Научная статья на тему 'Угрозы экономического развития страны и необходимые меры по преодолению кризиса в России'

Угрозы экономического развития страны и необходимые меры по преодолению кризиса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА / THREATS TO ECONOMIC DEVELOPMENT / SMALL BUSINESS / INNOVATIONS / SOCIAL SPHERE / LEGAL BUSINESS AND ECONOMIC GROWTH / CRISIS OVERCOMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутик А. Б.

Раскрыты предпосылки формирования «новой экономики» как основы внедрения инновационных технологий. Определены ключевые параметры инновационной рыночной экономики. Выявлены экономические факторы кризисного состояния российского предпринимательства. Предложены меры по активизации экономического роста, направленные на устранение основных угроз экономическому развитию страны. Показана роль «затенения» экономической деятельности субъектов малого предпринимательства в формировании экономического положения современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY OUT OF CRISIS AND THREATS TO ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

The article provides prerequisites and key factors of innovative technology economy. On determining the economic causes of Russian entrepreneurs being in weak position, the article enumerates some steps to increase economic activity and eliminate the major threats to it. The article also says about shadow economic activity of small business as a part of national economy in Russia.

Текст научной работы на тему «Угрозы экономического развития страны и необходимые меры по преодолению кризиса в России»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 56-66. © А.Б. Крутик, 2009

УДК 658 (075.8)

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА В РОССИИ

THE WAY OUT OF CRISIS AND THREATS TO ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

А.Б. Крутик A.B. Krutik

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

Раскрыты предпосылки формирования «новой экономики» как основы внедрения инновационных технологий. Определены ключевые параметры инновационной рыночной экономики. Выявлены экономические факторы кризисного состояния российского предпринимательства. Предложены меры по активизации экономического роста, направленные на устранение основных угроз экономическому развитию страны. Показана роль «затенения» экономической деятельности субъектов малого предпринимательства в формировании экономического положения современной России.

The article provides prerequisites and key factors of innovative technology economy. On determining the economic causes of Russian entrepreneurs being in weak position, the article enumerates some steps to increase economic activity and eliminate the major threats to it. The article also says about shadow economic activity of small business as a part of national economy in Russia.

Ключевые слова: угрозы экономическому развитию, малое предпринимательство, инновации, социальная сфера, легальный бизнес и экономический рост, преодоление кризиса.

Keywords: threats to economic development, small business, innovations, social sphere, legal business and economic growth, crisis overcoming.

ные отрасли, производящие и внедряющие новые технологии. Уже сегодня мы наблюдаем на фоне общего падения в отраслях старой экономики продолжающийся рост в отраслях, отвечающих за продажи, продвижение к покупателю, связь, дистанционное образование. Следует признать, что первыми обеспечить иннова-тивность своей национальной экономики удалось США за счет более раннего, массового и эффективного использования новейших технологий связи и информатики (прежде всего появившихся тогда web-технологий) в сфере продвижения товара к потребителю. В 20012003 гг. европейцы фактически догнали США в сфере связи, информатики, современных технологий продвижения товара к потребителю [7].

Интересен тот факт, что в новой экономике, стоимость продукта формируется исходя не из объективных рациональных представлений о полезности продукта для потребителя, как это было в индустриальной экономике, а из субъективных представлений о товаре, возникших вследствие процесса продвижения товара к покупателю, навязанных ему представлений. Переизбыток получаемой потребителем информации, в которой практически невозможно отыскать достоверные сведения даже путем «сарафанного радио» (каналов неформального общения в ближнем круге знакомых), способствует процессу формирования стоимости товара в сфере PR и продаж, нежели производства.

Эффективность новой экономики и малых форм предпринимательства признаны одними из приоритетных направлений глобального развития. Положение российского предпринимательства можно оценить как кризисное. Надежды на дорогую нефть рухнули, альтернативные концепции по развитию малого бизнеса и подъему промышленности оказались в России просто декларациями.

Предпринимательство - верный способ вовлечения людей в активную экономическую жизнь страны, выступает четвертым фактором в реальной экономике в дополнение к денежным, материальным и человеческим ресурсам. Теневой бизнес, бегство капитала, неконкурентоспособная промышленность создают угрозу развитию. В стране наступил период инновационных идей.

В последнее время многие экономисты все чаще используют понятие «новая экономика». Современный экономический словарь дает нам следующую трактовку рассматриваемого понятия: «новая экономика - совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.» [6, с. 392].

Таким образом, основу новой экономики составляют так называемые постиндустриаль-

Между тем истинно рыночная экономика характеризуется следующими параметрами:

• превышение эффективности основного производственного капитала над эффективностью торгового или финансового капитала путем осуществления инвестиций в производственный сектор, а не аккумуляции денежных средств в постоянно нарастающих масштабах финансового сектора и свойственных ему авантюрных финансовых пирамидах и т. д.;

• наращивание объемов производства путем активизации кредитных отношений в данной сфере;

• порядок в осуществлении взаиморасчетов предприятий друг с другом и государством.

