Научная статья на тему 'СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ КООРДИНАЦИЙ ХОККЕИСТОВ'

СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ КООРДИНАЦИЙ ХОККЕИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕИСТЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕНСОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЗВУКОВОЙ МЕТРОНОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Понимасов О.Е., Романенко Н.В., Барченко С.А., Зюкин А.А.

Цель исследования - определить влияние синхронизированного обучения с использованием метронома на результативность бросков по воротам в хоккее. Методика и организация исследования. В ходе эксперимента оказывалось тренировочное воздействие, направленное на улучшение хронометража и ритмических навыков 49 хоккеистов высокой квалификации (26 спортсменов экспериментальной группы и 23 спортсменов контрольной группы) 20,7+0,5 лет. Проверена эффективность сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома средствами измерения показателей, связанных с точностью и вариабельностью броска по воротам в хоккее. Результаты исследования и выводы. Установлена высокая эффективность сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома в решении тренировочных задач хоккеистов за счет интеграции работы сенсорных и двигательных компонентов. Установлено, что использование периодической коррекции происходит при синхронизации движения с фиксированным звуковым импульсом. Отмечено улучшение точности ударов по воротам и вариативности технических действий хоккеистов. Операционная целостность сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома стимулирует согласование работы исполнительных звеньев и несвязанных сенсорных анализаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Понимасов О.Е., Романенко Н.В., Барченко С.А., Зюкин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZED SENSORIMOTOR TRAINING MODEL FOR ICE HOCKEY ELITE TO IMPROVE HIGHLY-COORDINATED SHOOTING SKILLS

Objective of the study was to analyze benefits of an interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training model for the elite ice hockey players to improve shooting accuracy. Methods and structure of the study. The sensorimotor training model testing experiment was designed to improve the shooting skills timing and pacing on a sample of the 20.7+0.5 year-old elite ice hockey players (n= 49) slit up into Experimental Group (n=26) and Control Group (n=23). Progress of the sample in the interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training was tested by a set of the shooting accuracy, timing, pacing and versatility tests. Results and conclusion. The interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training model was tested highly beneficial for the specific training goals due to a special emphasis on harmonization of the sensory and motor components in the shooting sequence. The audible time tags were found efficient for the movement sequencing and timing, with the movement synch efficiently corrected and excelled. The tests found meaningful progress of the sample in the shots on goals and technical versatility. The interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training model was found to stimulate and harmonize the skill execution motor links in synch with the associating sensor analyzers.

Текст научной работы на тему «СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ КООРДИНАЦИЙ ХОККЕИСТОВ»

сенсомоторная интеграция в совершенствовании Сложных игровых координации! хоккеистов

УДК/UDC 796.355

Информация для связи с автором: o-pony@mail.ru

Поступила в редакцию 20.12.2021 г.

Доктор педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов1 2 Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Романенко1 Кандидат педагогических наук С.А. Барченко1 Кандидат педагогических наук А.А. Зюкин3

1Российский государственный педагогический университет им. А.И. 1ерцена, Санкт-Петербург

2Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург

3Военная академия материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева, Санкт-Петербург

HARMONIZED SENSORIMOTOR TRAINING MODEL FOR ICE HOCKEY ELITE TO IMPROVE HIGHLY-COORDINATED SHOOTING SKILLS

Dr. Hab., Associate Professor O.E. Ponimasov1' 2 Dr. Hab., Professor N.V. Romanenko' PhD S.A. Barchenko1 PhD A.A. Zyukin3

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg

2Russian Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg

3Military Academy of Logistics named after A.V. Khrulev, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - определить влияние синхронизированного обучения с использованием метронома на результативность бросков по воротам в хоккее. Методика и организация исследования. В ходе эксперимента оказывалось тренировочное воздействие, направленное на улучшение хронометража и ритмических навыков 49 хоккеистов высокой квалификации (26 спортсменов экспериментальной группы и 23 спортсменов контрольной группы) 20,7+0,5 лет. Проверена эффективность сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома средствами измерения показателей, связанных с точностью и вариабельностью броска по воротам в хоккее. Результаты исследования и выводы. Установлена высокая эффективность сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома в решении тренировочных задач хоккеистов за счет интеграции работы сенсорных и двигательных компонентов. Установлено, что использование периодической коррекции происходит при синхронизации движения с фиксированным звуковым импульсом. Отмечено улучшение точности ударов по воротам и вариативности технических действий хоккеистов. Операционная целостность сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома стимулирует согласование работы исполнительных звеньев и несвязанных сенсорных анализаторов.

