Особенности инновационного развития аграрно-индустриального региона
Аннотация: исходя из состояния и развития регионального хозяйства в ходе рыночных преобразований и становления рыночной экономики, Республика Дагестан относится к аграрно-индустриальному типу регионов. Обосновывается возможность перехода к индустриально-аграрному типу при условии повышения темпов роста промышленности и создании условий для комплексного развития экономики регионов СКФО на инновационной основе, и, прежде всего, в промышленности.
Ключевые слова: аграрно-индустриальный регион, инновационное развитие, модернизация, промышленная политика, управление инновационным развитием.
Gordeev O. I. Features of innovative development agrarian-industrial region
Abstract: proceeding from a state and development of regional economy during market transformations and formation of market economy, the Republic of Dagestan belongs to agrarian-industrial type of regions. Possibility of transition to industrial agrarian type on condition of increase of growth rates of the industry and creation of conditions for complex development of economy of regions of North Caucasus federal district on an innovative basis, and, first of all, locates in the industry.
Keywords: agrarian-industrial region, innovative development, modernization, industrial policy, management of innovative development.
Вступление России на путь модернизации экономики и общества обострило проблему обеспечение инновационного развития, как в масштабе страны, так и каждого региона. Ее решение особый интерес приобретает для аграрно-индустриальных регионов, имеющих значительные затруднения в формировании эффективной экономики. Они обуславливаются не только причинами экономического и социального характера, но и отсутствием комплексного подхода, учитывающего специфику и направленность развития регионов подобного типа. В таких условиях особое значение приобретает ориентации на формирование экономики нового качественного содержания, что непосредственно связано с усиление инновационного роста, инвестиционной и инновационной активности во всех сферах и отраслях аграрно-индустриального региона. Подобная направленность его развития относится, прежде всего, к промышленности, где наиболее широко и взаимосвязано необходимо использование неоиндустриальных технологий и техники нового поколения. При этом должны учитываться условия региона, тормозящие развитие инновационной деятельности. Успешное решение этих задач предопределяет создание научной базы для осуществления эффективных преобразований
Переход страны к инновационному развитию экономики и общества обострил проблему формирования и развития региональных инновационных систем. Сложность ее решения во многом определяется большим числом регионов в составе РФ, значительно различающихся между собой по природно-климатическим условиям, экономическому и социальному развитию, сырьевым ресурсам и др. факторам. Одновременно в современной экономике неуклонно возрастают требования к науке, образованию, предпринимательству с позиции развития творческого начала и интеллекта. Поэтому важнейшим направление государственной политики становится обеспечение инновационного развития, как в масштабе страны, так и каждого региона.
Особое значение оно приобретает в сфере промышленности, играющей основополагающую роль в развитии производительных сил, модернизации экономики, обеспечении национальной безопасности и укреплении производственного потенциала территорий. Поэтому важно постоянное совершенствование управления инновационными процессами на всех ее уровнях с учетом специфики производства и особенностей развития в конкретных условиях региона. На такой основе инновационное развитие, формируя соответствующий промышленный потенциал и механизмы его реализации, создает реальные предпосылки для роста конкурентных преимуществ предприятий, промышленности и региона. Указанные положения выдвигают объективную потребность в организации и
Гордеев Олег Иванович
К.э.н., доцент, в.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
регулировании технологического развития первичных звеньев и их групп в ходе экономического, производственного и хозяйственного развития конкретных территорий.
Данная проблема относится ко всем субъектам РФ, но особый интерес и значение приобретает для аграрно-индустриальных регионов, для которых характерны значительные затруднения в формировании эффективной экономики. Во многом они связаны с неустойчивостью ее развития и отсутствием комплексных подходов, учитывающих специфику и направленность развития регионов подобного типа. Вместе с тем, повышение эффективности сдерживается усилением социальной напряженности, выраженной в росте безработицы, различии уровня жизни городского и сельского населения, увеличении сальдо внутренней и внешней миграции, резким ослаблением состояния АПК в процессе перехода к рыночным отношениям и становления рыночной экономики.