Проведя экскурс в историю развития экономики, становится очевидным, что практически все новые технологические уклады, серьезно изменившие мировую экономику, имели ряд общих закономерностей своего развития. Принципиальное отличие нынешней ситуации от всех известных ранее прецедентов бурного роста передовых секторов состоит в гипертрофированном удельном весе новой экономики по сравнению с ее реальным вкладом в экономику и благосостояние. В силу этого ее развитие угнетающим образом сказалось на остальных отраслях экономики, которые безуспешно пытались конкурировать с ней за ресурсы.

На фоне данных экономических факторов глобального порядка положение самого российского предпринимательства можно оценить как кризисное. Данное заключение сделано на основе анализа следующих факторов.

Во-первых, изучение состояния важнейших ресурсных рынков позволяет констатировать, что российский предприниматель сталкивается с отсутствием широкой информации о ресурсах, порядке и условиях доступа к ним; с недостаточной степенью конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов; усложненностью доступа к ресурсам; с нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот.

Во-вторых, состояние финансового рынка, характеризующееся отсутствием стабильности, частыми изменениями процентной ставки рефинансирования, а также осторожностью банков в предоставлении малым предприятиям кредитов и требовании высоких процентов отнюдь не способствует укреплению позиций предпринимательского сектора.

В-третьих, низкая мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на

малый бизнес не позволяют малому бизнесу находить и качественно обслуживать те сегменты рынка, на которых существует неудовлетворенный спрос.

В-четвертых, хаотичность информационного рынка, дороговизна и низкое качество предоставляемой информации вносит еще большую нестабильность, усиливает неопределенность.

Отрицательно влияют на развитие малого бизнеса несовершенство налогового законодательства, ограниченность налоговых льгот. Весьма серьезны проблемы, связанные со слабостью налогово-информационного обеспечения, усложненной, дорогой и длительной процедурой регистрации предприятий, высокой арендной платой за офисы и производственные помещения, землю. Неэффективна система рассмотрения исков в арбитраже и др.

Субъекты малого предпринимательства находятся в еще более трудном положении: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; существенна зависимость от крупных компаний; имеют место недостатки в управлении собственным делом; слаба компетентность руководителей; повышена чувствительность к изменениям условий хозяйствования; велики трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; высока неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Мониторинг процессов развития малого предпринимательства в последние годы подводит к двум основным выводам:

1. Изменение макроэкономических условий почти не повлияло на структуру малого предпринимательства. Малый бизнес как начал развиваться на торговом «поле», так и продолжает развиваться в основном на нем, оставаясь наиболее высокодоходным видом бизнеса. Производящий малый бизнес находится в невыгодном положении. Появились признаки замедления поступательного процесса в секторе малой экономики.

2. Успешное развитие малого предпринимательства невозможно без целенаправленной государственной поддержки, связанной с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Развиваясь под воздействием общей макроэкономической политики [5], малые предприятия объективно требуют специальных мер государственной поддержки и стимулирования. Ведь именно малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономичес-

ких и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами. Однако сегодня предпринимательство усиленно тормозится неадекватной налоговой политикой, преступностью и отсутствием личной безопасности, отсутствием защиты частной собственности со стороны государства, политической нестабильностью.

Между тем устойчивый экономический рост требует создания соответствующих макроэкономических условий, включающих снижение процентных ставок, формирование механизмов кредитования производственной деятельности, устранение ценовых диспропорций, а также решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства, многократного повышения инвестиционной и инновационной активности. Эти меры, в свою очередь, предполагают наличие соответствующих инвестиционной, структурной, промышленной, научно-технической, ценовой и других составляющих экономической политики государства. Без их решительной активизации не удастся устранить основные угрозы экономическому развитию страны:

• резкого сокращения научно-производственного и ресурсного потенциала в ближайшее десятилетие вследствие массового выбытия устаревших производственных мощностей;

• деградации научно-технического потенциала, нарастающего технологического отставания экономики от требований мирового рынка, снижения ее конкурентоспособности;

• ухудшения качества человеческого потенциала вследствие падения уровня жизни, снижения образовательного уровня молодежи по отношению к современным технологическим требованиям, роста наркомании, алкоголизма, психических расстройств;

• роста влияния организованной преступности, криминализации экономики, коррумпированности государственного аппарата;

• демонтажа государственной системы социальной защиты и обеспечения базовых социальных гарантий;

• ослабления системы обеспечения национальной безопасности, неспособности противостоять качественно новым угрозам информационной, биологической, военной агрессии;

• утрате национального контроля над структурообразующими отраслями российской экономики;

• банкротства государства по внешним обязательствам;

• разрушения национальной финансовой системы под воздействием неконтролируемых колебаний притока и оттока спекулятивного капитала.

