Экономические науки
49
УДК 338.242
РОЛЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Каракаева Е. У., кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск
E-mail: Elena_umarovna@mail.ru
В статье рассмотрены основные экономические показатели развития СКФО, роль развития туристско-ре-креационного кластера в инновационном развитии Северо-Кавказского федерального округа, инновационные процессы в туризме, основные направления улучшения инвестиционной привлекательности региона. Ключевые слова: инновационное развитие, туристско-рекреационный кластер, инвестиционная привлекательность, приоритетные отрасли экономики, имидж региона.
THE ROLE OF TOURISM INDUSTRY IN INNOVATION DEVELOPMENT OF THE REGION
Karavaeva E. U., candidate of economic sciences, associate professor,
FSBEIHPE "North-Caucasian State Humanitarian and Technological Academy", city of Cherkessk
The article considers the main economic indicators of development of North Caucasian Federal District, the role of the development of tourism and recreation cluster in the innovative development of the North Caucasus Federal District, innovative processes in tourism, the main directions of improvement of investment attractiveness of the region. Key words: innovative development, tourism and recreation cluster, investment attractiveness, the priority sectors of the economy, the region's image.
Северо-Кавказский федеральный округ обладает рядом преимуществ - удобное географическое расположение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов (нефть, руды, строительное сырье) и незагруженных мощностей (производственных площадок, на базе которых возможно наращивать производство), относительно развитая транспортная сеть (железные дороги и автомобильные дороги) и растущий спрос на промышленную продукцию как в регионах Российской Федерации, так и в странах ближнего зарубежья. На базе имеющихся ресурсов, потенциального спроса и возможностей по созданию конкурентоспособной продукции, можно выделить следующие приоритетные отрасли экономики: производство стройматериалов, легкая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, металлургия, добыча минералов и руд, топливная промышленность (добыча и переработка сырой нефти)[1].
В таблице представлены основные показатели экономического развития округа.
Как показал анализ экономических показателей СКФО, уровень безработицы в 2014 г. один из самых высоких в России и составил 11,2 %, лидируют Ингушетия - 29,8 % и Чеченская Республика -21,5 %. Региональный валовой продукт составил 2,5 % от ВРП России, потребительские расходы на душу населения - на 25 % ниже среднероссийского показателя, среднедушевые доходы на душу населения примерно на том же уровне.
В связи с тем, что СКФО обладает уникальным и разнообразным природно-климатических ресурсами, что создает благоприятные условия как для постоянного проживания, так и для развития туристско-рекреационного комплекса. По температурному режиму Северо-Кавказский федеральный округ является одним из самых привлекательных регионов России как в летний, так и в зимний период.
На территории федерального округа расположены 6 государственных заповедников, 7 государственных заказников, обеспечивающие сохранение богатого биологического разнообразия
Таблица
Основные показатели социально-экономического развития СКФО
РФ СКФО % от РФ
Площадь территории, тыс. км2 17 125,2 170,4 1,0
Численность населения на 1.01.2015 г., тыс. чел. 146 267,3 9659,0 6,6
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 67 813,3 3464,1 5,1
Среднедушевые денежные доходы, (в месяц), руб. 27 765,7 20 691,6 74,5
Валовой региональный продукт, млн руб. (в 2013 г.) 54 013 599,2 1 359 273,0 2,52
Валовой региональный продукт, тыс. руб. на душу населения 369,3 14,1 3,8
Основные фонды в экономике, млн руб. 146359361 3567015 2,4
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. 20920,2 15 645,2 74,8
регионов, расположены крупные горнолыжные курорты: в Карачаево-Черкесской Республике -Домбай, в Кабардино-Балкарской Республике -Приэльбрусье, в Республике Северная Осетия -Алания - Цей. Республика Дагестан, располагающая протяженным побережьем Каспийского моря, является центром пляжного туризма. Поэтому развитие туристического кластера может дать мощный импульс к развитию всех субъектов округа.
Несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристической отрасли, в том числе туристических центров, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Доля региона в туристической отрасли Российской Федерации составляет около 6 процентов, а доля туризма в валовом региональном продукте округа не превосходит 2 % [1].
Развитие туристического комплекса Северо-Кавказского федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, для иностранных граждан. Невысокой остается обеспеченность указанных субъектов Российской Федерации гостиницами и специальными средствами размещения. Чрезвычайно слабое распространение имеет международная система классификации гостиниц. На курортах Северо-Кавказского федерального округа отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, магазины, культурно-развлекательные комплексы и др.).
Возрастающая необходимость обеспечения темпов развития экономики в современных условиях требует создания инвестиционно-ориентированной экономической среды. Именно приток инвестиций обеспечивает расширение масштабов производства и выход экономики на новый, более высокий уровень социально-экономического развития. При этом инвестиционная политика должна определять приоритетные направления капитальных вложений, от которых зависит повышение эффективности экономики региона. Улучшение инвестиционного климата представляется возможным посредством проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, расширения финансовых стимулов (налоговые и таможенные льготы, доступ к льготному финансированию, льготы по аренде земли, гарантии и т. п.), развития необходимой
РОЛЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
51
базовой инфраструктуры и создания эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами) [2].
