Научная статья на тему 'Регулирование развития промышленности как инструмент экономической политики региона в условиях становления инновационной экономики'

Регулирование развития промышленности как инструмент экономической политики региона в условиях становления инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев Олег Иванович

Вступление России на путь модернизации и инновационного развития общества усиливают внимание к выбору средств перехода на новые условия хозяйствования с учетом требований современного НТП и рыночной экономики. В целом они исходят из усиления конкуренции на различных видах рынков, необходимости эффективного ведения производства и хозяйственной деятельности первичных звеньев, обеспечения устойчивого развития национального хозяйства и повышения роли качества по всему циклу воспроизводства. Выполнение данных положений в настоящее время и перспективе тесно связано с усилением активности инновационной деятельности на всех уровнях отечественной экономики. Это предопределяет совершенствование научной базы, включающей формы и инструменты регулирования развития промышленного комплекса, как в масштабах страны, так и каждого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеев Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование развития промышленности как инструмент экономической политики региона в условиях становления инновационной экономики»

Регулирование развития промышленности как инструмент экономической политики региона в условиях становления инновационной экономики

Аннотация:

Вступление России на путь модернизации и инновационного развития общества усиливают внимание к выбору средств перехода на новые условия хозяйствования с учетом требований современного НТП и рыночной экономики. В целом они исходят из усиления конкуренции на различных видах рынков, необходимости эффективного ведения производства и хозяйственной деятельности первичных звеньев, обеспечения устойчивого развития национального хозяйства и повышения роли качества по всему циклу воспроизводства. Выполнение данных положений в настоящее время и перспективе тесно связано с усилением активности инновационной деятельности на всех уровнях отечественной экономики. Это предопределяет совершенствование научной базы, включающей формы и инструменты регулирования развития промышленного комплекса, как в масштабах страны, так и каждого региона.

Ключевые слова: инновационное развитие, проблемы развития, регион, регулирование промышленности, формы участия государства

Gordeev O.I. REGULATION OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY AS THE TOOL OF ECONOMIC POLICY OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF INNOVATIVE ECONOMY

Abstract: The entry of Russia on a way of modernization and innovative development of society strengthen attention to a choice of means of transition to new conditions of managing taking into account requirements of modern scientific and technical progress and market economy. As a whole they proceed from competition strengthening on different types of the markets, need of effective conducting production and economic activity of primary links, providing a sustainable development of national economy and increase of a role of quality on all cycle of reproduction. Implementation of these provisions and prospect is closely connected now with strengthening of activity of innovative activity at all levels of domestic economy. It predetermines improvement of the scientific base including forms and instruments of regulation of development of an industrial complex, as in country scales, and each region.

Keywords: innovative development, development problems, region, regulation of the industry, form of participation of the state.

Key words: innovative development, the problems of development, region, industry regulation, forms of state participation

Неуклонное усиление влияния рыночных отношений на развитие национальной экономики за последние годы во все большей степени проявляется в новой региональной политике. Ее целью становится повышение конкурентоспособности регионов, исходящей из возможностей каждого из них генерировать использование знаний и информации в разработке и широком применении инноваций на всех уровнях регионального хозяйства. Сложность решения такой задачи предполагает наличие соответствующих подходов к управлению комплексами, отраслями, предприятиями и регионом в целом. Одновременно возрастает роль государственного регулирования регионального хозяйства и его отдельных областей. Этому отвечает расширение и углубление использования программно-целевых форм организации и методов в практике регулирования промышленного производства и хозяйствования на уровне отдельного региона.

С другой стороны, при переходе к рынку продолжал действовать отраслевой подход к его стратегическому развитию, как было в до рыночный период. По мере укрепления позиций рыночной экономики постепенно усиливается внимания к территориальному и инновационному развитию регионального хозяйства. С этой позиции основополагающей характеристикой Республики Дагестан (РД), влияющей на экономическую политику в современных условиях, следует считать территорию в органичном сочетании с этническим составом населения. Поэтому они должны, прежде всего, учитываться при разработке и проведении в нем политики становления инновационной экономики и общественного обустройства. При таком подходе становится возможным достижение изменений

Гордеев Олег Иванович

К.э.н., доцент, в.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН

материально-технической базы в органичном единстве с организационными изменениями управления на всех уровнях.

