Научная статья на тему 'Актуальные проблемы управления инновационной активностью предприятий'

Актуальные проблемы управления инновационной активностью предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / REGULARITIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина Т. Н., Минайченкова Е. И., Филатов В. В.

Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Стремление субъектов хозяйственной деятельности к устойчивому экономическому развитию часто наталкивается на проблему необходимости первоочередного решения комплекса инновационных задач. В ряде исследований авторы стараются концентрировать свои усилия применительно к изучению отдельных аспектов формирования и использования инновационного потенциала предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухина Т. Н., Минайченкова Е. И., Филатов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of management of innovative activity of the enterprises

Modern enterprise management in conditions of globalization of economy and the revival of industrial enterprises on a qualitatively new level, based on use in the production of huge innovation and information potential, is a complex process, which includes selecting and the implementation of a particular set of management actions to address strategic tasks of ensuring a sustainable financial and socio-economic development of the enterprise. The aspiration of subjects of economic activity to sustainable economic development often encounters a problem of need of the prime solution of a complex of innovative tasks. In a number of researches authors try to concentrate the efforts in relation to studying of separate aspects of formation and use of innovative capacity of the enterprises.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы управления инновационной активностью предприятий»

УДК 332.146.2

Актуальные проблемы управления инновационной активностью предприятий

Мухина Т.Н. [email protected] канд. пед. наук, доц.Минайченкова Е.И. [email protected] канд. техн. наук, доц. Филатов В.В.

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, Москва, Россия

Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Стремление субъектов хозяйственной деятельности к устойчивому экономическому развитию часто наталкивается на проблему необходимости первоочередного решения комплекса инновационных задач. В ряде исследований авторы стараются концентрировать свои усилия применительно к изучению отдельных аспектов формирования и использования инновационного потенциала предприятий.

Ключевые слова: инновация, инновационное предпринимательство, конкурентоспособность, закономерности социально-экономического развития.

Actual problems of management of innovative activity of the enterprises

Mukhina T.N. [email protected] Ph.D. Minaichenkova E.I. [email protected] PhD. Filatov V.V. [email protected] Moscow state University of technologies and management of K.G.Razumovsky, Moscow, Russia

Modern enterprise management in conditions of globalization of economy and the revival of industrial enterprises on a qualitatively new level, based on use in the production of huge innovation and information potential, is a complex process, which includes selecting and the implementation of a particular set of management actions to address strategic tasks of ensuring a sustainable financial and socio-economic development of the enterprise. The aspiration of subjects of economic activity to sustainable economic development often encounters a problem of need of the prime solution of a complex of innovative tasks. In a number of researches authors try to concentrate the efforts in relation to studying of separate aspects of formation and use of innovative capacity of the enterprises.

Key words: innovation, innovative entrepreneurship, competitiveness, regularities of socio-economic development.

Структурная перестройка национальной экономики, которая ориентирована на использование различных интеллектуальных ресурсов, а также на развитие высокотехнологичных промышленных производств с точки зрения создания противовеса энерго- и материалоемким производствам, связана с созданием условий, необходимых для непрерывного и планомерного обновления продукции и технологий, роста уровня образованности населения и улучшения процессов управления на основе инноваций

(нововведений), базирующихся на новейших практических и научных знаниях. Итоговым результатом следует считать рост конкурентоспособности изготавливаемой продукции, предприятий, национальной экономики в целом. Следует также отметить, что управление современным промышленным предприятием при глобализации национальной экономики, а также возрождение исследуемых предприятий с точки зрения достижения качественного нового уровня, основанного на применении в производстве значительного информационного и инновационного потенциала, необходимо рассматривать как сложный процесс, который включает выбор и осуществление определенного набора взаимосвязанных управленческих воздействий, важных с точки зрения реализации целей по решению стратегических задач обеспечения устойчивого социально-экономического и финансового развития предприятий.

