ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ГОРДЕЕВ О.И.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация. Становление инновационной экономики увеличивает возможности достижения экономического роста путем расширения и углубления использования достижений современной науки и техники в реальной хозяйственной деятельности. Подобная направленность развития предприятий, отраслей, комплексов предопределяет усиление внимания к инновационным преобразованиям по всему циклу воспроизводства на любом уровне регионального хозяйства. При этом они должны направляться на обеспечение неуклонного экономического роста, как в масштабе страны, так и каждого региона. Успешное решение такой задачи во многом определяется созданием системы управления, ориентированной на развитие хозяйствующего объекта с ориентацией на инновации и инновационную активность всех участников производственно-хозяйственной деятельности. Освещению отдельных положений решения данной проблемы теоретического и методологического характера посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационные преобразования, регион, экономический рост.
GORDEEV O.I.
INNOVATIVE TRANSFORMATIONS IN PRODUCTION AS THE BASIS OF ECONOMIC GROWTH OF THE REGIONAL ECONOMY
Abstract. The establishment of innovative economy increases the possibilities of achieving economic growth through expanding the use of achievements of modern science and technology in actual economic activity. This type of direction of development of companies, industries, complexes predetermines the emphasis of attention to innovative transformations along the whole cycle of reproduction at any level of regional economy. At the same time they have to be directed towards the provision of continuous economic growth both on the scale of the country and each region. A successful resolution of this task, in many ways, is determined by the creation of a system of management oriented on the development of the economic object with the orientation on innovations and innovative activity of all participants of the production-economic activity. This present article is devoted to the coverage of separate provisions of solving this problem of theoretical and methodological character.
Keywords: innovations, innovative economics, innovative transformations, region, economic growth.
Для современной российской экономики все более характерным становится переход от мобилизационного к инновационному типу развития. По существу это означает становление инновационной экономики, для которой характерен постоянный выпуск новой продукции и услуг, отвечающих мировым стандартам и требованиям современных потребителей. Достижение подобного положения прямо связано с увеличение инновационной компоненты в экономическом развитии первичных звеньев, региона и страны в целом.
Неуклонное усиление ее действия, связанного с инновационными преобразованиями, предопределяет создание условий для роста промышленного производства с учетом требований модернизации экономики и общества региона. Этому отвечает опережающий рост машиностроения, выпуска электронного, микроэлектронного, оптического и т. п. оборудования, строительных материалов по отношению к ВВП. Не менее важно реальное стимулирование инновационного предпринимательства в промышленности и других производственных сфер регионального хозяйства. Для Республики Дагестан, как аграрно-индустриального региона, особое значение также приобретает модернизация пищевой промышленности, обеспечивающая со-
здание собственного растущего товарного предложения для внутреннего и внешнего продовольственных рынков. Такая направленность развития промышленности отвечает созданию современной технологической базы и нового экономического уклада как основы экономического роста на уровне региона.
Достижение подобного положения способствует расширению возможностей для действия принципов и получения результатов экономического роста. В рыночной экономике они связаны с поворотом инвестиций не только в инновации по обновлению материально-технической базы, но также в сторону подготовки кадров, отвечающих требованиям современной науки, техники и технологий, укреплению научного обеспечения промышленного производства и управления. Этому отвечает формирование глобального цивилизованного видения сложившейся ситуации в промышленности при разработке и проведении промышленной политики в регионе на новом витке развития российской экономики и общества. Оно требует новых подходов к решению возникающих проблем, исходящих из понимания промышленности как опоры для создания регионального хозяйства, отвечающего условиям новой технологической революции и нового экономического уклада
С другой стороны, инновационная деятельность включает отдельные виды работ, неоднозначно влияющих на наращивание экономического роста предприятия. Для усиления ее воздействия на производство и хозяйственную деятельность интерес представляет классификация такого рода работ по различным признакам. Обобщенно она может быть представлена в табличном виде, отражающим признаки классификации и их значение (табл.1). Тем самым достигается наглядность действия различных инноваций на процессы, способствующие экономическому росту, путем их группировки по различным признакам, отражающим особенности инновационной деятельности.
Вместе с тем в сложившихся условиях отечественной экономики и отдельных регионов все большее значение приобретает устранение факторов экономического и производственного характера, негативно влияющих на активизацию инновационной деятельности. К ним следует отнести такие, как:
— недостаток собственных денежных средств предприятий;
— недостаточная финансовая поддержка государства;
— низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
— высокая стоимость нововведений и экономический риск;
— длительные сроки окупаемости новаций;
— недостаток квалифицированного персонала;
— слабая информированность о новых технологиях, рынках сбыта и посредниках;
— невосприимчивость предприятий к нововведениям при низких возможностях для координирования с научными организациями;
— отсутствие необходимых законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.