С данной точки зрения РД можно рассматривать своеобразным полигоном для установления возможностей современной инновационной экономики, что предопределяет необходимость укрепления и совершенствования регулирования экономических и социальных процессов во всех сферах регионального хозяйства. С полным правом данное положение относится, прежде всего, к промышленности данного региона. Действительно при общей площади в 50,3 тыс.кв.км. 2/3 территории региона относится к горной местности. При этом водность рек РД составляет 40% от речного потенциала Северного Кавказа, что обеспечивает наличие ее гидроэнергетических ресурсов в размере 55,17 млрд. кВт/часов, из которых освоено около 10% к настоящему времени. Запасы нефти с учетом шельфа Каспийского моря достигают 509,3 млн. т., в том числе на суше 169,3 млн. т. и морском дне 340 млн.т. Запасы естественного газа достигают 877,2 млрд. куб. м., из которых 540 млрд. куб. м. приходится на шельф Каспия. При этом его запасы на суше выработаны только на 23%-27% при удовлетворении потребности в природном газе на 30%-32% по региону за счет собственной добычи.

С позиции становления инновационной экономики особый интерес также представляют геотермальные воды и гидроминеральное сырье, запасы которых позволяет довести добычу этого нетрадиционного ресурса до 80-100 млн. куб м., что соответствует получению 700-800 тыс. тонн условного топлива в год. В настоящее время уже эксплуатируется 10 термоводозаборников, обеспечивающих добычу 9-11 млн. куб. м. термальной воды, что позволяет экономить около 65-70 тыс. тонн условного топлива. При этом стоимость тепла «подземных котельных» в 5-10 раз ниже, чем на крупных ТЭЦ, при высокой экологичности производства.

Не менее важное значение приобретают источники солнечной и ветровой энергии. Гелиоэнер-гетические ресурсы территории РД достигают 61400 млрд. Гкал в год, а их общий природный энергетический потенциал превышает 30 млрд. квт-часов, что сопоставимо с имеющимся гидроэнергопо-тенциалом (55 млрд. квт-час.). Следует также учесть высокую солнечную активность на значительной части территории региона: в горных районах, где число солнечных дней достигает 300 и более, а энергия солнечной радиации составляет 1000 вт/кв. м. или 2000 квт-часов на 1 кв. м. площади в год. Потенциал ветровой энергии оценивается примерно в 0,5 вт/кв. м. , а энергетический потенциал достигает 60 млрд. квт-часов в год.

В целом на указанные источники в настоящее время приходится около 2,6% получаемой энергии, т.е. 32-36 млн. квт-часов, что составляет лишь 0, 05% от имеющегося энергопотенциала нетрадиционных ресурсов. В то же время расчеты показывают, что эта доля может быть доведена до 13-15% в общем объеме энергоресурсов региона в ближайшие годы. Однако, добиться такого положения без современных технологий практически не возможно.

К природным и территориальным особенностям региона следует отнести также биоресурсы Каспийского моря, отличающиеся своей уникальностью, удобством транспортировки и близостью к местам переработки. Они традиционно использовались в рыбной промышленности, продукция которой находила, и будет находить, широкий спрос не только в России, но и за рубежом. Однако, увеличение потенциала данного вида ресурсов крайне затруднено в виду зависимости морской биомассы от многих факторов природного, экономического, техногенного и даже политического характера. улучшение сложившегося положения на территории региона по существу не возможно без участия государства в регулировании использования, сохранения и возобновления многих ресурсов, без которых невозможно устойчивое развитие многих отраслей промышленности и других сфер региона.

Рассмотренные и другие особенности территориального и ресурсного характера становятся, по нашему мнению, ключевым элементом интенсивности инноваций. Другим элементом, обуславливающим направления интенсификации экономики в современных условиях, выступает культурный контекст ее осуществления в регионе. В настоящее время экономическая наука достаточно обоснованно утверждает, что любые нововведения формируются в рамках культуры и языка. Данное научное направление получило свое выражение в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей: Конотопова М.В., Макаренко В.П., Розмаинского И.В., Скоробогатова А.С., Сметанина С.И., Вил-лиамсона О.Е, Шумпетера Й. и многих др. авторов (2; 3; 4). В целом они утверждают, что весь мир товаров и услуг не только отражает удовлетворение потребностей, но и выражает особенности культуры, которая формирует эти потребности и определяет способ их удовлетворения.

В этом аспекте культура и языковая составляющая представляют особый интерес при разработке и проведении инновационных преобразований, как основополагающей части экономической политики региона. В настоящее время на сравнительно не большой территории РД проживают более 150 национальностей, говорящих на разных языках. Следует учитывать и такую особенность РД, как исторически сложившееся компактное проживание большинства этносов на отдельных территориях, что нашло отражение в институциональных преобразованиях постсоветского периода (создание Государственного совета РД).

Указанные положения территориального, ресурсного и этнического характера предопределяют соответствующую направленность совершенствования регулирования промышленности. Она должна исходить из укрепления взаимосвязи общих целей развития с конкретными мероприятиями, как важного условия достижения поставленных целей в определённый период. Это достигается путем формирования программно-целевых форм и методов регулирования промышленности, обеспечивающих действие долговременной связи "цель - мероприятие", направленной на повышение эффективности производства и социальное развитие всех звеньев данной сферы регионального хозяйства. В методологическом плане решение данной задачи достигается путем отражения экономических, технических и социальных факторов в процессе выбора приоритетной цели развития промышленности региона.

