Научная статья на тему 'Кинематико-динамические индикаторы техники плавания юных пловцов-брассистов'

Кинематико-динамические индикаторы техники плавания юных пловцов-брассистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юные пловцы / техника плавания / индикаторы физической подготовленности / junior swimmer / swimming technique / physical fitness indices

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, Ю.А. Титаренко, О.В. Ляшенко

Цель исследования – рационализация техники плавания юных пловцов-брассистов посредством реализации педагогической модели интегрированного структурирования технико-специальных индикаторов физической подготовленности спортсменов. Методика и организация исследования. В ходе эксперимента выявлялись специализированные средства и методы интегрированного структурирования технико-специальных индикаторов физической подготовленности в плавании, а также факторы эффективности их применения в спортивной тренировке юных пловцов. Силовые возможности юных брассистов оценивались с помощью динамометрии при плавании на привязи с нулевой скоростью и максимальным приложением гребковых усилий в течение 10 с. Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показало, что интегрированное структурирование технико-специальных индикаторов физической подготовленности брассистов обеспечивается реализацией модели, вызывающей позитивные метаболические пластические сдвиги в организме спортсменов за счет синхронизации эндогенных эффектов воздействия тренировочной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, Ю.А. Титаренко, О.В. Ляшенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINEMATIC/ DYNAMIC INDICATORS OF BREASTSTROKE TECHNIQUE OF JUNIOR SWIMMERS

Objective of the study was to test benefits of a new swimming technique excellence training model for the 10-11-year-old breaststroke groups facilitated by integrated structuring of special technical indicators of physical fitness. Methods and structure of the study. In the new swimming technique excellence training model testing experiment, we combined and analyzed benefits of the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness to facilitate progress of the sample. We sampled for the tests the 10.5 ± 0.4 yearold swimmers (n=42, 24 boys and 18 girls) and split them up into Reference (RG, 10 boys and 8 girls) and Experimental (EG, 14 boys and 10 girls) Groups. The integrated training model was geared to offer most efficient combinations of training methods, tools and aspects for fast competitive progress facilitated by the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness. The elementary technical progress was harmonized with the physical qualities building elements to prudently sequence the training stages for success. The progress tests enabled us to develop a set of the age-group progress benchmarks and test benefits of the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness tests for efficiency of the breaststroke excellence model. Experimental assumptions and effects were verified by the strength, physical fitness and swimming technique rating tests in practical trainings. Results and conclusion. The new swimming technique excellence training model for the 10-11-year-old breaststroke groups facilitated by the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness was found beneficial for competitive progress and in many other aspects including metabolic plastic transformations due to synchronization of endogenous processes.

Текст научной работы на тему «Кинематико-динамические индикаторы техники плавания юных пловцов-брассистов»

кинематико-динамические индикаторы техники плавания юных пловцов-брассистов

УДК/UDC 797.2

Информация для связи с автором: o-pony@mail.ru

Поступила в редакцию 14.04.2021 г.

Кандидат педагогических наук, профессор В.В. Рябчук1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов1 2 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Титаренко3 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Ляшенко4 Российский государственный педагогический университет им А.И. 1ерцена, Санкт-Петербург 2Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург 3Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург 4Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

KINEMATIC/ DYNAMIC INDICATORS OF BREASTSTROKE TECHNIQUE OF JUNIOR SWIMMERS

PhD, Professor V.V. Ryabchuk1 2 PhD, Associate Professor O.E. Ponimasov1, 2 PhD, Associate Professor Y.A. Utarenko3 PhD, Associate Professor O.V. Lyashenko4 1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg 2North-Western Institute of Management, St. Petersburg

3Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations

of Russia, Saint Petersburg 4Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - рационализация техники плавания юных пловцов-брассистов посредством реализации педагогической модели интегрированного структурирования технико-специальных индикаторов физической подготовленности спортсменов.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента выявлялись специализированные средства и методы интегрированного структурирования технико-специальных индикаторов физической подготовленности в плавании, а также факторы эффективности их применения в спортивной тренировке юных пловцов. Силовые возможности юных брассистов оценивались с помощью динамометрии при плавании на привязи с нулевой скоростью и максимальным приложением гребковых усилий в течение 10 с. Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показало, что интегрированное структурирование технико-специальных индикаторов физической подготовленности брассистов обеспечивается реализацией модели, вызывающей позитивные метаболические пластические сдвиги в организме спортсменов за счет синхронизации эндогенных эффектов воздействия тренировочной нагрузки.

