Научная статья на тему 'Формирование рыночной среды как необходимое условие развития инновационной экономики в России'

Формирование рыночной среды как необходимое условие развития инновационной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MARKET ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекулина Татьяна Александровна

В статье рассмотрены ключевые аспекты формирования рыночной среды как необходимого условия развития инновационной экономики в России. Выявлено, что современный уровень развития экономики не соответствует прогнозируемым показателям, в соответствии с чем разработаны направления развития интеллектуальной составляющей инновационного развития экономики России, предложено создание информационно-аналитической бизнес-среды для целей генерации и анализа сценариев развития инновационных процессов, оценки эффективности инновационных проектов и обеспечения взаимосвязи между агентами инновационной деятельности и разработаны ключевые направления формирования рыночной среды как необходимого условия инновационного развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MARKET ENVIRONMENT AS NECESSARY CONDITION OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA

In the article key aspects of formation of the market environment as necessary condition of development of innovative economy in Russia are considered. It is revealed that the modern level of development of economy doesn't correspond to predicted indicators according to what directions of development of an intellectual component of innovative development of economy of Russia are developed, creation information-analytical business for generation and the analysis of scenarios of development of innovative processes is offered environments, estimations of efficiency of innovative projects and interrelation maintenance between agents of innovative activity and are developed key directions of formation of the market environment as necessary condition of innovative development of economy.

Текст научной работы на тему «Формирование рыночной среды как необходимое условие развития инновационной экономики в России»

УДК 330

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

© Татьяна Александровна ЧЕКУЛИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: st_ola@mail.ru

В статье рассмотрены ключевые аспекты формирования рыночной среды как необходимого условия развития инновационной экономики в России. Выявлено, что современный уровень развития экономики не соответствует прогнозируемым показателям, в соответствии с чем разработаны направления развития интеллектуальной составляющей инновационного развития экономики России, предложено создание информационно-аналитической бизнес-среды для целей генерации и анализа сценариев развития инновационных процессов, оценки эффективности инновационных проектов и обеспечения взаимосвязи между агентами инновационной деятельности и разработаны ключевые направления формирования рыночной среды как необходимого условия инновационного развития экономики.

Ключевые слова: инновации; инновационное развитие; рыночная среда.

На современном этапе функционирования национального хозяйства актуальной задачей является переход от сырьевой модели развития экономики к инновационноориентированной. В «Стратегии развития России до 2020 г.» в этой связи указано: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития -обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития» [1, с. 13]. Уже в 2005 г. были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.», в 2006 г. -«Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г.». В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формированию развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», принятых в 2002 г., было указано,

что на втором этапе (до 2010 г.) планируется завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики и обеспечить устойчивые позиции Российской Федерации в сфере науки и высоких технологий [1].

Тем не менее, итоговые интегральные оценки динамики уровня инновационного развития экономики на период до 2008 г. (рис. 1) подтвердили наличие слабо положительной тенденции роста такой динамики.

Если предположить сохранение в последующие годы темпов роста уровня развития, достигнутых в РФ в 2002-2008 гг., то длительность перехода к стандартам инновационной экономики может составить гораздо больший отрезок времени.

Несмотря на то, что в России были предприняты значительные усилия в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития субъектов хозяйствования, в результате мониторинга, проведенного нами, выявлен ряд противоречий инновационного развития экономики России системного характера.

Это по своей сути нашло выражение в повышении количественных показателей (объемы финансирования инновационной деятельности, повышение количества инновационных предприятий, увеличение численности инфрастуктурных объектов и малых инновационных предприятий) и сниже-

нии качественных показателей (результаты инновационной деятельности компаний; доля предприятий, инвестирующих в инновации; уровень использования современных информационных технологий; неэффективная структура спроса на инновации) [2] (табл. 1).

Таким образом, современный уровень инновационного развития характеризуется системными противоречиями и неразработанностью теоретико-методологической

платформы обеспечения.

Ключевым направлением решения вышеперечисленных проблем является формирование рыночной среды как необходимое условие развития инновационной экономики в России. Применительно к задаче формирования инновационной экономики актуальным является развитие интеллектуальной составляющей как основы инновационного развития экономики и формирование информационно-аналитической бизнес-среды как базы совершенствования информационного пространства инновационной деятельности.

В ХХ1 в. проблемы формирования и использования человеческого капитала приобретают особую актуальность при переходе к инновационной экономике, это связано с тем, что он выступает как фактор всеобщего ка-

чественного и количественного роста инновационной деятельности.

Основным условием создания необходимой рыночной среды инновационной деятельности в России является решение следующих взаимосвязанных проблем.