Практически ее поиск осуществляется в конкретных условиях функционирования промышленных предприятий и всей промышленности определенного региона. При этом возникают объективные проблемы, обуславливающие ее дальнейшее развитие, как непрерывные позитивные изменения производства и экономики в краткосрочном и дальнесрочном периодах. К основным из них можно отнести, по нашему мнению, следующие положения:

- установление характерных черт действия рыночной экономики в промышленности в сложившихся условиях региона;

- определение возможностей достижения поставленных целей промышленностью и ее первичными звеньями на этапе принятия решений;

- состояние системы взаимодействия предприятий и отраслей промышленности региона;

- выявление целевой направленности региональной промышленности, а также предприятий и отраслей, в обеспечении спроса на рынке промышленной продукции (региональном, национальном и мировом).

В совокупности указанные положения направлены на выявление реального соотношения между практическими возможностями и реальностью выдвигаемых целей развития промышленности. На такой основе становится возможным разрабатывать конкретные мероприятия, отвечающие успешной реализации сформулированных целей, с одной стороны, и усиливать практическое воздействие государственного регулирования на развитие промышленности. Его теоретическое, методологическое и методическое обеспечение в реальной действительности проявляется в формах участия государства по осуществлению эффективного и устойчивого развития промышленности, исходящего из сложившейся социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в конкретном регионе.

Выдвигаемые теоретические положения и результаты аналитического обобщения территориального положения и ресурсной базы позволяют обосновать рекомендации по разработке направлений экономической политики и соответствующие меры промышленной политики. Они предусматривают, прежде всего, поэтапное создание условий для осуществления инновационных преобразований и повышения инновационной активности в промышленности и региональном хозяйстве. Решение этой важной задачи предполагает широкое развитие частного предпринимательства, создание конкурентной хозяйственной среды, адекватной данному требованию, а также современной институциональной, производственной и деловой структуры при наличии высококачественного человеческого капитала по всем направлениям инновационного развития экономики региона.

С этой позиции обеспечение результативности экономической политики предполагает создание необходимых институциональных и инфраструктурных предпосылок инновационных преобразований. К основным из них относятся следующие:

- создание институциональной среды для благоприятного развития бизнеса путем резкого уменьшения зависимости от конъюнктуры рынка сырьевых ресурсов и снижения административных барьеров;

- разработка правовых и экономических инструментов регулирования процесса неоиндустриальной модернизации регионального хозяйства с учетом ее национальной специфики;

- формирование венчурных фирм по освоению новых технологий на коммерческой основе;

- организация новых технологических комплексов в продовольственной, энергетической и транспортной сферах, а также обновление технологий в машиностроении, легкой, пищевой промышленности и АПК региона;

- выделение в правительственном аппарате агентства по науке и технике, осуществляющего регулирование инновационной сферы и т.п.

В совокупности они способствуют совершенствованию госрегулирования экономики и промышленности региона. Это будет оказывать воздействие на снижение депрессивности РД и возникновение условий для ее устойчивого развития на длительный период.

Исходя из рассмотренных теоретических положений с учетом имеющих место полномочий органов власти и территориальных образований Республики Дагестан, по нашему мнению, наиболее приемлемы следующие формы государственного регулирования:

- финансово-кредитное обеспечение промышленных предприятий;

- материально-техническая поддержка первичных звеньев промышленности;

- налоговые преференции различных видов предприятий и организаций;

- информационное обслуживание на всех уровнях управления промышленностью;

- управленческая и консультативная помощь.

Для практического использования данных форм необходим соответствующий организационно-экономический механизм реализации. На это должны быть направлены научно обоснованные концептуальные положения разработки программы инновационного развития и разработаны методические подходы к созданию такого механизма. В целом они исходят из требований системного программно-целевого подхода к управлению экономическими и хозяйственными процессами, а также особенностей ведения регионального хозяйства и специфики промышленного производства.

Не мент1й значение приобретает устранение разногласия в отношении минимального уровня расходов на соответствующие территории. Во многом они связаны с излишне широкой сферой межбюджетных отношений. Это требует дальнейшего их совершенствования путем сужения данной сферы экономики на основе единой для всех субъектов федерации методики. Кроме того в области финансирования капиталовложений целесообразно разработать общереспубликанские программы выравнивания развития территорий. При этом следует учесть создание необходимых условий для увеличения их налоговых потенциалов. В результате становится возможным более эффективно развивать инвестиционную деятельность предприятий промышленности региона на новом этапе его развития.