Ключевые слова: юные пловцы, техника плавания, индикаторы физической подготовленности.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a new swimming technique excellence training model for the 10-11-year-old breaststroke groups facilitated by integrated structuring of special technical indicators of physical fitness. Methods and structure of the study. In the new swimming technique excellence training model testing experiment, we combined and analyzed benefits of the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness to facilitate progress of the sample. We sampled for the tests the 10.5 ± 0.4 year-old swimmers (n=42, 24 boys and 18 girls) and split them up into Reference (RG, 10 boys and 8 girls) and Experimental (EG, 14 boys and 10 girls) Groups. The integrated training model was geared to offer most efficient combinations of training methods, tools and aspects for fast competitive progress facilitated by the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness. The elementary technical progress was harmonized with the physical qualities building elements to prudently sequence the training stages for success. The progress tests enabled us to develop a set of the age-group progress benchmarks and test benefits of the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness tests for efficiency of the breaststroke excellence model. Experimental assumptions and effects were verified by the strength, physical fitness and swimming technique rating tests in practical trainings. Results and conclusion. The new swimming technique excellence training model for the 10-11-year-old breaststroke groups facilitated by the integrated structuring of special technical indicators of physical fitness was found beneficial for competitive progress and in many other aspects including metabolic plastic transformations due to synchronization of endogenous processes.

Keywords: junior swimmer, swimming technique, physical fitness indices.

Введение. В современной научно-методической литера- подробно освещаются методические вопросы, касающиеся туре по актуальным вопросам подготовки пловцов достаточно методики подготовки спортсменов, специализирующихся

в отдельном способе спортивного плавания [1]. Тем не менее, недостаточно изученными остаются аспекты параметров конвергенции отдельных видов подготовки, модельные характеристики интегральной подготовленности юных пловцов, особенности варьирования средств и методов тренировки на начальном этапе специализации в способе и дистанции плавания [4]. Полученные результаты научных исследований и методические рекомендации по совершенствованию физических качеств и типологических особенностей техники избранного способа плавания носят разрозненный характер без учета взаимного влияния различных видов подготовки и совокупного эмерджентного достижения на основе изменения составляющих ее компонентов [7]. Вместе с тем идентичные изменения различных сторон подготовленности спортсменов на фоне консолидации отдельных составляющих уровня тренированности могут по-разному влиять на результативность процесса тренировки в целом [8]. Вышесказанное обуславливает актуальность синхронизированного формирования технико-специальной подготовки посредством реализации интегрирующих моделей спортивной тренировки.

Цель исследования - рационализация техники плавания юных пловцов-брассистов посредством реализации биомеханической модели интегрированного структурирования технико-специальных индикаторов физической подготовленности спортсменов.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента выявлялись специализированные средства и методы интегрированного структурирования технико-специальных индикаторов физической подготовленности в плавании, а также факторы эффективности их применения в спортивной тренировке юных пловцов. В педагогическом эксперименте приняли участие 42 спортсмена в возрасте 10,5±0,4 года, из них 24 мальчика и 18 девочек. Контрольную группу (КГ) составили 10 мальчиков и 8 девочек. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли 14 мальчиков и 10 девочек.

Интегральный подход, основанный на рассмотрении возможности и целесообразности синтеза отдельных сторон подготовки спортсмена в интегральную готовность к сорев-

нованиям, позволил выявить тенденции интегрированного структурирования технико-специальных индикаторов физической подготовленности в плавании брассом.

В процессе синхронизации технического мастерства с развитием специальных физических качеств была соблюдена последовательность этапов тренировки.

В исследовании разрабатывались показатели базовой подготовленности юных пловцов, экспериментально проверялась эффективность разработанной модели педагогической технологии.

Констатация экспериментальных эффектов проводилась на основе методов контроля и оценки силовых качеств пловца, проявляемых в специфических условиях реального плавания. Силовые возможности юных брассистов оценивались с помощью динамометрии при плавании на привязи с нулевой скоростью и максимальным приложением гребковых усилий в течение 10 с [5].

Силовой кинематический импульс рассчитывался по формуле:

I = F х ^

где: I - величина импульса силы; F - тяговая сила гребка; t -время приложения силы.

Коэффициент силы тяги вычислялся как процентное отношение суммарной силы тяги, развиваемой руками и ногами, к сумме тяги, развиваемой при плавании в координации [2].

Достоверность сдвигов в показателях, произошедших в результате эксперимента, оценивалась по критерию Стью-дента вычисляемого по формуле:

t = х1 - х2/^ т12 + т22.

