the North Caucasus needs a new regional economic and structural policy directed towards a cardinal modernization of the economy in the direction towards providing for its competitiveness and budgetary self-sufficiency, and an adequate modern socio-economic and political situation in the country. Increasing the overall self-sufficiency and competitiveness of the economy of the Northern Caucasus in the long-term will allow to more actively and effectively employ the existing resources, entrepreneurial talents, active and competitive workforce, able to provide for a higher level of labor productivity and personal welfare, attract the necessary investments.

Keywords: structural transformations, the economy, a structural policy, improvement, a region,

NCFD.

Введение. Кризис, переживаемый сегодня Россией, начинался в 2014 году как структурный, вызванный снижением мировых цен на энергоносители и применением к нашей стране внешнеэкономических санкций, ограничивших отечественному бизнесу доступ на глобальные финансовые рынки. Учитывая, что бюджет Российской Федерации почти на половину наполняется поступлениями от экспортеров энергоносителей (нефти и газа), случившееся привело к его значительному дефициту [11, а 73].

В этих условиях Северному Кавказу крайне необходимо активизировать внутренние механизмы формирования денежных ресурсов и обеспечения самодостаточности экономики, которые восполнили бы сокращение внешнего федерального финансирования. А это возможно лишь при условии реализации активных структурных и институциональных преобразований в макрорегионе. В этих условиях не обойтись без комплексного подхода к изучению особенностей развития и потенциала структурной модернизации экономики на Северном Кавказе, совершенствованию структурной политики в регионах округа с учетом социально-экономической обстановки в стране.

Методы исследования. С учетом принятия Указа Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [15] решение накопленных в регионах Северного Кавказа проблем имеет особое значение для национальной и экономической безопасности страны, поэтому требует кардинальной модернизации экономики и региональной политики. Рост экономики и преодоление отставания регионов СКФО надо рассматривать не только как условие общественно-политической стабильности на Северном Кавказе, но и как существенный фактор устойчивого развития экономики страны и укрепления геополитического положения России в Каспийском бассейне, Ближнем Востоке и в Арабском мире [5]. «Северному Кавказу необходимо не просто экономическое развитие, а реиндустриа-лизация и ремодернизация всего региона, которая и должна рассматриваться как инструмент кардинального изменения обстановки. Причем модернизация региона критически важна для сохранения Северного Кавказа в российском цивилизационном пространстве» [3, а 38].

А это возможно лишь при условии реализации активных структурных и институциональных преобразований в макрорегионе. В условиях, когда федеральные дотации регионам неизбежно будут снижаться, Северному Кавказу необходима новая региональная экономическая и структурная политика, направленная на кардинальную модернизацию экономики в направлении обеспечения ее самодостаточности, и адекватная современной социально-экономической и политической ситуации в стране. Повышение общей самодостаточности и конкурентоспособности экономики Северного Кавказа в долгосрочной перспективе позволит более активно и эффективно задействовать имеющиеся ресурсы, предпринимательские таланты, активную и конкурентоспособную рабочую силу, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и собственного благосостояния, привлечь необходимые инвестиции.

Общественное сознание страны настроено на модернизацию. На Северном Кавказе преобладают традиционалистские настроения (особенно в восточной части региона), и это одно из наиболее глубинных социокультурных противоречий, которое сложилось между Северным

Кавказом и остальной частью России [3, а 38]. Поэтому принципиальное значение имеет заинтересованное участие региональных властей в кардинальных изменениях экономики. Такая необходимость объясняется еще отсутствием в структуре экономики регионов элементов самонастройки, инертностью государственного сектора, низким уровнем свободного предпринимательства и другими проблемами.

Из сказанного вытекает, что структурная модернизация экономики Северного Кавказа, особенно в нынешних российских условиях, — проблема комплексная, требует системной и кардинальной макроэкономической, отраслевой и территориальной реконструкции и инновационных преобразований всей экономики и каждой ее отрасли.

Анализ, проведенный в предыдущих исследованиях, позволяет сделать вывод, что направления структурных преобразований в регионах СКФО формировались не последовательной и активной региональной политикой, а под определяющим влиянием конъюнктуры внешнего рынка и явились формой стихийного приспособления экономики к особенностям системного кризиса.

