траектории развития экономики
субъектов северо-кавказского федерального округа
Р. А. КАНЦЕРОВ,
кандидат экономических наук, профессор, директор Экономического института, проректор Карачаево-Черкесской государственной технологической академии Е-mail: [email protected]
Анализируются риски модернизации экономики федерального, субфедерального (на примере Северо-Кавказского федерального округа) и регионального развития (на примере Карачаево-Черкесской Республики). Определены тенденции в развитии субъектов СКФО по производственно-инвестиционной деятельности. Намечены основные ориентиры модернизационных стратегий развития регионов СКФО в соответствии с конкурентными преимуществами регионов, в том числе создание межрегионального туристско-рекреационного кластера.
Ключевые слова: модернизация, риски, неравномерность развития регионов, модернизационные стратегии регионов, ресурсный потенциал, региональный кластер.
Модернизации экономики России сопутствуют риски, которые могут быть оценены на федеральном, субфедеральном и региональном уровнях, а также субрегиональном, муниципальном (табл. 1, 2, 3). В числе рисков федерального значения можно назвать рост внешнего и внутреннего долга России,
Динамика рисков модернизации эконол
снижение численности населения, рост задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ и т. д. Приведем отдельные показатели рисков субфедерального уровня на примере Северо-Кавказского федерального округа: высокие показатели численности безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, а также населения с доходами ниже прожиточного минимума.
К рискам регионального уровня на примере Карачаево-Черкесской Республики можно отнести снижение численности населения (как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока), рост безвозмездных перечислений из федерального бюджета на погашение дефицита регионального бюджета, а также высокий удельный вес убыточных организаций в экономике, рост износа основных фондов. При этом риски не имеют жесткой привязки к уровням, многие из них могут быть оценены на всех уровнях по одним и тем же показателям.
Таблица 1
и федерального уровня в 2000—2008 гг.
Показатель 2000 2002 2004 2006 2008
1. Внешний долг РФ, млрд долл. 178,2 146,3 186,0 257,2 465,4
В том числе: - —31,9 +39,7 +71,2 +208,2
изменение к предыдущем году, млрд долл.
изменение к базисному году, % 100 —17,9 +4,4 +44,3 + 161,2
2. Государственный внутренний долг РФ, млрд руб. 185,1 217,0 557,6 875,6 1 144,0
В том числе: — +31,9 +340,6 +318 +268,4
изменение к предыдущему году, млрд руб.
изменение к базисному году, % 100 + 17,2 в 2 раза в 3,7 раза в 5,2 раза
3. Численность населения, тыс. чел. 146 304 144 964 143 474 142 221 141 904
В том числе: — —1 340 —1 490 —1 253 —317
изменение к предыдущему году, тыс. чел.
изменение к базисному году, % 100 —0,9 —1,0 —0,9 —0,2
Окончание табл. 1
Показатель 2000 2002 2004 2006 2008
4. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ, млрд руб. 371,6 475,0 522,4 754,2 574,9
В том числе: изменение к предыдущему году, млрд руб. — + 103,4 +47,4 +231,8 -179,3
изменение к базисному году, % 100 +27,8 + 12,8 +62,4 +54,7
5. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел. 887,7 870,9 839,3 807,1 761,3
В том числе: изменение к предыдущему году, тыс. чел. — -16,8 -31,6 -32,2 -45,8
изменение к базисному году, % 100 -1,9 -5,5 -9,1 -14.2
Таблица 2
Динамика рисков модернизации экономики субфедерального уровня на примере СКФО в 2000—2008 гг.
Показатель 2000 2002 2004 2006 2008
1. Численность вынужденных переселенцев и 9 665* 3 661* 3 393 608 281
беженцев, тыс. чел.
В том числе: - -6 004 -268 -2 785 -327
изменение к предыдущему году, тыс. чел.
изменение к базисному году, % 100 -62,1 -64,9 -93,7 -97,1
2. Численность безработных, тыс. чел. 669 583 652 619 542
В том числе: - -86 -69 -33 -77
изменение к предыдущему году, тыс. чел.
