Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей юных хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических свойств нервной системы'

Развитие координационных способностей юных хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических свойств нервной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
381
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / COORDINATION ABILITIES / TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM / YOUNG HOCKEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильичёва Ольга Владимировна, Сираковская Яна Вадимовна, Шкирева Ольга Викторовна

В статье представлено исследование, посвященное развитию координационных способностей хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических особенностей нервной системы. Частными задачами исследования являлись: определение взаимосвязи показателей координационной и специальной подготовленности хоккеистов; разработка методики развития координационных способностей хоккеистов, основанная на преимущественном развитии «основных» координационных способностей, имеющих сильную корреляционную связь с показателями специальной подготовленности у хоккеистов с определенными типологическими свойствами нервной системы: на первом этапе, развитии «вспомогательных» координационных способностей, не имеющих статистически достоверных корреляционных связей с показателями специальной физической подготовленности; на втором этапе, комплексном развитии, как «основных», так и «вспомогательных» координационных способностей; на заключительном этапе; проверка эффективности разработанной методики в формирующем педагогическом эксперименте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coordination abilities of young hockey players aged 9-10 years old taking into account the typological properties of the nervous system

The article presents the study on the development of coordination abilities of hockey players aged 9-10 years old, taking into account the typological features of the nervous system. The specific objectives of the study were to determine the relationship between the indicators of coordination and special training of hockey players; development of the methodology for the mastering the coordination abilities by hockey players, based on the predominant development of "basic" coordination abilities that have a strong correlation with indicators of special training among the hockey players with certain typological properties of the nervous system: at the first stage, the development of "auxiliary" coordination abilities that do not have statistically reliable correlations with indicators of special physical fitness; at the second stage, the complex development of both "basic "and "auxiliary" coordination abilities; at the final stage; checking the effectiveness of the developed methodology in the formative pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей юных хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических свойств нервной системы»

УДК 796.966

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна

Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Викторовна Шкирева, старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры,

п. Малаховка

Аннотация

В статье представлено исследование, посвященное развитию координационных способностей хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических особенностей нервной системы. Частными задачами исследования являлись: определение взаимосвязи показателей координационной и специальной подготовленности хоккеистов; разработка методики развития координационных способностей хоккеистов, основанная на преимущественном развитии «основных» координационных способностей, имеющих сильную корреляционную связь с показателями специальной подготовленности у хоккеистов с определенными типологическими свойствами нервной системы: на первом этапе, развитии «вспомогательных» координационных способностей, не имеющих статистически достоверных корреляционных связей с показателями специальной физической подготовленности; на втором этапе, комплексном развитии, как «основных», так и «вспомогательных» координационных способностей; на заключительном этапе; проверка эффективности разработанной методики в формирующем педагогическом эксперименте.

Ключевые слова: координационные способности, типологические свойства нервной системы, юные хоккеисты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p186-192

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AGED 9-10 YEARS OLD TAKING INTO ACCOUNT THE TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM

Olga Vladimirovna Ilichyova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yana Va-

dimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Viktorovna Shkireva, the senior teacher, Moscow State Academy of Physical Culture, Mala-

khovka

Abstract

The article presents the study on the development of coordination abilities of hockey players aged 9-10 years old, taking into account the typological features of the nervous system. The specific objectives of the study were to determine the relationship between the indicators of coordination and special training of hockey players; development of the methodology for the mastering the coordination abilities by hockey players, based on the predominant development of "basic" coordination abilities that have a strong correlation with indicators of special training among the hockey players with certain typological properties of the nervous system: at the first stage, the development of "auxiliary" coordination abilities that do not have statistically reliable correlations with indicators of special physical fitness; at the second stage, the complex development of both "basic "and "auxiliary" coordination abilities; at the final stage; checking the effectiveness of the developed methodology in the formative pedagogical experiment.

Keywords: coordination abilities, typological properties of the nervous system, young hockey

players.