Актуальным сегодня следует считать задачи по разработке для современных промышленных предприятий механизма выбора результативных инновационных и инвестиционных проектов, а также создание модели по эффективному осуществлению стратегии нововведений, создание объектов инфраструктуры, ориентированных на поддержку научной и технической деятельности, включая и рациональное применение научного и технического потенциала рассматриваемых предприятий. Стремление субъектов хозяйственной деятельности к устойчивому экономическому развитию часто наталкивается на проблему необходимости первоочередного решения комплекса инновационных задач. Совершенно очевидно, что и в ближайшие десятилетия максимизация инновационного будет являться решающим условием для устойчивого улучшения отдельных составляющих экономической политики промышленных предприятий. Но, с учетом довольно высокого уровня науки, наличия существенного числа специалистов, имеющих высшее образование на промышленном предприятии, наличия резервов нереализованных изобретений на предприятии, в России преобладает существенный инвестиционной и инновационный кризис, приводящий к неэффективности и низкой производительности промышленного производства. Подобное состояние предприятий требует решения проблем по активизации инвестиционной и инновационной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Поручительством подобной активизации могут считаться разработанные и научно обоснованные вопросы в отношении изучения возможностей предприятий вести эффективную инновационную деятельность, наличия у предприятий первоочередных необходимых предпосылок улучшения свой инновационной инфраструктуры. Важно указать, что основное внимание здесь следует уделять изучению промышленных предприятий, прежде всего, как генераторов новаторских процессов. С тем, чтобы промышленное предприятие могло считаться сориентированным на эффективную инновационную деятельность, предприятие должно отвечать определенным критериям инновационности.

Например, комплексной характеристикой возможностей промышленных предприятий к ведению инновационной деятельности можно считать инновационный потенциал предприятий. Указанное понятие является концептуальным отображением феномена инноваций в промышленности и в сфере услуг. В ряде исследований авторы стараются концентрировать свои усилия применительно к изучению отдельных аспектов формирования и использования инновационного потенциала предприятий. При этом стратегия эффективного управления инновациями применительно к промышленному производству более чем важна. При учете фиксации определенных задач, методов, путей решения проблем улучшения инновационной сферы предприятий целесообразным считается использовать умения и навыки сотрудников предприятий при разработке, внедрении инноваций в различные производственные процессы предприятий.

С учетом всего сказанного в рамках инновационной сферы промышленных предприятий следует выделить определенные взаимосвязанные параметры. Указанными параметрами являются, например, параметры, характеризующие наукоемкость промышленного производства, параметры конкурентоспособности и качества изготавливаемой продукции, параметры, связанные с соответствием

товаров мировым потребительским стандартам, параметры технического и экономического уровня изготавливаемой продукции, а также параметры обновления продукции.

Эффективное управление инновациями применительно к современному промышленному производству включает, прежде всего, " деловые и личные качества руководителей, экономическую и профессиональную подготовку, различные профессиональные достижения, финансовое и материально-техническое обеспечение". Инновации в промышленном производстве определяются, прежде всего, набором различных используемых видов ресурсов, а также механизмом их привлечения в инновационные проекты. Все важные составные части инновационного процесса следует согласовать между собой, для того, чтобы затем выполнять определенные фиксированные функции, соответствующие механизму рационального использования ресурсов, который формируется в рамках реализации основных концептуальных положений инновационного менеджмента на промышленном предприятии. Финансовая составляющая в рамках инновационного потенциала при этом должна обеспечивать поступление ресурсов для своевременного исполнения инновационных процессов, создания стимулов и условий для разработки различных инноваций, влияния на выбор темы инновационных проектов предприятий с учетом потребностей функционирования инновационной сферы страны. Также рассматриваемая финансовая составляющая в рамках инновационного потенциала должна оказывать содействие рациональному формированию структуры затрат на разработку инновации, что требует реализации необходимой эластичности поступлений ресурсов с учетом жизненного цикла протекания этапов моделируемых инновационных процессов промышленного предприятия.

