Научная статья на тему 'Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике'

Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННАЯ / MODERNIZATION / DEVELOPMENT / REGION / INDUSTRY / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев Олег Иванович

Успешное решение задач развития промышленности в условиях усиления конкуренции и низкой конкурентоспособности предприятий закономерно выдвигает необходимость ориентации на формирование экономики нового качественного содержания. Выполнение данного требования на новом витке НТП, при возрастании роли знаний в экономике и обществе, повороте в сторону широкого применения неоиндустриальных технологий, техники шестого поколения и других прогрессивных изменений закономерно связано с усиление инновационного роста, инвестиционной и инновационной активности на всех уровнях. При этом должны учитываться все факторы и проблемы, тормозящие развитие инновационной деятельности, как на уровне страны, так и отдельного региона. Тем самым нужна научная база для разработки и проведения необходимых преобразований, отвечающих закономерностям современной рыночной экономики и особенностям текущего момента отечественной промышленности. Рассмотрению теоретических и методических положений ее формирования посвящена настоящая работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED DEVELOPMENT INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN DURING THE TRANSITION TO THE MODERNIZATION AND INNOVATION ECONOMY

The successful solution of problems of industrial development in the face of increasing competition and lack of competitiveness of enterprises naturally raises the need to focus on the formation of the new economy of quality content. Fulfillment of this requirement on a new round of STP, with an increase in the role of knowledge in the economy and society, turning toward widespread use of neo-industrial technologies, techniques, and others of the sixth generation of progressive change regularly due to the strengthening of innovation-based growth, investment and innovation activities at all levels. Should take into account all the factors and problems that hinder the development of innovation, both at the country and a separate region. Thus, the need scientific basis for developing and implementing the necessary changes to meet the laws of a modern market economy and features of the present situation of the domestic industry. Consideration of the theoretical and methodological principles of its formation of the present work.

Текст научной работы на тему «Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике»

ГОРДЕЕВ О.И.

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Успешное решение задач развития промышленности в условиях усиления конкуренции и низкой конкурентоспособности предприятий закономерно выдвигает необходимость ориентации на формирование экономики нового качественного содержания. Выполнение данного требования на новом витке НТП, при возрастании роли знаний в экономике и обществе, повороте в сторону широкого применения неоиндустриальных технологий, техники шестого поколения и других прогрессивных изменений закономерно связано с усиление инновационного роста, инвестиционной и инновационной активности на всех уровнях. При этом должны учитываться все факторы и проблемы, тормозящие развитие инновационной деятельности, как на уровне страны, так и отдельного региона. Тем самым нужна научная база для разработки и проведения необходимых преобразований, отвечающих закономерностям современной рыночной экономики и особенностям текущего момента отечественной промышленности. Рассмотрению теоретических и методических положений ее формирования посвящена настоящаяработа.

GORDEEV S.O.

INTEGRATED DEVELOPMENT INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN DURING THE TRANSITION TO THE MODERNIZATION

AND INNOVATION ECONOMY

The successful solution of problems of industrial development in the face of increasing competition and lack of competitiveness of enterprises naturally raises the need to focus on the formation of the new economy of quality content. Fulfillment of this requirement on a new round of STP, with an increase in the role of knowledge in the economy and society, turning toward widespread use of neo-industrial technologies, techniques, and others of the sixth generation of progressive change regularly due to the strengthening of innovation-based growth, investment and innovation activities at all levels. Should take into account all the factors and problems that hinder the development of innovation, both at the country and a separate region. Thus, the need scientific basis for developing and implementing the necessary changes to meet the laws of a modern market economy and features of the present situation of the domestic industry.Consideration of the theoretical and methodological principles of its formation of the present work.

Ключевые слова: модернизация, развитие, регион, промышленность, экономика инновационная.

Keywords: modernization, development, region, industry, innovative economy.