1. Улучшение демографической ситуации (численность населения России с середины 1990-х гг. устойчиво сокращается. Если в 1991 г. она составляла 148,3 млн человек, то в 2010 г. - 141,9 млн человек [4]. Уровень рождаемости в России также не обеспечивает устойчивое воспроизводство населения и трудовых ресурсов (коэффициент рождаемости в 2009 г. составил 1,54). Ожидаемая продолжительность жизни в России ниже, чем в развитых странах, кроме того, она сократилась с 69,9 (в 1965 г.) до 62,8 (в 2009 г.). Ключевым направлением в решении демографических проблем должно стать обеспечение занятости женщин после выхода из отпуска по уходу за ребенком; реализация программ финансирования медицины в сфере решения проблем рождаемости. Целевыми ориентирами должны стать суммарный коэффициент рождаемости, как минимум, 2,2 (обеспечивает простое воспроизводство населения).

годы

Рис. 1. Динамика интегрального показателя уровня инновационности российской экономики

Таблица 1

Противоречия инновационного развития экономики России

Ключевые задачи государственной политики Результаты инновационного развития страны Имеющийся инновационный потенциал

Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций Снижается качество образования на всех уровнях - от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского. Согласно международным рейтингам российские вузы не попадают в первые две сотни. По оценке В.В. Путина: «За последние годы у нас полностью разрушена система начального и среднего технического образования» [31 - охват всего населения базовым образованием; - одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4 % от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран)

Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах Разработку и внедрение инноваций в настоящее время осуществляют 10 % предприятий. Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной продукции составляет 3-4,5 % при минимальном пороговом значении 15 %. Инновационная продукция в России сегодня не набирает и 1 %, этот же показатель за рубежом - от 10 до 20 %. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3-0,5 % - начата работа по формированию национальных исследовательских центров; - создана «территория инноваций» в подмосковном Сколково; - создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях; - создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию

Повышение «инновационности» государства. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3 % ВВП, в т. ч. у США - 2,7 %, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,54,5 % ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1 % ВВП [4]. В 2007 г. Россия расходовала на образование 4,0 % ВВП, тогда как Финляндия -5,9 %, США - 5,3 %, Франция - 5,6 %, Бразилия - 5,2 %, Южная Корея - 4,2 % [5] увеличено финансирование науки за счет средств государства - как в части фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006-2008 гг.), так и в части прикладных разработок, в т. ч. через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки

Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке В 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности (в Германии (69,7 %), Ирландии (56,7 %), Бельгии (59,6 %), Эстонии (55,1 %), Чехии (36,6 %)). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8 %). Интенсивность затрат на технологические инновации составляет в России 1,9 % (аналогичный показатель в Швеции - 5,5 %, в Германии - 4,7 %). В рейтинге 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены: Газпром (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на них в выручке - 0,6 %), АвтоВАЗ (758-е место, 0,8 %), ОАО «Ситроникс» (868-е место, 2,6 %) [4] - реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов; - трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов; - в 2009-2010 гг. на программы по развитию исследовательской деятельности развития было выделено 8,42 млрд руб.

2. Нивелирование тенденции сокращения трудоспособного населения. Одновременно с сокращением численности населения трудоспособного возраста происходит его старение. Сокращается доля лиц в возрасте 16-24 года (с 24,5 % на начало 2006 г. до 21,8 % в 2010 г. и до 15,3 % в 2020 г.), когда активно приобретаются знания, формируются профессиональные навыки. Именно в этом возрасте люди наиболее восприимчивы к инновациям. Доля 25-39-летних к 2031 г. составит 28,6 % (34,1 % в 2006 г.). В этом возрасте знания сочетаются с определенным опытом работы, поэтому сокращение доли лиц этого возраста также негативно повлияет на возможности развития инновационной экономики. Задачей государства в данном направлении должно стать привлечение высококвалифицированных кадров из-за рубежа.

3. Обеспечение высокого уровня жизни населения, обеспечивающего не только воспроизводство, но и развитие человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - не ниже 0,93 (минимальный для развитых стран на 2000 г.).

4. Подготовка менеджеров, ориентированных на инновационное развитие. Удельный вес исследователей в общей численности экономически активного населения не ниже 1 %. В России достаточно грамотных специалистов, но нет инновационных менеджеров. Ситуация изменится, если вузы станут готовить специалистов по заказам отдельных предприятий. Государственные расходы на образование - не ниже 4-5 % ВВП. Формирование и наращивание человеческого капитала должно осуществляться через формирование системы создания федеральных целевых и комплексных программ в области развития человеческого капитала. Необходимо введение федеральной комплексной целевой программы развития человеческого капитала страны, составными частями которой должны стать уже реализуемые национальные проекты и соответствующие региональные целевые программы.