изменение к базисному году, % 100 -12,9 -2,5 -7,5 -19,0
3. Численность населения с доходами ниже прожиточного 365,3 300,0 205,3 152,2 100,1
минимума, тыс. чел.
В том числе: - -65,3 -94,7 -53,1 -2,1
изменение к предыдущему году, тыс. чел.
изменение к базисному году, % 100 -7,9 -3,8 -8,3 -2,6
4. Сумма убытка организаций, млн руб. 3 415 5 915 8 059 1 1781 16 360
В том числе: - +2 500 +2 144 +3 722 +4 579
изменение к предыдущему году, млн руб.
изменение к базисному году, % 100 +73,2 + 136,0 в 2,4 раза в 3,8 раза
5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный 143* 133* 209 200 174
воздух, тыс. т
В том числе: - -10 +76 -9 -26
изменение к предыдущему году, %
изменение к базисному году, % 100 -7 +46,2 +39,9 +21,7
* По Чеченской Республике данных нет.
Таблица 3
Динамика рисков модернизации экономики регионального уровня на примере Карачаево-Черкесской Республики в 2000—2008 гг.
Показатель 2000 2002 2004 2006 2008
1. Безвозмездные перечисления на погашение дефицита 774,7 2 787,2 2 727,1 4 165,6 7 530,9
бюджета из федерального бюджета, млрд руб.
В том числе: - +2 012,5 + 1 952,4 +1 438,5 +3 365,3
изменение к предыдущему году, млрд руб.
изменение к базисному году, % 100 в 2,6 раза в 2,5 раза 185,7 в 4,3 раза
2. Численность населения, тыс. чел. 440,6 438,9 434,5 428,7 427,2
В том числе: - -1,7 -4,4 -5,8 -1,5
изменение к предыдущему году, тыс. чел.
изменение к базисному году, % 100 -0,4 -1,0 -1,3 -0,3
3. Удельный вес убыточных организаций от общего числа 43,8 41,6 47,5 47,8 32,9
организаций, %
В том числе: — —2,2 +4,1 +2,1 —14,9
изменение к предыдущему году, %
изменение к базисному году, % 100 —2,2 +3,7 +4,0 —10,9
Окончание табл. 2
Показатель 2000 2002 2004 2006 2008
4. Износ основных фондов по отношению к их полной 41,6 40,7 41,4 42,5 48,1
учетной стоимости, %
В том числе: — —0,9 +0,7 +1,1 +5,6
изменение к предыдущему году, %о
изменение к базисному году, %о 100 —0,9 —0,2 +0,9 +6,5
5. Соотношение среднедушевых доходов 45,6 50,6 52,2 54,3 58,1
региона и РФ, %
В том числе: — +5,0 + 1,6 +2,1 +3,8
изменение к предыдущему году, %о
изменение к базисному году, %о 100 +5,0 +6,6 +8,7 +12,5
Указанные риски в ходе модернизации экономики подлежат постепенной компенсации и нейтрализации. В сложившихся условиях устойчивый рост экономики возможен только на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, радикальных перемен в самой идеологии экономических преобразований [1].
Дифференциация регионов по уровню экономического развития приводит к экономической деградации периферийных частей страны. Неравномерность развития регионов можно проиллюстрировать на примере субъектов СКФО по двум ключевым параметрам (рис. 1). В производственно-инвестиционной матрице по вертикали указываются процентные отношения душевого валового продукта территории к максимуму (среднероссийскому уровню), а по горизонтали — процентные отношения удельного размера инвестиций в основной капитал к максимальному значению по России. Горизонтальная и вертикальная шкала процентных отношений делится на 5 интервалов. Отставание регионов СКФО по душевому производству ВРП неизбежно ведет к отставанию
уровня жизни населения от соответствующих среднероссийских показателей.
Анализ показывает, что три из семи субъектов СКФО в 2008 г. несколько улучшили свои позиции. Однако даже 40 %-ный (по ВРП) и 60 %-ный (по инвестициям) рубеж не преодолен ни одним
Среднедушевой ВРП, % к среднероссийскому уровню
Е С В А
100 а
80 Ь
60 КБР Ставр. край с
40 КЧР d
20 РСО-Алания Р. Дагестан Р. Ингушетия е
0 20 40 60 80 100
2000 г.
