Научная статья на тему 'Исследование особенностей организации малого и среднего предпринимательства в сельской местности'

Исследование особенностей организации малого и среднего предпринимательства в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1337
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / САМОЗАНЯТОСТЬ / SELF-EMPLOYMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / КЛАСТЕР / CLUSTER / FARM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Сергей Васильевич, Роговский Евгений Иванович

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что во многих странах именно малый и средний бизнес является основой для инновационного развития. Определены сущность и место малых предприятий в экономике страны. Выделены основные принципы развития сельских территорий. Проанализированы тенденции развития малого предпринимательства в сельской местности. Определены основные отличительные особенности и задачи, которые решает малое предпринимательство для поступательного социально-экономического развития страны. Малое предпринимательство в сельских территориях позволяет решить такие задачи, как: обеспечение демонополизации; формирование рыночной структуры экономики; формирование конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений и др. Основные направления развития малого предпринимательства в сельской местности должны быть направлены на разработку мероприятий, стимулирующих спрос на продукцию малых и средних предприятий, повышение доступности финансовых ресурсов, обеспечение стимулирования развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях, рост кадрового и предпринимательского потенциала. Проведенный анализ показал, что наибольшие индексы роста производства обеспечиваются за счет крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя считается, что в России фермерство развивается в неблагоприятных условиях и процесс развития идет не по классической схеме. Решение проблем развития субъектов сельского малого и среднего предпринимательства экономики региона целесообразно в условиях формирования экономических кластеров, предполагающих установление связей между всеми его участниками. Для малого и среднего предпринимательства экономически целесообразно принадлежать инновационным агропромышленным кластерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FEATURES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RURAL AREAS

The topicality of the research is based on the fact that in many countries small and medium businesses are the base for innovative development. The nature and role of small businesses in the national economy is defined. The basic principles for the development of rural areas are identified. The development trends of small business in rural areas are studied. The main features and tasks of small business in sustainable socio-economic development of the country are defined. Small businesses in rural areas may solve the following problems: the implementation of demonopolization; the formation of the market structure of the economy; the formation of competitive environment; market saturation with goods and services; employment and self-employment; economic growth, increased tax revenues, and others. The main directions of small business development in rural areas should be focused on the development of measurement to stimulate demand for the products of small and medium-sized enterprises, increasing the availability of financial resources, stimulating the development of entrepreneurial activity in certain regions, and the growth of human and entrepreneurial potential. The analysis showed that the highest indices of production growth is achieved by the peasant (farm) businesses, although it is believed that Russia develops farming in unfavorable conditions and the development process is not a classic case. The solution of the problems of rural small and medium enterprises within a regional economy is reasonable with the formation of economic clusters which assume the establishment of links between all the parties. It is expedient for small and medium enterprises to join innovative agro-industrial clusters.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей организации малого и среднего предпринимательства в сельской местности»

Поэтому необходима просветительская кампания о задачах, условиях и преимуществах саморегулирования предпринимательской деятельности, рассчитанная как на широкую общественность, так и на государственных служащих и бизнес. Основными смысловыми акцентами подобной просветительской кампании могут стать следующие.

Саморегулирование в своих эффективных формах выгодно и бизнесу, и государству, и обществу. Возможная замена избыточного государственного регулирования на саморегулирование не означает, что весь бизнес «загонят» в организации саморегулирования предпринимательской деятельности. Подобные организации не есть еще один контрольно-надзорный орган предпринимательской деятельности. Государство может и должно отказываться от избыточного вмешательства в экономику тогда и только тогда, когда бизнес самостоятельно создает и обеспечивает эффективное функционирование механизмов, поддерживающих высокие стандарты профессиональной деятельности, взаимоотношений с клиентами, разрешения споров. Если же бизнес не готов к принятию дополнительных обязательств, то и государство не может оставлять без внимания определенные сферы предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 апреля 2009 г. N 62-ФЗ «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона. О саморегулируемых организациях».

3. Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива

регулирования рынков: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.01 экономическая теория (область исследования — институциональная теория). — М., 2005.

4. Крючкова П. Саморегулирование: институциональный анализ. — М.: ТЕИС, 2005.