В свою очередь, материальный и технические ресурсы должны рассматриваться как вещественная основа инновационного развития промышленного предприятия, которая определяют технико-технологическую базу предприятия, влияет на темпы и масштабы инновационной деятельности предприятия. Формирование инновационных процессов в условиях меняющейся рыночной экономики может быть при этом усложнено трудностями получения ресурсов. В силу этого актуально, в особенности применительно к условиям функционирования национальной экономики России, ориентировать промышленные предприятия на создание комплекса нематериалоемких нововведений, дающих новые возможности по максимально комплексному использованию имеющейся сырьевой базы, новых видов материалов [8].

Как результат, сделаем вывод, что осуществление неверной и необоснованной промышленной политики на предприятии потенциально может привести к тому, что производственная деятельности не сможет быть рамках в экономической активности предприятия главным генераторов актуализации внедрения технологических инноваций. И этот факт идет в противоречие и в разрез с экономическими тенденциями, характерными для мировой экономики. Сложившиеся ситуации в промышленном производстве будут неестественными и в определенной степени парадоксальными, поскольку разработка большей части внедряемых на предприятиях технологических инноваций будет происходит посредством реализации непромышленных направлений осуществления экономической активности на разных стадиях производственных процессов, являющихся важными носителями указанных технологий [5].

Несомненно, структурным проблемам обеспечения воспроизводства и планирования инновационных процессов на промышленных предприятия посвящены многие социально-экономические исследования. Реструктуризация промышленного производства - это приоритетная задачей и в рамках трансформации экономической системы, и в рамках эффективно реализуемых воспроизводственных процессов, так как это обеспечивает непрерывную и рациональную замену устаревших промышленных технологий более прогрессивными технологиями. При этом ядром проводимых структурных изменений является именно инновационная сфера промышленных предприятий. Отсюда, для повышения уровня эффективности вовлечения инновационных промышленных технологий в производственные процессы в условиях меняющейся рыночной экономики необходима, прежде всего, разработка методологии и

уточнение состава методов инновационного развития исследуемых предприятий. Решение указанных задачи связано с формированием и применением соответствующих методов производственной практики и экономической теории [7,11,15].

С учетом соответствия международным стандартам инновацию следует определять как полученный конечный результат ведения инновационной деятельности, у которого есть воплощение как нового, усовершенствованного продукта, который был внедрен на целевом рынке, или как нового, усовершенствованного технико-технологического процесса, которые рационально используется в текущей деятельности предприятия, либо как нового подхода к оказанию социальных услуг. Инновация можно рассматривать и в статическом и в динамическом в аспектах. В случае статистического рассмотрения инновацию можно представлять в качестве конечного результата реализации научно-производственного цикла на предприятии. Что касается возрастающей роли инноваций, то она сегодня обусловлена природой рыночных экономических отношений и необходимостью, как количественного, так и качественного эффективного управления преобразованиями производственных процессов промышленного предприятия [13].

Важное значение для промышленного производства имеют внедряемые инновации, обладающие мощными функциями по преобразованию экономических систем. Данные инновации могут радикально изменить производственный аппарат на предприятии, которые имеет часто высокий уровень физического и морального износа, а также его организацию. Как результат, изменится и уровень эффективности промышленного производства. К подобным инновациям следует относить новые технологии и технику. Меняя производство, осуществляя его перевод на новый научный и технологический уровень, необходимо создавать ключевые предпосылки по переводу процессов изготовления продукции в новое качественно состояние. Обновленный производственный аппарат обязательно потребует, прежде всего, нового управления, организации, маркетинга, использования мотивационных механизмов, иными словами, потребует мероприятий инновационного менеджмента нового типа. Данный инновационный менеджмент будет предполагать, что будет осуществляться производство новой продукции, услуг с высоким уровнем добавленной стоимости [15].