Следует отметить, что усложняет проблему развития отечественного предпринимательства то обстоятельство, что новые экономические отношения, рыночные структуры и связи складываются в хозяйственной системе России не естественно-историческим путем, а в соответствии с волей и действиями самих людей, сознательно разрабатывающих и осуществляющих программы реформирования экономики. Отсюда столь велика роль так называемого субъективного фактора, а значит, и непредсказуемость как хода самих экономических процессов, так и получаемых результатов. Всегда существует опасность серьезного отклонения от выбранного вектора преобразований. Наиболее зримо это проявляется в [4]

- развитии деформированной системы отношений присвоения (на долю богатых и состоятельных российских граждан сегодня приходится примерно 78 % в общем денежном доходе населения);

- крайняя степень социального расслоения граждан - 10 % самого богатого населения в России сегодня имеют доходы, превосходящие доходы 10 % самого бедного населения в 40 раз; с позиций экономической безопасности предельное соотношение составляет 10:1;

- дисфункции правовых норм и др.

К сожалению, за годы реформ не были решены стратегически важные задачи, связанные с формированием социально ориентированного, регулируемого со стороны государства рыночного хозяйства. Среди нереализованных задач следует назвать:

- обеспечение естественных прав человека на экономическую свободу в собственном государстве;

- обеспечение свободы частной собственности, предпринимательства, конкуренции, потребительского выбора и др.;

- формирование широкого среднего слоя населения (среднего класса), являющегося экономически независимым от государства и выступающего в качестве основания (фундамента) для зарождения и развития гражданского общества:

- создание развитой системы рыночных институтов и элементов рыночной инфраструктуры;

- формирование системы цивилизованных рыночных (социально-экономических и экономико-правовых) норм, связей и отношений, характерных для современных развитых держав мира и т. д.

Возникает тревожный вопрос: остались ли еще в России точки потенциального техноразвития, существуют ли у нее предпосылки вернуть себе достойное место в современном технологическом мире или она обречена навечно оставаться слаборазвитым ресурсно-сырьевым придатком стран Запада? В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и выразился в «откате» России по уровню их развития на 10-25 лет. Большинство производств готовой продукции, замыкающих воспроизводственный контур пятого технологического уклада, практически свернуто. Сокращение их производства намного превышает спад производства других видов готовой продукции, произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами. Доля современного технологического уклада в структуре производства машиностроительной продукции сократилась. Стремительное разрушение современного технологического уклада означает разрушение технологической основы устойчивого экономического роста, нарастание технологического отставания российской экономики. Сегодня как никогда необходима государственная поддержка инновационного предпринимательства, которое является нашей последней надеждой.

Особую роль в возрождении отечественной экономики могло бы сыграть предпринимательство, которое в условиях рынка выступает четвертым фактором производства в дополнение к денежным, материальным и человеческим ресурсам. Особенно велики возможности малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Объектом предпринимательства является, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70 %) связана с оказанием технических, информационных и других услуг.

В таких отраслях экономики, как наука и научное обслуживание, деятельность по обеспечению функционирования рынка, малое предпринимательство не получили широкого распространения: их суммарная доля от общего числа малых предприятий менее 3,5 %.

Успешное развитие малого предпринимательства невозможно без целенаправленной государственной поддержки, связанной с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Воздействие государства на становление и развитие малого предпринимательства (МП) осуществляется через финансовый механизм, который представляет собой систему определенных финансовых рычагов, выраженных в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

В данном случае одним из рычагов финансового механизма поддержки МП является участие его субъектов в производстве товаров (услуг) для государственных нужд. Однако эта форма поддержки в настоящее время закреплена лишь на бумаге и нуждается в дальнейшей проработке.

Другим направлением поддержки МП является имущественная поддержка, механизм которой предполагает создание новых малых предприятий и поддержку уже действующих путем продажи им в рассрочку и предоставления в аренду на льготных условиях производственных площадей и неиспользованного оборудования предприятий-должников областного бюджета.

В настоящее время необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости как одного из институтов государственной поддержки МП. Фонды занятости непосредственно заинтересованы в поддержке МП, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости они могут ожидать увеличения потока денежных средств, поступающих в их распоряжение.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственных и местных бюджетов, единственным реальным внешним источником финансирования МП в настоящее время является банковский кредит. Нынешнее состояние взаимодействия малого бизнеса с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков с МП «заморозилось» на уровне преобладающего предоставления краткосрочного кредита, причем преимущественно для сферы торгово-посреднических операций МП.

Усилению роли банков в развитии МП, включая и сферу реализации целевых программ поддержки, могли бы способствовать следующие меры:

1. Формирование системы государственных гарантий (или гарантий от лица уполномоченных государством институтов) по банковским кредитам МП.