5. Крючкова П., Обыденов А. Издержки и риски саморегулирования. — М.: ИИФ «СПРОС-КонфоП», 2003.

6. Commonwealth Taskforce on Industry Self-Regulation. Industry Self-Regulation on Consumer Market. — ORR, Canberra, 2000.

7. National Consumer Council. Models of Self-Regulation. — London, NCC, 2000.

References

1. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 1 dekabrya 2007 g. N 315-F3 «O samoregulirue-mykh organizatsiyakh».

2. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 28 aprelya 2009 g. N 62-FZ «O vnesenii iz-meneniya v stat'yu 20 Federal'nogo zakona «O samoreguliruemykh organizatsiyakh».

3. Kryuchkova P.V. Samoregulirovanie kak diskretnaya institutsional'naya al'ternativa reguli-rovaniya rynkov: avtoref. diss. ... dokt. ekon. nauk spetsial'nost' 08.00.01 Ekonomicheskaya teoriya (oblast' issledovaniya - institutsional'naya teoriya). — M., 2005.

4. Kryuchkova P. Samoregulirovanie: institut-sional'nyi analiz. — M.: TEIS, 2005.

5. Kryuchkova P., Obydenov A. Izderzhki i riski samoregulirovaniya. — M.: IIF «SPROS-KonfOP», 2003.

6. Commonwealth Taskforce on Industry Self-Regulation. Industry Self-Regulation on Consumer Market. ORR, Canberra, 2000.

7. National Consumer Council. Models of Self-Regulation, London, NCC, 2000.

+ + +

УДК 334.012.64(470.22) С.В. Борисов, Е.И. Роговский

S.V. Borisov, Ye.I. Rogovskiy

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

THE STUDY OF THE FEATURES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RURAL AREAS

-4/-

Ключевые слова: малый и средний бизнес, Keywords: small and medium businesses, entre-

предпринимательство, сельские территории, preneurship, rural areas, development, self-

развитие, самозанятость, экономический рост, employment, economic growth, farm business, so-фермерские хозяйства, социально-экономи- . , , , , , , ,

cial and economic development, cluster.

ческое развитие, кластер.

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что во многих странах именно малый и средний бизнес является основой для инновационного развития. Определены сущность и место малых предприятий в экономике страны. Выделены основные принципы развития сельских территорий. Проанализированы тенденции развития малого предпринимательства в сельской местности. Определены основные отличительные особенности и задачи, которые решает малое предпринимательство для поступательного социально-экономического развития страны. Малое предпринимательство в сельских территориях позволяет решить такие задачи, как: обеспечение демонополизации; формирование рыночной структуры экономики; формирование конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений и др. Основные направления развития малого предпринимательства в сельской местности должны быть направлены на разработку мероприятий, стимулирующих спрос на продукцию малых и средних предприятий, повышение доступности финансовых ресурсов, обеспечение стимулирования развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях, рост кадрового и предпринимательского потенциала. Проведенный анализ показал, что наибольшие индексы роста производства обеспечиваются за счет крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя считается, что в России фермерство развивается в неблагоприятных условиях и процесс развития идет не по классической схеме. Решение проблем развития субъектов сельского малого и среднего предпринимательства экономики региона целесообразно в условиях формирования экономических кластеров, предполагающих установление связей между всеми его участниками. Для малого и среднего предприни-

мательства экономически целесообразно принадлежать инновационным агропромышленным кластерам.

The topicality of the research is based on the fact that in many countries small and medium businesses are the base for innovative development. The nature and role of small businesses in the national economy is defined. The basic principles for the development of rural areas are identified. The development trends of small business in rural areas are studied. The main features and tasks of small business in sustainable socio-economic development of the country are defined. Small businesses in rural areas may solve the following problems: the implementation of de-monopolization; the formation of the market structure of the economy; the formation of competitive environment; market saturation with goods and services; employment and self-employment; economic growth, increased tax revenues, and others. The main directions of small business development in rural areas should be focused on the development of measurement to stimulate demand for the products of small and medium-sized enterprises, increasing the availability of financial resources, stimulating the development of entrepreneurial activity in certain regions, and the growth of human and entrepreneurial potential. The analysis showed that the highest indices of production growth is achieved by the peasant (farm) businesses, although it is believed that Russia develops farming in unfavorable conditions and the development process is not a classic case. The solution of the problems of rural small and medium enterprises within a regional economy is reasonable with the formation of economic clusters which assume the establishment of links between all the parties. It is expedient for small and medium enterprises to join innovative agro-industrial clusters.