Отсутствие четкой и активной структурной политики привело к формированию различных диспропорций в экономике СКФО: высокому удельному весу отраслей сферы услуг и обращения на фоне спада материального производства; диспропорции между численностью населения и потенциалом экономики; диспропорции между числом рабочих мест и численностью экономически активного населения; дифференциации уровня развития территорий в регионах и другим.

Поэтому для Северного Кавказа совершенствование региональной структурной политики является не только актуальной научной, но и насущной практической задачей.

На наш взгляд, совершенствование структурной политики в экономике регионов СКФО с учетом сложившихся реалий целесообразно осуществить в следующих направлениях:

- создать правовую основу, разработать и законодательно утвердить долгосрочную структурную политику СКФО, взаимоувязанную со Стратегией социально-экономического развития СКФО до 2025 года [14] и Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [15];

- раскрыть основные конкурентные преимущества регионов СКФО и определить эффективные механизмы их использования для развития и структурной модернизации экономики округа;

- наметить конкретные направления и этапы модернизации всех отраслей и сфер экономики СКФО;

- разработать долгосрочную государственную программу поэтапной реализации структурной политики округа;

- разработать стратегии и государственные программы развития и модернизации базовых отраслей экономики округа, задействовать эффективный механизм их реализации.

Базовой концепцией структурной политики СКФО, прежде всего, должно быть превращение СКФО в индустриально-аграрный регион страны. Речь идет не только о восстановлении и ускоренном развитии отраслей промышленных видов деятельности, но и о новой индустриализации всей социально-экономической сферы, масштабном внедрении современных инновационных индустриальных методов и технологий в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, социальной сфере, сфере коммунальных, туристско-рекреационных услуг и т. д. Мировой опыт свидетельствует о том, что новая индустриализация всех сфер жизнедеятельности на основе современных достижений науки и техники составляет основу конкурентоспособности экономики и всех ее отраслей.

Первоочередными приоритетами структурной политики СКФО необходимо считать ускоренное инновационное развитие реальной экономики, в частности, промышленности и сельского хозяйства. Это обусловлено следующими факторами.

В первую очередь, развитая промышленность является материальной основой инновационного развития и повышения производительности труда во всех отраслях народного хозяйства и в сфере услуг, следовательно, основой обеспечения конкурентоспособности всей экономики.

Одной из острейших проблем Северного Кавказа является обеспечение занятости населения. Численность городского населения растет высокими темпами за счет естественного при-

роста и миграции сельского населения в города. Решение проблемы занятости невозможно без масштабного промышленного производства.

Сокращение и постепенное преодоление дотационности для республик Северного Кавказа также является острейшей проблемой. Промышленность может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений и обеспечения финансовой самодостаточности регионов СКФО. Например: в РД при доли промышленности в ВРП 6,3 % (2015 год) она дает 20 % налоговых поступлений [13].

В республиках Северного Кавказа 50,9 % всего населения проживает в сельской местности и более 70 % территории округа занимают сельскохозяйственные угодья, поэтому сельское хозяйство является источником доходов сельского населения, оказывает решающее влияние на миграцию граждан, особенно молодежи, и является фактором социальной стабильности в обществе.

А в условиях недостатка инвестиционных ресурсов важным фактором также является наименьшая по сравнению с другими отраслями капиталоемкость сельскохозяйственного производства и быстрая окупаемость инвестиций. И, конечно, агропромышленный комплекс определяет продовольственную безопасность регионов СКФО.

Структурную промышленную политику СКФО и механизм ее реализации, в первую очередь, следует ориентировать на устранение накопившихся диспропорций и решение острейших структурных проблем. К ним, на наш взгляд, можно отнести:

- несоответствие технического уровня и качества промышленной продукции современным стандартам, требованиям мирового и отечественного рынков;

- недостаточная ориентация промышленности на производство продукции, удовлетворяющего повседневные потребности населения, а также спроса регионального рынка на товары и услуги производственного назначения;

- несоответствие техники и технологии промышленного производства современному мировому уровню, технологическая несовместимость с промышленно развитыми регионами России и зарубежными странами;

- диспропорция между производством продукции сельского хозяйства и промышленной переработкой сельскохозяйственного сырья;

- разрыв между уровнем износа основных фондов промышленности и темпами наращивания инвестиций в их обновление;

- диспропорция между потребностями в квалифицированных кадрах и их подготовкой.

В промышленной структурной политике с учетом внутренних и внешних факторов необходимо определить направления, конкретные правовые, организационные и экономические меры по оптимизации структуры, преодолению диспропорций, ускоренному развитию промышленности и решению обозначенных выше оптимизационных задач.