Очевидно, обеспечение активизации инновационных процессов в рамках промышленного предприятия объективно приведет к поступательному наращиванию доли импортных промышленных технологий. При этом сохранение данных процессов на длительную перспективу приведет к весьма неприятным макроэкономическим последствиям из-за того, что осуществление импорта промышленных технологий всегда сопровождается импортом материальных и вещественных компонентов, которые обеспечивают возможности для практического применения, последующего изменения технологий на предприятиях. Здесь возможными условиями изменения промышленных технологии на отраслевых предприятии можно считать [1]:

-обладание средствами, позволяющими осуществлять изменения состава и процедур организации работы промышленного оборудования, а также дающими возможности по получению кредитов;

-наличие годных к внедрению организационно-технических и научно-технических разработок на предприятии;

-изменение технико-технологической среды применительно к предприятиям отрасли; -полное или частичное исчезновение с целевых рынков исходных ресурсов, необходимых для производства инновационной продукции, а также для сохранения спроса на традиционную продукцию; -резкое падение уровня спроса на традиционные виды продукции промышленного предприятия. Первые два рассмотренных условия - необходимые условия, последние три условия приводят, прежде всего, к изменению промышленных технологии исключительно при наличии и реализации первых условий. С учетом выбранных способов, а также степени интенсивности при реагировании на указанные факторы промышленные предприятия можно разделить на четыре вида, которые условно

можно назвать «конъюнктурными», «технологическими», «маркетинговыми» предприятиями, а также предприятиями, осуществляющими «технологическую атаку» или технологические скачки.

Предприятия, имеющие «технологический» вид функционируют посредством реализации системы технологических базовых процессов, чья замена приводит к изменению профиля промышленного предприятия и по сути - к созданию нового экономического субъекта (даже с учетом сохранения юридического лица предприятия). Осуществление эволюционных изменений промышленных технологии для подобных предприятий часто является результатом длительных опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок. К предприятиям технологического типа следует относить предприятия металлургической отрасли, большую часть предприятия химической отрасли и пр. Учет потребительских запросов, организаций рациональных взаимодействий с целевыми рынками здесь проявляется в изменении части количественных параметров изготавливаемой продукции, путем расширения или сужения ассортимента продукции, а также улучшения качества. Здесь важным является также то, что ценовая конкуренция приводит к реализации мероприятий, связанных с сокращением внутренних издержек предприятий. По сути взаимодействие предприятий, имеющих технологический тип, с целевыми рынками будет носить односторонний характер, который может быть описан, как «предприятие - целевой рынок» [2].

В свою очередь, предприятия, имеющие «конъюнктурный» тип, основаны на осуществлении реактивного взаимодействия с целевыми рынками, при этом данные предприятия не имеют стабильных промышленных технологий и производят продукцию, которого не требует сложного производственного освоения. Данные предприятия в основном ориентируются на удовлетворение запросов целевых рынка. К подобным предприятия относятся предприятия торговли, различные посреднические организации, часть машиностроительных сборочных фирм. Взаимодействие указанных предприятий с целевыми рынками носит односторонний характер, описываемый как «целевые рынки - предприятие».

Предприятия, имеющие «маркетинговый» тип, ориентируются, прежде всего, и на текущие сформированные запросы целевых рынков, и данные предприятия пытаются подготовить свои промышленные технологии к будущим потенциальным запросам целевых рынков. Кроме этого, предприятия данного типа осуществляют активные воздействия на уровень рыночного спроса в будущих периодах. Взаимодействие подобных предприятий с целевыми рынками носит двусторонний взаимосвязанный характер и может быть описано, как: «целевые рынки - предприятие».

В свою очередь, предприятия, осуществляющие «технологические атаки», часто оказываются способными и эволюционно изменять промышленную технологию производства в силу воздействия НТП, и раньше других, а также самостоятельно проводить скачкообразные сбалансированные изменения используемых технологий. Предприятия данного типа строят свою технологическую стратегию так, чтобы неизбежные технологические скачки практически в любых отраслях были реализованы данными предприятиями, а не различными конкурирующими хозяйствующими субъектами. Не надо думать, что указанная политика требует значительных затрат на осуществление НИОКР. Самое важное в этой ситуации - обеспечить соответствующую ориентацию стратегии, а также фокусирование ресурсов и усилий предприятия на решении стратегических задач развития. При организации взаимодействий предприятия с целевыми рынками возникает третий элемент - НТП: «целевые рынки - предприятие - результаты НТП». Именно указанные предприятия следует считать стратегическими долговременными лидерами целевых рынков.