Огромным позитивным шагом в деле развития инвестиционных процессов в округе является проект «Архыз» с общим объемом инвестиций -около 80 млрд руб. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. В Карачаево-Черкесской Республике освобождаются от уплаты налога на имущество на срок до семи лет те инвестиционные компании, у которых 90 % имущества появилось именно в процессе реализации приоритетного инвестиционного проекта. Предприятиям, вкладывающим средства в укрепление экономики республики, снижена ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, - с 18 до 13,5 %, на период не более трех лет. В случае если организация реализует одновременно несколько проектов, то налоговые льготы предоставляются отдельно по каждому из них. Так же предусмотрено всяческое содействие инвесторам для размещения объектов инвестиционной деятельности.
В горнолыжном сезоне 2013-2014 гг. на территории первой туристической деревни курорта «Архыз» - «Романтик» - заработали два отеля категорий 3 и 4 звезды гостиничного комплекса «Романтик» на 105 номеров, сервис-центр, две канатные дороги, четыре горнолыжные трассы разных категорий сложности. Будет продолжена работа по созданию горнолыжной инфраструктуры. Также будут построены 8 гостиниц и необходимые объекты внутренней инженерной инфраструктуры. В ближайшие 11 лет в объекты предполагается инвестировать около 22 млрд долларов, на проект «Ведучи» в Чеченской Республике - до 12 млрд долларов.
Несмотря на все налоговые преференции, инвесторов единицы. Иностранцы ждут начала работы туристических объектов. Для привлечения инвесторов требуется улучшение имиджа субъектов СКФО, разработка единого бренда территории, увеличение пропускной способности существующих транспортных узлов и коридоров, а также развитие инфраструктуры аэропортов, строительство автодорожной инфраструктуры для соединения ключевых туристических центров Северо-Кавказского федерального округа
между собой и с курортами Краснодарского края и Республики Абхазия, решение спорных вопросов с собственниками земельных участков по вопросу включения их в свободную экономическую зону и т. д.
Проблема с кадрами для вышеназванных проектов - одна из ключевых. С учетом общей потребности - 160 тыс. рабочих мест в туризме и смежных отраслях до 2025 г., к 2018 г. потребуется порядка 12 тыс. человек. Придется учить людей встраивать традиции кавказского гостеприимства в лучшие мировые стандарты в этой сфере.
В настоящее время развитие туризма является одним из важных направлений в СКФО, и это требует современных форм и инновационных методов, которые следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам в развитии столь важной отрасли. Они должны быть направлены на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.
Инструментами активизации инвестиционного процесса в сфере туризма выступают внедряемые информационные системы, путем применения электронного документооборота, созданные для оперативного обмена информацией, единое информационное пространство для всех участников туристско-рекреационного кластера региона в виде интерактивного ШеЬ-портала и развития соответствующей информационной инфраструктуры.
В связи с этим, можно выделить следующие основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства в регионах Северо-Кавказского федерального округа:
• выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг;
• использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;
• использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся;
• изменения в организации производства и потребления традиционного туристского,
ресторанного продукта, гостиничных услуг и т. д.;
• выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи) [2].
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма, согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., связана с решением следующих задач:
- создание современной туристической инфраструктуры,
- улучшение имиджа и организация активного продвижения туристического потенциала;
- повышение транспортной доступности перспективных туристических центров;
- обеспечение высокого уровня безопасности для туристов;
- развитие кадрового потенциала;
- поддержка малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение эффективной охраны и восстановления туристических и культурных ресурсов [1].
Стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Северо-Кавказского федерального округа и обеспечением комплекса мер для выхода этого продукта на внутренний и внешний рынки. Для успешного развития туризма в регионе в рамках рыночных условий необходима координация деятельности туристских фирм, региональных и муниципальных органов
управления. Говоря о перспективах развития туризма, нельзя не обратить внимания и на такой ресурсный потенциал туризма, как национальные особенности субъектов региона, культурное наследие, природные ресурсы и потенциал социальной сферы.
Повышение инвестиционной привлекательности региона требует проработки следующих направлений:
- повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, в т. ч. за счет полного снятия административных барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов,
- развитие гибкой системы государственной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам инвестиционной политики субъектов округа, в т. ч. с использованием механизмов государственно-частного партнерства, расширение инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, формирование кадрового потенциала, предполагающего развитие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по направлениям, соответствующим потребностям инвесторов;
- позиционирование субъектов в качестве привлекательного региона на инвестиционной карте России [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. -[Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.skfo. gov.ru/skfo/economics/
2. Сергеева И. С. Инновационное развитие туристского сектора регионов СКФО / И. С. Сергеева. -
[Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://rud.exdat.com/ с^/тс1ех-824770.^т!?раде=11#4081885
3. Инвестиционная стратегия Карачаево-Черкесской Республики на период до 2035 г. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://kchr.ru/upload/ economika/Investitcionnaia%20strategiia%20do%20 2035yo20g.pdf