ВВЕДЕНИЕ

Природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы, в частности сила и подвижность нервных процессов, особенности психических процессов и функциональное состояние сенсорных систем. Однако, данные индивидуально-типологические особенности, к сожалению, редко учитываются при планировании

учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов, а также недостаточно внимания уде -ляется проблеме влияния индивидуальных особенностей на развитие координационных способностей юных спортсменов [1, 2, 3].

В связи с выше сказанным, считаем актуальным изучение особенностей развития координационных способностей хоккеистов на этапе начального обучения и установление зависимости между проявлениями основных свойств нервной системы (силы и подвижности нервных процессов) и проявлением этой физической способности, а также построение учебно-тренировочного процесса по развитию координационных способностей юных хоккеистов с учетом типологических особенностей их нервной системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в форме параллельного педагогический эксперимента, включающего констатирующий и формирующий этапы. В эксперименте приняли участие 34 юных хоккеиста 9-10 лет, полевые игроки, занимающиеся в группе начальной подготовки 3-го года обучения.

В ходе констатирующего этапа эксперимента определялись типологические особенности нервной системы участников эксперимента, и устанавливалось наличие и характер взаимосвязей показателей координационной и специальной подготовленностей у юных хоккеистов с разной силой и подвижностью нервных процессов.

Формирующий эксперимент проводился с целью выявления эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей у хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических особенностей нервной системы. На этапе формирующего эксперимента хоккеисты 9-10 лет в числе 24 человек были распределены в две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 10 полевых игроков в каждой. Экспериментальная методика реализовывалась в течение 6 месяцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов определения типологических свойств нервной системы хоккеистов 9-10 лет показал, что среди 20 хоккеистов, имеющих «сильную» нервную систему, 9 имели подвижную нервную систему - 26%, соответственно, «инертную» нервную систему имели 11 хоккеистов из данной подгруппы - 32%. Среди 14 хоккеистов со «слабой» нервной системой все имели «подвижную» нервную систему - 42%, хоккеистов со «слабой» и «инертной» нервной системой выявлено не было.

В таблицах 1-3 представлены результаты корреляционного анализа, задачей которого являлось определение наличия зависимости между показателями координационной и специальной подготовленности хоккеистов с разными типологическими особенностями нервной системы.

Результаты корреляционного анализа подтвердили нашу гипотезу, о том, что специальная подготовленность хоккеистов с разной силой и подвижностью нервных процессов обеспечивается различными видами координационных способностей. Так, в подгруппе хоккеистов с сильной подвижной нервной системой наибольшее число связей выявлено для динамического равновесия и комплексного проявления координационных способностей - г = 0,603-0,877. Кроме того, сильная отрицательная связь установлена для показателей ритмической способности и бега с шайбой спиной вперед 36 м, слаломного бега на коньках с шайбой и без шайбы - г = -0,755-0,879. Также сильная положительная связь выявлена между показателями реагирующей способности и бегом по малой восьмерке лицом вперед, бегом с шайбой спиной вперед 36 м - г = -0,708-0,701 (таблица 1). В подгруппе хоккеистов со слабой подвижной нервной системой (таблица 2) наибольшее число статистически значимых взаимосвязей установлено для точности пространственного ориентирования при г = 0,489-0,821 и реагирующей способности - г = 0,469-0,812.

Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей координационной и специальной подготовленности хоккеистов 9-10 лет, имеющие сильную подвижную нервную систему, Х±а. п=9, гкр= 0,47_

Показатели Бег по малой восьмерке лицом вперед Бег с шайбой спиной вперед 36 м Обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота Слаломный бег на коньках без шайбы Слаломный бег на коньках с шайбой