2. Использование иных возможностей усиления взаимодействия МП с банковскими институтами, например, на пути заключения соглашений о паритетном финансировании МП и разделе кредитных рисков с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. При этом банк проводит финансовую экспертизу проектов, а фонд - научно-техническую. Соглашение предусматривает условия кредитования, удовлетворяющие интересам всех трех сторон (банк, фонд и получатель кредита).

3. Еще одна возможность связана с участием российских банков в программах микрокредитования по линии ЕБРР.

Суть предлагаемых новаций заключена в комбинации кредитного риска и средств ЕБРР со средствами российских банков, а также оказанием МП помощи на комплексной основе путем преимущественного предоставления льготных кредитов тем МП, руководители которых успешно прошли подготовку по линии других программ международной технической помощи (например, TACIS).

Анализ применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности свидетельствует, что данная система налогообложения резко ограничивает круг малых предприятий, которые могли ее использовать из-за низкого предела численности работающих, причем процедура получения патентов повторяется ежегодно. Определение размера платы за патент осуществляется в разных регионах по разной методологии как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, что

не позволяет объективно оценить эффективность этой системы налогообложения, причем отчетность малых предприятий, применяющих упрощенную систему, остается прежней. Целесообразно увеличить предельную численность работающих на предприятиях, которые могли бы применять упрощенную систему, в 2 раза по сравнению с установленной законом, а стоимость патента для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий установить в фиксированных размерах в зависимости от вида деятельности. Более низкие размеры стоимости патента целесообразно применять для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационные виды деятельности.

В настоящее время необходимо усилить регулирующую функцию налогов, способствующую выравниванию сложившихся диспропорций в экономике. С этой целью целесообразно ввести модернизированный налог на превышение расходов на оплату труда как регулятор роста заработной платы и стабильный источник доходов бюджета. В основу образования нормированных затрат на оплату труда может быть положена величина прожиточного минимума (а не официальная минимальная месячная оплата труда, которая устанавливается, исходя из финансовых возможностей государства, ничего общего не имея с величиной прожиточного минимума и со сложившейся средней заработной платой), умноженная на установленный коэффициент и фактическую численность работников.

МП как элемент народного хозяйства в настоящее время оказалось наименее обеспеченным информационными услугами. Назрела острая необходимость построения новой информационной системы. В этих целях предлагается создать информационный реестр, включающий в себя комплекс законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность федеральных и региональных элементов инфраструктуры по поддержке МП, а также базу данных «Макроэкономический показатель регионов России», содержащую перечень статистических и динамических показателей, характеризующих экономику регионов.

Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить действенность развития МП и адекватно оценивать его эффективность в субъектах РФ.

Процесс перехода России к рынку затянулся вплоть до пришедшего экономического кризиса. Возникает вопрос, а произошел ли за это время в стране процесс экономического развития какой-либо отрасли.

Морально и физически устаревшие основные фонды советского периода так и продолжают активно использоваться в современной экономике. Так, доля машин и оборудования в возрасте до 5 лет на начало 2003 г. была в 4,4 раза меньше, чем в 1990 г., одновременно доля наиболее старого оборудования, прослужившего свыше 20 лет, продолжала увеличиваться и достигла к 2004 г. 50,1 %, против 15 % в 1990 г. [3, с. 97]. Причем по электроэнергетике, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии средний возраст машин и оборудования превышал таковой в целом по промышленности (20,1 года). Отдать дань следует отечественной традиции советской эпохи - созданию промышленных систем с немыслимым резервом мощности, сроков службы. Сегодняшние вложения в данные системы позволяют им работать, однако насколько данное латание дыр эффективно и целесообразно, ведь технологические изменения в данном случае не происходят, и на выходе мы имеем товары, о конкурентоспособности которых даже говорить не приходится. Следует констатировать, что высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная структура парка машин и оборудования, транспортных средств является, несомненно, одним из главных ограничений экономического роста. Естественным в данных условиях становиться для России экспорт сырья как единственная возможность удерживаться на плаву.

Ни в сфере услуг, ни в сфере производства структурных реформ так до сих пор и не производится. Наличие всевозможных субсидий в социальных отраслях приводит к отсутствию стимулов снижения затрат. Однако отсутствие реального роста доходов российского населения не дает возможности обойтись без субсидирования. Отсутствие необходимых по длительности и объемам пенсионных вложений не дает их рассматривать как реальный источник инвестиций. Система здравоохранения, активно ушедшая в нелегальную коммерцию, не является сегодня опорой для поддержания здоровья народонаселения и неэффективна, к тому же рост стоимости предоставляемых услуг, к сожалению, никак не связан с увеличением качества медицинского обслуживания, ответственности. Кроме того, профилактика заболеваний сегодня вообще находится вне поля зрения власти. Теперь это дело и желание самих граждан.