Борисов Сергей Васильевич, магистрант, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: cergeboriso2009@yandex.ru. Роговский Евгений Иванович, д.э.н., проф. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: erogovski@mail.ru.

Borisov Sergey Vasilyevich, master's degree student, Altai State Agricultural University. E-mail: cergeboriso2009@yandex.ru.

Rogovskiy Yevgeniy Ivanovich, Dr. Econ. Sci., Prof., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: erogovski@mail.ru.

Введение

Развитие и динамический рост малых и средних предприятий для многих стран мира определяют и возможность экономического роста государства в целом. Эффективное развитие малого и среднего бизнеса является одним из основополагающих факторов реформирования экономических систем. Давая импульс для развития цивилизованной конкуренции, содействуя качественному изменению технологических составляющих, определяющих развитие государственного механизма в процессах структурных трансформаций, малый и средний бизнес подтверждает свою важную социальную роль, являясь источником занятости для высвобождающихся во время реструктуризационных преобразова-

ний в неэффективных элементах национальной экономики.

Составной частью всей системы малого предпринимательства в экономике России является малое предпринимательство, действующее в сельскохозяйственном секторе экономики. Современные тенденции развития малого и среднего бизнеса на сельских территориях объясняются наличием кризисных явлений, падением уровня жизни сельского населения, необходимостью выполнения функций самообеспечения и самозанятости.

Вопросами развития малого предпринимательства в сельской местности занимались многие российские ученые и практики, наиболее известными являются работы Т.В. Дорожкиной, И.И. Дубровского,

Ю.В. Зайцева [1], Е.О. Иванова [2], Е.А. Ко-стогрызовой, К.В. Копач, Л.Ф. Кормакова, В.К. Крутикова, О.В. Федоровой, Д. Худы-Хыски. Однако полностью проблемы, связанные с формированием устойчивых векторов роста отечественного предпринимательства в сельской местности, не решены, недостаточно изучены особенности становления малых форм хозяйствования в условиях российской действительности.

Целью работы является исследование особенностей организации малого и среднего предпринимательства в сельской местности и обоснование направлений его развития.

Результаты и их обсуждение

Становление в России малого и среднего бизнеса, в том числе и сельских территорий, как необходимого элемента полноценного рынка и механизма его развития является сложным и противоречивым процессом.

Увеличение значимости малых предприятий для экономики России объясняется ростом их количества, увеличением числа занятого населения, наращиванием основного капитала и увеличения оборота. На основании данных, представленных Росстатом (табл.), анализ динамики малых предприятий в России за период 2011-2014 гг. показал, что в 2014 г. отмечается значительный рост количества малых предприятий по сравнению с предшествующим периодом (в 8,97 раз).

Средняя численность работающих на малых предприятиях в 2014 г. существенно возросла на 67% по сравнению с предыдущим годом.

Предприятия малого и среднего бизнеса в большем количестве представлены в сфере торговли, а также ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), кроме того, в сфере проведения операций с недвижимостью и другими услугами (21%), в строительстве (11%). Доля малого и среднего бизнеса, относящаяся к сельскому хозяйству, составляет 4%. Структура секторов экономики, представленных в малом и среднем бизнесе, приведена на рисунке.

Несмотря на незначительную долю в отраслевой структуре, сельское хозяйство в лице малого и среднего бизнеса является не только мощным фундаментом в продовольственной безопасности России, позволяющим решать актуальную в настоящее время проблему импортозамещения, но и обеспечивать существенное повышение уровня жизни в не самом благополучном, сельском кластере.

К малому предпринимательству в сельском хозяйстве относятся коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, создающиеся в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий [4].

Таблица

Анализ статистических данных по деятельности малых предприятий в России в 2011-2014 гг. [3]

а с

ч

щ

с

с

с

о

Средняя численность работников, чел.