Точность пространственно- 0,423 0,501 0,288 0,455 0,409

го ориентирования

Динамическое равновесие 0,788 0,877 0,733 0,651 0,621

Комплексное проявление 0,603 0,576 0,613 0,809 0,799

координационных способ-

ностей

Кинестетическая способ- 0,309 0,306 0,298 0,277 0,344

ность

Реагирующая способность 0,708 0,701 0,445 0,369 0,411

Ритмическая способность -0,458 -0,866 -0,455 -0,755 - 0,879

Точность воспроизведения 0,234 0,111 0,367 0,398 0,266

заданной величины усилия

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей координационной и специальной подготовленности хоккеистов 9-10 лет, имеющие слабую подвижную нервную систему, Х±о, п=11, гкр= 0,40____

Показатели Бег по малой восьмерке лицом вперед Бег с шайбой спиной вперед 36 м Обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота Слаломный бег на коньках без шайбы Слаломный бег на коньках с шайбой

Точность пространственного ориентирования 0,644 0,677 0,821 0,489 0,513

Динамическое равновесие 0,188 0,314 0,315 0,422 0,369

Комплексное проявление координационных способностей 0,105 0,113 0,238 0,376 0,266

Кинестетическая способность 0,733 0,778 0,768 0,321 0,222

Реагирующая способность 0,819 0,522 0,777 0,469 0,662

Ритмическая способность - 0,122 - 0,168 - 0,211 - 0,332 - 0,288

Точность воспроизведения заданной величины усилия 0,234 0,711 0,767 0,398 0,884

Из 5-ти взаимосвязей между кинестетической способностью и показателями специальной подготовленности, 3 характеризуются статистической достоверностью - это положительная средняя и сильная взаимосвязь с показателями в тестах «бег по малой восьмерке лицом вперед», «бег с шайбой спиной вперед 36 м» и «обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота», при этом коэффициент корреляции принимает значения от 0,733 до 0,768. Между показателем в тесте, характеризующем точность воспроизведения заданной величины усилия и тремя показателями в тестах на специальную подготовленность -«бег с шайбой спиной вперед 36 м» - г = 0,711, «обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота» - г = 0,767 и «слаломный бег на коньках с шайбой» - г = 0,844. В группе хоккеистов с сильной инертной нервной системой (таблица 3) наибольшей число взаимосвязей выявлено для динамического равновесия, с этим видом координационных способностей связаны все показатели специальной подготовленности, кроме «бега по малой восьмерке лицом вперед». При этом коэффициент корреляции варьирует от 0,413 до 0,716. Показатель в тесте на кинестетические способности имеет сильную положительную связь с показателями тестов «обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота» - г = 0,798. Два показателя специальной подготовленности хоккеистов имеют статистически достоверную средней силы отрицательную связь с тестом на уровень развития ритмических способностей: «слаломный бег на коньках без шайбы и с шайбой»,

при г = -0,599-0,645.

Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей координационной и специальной подготовленности хоккеистов 9-10 лет, имеющие сильную инерт-

Показатели Бег по малой восьмерке лицом вперед Бег с шайбой спиной вперед 36 м Обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота Слаломный бег на коньках без шайбы Слаломный бег на коньках с шайбой

Точность пространственного ориентирования 0,089 0,111 0,234 0,211 0,303

Динамическое равновесие 0,311 0,608 0,716 0,413 0,415

Комплексное проявление координационных способностей 0,247 0,233 0,134 0,209 0,300

Кинестетическая способность 0,403 0,400 0,798 0,422 0,445

Реагирующая способность 0,118 0,025 0,135 0,276 0,116

Ритмическая способность - 0,122 - 0,168 - 0,211 - 0,599 - 0,645

Точность воспроизведения заданной величины усилия 0,234 0,111 0,797 0,398 0,799

Также два показателя специальной подготовленности - «обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота» и «слаломный бег на коньках с шайбой» имеют статистически достоверную сильную положительную связь с точностью воспроизведения заданной величины усилия при г = 0,797-0,799.

Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, в частности, проведенный корреляционный анализ, позволили установить различную структуру, характер и силу взаимосвязей показателей уровня развития координационных способностей и специальной подготовленности хоккеистов 9-10 лет, имеющих разные типологические особенности нервной системы, что дает нам основание утверждать, что специальная физическая и техническая подготовленность в хоккее у лиц с разной силой и подвижностью нервных процессов обеспечивается проявлениям различных видов координационных способностей, что и подтверждает возможность учета типологических свойств нервной системы при организации координационной подготовки юных хоккеистов на начальном этапе многолетней подготовки.

В таблице 4 представлена классификация координационных способностей юных хоккеистов, имеющих различные типологические свойства нервной системы, по признаку наиболее высокого уровня развития и взаимосвязи с показателями тестов специальной подготовленности в хоккее, которые в дальнейшем будут определяться нами в качестве «основных», преимущественное развитие которых в ходе учебно-тренировочного процесса обеспечит прогрессивное изменение показателей специальной физической и технической подготовленности.

Представленная в таблице 4. классификация, явилась основой для дифференциации и индивидуализации координационной подготовки юных хоккеистов с учетом типологических свойств их нервной системы, реализованных в экспериментальной методике.

Таким образом, экспериментальная методика развития координационных способностей юных хоккеистов 9-10 лет на основе учета типологических свойств нервной системы, базировалась на принципе преимущественного развития тех видов координационных способностей, которые определены, как наиболее значимые, «основные» для сопряженного развития специальных двигательных способностей хоккеиста.

В таблице 5 представлены, в качестве примера, средства и методические приемы развития «основных» координационных способностей хоккеистов 9-10 лет, имеющих сильную нервную систему.

Таблица 4 - Классификация координационных способностей юных хоккеистов 9-10 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы в зависимости от их значимости для специальной подготовленности

Значимость Сильная подвижная НС Сильная инертная НС Слабая подвижная НС

Высокая (основные виды КС) Динамическое равновесие Динамическое равновесие Точность пространственного ориентирования

Комплексное проявление координационных способностей Ритмическая способность Реагирующая способность

Ритмическая способность Точность воспроизведения заданной величины усилия Точность воспроизведения заданной величины усилия

Реагирующая способность Кинестетическая способность

Средняя и низкая (вспомогательные виды КС) Точность пространственного ориентирования Кинестетическая способность Ритмическая способность

Точность воспроизведения заданной величины усилия Реагирующая способность Динамическое равновесие

Кинестетическая способность Точность пространственного ориентирования Комплексное проявление координационных способностей

Комплексное проявление координационных способностей

Таблица 5 - Средства и методические приемы развития «основных» координационных способностей хоккеистов 9-10 лет с сильной (подвижной и инертной) нервной системой

Координационные способности Средства Методические приемы

Динамическое равновесие Перепрыгивание через препятствия с поворотом в воздухе; выпрыгивание из приседа и полуприседа с касанием ориентира на неустойчивой опоре; перепрыгивание препятствий с установкой на время и точность; Напрыгивание и спрыгивание с платформы Бови (или другом балансировочном устройстве); бросок шайбы или имитация броска на платформе Босу, балансируя на одной, двух ногах; прыжки толчком двумя с поворотом на 180, 360 или более градусов, с приземлением на одну ногу; стоя на балансировочной доске, выполнить бросок шайбы или мяча для стрит-хоккея в ворота. 1) Создание условий повышенной мотивации на основе поощрения лучших; 2) Применение вариативного и стандартно-повторного метода; 3) Чередование упражнений с разным уровнем координационной сложности; 4) Упражнения с частой сменой заданий, перестроением двигательной деятельности, высокой интенсивностью; 5) Характер нагрузки: интенсивность выполнения упражнений (ЧСС) - 140160 уд/мин; время отдыха между повторениями -отсутствует, время отдыха между сериями - 1-2 мин, количество повторений в серии - 8-10 раз, количество серий - 3-4.