Назревший кризис в системе современного образования ставит под вопрос возможность

воспитания молодых специалистов. Да, образовательных учреждений сегодня появилось очень много и на любой вкус, только пойти учиться туда могут единицы, и далеко не все выпускники после получения заветного диплома являются специалистами, которые самостоятельно, в режиме реального времени, могут квалифицированно работать. После такого обучения у многих возникает закономерный вопрос: а для чего, собственно, было учиться? Какие цели поставило образовательное учреждение, насколько те знания, которые в нем даются, практически реализуемы и отвечают требованиям современной жизни? Где в ближайшие десятилетия мы будем брать квалифицированную рабочую силу?

Получается, что главной проблемой становится человеческий капитал и сферы его обеспечивающие: образование, здравоохранение, ЖКХ. Реформы в данных сферах сами по себе не существуют, они существуют как способ умножить население в количественном и качественном смысле. Население нашей страны уменьшается ежегодно на несколько сотен тысяч человек. Происходит фактическая и притом прогрессирующая депопуляция России. Поэтому конечная цель государственной политики, в том числе и экономической, должна быть направлена на преодоление этого процесса. Насколько в данных условиях актуальна проблема удвоения ВВП? По планам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира. Население увеличится со 142 до 145 млн чел., а продолжительность жизни с 66 до 75 лет. Качественную медицинскую помощь смогут получать 80-90 % россиян, а семья из 3-х человек будет иметь не меньше 100 м2 жилья [3, с. 17]. Из программы правительства пока неясно, как именно будут претворяться грандиозные планы, да и сами ориентиры сомнительны. Мин-экономразвитие выдал утверждение, что ВВП России через 20 лет возрастет до 135 трл руб. Авторы прогноза «вычислили», что доля наукоемкой продукции увеличится с 2 % от ВВП до 40 %. Обещание в 4 раза поднять производительность труда в российской экономике к 2020 г. говорит само за себя. Такой рывок производительности общественного труда возможен лишь при революционной смене технологического уклада всей экономики. На стареющих основных фондах прирост ВВП можно получить только одним способом - подтасовкой статотчетности, одновременно все больше и больше недоплачивая работникам за едини-

цу произведенной продукции. Хотя производство одной единицы сопоставляемой продукции в России уже сейчас оплачивается работникам в 2-3 раза меньше, чем в США. Если недостаточность белка в питании испытывает уже более 40 % населения, то, как известно, эта часть населения уже не может выполнять высококвалифицированную работу и никак не может удваивать ВВП. Поэтому реальной, а не псевдозадачей для нас является не просто удвоение ВВП, а прекращение вымирания России. А удвоение или утроение ВВП в целом по России или по отдельным регионам уже вытекает из этого как средство решения задачи.

Не менее острым остается вопрос о реформе энергетической отрасли. Прежде всего следует разобраться, а зачем вообще нужна реформа? В странах, проведших реформу, в которых создан полностью либерализованный рынок электроэнергии, ее конечная цена для потребителей на десять процентов ниже, чем в странах без либерального рынка. В энергетике мы имеем дело с принципиально нескладируе-мым продуктом жестко фиксированного качества по европейским стандартам. Десятилетиями производством и доставкой этого продукта занималась единая гигантская вертикально интегрированная компания, скоординированная работа элементов внутри которой оттачивалась годами. Сегодня же возникли новые службы, работа в которых только-только налаживается. Нужно время, чтобы они наработали связи и нормы взаимодействия друг с другом. И к этому следует относиться как к издержкам роста в целях получения более дешевой электроэнергии.

Что касается проблемы управления - планирования, следует заметить следующее. В советские годы система управления хозяйством -при всех ее недостатках - существовала и работала. Что касается сегодняшнего дня, то системы управления экономикой, именно как системы, нет. Как можно говорить об укреплении муниципальных органов власти, что, безусловно, правильно в демократическом обществе, а бюджетную систему устроить так, что она не позволяет им зарабатывать средства, необходимые для реализации переданных им полномочий? Это лишает муниципальные власти инициативы, в том числе и по привлечению частных инвестиций. Кто в данном случае должен выступить с инициативой? И здесь мы выходим еще на одну важнейшую проблему - нехватку менеджеров. Между тем необходимость системы управления остается актуальной. Естественно, что это не должно быть воспроиз-

ведение старой системы управления экономикой, поскольку субъект управления стал другим. Но система регулирования нужна. Например, выстроенная вокруг индикативного планирования развитая экономика с определением в ней места и роли крупнейших корпораций. Это не командование корпорациями, а их ориентация в отношении национальных целей и возможности участвовать в их реализации. Есть и гораздо более близкие, но от этого не менее важные вещи. Например, деятельность государства в области технических регламентов и технической экспертизы инвестпроектов.