По полученным показателям оценивалась степень рациональность техники плавания.

Результаты исследования и их обсуждение. Синхронизированное развитие силы тяги, развиваемой при плавании в координации, мощности гребка, выполняемого по элементам и интегрированного в общую вариацию плавания, способствует позитивной динамике технических и динамических параметров плавания. На этапе начальной специализации экономичность сложившихся вариаций техники достигается

Таблица 1. Изменения динамических индикаторов техники плавания девочек-брассисток

Показатель Этапы тестирования

ЭГ КГ

до после t до после t

Силовой кинематический импульс, кгхс 4,99±0,4 6,61±0,3 1,4 3,89±0,4 6,00±0,4 1,5

Тяговое усилие в координации, кг 6,45±0,8 8,26±0,5 2,7 6,90±0,4 8,43±0,6 0,8

Коэффициент силы тяги 0,68±0,04 0,75±0,03 3,7 0,66±0,03 0,73±0,05 4,2

Тяговое усилие, развиваемое руками, кг 5,78±0,2 6,95±0,3 0,6 4,62±0,3 6,19±0,4 0,5

Тяговое усилие, развиваемое ногами, кг 4,45±0,4 5,96±0,5 1,7 4,44±0,4 5,51±0,5 2,1

Результат в основном соревновательном упражнении, с 107,2±0,9 90,5±0,8 108,4±1,5 93,2±1,3

Показатель Этапы тестирования

ЭГ КГ

до после t до после t

Силовой кинематический импульс, кгхс 4,97±0,4 6,65±0,3 1,8 4,89±0,2 6,04±0,2 1,9

Тяговое усилие в координации, кг 8,45±0,6 9,26±0,5 1,3 8,90±0,5 8,93±0,5 1,5

Коэффициент реализации импульса силы 0,68±0,04 0,77±0,03 2,5 0,66±0,03 0,73±0,05 3,7

Тяговое усилие, развиваемое руками, кг 6,92±0,4 7,95±0,3 2,3 6,60±0,3 7,19±0,4 1,4

Тяговое усилие, развиваемое ногами, кг 6,23±0,2 6,96±0,5 1,4 5,94±0,4 6,51±0,5 2,6

Результат в основном соревновательном упражнении, с 96,4±1,4 80,6±1,7 95,7±1,2 92,7±1,6

Таблица 2. Изменения динамических индикаторов техники плавания мальчиков-брассистов

преимущественно за счет оптимального уровня развития специальной силы, общей и скоростной выносливости пловца, способности к поддержанию мощности гребка на протяжении всего цикла плавания. Сдвиги, представленные в таблицах, характеризуют изменения в показателях специальной силы, общей и скоростной выносливости, результатах выполнения основного соревновательного упражнения (табл. 1, 2).

Представленные количественные параметры показателей выступают индикаторами улучшения техники плавания юных пловцов 10-11 лет и достигают уровня нормативных требований для отбора перспективных юных пловцов [3, 9].

Интегрированное развитие специальной силы, общей и скоростной выносливости пловца, способности к поддержанию мощности гребка на протяжении всего цикла плавания, а также формирование навыков рационального построения движений юных пловцов находится в функциональном взаимодействии, которое характеризуется структурой и уровнем их специальной физической подготовленности.

В юношеском возрасте превышение доступного уровня нагрузочных показателей пловца при формировании технических навыков плавания избранным способом влечет за собой деструктирующий эффект. В то же время установлено, что применение тренировочных средств на развитие аэробных возможностей юных пловцов не только улучшает скоростную выносливость при выполнении соревновательного упражнения, но и способствует формированию более эффективной техники плавания. Помимо этого, использование подобного содержания тренировки стабилизирует динамику формирования технической и физической подготовленности, что положительно сказывается на результатах соревнований в плавании.

Испытуемые экспериментальной группы увеличили скорость плавания до уровня 2-го спортивного разряда, в то время как представители контрольной группы смогли показать скорость плавания на уровне 3-го спортивного разряда.

Вывод. Результаты проведенного исследования показали, что интегрированное структурирование технико-специальных индикаторов физической подготовленности брассистов обеспечивается реализацией модели, вызывающей позитивные метаболические пластические сдвиги в организме спортсменов за счет синхронизации эндогенных эффектов воздействия тренировочной нагрузки.

Литература

1. Болотин А.Э. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 10. - С. 37-39.