Ключевые слова: хоккеисты высокой квалификации, сенсомоторная тренировка, интерактивный звуковой метроном.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits of an interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training model for the elite ice hockey players to improve shooting accuracy.

Methods and structure of the study. The sensorimotor training model testing experiment was designed to improve the shooting skills timing and pacing on a sample of the 20.7+0.5 year-old elite ice hockey players (n= 49) slit up into Experimental Group (n=26) and Control Group (n=23). Progress of the sample in the interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training was tested by a set of the shooting accuracy, timing, pacing and versatility tests. Results and conclusion. The interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training model was tested highly beneficial for the specific training goals due to a special emphasis on harmonization of the sensory and motor components in the shooting sequence. The audible time tags were found efficient for the movement sequencing and timing, with the movement synch efficiently corrected and excelled. The tests found meaningful progress of the sample in the shots on goals and technical versatility. The interactive-audible-metronome-assisted sensorimotor training model was found to stimulate and harmonize the skill execution motor links in synch with the associating sensor analyzers.

Keywords: elite ice hockey plyers, sensorimotor training, interactive audible metronome.

Введение. Реализация навыков в спорте обуславливает участие в выполнении двигательного действия нескольких эффекторов и основывается на сложных координациях, производимых в течение временных интервалов продолжительностью от десятков до сотен миллисекунд [1, 4]. Для быстрого, точного и эффективного выполнения движений требуется высокая степень как внутренней координации, так и между отдельными звеньями тела [3]. Решающим фактором, влияющим на качество и результат движения, выступает временная точность производимых действий [5, 7].

В хоккее сенсомоторная интеграция зрительной и двигательной систем имеет первостепенное значение для определения времени броска по воротам в движении, а точная аудиомоторная интеграция является неотъемлемой частью синхронизации движений с внешними слуховыми сигналами [6]. Таким образом, в определенных условиях при наличии нескольких типов ограничений согласование работы исполнительных звеньев касается не только пространственно-временной координации двигательных действий, но и подразумевает своевременную координацию и интеграцию

работы различных сенсорных анализаторов, а также их взаимодействие с эффекторами действий.

Гипотеза о том, что решение специальных двигательных задач хоккеистов может быть достигнуто посредством развития способности к сенсомоторной интеграции и взаимодействию несвязанных сенсорных анализаторов, определило цель и методы исследования [1].

Цель исследования - определить влияние синхронизированного обучения с использованием метронома на результативность бросков по воротам в хоккее.

Методика и организация исследования. Проверка выдвинутой гипотезы проводилась на основе интегрированного подхода, сосредоточенного на формировании точного взаимодействия зрительной и двигательной систем, имеющего первостепенное значение для определения времени броска по воротам в движении. Сенсомоторная интеграция рассматривалась как эффект сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома.

Квалифицированные хоккеисты в возрасте 20,7+0,5 лет случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. В состав ЭГ включены 26 хоккеистов, в КГ - 23 хоккеиста. Тренировочное воздействие, направленное на улучшение хронометража и ритмических навыков участников исследования, проводилось в течение двух месяцев с моторными повторениями до 200 за тренировку. Тренировочное воздействие основывалось на воспроизведении ритма и времени в координации движений и моторного контроля. Использование интерактивного звукового метронома основывалось на развитии способности хоккеистов двигаться в ритме внешнего сигнала. С помощью звуковых ритмичных сигналов формировался пространственно-временной моторный шаблон, в структуру которого встраивались движения хоккеистов.

В предварительном тесте оценивались ритмические и временные навыки координации спортсменов. По условиям выполнения теста участники располагались перед линией ворот в пределах досягаемости броска шайбой. Затем они начинали двигаться в собственном темпе и производили бросок по воротам. Выполнялись 30 бросков в шесть секторов ворот по пять бросков в каждый сектор в определенной последовательности. Итоговый тест проводился на тех же условиях.

Эффективность сенсомоторного интегративного метода тренировки оценивалась по динамике показателей парциальной ошибки (РМ), интегральной ошибки (1М) и вариабельности ошибки ^М). Показатель РМ отражал среднее отклонение попадания в сектор; 1М - суммарную величину отклонения шайбы; MV - нарушение последовательности поражения секторов.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования свидетельствуют о значимом положительном влиянии сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома на показатели результатов, связанные с точностью и вариабельностью броска по воротам в хоккее (см. таблицу).

Моторный контроль временных характеристик движений хоккеистов, формируемый в данном исследовании как способность к построению двигательных действий в соответствии с внешним ритмическим событием, проявляется в луч-

шей пространственно-временной координации эффекторов и сенсорных анализаторов, участвующих в обеспечении технических приемов игры по отношению к внешним событиям (смещению шайбы, сближению на скорости с воротами, задача поражения заданного сектора ворот).

