Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

ТРЕНЕР

Литература

1. Болобан В.К. Сенсомоторнаякоординация как основа технической подготовки // Наука в Олимпийском спорте. 2006. № 2. С. 96-102.

2. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 10. С. 37-39.

3. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории «Masters» / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 12. С. 67-69.

4. Оценка уровня тренированности спортсменок в плавании на основе анализа показателей вариабельности сердечного ритма / А.Э. Болотин, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 7. С. 10-12.

5. Понимасов О.Е., Рябчук В.В. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов // Теория и практика физ. культуры. 2016. № 1. С. 71-72.

6. Развитие сенсомоторной координации как важного компонента технического мастерства хоккеистов c нарушением слуха / П.С. Горулев, А.В. Овчинников, Э.Р. Румянцева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 68-72.

7. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев и др. // Теория и практика физ. культуры. 2016. № 2. С. 16-17.

References

1. Boloban V.K. Sensomotornaya koordinatsiya kak osnova tehnicheskoy podgotovki [Sensorimotor coordination as basis of technical training]. Nauka v Olimpiyskom sporte. 2006. No. 2. pp. 96-102.

2. Bolotin A.E., Bakaev V.V., Zwieten K.J., et al. Differentsirovannaya podgotovka plovtsov-marafontsev k sorevnovaniyam na otkryitoy vode s uchetom tipov energeticheskogo metabolizma [Differentiated sports training of marathon swimmers for open water competitions based on types of energy metabolism]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 10. pp. 37-39.

3. Zyukin A.V., Ponimasov O.E., Bolotin A.E. et al. Kontrol perifericheskoy gemodinamiki plovtsov kategorii «Masters» [Control of peripheral hemodynamics in master swimmers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 12. pp. 67-69.

4. Bolotin A.E., Van Zwieten K.J., Ponimasov O.E. et al. Otsenka urovnya trenirovannosti sportsmenok v plavanii na osnove analiza pokazateley variabelnosti serdechnogo ritma [Heart rate variability analysis to assess female swimmers' fitness level]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 10-12.

5. Ponimasov O.E., Ryabchuk V.V. Issledovanie kosvennykh pokazateley rabotosposobnosti plovtsov [Indirect indicators of swimmers' working capacity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 1. pp. 71-72.

6. Gorulev P.S., Ovchinnikov A.V., Rumyantseva E.R. et al. Razvitie sensomotornoy koordinatsii kak vazhnogo komponenta tekhnicheskogo masterstva khokkeistov c narusheniem slukha [Building sensorimotor coordination as key component of technical skills of hearing-impaired hockey players]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 4 (158). pp. 68-72.

7. Shtamburg I.N., Ponimasov O.E., Grachev K.A. et al. Ekonomizatsiya tipologicheskikh kombinatsiy tekhniki prikladnogo plavaniya pri obuchenii kursantov voennykh vuzov [Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 2. pp. 16-17.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях физической культурой

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Шиленко1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Петрова1 Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Таланцева1 А.И. Платунов2 1Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Ташкент

УДМ^С 796

Ключевые слова: координационные способности, занятия физической культурой, младший школьный возраст.

Цель исследования - разработать и обосновать комплекс упражнений на развитие координационных способностей младших школьников в рамках третьего урока физической культуры.

Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент с участием двух групп испытуемых. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли девочки 3-го класса (14 человек), с которыми занятия проводили в классно-урочной форме (2 ч) и 1 ч в условиях дополнительного образования с использованием разработанного нами комплекса упражнений. Контрольная группа (КГ) состояла из девочек 3-го класса (16 человек). Данная группа посещала только уроки по физической культуре согласно учебному расписанию (3 часа) и рабочей программе по физическому воспитанию. Педагогический эксперимент проводился в течение первых трех четвертей 2019-2020 учебного года.

В первой четверти в экспериментальной группе акцент делался на подвижные игры, эстафеты, преодоление полосы препятствий по периметру спортивного зала (перепрыгивание натянутой скакалки, бег по гимнастической скамейке или пролезание под ней, оббегание различных предметов, попадание мячом в цель и т. д.) [3]. Во второй четверти проводились уроки ритмической гимнастики и аэробики под музыкальное сопровождение [1]. В третьей четверти акцент делался на использование общеразвивающих упражнений (предполагалось зеркальное выполнение упражнения и запоминание сложных

DEVELOPMENT OF COORDINATING ABILITIES IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS

PhD, Associate Professor O.V. Shilenko1 PhD, Associate Professor T.N. Petrova1 PhD, Associate Professor V.K. Talantseva1 A.I. Platunov2 1Chuvash State Agrarian University, Cheboksary 2National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Tashkent

Поступила в редакцию 21.01.2022 г.

упражнений на 8-16 счетов), прыжков со скакалкой, упражнений на равновесие (стоя на одной ноге, с движениями руками, стоя на низком гимнастическом бревне, с закрытыми глазами на полу), а также подвижных игр с мячом [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Наибольший прирост отмечен в удержании равновесия на одной ноге «Ласточка» (45 %). В коэффициенте прыжков в длину прирост составил 38 %%, в «Полосе препятствий» - 20,6 %%, в двигатель-но-координационной связке - 21 %.

В КГ также во всех тестах произошел прирост, но он был менее значительным, чем в ЭГ. В коэффициенте прыжков в длину прирост составил 25 %, в «Полосе препятствий» - 8,8 0%, в двигательно-координационной связке - 8,1 %, в удержании равновесия на одной ноге «Ласточка» - 12,4 %.

Вывод. Проведенный эксперимент показал улучшение показателей координационных способностей у младших школьников вследствие применения разработанного экспериен-тального комплекса физических упражнений для третьего часа. Также отмечается повышение интереса девочек к занятиям физической культурой в целом.

Литература

1. Динамика показателей выносливости у студенток, занимающихся фитнес-аэробикой / О.В. Шиленко, Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 7. С. 33-35.

2. Орлов А.И., Таланцева В.К. Информативные критерии оценивания состояния вестибулярного аппарата студентов вузов // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 2. С. 40-42.

Информация для связи с автором: mailotrof77@mail.ru

http://www.teoriya.ru

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.