ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
АБДУЛАЕВ Ш.С.О. , САДЫКОВА А.М.
КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА — НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. Определены направления повышения эффективности промышленного производства путем установления специализации сферы промышленного производства. Представлены мероприятия, определяющие содержание промышленной политики субъекта РФ. Предложены принципы формирования промышлен-но-производственных кластеров.
Ключевые слова: кластер, эффективность, промышленное производство, промышленная политика.
ABDULAEV SH.S.O. ,SADYKOVA A.M.
CLUSTER THE MANUFACTURE ORGANIZATION - THE DIRECTION INCREASES OF EFFICIENCY OF THE INDUSTRY
Abstract. Directions of increase of efficiency of industrial production by an establishment of specialisation of sphere of industrial production are defined. The actions defining the maintenance of the industrial policy of the subject of the Russian Federation are presented. Principles of formation industrial and production clusters are offered. Keywords: cluster, efficiency, industrial production, the industrial policy.
Устойчивое развитие экономики для Республики Дагестан существенно определяется эффективностью промышленного производства. Обоснование этого тезиса приведено в Законе о стратегии социально-экономического развития РД до 2025 г. [1]. Однако механизмы повышения эффективности промышленности недостаточно разработаны.
В условиях Республики Дагестан формирование и определение специализации производственной сферы зависит от промышленной политики субъекта [2,3]. Уровень экономического потенциала субъекта РФ в существенной степени зависит от объемов промышленного производства. Об этом свидетельствуют показатели доли промышленного производства в лучшие доперестроечные периоды, а также тот факт, что при этом практически отсутствовала безработица.
Известно, что Республика Дагестан относится к старопромышленному региону, где концентрировались предприятия ВПК, в первую очередь, машиностроительного, электротехнического, радиотехнического, приборостроительного профиля. Эти предприятия пострадали в большей степени от сокращения оборонзаказов, от разрыва существовавших технологических, научно-технических связей, а также от разрыва в целом прежних экономических связей.
Для восстановления промышленного производства в РД необходимо в первую очередь определить его специализацию, исходя из имеющихся ресурсов и предпосылок.
Для фундаментального прогноза промышленного роста нужно исходить из социально-экономических аспектов конкретного региона как части общей системы регионов страны, с учетом территориального размещения отраслей экономики страны, которое неразрывно связано с перспективным балансом природно-ресурсного и трудового потенциала, сетью городских и сельских поселений, транспортного обеспечения и т. д. Для количественной оценки и прогнозирования показателей промышленного развития наиболее эффективны методы экономико -математического моделирования. Наиболее простой моделью при начальных исследованиях региона является модель экономической базы, для построения которой необходимы показатели экономической активности; для Республики Дагестан такими показателями являются показатели занятости в определенные интервалы времени. С помощью такой модели можно быстро и приближенно прогнозировать региональный рост промышленности. Все эти подходы ис-
Региональные проблемы преобразования экономики, №8, 2014
пользования математических методов моделирования объединены в научное направление — регионометрика.
Известно, что базовые отрасли промышленности России обладали конкурентными преимуществами, которые определялись широким использованием знаний, обеспечением занятости трудоспособной части населения и формированием налоговой базы. С переходом на рыночные экономические отношения, как было отмечено выше, произошел разрыв экономических связей и возникли основные барьеры роста, которые, в свою очередь, определили провалы в эффективности промышленного производства.
Для устранения причин сложившейся ситуации в настоящее время обсуждается проект Федерального закона о промышленной политике в РФ, который внесен в Госдуму [3]. Основной целью указанного проекта является «стабильное и инновационное развитие промышленности». Для достижения указанной цели необходимо разработать Закон о промышленной политике субъекта Российской Федерации, в частности Республики Дагестан. Тем более что проектом предусмотрено активное участие органов власти субъектов РФ в регулировании и управлении процессами промышленного производства.
Следует особо подчеркнуть, что основным принципом промышленной политики РФ предусмотрена ответственность органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в вопросах координации мер стимулирования промышленной деятельности, а также согласованности федеральных и региональных интересов. Это особенно важно при решении вопросов функционирования Оборонно-промышленного комплекса, при этом его развитие осуществляется с соблюдением приоритета федеральных интересов.
Разработке промышленной политики Республики Дагестан должна предшествовать глубоко продуманная работа по оценке всех видов природных ресурсов РД по прогнозу демографической ситуации, по анализу геополитического и географического положения, по оценке уровня науки и образования, по определению места и роли Республики Дагестан в общей структуре промышленной политике Российской Федерации.
Учитывая, что органам власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по принятию законов и других нормативных актов в вопросах стимулирования промышленной деятельности, эту работу в современных условиях необходимо выполнять субъекту РФ.
Важным моментом, направленным на уменьшение коррупционных процессов, является согласование с федеральным центром кандидатур руководителей государственной власти субъекта РФ, осуществляющих разработку и реализацию промышленной политики субъектов.