О

ю та

£1 та

в

ьа

И 5

оо

д

е р

Оборот малых предприя-_тий, млрд руб._

в том числе

5*Ота 0 0о а» 5

О^та

О Ь

О) Ч

вт нО -1-

ОЮ о бае

8

в нои

оем рна алл

оп с

О

1.5 ита£ вн

усе

рдв о

и

о р

п

еа

в

ти с

бС

0 ст с

V х

1 о в е

о ^

аа вв от

«а

ново

а д

о р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств), млрд руб.

2011

242677

7126016

6557619

15585

5875

9710

282

2012

243069

6984334

6506816

15116

6309

8807

364

2013

234537

6926204

6452247

15680

6797

8883

389

2014

2103780

11744455

10789686

26392

11008

15384

664

Темп роста 2012/2011

1,002

0,98

0,99

0,97

1,07

0,91

1,29

Темп роста 2013/2012

0,96

0,99

0,99

1,04

1,08

1,01

1,07

Темп роста 2014/2013

8,97

1,70

1,67

1,68

1,62

1,73

1,71

Примечание. Составлено на основании данных Росстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-ргеоЬ/.

3% 4% 6% 11% ш Строительство ■ Транспорт и связь

Аи% 6% Оптовая торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий ■ Операции с недвижимостью

21% 38% ■ Добыча плезных ископаемых, обрабатывающее производство Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство Гостиницы и рестораны

Иные виды экономической деятельости

Рис. Отраслевая структура сектора малого и среднего бизнеса в России в 2014 г. [3]

Классической формой малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В соответствии с данным законом крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, которые связаны родством и (или) свойством, имеют в общей собственности имущество и совместно осуществляют производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В.И. Кудряшов и В.И. Боглаев отмечают, что, несмотря на принятую в законе формулировку, на практике и в экономической науке до сих пор нет четкого понимания сущности крестьянского хозяйства, как одной из форм сельскохозяйственного производства, так как его часто называют индивидуальным хозяйством, личным, семейным, фермерским, семейной арендой, семейной фермой и т.п. [4]. Такое разнообразие в терминах, как отмечают В.И. Кудряшов и Боглаев В.И., является оправданным и вполне объяснимым, поскольку в «каждом конкретном случае эти хозяйства имеют далеко не одинаковые уровни производственной самостоятельности, товарности производства, трудовой занятости членов семьи и т.п.» [4, е. 39].

Рассматривая динамику объемов производства малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, и анализируя индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств за период 2011-2014 гг., можно отметить положительную динамику крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, индекс производства продукции в 2014 г. со-

ставил 118,4%, в том числе растениеводства — 124 и животноводства — 102,3%, а продукция в личных подсобных хозяйствах в аспекте растениеводства имеет индекс роста 105,3%, в животноводстве наметилось снижение — 95,9% [5].

Однако, несмотря на имеющуюся положительную динамику развития, выделяются следующие отраслевые особенности сельского хозяйства в секторе малого и среднего предпринимательства [3-7]:

- в рамках одного малого предприятия происходит совмещение нескольких видов деятельности, что объясняется невозможностью, в большинстве случаев, получать преимущества ориентироваться на реализацию однопродуктовой модели развития;

- инертность в развитии малых предприятий, нежелание что-либо менять в технологии производства, сортах продукции, использовании автоматизации и новейших приспособлений, повышающих производительность труда;

- относительно низкий уровень качества продукции, несоответствие стандартам (в том числе международным), что существенно ухудшает возможности в переработке (например, многие сортировочно-упаковоч-ные, очистительные машины рассчитаны на определенный размер). Использование сортов низкого качества, которые устарели морально и не дают высокие проценты урожайности как новые и более качественные, применяемые крупными предприятиями;

- отсутствует достаточное количество инфраструктурных объектов, предприятий транспортировки и переработки. Например, отсутствие на территории убойного цеха снижает мотивацию всерьез заняться мясным скотоводством; отсутствие молокоприемных пунктов тормозит молочное животноводство. Отсутствие современных овощехранилищ сокращает возможности для обеспечения логистических процессов, которые могли бы

стать центрами переработки, фасовки и транспортировки районного масштаба. Их нет даже в развитых областях, что снижает стимулы к овощеводству;

