Научная статья на тему 'Республика Дагестан накануне принятия Конституции 1994 года: трудности и противоречия экономического развития'

Республика Дагестан накануне принятия Конституции 1994 года: трудности и противоречия экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ДИСПРОПОРЦИЯ РАЗВИТИЯ / ECONOMY / BRANCHES OF INDUSTRY / MARKET RELATIONS / DEPRESSION REGION / DISPROPORTIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Труженикова Людмила Анатольевна

В статье анализируется состояние развития экономики Республики Дагестан в начале 1990-х гг., при этом внимание акцентируется на сложностях переходного периода, негативно отразившихся на функционировании всего народнохозяйственного комплекса республики. На основе документального и опубликованного материала автор приходит к выводу, что накануне принятия Основного Закона республики 1994 г. экономика носила ярко выраженный депрессивный характер, а промышленный комплекс Дагестана находился в крайне тяжелом состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dagestan Republic on the eve of adopting the Constitution of 1994: difficulties and contradictions of economic development

The article analyses the state of economic development of Dagestan Republic at the beginning of 1990s. The author pays attentions to the difficulties of the transitional period, which negatively affected the functioning of the whole national economic complex of the republic. On the basis of the documentary and published materials, the author comes to the conclusion that on the eve of adoption the Republic Fundamental Law of 1994 the state of economy and industry was extremely hard.

Текст научной работы на тему «Республика Дагестан накануне принятия Конституции 1994 года: трудности и противоречия экономического развития»

All-Union television broadcast. 1955-1960 - is the period of infancy of the Soviet mass television, the time of organization of the television broadcast. 1970-1985 - is characterized by remarkable improvement of material and technical

basis of the regional TV studios. In 1985-2008 regional TV is subjected to changes in organizational and substantial modes.

Key words: television, region, history.

УДК 947

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН НАКАНУНЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ 1994 г.:

ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Л. А. Труженикова

В статье анализируется состояние развития экономики Республики Дагестан в начале 1990-х гг., при этом внимание акцентируется на сложностях переходного периода, негативно отразившихся на функционировании всего народнохозяйственного комплекса республики. На основе документального и опубликованного материала автор приходит к выводу, что накануне принятия Основного Закона республики 1994 г. экономика носила ярко выраженный депрессивный характер, а промышленный комплекс Дагестана находился в крайне тяжелом состоянии.

Ключевые слова: экономика, отрасли промышленности, рыночные отношения, депрессивный регион, диспропорция развития.

История современной России начинается с декабря 1991 г., когда в результате глубокого социально-экономического и общественно-политического кризиса прекратил свое существование СССР. Российской Федерации предстояло остановить действие деструктивных процессов, охвативших многие сферы жизнедеятельности страны, восстановить управляемость в стране и окончательно перейти к реформированию всей системы общественных отношений, начатому еще после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС.

К концу 1991 г. экономическое положение СССР характеризовалось как катастрофическое. За один лишь этот год национальный доход снизился более чем на 11 %; ВВП -на 13 %; промышленное производство - на 2,8 %; производство сельскохозяйственных продуктов - на 4,5 %; добыча нефти и угля -на 11 %; выплавка чугуна - на 17 %; производство пищевой продукции - на 10 %. Валовой сбор зерна сократился на 24 %, а его государственные закупки - на 34 %.

Особенно значительно сократился внешнеторговый оборот, который снизился на 37 %. При уменьшении количества товаров, поступающих на рынок, продолжалось и даже усиливалось вбрасывание в экономику денежной массы. К осени 1991 г. стала реальностью дезинтеграция денежной системы страны [1].

Ситуация в Российской Федерации была объективно охарактеризована на VI съезде народных депутатов России (апрель 1992 г.), где в принятом постановлении ход экономической реформы в области социальной защиты граждан, в инвестиционной, промышленной и аграрной политике, в комплексности проводимых мероприятий признавался неудовлетворительным [2].