Следует особо отметить, что в целях создания условий интеллектуальной деятельности для производства промышленной продукции необходимо за счет средств бюджета РД организовать и осуществлять научно-техническую и экономическую деятельность. Это позволит, в конечном счете, коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности.
Принципиально важным обстоятельством, предусмотренным проектом Закона о промышленной политике РФ, является передача функций реализации промышленной политики органам местного самоуправления, особенно, когда касается всех вопросов местного значения.
Конструктивно работа по разработке промышленной политики РД должна предусмотреть следующие мероприятия:
1. Анализ выполнения и оценка специализации сферы промышленного производства при выполнении оборонзаказа, определение возможности обновления основных фондов.
2. Анализ и оценка состояния вопросов внутренней кооперации предприятий РД и изготовления комплектующих изделия предприятиями РД.
3. Определение и выбор специализации предприятий промышленного производства. По предварительным оценкам это сфера среднего машиностроения, которая обеспечит мультипликативный эффект и позволит развивать машиностроительное производство в интересах АПК и стройиндустрии.
4. Разработать комплексную конверсионную целевую программу выпуска промышленной продукции после завершения оборонзаказа.
5. Изыскать финансовые средства и сформировать субсидиарный фонд развития промышленности РД, для чего определить тактику и механизмы финансового пополнения этого фонда.
www.rppe.ru
89
Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М.
_КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ_
6. Разработать механизмы функционирования и взаимодействия корпорации развития Дагестана с существующими министерствами республики в вопросах государственного управления, формирования внутриреспубликанской кооперации, реализации конверсионной программы и согласования представленной деятельности с федеральными органами экономики и финансового обеспечения РФ.
7. Исполнителями разработки промышленной политики, по нашему мнению, должны быть Министерство экономики и территориального развития РД, Министерство промышленности, энергетики и транспорта РД и Министерство по управлению государственным имуществом РД.
В процессе выполнения указанных мероприятий причинно-обусловленным будет формирование промышленных кластеров. Принцип формирования этих кластеров должен состоять в выпуске готовой товарной продукции или при выполнении оборонзаказов. При выполнении последних в кластер должны входить все предприятия субъекта, которые изготавливают комплектующие изделия, определяющие выполнение оборонзаказов. Одновременно разрабатывается конверсионный план, который предусматривает выпуск готовой продукции, востребованной, в первую очередь, на внутреннем рынке. Востребованность предлагаемой готовой продукции будет определяться по показателю «цена-качество». Для выполнения конверсионного плана формируется другой кластер с другим головным предприятием, определяемый властями субъекта. Такой подход определен теми полномочиями, которые передаются федеральным центром органам власти субъекта и их муниципалитетов.
Таким образом, одни и те же предприятия входят в состав двух или нескольких разных кластеров, которые различаются по видам выпускаемой продукции. Важным преимуществом формируемых кластеров является возможность эффективного управления процессом промышленного производства, быстрой переналадки, модернизации в интересах выпуска новой востребованной продукции.
При таком подходе к организации промышленного производства возникает необходимость формирования в составе кластеров научно-исследовательских, конструкторских, технологических и других разрабатывающих структур. Эти подразделения должны стимулироваться для широкого использования интеллектуальной собственности и поддержания конкурентоспособности продукции, выпускаемой этими кластерами.
Основная цель научно-исследовательских и конструкторско-технологических учреждений состоит в следующем:
— обоснование и разработка программ модернизации сферы промышленного производства для выпуска товарной продукции по заказам субъектов РФ;
— широкое использование конверсионного плана выпуска гражданской продукции промышленности;
— подготовка производства и разработка проектной конструкторско-технологической документации, адаптированной к конкретному промышленному производству по выпуску продукции.
Все изложенное выше позволит существенно повысить эффективность функционирования промышленности и выпускать востребованную и конкурентоспособную продукцию.
Литература
1.Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. № 38 об утверждении «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года».
2.Абдулаев, Ш-С.О. Пути развития и направления реструктуризации промышленности Дагестана для устойчивого развития и интеграции в единое экономическое пространство России /Ш.-С.О. Абдула-ев //Вестник ДНЦ. 2005. № 20. С. 142-144.
3.Абдулаев, Ш.-С.О. К вопросу о прогнозировании социально-экономического развития РД для достижения стратегических целей/Ш.-С.О. Абдулаев//Вестник ДНЦ. 2010. № 36. С. 111-115.
References:
1. The law of Republic Dagestan from July, 15 th, 2011 № 38 about the statement «Strategy of social and economic development of Republic Dagestan till 2025».
2. Abdulaev, SH-S.O. Ways of development and a direction of re-structuring of the industry of Dagestan for a sustainable development and integration into uniform economic space of Russia / Sh.-S.O. Абдулаев/ВЫШт DNC. 2005. №. With. 142-144.
3. Abdulaev, Sh.-S.O. To a question on forecasting of social and economic development RD for achievement of strategic targets/Sh.-S.O. Abdulaev//Bulletin DNC. 2010. №36. With. 111-115.
90
www.rppe.ru