Таблица 1
Классификация инноваций
Признаки классификации Значение признаков
Широта воздействия и масштабность Глобальные Отраслевые Локальные
Степень радикальности инноваций Базисная Улучшающая Псевдоинновационная
Источник новшества Открытие Изобретение Рационализаторское Прочие
Вид новшества Конструкция и устройство Технология Материал, вещество Живые организмы
Способ замещения существующих аналогов Свободное замещение Системное замещение
Снижение влияния данных факторов на развитие инновационной деятельности в региональном хозяйстве особенно актуально в условиях жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, что характерно для рыночной экономики современного периода. Поэтому ее
Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2014
масштабы важны для достижения предприятием уровня экономического роста, необходимого для получения успеха в настоящем и будущем. Кроме того, такая направленность важна и для финансового обеспечения нововведений.
Решение указанных и других задач крайне затруднительно без участия государства в регулировании развития экономики региона. Этому отвечает разработка и проведение соответствующей инновационной политики, отражающей его воздействие (прямое и косвенное) на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций для стабилизации и обеспечения устойчивого развития регионального хозяйства. Право и обязанность такого вмешательства государства в деятельность участников рынка проистекает из его назначения как выразителя общественных интересов, с одной стороны, и субъекта рыночных отношений, с другой.
С этой позиции его роль в развитии экономики заключается в осуществлении мероприятий, способствующих формированию благоприятной рыночной среды, обеспечивающей устойчивое воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений во всех сферах и отраслях национального хозяйства. По отношению к активизации инновационной деятельности в производстве и управлении важным направлением государственного участия следует считать подготовку и переподготовку кадров в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса и потребностей покупателей новой продукции.
Успешное выполнение данных положений достигается на основе использования научно-обоснованных методов и рычагов государственного воздействия на участников рынка (товаропроизводителей и потребителей) в масштабах страны, регионов и предпринимательских структур. Они предопределяют необходимость разработки форм и механизмов реализации инновационной политики в сложившихся условиях российской действительности. По существу такие формы должны отвечать формированию реальных носителей рыночных отношений, к которым следует относить предпринимателей, работников предприятий всех уровней (руководителей и исполнителей), а также продавцов и покупателей на рынке. По содержанию они должны отражать глубину воздействия государственных структур на экономическую деятельность в целом. С учетом этого ниже приводятся основные формы государственной политики в инновационной деятельности (рис.).
Рис. Формы государственной поддержки инновационной деятельности в экономике страны и регионов
В мировой практике при осуществлении экономической политики на такие формы опираются все наиболее развитые страны. При этом сущность активного вмешательства государства в данный процесс состоит в признании инновационной деятельности в качестве главной и определяющей силы экономического роста национального хозяйства. Тем самым в современных условиях при проведении инновационной политики государство должно создавать условия, способствующие, прежде всего, увеличению эффективно действующих участников рыночных отношений: предпринимателей, менеджеров, продавцов, потребителей (покупателей) и др.
Средствами достижения подобного положения выступают формы и методы управления, с
одной стороны, и обеспечение соответствующей подготовки и переподготовки кадров, с другой. В совокупности они позволяют создать благоприятную экономическую и общественную среду, обеспечивающую устойчивое развитие кадрового потенциала сфер, отраслей и первичных звеньев национального хозяйства страны и регионов.
С этой позиции представляется целесообразным совершенствование содержания процесса подготовки и переподготовки управленческих кадров с учетом особенностей их действий в различных формах хозяйствования. В частности, общеизвестно, что спрос на нововведения формируется под влиянием запросов рынка, состояние коньюктуры и развитие которого изучает маркетинг, предполагающий наличие на предприятии специалиста-маркетолога. Однако на малых предприятиях, на большинстве которых работают 5-15 человек, наиболее приемлемы многофункциональные универсалы, способные решать задачи технологического, технического, экономического, в т. ч. маркетингового, и коммерческого характера. Это обусловливается объективным требованием, которое в целом сводится к положению: чем меньше размер предприятия, тем разнообразнее становятся деловые обязанности работников, в т. ч. и работников управления.
Вместе с тем большое значение приобретает статистическое отражение влияния инновационных преобразований на результаты социально-экономического развития региона и страны. Оно обусловливается особенностями современного НТП и его связью с совокупностью инноваций, носящей ступенчатый характер типа: совокупность инноваций - НТП - совокупность инноваций - НТП и т. д.