Что касается структуры отечественной экономики, то ее вообще нельзя рассматривать как единый объект. В России одновременно развиваются несколько экономик. Так, существуют экспортоориентированные и все остальные компании. К первым относятся предприятия с долей экспорта в реализации не ниже 20-30 %. У таких компаний экономика и зарплата одна, у всех остальных - принципиально иная. Другой срез классификации - это бывшие советские приватизированные предприятия и предприятия, созданные с нуля. У них, как правило, принципиально разная фондо- и капиталоемкость и, соответственно, разная эффективность деятельности. Наконец, внутри среднего бизнеса разделение существует между производителями с раскрученными брендами, сумевшими завоевать заметную рыночную долю, и всеми остальными. Таким образом, нет единой экономики - есть отдельные хозяйственные острова, и задача экономической политики как раз состоит в том, чтобы интегрировать их в единое хозяйственное пространство.

Следует констатировать, что в этом хозяйственном пространстве сегодня, в соответствии с современными глобализационными тенденциями, сфера услуг далеко ушла вперед от производства и пытается шагать в ногу с Западом. Безусловно, в этом есть положительный момент - ориентация на запросы конкретного потребителя, однако вышла ли данная отрасль на системный путь структурных сдвигов. Этот вопрос имеет смысл рассмотреть подробнее.

Социальная сфера, реализуя функцию удовлетворения потребностей населения через организации, связанные системой технологических связей, по сути своей является сферой услуг, поскольку производимые в ней блага в большинстве своем выражаются в виде услуг. Данное свойство социальной сферы сложилось в силу закономерных макроэкономических процессов перехода потребностей населения в область сервисного обслуживания. Поскольку

социальная сфера (сфера услуг) требует постоянного притока трудовых кадров, по своим масштабам охвата трудоспособного населения она получает возможность влияния на экономическую жизнь страны.

На нынешнем этапе развития предпринимательства действие рыночных механизмов приводит к тому, что предприятия малого бизнеса концентрируются в сферах деятельности с низкой фондоемкостью и высокой трудоемкостью, где прибыли традиционно высоки. Названным параметрам на 100 % соответствует социальная сфера. И данное обстоятельство следует воспринимать как объективный результат сегодняшней действительности: малый бизнес в сфере услуг занял нишу, которая долго пустовала. Социальная сфера стала одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики, охватывая широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разнообразного рода.

Качество предоставляемых услуг требует постоянного совершенствования, независимо от того, каковы в это время действия государства, насколько сильна его поддержка. Поэтому организациям, выбравшим данный вид деятельности в силу своих особенностей с точки зрения организации производства и предоставления услуг, для поддержания конкурентоспособной позиции необходимы все те же инструменты, что и производственным. Объясняется это тем, что в сфере услуг потребитель обычно присутствует в производственном процессе, т. е. контакт или взаимодействие с потребителем теснее, чем в сфере промышленного производства. То есть социальная сфера должна отвечать более высокой степени индивидуализации обслуживания в соответствии с требованиями потребителя. Таким образом, управление производством в социальной сфере труднее, чем в промышленности с точки зрения обеспечения эффективности. Поэтому для достижения поставленных целей таким организациям особое внимание при разработке системы производства и предоставления услуг следует уделять перепрофилированию своей работы по инновационному пути развития [1].

Месторасположение предприятия социальной сферы в основном определяется месторасположением потребителей, а не исходных материалов или какими-либо другими факторами. В работе сервисного предприятия необходимо в первую очередь руководствоваться потребностями и желаниями потребителей, а не соображениями эффективности. Календар-

ное планирование работ зависит в основном от потребителей. Определение и измерение качества услуг может оказаться затруднительным. Работники должны владеть навыками общения с потребителями. Производственные мощности обычно рассчитываются по «пиковому» спросу со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса. Создание запасов продукции (услуг) в периоды низкого спроса для их использования в пиках спроса обычно не представляется возможным. Эффективность работы персонала с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей, а не плохой работой персонала. Крупные предприятия в социальной сфере не типичны. Маркетинг и производство иногда трудно отличить друг от друга.

Наиболее характерной особенностью деятельности предприятий социальной сферы является взаимодействие, контакт с потребителем. Однако степень этого взаимодействия в данных предприятиях неодинакова, что накладывает свой отпечаток на организацию процесса производства и предоставления услуг.

Технология предоставления услуг состоит из следующих стадий:

- прием клиента и установление контакта;

- выявление потребностей, выслушивание клиента;

- аргументация и предложение услуги;

- прием заказов (заявок) на услуги;

- производство работ и услуг;

- выдача заказов, обеспечение удовлетворенности клиента;

- успех предприятия будет зависеть прежде всего от качества выполнения услуг и уровня обслуживания потребителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловным является тот факт, что разнообразие видов услуг приводит к быстрому развитию одних, наиболее интересных для покупателя, услуг и отмиранию других. Это объясняет, что одной из приоритетных областей социальной сферы, которая получила сегодня заслуженное внимание российских потребителей, стала туристическая индустрия, а точнее, ее часть, связанная непосредственно с предоставлением туристических услуг.