Разумеется, подобную классификацию не следует считать абсолютной, часто предприятие способно сочетать черты различных типов (например, с учетом различных направлений перспективной деятельности). Также каждое рассматриваемое предприятие при разработке стратегии должно на основе анализа своего экономического потенциала четко зафиксировать, какой тип представляется для предприятия наиболее предпочтительным и естественным. При этом очевидно, чтобы выбор должен осуществляться не интуитивно высшим руководством промышленного предприятия, а на основе

сознательного выбора всего коллектива предприятия, его ключевого представительного ядра. Данные четыре типа промышленных предприятий, с учетом порядка их перечисления, в наибольшей степени отражают эволюцию промышленности США и стран Европы за последние 40 лет [12].

Сегодня в отраслях промышленности РФ есть достаточное число предприятий, имеющих технологический тип, при этом в последние десять лет образовалось существенное число предприятий, имеющих конъюнктурный тип. Также многие отечественные промышленные предприятия стремятся получить черты предприятий, имеющих маркетинговый тип. Наконец, предприятий последнего типа -осуществляющих технологическую атаку - в промышленности России практически нет (сюда можно, правда, отнести крупнейшие промышленные предприятия аэрокосмической промышленности). Даже осуществление однократного перехода на новые промышленные технологии не рассматривается отечественными предприятиями как важное приоритетное направление инновационного развития. Не создавая подобных предприятий национальная экономики России никогда не займет достойное и важное место в современном постиндустриальном мире [4].

Для подъема национальной экономики России, прежде всего, сферы реального промышленного производства, важна активизация экономической деятельности предприятий, имеющих первый тип, а также создание предприятий, осуществляющих технологическую атаку. Первые предприятия будут обеспечивать спрос на целевых рынках различных эволюционных промышленных технологий, вторые предприятия посредством ведения конкурентной борьбы, а также реализации стратегий конкурентного предпринимательства будут стимулировать спрос на целевых рынках «прорывных» технологий, иными словами на целевых рынках осуществления технологических скачков. Современный этап совершенствования инновационной деятельности предприятий национальной экономики России имеет фактически антитехнологический характер. Как результат все усилия промышленного менеджмента в России направлены исключительно на учет предпочтений и потребностей целевых рынков. Инновации, главным образом, связаны с организационными, инфраструктурными и маркетинговыми аспектами экономической деятельности отечественных предприятия. При этом самые активные действия реализуются в области маркетинга, а также освоения инновационных способов сбыта произведенной продукции, которые можно охарактеризовать как имеющие минимальный уровень наукоемкости [6].

Проблема эффективного управления инновационной деятельностью отечественных предприятий связана с недостаточностью финансовых ресурсов для реализации целей перспективного развития. Связано это с тем, что в структуру расходов инновационной деятельности включаются все затраты капитального и текущего характера. При этом следует отметить, что инновационные процессы включают в себя три взаимосвязанные фазы по отношению к новому продукту: разработка, освоение и распространение [9].

При этом тенденция позитивной динамики уровня экономического роста, а также развития производства сопровождалась значительным недоинвестированием процессов инновационной деятельности и снижением уровня эффективности ее эффективности, что привело к понижению доли накопленной массы продукции, имеющей инновационные признаки в общем объеме изготовленной продукции. Это еще больше ослабило конкурентоспособность отечественной продукции.

При этом сущность процессов инновационного развития промышленный предприятий связана, прежде всего, с системным осуществлением структурных изменений, которые следует рассматривать как результаты внедрения новых технологий, а также как наращение действующих производственных мощностей. Здесь успешное достижение поставленных целей в области инновационного развития предприятий будет происходит при условии обеспечения четкой координации всех реализуемых действий применительно к доминирующим этапам инновационных процессов и эффективному использованию возможностей предприятий в условиях меняющейся рыночной экономики[14].

Классические подходы в рамках инновационного менеджмента начальным этапом функциональной и согласованной последовательности инновационных процессов определяют различные фундаментальные исследования, генерирующие новые научные и практические знания и

умения в направлении по интеграции концепций и методов стратегического маркетинга и управления для формализации основных составляющих методологии эффективного управления инновациями предприятий [15].