Среднедушевые инвестиции в основной капитал, % к среднероссийскому уровню
Среднедушевой ВРП, % к среднероссийскому уровню
Е С В А
100 а
80 Ь
60 с
40 КБР РСО-Алания Ставр. край, КЧР, Р. Дагестан d
20 Республика Ингушетия Чеченская Республика е
0 20 40 60 80 100
2008 г.
Среднедушевые инвестиции в основной капитал, % к среднероссийскому уровню
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Производственно-инвестиционные матрицы субъектов СКФО
в 2000 и 2008 гг.
регионом. Отставание наиболее преуспевающих субъектов от среднероссийского уровня - более чем двукратное, а слабейшего - семикратное [3, 4].
Неоднородность экономического развития как один из рисков модернизации экономики можно проследить также на примере среднедушевых денежных доходов субъектов СКФО. Регионы объединены в три группы в процентах к среднероссийскому уровню (до 40 %, от 40 до 60 %, от 60 до 80 %). Максимальное значение превышает минимальное в два раза. Таким образом, важнейшей задачей региональной политики становится поиск оптимального баланса выравнивающих и стимулирующих мер (рис. 2.).
Развитие субъектов СКФО основано на использовании конкурентных преимуществ - наиболее благоприятных природно-климатических условий для сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, транзитного приморского положения, а также значительных демографических ресурсов.
Северо-Кавказский федеральный округ располагает огромным потенциалом экономического развития: здесь пересекаются торговые пути и
Кара'-пево-Черкесская Ресг^Блнка
Кабардино-Балкарская Республика
Республика
Северная Осетия Алания
Республика Ингушетия
Чеченская Республика
■ до 40%
(Республика Ингушетия)
Нет данььк
- от 40 до60% Г Кабардино- Балкарская Республика, Карснаево-Черкесская
Республика^
- от60 др 30% (Республика Дсгестач. Стсеропольсккй юосй. Республика СеЕерная
Осетия-Алания! Чеченская Республика
Рис. 2. Дифференциация субъектов СКФО в 2008 г. по среднедушевым денежным доходам по отношению к среднему уровню по РФ, %
транспортные коридоры, расположены курортные базы и биоресурсы.
Основные ориентиры модернизационных стратегий развития регионов СКФО:
Республика Дагестан - использование аграрного потенциала (с акцентом на плодово-ягодный и рыбохозяйственный подкомплекс), гидроэнергетических ресурсов а также значительных запасов углеводородов, в т. ч. шельфа Каспийского моря;
Республика Ингушетия - использование запасов нефти и газа, мрамора и мраморовидных строительных материалов, доломитов, термальных лечебных и минеральных вод; развитие сельского хозяйства;
Кабардино-Балкарская Республика - использование индустриально-аграрных технологий пищевой и горнодобывающей промышленности, а также курортно-рекреационных ресурсов;
Карачаево- Черкесская Республика - использование агропромышленного, строительного, гидроэнергетического, рекреационно-туристичес-кого потенциалов комплекса «Домбай - Теберда -Архыз», бальнеологических ресурсов;
Республика Северная Осетия-Алания - развитие металлургического производства, предприятий стройиндустрии, в т. ч. облицовочных по обработке камня; использование энергопотенциала горных рек, запасов лечебно-столовых и минеральных вод, а также возможностей горнорекреационной зоны;
Чеченская Республика -использование мощностей предприятий нефтегазодобывающей и химической отраслей промышленности;
Ставропольский край -использование климатических, бальнеологических и минерально-сырьевых факторов развития турист-ско-рекреационного, агропромышленного и индустриального комплексов.