В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин

- отсутствие правильно организованного статистического учета туристической деятельности, когда экономические показатели туризма

«растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.

Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт». Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта. Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывших иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др., т. е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания [2]. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Туризм - это отрасль социальной сферы, названная феноменом XX в., прямо и косвенно воздействующая не только на экономику страны, но и на ее социальную политику, культуру, традиции, образ жизни, здо-

ровье нации и др. Поскольку влияние туризма на культуру, социальную и духовную сферы пока еще не оценивается численными методами, существуют трудности в точном расчете воздействия туризма на экономику страны, прогнозе последствий прямого и косвенного влияния отрасли и учете данных параметров при формировании бюджета, оценке платежного баланса, оптимизации экспортно-импортных операций, разработке программ государственной поддержки предпринимательства в сфере туризма, инвестировании данной отрасли, совершенствовании туристской инфраструктуры, использовании и воспроизводстве туристических ресурсов и др. Поэтому предпринимательство в туристической индустрии, впрочем, как и в социальной сфере, можно считать новым явлением в экономической жизни страны.

Возвращаясь к способам ведения хозяйственной деятельности в целом по стране, следует отметить, что значительную роль в формировании экономического положения современной России играют процессы гипертрофированного «затенения» экономической деятельности, масштабы которого в последнее десятилетие резко возросли по сравнению с советскими временами, став результатом перехода страны к рынку. Официальная статистика не позволяет ответить на целый ряд вопросов, в частности: как выживает российское население при официально регистрируемой средней заработной плате? почему число банковских накоплений населения растет, а число вновь образуемых на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается? Есть все основания предполагать, что проблема выживания, первоначального накопления капитала решается сегодня в России путем активного включения населения в различные процессы, разворачивающиеся в рамках теневой экономики.

Большая часть представителей бизнеса в России, ведущая в основном легальную деятельность и нарушающая закон лишь эпизодически, совершает действия, которые носят вынужденный характер и вызваны дефектами сложившейся экономической системы. Самые распространенные из них - выплата налогов и других «государственных изъятий» (таможенных пошлин и т. п.) в неполном объеме и обналичивание безналичных денег. Две названные операции время от времени проделывают практически все деловые люди в России. Первая из них обусловлена сверхбольшими налоговыми ставками и репрессивной системой налогообложения. Если скрупулезно выполнять

все требования, то придется выплачивать государству иногда и более 100 % прибыли. Предприниматели считают справедливой и целесообразной значительно меньшую ставку налоговых изъятий - 28 % доходов. С учетом отклонений они отдают не больше 1/4 своих доходов, что соответствует как их представлениям о справедливости и целесообразности, так и практике большинства стран с развитой рыночной экономикой. Что касается другой операции - «обналичивания» под фиктивные контракты, то ее масштабы оценить труднее. По оценкам МВД, даже без учета потребительского рынка и банковского бизнеса величина теневого налично-денежного оборота составляет более 30 млрд долл. В настоящее время «обналичивание» - сложившийся институт, обеспечивающий легальный бизнес неподконтрольными государству деньгами в объеме, определяемом потребностями выплат: во-первых, теневой части зарплаты, т. е. разницы между реальной ценой труда, требуемой для удержания и стимулирования работников, и официальной зарплатой, показываемой в отчетности перед государственными органами; во-вторых, по теневым соглашениям за товары поставщикам (что сокращает расходы примерно на 30 %); в-третьих, различным «крышам» и чиновникам для обеспечения своей безопасности и сохранения занимаемой на рынке ниши.

Кроме того, предприниматели широко используют теневой механизм инвестирования. Наличие такого механизма следует из анализа противоречивой ситуации, которая складывается в экономике России. С одной стороны, некоторые важные статистические показатели, например объем промышленного производства, демонстрирует стабилизацию, а в отдельных секторах и рост. Можно предположить, что нынешний рост производства на ряде предприятий обеспечивается за счет краткосрочных инвестиций, дающих быструю отдачу и носящих скрытый латентный характер (руководители стараются их не афишировать). Это связано с отсутствием реальных гарантий прав частной собственности, отрицательным отношением значительной части российского общества к «капиталистам», «хозяевам», «богачам». Подобная социальная атмосфера не благоприятствует приумножению собственности (на что направлены инвестиции). В то же время общество приветствует экономический рост, увеличение производства, что было характерно для советских времен и сохранилось с некоторыми изменениями и сегодня. В этих условиях многие частные собственники стремят-