Распад СССР вызвал фундаментальные перемены на всем постсоветском пространстве. На месте бывших союзных республик возникли новые независимые государства. Россия стала правопреемницей Советского Союза и заняла свое место на международной арене.

Республика Дагестан оказалась самым южным приграничным районом Российской Федерации. Это обстоятельство существенно изменило ее геополитическую роль и значительно отразилось на состоянии социальноэкономического и общественно-политического развития. Начатые после распада СССР рыночные реформы, направленные на переход от плановой экономики к рыночной, ввергли республику в состояние глубокого экономического кризиса, охватившего, прежде всего, промышленность и сельское хозяйство.

В рассматриваемый период трансформация структуры промышленного производства носила стихийный характер и не имела ничего общего с традиционной для рыночной

экономики структурной перестройкой.

Структурные изменения, происходившие под воздействием спада производства и ценового фактора, отразили процесс общенациональной деиндустриализации и на региональном уровне. Этот процесс сопровождался резким спадом производства, утратой научно-технического и трудового потенциала промышленности [3].

В годы советской власти тенденции развития народного хозяйства Дагестана характеризовались фиксированными пятилетними планами. Ускоренный рост промышленного производства в республике был связан, прежде всего, с зарождением и преимущественным развитием отраслей тяжелой индустрии, обслуживающих союзные интересы. Однако оборотной стороной такой экономической политики стало отставание Дагестана в конце 1970 - начале 1980-х гг. по целому ряду показателей в других отраслях производства от средних значений в РСФСР и СевероКавказском экономическом регионе.

Характерной чертой отраслевой структуры республиканского хозяйства советского периода стала несбалансированность ведущих воспроизводственных пропорций в регионе, в частности диспропорций между добычей нефти и ее переработкой; производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой; целенаправленной ориентацией республиканских отраслей машиностроения на заказы ВПК и нуждами самой республики в товарах народного потребления и в продукции производственно-технического

назначения. К тому же относительно мощный индустриальный комплекс республики практически так и не смог органически интегрироваться в существующую региональную структуру.

В конце 1980 - начале 1990-х гг. Дагестан представлял собой экономическую систему с высокой степенью усеченности воспроизводственных циклов, с преобладанием в структуре производства промежуточного продукта и комплектующих изделий. Как следствие, отсутствие механизма саморазвития в модели хозяйственного развития региона стало основным тормозом в реализации потенциальных возможностей республики [4].

После 1991 гг. начались значительные сокращения объемов финансирования промышленности Дагестана. В 1992 г. объемы

капитальных вложений по всем источникам финансирования были сокращены сразу на 40 %, в 1993 г. они уменьшились еще на 12 %, в 1994 г. - на 26 %.

В результате сокращения инвестиций в экономику республики воспроизводство основных фондов и особенно промышленнопроизводственных фондов в отраслях, где было занято почти 80 % промышленно-производственного персонала (машиностроение, легкая и пищевая промышленность), сократилось настолько, что вполне реальной стала угроза физического сокращения материально-технической базы промышленного комплекса республики [3, с. 63].

Ситуация усугублялась еще и тем, что на предприятиях машиностроения (особенно оборонных отраслей), пищевой и легкой промышленности была наиболее высока степень изношенности оборудования, машин и механизмов (средний возраст их эксплуатации доходил до 20 лет), поэтому свыше двух третей оборудования и станочного парка простаивало.

Производство важнейшей продукции -металлорежущих станков - дошло почти до нулевой отметки. Так, в 1990 г. в Дагестане был произведен 1541 металлорежущий станок, в 1991 г. - 1114, в 1992 г. - 474, в 1993 г. - 133, а в 1994 г. таких станков было произведено всего 42 единицы.

По существу, многие промышленные предприятия республики, особенно предприятия машиностроительного комплекса, потеряли свое ведущее положение: вырабатываемая ими продукция оказалась неконкурентоспособной [5].