Усиление роли различного рода целевых программ отражает возрастающий интерес к прогнозированию, как метод адаптации хозяйствующих систем к стихийности рынка. В этой связи усиливается внимание регионов к программно-целевым методам управления, которые также следует рассматривать в качестве важнейшего инструмента регулирования экономики региона и ее звеньев. Тем самым возрастает необходимость использования программного метода управления на всех уровнях регионального хозяйства. непосредственно связанный с разработкой стратегии развития, определением основных параметров экономики, выбором направлений социально-экономи-ческой политики и др. В основе его применения лежит использование программ, которые выступают "...как необходимый элемент связи между настоящим и будущем" (1; 25).

Аналитическое обобщение реализации действующих программ позволяет раскрыть причины сложившегося в РД сложного положения. Устранение возникших и возникающих проблем, как показывает практика, во многом определяется действием государственного регулирования в регионе, в целом и промышленности, в частности. К таким проблемам, по нашему мнению, следует отнести:

- недостаточную взаимосвязь программной идеи с конкретными мероприятиями её воплощения;

- значительное влияние субъективных факторов при выборе направлений развития экономики региона;

- формализм при подходе к радикальным изменениям рыночного характера в производстве;

- практическое отсутствие нетрадиционных подходов при составлении программы, что проявилось в консерватизме их содержания;

- отсутствие в программах такой важной фазы воспроизводства, как обмен способствующий объединению всех остальных в единое целое;

- слабая управляемость процессом реализации программ;

Устранению подобных недоработок отвечает использование сценарного метода планирования развития промышленного производства, как в масштабе отрасли, отдельных предприятий и всего комплекса. Он особенно результативен, при создании концепций экономического и социального развития, а также начальной стадии разработки целевой комплексной программы развития промышленности. До настоящего времени данный метод не получил широкого распространения и практически отсутствует в методических положениях по управлению промышленностью и регионом. Следовательно, необходимы теоретические и методологические разработки, связанные с включением программного метода в государственное регулирование развития промышленности региона. Это особенно важно в условиях снижения управляемости данной сферой регионального хозяйства.

Вместе с тем, следует учитывать наличие материальных и финансовых затрат при регулировании отраслей и предприятий на основе целевых программ и госзаказов. Они требуют обоснование целевой направленности каждого промышленного предприятия и формирования комплекса целей на различных уровнях, вплоть до региона, как социально-экономической системы. На такой научной основе становится возможным соотносить каждое мероприятие программы с целями более высокого уровня, т.е. с соответствующими стратегиями и программами их достижения. Таким образом, становится возможным на практике объединить отдельные локальные планово-управ-ленческие решения и соответствующие хозяйственные мероприятия в более общие стратегии социально-экономического развития. Тем не менее, каждое отдельное мероприятие, должно обосновываться как элемент подпрограммы.

Проведенный анализ сложившейся к настоящему времени ситуации в РД указывает на не достаточную эффективность программно-целевого управления. По существу имеющиеся программы даже не включают данного раздела, превалируя к социальному эффекту. Это требует выполнения ряда методических положений, к которым следует отнести такие, как:

- достижение эффекта высокой степени согласованности и регламентации;

- систематизация процесса разработки и реализации программы;

- обоснованный выбор приоритетных направлений инвестиционных проектов;

- разработка и внедрение методики не только оценки социального эффекта, но и ущерба в стоимостных измерителях;

- последовательность инвестиционной политики государства.

В целом они способствуют достижению согласованности позиции центра и регионов посредством формирования региональной политики, как составляющей единой государственной политики в области промышленности. ЕЕ реализация возможна при условии увязки приоритетных социально-экономических, инвестиционных и инновационных проблем региона. Это могут быть региональные инновационные программы, разрабатываемые в целях концентрации усилий на приоритетных направлениях, необходимых для развития промышленности региона, а также преобразования облика ее производительных сил.

В связи с тем, что государственные, региональные, целевые, комплексные программы, являются средством управления развитием промышленности региона и объектом государственной поддержки, необходимо формирование условий реализации экономических методов управления, на основе совершенствования анализа и повышения эффективности регулирования государством развития строительного комплекса, что требует более детальной проработки данных вопросов как с теоретической так и с практической точки зрения.

Литература

1. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. М.: Вопросы экономики, 1999, №1.

2. Макаренко В.П. Экономическая аксиология: опыт исследования экономических культур. -Экономический вестник Ростовского государственного университета, №4, 2003, т.1, с. 66-74 и 81-84.

3. Скоробагатов А.С. История как предметный мир экономической теории. - Экономический вестник Ростовского государственного университета,№3, 2007, т.5, с. 81-82.

4. Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб «Экономическая школа», 2001, с.90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.