ся скрыть инвестиции и одновременно охотно показывают прирост производств. Механизм теневого краткосрочного инвестирования развития производства действует в ситуации, когда возникает спрос на новую продукцию (которую можно производить на данном предприятии), а ее освоение не требует значительных капитальных затрат, но обещает быструю прибыль. В этом случае инвестирование производится через дочерние коммерческие структуры, формальными владельцами которых являются родственники или доверенные лица руководителей предприятия. Тогда предприятие как бы и не осуществляло капитальных вложений, однако рост производства на его площадях имел место. Инвестиции тем самым определенным образом защищаются, хотя механизм их защиты носит неформальный характер. В такой ситуации основные финансовые выгоды от инвестирования получают, как правило, дочерние компании, а не материнское предприятие. Последнее является производственной площадкой для капитальных вложений, а основные финансовые потоки, связанные с инвестированием, выводятся за его пределы. Дочерняя структура может создаваться на весьма короткий срок, только для того, чтобы «снять сливки» с выхода на новый прибыльный рынок и «увести» сверхприбыль от налогообложения. Когда же прибыль в силу естественных причин, связанных с действием механизмов конкуренции, снижается, соответствующая деятельность может быть переоформлена на материнское предприятие. Данный механизм позволяет «не провоцировать» социальное окружение, скрывать рост богатства, который приносит успешное инвестирование, обеспечивать неформальную защиту прав инвестора. В то же время он не может служить основой долгосрочного нормального экономического развития, так как не создает устойчивых стимулов для обновления производства и накопления капитала. С его помощью нельзя осуществлять масштабные и долгосрочные инвестиции, требующие усилий многих десятков и даже сотен организаций. Это могут обеспечить только открытые легальные механизмы инвестирования, имеющие твердую юридическую базу и предполагающие социальное одобрение инвестиционной активности.

Сильное затенение отечественной экономики не может не вызывать опасений, так как является главной угрозой экономической безопасности нашей страны. Утрачивая контроль над значительной частью экономической деятельности, государство ослабляет силу и умень-

шает объем своего присутствия, становясь излишним: оно не защищает личность от криминальной части теневой экономики и не помогает отстаивать свои права в сферах неформальной и официальной деятельности. Растет недоверие общества к государству, что приводит к исчезновению патриотизма, разобщению нации, снижению качества трудовых ресурсов страны, ухудшению эффективности госрегу-лирования социально-экономических процессов; стираются границы между беззаконием, внезаконной и незаконной деятельностью, исчезают нравственные ориентиры. Разрастание теневой экономической деятельности имеет эффект «снежного кома», когда на определенном этапе уже невозможно повернуть это движение вспять, потому что оно требует колоссальных затрат, что угрожает потенциалу экономического развития России.

В сегодняшней ситуации данная проблема требует скорейшего разрешения. К сожалению, те действия, которые произведены в русле провозглашенного президентом курса по борьбе с коррупцией (например, повышение заработной платы чиновникам), позволяют констатировать тот факт, что у правительства отсутствует четкая программа по преодолению затенения отечественной экономики. Повышение заработной платы чиновникам гражданских ведомств эффективно только как составляющая целого комплекса мер. Необходимо сначала сделать именно эти ведомства «чистыми», исключив явных коррупционеров, произвести набор новых кадров и уже данных работников стимулировать высокой заработной платой за ответственное выполнение профессиональных обязанностей. Системность средств борьбы, на взгляд автора, это основная составляющая успеха политики вывода экономики из теневой сферы. Сами же средства борьбы на начальном этапе давно известны. Это 1) законы, исключающие возможность взя-

точничества и самоуправства, не пролоббированные, а принятые после беспристрастного анализа, проведенного не чиновниками, а деловым сообществом и независимыми экспертами; 2) законы, гарантирующие стабильность, соблюдение обязательств, защиту собственности, прозрачность экономики. Только опираясь на такие законы, власть может рассчитывать на доверие: бизнеса - к ней (если правила, устанавливающие налоги, продуманы и не меняются каждый день, что позволяет бизнесу успешно развиваться и платить налоги), предпринимателей - друг к другу, работников - к работодателям. Потому что именно это, а не нефтецены является гарантией роста российской экономики и благополучия граждан.

1. Крутик А.Б. Предпринимательство в социальной сфере: учебное пособие для вузов.

- СПб.: Астерион, 2005.

2. Крутик А.Б., Решетова М.В. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007.

3. Крутик А.Б., Решетова М.В. Дерегулирование и превентивные меры в экономике России: монография. - СПб.: Астерион, 2008.

4. Крутик А.Б., Решетова М.В. Основы предпринимательской деятельности. - М.:

Академия, 2006. - 320 с.

5. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (проект). - М.: Институт экономики РАН, 2001.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

7. Fairy, W. Investment Income and Profit Margins in Property Liability Insurance // Journal of Economics, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.