С учетом этого к числу показателей результативности инновационных преобразований, обеспечивающих успех развития, можно отнести следующие:
- количество произведенной в стране (регионе) продукции, в том числе по комплексам, отраслям и первичным звеньям, за определенный период времени;
- количественное изменение уровня жизни населения;
- динамика (темпы роста) уровня жизни населения;
- количественное изменение структуры экспорта и импорта товаров;
- динамика (темпы роста) экспорта и импорта товаров:
- динамика (темпы роста) занятости населения по секторам экономики,
- распределения доходов и потребление с указанием темпов их роста;
- количественные связи между общественными явлениями, влияющими на ход социально-экономического развития исследуемого объекта.
Следует также обратить внимание на сложившуюся систему экономических отношений и ее отражение в экономической политике региона. До настоящего времени она исходит из приоритета перераспределения прав собственности в процессе различного рода преобразований регионального хозяйства, что негативно отражается на темпах его роста. Однако по мере укрепления хозяйственных позиций региона, увеличения выпуска продукции, улучшения материально-технической базы предприятий и других факторов, по нашему мнению, становится более актуальным сохранение сложившейся системы собственности. Данное направление более полно отвечает успешному проведению инновационных преобразований, как в производстве, так и управлении на всех уровнях регионального хозяйства.
Здесь сохранение системы собственности рассматривается не как данная ее неизменность, не как условие противодействия движению экономики вперед и вверх, а как фактор сдерживания ее ухода назад и вниз. В результате создается необходимый период времени для разработки и использования инновационных нововведений не просто в практике предприятий, отраслей, комплексов, но и в сознании работников и всего сообщества региона. Тем самым возникают условия становления и развития в нем инновационной экономики на основе достижений и требований современного НТП.
С другой стороны, для большинства предпринимателей в настоящее время вложения в сложившееся хозяйство считаются более рентабельными, чем в инновационное предпринимательство. Однако с переходом России к модернизации экономики и общества интерес к нему будет неуклонно усиливаться. На это указывает опыт Силиконовой Долины в США. Он однозначно показал, что «... сильные университеты, гибкий трудовой и финансовый рынок и ограниченное количество препятствий на пути предпринимательства являются ключевыми в при-
Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2014
влечении высоких технологий»1. При этом важно повышать роль государственного регулирования модернизации и инновационных преобразований в региональном хозяйстве.
С данной точки зрения следует исходить из нового понимания процесса формирования управления. Оно должно ориентироваться не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, что требует соответствующего пересмотра их содержания и радикального преобразования для существенного улучшения в таких ключевых показателях результативности современного бизнеса, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. Данному требованию отвечает процессный подход, предполагающий переход на ресурсосберегающую организационную структуру управления предприятиями.
В этом аспекте следует учитывать отличие подходов к управлению по обеспечению эффективности деятельности предприятия от управления к совершенствованию бизнес-процессов. Между ними, конечно, имеется много общего, в частности, они признают важность процессов, начинают организацию производства с нужд потребителя и строят работы, отталкиваясь от них. В то же время управление бизнес-процессами позволяет предприятиям идентифицировать неэффективные технологические процессы и принимать соответствующие профилактические меры для предотвращения кризисных ситуаций. Тем самым от организации управления бизнес-процессами на предприятии зависит не только его успешная деятельность в настоящем, но и выживание в будущем. Подобная направленность действия данного вида управления имеет особую значимость для современной рыночной экономики, характерной чертой которой становится усиление конкуренции не только на конкретных, но и мировых рынках как следствие ее глобализации.
С другой стороны, изменяется назначение государственного регулирования экономического развития хозяйственных субъектов разных уровней. Неуклонное усиление действия НТП на основе нанотехнологий и кардинального изменения новой техники предопределяет изменение курса его действия. В настоящее время, и тем более на перспективу, сутью стратегии активного вмешательства государства становится признание инновационной деятельности в качестве главной и определяющей силы экономического роста национального хозяйства. Поэтому важно иметь четкое представление о том, какие показатели инновационной деятельности обеспечивают достижение успеха предприятием.
Решению такой задачи способствует отражение современной статистикой особенностей воздействия НТП на сложившееся социально-экономическое положение в стране и регионах. Оно проявляется в следующих показателях:
- количество произведенной конкретной продукции за определенный период времени;
- уровень жизни населения в динамике;
- количественное изменение структуры экспорта и импорта товаров;
- динамика занятости населения по секторам экономики, объем производства, распределения доходов, потребление в конкретных пространственных и временных границах;
- количественные связи между общественными явлениями, влияющими на ход истории.