Успешное решение задач на внутреннем и мировом рынках в условиях усиления конкуренции становится все более характерным для стран, вступивших на инновационный путь развития. Для отечественных предприятий он приобретает еще большее значение в связи с вступлением России в ВТО и последующим усложнением методов защиты от конкуренции, сохранением и укреплением своих позиций на рынке, а также устранением факторов низкой конкурентоспособности производимой продукции.

Процесс развития ведущих стран мира в последней четверти XX и начале XXI веков достаточно определенно свидетельствует о формировании новой модели развития рыночного хозяйства, направленной на постоянное обеспечение научно-технического прогресса. Ее определяющими факторами становятся развитие информационной среды, образования, науки и ключевых производственных систем высоких технологий. Одновременно возрастает влияние управления, включающего экономические и организационные механизмы, которые способствуют росту инновационной активности во всех сферах и областях экономики.

Подобная направленность мировой экономики на расширение и углубление вовлечения достижений науки и прогрессивных технологий в производство и управление предопределяет необходимость обновления и модернизации материально-технической базы различных отраслей и сфер российской экономики. На такой основе рассматривается дальнейшее социально-экономическое развитие страны в условиях усиления конкуренции на внутренних и внешних рынках. Определяющую роль в достижении такого рода целей и решении задач, стоящих перед Россией, играют регионы. В контексте новой региональной политики они рассматриваются как социально-экономические и культурные образования, формируемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни в определенных административных границах.

В совокупности регионы создают экономическое пространство, которое в российских условиях характеризуется значительной неоднородностью и неравномерностью развития. Сложившееся в нем положение во многом определяется значительными природными различиями, историческим путем создания российского государства, особенностями хозяйственного освоения отдельных территорий и другими факторами. В целом неоднородность и неравномерность отражают качественные различия административно-территориальных образований и проявляются в возникновении регионального многообразия в общем экономическом, социальном, институциональном и культурно-историческом пространстве страны.

Рыночные преобразования способствовали усилению дифференциации регионов на начальном этапе при некоторой стабилизации этого процесса в последние годы. Для его дальнейшего укрепления необходима экономическая политика, обеспечивающая, прежде всего, комплексное воздействие инвестиционных и инновационных факторов на темпы экономического и социального развития, как в масштабе экономического пространства страны, так и на региональном уровне. Тем самым возможно соблюдение принципа «единство в многообразии», как условия устойчивого развития экономики и общества, а также каждого региона.

Важнейшим инструментом достижения подобного положения выступает социально-экономическая политика, направленная на оптимальное сочетание регионального многообразия и целостности национального пространства. На такой основе закономерно возникают благоприятные условия вхождения в процесс глобализации, без отражения действия которого становится невозможным прогнозировать и определять не только внешнюю, но и внутреннюю (экономическую, научно-техническую, финансовую и др.) политику. По поводу такой направленности ее осуществления академик Гранберг А.Г. отмечал, что «... путь России в XXI в. — это отрицание регионального униформизма в социально-экономической политике и ориентация на использование преимуществ каждого региона и межрегиональную кооперацию, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства»[1].

В рамках рассмотренных положений экономической политики развития страны и регионов особое значение в качестве ее императива приобретает понимание повышения роли ускоренной технологической модернизации промышленности, как на федеральном, так и региональном уровнях. Оно актуализирует проблемы определения направлений, форм и механизмов, обеспечивающих эффективное развитие промышленности региона с позиции формирования инновационной экономики на ближайшую перспективу. Именно инновационное развитие, формируя соответствующий промышленный потенциал и механизмы его реализации, создает объективные предпосылки для роста конкурентных преимуществ, как самой промышленности, так и региона. Одновременно создаются условия реального их использования для устойчивого развития экономики на длительную перспективу, что особенно важно ввиду длительности процесса формирования новой материально-технической базы промышленности и других сфер регионального хозяйства на основе современных технологий и инновационных преобразований.