В этих условиях необходимо создание управления инновационным развитием промышленности, адекватного содержанию и особенностям аграрно-индустриального региона. Оно выступает частью системы управления его социально-экономическим развитием и включает организационный, экономический и институциональный механизмы. Формирование управления инновационным развитием промышленности осуществляется по следующим направлениям:
- развитие науки и техники на основе позитивных изменений человеческого капитала, использования новейших технологий в высокотехнологических отраслях, ориентации промышленных предприятий на АПК;
- формирование законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей инновационно-инвестиционную деятельность в промышленности региона;
- преобразование организационного механизма в сторону преодоления отраслевого принципа построения промышленности, предполагающего в основном выполнение текущих задач;
- внедрение в процесс управления инновационных методов, обеспечивающих его стратегическую ориентацию, включающую стратегическое видение будущего промышленности региона, реализацию стратегий, мониторинг программ и мероприятий по укреплению ее конкурентоспособности.
Вместе с тем, формированию, а в дальнейшем эффективному функционированию управления инновационным развитием промышленности способствует понимание особенностей и проблем развития аграрно-индустриаль-ного региона, а также отличий от других типов регионов. Обобщено он характеризуется высоким удельным весом исторически сложившегося сельского населения, достаточной долей промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, наличием машиностроения по производству машин и оборудования для АПК, а также развитой рыночной и образовательной инфраструктурой, обеспечивающей развитие данного комплекса.
При таком его понимании для отнесения субъекта РФ к аграрно-инду-стриальному типу необходимы критерии и показатели, отражающие типологию регионов. В качестве таких критериев могут выступать:
- уровень социально-экономического развития;
- устойчивость развития экономики;
- социальное положение населения;
- инвестиционная привлекательность;
- состояние предпринимательской деятельности, в том числе инновационного характера и т.п.
Они отражают только решающее правило, по которому принимается соответствующее решение по разделению регионов на отдельные типы. Количественные рамки отнесения их к тому или иному типу предполагает наличие системы показателей и их значений по каждому типу регионов, характерных для российской экономики. В этом аспекте предлагаются показатели такого рода с указанием величин, соответствующих типу того или иного региона (табл.1)[1] .
В соответствии с выдвигаемыми критериями и типологическими показателями анализируется социально-экономическое состояние РД, как субъекта РФ, являющегося самым южным, отдаленным и трудоизбыточным регионом. Анализ позволяет выделить особенности его развития, связанные с исторически сложившимся становлением территориального и демографического положения, характерными природно-климатическими условиями, влиянием до рыночного ведения хозяйства, низким уровнем стартовых условий при переходе к рыночным отношениям и др. При таком подходе к рассмотрению экономики и социальной области функционирования региона создается достаточно цельная, хотя и обобщенная, картина современного его состояния, отражающего место и роль региона в экономике страны и международном разделении труда.
21
Таблица 1
Оценочные показатели для определения типа регионов
Доля промышленности Доля городского и сель- Доля занятых в про-
и сельского хозяйства в ского населения в общей мышленности и сель-
ВРП, % численности населения, % ском хозяйстве, %
промыш- Сельское городское сельское промыш- сельское
Типы регионов ленность хозяйство ленность хозяйство
Индустриальные 20,0 - 0,0 - 63,4 - 7,7 - 18,3 - 0,0 -
63,2 10,0 92,3 36,6 34,9 16,5
Индустриально-аграрные 20,0 - 10,0 - 59,6 - 17,3 -40,4 17,6 - 9,5 -
40,0 15,0 82,7 33,7 17,0
Аграрно-индустриальные 12,0 - 10,0 - 26,5 - 24,9 - 12,2 - 14,4 -
25,0 30,0 75,1 73,5 28,4 34,0
Аграрные (с низким уров-
нем развития промыш- 3,7 - 18,0 - 0,0 - 48,4 - 6,4 - 13,8 -
ленности) 12,8 45,0 51,6 100,0 9,1 46,1
Слабо развитые в отноше-
нии АПК и промышленно- 4,3 - 0,6 - 33,0 - 33,0 - 6,2 - 7,4 -
сти 15,3 13,9 67,0 67,0 15,4 12,8
В целом наблюдается неуклонное повышение уровня развития РД за последнее десятилетие в различных его аспектах. Численность населения с 2000 г. по 2010 г. возросла с 2,49 млн. чел. до 2,76 млн. чел. или в 1, 11 раза. При этом его численность в трудоспособном возрасте увеличилась с 1,39 млн. чел. до 1,77 млн. чел. или в 1,28 раза за тот же период. В результате среднегодовая численность занятых в экономике возросла в 1,21 раза, а численность безработных сократилась в 1,52 раза при увеличении численности пенсионеров до 536 тыс. чел., что в 1,2 раза выше по сравнению с началом рассматриваемого периода.
