ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
КУТАЕВ Ш.К.,САГИДОВ ЮН.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
Аннотация. Статья посвящена исследованию современного состояния промышленности региона и определению основных проблем ее становления и развития. Анализируются также показатели промышленного производства регионов СКФО. Подчеркивается, что на уровне регионов целесообразно создавать условия и содействовать развитию добросовестной конкуренции и успешному решению научно-технического прогресса и модернизации всей промышленности, являющейся катализатором устойчивого экономического развития.
Ключевые слова: промышленность; развитие; регион, проблемы, производство.
КиТАЕУ S.K.,SAGIDOV УЦ.Ы.
MODERN STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF THE REGION
Abstract. The article is devoted to the study of the modern state of the manufacturing of the region and determining the main problems of its establishment and development. The indicators of the industrial production of NCFD regions are also analyzed. It is stressed that at the level of the regions it is feasible to create conditions and assist the development of good faith competition and successful resolution of the scientific-technical progress and modernization of all of the manufacturing that is the catalist of the stable economic development. Keywords: manufacturing; development; region, problems, production.
Развитие промышленности в условиях высокой дотационности и, в целом, кризисности региональной экономики (Республики Дагестан) является актуальной проблемой, требующей всестороннего анализа ситуации и определения ключевых проблем, препятствующих ее развитию.
Регулирование и развитие промышленного комплекса и экономики в целом в современных условиях представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Вопросам развития промышленности региона посвящены множество научных исследований и публикаций [1; 2; 3; 4 и др.].
При изучении состояния социально-экономического положения того или иного региона определяющим показателем выступает размер валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. По данному показателю, по данным Росстата на 2012 г., в СКФО Республика Дагестан занимает третью позицию с показателем 129,7 тыс. руб., уступив Ставропольскому краю — 154,6 тыс. руб. и Республике Северная Осетия-Алания — 141,6 тыс. руб., при среднем по округу — 128,0 тыс. руб. Остальные регионы СКФО по данному показателю не дотягивают до среднего значения по округу.
Характеризуя промышленное производство региона, следует акцентировать внимание на показателях «Индекс промышленного производства» и «Объем отгруженных товаров собственного производства...».
По темпам роста промышленного производства за последние годы Республика Дагестан занимает лидирующие позиции в стране. В РФ в целом произошло некоторое снижение анализируемого показателя на 3%. Рост индекса промышленного производства в РД, по данным Росстата, в 2013 г. превысил 50% по сравнению с предыдущим годом, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Индекс промышленного производства по субъектам СКФО* (в % к предыдущему году)1
Регион Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация2 106,8 100,6 89,3 107,3 105,0 103,4 100,4
Северо-Кавказский федеральный округ 112,0 101,6 102,3 103,4 109,8 106,3 104,5
Республика Дагестан 133,1 104,1 103,2 91,2 92,3 100,4 150,6
Республика Ингушетия 76,1 83,7 112,1 97,4 111,4 110,0 116,1
Кабардино-Балкарская Республика 111,7 105,3 112,7 100,2 107,9 122,4 90,2
Карачаево-Черкесская Республика 110,7 96,1 106,0 116,0 119,7 124,7 91,2
Республика Северная Осетия-Алания 117,0 104,3 98,6 99,0 109,7 102,6 113,2
Чеченская Республика 100,6 96,4 88,2 93,7 97,3 99,7 100,9
Ставропольский край 106,8 101,0 101,4 105,3 111,9 102,9 100,6
*Источник: иЯЬ : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ риЫюайош/ catalog/doc_1139918730234
В 2012 г. в СКФО в целом отгрузка товаров собственного производства составила 106,9% от уровня 2011 г. (в целом по РФ — 108,1%). У Республики Дагестан данный показатель составил около 41 млрд руб. Самый высокий данный показатель у экономического «лидера» СКФО — Ставропольского края — 226,2 млрд руб. (табл. 2)
Таблица 2
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности* в январе-декабре 2012 г.**
Регион млн руб. в % к январю-декабрю 2011 г.
СКФО 388 866,6 106,9
Республика Дагестан 40 986,9 111,1
Республика Ингушетия 2 989,1 124,5
Кабардино-Балкарская Республика 41 526,2 114,8
Карачаево-Черкесская Республика 42 374,8 139,1
Республика Северная Осетия - Алания 20 232,9 107,0
Чеченская Республика 14 553,9 114,3
Ставропольский край 226 202,8 100,1
* Виды экономической деятельности С, D, Е: С —добыча полезных ископаемых; D — обрабатывающие производства; Е — производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
** Источник: Социально-экономическое развитие СКФО за январь-декабрь 2012 г. Ессентуки, 2013.
Рассматривая структуру объема отгруженных товаров собственного производства РД (табл. 3), следует отметить, что по показателю «Добыча полезных ископаемых» наибольший удельный вес составила добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 75,5%, по показателю «Обрабатывающие производства» — производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака — 36,6%, по показателю «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — производство и распределение электроэнергии — 89,8%.