Инновационная направленность преобразований промышленности региона выступает реальным проявлением качественной определенности явлений и процессов, происходящих в экономике и социальной жизни данной сферы регионального хозяйства. Она делает подобные изменения устойчивыми, так как качество связано с комплексом характеристик промышленности (экономических, научных, материально-технических и др.), тесно взаимосвязанных между собой. Тем самым объективно возникает необходимость к комплексному подходу при поиске направлений инновационных преобразований и определении средств их воплощения в сложившуюся практику. Иными словами, следует отражать одновременно несколько наиболее важных характеристик промышленности и региона, раскрывающих с разных сторон действие тех или иных инновационных преобразований.

Указанная взаимосвязь влияния качества, инноваций и комплексности на устойчивое развитие промышленности предопределяет выявление многообразия связей внутри нее и организационных отношений с другими сферами, комплексами и отраслями экономики региона. С этой позиции отмечается недостаточная адаптация структуры экономики РД к современным рыночным условиям. Она продолжает представлять собой, по существу, «... механический конгломерат, состоящий из предприятий самых различных отраслей народного хозяйства, мало связанных и взаимодействующих между собой и не работающих на выпуск конечной продукции» [4]. Конечно, к

настоящему времени имеют место определенные позитивные подвижки, но структура экономики региона продолжает сохранять свойства нерыночного характера.

Улучшение сложившегося положения во многом зависит от решения комплекса организационно-экономических проблем, вызывающих необходимость учета нестабильности рыночной среды, возрастания колебаний объема и структуры спроса, а также возможностей неценовой конкуренции. При этом особую актуальность приобретает необходимость обеспечения гибкости потенциала промышленных предприятий для укрепления возможностей переориентации производственной системы на выпуск инновационной продукции, использование новых видов материалов и модернизацию материально-технической базы. Данная направленность преобразований структуры промышленности отвечает сбалансированному развитию, повышению эффективности функционирования и стабильности роста промышленности региона на длительную перспективу.

С другой стороны, обеспечение высоких темпов и качества ее экономического развития способствует укреплению конкурентоспособности ее первичных звеньев, как основы ее повышения в масштабе всей экономической системы, какой является промышленность, решению этой задачи, тесно связанной с активизацией инновационных процессов, внедрением высоких технологий и расширением выпуска качественной продукции. Однако до настоящего времени, как показывает практика хозяйственной деятельности, многие предприятия промышленности региона не готовы в полной мере к активному ведению конкурентной борьбы. Во многом это обуславливается отсутствием эффективного механизма управления обеспечением их конкурентоспособности. Одной из причин такого положения, по нашему мнению, следует считать отсутствие методического обеспечения управления потенциалом промышленных предприятий, а также методов и стратегий их адаптации к изменениям внешней и внутренней среды. Это предполагает привлечение научных учреждений к формированию управления конкурентоспособностью первичных звеньев промышленности с учетом реальных условий.

С данной точки зрения при выявлении проблем развития промышленности особое значение приобретают жесткие условия конкуренции, с которыми сталкиваются предприятия во внешней среде. Они обуславливают необходимость для любого промышленного предприятия обладать достаточным конкурентным потенциалом, определяющим способность повышать эффективность функционирования и динамику развития в перспективе с учетом изменений условий рыночной среды. Отраслевая конкуренция является наиболее жесткой и определяется количеством конкурентов в отрасли, отраслевой прибылью, величиной входного отраслевого барьера, соотношением рыночных долей отраслевых конкурентов.

В то же время низкий уровень конкуренции сдерживает рост темпов развития и слабо побуждает участников рынка к техническому совершенствованию производства, созданию эффективного управления и улучшению всей хозяйственной деятельности. Именно подобное положение имеет место в промышленном комплексе народного хозяйства РД. В значительной степени оно связано с деформированностью структуры промышленности региона, как следствия сырьевой, придаточной направленности ее развития в предрыночной и переходной экономике. Результатом несоответствия структуры промышленности РД требованиям

рынка и закономерностям современной рыночной экономики стало неуклонное увеличение убыточных предприятий. Так, за период 1990-2011 гг. их число возросло с 3% до 56% или в 18,5 раза. Одновременно действует теневой сектор, вовлекающий до 60—70% бюджета региона, что негативно влияет на налоговые поступления со стороны промышленности.