В новых условиях предприятия отраслей индустрии Дагестана, сокращая производство, приостанавливая или полностью прекращая свою деятельность, вынуждены были отказывать в работе значительной части производственного персонала. Увеличение безработицы и в без того трудоизбыточном регионе тяжело отражалось на материальном положении населения, усиливало социальную напряженность в республике. Так, по данным Государственного комитета РД по статистике, среднегодовая численность населения, занятого в экономике республики, в 1992 г. составила 697,4 тыс. человек, а в 1995 г. она снизилась до 647,1 тыс. человек.

В то же время численность безработных в республике составила в 1992 г. 99,2 тыс. человек (при численности трудоспособного населения в 991,0 тыс. человек), а в 1995 г. безработных было уже 185,3 тыс. человек (при численности трудоспособного населения в 1073,1 тыс. человек). Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец 1992 г. составила 20,3 тыс. человек, к 1995 г. этот показатель увеличился до 53,3 тыс. человек [6].

Существенную роль в падении эффективности производства сыграла начавшаяся в 1992 г. приватизация государственной собственности. Важным условием развертывания либеральных рыночных реформ и перевода экономики на новые принципы хозяйствования являлось создание рыночных структур управления. В начале 1990-х гг. в республике были созданы государственные комитеты по управлению имуществом, по земельной реформе и земельным ресурсам, по внешнеэкономической деятельности, по занятости, муниципальные комитеты, а также Управление по антимонопольной политике, Центр малого предпринимательства и др. Существенно был повышен статус налоговых служб.

Важным направлением приватизации в республике явилось акционирование промышленных предприятий. Первые акционерные предприятия в индустрии Дагестана стали возникать в конце 1992 - начале 1993 г. Например, махачкалинский булочно-кондитерский комбинат был преобразован в акционерное общество в конце 1992 г., машиностроительный завод им. М. Гаджиева и махачкалинский домостроительный комбинат стали акционерными предприятиями в начале 1993 г.

Однако в процессе приватизации сразу же проявились и его негативные стороны. Акционированные предприятия, перешедшие в разряд частных, не только лишились государственного финансирования и поддержки, но и испытывали огромное налоговое бремя. Средний налог с прибыли акционерных предприятий доходил до 80-82 %. На предприятиях пищевой промышленности этот уровень был еще выше. На крупнейшем предприятии пищевой отрасли Дагестана -махачкалинском булочно-кондитерском

комбинате - налог достиг 90-92 %. Это об-

стоятельство вкупе с другими поставило предприятие в крайне тяжелое финансовое положение.

Реализация процесса приватизации предприятий была связана и с другими значительными трудностями. Основная часть промышленных предприятий не была приспособлена к функционированию в условиях рынка. Это касалось в первую очередь машиностроительной отрасли, в которой доля предприятий военно-промышленного комплекса в выпуске продукции в 1990 г. составила 77 %, и в нем было занято около 80 % производственного персонала отрасли.

К середине 1990-х гг. в Дагестане было приватизировано 33 % государственной собственности, в то время как в среднем в Российской Федерации - 60 % [5, с. 609].

Наряду с государственными и акционерными предприятиями в республике появились частные малые предприятия, ассоциации, финансово-промышленные группы и другие образования, производившие промышленную продукцию различного назначения. Так, темпы роста числа таких предприятий и организаций в 1994 г. по отношению к 1992 г. составили 265,8 %. Такой высокий показатель объяснялся, прежде всего, бурным развитием малого предпринимательства и фермерских хозяйств, а также появлением коммерческих структур в торговле и общественном питании [7].

Однако указанные показатели роста давали лишь количественную оценку развития предпринимательства, но не характеризовали достаточность предпринимательского потенциала, его качественную сторону и успешность выполнения предназначенной ему экономической и социальной роли, что подтверждалось фактом наличия затянувшегося экономического кризиса в республике.

Либерализация цен, осуществленная в 1992 г., вызвала резкий скачок инфляции, что привело к значительному снижению уровня жизни населения. Денежные доходы населения в 1992 г. составили 40,2 млрд руб., а расходы - 15,9 млрд руб. [6, с. 17], что являлось явной диспропорцией.

