ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА
2. Дубицкая Е. В. Особенности техники плавания способом брасс на дистанции 50 метров с учетом антропометрических данных спортсменок / Е. В. Дубицкая, В. В. Христов // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 6. - С. 92.
3. Зюкин А. В. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории «Masters» / А. В. Зюкин, О. Е. Понимасов, А. Э. Болотин и др. // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 67-69.
4. Понимасов О. Е. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / О. Е. Понимасов, В. В. Рябчук // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - С. 71-72.
5. Понимасов О. Е. Технико-временные параметры структурного цикла плавания юных кролистов / О. Е. Понимасов, В. В. Рябчук, Ю. А. Титаренко // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 11. - С. 83-85.
6. Рябчук В. В. Кинематико-динамические индикаторы техники плавания юных пловцов-брассистов / В. В. Рябчук, О. Е. Понимасов, Ю. А. Титаренко и др. // Теория и практика физической культуры. -2022. - № 1. - С. 95-97.
7. Штамбург И. Н. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И. Н. Штамбург, О. Е. Понимасов, К. А. Грачев и др. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
References
1. Bolotin A.E., Bakaev V.V., Van Zvieten K.Ya. et al. Differentsirovan-naya podgotovka plovtsov-marafontsev k sorevnovaniyam na otkrytoy vode s uchetom tipov energeticheskogo metabolizma [Differentiated training of marathon swimmers for open water competitions, taking into
account the types of energy metabolism], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2020, No, 10, pp, 37-39,
2, Dubitskaya E,V,, Hristov V,V, Osobennosti tekhniki plavaniya sposobom brass na distantsii 50 metrov s uchetom antropometricheskikh dannykh sportsmenok [Features of the technique of swimming in the breaststroke method at a distance of 50 meters, taking into account the anthropometric data of athletes], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2022, No, 6, p, 92,
3, Zyukin A,V,, Ponimasov O,E,, Bolotin A,E, et al, Kontrol perifericheskoy gemodinamiki plovtsov kategorii «Masters» [Control of peripheral hemodynamics in swimmers of the "Masters" category], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2020, No, 12, pp, 67-69,
4, Ponimasov O,E,, Ryabchuk V,V, Issledovaniye kosvennykh pokazate-ley rabotosposobnosti plovtsov [Study of indirect indicators of swimmers' working capacity], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2016, No, 1, pp, 71-72,
5, Ponimasov O,E,, Ryabchuk V,V,, Titarenko Yu,A, Tekhniko-vremennyye parametry strukturnogo tsikla plavaniya yunykh krolistov [Technological and temporal parameters of the structural cycle of swimming of young rabbits], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2020, No, 11, pp, 83-85,
6, Ryabchuk V,V,, Ponimasov O,E,, Titarenko Yu,A, et al, Kinematiko-dinami-cheskiye indikatory tekhniki plavaniya yunykh plovtsov-brassistov [Kinematic and dynamic indicators of swimming technique for young breaststroke swimmers], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2022, No, 1, pp, 95-97,
7, Stamburg I,N,, Ponimasov O,E,, Grachev K,A, et al, Ekonomizatsiya tipologicheskikh kombinatsiy tekhniki prikladnogo plavaniya pri obuche-nii kursantov voyennykh vuzov [Economization of typological combinations of applied swimming techniques in teaching cadets of military universities], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2016, No, 2, pp, 16-17,
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Доктор медицинских наук А.Г. Наймушина1 Доктор медицинских наук, доцент А.М. Дуров2, 3 1Тюменский индустриальный университет, Тюмень 2Тюменский государственный университет, Тюмень 3Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень УДК/UDC 37.012.85
Ключевые слова: самооценка здоровья, хронотип, стрессоустойчивость.
Введение. Самооценка здоровья и качества жизни служит интегральным критерием здоровьесохраняющего поведения обучающихся вуза. По мнению большинства исследователей, высокий уровень физической подготовленности и физическое воспитание способствуют активному долголетию [1, 2].
Цель исследования - провести сравнительную оценку здоровьесохраняющего поведения обучающихся медицинского и инженерно-технического вуза.
Методика и организация исследования. За период с 2020 по 2022 год в группах обучающихся 1-2-го курса проведена оценка адаптационного потенциала человека по стандартизованной методике, уровня физической подготовленности, а также самооценка здоровья и факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Изучен хронотип и проведено генеалогическое исследование. В исследовании добровольное участие приняли обучающиеся в возрасте от 18 до 21 года, 99 юношей и 341 девушка из Тюменского государственного медицинского университета (ТМУ), 166 юношей и 125 девушек ТИУ.
Результаты исследования и их обсуждение. Картина информированности студентов об основных факторах вреда здоровью не зависит от направления подготовки и специализации: половина обучающиеся умеют рассчитывать калорийность в мобильных приложениях, знают о необходимости соблюдать режим питания и двигательной активности; отмечается общая тенденция к снижению распространенности табакокурения. Среди студентов ТМУ никогда не курили 82,8% юношей и 85% девушек. В ТИУ не курят 79,5% юношей и 86,4% девушек. Нарушения функции зрения вне зависимости от пола наблюдают-
CONDITIONS FOR THE FORMATION OF HEALTH-PRESERVING BEHAVIOR OF STUDENTS
Doctor of Médical Sciences A.G. Naimushina1 Doctor of Médical Sciences, Associate Professor A.M. Durov2 3 1Tyumen Industriel University, Tyumen 2Tyumen State University, Tyumen 3Tyumen State Medical University, Tyumen
Поступила в редакцию 25.10.2022 г.
ся у 2/3 всех обучающихся, головные боли эпизодически бывают у 89% девушек и 56% юношей, занимаются в группах по адаптивной физической культуре 10-12% обучающихся вузов. Отягощен анамнез по сердечно-сосудистым заболеваниям (ССЗ) и зафиксированы эпизоды повышения артериального давления у 4% юношей ТМУ и 6% юношей ТИУ.
Для всех обучающихся характерны: низкий уровень стрессоу-стойчивости; дефицит ночного сна; средняя продолжительность работы за персональным компьютером или экранное время гад-жетов составляет от 3,5 до 6 часов вдень; несбалансированное питание и низкий уровень двигательной активности.
Основные причины стресса у 75,5% юношей и у 82,2% ТМУ - дефицит времени и подготовка к экзаменам и зачетам. У 59,6% юношей и 67,2% девушек ТИУ дефицит времени и нерациональная организация труда являются причиной стресса, а подготовка к защите курсовых определят высокий уровень напряжения у 64% юношей и 72% девушек.
Вывод. В исследовании выявлено, что основной причиной снижения качества жизни и низкой стрессоустойчивости у обучающихся ТМУ является более насыщенный формат подготовки к экзаменам. У обучающихся ТИУ организация промежуточной аттестации с преимуществом оценки по балльно-рейтинговой системе существенно облегчает период обучения в вузе.
Литература
1. Наймушина А.Г. Профессиональная самоидентификация личности. Здоровьесбережение студентов индустриального университета: монография. / А.Г. Наймушина. - Тюмень: Изд-во ТИУ, 2020. - 160 с.
2. Шароварова М.А. Предпочтения и удовлетворенность от занятий физической культурой студентов / М.А. Шароварова, Е.Т. Колунин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2022. - № 4. - С. 43-45.
Информация для связи с автором: bio_alla@mail.ru
16
http://www.teoriya.ru
№1 • 2023 Январь | Yanuar