От хоккеиста требовалось не только рассчитывать время и координировать движения на хоккейной площадке по отношению к шайбе и воротам, но также управлять пространственно-временной координацией своего собственного тела во время броска с одновременным решением задач по поддержанию скорости катания, ведения шайбы, броска по воротам с направлением в определенный сектор ворот. Таким образом, процессы сенсомоторной интеграции и контроля требуют координации не только между компонентами двигательной системы, но и между двигательной системой и преобладающими ограничениями.

Сенсомоторная тренировка в течение двух месяцев SMT показала достоверное улучшение сенсомоторного взаимодействия. В экспериментальной группе установлено значительное улучшение характеристик бросков по воротам за счет значительного повышения точности результатов в сочетании с уменьшением вариабельности исходов, измеряемой последовательностью поражения секторов. У хоккеистов контрольной группы подобных улучшений не обнаружено.

Испытуемые ЭГ продемонстрировали способность регулировать точность движений в соответствии с ритмом внешнего сигнала, подразумевающую наличие процессов коррекции отклонений, компенсирующих временные ошибки реактивным образом. В связи с этим точное определение начала движений в соответствии с внешним ритмом основывалось на прогнозировании времени предстоящего движения с прямой связью. Поскольку конечной задачей в сенсомоторной тренировке является двигательное реагирование в соответствии с внешним звуковым сигналом, испытуемые инициировали двигательное действие до появления сигнала, основываясь на точном прогнозе сенсорных представлений исполнительных команд. Можно утверждать, что использование периодической коррекции происходит при синхронизации движения с фиксированным звуковым импульсом, тогда как фазовая коррекция может протекать в тех случаях, когда для синхронизации действий требуется антиципация предстоящих событий.

Выводы. Целенаправленная сенсомоторная тренировка на основе обратной связи расширяет возможности синхронизации движений с работой слухового анализатора внешнего ритмического сигнала.

Сенсомоторная тренировка с использованием интерактивного звукового метронома положительно влияет на точность ударов по воротам и связанную с этим вариативность технических действий хоккеистов.

Динамика показателей атакующих действий в движении свидетельствует о том, что пространственно-временные характеристики бросков в хоккее стали более координированными, что проявлялось в меньшем разбросе и повышении точности бросков, что указывает на улучшение синхронизации моторики и сенсорной сферы под воздействием сенсомоторной тренировки с использованием интерактивного звукового метронома.

Показатель Этапы тестирования

ЭГ КГ

До После t До После t

Парциальная ошибка, м 0,24±0,04 0,11±0,03 1,4 0,29±0,03 0,23±0,04 1,5

Интегральная ошибка, м 3,45±0,8 1,46±0,5 2,7 3,90±0,4 2,43±0,6 0,8

Вариабельность ошибки 12,6±0,4 5,7±0,3 3,7 13,6±0,3 9,7±0,5 4,2

Динамика индикаторов сенсомоторной координации техники броска по воротам

Литература

1. Болобан В.К. Сенсомоторнаякоординация как основа технической подготовки // Наука в Олимпийском спорте. 2006. № 2. С. 96-102.

2. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 10. С. 37-39.

3. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории «Masters» / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 12. С. 67-69.

4. Оценка уровня тренированности спортсменок в плавании на основе анализа показателей вариабельности сердечного ритма / А.Э. Болотин, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 7. С. 10-12.

5. Понимасов О.Е., Рябчук В.В. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов // Теория и практика физ. культуры. 2016. № 1. С. 71-72.

6. Развитие сенсомоторной координации как важного компонента технического мастерства хоккеистов c нарушением слуха / П.С. Горулев, А.В. Овчинников, Э.Р. Румянцева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 68-72.

7. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев и др. // Теория и практика физ. культуры. 2016. № 2. С. 16-17.

References

1. Boloban V.K. Sensomotornaya koordinatsiya kak osnova tehnicheskoy podgotovki [Sensorimotor coordination as basis of technical training]. Nauka v Olimpiyskom sporte. 2006. No. 2. pp. 96-102.

2. Bolotin A.E., Bakaev V.V., Zwieten K.J., et al. Differentsirovannaya podgotovka plovtsov-marafontsev k sorevnovaniyam na otkryitoy vode s uchetom tipov energeticheskogo metabolizma [Differentiated sports training of marathon swimmers for open water competitions based on types of energy metabolism]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 10. pp. 37-39.