Значительные изменения наблюдаются в уровне жизни данного региона. В частности, возросли среднедушевые денежные доходы населения (в месяц): с 861,3 руб. в 2000 г. до 15874 руб. в 2010 г. Однако, имеет место снижение темпов роста реально располагаемых денежных доходов за последние годы. Если в 2006 г. они составляли 129,9%, то в 2007 г. - 117,9%, 2008 г. - 116,6%, 2009 г. - 112,7% и в 2010 г. - 111,2%. Подобное положение характерно для среднемесячной номинальной заработной платы работающих в экономике. При ее увеличении за рассматриваемый период в 11,5 раза темпы роста неуклонно снижались и составили: 2003 г. - 117,3%, 2004 г. - 114,2%, 2005 г. - 108,9%, 2006 г. - 113,5%, 2007 г. - 115,3%, 2008 г. - 113,0%, 2009 г. - 105,4% и 2010 г. - 105,1%. Тем самым в среднем заработная плата увеличивалась на 111,6% при росте цен на товары и услуги в среднем на 110,9% ежегодно. Следовательно, относительно трудовых ресурсов, занятых в экономике, сложившееся положение отвечает простому воспроизводству, что не соответствует требованиям современной рыночной экономики.
Наиболее сложная ситуация сложилась в развитии основных фондов регионального хозяйства, составляющих важнейшую часть национального богатства региона. В настоящее время в стоимостном выражении они составляют 89,5% от объема перед началом рыночных преобразований отечественной экономики. Однако, по мере движения по пути становления рыночной экономики они неуклонно росли при одновременном улучшении их качественного содержания на основе вовлечения новой техники и прогрессивных технологий. Так, начиная с 2005 г., темпы роста основных фондов составляли: 2006 г. - 110, 2%; 2007 г. - 123,8%; 2008 г. - 119,2%; 2009 г. - 112,9%% 2010 г. - 113,2%. При этом коэффициент обновления основных фондов РД увеличился с 0,058 до 0,109, то есть почти в 2 раза за последние 5-6 лет. Одновременно отмечается практическая неизменность коэффициента их выбытия (0,8) при снижении степени износа основных фондов за 2005-2010 г.г. в 1,19 раза (с 42,3% до 35,5%). Регион обладает различными видами природных ресурсов, необходимых для развития промышленности и сельского хозяйства. К ним относятся, прежде всего, территориальные земли, площадь которых составляет 5027,0 тыс. га. Из них на сельскохозяйственное использование приходится 4345,9 тыс. га. или 86,5% всей территории региона. Определенную ее часть (8,4%) занимают земли запаса и лесного фонда, площадь которых сократилась с 624,3 тыс. га. до 423,4 тыс. га. за 2001-
2010 г.г. или в 1, 47 раза. Из нее покрыты лесом 361,2 тыс. га., что создает общий запас древесины в объеме 43,51 млн. м3. Достаточно обеспечен регион водными ресурсами со среднемноголетним объемом в 14,06 куб. км. Потенциальные гидроэнергетические ресурсы достигают 55 млрд. квт. час. Из них водные ресурсы малых рек в горных районах позволяют производить до 100 млн. квт.- час. электроэнергии в год.
С позиции перехода к модернизации экономики региона особого внимания заслуживают геотермальные воды и гидроминеральное сырье, запасы которых позволяет довести добычу этого нетрадиционного ресурса до 80-100 млн. куб м., что соответствует получению 700-800 тыс. тонн условного топлива в год. В настоящее время уже эксплуатируется 10 термоводозаборников, обеспечивающих добычу 9-11 млн. куб. м. термальной воды, что позволяет экономить около 65-70 тыс. тонн условного топлива. При этом стоимость тепла «подземных котельных» в 5-10 раз ниже, чем на крупных ТЭЦ, при высокой экологичности производства.