Реальное решение проблем развития и структурной перестройки промышленности регионов СКФО нам видится в двух направлениях:

1. Возрождение и восстановление на современной инновационной основе разрушенных в 90-е годы предприятий и подотраслей, модернизация действующих предприятий, полное использование производственных мощностей и потенциала всех отраслей промышленности.

2. Строительство новых предприятий путем привлечения инвестиций и реализации современных инновационных инвестиционных проектов.

Необходимо организовать системную планомерную работу в этих направлениях с ориентацией на долгосрочные стратегические цели развития промышленности и в русле приоритетов страны.

Наряду с прорывным развитием промышленности опережающее развитие сельского хозяйства объективно выдвигается как важнейший фактор преодоления кризиса в экономике и социальной сфере, следовательно, должно являться приоритетным направлением структурной политики СКФО на долгосрочную перспективу.

Особо следует подчеркнуть, что одним из важнейших направлений и исходной посылкой аграрной и структурной политики является вовлечение в цивилизованные рыночные отношения всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание для них равных условий конкуренции. Аграрную политику СКФО целесообразно проводить с учетом коммерциализации

деятельности всех субъектов хозяйствования агропромышленного комплекса и жесткой конкуренции на рынках продовольствия. Производить продукцию, конкурентоспособную по цене и качеству, импортозамещение основных видов продовольствия, поступающих из-за рубежа и регионов России, — вот ключевая задача и стержень аграрной структурной политики СКФО.

Дальнейшее развитие, модернизация и структурная перестройка сельского хозяйства в решающей степени зависит от состояния материально-технической базы. Важным, а в перспективе основным путем восстановления и развития технической базы сельского хозяйства и всего АПК является усиление организационной и инвестиционной деятельности, прежде всего самих товаропроизводителей — сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств. Это во многом зависит от государственного регулирования этого процесса, помощи и поддержки государственных и местных органов власти. Для масштабного и долгосрочного решения данной проблемы представляется целесообразным также использовать промышленный потенциал регионов СКФО, организовать производство техники и оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающих подотраслей на машиностроительных предприятиях.

Одним из актуальных и перспективных направлений роста экономики и ее структурной модернизации является развитие на Северном Кавказе туристско-рекреационного комплекса. Объективно этому процессу должны способствовать следующие факторы.

Во-первых, повышение транспортной доступности региона: в последние два-три года произошло значительное снижение стоимости авиабилетов из Москвы и Санкт-Петербурга в главный аэропорт СКФО — Минеральные Воды.

Во-вторых, снижение террористической напряженности: успехи в борьбе с экстремизмом вполне реальны вследствие эффективных действий силовиков перед Олимпиадой 2014 года.

В-третьих, переориентация россиян на внутренние направления в связи с «санкционной войной» и падением курса рубля.

Развитие туризма в СКФО не должно ограничиваться теми мегапроектами, которые изначально планировались. Например, на Северном Кавказе постепенно развиваются такие не самые массовые виды туризма, как паломнический, гастрономический или этнографический, не говоря уже о вполне состоявшихся горнолыжном и оздоровительном видах [20].

Так что перспективы развития туризма в СКФО по-прежнему вполне реальны. Прежде всего, надо исходить из того, что дальнейшее развитие и масштабное развертывание туристско-рекреационного комплекса на территории Северного Кавказа является одной из важнейших долгосрочных и стратегических приоритетов, требует системного и комплексного подхода к решению связанных с ним проблем. Эта отрасль должна занимать достойное место в макроэкономической структуре как важная сфера привлечения инвестиций, подъема экономики и повышения уровня жизни населения республик СКФО.

Широкое развертывание рекреационной и туристической деятельности на Северном Кавказе, развитие соответствующей инфраструктуры позволит создать дополнительные рабочие места и сократить безработицу. Кроме того, это даст мощный импульс к развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности, народных художественных промыслов, сферы услуг, транспорта и т. д.).

Разумеется, сказанное выше отнюдь не означает, что нужно развивать базовые отрасли в ущерб другим отраслям экономики. В условиях продолжающегося кризиса в ряде отраслей и ограниченности инвестиций на данном этапе одним из стратегических приоритетов структурной политики округа следует считать опережающее развитие промышленного комплекса, сельского хозяйства и туризма, направляя в эти сектора максимум ресурсов. Это позволит ускорить преодоление общего кризиса в экономике, улучшить макроэкономические показатели, увеличить инвестиционные ресурсы, повысить уровень жизни населения регионов СКФО.