Для преодоления отставания СКФО по уровню развития необходимо существенное ускорение темпов роста его экономики. Очевидно, что такое ускорение может быть достигнуто лишь на основе вложения значительных инвестиций в
Ставропольский край
Республика Дагестан
Доля сельского хозяйства в ВРП,%
| |-Доля сельского хозяйства в ВРП
экономику региона. Эти инвестиции должны обеспечить расширение основных фондов, модернизацию производственного аппарата отраслей реального сектора экономики региона и преодоление факторной несбалансированности — приведение фондового потенциала региона в соответствие с потенциалом трудовых ресурсов.
Все это требует существенного повышения уровня инвестиционной активности в регионе, повышения доли инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП. Обозначенные проблемы могут быть решены только на основе значительного усиления федеральной поддержки субъектов СКФО.
Республики Северного Кавказа обладают потенциальными нефтяными ресурсами, наличие которых дает возможность привлечения инвестиций не только для реконструкции и технического перевооружения нефтегазодобывающей отрасли, но и смогут быть существенным фактором развития нефтеперерабатывающих отраслей.
С учетом необходимости строительства и реконструкции промышленных объектов, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры в этом регионе крайне необходимо развитие строительной индустрии. Тем более что республики и Ставрополье обладают собственной минерально-сырьевой базой разнообразных строительных материалов.
Идентификация региональных возможностей предполагает оценку составляющих бизнес-климата: условий факторов производства, их качества и степени специализации; условий для конкуренции и стратегического развития; условий спроса связанных или поддерживающих отраслей. Ускорить процесс экономического роста поможет модернизация ключевых отраслей.
Географическое положение субъектов СКФО и благоприятные климатические условия, способствующие развитию сельского хозяйства, должны быть максимально использованы для повышения конкурентоспособности регионов на внутреннем и внешних рынках (рис. 3).
В горных регионах, обладающих высоким при-родно-рекреационным потенциалом (Республика
Объем продукции сельского хозяйства на душу населения в процентах к среднему уровню по РФ, %
180
160
120
100
> - Среднедушевой объем сельхоз продукции в % к среднероссийскому уровню
Рис. 3. Доля сельского хозяйства в ВРП, объем продукции сельского хозяйства на душу населения по отношению к среднероссийскому уровню в 2007 г., %
Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса (рис. 4.). Растущий спрос даст импульс развитию современного гостиничного бизнеса, связанного с ним производства товаров и услуг.
Одним из направлений модернизационного развития регионов СКФО является создание условий для эффективного формирования энергетического сектора экономики республик. В хозяйственном профиле республик Северного Кавказа остается актуальной проблема смягчения дефицита энергобаланса и роста обеспечения потребностей республик, за счет развития энергетической инфраструктуры, путем масштабного ввода новых энергетических мощностей и модернизации существующих.
Карачаево-Черкесская Республика — субъект Северо-Кавказского федерального округа. Болезненный процесс перехода к рыночным отношениям в Карачаево-Черкесии, так же, как и в других регионах страны, сопровождался катастрофическим спадом производства, прекращением работы многих успешных прежде промышленных предприятий. Химзавод, «Каскад», завод РТИ, завод холодильного машиностроения и радиозавод являлись основными источниками пополнения бюджета республики
- 31
Ч исленность
рекреантоБ, тыс.чел.
1000 ■
100 --
Число санаторно-курортных 150 организаций, ед.
890
198
140
Р
и
а
л 4
■ и о. и О
- Численность рекреантов
, - Число санаторно-курортных организаций
Рис. 4. Основные показатели развития туристской индустрии в субъектах СКФО в 2008 г.
и г. Черкесска. Сокращение объемов производства, а затем полная остановка некоторых предприятий привели к хроническому дефициту бюджета города и республики в целом. Эти предприятия являлись работодателями десятков тысяч горожан, а продукция пользовалась высоким спросом не только в стране, но и за ее пределами. Удержаться в годы реформ удалось немногим. Резко снизилось производство цемента, пиломатериалов, кирпича и прочих видов продукции. Однако в 1990-е гг. появились новые конкурентоспособные динамично развивающиеся предприятия: ООО «Меркурий», ОАО РАПП «Кавказ-Мясо» ОАО «Фирма «Юг-Молоко», ООО «ФХ «Фирма Сатурн», ОАО «Корпорация Камос» (некоторые образовались на базе государственных), ОАО «Даханаго», ОАО «Висма» и многие другие. На этих предприятиях активно осваиваются новые виды высококачественной продукции, расширяются рынки сбыта.