- проблемы со сбытом продукции. Малому сельхозбизнесу очень сложно (нерентабельно) самостоятельно выходить в розничную сеть, а предпринимаемые меры по развитию ярмарочной торговли и возможностей открытого доступа личных подсобных и кре-стьянско-фермерских хозяйств на муниципальные рынки в настоящее время являются неэффективными и недостаточными. Сложно заниматься и производством и реализацией одновременно, так как не хватает ресурсов, учитывая низкий технологический уровень производства, его высокую трудоемкость. Поэтому развивается сеть посредников — перекупщиков, которые обеспечивают оптовую поставку продукции и гарантированный выкуп продукции у производителя;

- отсутствие базового экономического образования у предпринимателей и неумение спланировать и продумать собственный бизнес (а иногда даже отсутствие восприятия свой деятельности как бизнеса), что мешает эффективному сотрудничества с кредитными учреждениями;

- отсутствие значимой залоговой базы и, соответственно, достаточных привлеченных ресурсов для расширения бизнеса.

В соответствии с выделенными проблемами, основными направлениями развития малого предпринимательства в сельской местности должны стать: обеспечение интеграции функций поддержки малого и среднего предпринимательства; разработка мероприятий, направленных на стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров (работ, услуг) организаций государственного сектора экономики; обеспечение условий роста производительности труда на малых и средних предприятиях; повышение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий; формирование оптимальных факторов налоговой политики и неналоговых платежей, доступность и прозрачность налоговой системы, внедрение льгот и расширение перечня направлений деятельности, имеющих налоговые каникулы; обеспечение роста качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства; обеспечение стимулирования развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях; рост кадрового и предпринимательского потенциала [6-8].

Могут быть предложены следующие направления повышения эффективности системы финансирования малого и среднего

предпринимательства в сельской местности: государственное стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства; развитие системы микрокредитования для малых форм хозяйствования; развитие долгосрочного финансирования, обеспечивающего возможность реализации долгосрочных программ развития; обеспечение развития механизмов секьюритизации, что позволит привлекать ресурсы институциональных инвесторов; развитие факторинговых операций в малом и среднем бизнесе; реализация программ субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в сельской местности в зависимости от сферы деятельности, применяемых технологий и пр.; развитие инструментов прямого финансирования малых и средних предприятий, применяющих инновационные методы производства сельскохозяйственной продукции, приводящие к существенному повышению показателей эффективности используемых ресурсов; развитие новых инструментов финансирования малых и средних предприятий, а именно проектного финансирования на основе краудфандинга и краудинвестинга.

Многие проблемы, которые стоят перед сельскохозяйственными малыми и средними предприятиями, могут быть решены только в условиях обеспечения интеграции с крупным бизнесом, местными органами власти и финансовыми институтами. Так, решение проблем развития субъектов сельского малого и среднего предпринимательства экономики страны может быть обеспечено в условиях формирования экономических кластеров, предполагающих установление связей между всеми его участниками. Экономическая целесообразность создания агропромышленных кластеров связана для сельскохозяйственных производителей малого и среднего предпринимательства с обеспечением возможности их инновационного развития, спецификой сельскохозяйственного производства, социальной значимостью сельскохозяйственных продуктов, территориальной рассредоточен-ностью, необходимостью повышения конкурентоспособности продукции и другими факторами [9].

Заключение

Создание регионального сельскохозяйственного кластера с включением в него малых и средних предприятий обеспечит реализацию инновационной и инвестиционной составляющей экономической политики и практической трансформации механизмов государственного регулирования интегрированных систем в агропромышленном комплексе.

Библиографический список

1. Крутиков В.К., Худы-Хыски Д., Дорож-кина Т.В., Зайцев Ю.В., Костогрызова Е.А., Федорова О.В. Диверсификация малого бизнеса: сельский туризм. — Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2014. — 120 с.

2. Иванов Е.О., Михайлова О.В. Малое предпринимательство и его особенности в сельском хозяйстве // Вестник Курской сельскохозяйственной академии. — 2009. — № 6 — С. 28-31.

3. Росстат. Официальная статистика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosst at_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/refor m/#.

4. Кудряшов В.И., Боглаев В.И. Формы организации крестьянских хозяйств. — М.: Отдел оперативной полиграфии ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2014. — 240 с.

5. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. — 2009. — № 12. — С. 24-31.

6. Роговский Е.И., Бугай Ю.А., Международный опыт воздействия на уровень цен сельскохозяйственной продукции // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2015. — № 1 (39). — С. 70-74.

7. Устойчивое развитие сельских территорий / под ред. В.М. Баутина. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 312 с.

8. Роговский Е.И., Бугай Ю.А. Сельскохозяйственный потенциал аграрно-ориентированных территорий (на примере Алтайского края) // Вестник Алтайской науки. — 2015. — № 2 (24). — С. 212-216.

9. Эффективные стратегии для малого бизнеса. Руководство для обзора политики и стратегических планов для микро-, малого и среднего предпринимательства. — ОЭСР, 2004. — 110 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cepor.hr/Effective_ policies_for_small_business.pdf.

10. Роговский Е.И., Бугай Ю.А., Корен-нов С.А. Интеграция как фактор обеспечения инновационно-технологического развития отраслей АПК // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: матер. Седьмой Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.П. Осадчая. — Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2015. — С. 274-278.

11. Решетняк О.И., Заика Ю.А. Перспективы развития украинской экономики через создание интегрированных образовательных кластеров // Бизнес Информ. — 2015. — № 7. — С. 48-53. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.business-inform.net/ export_pdf/business-inform-2015-7_0-pages-48_53.pdf.

References

1. Krutikov V.K. Diversifikatsiya malogo biznesa: sel'skii turizm // V.K. Krutikov, D. Khudy-Khyski, T.V. Dorozhkina, Yu.V.Zaitsev, E.A. Kostogryzova, O.V. Fedorova. — Kaluga: IP Strel'tsov I.A. (Izdatel'stvo «Eidos»), 2014. — 120 s.

2. Ivanov E.O., Mikhailova O.V. Maloe predprinimatel'stvo i ego osobennosti v sel'skom khozyaistve // Vestnik Kurskoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. — 2009. — № 6. — S. 28-31.

3. Rosstat. Ofitsial'naya statistika. [El-ektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosst at_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/refor m/#.

4. Kudryashov V.I., Boglaev V. I. Formy or-ganizatsii krest'yanskikh khozyaistv. — M.: Otdel operativnoi poligrafii FGUP «VO Minsel'khoza Rossii», 2014. — 240 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bondarenko L.V. Problemy razvitiya sel'skikh territorii // APK: ekonomika, uprav-lenie. — 2009. — № 12. — S. 24-31.

6. Rogovskii E.I., Bugai Yu.A. Mezhdu-narodnyi opyt vozdeistviya na uroven' tsen sel'skokhozyaistvennoi produktsii // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava. — 2015. — № 1 (39). — S. 70-74.

7. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii / pod red. V.M. Bautina. — M.: FGNU «Rosin-formagrotekh», 2004. — 312 s.

8. Rogovskii E.I., Bugai Yu.A. Sel'skokho-zyaistvennyi potentsial agrarno orientirovannykh territorii (na primere Altaiskogo kraya) // Vestnik Altaiskoi nauki. — 2015. — № 2 (24). — S. 212-216.

9. Effektivnye strategii dlya malogo biznesa. Rukovodstvo dlya obzora politiki i strate-gicheskikh planov dlya mikro-, malogo i sredne-go predprinimatel'stva. — OESR, 2004. — 110 s. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cepor.hr/Effective_policies_for_s mall_business.pdf.

10. Rogovskii E.I., Bugai Yu.A., Korennov S.A. Integratsiya kak faktor obespecheniya in-novatsionno-tekhnologicheskogo razvitiya ot-raslei APK // Problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki i menedzhmenta v Rossii i za rubezhom: Mater. sed'moi mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. O.P. Osadchaya. — Rubtsovsk: Rubtsovskii industrial'nyi institut, 2015. — S. 274-278.

11. Reshetnyak O.I., Zaika Yu.A. Perspektivy razvitiya ukrainskoi ekonomiki cherez soz-danie integrirovannykh obrazovatel'nykh klas-terov // Biznes Inform. — 2015. — № 7. — S. 48-53. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.business-inform.net/export_pdf/ business-inform-2015-7_0-pages-48_53.pdf.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.