Программа развития человеческого капитала должна охватывать все его сферы и направления:

1) улучшение демографической ситуации через преобразование и увеличение финансирования системы здравоохранения, по-

литики в области занятости, физкультуры и спорта, миграционной;

2) рост уровня и качества образования населения от дошкольного до послевузовского посредством углубления интеграции науки и образования, предоставления образовательных кредитов, реформирование всей системы образования;

3) повышение качества жизни населения через рост уровня оплаты труда, оптимизация системы социального и пенсионного обеспечения, повышение уровня культуры и отдыха населения и т. д.;

Информационная поддержка инноваций заключается не столько в создании информационных ресурсов, как таковых, сколько в обеспечении благоприятной информационной среды для их развития. Компонентами такой среды являются:

во-первых, открытый, расширяемый и доступный широкому кругу субъектов инновационной деятельности пул информационных ресурсов инноваций,

во-вторых, методы и программно-технические средства полной или частичной автоматизированной обработки этих ресурсов.

Эти два компонента образуют верхний уровень информационной среды развития инноваций - информационно-аналитическую бизнес-среду инновационной деятельности.

Информационно-аналитическая бизнес-среда представляет собой проблемно-ориентированную надстройку над базовой информационно-коммуникационной инфраструктурой. Последняя при этом обеспечивает эффективные информационные коммуникации, централизованные или распределенные хранения и доступ к данным, тогда как в рамках информационной бизнес-среды осуществляется проблемно-ориентированная обработка информации, решение задач, сформулированных в терминах предметной области.

Информационная бизнес-среда является независимой от технологий реализации нижнего уровня. В условиях распределенности и открытости информационной среды инноваций особенную важность приобретает задача обеспечения единого структурного представления такой среды. Эту задачу позволяет решить агентно-ориентированная концептуальная модель информационной бизнес-среды. Модель формулируется с помощью теоретико-множественных отношений и опре-

деляет состав и взаимосвязи элементов. Агентная ориентированность выражается в том, что в модель явно включено формализованное описание программных агентов, представляющих в виртуальной среде реальных участников инновационных бизнес-процессов. Агентно-ориентированная концептуальная модель виртуальной бизнес-среды развития инноваций объединяет в себе несколько компонентов:

- множества объектов модели;

- отношения, задаваемые над множествами объектов модели;

- множества атрибутов объектов и отношений.

В целом схема взаимодействия элементов в рамках виртуальной бизнес-среды инновационной деятельности изображена на рис. 2.

Результатом такого взаимодействия является автоматизированное формирование потенциально эффективных инновационных структур, ориентированных на реализацию некоторых инновационных проектов.

Модель является также основой для представления структуры и алгоритмов работы разработанной системы информационной поддержки инноваций, ее функциональных возможностей и составляющих программных модулей.

Разработанная система информационной поддержки инноваций и соответствующая информационная технология предназначены для обеспечения автоматизированного поиска потенциальных бизнес-партнеров и формирования инновационных структур, реализующих экономически эффективные инновационные проекты.

Потенциальными пользователями системы могут быть не только отдельные субъекты инновационной деятельности, но и целые научные, промышленные и коммерческие организации. Система с описанным набором функциональных возможностей может успешно применяться и такими специальными видами организаций, как: специализированные инжиниринговые фирмы, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, инновационные инкубаторы, технопарки и т. п.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» заявлено, что к 2020 г. удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства достигнет 25-35 %, а доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50 %. Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность,

должна возрасти в 3-5 раз [1].

Субъекты инновационной деятельности Реальная среда

(инвесторы, разработчики, субъекты инфраструктуры)

Агент 1 Агент 2 ... Агент п Агент

Проблемно-

ориентированная

надстройка

Информационнокоммуникационная структура

1 "

Инновация Реальная среда

Рис. 2. Схема взаимодействия основных элементов информационно-аналитической бизнес-среды

-44—&

Бизнес-идеи

(инвестиционные

предложения)

Бизнес-планы

(инновационные

предложения)

и+1

Бизнес-процессы (оценка, генерирование, гро движение битее-предложений)

а

д

е

р

р

о

ф

Однако сегодня в России очень низкий уровень восстребованности инновационных идей со стороны промышленности. Количество заявок на изобретения на душу населения в 3-4 раза ниже, чем в США и Германии, и в 18 раз - чем в Японии. В последние годы лишь 5 % зарегистрированных изобретений являются объектами коммерческих сделок. Это связано с тем, что ресурсный потенциал промышленных предприятий не удовлетворяет современным требованиям - к 2009 г. коэффициент обновления основных фондов в России составил 4,1 %, а коэффициент выбытия - 1,0 % при среднем возрасте оборудования машиностроительных предприятий более 20 лет. Степень износа основных фондов достигла 48,8 % - максимального значения за период с 1992 г., что свидетельствует о необходимости поддержки промышленности как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов [4].