В структуре валового регионального продукта республики преобладает аграрный сектор, от которого налоговая отдача в бюджетную систему наименьшая из всех отраслей экономики. Основными направлениями деятельности аграрной отрасли республики являются: племенное животноводство; мясное скотоводство; птицеводство (на уровне малых форм хозяйствования); переработка мяса; растениеводство (производство сахарной свеклы,
32
кормов, картофеля, зерна); тепличное хозяйство и выращивание овощей в закрытом грунте.
Эффективное использование природного и трудового ресурсного потенциала республики свидетельствует о возможности формирования и развития специализированного мясного скотоводства на основе малозатратной интенсивно-пастбищной технологии.
Весьма перспективными направлениями являются разведение овец карачаевской породы и их реализация (вкусовые качества этой породы хорошо известны во всем мире).
В этих целях в 2009 г. разработана и утверждена республиканская целевая программа «Организация и развитие мясного скотоводства в КЧР на 2009—2012 годы», которая прошла отбор в числе 20 регионов по РФ. Программа предусматривает в течение трех лет приобретение 13 тыс. голов племенного скота. В 2009 г. освоено 160 млн руб., завезено из США 1 500 голов скота абердин-ангусской породы для формирования на территории республики племенного ядра крупного рогатого скота мясных пород, что, в конечном счете, нацелено на решение задачи увеличения производства конкурентоспособной экологически чистой говядины и создание более 1 000 рабочих мест.
В республике предусмотрено строительство двух промышленных откормочных площадок по 10 тыс. голов единовременного содержания финансированием 110 млн руб. Ввиду отсутствия гарантированного рынка сбыта программой предусмотрено создание холдинга по первичной и последующей промышленной переработке мяса и организация поставок охлажденного мяса и продуктов его переработки на продовольственный рынок г. Москвы. Строительство производственных объектов перерабатывающей промышленности мощностью до 70 тыс. т в год потребует инвестиций в сумме 660 млн руб. Реализация указанных мероприятий позволит сформировать на рынке бренд «Карачаево-Черкесскпродукт».
Перспективным направлением развития АПК республики является модернизация сахарного заво-
да. По расчетам, обновление морально и физически устаревших производственных мощностей потребует инвестиций в сумме 440 млн руб. Реализация данного проекта позволит сохранить и увеличить объемы производства сахара и обеспечить более
1 500 рабочих мест, а также поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Одна из ведущих отраслей экономики КЧР, определяющая социально-экономическую ситуацию в республике, — промышленность. Налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от субъектов предпринимательской деятельности промышленного производства составляют более 35 % всех платежей.
По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами республика занимает скромное место среди регионов Северо-Кавказского федерального округа: по объему добычи полезных ископаемых — 4-е место, по объему продукции обрабатывающих производств, а также производству и распределению электроэнергии, газа и воды в стоимостном выражении она занимает 5-е место из 7 субъектов СКФО.
Недра республики богаты рудными и нерудными полезными ископаемыми. Разведаны месторождения меди, цинка, вольфрама, полиметаллических руд, цементного сырья, гипса, облицовочного и строительного камня (мрамор), силикатных и строительных песков, огнеупорных, керамзитовых и кирпичных глин, строительной и технологической извести, гравия.
Нерудные материалы имеются в больших объемах и служат хорошей сырьевой базой для развития в республике промышленности строительных материалов. В связи с этим перспективным является строительство двух цементных заводов мощностью
2 500 млн т в год каждый, требующих инвестиционных вложений в размере около 15 млрд руб.
Реализация указанных инвестиционных проектов предполагает увеличение налоговых поступлений, создание свыше 2 тыс. дополнительных рабочих мест, а также строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры для населения.