Общее представление о влиянии структуры на развитие промышленности региона дает соотношение между конкурентоспособными и неконкурентоспособными отраслями, сложившееся в процессе становления рыночной экономики. В РД к первым из них относится топливно-энергетический комплекс, включающий 178 предприятий. На его долю приходится более 40% общего объема производства. Остальные, охватывающие 1844 предприятия из более 8 перерабатывающих отраслей, работающих на конечного потребителя, являются неконкурентоспособными и производят около 60% общего объема промышленного производства, что требует изменения проводимой промышленной политики в регионе. В целом сложившаяся диспропорция в отраслевой структуре достаточно полно прослеживается в материалах, приведенных в табл.1.

Таблица 1

Структура отраслей промышленности Республики Дагестан в разрезе различных сторон их участия в формировании экономики региона (по __годам), %* __

Наименование отраслей Объем производства, Инвестиции Трудовые ресурсы Налоговые поступления

2009 2012 2009. 2012. 2009. 2012. 2009. 2012.

Промышленность в целом 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

электроэнергетика 21,8 21,9 77,2 77,5 10,9 11,0 23,4 22,7

топливная 20,1 20,2 8,4 7,9 1,7 1,8 23,6 22,9

химическая и нефтехимическая 2,9 2,7 - - 2,8 2,6 1, 1 1,2

машиностроение и металлообработка 13,3 14,2 - - 36,7 37,1 6, 1 6,5

лесная и деревообрабатывающая 0,4 0,3 - - 0,7 0,7 0,7 0,7

пищевая 32,6 32,8 4,9 5,1 18,0 18,4 41,6 42,3

легкая 0,9 1,1 0,3 0,4 15,8 15,9 0,9 1,0

строительных материалов 3,5 3,7 6,8 6,9 7,5 7,6 1,3 1,4

прочие отрасли 4,5 3,1 2,4 2,2 5,9 5,6 1,3 1,3

*По материалам Министерства экономики РД

По существу промышленная политика должна осуществить поворот в сторону развития производящих отраслей и, прежде всего, машиностроения, пищевой и легкой промышленности. Этому препятствуют, прежде всего, значительные диспропорции в инвестировании между сырьевой, энергетической отраслями и производящими отраслями промышленности региона. В настоящее время из общего объема инвестиций на ТЭК приходится свыше 85%, что в 6,3 раза больше, чем на остальные виды производства. При этом налоговые поступления только от пищевой промышленности (свыше 42%) достигают 85—86% от их величины в ТЭК РД. Следует также учитывать роль различных групп промышленных отраслей в решении проблемы занятости населения, что особенно актуально для РД как трудоизбыточного региона. В этом аспекте на долю ТЭК приходится около 12% трудовых ресурсов, а на машиностроение, пищевую и легкую промышленность свыше 70%.

Указанные и другие особенности промышленности региона выдвигают круг проблем, решение которых связано с рациональным использованием временного фактора, приобретающего возрастающее значение в связи с ростом динамизма экономики. Он предопределяет выделение этапов и установление общего периода выполнения преобразований, в том числе инновационного характера. Возрастание роли времени в формировании нового облика промышленности обуславливается также необходимостью широкого и глубокого вовлечения местных ресурсов и их эффективного использования для производства качественной продукции. На такой основе становится возможным достижение высоких результатов функционирования и развития промышленности региона при повышении конкурентоспособности ее предприятий.

Инновационная направленность структурных преобразований предполагает включение фактора времени в определение состояния структуры промышленности на заранее выбранный момент времени. С теоретической и методологической позиции решение такой задачи осуществляется путем построения и изучения рядов динамики. Однако на практике такие расчеты достаточно трудоемки и сложны по выполнению. Достаточно указать, что теория предполагает привлечение не менее 100 временных данных только по одному показателю, а при прогнозировании предлагается использование 6 показателей развития исследуемого объекта (абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста и т. п.).