В совокупности они позволяют установить уровень влияния НТП на развитие экономики и благосостояние населения через количественную величину и качественное содержание инноваций за тот или иной период времени.
Подобный подход к пониманию воздействия НТП на экономическое и социальное развитие страны (региона) на основе усиления инновационной активности становится все более важным и необходимым в сложившихся условиях рыночной экономики. Косвенно она проявляется также в повышении инвестиционного спроса при одновременном увеличении темпов роста национального хозяйства, его сфер и отраслей. В экономике РФ за последние годы инвестиции в основной капитал только за 2008 г. выросли на 26,3%, а по РД — на 43,6%. В целом по региону за 2006-2012 гг. они увеличились в 4,7 раза. При этом за тот же период коэффициент обновления основных фондов повысился в 1,8 раза при снижении степени их износа в 1,9 раза. В целом позитивные сдвиги в экономике РД, в т. ч. производственной сфере, достаточно убедительно подтверждаются данными, приведенными в табл. 2.
Происходящие позитивные динамические изменения в экономической и социальной жизни российского общества свидетельствуют о его развитии, как в масштабе страны, так и рассмат-
1 Веккер Г.С. Венчурный рай // Независимая газета. 2000. 23 июня. С. 4.
риваемого региона. В этом аспекте становится важным научное представление о данном понятии, позволяющее определить место и роль инноваций в обеспечении непрерывности развития на длительный период. Здесь становится необходимым создание инноваций массового и успешного применения в реальной действительности. Это требует коллективных усилий и настойчивости каждого участника и, прежде всего, руководителя любой хозяйственной системы. Возможность достижения подобного положения подтверждается на примере таких известных инновационных лидеров, как Генри Форд и Томас Эдисон.
Таблица 2
Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономики Республики Дагестан, %
Показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012
27,1 34,3 23,4 29,1 32,3 35,2
33,1 4,1 22,5 23,62 21,57 19,60
ВРП
Промышленное производство 5,0 4,0 4,0 4,2 4,9 5,2
Продукция сельского хозяйства
Инвестиции в основной капитал 53,3 43,2 17,5 12,6 12,2 13,1
Основные фонды 23,2 16,5 17,1 11,4 11,9 12,3
Среднегодовая численность занятых в
экономике
Реальные доходы населения 2,8 3,9 0,1 0,3 0,2 0,2
Среднемесячная номинальная заработ-
ная плата 32,3 25,1 13,9 - - -
Оборот розничной торговли
Экспорт товаров 25,7 33,3 20,1 12,3 11,8 10,9
Импорт товаров
35,0 48,2 26,6 15,3 13,8 12,6
69,0 138,1 -61,9 46,0 27,6 30.8
-12,1 101,5 -43,7 14,3 12,6 12,9
Примечание. Табл.составлена по материалам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД.
Теоретические положения развития национального (регионального) хозяйства исходят из определения его сущности и форм. В целом под понятием «развитие» в современной науке понимают:
- повышение сложности какой-либо системы;
- увеличение масштабов явлений;
- количественный рост и качественное улучшение экономики;
- прогрессивные социальные изменения.
По существу данные определения отражают обобщенное понимание сущности развития как непрерывного положительного изменения системы. В случае появления негативных изменений возникает ее регресс, что требует установления и устранения причин его возникновения.
Литература
1. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. Одобр. постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.
2. Бендиков, М. А., Фролов, И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России : состояние, тенденции, механизм инновационного развития. — М. : Наука, 2007. С. 108.
3. Веккер, Г. С. Венчурный рай //Независимая газета. 2000. 23 июня. С. 4.
4. Инвестиции и инновации в России // Сб. статей Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН. — М., 2001.
5. Колесников, С. В. Влияние государства на развитие инновационных отношений в современной экономике // Экономические науки. 2009. № 5.
References:
1. «A concept of innovative policies of the Russian Federation for 1998-2000», approved by the Provision of the Government of the Russian Federation as of July 24, 1998 No. 832.
2. Bendikov M.A., Frolov I.E. High-Tech Sector of Russian Industry: the state, tendencies, the mechanism of
innovative development. - M., Science (Nauka), 2007, p.108.
3. Vekker G.S. Venture Paradise. - Nezavisimaya Gazeta (Independent Newspaper), 2000, June 23, p.4.
4. Investments and Innovations in Russia / A collection of articles of the Center of Investments and Innovations of the Institute of Economics ofRAS. - M., 2001.
5. Kolesnikov S. V. The Impact of the State on the Development of Innovative Relations in Modern Economics. -J. «Economic Sciences», No.5, 2009.