За годы реформ инфляция на потребительском рынке и в капитальном строительстве своего наибольшего значения достигла в 1992 г., когда цены за один год повысились соответственно в 18,3 и 14,3 раза. В про-

мышленности и в сельском хозяйстве своего пика инфляция достигла в 1993 г., когда цены выросли в среднем в 17 раз. Издержки производства дагестанских производителей росли более высокими темпами, чем цены на их продукцию, т. к. сырье, материалы и комплектующие изделия поступали от поставщиков из регионов России. Отставание роста цен на продукцию из-за инфляции и издержек производства, а также из-за трудностей сбыта произведенного товара неизбежно вело к снижению рентабельности производства и к убыточности промышленных предприятий. К 1994 г. убыточными стали 32,2 % промышленных предприятий Дагестана [8].

Можно отметить, что одним из самых пагубных последствий либерализации ценообразования и связанной с ней гиперинфляцией явилось полное обесценивание активов предприятий и острый недостаток собственных оборотных средств. В условиях резкого снижения рентабельности предприятия не могли в полной мере пополнять оборотный капитал и компенсировать обесценивание оборотных средств за счет прибыли. Число убыточных предприятий возрастало. Поддержку от государства в форме дотаций, субсидий и иной помощи не получали даже государственные предприятия.

К тому же в это время в республике наметился экстенсивный рост банковской системы, в которой к 1996 г. насчитывалось 105 кредитных организаций (банков). На 1 января 1994 г. уставный фонд банков Дагестана составил 12070 тыс. руб. [9]. Однако зачастую банки не обеспечивали соблюдение обязательных нормативов, установленных Банком России, многие из них имели низкий уровень банковского капитала и в большинстве случаев зависели от состояния регионального бюджета. Практически все банки недостаточно кредитовали реальные секторы экономики. В силу всего этого преобладало низкое доверие населения и предприятий к банковской системе в целом [10].

Все перечисленные проблемы с кредитными организациями и пути преодоления этих проблем напрямую зависели от того кризисного состояния, в котором находилась экономика республики и страны.

Трудности в развитии индустрии, как и других отраслей народного хозяйства республики, были усугублены национальными и

военными конфликтами на Северном Кавказе. В связи с событиями, происходящими в соседней Чечне, Дагестан оказался в экономической блокаде. Железнодорожное сообщение с другими регионами практически прекратилось, а автомобильное было значительно затруднено.

Создавшаяся ситуация, а также преобразования, происходящие в экономике, в т. ч. и в промышленности, обусловили изменения в работе транспортной системы республики. В этой жизненно важной сфере появилась конкуренция, особенно в сфере перевозки грузов и пассажиров автомобильным и воздушным транспортом.

В начале 1990-х гг. важным направлением развития автотранспортной системы Дагестана стало дорожное строительство. Дагестанское автодорожное управление «Даге-станавтодор» выполняло основной объем работ по строительству и ремонту дорог и мостов. Производственная база «Дагестанав-тодора» в 1996 г. состояла из 15-ти асфальтобетонных заводов и трех битумных баз с подъездными железнодорожными путями к ним [11]. Тем не менее и это развивающееся быстрыми темпами предприятие испытывало определенные трудности в обстановке общего спада экономики республики.

Важным средством промышленной коммуникации должен был стать Махачкалинский морской торговый порт. Однако его производственные мощности использовались не в полном объеме, а работы по реконструкции эксплуатационных площадей производились низкими темпами из-за недостаточности финансирования. Только в конце 1990-х гг. Махачкалинский морской торговый порт, получивший к тому времени статус международного, начал выходить из кризиса.

Либерализация цен, разрыв связей между предприятиями-смежниками и поставщиками, резкое сокращение финансирования промышленности тяжело отразилось почти на всех отраслях промышленности республики, особенно таких ведущих, как электроэнергетическая, машиностроительная, химическая и пищевая.