Имеющаяся ресурсная база обусловила структурную и содержательную направленность развития народного хозяйства региона. В настоящее время оно включает широкий спектр отраслей и видов хозяйственной деятельности различного назначения при усилении внимания к науке и научному обслуживанию. В процессе преодоления проблем, возникших в ходе рыночных преобразованиями, и перехода к становлению рыночной экономики на основе модернизации они обеспечили неуклонный рост ВРП на протяжении последних десяти и более лет. К настоящему времени данный показатель увеличился в 15 раз по сравнению с 2001 г. и свыше 3,5 раз против 2005 г. При этом темпы роста обрабатывающих производств составили: 2005 г. - 110,6%; 2006 г. - 94,2%; 2007 г. - 149,0%; 2008 г. -123,3%; 2009 г. - 121,7%; 2010 г. - 122,3%. В сельском хозяйстве они достигли 116,1%, 100,4%, 119,8%, 117,6% и 120,5% соответственно. Одновременно расходы на науку и научное обслуживание в регионе за 2000-2010 г.г. увеличились с 52,6 млн. руб. до 516,4 млн. руб., то есть почти в 10 раз при темпах роста в 2003 г. - 2,1 раза, 2004 г. - 106%, 2005 г. - 133,3%, 2006 г. - 112,8%, 2007 г. - 154,6%, 2008 г. - 156,2%, 2009 г. - 1139,7% и 2010 г. - 128,6%. Такими образом, наблюдается опережающее развитие промышленного производства и укрепление научной базы региона, что отражается на формировании его типа в условиях перехода к инновационному развитию.
Проведенное аналитическое обобщение развития экономики РД указывает на возникновение и действие тенденций, способствующих укреплению регионального хозяйства, его сфер, отраслей и первичных звеньев. Вместе с тем, остаются проблемы и ограничения социально-экономического развития, характерные для аграрно-индустриальных регионов. К ним, в частности, относятся следующие положения:
- кризисная ситуация в сельском хозяйстве и АПК в целом;
- крайне не достаточная сбалансированность отраслей и видов деятельности в промышленности;
- низкий уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры в сельской местности;
- значительные различия в развитии социальной сферы между городскими и сельскими территориальными образованиями;
- высокий уровень безработицы в сельской местности при наличии не обрабатываемых земельных угодий сельскохозяйственного назначения;
- слабо выраженная конкуренция на внутрирегиональном рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
- проявление социально негативных тенденций, ведущих к деградации сельского населения.
Успешное решение указанных проблем во многом определяет укрепление сложившегося типа
региона, как условия его перехода на более высокий уровень развития. В настоящее время на долю промышленности в валовом региональном продукте Республики Дагестан приходится 9,8% и сельского хозяйства - 23,5%. При этом при рассмотрении производства ВРП по видам деятельности к промышленности относились обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Соответственно в сельское хозяйство включались охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство.
Согласно рассмотренной выше методике РД может быть отнесена к аграрным (с низким уровнем развития промышленности) регионам, для которых ее доля в ВРП рекомендуется от 3,7% до 12,8%. По доле сельского хозяйства в ВРП, исходя из приведенных выше значений, РД находится
23
ближе к индустриально-аграрному (10,0% -15,0%) , чем к аграрно-индустриаль-ному типу (10,0% -30,0%). По городскому и сельскому населению, которое фактически составляет 42,4% и 57,6% соответственно, РД отвечает значениям аграрно-индустриального региона, для которого оценочные показатели колеблются в пределах 26,5% - 75,1%. (городское) и 24,9% - 73,5% (сельское) население в общей его численности по РД.
Подобное положение наблюдается и при определении типа региона по показателю доли занятых в его экономике. К настоящему времени в промышленности РД он составляет 8,9%, что соответствует его значению для аграрного (с низким уровнем развития промышленности) региона (6,4% -9,1%). В определенной степени оно отражает положение в слабо развитых по отношению к АПК и промышленности регионах, для которых доля занятых в промышленности предлагается в размере от 6,2% до 15,4%. Иное положение имеет место в сельском хозяйстве РД, в котором доля занятых достигает 26,7%. Это соответствует уровню развития аграрно-индустриального региона, где данный показатель рекомендуется в размере 14,4% - 34,0%.