Для обеспечения переходного периода в развитии предприятий важны гибкие и оперативные реагирования на изменения рыночных возможностей. Следует выделить четыре направления в области изменения рыночных возможностей для предприятий [3]:

-широкое предложение продукции на целевых рынках, то есть рост объемов реализации без соответствующих изменений произведенных товаров посредством снижения цены, ориентация на повышение результативности продвижения (рекламы и PR);

-расширение границ целевых рынков, а также поиск новых товарных рынков, новых покупательских групп для имеющихся товаров;

-разработка и продажа новых групп товаров или предложение новых товаров имеющимся потребительским сегментам на имеющихся целевых рынках;

-диверсификация промышленного производства и технологий сбыта, или, по другому, предложение новых видов товаров для новых целевых рынков. Сюда же следует отнести и переход к изготовлению товаров с высоким уровнем добавленной стоимости.

Условиями принятия инвестиционных проектов на предприятиях должны быть возможности учета срока окупаемости, по критерию его наименьшего уровня за время реализации проектов, а также внутренней нормы рентабельности, по критерию ее большего уровня при принятой ставке дисконтирования. Инвестиционные проекты должны разрабатываться на предприятиях с учетом периода действия реализуемых льгот, как правило, в период около шести лет. Отсюда, предприятия, чьим основным направлением инвестиционных вложений являются основные производственные фонды, вынуждены за период в шесть лет обеспечивать высокий уровень рентабельности, высший в сравнении со средним отраслевым и региональным уровнем, что является сложной задачей в современных экономических условиях. Модель ресурсного обеспечения инновационной деятельности промышленных предприятий предусматривает использование следующих источников ресурсов [10]:

-собственные ресурсы предприятий (мобилизация активов, амортизационные отчисления, выручка, связанная с реализацией отдельных разновидностей имущества и активов, нераспределенная прибыль, прочие денежные накопления предприятий);

-кредитные ресурсы (финансовый лизинг, кредиты банков).

При этом следует учесть ряд внешних экономических факторов, влияющих на уровень инновационного потенциала, таких, как реализуемая инновационная политика предприятий, политика кредитных структур, конкурентные стратегии поставщиков, потребителей, различных финансовых посредников, происходящие изменения потребительских вкусов и пр. В рамках комплексной стратегии промышленных предприятий важна реализация мероприятий, которые направлены на [3]:

-планомерное включение в состав структуры предприятий эффективных инновационных подразделений;

-обеспечение укрепления связей предприятий с опытно-конструкторскими, научно-исследовательскими, проектными организациями, включая и установление связей, имеющих договорной тип;

-освобождение при определенном комплексе условий соответствующих затрат от налогообложения предприятий в составе их прибыли посредством установления связей, имеющих интеграционный тип, связанный с поощрением формирования финансово-промышленных групп при участии подобных организаций;

-участие различных банковских структур при обновлении и реструктуризации промышленности посредством выдачи специализированных «инновационных кредитов», базирующихся на льготных условиях для предприятий, но в рамках строгого контроля исполнения разработанных инновационных

планов предприятий. Для указанных целей необходимо разработать методику по подготовке «инновационного бизнес-плана» предприятий, модифицировав при этом соответствующим образом методику и структуру бизнес-планов прогнозного и проектного типов. Банки, которые осуществляют подобную деятельность в более чем достаточных масштабах, как правило, могут использовать особые преференциальные условия деятельности;

-рациональное и приоритетное использование (для случаев, когда подобное возможно) в инновационных процессах на промышленных предприятиях собственных отечественных технологических разработок, а также отечественного оборудования и машин вместо покупки зарубежной техники и технологий.