Например, производство электроэнергии по Дагестану составило в 1990 г. 4,5 млрд кВт*ч., а в 1991 г. оно упало до 3,3 млрд кВт*ч. В 1992 г. электроэнергии было произведено 3,4 млрд кВт*ч., в 1993 г. - 4,0 млрд кВт*ч., а

в 1994 г. - всего 2,5 млрд кВт.*ч. В течение нескольких лет начала 1990-х гг. производство электроэнергии в Дагестане упало до уровня начала 1980-х гг. [12].

Политический и экономический кризис в стране и ситуация, сложившаяся в соседней Чеченской республике, негативно отразились и на деятельности нефтяной промышленности Дагестана. В акционерном обществе «Дагнефть» началось падение производства и рост дебиторской задолженности, отсутствовали средства для выдачи заработной платы и для финансирования геологоразведочных работ. Так, в 1994 г. добыча нефти с газовым конденсатом снизилась соответственно против планов и уровня 1993 г. сразу на 46,6 %, что стало свидетельством глубочайшего кризиса в этой отрасли [13].

Пищевая промышленность также переживала нелегкие времена. В 1990 г. было произведено 38,1 тыс. т мяса, в 1991 г. - 23,5 тыс. т, в 1992 г. - 15 тыс. т, в 1993 г. - 7,1 тыс. т. В 1994 г. было произведено всего 5,3 тыс. т мяса.

Глубокую депрессию переживала и консервная промышленность. В 1991 г. было выпущено 320,9 млн условных банок разнообразной консервной продукции, в 1992 г. -234,7 млн усл. банок, в 1993 г. - 124,7 млн усл. банок, а в 1994 г. этот показатель снизился до 34,1 млн усл. банок.

Производство кондитерских изделий сократилось с 18,7 тыс. т в 1990 г. до 3,3 тыс. т в 1994 г. [12, с. 311-312].

Критическое положение, сложившееся фактически во всех отраслях дагестанской промышленности, привело к разрушению индустриальной инфраструктуры и, как следствие, к закрытию десятков предприятий, к росту безработицы, к деквалификации кадровых рабочих и сокращению их численности. Многие высококвалифицированные рабочие переходили к иным видам трудовой деятельности или мигрировали в другие регионы России. Так, например, с октября 1994 г. в аппарате Управления АО «Дагнефть» и в его производственных подразделениях было отпущено в отпуск без сохранения содержания до 80 % служащих, инженерно-технического персонала и рабочих. Оставшимся на местах работникам был установлен режим неполного рабочего дня длительностью от 20 до 50 % рабочего вре-

мени. Более 2500 нефтяников оказались без средств к существованию [13, с. 114].

Экономический и общественно-политический кризис усугублялся еще и тем, что Дагестан, традиционно относящийся к регионам с быстрорастущим населением и избыточными трудовыми ресурсами, являющийся одним из наиболее густонаселенных регионов России, в исследуемый период уже существенно отличался по основным социально-экономическим показателям от среднефедерального уровня, опережая его по уровню безработицы и отставая по показателям уровня жизни [14].

По результатам комплексной оценки показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации, проведенной по Программе, предложенной Министерством экономики РФ в конце 1996 г., Республика Дагестан заняла последнее место в группе регионов с крайне низким уровнем развития. Если в 1995 г. среднедушевое производство ВВП на человека составило по России 8,98 млн руб., а по Северному Кавказу - 4 млн руб., то по Дагестану этот показатель был на уровне 0,56 млн руб. Если индекс промышленного производства за 19911995 гг. по Российской Федерации составил

0,48, то по Дагестану он был 0,38. По другим показателям Дагестан также серьезно отставал от других регионов.