Результаты. Основные направления совершенствования структурной политики СКФО заключаются в разработке концепции и программы реализации долгосрочной структурной политики округа, увязки ее целей и задач с федеральной экономической политикой и ускоренном развитии базовых отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, туризма) на основе рационального использования имеющегося потенциала и особенностей экономики

Северного Кавказа.

Выводы. В условиях, когда федеральные дотации регионам неизбежно будут снижаться, Северному Кавказу необходима новая региональная экономическая и структурная политика, направленная на кардинальную модернизацию экономики в направлении обеспечения ее конкурентоспособности и бюджетной самодостаточности, и адекватная современной социально-экономической и политической ситуации в стране.

Повышение общей самодостаточности и конкурентоспособности экономики Северного Кавказа в долгосрочной перспективе позволит более активно и эффективно задействовать имеющиеся ресурсы, предпринимательские таланты, активную и конкурентоспособную рабочую силу, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и собственного благосостояния, привлекать необходимые инвестиции.

Литература

1. Безработица в России 2016. — Новости России и СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusdni.ru/obschestvo/bezrabotica/bezrabotica-v-rossii-2015.html, свободный. — Загл. с экрана.

2. Бердникова Л. Ф., Фаткуллина Э. Р. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию /Л. Ф. Бердникова, Э.Р. Фаткуллина // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3. — С. 10-13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19713/, свободный. — Загл. с экрана.

3. Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д. Факторный анализ динамики региональной ситуации на Северном Кавказе через призму человеческого капитала / В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко // Политические процессы и практики. — 2017. — № 1. — С. 36-38.

4. Арсланов Ш. Д., АрслановаХ. Д., Идзиев Г. И., Рабаданова А. А. Политика модернизации промышленности Республики Дагестан /Ш. Д. Арсланов, Х Д. Арсланова, Г. И. Идзиев, А. А. Рабаданова //Вопросы структуризации экономики. — Махачкала. — 2013. — № 4. — С. 43-47.

5. Ахмедуев А. Ш. Проблемы и стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа России / А. Ш. Ахмедуев // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — № 34 (409). — С. 14-29.

6. Багомедов М. А. Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления / М. А. Багомедов //Вопросы структуризации экономики. — 2012. — № 4. — С. 22-28.

7. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 2408-р о государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года).

8. Дохолян С. В., Юнусова П. С. Трансформация отраслевой структуры в аграрном секторе экономики СКФО / С. В. Дохолян, П. С. Юнусова // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 3 (77). — С. 19-26.

9. Идзиев Г. И. Инновационное развитие промышленности региона / Г.И. Идзиев // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 2. — С. 151-158.

10. Идзиев Г. И., Рабаданова А. А. Структурные изменения и тренд деиндустриализации экономики региона. Сравнительный анализ / Г. И. Идзиев, А. А. Рабаданова // Региональная экономика: теория и практика. —2016. — № 7 (430). — С. 35-48.

11. Костяев С. Е. Экономический кризис 2014-2016 годов в России и его финансовые аспекты / С. Е. Костяев //Калужский экономический вестник. — 2016. — № 1.-С. 73-75.

12. Кутаев Ш. К., Гордеев О. И. Развитие промышленности и формирование инновационной экономики региона /Ш. К. Кутаев, О. И. Гордеев //Апробация. — 2014. — № 6. — С. 58-61.

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 1266 с.

14. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р).

15. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. — Загл. с экрана.

17. Рейтинг российских регионов по качеству жизни. — МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/infografika/20141222/1039549859.html, свободный. — Загл. с экрана.

18. СКФО: экономика несбывшегося оптимизма. Доступ: http://kavpolit.com/articles/ skfoekonomikanesbyvshegosjaoptimizma-13189/

19. Gadziev N. G., Rabadanov M. H., Eldarov E. M., Idziev G. I. Development of industrial enterprises investment policy of Dagestan Republic // Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.

20. Lejpras A. Knowledge, location, and internationalization: empirical evidence for manufacturing SMEs // Economics of Innovation and New Technology. 2015. Vol. 24. Issue 8. P. 734-754.