Упрощению расчетов по выбору оптимальной структуры промышленности региона способствует привлечение средних значений рассматриваемых показателей, отражающих реальные условия ее развития за определенный период. Тем самым изменения во времени приводятся к единому моменту времени, что можно рассматривать как его отражение в образовании фактического содержания структуры промышленности. На этой основе возможно обоснование отраслевых и внутриотраслевых соотношений, наиболее полно отвечающих формированию инновационной экономики в масштабе промышленного комплекса и всего региона.

При таком подходе значения показателей, характеризующих отраслевую структуру промышленности региона, в общем виде исчисляются по формуле: Уср = X у / п,

где Уср — среднее значение показателя, характерное для фактической структуры промышленности; X у — сумма величин показателей за выбранный период; п — число лет в периоде [3].

При непрерывном росте или снижении исследуемых показателей приемлем метод определения среднегеометрических величин. В этом случае средний темп роста каждой характеристики отраслевой структуры рассчитывается как:

Трср _ Тр1 X Тр2 X ... X ТрП ,

где ТрСр - средний темп роста; Тр1 , Тр2 , ... , Трп — индивидуальные темпы роста; п — число индивидуальных темпов роста.

Проведение таких расчетов способствует отражению количественных значений возникших тенденций в качественных изменениях структуры. В результате становится возможным принимать решения по формированию оптимальной структуры промышленности на перспективу. Однако при этом необходим анализ взаимосвязанных характеристик структуры, способствующий выявлению циклически повторяющихся закономерностей ее развития.

Рассмотренные положения об особенностях промышленности региона, усилении роли временного фактора и самообеспеченности хода преобразований выдвигают необходимость ее комплексного развития. Оно представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных процессов и средств качественных изменений, способствующих наиболее полному, экономически оправданному использованию всех видов ресурсов (технических, технологических, природных, сырьевых и др.). Подобный подход к решению задач, стоящих перед промышленностью региона в процессе выбора и проведения преобразований, вытекает из усиления влияния интеграции в развитии экономики на всех уровнях. Основополагающим становится системно-интегри-рующий подход к организации управления развитием промышленности, «.деятельность которого, по своей сути, носит межотраслевой и межрегиональный, т. е. комплексный, характер»31.

Целью комплексного развития выступает создание условий для эффективного функционирования и устойчивого развития промышленности региона как основы укрепления конкурентоспособности предприятий. На этой основе обеспечивается рост благосостояния коллективов и каждого работника при одновременном улучшении экологической составляющей промышленного производства. Они достигаются путем решения следующих задач:

❖ определение инвестиционных приоритетов, отвечающих развитию перспективных направлений социально-экономического роста ведущих отраслей и предприятий промышленности региона;

❖ создание условий для самостоятельного решения социальных и экологических проблем промышленных предприятий;

❖ проведение постоянного мониторинга экономического и финансового положения промышленности для установления реальных возможностей самообеспечения развития первичных звеньев;

31Колыванов В. Ю. Системология организации управления предприятий в рыночной экономике. — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН и НИЛРЭП, 2001.

❖ обеспечение сочетания отраслевого и государственного (регионального) подходов при распределении бюджетных средств;

❖ создание новых рабочих мест во всех отраслях промышленности с учетом территориального размещения промышленных предприятий;

❖ увеличение производства инновационной, в том числе наукоемкой, продукции и поступлений от ее реализации в региональный бюджет.

Решение указанных задач способствует рациональному разграничению функций государственного управления и предпринимателей в проведении промышленной политики и реализации стратегии развития промышленности, позволяющему добиться согласования интересов частного сектора и региона. В этом вполне определенно проявляется позитивное влияние комплексного развития на восстановление и переход к новому качественному содержанию производства и экономики промышленности региона.