Органы власти Дагестана при поддержке федерального центра прилагали значительные усилия по приостановке спада производства. Так, за 1992-1997 гг. Правительством Российской Федерации в целях стабилизации социально-экономической ситуации в Дагестане было принято 16 нормативных документов (указов и постановлений). Однако из-за отсутствия комплексного и системного механизма реализации предусмотренных мероприятий эти усилия правительства не всегда могли оказать существенное влияние на общую ситуацию в промышленности республики, в которой продолжался процесс спада производства [15].

Подводя итоги, можно отметить, что к началу 1990-х гг. экономика Дагестана значительно отставала в развитии производственной инфраструктуры от среднероссийского уровня. Дагестанская промышленность не была ориентирована на выпуск конечной, готовой к потреблению продукции, к тому

же в ней наблюдалась высокая доля предприятий оборонного комплекса.

Накануне принятия Конституции республики 1994 г. экономика Дагестана характеризовалась признаками тяжелейшего экономического кризиса, вызванного макроэкономической нестабильностью в экономике Российской Федерации, трудностями перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной, а также сложным геополитическим положением республики.

Анализ развития Дагестана в указанный период показывает, что республика представляла собой довольно сложную систему социально-экономических и общественнополитических взаимосвязей, а геополитическое положение Дагестана и ситуация вокруг него сделали этот регион по своим экономическим проблемам уникальным среди субъектов Российской Федерации. При этом все очевиднее становился тот факт, что экономика республики приобретала ярко выраженный депрессивный характер.

Именно в это сложнейшее время в республике началась работа по подготовке нового Основного Закона, который должен был отвечать современным экономическим и политическим реалиям и закрепить основы конституционного строя Республики Дагестан.

Принятая 26 июля 1994 г. Конституция Республики Дагестан открыла новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, отразила существенные изменения в жизни дагестанского общества, определила качественно новый этап в общественно-политическом и социально-экономическом развитии республики.

1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. М., 2006. С. 662.

2. История России ХХ - начала ХХІ века (под ред. академика РАН Л.В. Милова). М., 2006. С. 850.

3. Алиев Б.Х. Промышленная политика в депрессивном регионе: вопросы теории и практики. Махачкала, 2001. С. 62.

4. Казанбиева А.Х. Особенности социальноэкономического развития депрессивных регионов в постсоветской России (на примере Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Махачкала, 2001. С. 12.

5. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 2. ХХ век. Махачкала, 2005. С. 610.

6. Дагестан - 2001. Статистический ежегодник.

Ч. 2. Махачкала, 2002. С. 16-17.

7. Ахмедуев А.Ш., Гамидова М.С. Предпринимательство в регионе: опыт и проблемы развития. Махачкала, 2000. С. 36-37.

8. Гаджимагомедов Г.А. Стабилизация и развитие экономики депрессивного региона. Махачкала, 2000. С. 66-67.

9. Ильясов С.М. Совершенствование управления кредитной системой региона. Махачкала, 2000. С. 16, 19.

10. Ильясов С.М. Устойчивость банковской системы: механизмы управления, региональные особенности. М., 2001. С. 201-202.

11. Дагестанская правда. 1996. 7 нояб.

12. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития: в 2 кн. Кн. 1: Историко-географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Махачкала, 2006. С. 311.

13. Магомедова П.М. Черное золото Дагестана. М., 2006. С. 115.

14. Магомедов М.-С.М. Трудовой потенциал в стратегии социально-экономического развития (региональный аспект). М., 2002. С. 125.

15. Мирзабеков М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д. Культура дагестанского города XX века. Махачкала, 2007. С. 320.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

Trujenikova L.A. Dagestan Republic on the eve of adopting the Constitution of 1994: difficulties and contradictions of economic development. The article analyses the state of economic development of Dagestan Republic at the beginning of 1990s. The author pays attentions to the difficulties of the transitional period, which negatively affected the functioning of the whole national economic complex of the republic. On the basis of the documentary and published materials, the author comes to the conclusion that on the eve of adoption the Republic Fundamental Law of 1994 the state of economy and industry was extremely hard.

Key words: economy, branches of industry, market relations, depression region, disproportional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.