1 С 1 января 2014 г. Федеральная служба государственной статистики осуществила переход при расчете индексов производства на новый 2010 базисный год. С 2010 по 2013 гг. в качестве базисного года применялся 2008 г. В соответствии с международными требованиями и действующей практикой национальных статистических служб осуществлен обязательный при переходе на новый базисный год ретроспективный пересчет индексов производства за 2010-2013 гг. Ретроспективный пересчет осуществлен на основе уточненных данных о производстве товаров и услуг, сформированных в соответствии с Регламентом разработки и публикации данных по продукции добывающих, обрабатывающих производств, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, утвержденным Росстатом и Минэкономразвития России в июне 2009 г., и с учетом итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 г.
2 С учетом поправки на неформальную деятельность.
Таблица 3
Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности (в %к итогу)*
Виды экономической деятельности Годы
2010 2011 2012 2013
Добыча полезных ископаемых 100 100 100 100
В том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 73,8 76,2 76,4 75,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 26,2 23,8 23,6 24,5
Обрабатывающие производства 100 100 100 100
В том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 47,0 45,6 43,2 36,3
текстильное и швейное производство 0,3 0,3 0,2 0,2
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,0 0,0 0,0 0,3
обработка древесины и производство изделий из дерева 0,0 0,0 0,0 0,0
издательская и полиграфическая деятельность 2,1 1,5 1,1 0,6
производство кокса и нефтепродуктов 7,0 7,8 5,7 7,6
химическое производство 0,3 0,2 0,5 0,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 7,3 11,4 8,3 8,0
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,3 6,9 6,7 5,6
производство готовых металлических изделий 0,5 0,6 0,5 0,4
производство машин и оборудования 0,8 0,9 0,6 0,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 15,2 6,8 4,6 2,9
производство транспортных средств и оборудования 3,0 5,8 7,3 4,5
прочие производства 8,2 12,2 21,3 32,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 100 100 100 100
В том числе:
производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 93,8 91,7 92,0 92,6
из них:
производство и распределение электроэнергии 91,1 90,2 87,5 89,8
производство и распределение газообразного топлива 1,1 0,3 0,6 0,5
производство, передача и распределение пара и горячей воды 7,8 9,5 11,9 9,7
сбор, очистка и распределение воды 6,2 8,3 8,0 7,4
"Источник: ТО ФС ГС РФ по РД. — ШЬ : http://dagstat.gks.ru
Индекс промышленного производства, по данным Министерства промышленности, транспорта и энергетики РД, за январь-май 2014 г. в целом составил 117,6%, в т. ч. по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 98,0 %, обрабатывающие производства — 124,7%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 95,8 % [5].
Приведенные выше цифры показывают, что экономика республики находится в начале подъема, но еще не вышла из состояния депрессии.
Учитывая, что экономика республики продолжает находиться в кризисных условиях, а стабилизация и начавшийся подъем носят неустойчивый характер, к числу первоочередных мер должны быть отнесены: антикризисные и стабилизационные действия по преодолению бюджетного и финансового кризиса через активизацию инвестиционной деятельности; проведение институциональной и структурной перестройки в экономике; закрепление наметившихся за последние годы тенденций экономического роста, придания ему устойчивого и динамично-
го характера; разрешение неотложных социальных проблем населения, работников науки, образования, культуры, всей бюджетной сферы [6].
Создание благоприятных условий развития промышленности региона предполагает устранение препятствий ее развития:
1. Высокая степень изношенности основных фондов (по некоторым отраслям более 80%).
2. Незначительный уровень модернизации промышленных предприятий и внедрения инноваций, а также технико-технологическое отставание в ряде отраслей.
3. Низкая производительность труда.
4. Высокая капитало-, энерго- и материалоемкость производимой продукции.
5. Отсутствие подготовленных высококвалифицированных кадров для работы на современном оборудовании.
6. Отсутствие собственных финансовых ресурсов для модернизации производства, сложность и недоступность привлечения кредитных средств.
7. Неразвитость института государственных гарантий для предприятий промышленного сектора.
8. Отсутствие развитых интегрированных структур в различных секторах промышленности.
9. Неразвитость действенных инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования и др.
В промышленной политике регионов целесообразно предусматривать достижение эффективного хозяйственного взаимодействия всех субъектов региональной экономики, Республики Дагестан (РД) в частности, содействовать развитию добросовестной конкуренции и успешному решению научно-технического прогресса и модернизации всего производства.
Дагестан, являясь самым южным субъектом РФ, должен найти свои собственные специфические пути социально-экономического развития, с учетом особого геополитического положения как связующего звена между Европой, Закавказьем и Ближним Востоком, многонационального состава населения, уникального типа исторического развития и вытекающего отсюда образа жизни, традиций и культуры населяющих народов [6].
Только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, поскольку именно промышленность обеспечивает наиболее высокие из всех секторов темпы прироста производительности труда и оказывает высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и секторы [7, с. 118-125].