Успешное осуществление политики и стратегии комплексного развития промышленности предполагает привлечение и эффективное использование инвестиций. В этом аспекте следует учитывать крайне низкие возможности региона в настоящее время на получение зарубежных инвестиций в объемах, необходимых для кардинальных изменений в производстве, экономике и социальном положении промышленности. Тем самым сложившееся положение в инвестиционной сфере предполагает опираться в основном на собственные возможности развития промышленности и региона в целом.

С данной точки зрения в качестве ведущего направления комплексного развития промышленности следует рассматривать комплексное инновационное развитие предприятий и организаций. Оно предполагает формирование действенной инновационной политики, выступающей в долгосрочной перспективе основой выживания предприятий и фактором активного воздействия на рыночное равновесие, отраслевую и межотраслевую структуру. В ней важно учитывать влияние институциональной среды, в рамках которой функционирует промышленность региона, и внутреннюю социальную среду, выступающую интеллектуальным важнейшим фактором инновационного развития.

С данной точки зрения ориентация на обеспечение комплексного развития промышленности становится все более важной задачей экономической политики страны и регионов. Однако ее решение до настоящего времени остается достаточно проблематичным, а по ряду ключевых позиций ситуация ухудшается. Причина такого положения во многом связана с направленностью на решение неотложных задач, достижение отдельных, «точечных» успехов и сохранение сложившегося воспроизводственного вектора. Это предопределяет необходимость перехода от дискретного к непрерывному стратегическому планированию с учетом усиления инновационной и инвестиционной активности как основы создания экономики нового качественного содержания.

Литература

1. Гранберг, А. Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики : эволюция подходов //Регион: экономика и социология. № 1. 2007.

2. Дагестан на рубеже веков : приоритеты устойчивого и безопасного развития // Материалы республиканской научно-практической конференции. — М., 1998.

3. Колесников, С. В. Влияние государства на развитие инновационных отношений в современной экономике // Экономические науки. № 5. 2009.

4. Колыванов, В. Ю. Системология организации управления предприятий в рыночной экономике. — Махачкала : ИСЭИДНЦРАНи НИЛРЭП, 2001.

5. Портер, М. Конкуренция. — Издательский дом «Вильяме», 2001,

АБДУЛКАДЫРОВА. С.

КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье обосновывается необходимость реализации кластерной стратегии в сфере военного производства, представлены подходы к ее содержанию, раскрываются ее ключевые параметры.

АВОиЬКАОУРОУА. 8.

CLUSTER STRATEGY AND OPPORTUNITIES IN DEFENSE

PRODUCTION

In this article the necessity of implementing cluster policies in the field of defense production is established, approaches to its content are presented, its key parameters are revealed.

Ключевые слова: кластер, кластерная стратегия, оборонно-промышленный комплекс, сфера военного производства, кластерные инициативы, инновационное развитие.

Keywords: cluster, the cluster strategy, the military-industrial complex, the sphere of military production, cluster initiatives, innovative development.

В настоящее время актуальной является проблема разработки обоснованной долгосрочной стратегии социально-экономического и инновационно-технологического развития как экономики в целом, так и отдельных регионов и отраслей. Эта стратегия позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста на основе инновационного обновления основных фондов и технологий, а следовательно, и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутренних и внешних рынках.

Автор согласен с мнением многих специалистов о том, что ключевую роль в современных условиях начинает играть долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование инновационного развития России и ее оборонно-промышленного комплекса32. Вместе с тем необходимо внести серьезные коррективы в условия ведения инновационной и инвестиционной деятельности в отечественной оборонной промышленности, и заложить их в основу так называемых кластерных стратегий.

Так, 20 июля 2012 г. в Воронеже прошла стратегическая сессия «Кластерные инициативы Воронежской области как драйверы Стратегии новой

32Попова Е. Возможности инновационного развития оборонно-промышленного комплекса // Экономические стратегии. — 2008. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.