Комплексное проявление координационных способностей Бег по лестнице скорости и координации: лицом и спиной вперед 30 с, прыжки на одной, двух ногах, чередование прыжков на одной и двух ногах. Стоя на балансировочной доске, выполнить бросок шайбы или мяча для стрит-хоккея в ворота с заданием - попасть в центр, правый, левый верхний, нижний угол, усложнение задания - за воротами без сетки построить мост из кеглей с установкой - не разрушить его.

Ритмическая способность Применение специальных упражнений ритмичного характера и ряда дифференцированных команд (звуковых и тактильных) и сигналов (световых, звуковых, вибрационных) начала движения

Реагирующая способность Рывки и ускорения из различных исходных положений: а) стоя лицом в направлении движения; б) стоя спиной; в) правым боком; г) левым боком; д) сидя на полу; е) стоя на коленях; ж) сидя со скрещенными ногами; с) лежа на спине; и) лежа на животе, дистанция 15-30 метров; выполнение заданий после звукового, зрительного, тактильного сигнала; бросок шайбы (мяча для дриблинга, стрит-хоккея) во внезапно появившуюся цель; зеркальное выполнение упражнений.

Точность воспроизведения заданной величины усилия Задания с ограничением зрительного контроля; упражнения соревновательного характера с, в т.ч. с противодействием партнера; перемещения с различной частотой и длиной шагов, в парах, с сохранением исходного расстояния, со сменой частоты и длины шага, расстояния по сигналу; бег по линиям; эстафеты с прыжками, приемом и передачей мячей разного веса и диаметра клюшкой, дриблинг; броски шайбы или мячей для стрит-хоккея, дриблинга; с разными установками на силу (50% усилия, в полную силу).

В таблице 6 представлены результаты тестирования специальной подготовленности хоккеистов 9-10 лет КГ и ЭГ в ходе эксперимента.

Таблица 6 - Результаты тестирования специальной физической и технической подготовленности хоккеистов 9-10 лет контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента, Х±о_

Показатели До эксперимента После эксперимента

КГ n=12 ЭГ n=12 р КГ n=12 ЭГ n=12 р

Бег по малой восьмерке лицом вперед (с) 26,81±1,0 26,55±1,0 >0,05 26,02±1,0 22,03±0,8 <0,05

Бег с шайбой спиной вперед 36 м (с) 9,25±0,9 9,33±0,8 >0,05 8,77±0,8 7,23±0,7 <0,05

Обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота (с) 8,44±0,4 8,47±0,3 >0,05 8,11±0,3 6,97±0,3 <0,05

Слаломный бег на коньках без шайбы (с) 29,13±0,8 29,34±0,9 >0,05 28,77±0,9 25,13±0,7 <0,05

Слаломный бег на коньках с шайбой (с) 31,06±0,9 31,16±0,8 >0,05 30,22±0,8 26,77±0,6 <0,05

Согласно данным таблицы 6 эффективность экспериментальной методики подтверждена в ходе эксперимента, так как установлен статистически достоверный прирост всех показателей координационной подготовленности у юных хоккеистов экспериментальной группы в сравнении с контрольной: прирост в тесте на точность пространственного ориентирования составил в экспериментальной группе - 21,8% (р <0,05), контрольной группе - 5% (р>0,05); в тесте на динамическое равновесие прирост составил в экспериментальной группе 43,5% (р <0,01), в контрольной - 9% (р <0,05); результат в тесте на комплексное проявление координационных способностей улучшился в экспериментальной группе на 28,6% (р <0,01), в контрольной - на 7,3% (р>0,05); кинестетическая способность улучшилась в экспериментальной группе на 14,4% (р<0,05), в контрольной - на 4,7% (р>0,05); реагирующая способность улучшилась в экспериментальной группе на 24,9% (р <0,01), в контрольной - на 6,7% (р>0,05); ритмическая способность улучшилась в экспериментальной группе на 27,8% (р<0,01), в контрольной - на 8,5% (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Применение экспериментальной методики развития координационных способностей хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических свойств нервной системы обеспечивает улучшение специальной физической и технической подготовленности, главным образом за счет использования наиболее эффективных средств, методов и методических приемов развития координационных способностей с учетом различия в проявлении психических процессов, определяемых, помимо прочего, силой и подвижностью нервных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильичёва, О. В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечностей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет с плоскостопием / О. В. Ильичева, Я.В. Сира-ковская, А.В. Ежова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 92-96.