Республика Дагестан имеет немало резервов для изменения положения к лучшему. Прежде всего — это расширение сферы услуг, в т. ч. и на базе развития малого бизнеса, улучшение взаимоотношений производителей и бюджетов различных уровней в результате увеличения производства, привлечения инвестиций в основной капитал, подъема строительной индустрии.
В связи с чем объективно возникает необходимость в «разработке и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающей через реструктуризацию и структурную перестройку республиканского хозяйства, его адаптацию к местным условиям и рыночным отношениям» [8, с. 85-91.]. В этом направлении усилия органов власти региона следует ориентировать на увеличение инвестиционной активности в регионе.
В силу объективности данных причин регион не может рассчитывать на саморазрешение кризисной ситуации, поэтому экономике республики необходима поддержка со стороны государства, в т. ч. и в форме реализации специальных программ социально-экономического развития.
Это подтверждает необходимость реализации государственной промышленной политики на уровне регионов, направленной на реструктуризацию и модернизацию существующих производств. Она также должна способствовать созданию новых высокотехнологичных и наукоемких производств, имеющих мультипликативный эффект и способных снять социальную напряженность в регионе.
Переориентировать экономику республики на удовлетворение собственных потребностей в производимых в ней товарах, на развитие приоритетных высокорентабельных производств, имеющих большие перспективы развития в будущем, на создание единого, целостного народ-
но-хозяйственного комплекса, динамичного и мобильного участника обменных процессов с другими регионами — приоритетное направление, которое приведет к преодолению кризисных явлений, к расширению необходимых республике производств и созданию новых, обеспечивающих рост валового регионального продукта.
Активное и действенное воздействие государства на стимулирование и развитие сектора промышленности предполагает его модернизацию, внедрение передовых инновационных технологий. Необходимо формировать такие условия, при которых достигаются наиболее быстрые темпы роста, сбалансированность промышленного производства, развитие экономики и социальной сферы.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что главным катализатором устойчивого экономического развития является промышленный сектор. Это — основа любой развитой экономики.
Литература
1. Абдулгалимов, А. М., Арсаханова, З. А. Финансовая политика государства : теория, практика // Сегодня и завтра российской экономики. 2012. № 56. С. 960101.
2. Ахмедуев, А. Ш. Взаимоотношения органов управления и государственных предприятий // Экономист. 1997. № 5. С. 65.
3. Гордеев, О. И. Промышленная политика региона в свете эволюционного развития российской экономики в условиях современного общества // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 2. С. 1120120.
4. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З. Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона//Региональная экономика : теория и практика. 2010. № 10. С. 12021.
5. Сайт Министерства промышленности, транспорта и энергетики РД [Электронный ресурс]. — Махачкала, 2014. — URL : http://minpromtransrd.ru/page/otchety.
6. Кутаева, Р. А. Направления развития промышленности региона // Современные исследования социальных проблем ; [электронный научный журнал]. — Красноярск : Научно-инновационный центр, 2012. № 3(11). — URL : http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/3/kutaeva.pdf (дата обращения: 20.04.2014).
7. Овчинникова, А. В. Проблемы и перспективы развития промышленности России //Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». 2012. № 44. С. 1180125.
8. Петросянц, В. 3. Модель национальной экономики Дагестана // Вестник Дагестанского научного центра. 2000. № 8. С. 85 0 91.
References
1. Abdulgalimov A.M., Arsakhanova Z.A. Financial Policy of the State: Theory, Practice // Today and Tomorrow of Russian Economy. - 2012. - No. 56. - P. 96-101.
2. Akhmeduev A.Sh. Inter-relations of administrative authorities and state companies // Economist. - 1997. -No. 5. - P. 65.
3. Gordeev O.I. Industrial Policy of the Region in the Light of Evolutionary Development of Russian Economy in the Conditions ofModern Society // Regional Issues of Economic Transformation. - 2011. - No. 2. - P. 112120.
4. Dokholyan S. V., Petrosyants V.Z. Problems of Formation and Implementation of Industrial Policy of a Depressive Region //Regional Economy: Theory and Practice. - 2010. - No. 10. - P. 12-21.
5. The Website of the Ministry of Industry, Transportation and Energy of the Republic of Dagestan [Electronic resource]. - Makhachkala, 2014 - . - Retrieved from : http://minpromtransrd.ru/page/otchety, free access. -Title from the screen.
6. Kutaeva R.A. Focus Areas of Development of the Manufacturing Industry of the Region // Modern Study of Social Problems (electronic scientific journal). Krasnoyarsk: Scientific-innovative center, 2012. No. 3(11). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3ikutaeva.pdf (Date of retrieval: 20.04.2014).
7. Ovchinnikova A. V. Problems and Prospects of Development of the Manufacturing Industry of Russia // Herald of SUSU. «Economics and Management» Series. - 2012. - No. 44. - P. 118-125.
8. Petrosyants V.Z. Model of National Economy of Dagestan // Herald of Dagestan Science Center. - 2000. -No.8. - P. 85-91.