Подводя итоги при рассмотрении указанных вопросов, следует подчеркнуть, что эффективное решение проблем в области инновационного развития предприятий способно существенно повлиять на расширение возможностей преодоления отрицательных явлений современного переходного периода в национальной экономике. Важной составляющей и предпосылкой любых инноваций на предприятиях выступает инновационный потенциал, в силу этого важно понимать и знать теоретические основы, законы и закономерности процессов формирования потенциала, структуру, методы оценки источника роста и направления результативного использования потенциала. Свободное обладание подобными умениями даст возможности для руководителей предприятий проводить объективную оценку своих возможностей, разрабатывать и осуществлять новые направления ведения инновационной деятельности, структурировать и обеспечивать согласованность основных компонент эффективной стратегии инновационного развития современных промышленных предприятий России.

Список литературы

1. Аветисян М.В., Дадугин М.В., Филатов В.В. Управление инновационным потенциалом развития трансфера технологий.// Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования»., секция: «Концептуальные особенности современного менеджмента», М.:МВЦ «Крокус- Экспо», РУДН, 2011, с. 9-20, 0.70/0.23 п.л.

2. Левачев А.С., Меркулов П.Б., Филатов В.В. Технологический аудит как инструмент управления качеством инновационной деятельности промышленных предприятий.// Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования»., секция: «Концептуальные особенности современного менеджмента», М.:МВЦ «Крокус- Экспо», РУДН, 2011, с. 428-445, 1.03/0.35 п.л.

3. Положенцева И.В., Филатов В.В. Государственные инвестиционные стратегии, ориентированные на создание технопарков в современных условиях экономической нестабильности. // Теоретический и научно- методический журнал «Вестник Университета» № 16, 2012, 0.567 п.л./0.283 п.л. с.117-122

4. Рукина И.М. // Управление научно-техническим прогрессом - Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009 г. - 61 с.

5. Рукина И.М., Анисимов А.В. Промышленная политика. //Вестник Российской Академии Естественных Наук - г.Химки: ООО «Момент», 2008г.- 23 с.

6. Рукина И.М. "Роль нематериальных активов в глобальной конкуренции". Антология "Интеллектуальный статус России" том V11 - клуб "Реалисты", 2011 - 426 стр. М.:Московская типография № 2.

7. Рукина И.М. "Управление развитием промышленности" М.:2010 ЦНТБ пищевой промышленности, 98 с.

8. Рукина И.М., Филатов В.В. Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс экономики знаний // Теоретический и научно- методический журнал «Вестник Университета» № 18, 2012, 1.02 п.л./0.514 п.л. с.182-193

9. Филатов В.В. Экономические механизмы и формы финансирования инноваций// Материалы IX Международная научно-практическая конференция «Опыт и проблемы социально- экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие (МК-27-12)» 2012, Пенза, С.159-162, 0.17п.л.

10. Филатов В.В. Проблемы развития механизмов венчурного финансирования в России. // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемные аспекты, пути решения в современной науке\ Problematyczne aspekty i rozwi^zania we wspôlczesnej nauce» Краков\Krakôw, Польша\ Poland: Издательская группа\ Publishing group «Diamond trading tour», 2012, с.89-93, 0.25 п.л.

11. Филатов В.В. // Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем. - Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008 г. - 481 с.

12. Филатов В.В. // Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ. - Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009 г. - 510 с.

13. Филатов В.В. // Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности - Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010 г. - 481 с.

14. Филатов В.В. // Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе- Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г. - 392 с.

15. Филатов В.В., Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Сафронов Б.И..// Инновационный менеджмент - Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г. - 479 с. 23,9/ 2.4 п.л.

References

1. Avetisyan M.V., Dadugin M.V., Filatov V.V. Upravlenie innovatsionnym potentsialom razvitiya transfera tekhnologii.// Mat.-ly Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsionnaya politika khozyaistvuyushchego sub"ekta: tseli, problemy, puti sovershenstvovaniya»., sektsiya: «Kontseptual'nye osobennosti sovremennogo menedzhmenta», M.:MVTs «Krokus- Ekspo», RUDN, 2011, s. 9-20, 0.70/0.23 p.l.