2. Вайцеховский С.М. Силовая подготовка пловца в воде / С.М. Вай-цеховский // Плавание. - 1982. - Вып. 2. - С. 13-21.

3. Воронцов А.Р. Нормативные требования для отбора перспективных юных пловцов / А.Р. Воронцов, М.Г. Карташев, С.Н. Морозов и др. // Плавание. - 1984. - № 1. - С. 21-23.

4. Зюкин А.В. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории «Masters» / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 12. - С. 67-69.

5. Красильников В.Л. Управление техническим мастерством юных пловцов на основе применения тренажерных устройств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Л. Красильников. - Омск, 1985. - 21 с.

6. Мехтелева Е.А. Специальная подготовленность пловцов 10-17 лет, специализирующихся в способе плавания брасс: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.А. Мехтелева. - М., 2005. - 25 с.

7. Понимасов О.Е. Технико-временные параметры структурного цикла плавания юных кролистов / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук, Ю.А. Титаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2020. -№ 11. - С. 83-85.

8. Штамбург И.Н. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.

9. Южикова О.С. Комплексные модельные характеристики спортивной подготовленности и морфофункционального состояния юных брассисток на этапе углубленной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.С. Южикова. - М., 2009. - 24 с.

References

1. Bolotin A.E., Bakaev V.V., Zwieten K.J. et al. Differentsirovannaya pod-gotovka plovtsov-marafontsev k sorevnovaniyam na otkryitoy vode s uchetom tipov energeticheskogo metabolizma [Differentiated sports training of marathon swimmers for open water competitions based on types of energy metabolism]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 10. pp. 37-39.

2. Vaytsekhovskiy S.M. Silovaya podgotovka plovtsa v vode [Strength training of swimmer in water]. Plavanie. 1982. No. 2. pp. 13-21.

3. Vorontsov A.R., Kartashev M.G., Morozov S.N. et al. Normativnye trebovaniya dlya otbora perspektivnykh yunykh plovtsov [Regulatory requirements for selection of promising junior swimmers]. Plavanie. 1984. No. 1. pp. 21-23.

4. Zyukin A.V., Ponimasov O.E., Bolotin A.E. et al. Kontrol perifericheskoy gemodinamiki plovtsov kategorii «Masters» [Control of peripheral hemodynamics in master swimmers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 12. pp. 67-69.

5. Krasilnikov V.L. Upravlenie tekhnicheskim masterstvom yunykh plovtsov na osnove primeneniya trenazhernykh ustroystv [Exercise machines in management of technical skills of junior swimmers]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Omsk, 1985. 21 p.

6. Mekhteleva E.A. Spetsialnaya podgotovlennost plovtsov 10-17 let, spetsializiruyushchikhsya v sposobe plavaniya brass [Special fitness of 10-17-year-old breast-stroke swimmers]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Moscow, 2005. 25 p.

7. Ponimasov O.E., Ryabchuk V.V., Titarenko Yu.A. Tekhniko-vremennye parametry strukturnogo tsikla plavaniya yunykh krolistov [Cycled training service for 9-10 year old crawl swimming groups: harmonized technical and physical progress model]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No.11. pp. 83-85.

8. Shtamburg I.N., Ponimasov O.E., Grachev K.A. et al. Ekonomizatsiya tipologicheskih kombinatsiy tekhniki prikladnogo plavaniya pri obuche-nii kursantov voennykh vuzov [Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training]. Teo-riya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 2. pp. 16-17.

9. Yuzhikova O.S. Kompleksnye modelnye kharakteristiki sportivnoy pod-gotovlennosti i morfofunktsionalnogo sostoyaniya yunykh brassistok na etape uglublennoy spetsializatsii [Complex model characteristics of fitness and morphofunctional state of junior breaststroke swimmers at advanced specialization stage]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Moscow, 2009. 24 p.

НОВЫЕ КНИГИ

лавриненко н.и. общая физическая подготовка: учебно-методическое пособие / н.и. ЛАВРИНЕНК0, т.в. Калинина. - великие ЛУКи: ВЕЛикоЛУКСКАЯ ГСХА, 2021. - 119 с.

В представленном пособии в доступной форме дана характеристика «Общей физической подготовки» (ОФП). Кратко изложены основные принципы развития физических качеств, предлагается конкретный практический материал для самостоятельных тренировок. Рассматриваются вопросы оценки уровня физического развития и самоконтроля. Пособие предназначено для обучающихся высших учебных заведений нефизкультурного профиля и преподавателей кафедр физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.