В настоящее время в республике реализуется инвестиционный проект «Развитие автомобильной компании «Дервейс» до 2012 года». Общий объем инвестиций составляет свыше 2 млрд руб. Реализация данного проекта предполагает значительный экономический и социальный эффект, налоговые поступления в бюджеты всех уровней свыше 2 млрд руб., создание около 2 000 рабочих мест.
Строительство фабрики по переработке шерсти на территории КЧР потребует инвестиций в объеме
450 млн руб. Данный проект может также пополнить бюджет и создать более 400 рабочих мест.
Высокий динамизм развития подразделений обрабатывающих производств будет происходить как на базе восстановления и модернизации раннее созданных мощностей, так и вследствие их более эффективного использования и внедрения новых технологий и технических достижений.
Планируется также реализация инвестиционных проектов по строительству заводов по производству сэндвич-панелей и железобетонных изделий. Реконструкция комбината железобетонных конструкций потребует инвестиций 480 млн руб. Данный проект может также пополнить бюджет и создать около 300 рабочих мест.
Кроме того, обработка древесины и производство изделий из дерева в республике имеют относительно благоприятные перспективы для дальнейшего развития, что определяется, прежде всего, наилучшей среди регионов Юга России обеспеченностью лесными ресурсами и, как следствие, древесиной. В связи с этим необходимо развитие производственных мощностей глубокой переработки древесины и совершенствование структуры экспорта отечественной лесопродукции.
Значимым конкурентным преимуществом Карачаево-Черкесии, отличающим республику от российских регионов, является богатство и разнообразие минеральных, питьевых вод, а также экологически чистой ледниковой воды. Запасы месторождений минеральных вод КЧР составляют 8,2 тыс. м3/сутки, пресных подземных вод — 79,7 тыс. м3/сутки. В республике уже изучено более 200 минеральных источников, возможности которых используются не более чем на 2 %. На сегодняшний день отмечается тенденция роста потребления бути-лированной воды как в РФ, так и во всем мире. Это позволяет предположить, что рынок бутилирован-ной воды имеет огромный потенциал. Предприятия республики производят около 800 млн полулитров бутилированной воды, и этот показатель имеет устойчивую положительную тенденцию. В связи с этим планируется к реализации инвестиционный проект по розливу питьевой и минеральной воды производительностью 31 тыс. бутылок в час.
Карачаево-Черкесская Республика энергодефи-цитна. В этой связи реализуются инвестиционные проекты строительства каскада Зеленчукских ГЭС. Общий объем финансирования строительства инфраструктуры и гидротехнических сооружений каскада Зеленчукских ГЭС составит более 22 млрд руб. Ввод в эксплуатацию указанных объектов позволит увеличить годовую выработку электроэнергии с 400
33
до 950 млн кВт-ч., повысить надежность энергосистемы Юга России и электроснабжения потребителей республики. В республике также целесообразно строительство малых ГЭС, парка ветроустановок, которое окажет существенное влияние на развитие высокогорных районов, стимулируя их рекреационное и хозяйственное развитие.
На базе имеющихся производственных мощностей предполагается серийный выпуск энергосберегающих светодиодных светильников: промышленных, бытовых и уличного освещения. Данное производство позволит создать свыше 1 тыс. рабочих мест.
Уникальный природный туристско-рекреаци-онный потенциал республики отличает ее не только среди регионов России, но и ведущих европейских стран. В этой связи туристический бизнес может стать одним из основных факторов перспективного роста экономики республики.
Основу туристического потенциала составляют широко известные Домбай, Теберда, Архыз, которые нуждаются в получении статуса курортов. Наиболее перспективным направлением туристической отрасли является горнолыжный спорт, а также альпинизм, горный туризм.
В Карачаево-Черкесской Республике подготовлены и реализуются инвестиционные проекты по следующим направлениям:
• всесезонный горный курорт «Архыз». Объем инвестиций - 78 млрд руб., предусматривающий создание туристического комплекса, способностью единовременно принять более 25 тыс. отдыхающих (по завершении всех этапов проекта Архыз может войти в десятку крупнейших горнолыжных курортов мира);
• туристско-рекреационный комплекс «Мара» — 6,2 млрд руб.