2. Levachev A.S., Merkulov P.B., Filatov V.V. Tekhnologicheskii audit kak instrument upravleniya kachestvom innovatsionnoi deyatel'nosti promyshlennykh predpriyatii.// Mat.-ly Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsionnaya politika khozyaistvuyushchego sub"ekta: tseli, problemy, puti sovershenstvovaniya»., sektsiya: «Kontseptual'nye osobennosti sovremennogo menedzhmenta», M.:MVTs «Krokus- Ekspo», RUDN, 2011, s. 428-445, 1.03/0.35 p.l.

3. Polozhentseva I.V., Filatov V.V. Gosudarstvennye investitsionnye strategii, orienti-rovannye na sozdanie tekhnoparkov v sovremennykh usloviyakh ekonomicheskoi nestabil'nosti. // Teoreticheskii i nauchno-metodicheskii zhurnal «Vestnik Universiteta» № 16, 2012, 0.567 p.l./0.283 p.l. s.117-122

4. Rukina I.M. // Upravlenie nauchno-tekhnicheskim progressom - Monografiya, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2009 g. - 61 s.

5. Rukina I.M., Anisimov A.V. Promyshlennaya politika. //Vestnik Rossiiskoi Akademii Estestvennykh Nauk - g.Khimki: OOO «Moment», 2008g.- 23 s.

6. Rukina I.M. "Rol' nematerial'nykh aktivov v global'noi konkurentsii". Antologiya "Intellektual'nyi status Rossii" tom V11 - klub "Realisty", 2011 - 426 str. M.:Moskovskaya tipografiya № 2.

7. Rukina I.M. "Upravlenie razvitiem promyshlennosti" M.:2010 TsNTB pishchevoi promyshlennosti,

98 s.

8. Rukina I.M., Filatov V.V. Intellektual'nyi kapital kak innovatsionnyi resurs ekonomiki znanii // Teoreticheskii i nauchno- metodicheskii zhurnal «Vestnik Universiteta» № 18, 2012, 1.02 p.l./0.514 p.l. s.182-193

9. Filatov V.V. Ekonomicheskie mekhanizmy i formy finansirovaniya innovatsii// Materialy IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Opyt i problemy sotsial'no- ekonomicheskikh preobrazovanii v usloviyakh transformatsii obshchestva: region, gorod, predpriyatie (MK-27-12)» 2012, Penza, S.159-162, 0.17p.l.

10. Filatov V.V. Problemy razvitiya mekhanizmov venchurnogo finansirovaniya v Rossii. // Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Problemnye aspekty, puti resheniya v sovremennoi nauke\ Problematyczne aspekty i rozwi^zania we wspolczesnej nauce» Krakov\Krakow, Pol'sha\ Poland: Izdatel'skaya gruppa\ Publishing group «Diamond trading tour», 2012, s.89-93, 0.25 p.l.

11. Filatov V.V. // Upravlenie innovatsionnoi deyatel'nost'yu khozyaistvuyushchikh sub"ektov RF, innovatsionnymi infrastrukturami i ekonomicheskim razvitiem regional'nykh sistem. - Monografiya, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2008 g. - 481 s.

12. Filatov V.V. // Upravlenie venchurnym kapitalom, innovatsionnym predprinimatel'stvom i transferom innovatsionnykh tekhnologii v regional'nykh ekonomicheskikh sistemakh RF. - Monografiya, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2009 g. - 510 s.

13. Filatov V.V. // Regional'nye aspekty upravleniya innovatsionnoi deyatel'nost'yu khozyaistvuyushchikh sub"ektov SNG v usloviyakh ekonomicheskoi nestabil'nosti - Monografiya, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2010 g. - 481 s.

14. Filatov V.V. // Upravlenie gosudarstvennoi innovatsionnoi politikoi RF s uchetom vliyaniya globalizatsii na strukturnuyu ekonomiku Rossii na sovremennom etape- Monografiya, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2011 g. - 392 s.

15. Filatov V.V., Kobulov B.A., Kolosova G.M., Ashalyan L.N., Dadugin M.V., Deeva V.A., Denisova N.A., Kobulova A.B., Kobiashvili N.A., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Safronov B.I..// Innovatsionnyi menedzhment - Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2011 g. - 479 s. 23,9/ 2.4 p.l.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.