21. Zazdravnykh Ye. A. Why there are more entrepreneurs-manufacturers in one regions and less in others: an empirical evidence // Экономика региона. — 2014. — № 3. — C. 140-146.

References:

1. Avksentyev V. A., Gritsenko G. D. Factor analysis of the dynamics of the regional situation in the North Caucasus through the prism of human capital / V. A. Avksentiev, G. D. Gritsenko // Political processes and practices. 2017. No. 1. P. 36-38.

2. Arslanov Sh. D., Arslanova Kh. D., Idziev G. I., Rabadanova A. A. The policy of industrial modernization of the Republic of Dagestan / Sh. Arslanov, H. D. Arslanova, G. I. Idziev, A. A. Rabadanova // Issues of structuring the economy. Makhachkala. 2013. No. 4. P. 43-47.

3. Ahmeduyev A. Sh. Problems and strategic priorities of social and economic development of the subjects of the North Caucasus Federal District of Russia / A.Sh. Akhmeduyev // Regional economy: theory and practice. 2015. No. 34 (409). P. 14-29.

4. Bagomedov M. A. Restructuring of the region's economy: relevance and possible directions / М.А. Bagome-dov //Issues of structuring the economy. 2012. No. 4. P. 22-28.

5. The State Program «Social and Economic Development of the North Caucasus Federal District for the Period Until 2025» (Order of the Government of the Russian Federation No. 2408-r of December 17, 2012 On the State Program of the Russian Federation «Development of the North Caucasus Federal District» for the period up to 2025).

6. Doholyan S. V., Yunusova P. S. Transformation of the sectoral structure in the agricultural sector of the economy. Doholian, P. S. Yunusova //Regional problems of economic transformation. 2017. No. 3 (77). P. 1926.

7. Idziev G. I. Innovative development of the region's industry / G. I. Idziev // Regional problems of economic transformation. 2012. No. 2. P. 151-158.

8. Idziev G. I., Rabadanova A. A. Structural changes and the trend of deindustrialization of the region's economy. Comparative analysis / G. I. Idziev, A.A. Rabadanova // Regional economy: theory and practice. 2016. No. 7 (430). P. 35-48.

9. Kostyaev S. E. The economic crisis of 2014-2016 in Russia and its financial aspects / S.E. Kostyaev // The Kaluga economic bulletin. 2016. No. 1. P. 73-75.

10. Kutayev Sh. K., Gordeev O. I. The development of industry and the formation of the region's innovative economy / Sh. K. Kutaev, O. I. Gordeev //Approbation. 2014. No. 6. P. 58-61.

11. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015. Stat. Sat. /Rosstat. M., 2015. 1266p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Strategy of social and economic development of the North Caucasus Federal District until 2025 (Approved by the Order of the Government of the Russian Federation of September 6, 2010 No. 1485-r).

13. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy for Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030».

14. Unemployment in Russia 2016. News from Russia and the CIS. [An electronic resource]. Access mode: http://rusdni.ru/obschestvo/bezrabotica/bezrabotica-v-rossii-2015.html, free. Heading from the screen.

15. Berdnikova LF, Fatkullina E. R. The financial crisis of2014-2015. and its influence on Russia / LF Berdni-kova, E.R. Fatkullina // The young scientist. 2015. No. 11.3. P. 10-13 [An electronic resource]. Access mode: https://moluch.ru/archive/91/19713/, free. Heading from the screen.

16. Official website of the Federal Service for State Statistics of the Russian Federation [An electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru, free. Heading from the screen.

17. Rating of Russian regions on the quality of life. MIA «Russia Today». [An electronic resource]. Access mode: http://ria.ru/infografika/20141222/1039549859.html, free. Heading from the screen.

18. SKFO: the economy of unrealized optimism. [An electronic resource]. Access mode: http://kavpolit.com/ articles/skfoekonomikanesbyvshegosjaoptimizma-13189/, free. Heading from the screen.

19. Gadziev N. G., Rabadanov M. H., Eldarov E. M., Idziev G. I. Development of the industrial enterprises of the Dagestan Republic //Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.

20. Lejpras A. Knowledge, location, and internationalization: empirical evidence for manufacturing SMEs // Economics of Innovation and New Technology. 2015. Vol. 24. Is. 8. P. 734-754.

21. Zazdravnykh Ye. A. Why there are more entrepreneurs in one region and less in others: an empirical evidence // Economics of the region. 2014. No. 3. P. 140-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.