К проблемам, сдерживающим развитие туризма, можно отнести следующие:
• недостаточно развитая туристская инфраструктура;
• высокая стоимость сервисных услуг, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
• неблагоприятный инвестиционный климат;
• сохранение негативных стереотипов восприятия образа Северного Кавказа, создаваемого отдельными средствами массовой информации, что затрудняет формирование позитивного имиджа, благоприятного для туризма. Реализация региональных конкурентных преимуществ, заключающихся в наличии ресурсной базы, в росте объемов собственных доходов реги-
34 -
ональных бюджетов, в формировании действенного механизма партнерства властных структур и бизнеса, в появлении факторов диверсификации экономического развития территории, в повышении показателей трудового потенциала, становится возможным на основании формирования кластеров в рамках региональных экономических систем.
Основой модернизационного обновления экономики субъектов СКФО могут стать четыре кластера — туристско-рекреационный, агропромышленный, топливно-энергетический, а также инновационно-образовательный. Общая стратегия при этом должна стать синтезом программ развития каждого из субъектов, входящих в новый округ, - с учетом уникальных особенностей и собственных приоритетов каждого из них.
Сегодня территории наиболее активно готовы включиться в реализацию совместных туристско-рекреационных проектов, подразумевающих серьезное обновление транспортной инфраструктуры на основе создания межрегионального кластера.
Одно из определений кластера следующее: организационная форма региональных научно-производственных систем, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства и совместного использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциала, привлечения административных ресурсов в целях освоения новых технологий и повышения конкурентоспособности производимой продукции и оказываемых услуг.
Территориальные производственные кластеры являются формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. Организации - участники кластера дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Для всей экономики государства кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка, с учетом географической концентрации предприятий одной или нескольких взаимосвязанных отраслей, извлекающих выгоды из специфических местных активов, совместного расположения и социальной встроенности.
Участниками кластера являются не только предприятия, но и образовательные и исследовательские учреждения, финансовые структуры, органы власти. Их взаимодействие формирует окружающую среду, воздействующую непосредственно на специализированные фирмы, совокупность которых представляет собой «ядро» кластера. Синергетический эффект деятельности партнеров по кластеру обусловливает стабильное конкурентоспособное социально-экономическое развитие одного или нескольких регионов.
Рис. 5. Структура межрегионального туристско-рекреационного кластера субъектов СКФО
Управление экономикой на основе региональных кластеров имеет ряд неоспоримых преимуществ, к основным из которых следует отнести:
• увеличение налогооблагаемой базы,
• обеспечение занятости населения региона;
• возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий;
• возможность регулирования инвестиционных потоков на основе приоритетности регионального развития региональных кластеров;
• повышение в регионе предпринимательской активности;
• развитие инновационного потенциала и т. д. На VII Южно-Российском курортном форуме
«Кавказская здравница — 2010» в г. Кисловодске было предложено объединить бальнеологические курорты Кавминводы, горные курорты Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии в единый туристический комплекс. В этот проект хорошо вписывается и реконструкция Военно-Сухумской дороги, которая соединяет Карачаево-Черкесию и Абхазию.
Создание туристического кольца на Юге России может стать основой межрегионального туристс-ко-рекреационного кластера на основе природных ресурсов Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии (рис. 5).
Таким образом, региональные кластеры создают реальную возможность разработки и реализации масштабных модернизационных проектов, способствуют преодолению сырьевой ориентации экономики, формируют мощное региональное экономическое ядро национальной экономики, обеспечивают приток дополнительных инвестиций в регионы, содействуют укреплению хозяйственных связей с другими регионами и зарубежными партнерами. Результирующей целью модернизации является формирование эффективной экономики, способной обеспечить максимальную отдачу всех производительных ресурсов, реализацию интеллектуального потенциала, вовлечение в трансформационные процессы всех социальных слоев населения и регионов страны.
Список литературы
1. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи // Экономист. 2010. № 1.
2. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы / под ред. В. Л. Иноземцева. Сборник статей и материалов. Вып. 2. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 г.: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 г.: Стат. сб. / Росстат. М., 2003.
- 35