3. Zyukin A.V., Ponimasov O.E., Bolotin A.E. et al. Kontrol perifericheskoy gemodinamiki plovtsov kategorii «Masters» [Control of peripheral hemodynamics in master swimmers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 12. pp. 67-69.

4. Bolotin A.E., Van Zwieten K.J., Ponimasov O.E. et al. Otsenka urovnya trenirovannosti sportsmenok v plavanii na osnove analiza pokazateley variabelnosti serdechnogo ritma [Heart rate variability analysis to assess female swimmers' fitness level]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 10-12.

5. Ponimasov O.E., Ryabchuk V.V. Issledovanie kosvennykh pokazateley rabotosposobnosti plovtsov [Indirect indicators of swimmers' working capacity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 1. pp. 71-72.

6. Gorulev P.S., Ovchinnikov A.V., Rumyantseva E.R. et al. Razvitie sensomotornoy koordinatsii kak vazhnogo komponenta tekhnicheskogo masterstva khokkeistov c narusheniem slukha [Building sensorimotor coordination as key component of technical skills of hearing-impaired hockey players]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 4 (158). pp. 68-72.

7. Shtamburg I.N., Ponimasov O.E., Grachev K.A. et al. Ekonomizatsiya tipologicheskikh kombinatsiy tekhniki prikladnogo plavaniya pri obuchenii kursantov voennykh vuzov [Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 2. pp. 16-17.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях физической культурой

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Шиленко1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Петрова1 Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Таланцева1 А.И. Платунов2 1Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Ташкент

УДМ^С 796

Ключевые слова: координационные способности, занятия физической культурой, младший школьный возраст.

Цель исследования - разработать и обосновать комплекс упражнений на развитие координационных способностей младших школьников в рамках третьего урока физической культуры.

Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент с участием двух групп испытуемых. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли девочки 3-го класса (14 человек), с которыми занятия проводили в классно-урочной форме (2 ч) и 1 ч в условиях дополнительного образования с использованием разработанного нами комплекса упражнений. Контрольная группа (КГ) состояла из девочек 3-го класса (16 человек). Данная группа посещала только уроки по физической культуре согласно учебному расписанию (3 часа) и рабочей программе по физическому воспитанию. Педагогический эксперимент проводился в течение первых трех четвертей 2019-2020 учебного года.

В первой четверти в экспериментальной группе акцент делался на подвижные игры, эстафеты, преодоление полосы препятствий по периметру спортивного зала (перепрыгивание натянутой скакалки, бег по гимнастической скамейке или пролезание под ней, оббегание различных предметов, попадание мячом в цель и т. д.) [3]. Во второй четверти проводились уроки ритмической гимнастики и аэробики под музыкальное сопровождение [1]. В третьей четверти акцент делался на использование общеразвивающих упражнений (предполагалось зеркальное выполнение упражнения и запоминание сложных

DEVELOPMENT OF COORDINATING ABILITIES IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS

PhD, Associate Professor O.V. Shilenko1 PhD, Associate Professor T.N. Petrova1 PhD, Associate Professor V.K. Talantseva1 A.I. Platunov2 1Chuvash State Agrarian University, Cheboksary 2National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Tashkent

Поступила в редакцию 21.01.2022 г.

упражнений на 8-16 счетов), прыжков со скакалкой, упражнений на равновесие (стоя на одной ноге, с движениями руками, стоя на низком гимнастическом бревне, с закрытыми глазами на полу), а также подвижных игр с мячом [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Наибольший прирост отмечен в удержании равновесия на одной ноге «Ласточка» (45 %). В коэффициенте прыжков в длину прирост составил 38 %%, в «Полосе препятствий» - 20,6 %%, в двигатель-но-координационной связке - 21 %.

В КГ также во всех тестах произошел прирост, но он был менее значительным, чем в ЭГ. В коэффициенте прыжков в длину прирост составил 25 %, в «Полосе препятствий» - 8,8 0%, в двигательно-координационной связке - 8,1 %, в удержании равновесия на одной ноге «Ласточка» - 12,4 %.

Вывод. Проведенный эксперимент показал улучшение показателей координационных способностей у младших школьников вследствие применения разработанного экспериен-тального комплекса физических упражнений для третьего часа. Также отмечается повышение интереса девочек к занятиям физической культурой в целом.

Литература

1. Динамика показателей выносливости у студенток, занимающихся фитнес-аэробикой / О.В. Шиленко, Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова и др. // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 7. С. 33-35.

2. Орлов А.И., Таланцева В.К. Информативные критерии оценивания состояния вестибулярного аппарата студентов вузов // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 2. С. 40-42.

Информация для связи с автором: mailotrof77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.