2. Попереков, В.С. Дифференцированное развитие координационные способностей баскетболистов 10-11 лет, с учетом типологических свойств нервной системы / В.С. Попереков, Б.Е. Лосин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 151-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сираковская, Я.В. Развитие координационных способностей у школьников средних классов на основе совершенствования функций сенсорных систем : монография / Я.В. Сираковская, О.В. Ильичёва ; Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка : [б. и.], 2017. - 164 с.

REFERENCES

1. Ilicheva O.V., Sirakovskaya, Ya.V. and Ezhova, A.V. (2017), "Effectiveness of methods for developing explosive strength of lower limb muscles and jumping ability in 16-17-year-old basketball

players with flat feet", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 92-96.

2. Poperkov, V.S. and Losin, B.E. (2015),"Differential development of coordination abilities of basketball players 10-11 years, taking into account typological properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (122), pp. 151-155.

3. Sirakovskaya, Y. V. and Ilicheva O. V. (2017), Development of coordination abilities in middle school students on the basis of improving the functions of sensory systems: monograph, Moscow state Academy of physical education, Malakhovka.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.03.2020

УДК 797.21:796.015.134

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПОВОРОТОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Анастасия Владимировна Абросимова, магистр, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Екатерина Николаевна Амелина, старший преподаватель, Московский архитектурный институт; Вячеслав Анатольевич Писарев, преподаватель, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Аннотация

В настоящее время, не смотря на высокую значимость техники поворотов, тренеры обращают в основном внимание на физическую подготовленность и технику плавания по дистанции. Вместе с тем совершенствование техники поворотов в плавании нуждается в дальнейшей разработке. Цель исследования - определить основные направления повышения спортивной результативности юных пловцов за счет эффективности выполнения поворотов. Задача - определить специальные упражнения, которые позволяют улучшить спортивный результат в плавании на 100 метров вольным стилем за счет повышения эффективности поворотов способом "сальто". Практическая значимость исследования заключается в использовании специальных упражнений для повышения эффективности техники поворотов в плавании. Нами у мальчиков и девочек на дистанции 100 метров вольным стилем определена динамика скорости плавания. Отмечается снижение скорости плавания по 25-метровым отрезкам на этой дистанции и только на финише проявляется незначительный рост этого показателя, что обусловлено низкими уровнями скоростной выносливости у многих юных пловцов, неэффективной техникой выполнения поворотов. Разница результатов плавания на 10 метров с ходу и плавании на 10 м с поворотом у мальчиков в среднем составила 0,34 с, девочек -0,29 с. При подплывании к бортику у многих (71,9%) юных пловцов нарушается структура плавательных движений, снижается взаимовлияние параметров гребка на скорость плавания. Нами определены специальные упражнения, которые позволяют повысить эффективность поворотов способом "сальто", проверялась возможность их использования для повышения спортивной результативности в плавании. У юных пловцов экспериментальной группы выявлено достоверное улучшение времени плавания дистанции 10 метров с поворотом (6,2%, р <0,05), результатов плавания на дистанции 100 метров вольным стилем (5,4%, р <0,05). Целенаправленная работа по совершенствованию техники поворотов и позволила существенно улучшить спортивный результат в плавании на дистанции 100 метров вольным стилем.

Ключевые слова: юные пловцы, спортивный результат, эффективность техники, техническая подготовка, поворот способом «сальто», плавание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p192-195

IMPROVEMENT OF TURNS TECHNIQUE AS DIRECTION FOR INCREASING THE

YOUNG SWIMMERS EFFICIENCY Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Anastasia Vladimi-rovna Abrosimova, the magister, Russian State Social University, Moscow; Ekaterina Niko-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.