Таким образом, основной задачей развития промышленности должны стать: технико-технологическое обновление, решение задач формирования и наращивания компетенций отдельных предприятий, согласованности действий участников конкурентного рынка, обеспечения интересов владельцев инвестиционного капитала и реализации государственной политики в этой сфере. Спрос на инновационную продукцию нужно стимулировать с помощью существенного госзаказа или развития нишевых инноваций, высокий спрос на которые гарантирован в силу местных условий;

Компания «IPR Group» провела исследование инновационного климата в стране. Результаты оказались следующими: эксперты скептически относятся к эффективности мер государственной политики инновационного развития. Позитивные оценки набрали лишь несколько инструментов: федеральные целевые программы в области ИТ, система государственных грантов на НИОКР, миграционная политика. Участники исследования считают серьезным тормозом для инноваций таможенное регулирование, систему государственных закупок, нормы технического регулирования, налоговое законодательство. Большая часть опрошенных говорит о том, что законодательная среда вообще не способствует инновационному развитию. Серьезной институциональной проблемой участ-

ники проекта называют и уровень доверия. Если половина бизнесменов склонна доверять своим партнерам и оценивает состояние доверия как позитивное, то государству как контрагенту верят лишь 20 %.

Таким образом, ключевыми направлениями создания условий для роста спроса на инновации должно стать создание благоприятной институциональной среды, в которой просто начинать и вести бизнес. В России нужно создать такие условия, чтобы предпринимателю с хорошей идеей было просто организовать новый бизнес, развивать его, не отвлекаясь на борьбу с административными препонами, и так же просто продать свое прибыльное дело или закрыть убыточное. Коммерциализация изобретений и инноваций -рискованный процесс сам по себе, а если это усугубляется дополнительными проблемами и хлопотами, то у предпринимателей пропадает какое-либо желание инвестировать в идеи, судьба которых неясна.

Таким образом, основными направлениями формирования необходимой рыночной среды инновационного развития экономики должны стать:

1) формирование эффективно функционирующего сектора промышленности: проведение технико-технологического обновления промышленных предприятий; решение задач формирования и наращивания компетенций отдельных промышленных предприятий, согласованности действий участников конкурентного рынка;

2) развитие и стимулирование инновационной активности в предпринимательском секторе: обеспечение согласования интересов владельцев инвестиционного капитала и реализации государственной политики в этой сфере; формирование налоговых стимулов для внедрения инноваций и развития компаний, занятых в сфере высоких технологий; предоставление субсидий уже действующим компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства; предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства;

3) формирования институциональной среды: преодоление разночтений в содержании категорий в нормативных документах и целевых ориентиров реализуемых инновационных стратегий и программ; снижение ад-

министративных барьеров при организации бизнеса; снижение масштабов теневых отношений; преодоление низкого уровня институционализации отношений собственности.

1. Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) // Минэкономразвития России. М., 2010. С. 13.

2. Колесниченко Е.А. Проблемы территориальной трансформации регионального пространства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 2 (70).

UDC 330

FORMATION OF MARKET ENVIRONMENT AS NECESSARY CONDITION OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA

Tatyana Aleksandrovna CHEKULINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Doctoral Candidate of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: st_ola@mail.ru

In the article key aspects of formation of the market environment as necessary condition of development of innovative economy in Russia are considered. It is revealed that the modern level of development of economy doesn't correspond to predicted indicators according to what directions of development of an intellectual component of innovative development of economy of Russia are developed, creation information-analytical business - for generation and the analysis of scenarios of development of innovative processes is offered environments, estimations of efficiency of innovative projects and interrelation maintenance between agents of innovative activity and are developed key directions of formation of the market environment as necessary condition of innovative development of economy.

Key words: innovations; innovative development; market environment.

3. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 2008. 8 февр. г. Москва, Кремль. URL: http:// president.kremlin.ru. Загл. с экрана.

4. Росстат. Россия и страны - члены Европейского Союза - 2009 г. Россия и страны - члены Европейского Союза. 2009. Статистический сборник. M., 2009.

5. Рогов С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? // Независимая газета. 2010. 22 янв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 21.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.