Таким образом, исходя из состояния и развития регионального хозяйства в ходе рыночных преобразований и становления рыночной экономики, Республика Дагестан относится к аграрно-индустриальному типу регионов. Вместе с тем, в ней наблюдается возможность перехода к индустриально-аграрному типу при условии повышения темпов роста промышленности. Это требует структурной перестройки ее отраслей и видов деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности первичных звеньев и промышленности региона в целом. Решение такой задачи предполагает проведение модернизации и диверсификации производства, широкое использование современных форм организации и управления, переход на инновационный путь развития народного хозяйства региона.
На важность подобной направленности преобразований указывает и сравнительная характеристика валового регионального продукта в разрезе субъектов Северо-Кавказского Федерального округа. В его формировании по РД промышленность занимает последнее место среди республик Северного Кавказа. Ее доля в ВРП РД в 1,4 - 1,9 раза ниже по сравнению с ними при одновременном отставании вклада образования (в 1,04 - 1,71 раз) и здравоохранения (в 1,12 - 1,97 раза). При этом РД занимает первое место в СКФО по вкладу торговли и коммерческой деятельности в создание ВРП, опережая в 1,05 - 1,31 раза остальные северокавказские регионы.
Обобщение содержания ВРП субъектов СКФО достаточно определенно указывает на преобладание участия сельского хозяйства в формировании его структуры по сравнению с другими видами деятельности. Соотношение вклада в данный процесс межу сельским хозяйством и промышленностью неизменно превалирует в сторону первого из них (за исключением Чеченской Республики). При этом следует учитывать такую характерную черту промышленности рассматриваемых регионов, как производство капиталоемкой и материалоемкой продукции с высокой стоимостью, что резко снижает возможности повышения ее конкурентоспособности на внутренних и мировых рынках. Все это подчеркивает слабую приспособляемость и адаптированность предприятий и отраслей производственной сферы данных аграрно-индустриальных регионов к возможным рыночным изменениям.
Устранение сложившегося положения предполагает создание условий для комплексного развития экономики регионов СКФО, и, прежде всего, промышленности, на инновационной основе. По своей сущности и действию оно отвечает интересам предприятий промышленности, как и других хозяйственных сфер региона, связанных с получением прибыли и укреплением конкурентоспособности путем усиления совместной деятельности на определенной территории. Это достигается за счет формирования завершенных технологических цепочек, включающих этапы от проведения научных исследований до создания производства, сбыта и сервисного обслуживания наукоемкой продукции. В результате становится возможным широкое использование технологических новшеств и новых форм организации хозяйственной деятельности, обеспечивающих непрерывность и успех комплексного инновационного развития промышленности аграрно-индустриального региона. В полной мере это относится к Республике Дагестан.
Концептуально комплексное инновационное развитие промышленности должно опираться на активную политику финансирования фундаментальных и прикладных разработок и укрепления связи науки, образования, бизнеса и власти в регионе. Не менее важно обеспечение инвестирования быстро окупаемых исследований прикладного характера, способствующих возникновению новых и кардинальному улучшению действующих производств. С другой стороны, комплексное развитие пред-
24
определяет необходимость изменения организации управленческих структур в регионе, которые до конца не преодолели отраслевого принципа своего построения. В результате они нацелены преимущественно на выполнение текущих задач при меньшем внимании к реалиям стратегического развития. С этих позиций применительно к условиям аграрно-индустриального региона на новом витке развития рыночной экономики следует исходить из образования межотраслевых структур управления региональным хозяйством. В таком качестве рекомендуется создание научно-инновационного управления в составе Правительства РД, имеющего свою специфическую цель, исходящую из обеспечения инновационного развития экономики региона. Оно должно обладать необходимыми ресурсами и соответствующими правами для самостоятельного и ответственного осуществления управления выдвигаемыми и проводимыми преобразованиями в масштабе региона с учетом его типа и возможности перехода на более высокий уровень развития экономики.
Список литературы
1. Тетерин Н.И. Теоретические подходы к выявлению аграрно-индустриальных регионов. - Екатеринбург, Уральская академия государственной службы, 2004, с. 22
2. Рабаданова А.А. Оптимизация отраслевой структуры экономики региона в условиях модернизации // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №4, с. 94-98
3. Багомедов М.А. Реструктуризация экономики регионов Северного Кавказа: актуальность и возможные направления // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2012, №4, с. 10-20
4. Гордеев О.И. Инновационная политика в свете структурных преобразований экономики региона// РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №2, с. 102-108