Научная статья на тему 'Воспитание координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет'

Воспитание координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / СПОРТСМЕН / ТРЕНИРОВКА / МЕТОДИКА / КООРДИНАЦИОННАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / HOCKEY / ATHLETE / TRAINING / TECHNIQUE / COORDINATION ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юламанова Гюзель Миниахметовна, Козлов Никита Павлович, Гиндуллин Арсен Робертович

Разработана методика воспитания координационной выносливости хоккеистов 13-14 лет на основе подбора технико-тактических действий с заданиями, выполняемых в круговой форме. Представлены показатели координационной выносливости и технико-тактической подготовленности хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, доказывающие эффективность методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юламанова Гюзель Миниахметовна, Козлов Никита Павлович, Гиндуллин Арсен Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF COORDINATION ENDURANCE OF HOCKEY PLAYERS 13-14 YEARS OLD

A technique has been developed for the education of coordination endurance of hockey players 13-14 years old based on the selection of technical and tactical actions with tasks performed in a circular form. Indicators of coordination endurance and technical and tactical preparedness of hockey players 13-14 years of the control and experimental groups before and after the experiment are presented, which prove the effectiveness of the technique.

Текст научной работы на тему «Воспитание координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет»

УДК 796.355 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10416

ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ

Г.М. Юламанова, Н.П. Козлов, А.Р. Гиндуллин

Разработана методика воспитания координационной выносливости хоккеистов 13-14 лет на основе подбора технико-тактических действий с заданиями, выполняемых в круговой форме. Представлены показатели координационной выносливости и технико-тактической подготовленности хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, доказывающие эффективность методики.

Ключевые слова: хоккей, спортсмен, тренировка, методика, координационная выносливость.

Одной из тенденций в развитии хоккея является дальнейшее повышение интенсивности игры. Современный хоккеист должен играть, сохраняя высокие координационные способности не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего чемпионата или турнира. Он должен без -болезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение небольшого интервала отдыха в ходе занятий и игр [2].

Таким образом, уровень тренированности хоккеистов определяется степенью развития комплекса технических и специальных двигательных навыков хоккеиста, отражающих уровень его готовности к игровой дея -тельности. Одна из таких характеристик - специальная координационная выносливость хоккеистов в беге на коньках [4, 8].

Следовательно, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее определяется уровнем развития специальной выносливости.

Прогрессирующие тренировочные и соревновательные нагрузки, повышая требования к спортсмену, соответственно предъявляют строгие требования к качеству спортивных занятий, эффективности их воздействия. В настоящее время в спорте резко возросли роль тренера, его профессионального мастерства и личностных качеств. Сегодня, как никогда, повышается ответственность тренера за воспитание подрастающего поколения, его здоровье, физическую дееспособность [3, 5, 6].

Хоккей с шайбой отличается высокой плотностью технических и тактических действий, которые игроки многократно повторяют: ведение шайбы по полю к цели оппонентов, оборона, передача и бросание шайбы, обманные действия и т. д. Все комбинации разыгрываются в условиях нехватки времени и пространства под натиском соперников. В этих условиях игрок должен демонстрировать неисчерпаемый самоконтроль,

терпение и решительность, объединить свою волю, мобилизовать скрытые функциональные резервы организма в решающие моменты игры. Такие качества должны быть дарованы природой, а помощь в обучении и конкуренции раскрывает их [1, 7]. Обучение в хоккее с шайбой способствует развитию координационной выносливости [9, 10].

Учитывая то, какое огромное значение имеет специальная выносливость для игровой деятельности хоккеиста, становится очевидной актуальность данной темы. В то же время, проведенный анализ научно -методической литературы выявил, что в настоящее время вопросы воспитания скоростной выносливости у юных хоккеистов рассмотрены недостаточно, имеется необходимость в поиске эффективных методик воспитания скоростной выносливости у юных хоккеистов.

На основании вышеизложенного следует констатировать противоречие между необходимостью высокого уровня координационной выносливости у юных хоккеистов и недостаточностью эффективных методик по их воспитанию.

Цель исследования: обосновать, разработать и выявить эффективность разработанной методики, направленной на воспитание координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет.

Методы и организация исследования. Для достижения поставлен -ной цели в работе использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. С целью выявления эффективности использования разработанной методики, направленной на воспитание координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет на базе ДЮСШ АНО СХК «Торос» г. Нефтекамск Республики Башкортостан, был проведен педагогический эксперимент. В исследовании принимали участие 24 спортсмена 13-14 лет, занимающиеся хоккеем, которые были поделены на 2 группы (экспериментальную и контрольную) по 12 чел. в каждой.

Экспериментальная группа тренировалась с использованием разработанной методики, направленной на воспитание координационной выносливости хоккеистов 13-14 лет.

Ход научного исследования. Проведенное анкетирование выявило, что большинство респондентов считают наиболее значимым видом специальной выносливости у юных хоккеистов координационную. В ходе корреляционного анализа установлено, что очень высокий уровень корреляции координационной выносливости обнаружен с технико -тактическими действиями: передачи, броски и удары, бег, ведение.

На основе анализа научно-методической литературы, а также результатов проведенного анкетирования, педагогического наблюдения, тестирования и методов математической статистики была разработана методика, направленная на воспитание координационной выносливости хоккеистов 13-14 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. До проведения исследования показатели уровня координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не имели и составляли: «Челночный бег 18*12 м» в контрольной группе находился на уровне 55,6±0,6 с, а в экспериментальной - 55,7±0,7 с; р>0,05 (табл. 1).

Таблица 1

Показатели координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп до эксперимента, М±т

Упражнение КГ ЭГ Р

Челночный бег 18*12 м, с 55,6±0,6 55,7±0,7 >0,05

Комплексный тест для оценки координационной выносливости, с 45,3±0,6 45,5±0,5 >0,05

Малый слалом, с 49,9±0,6 50,1±0,5 >0,05

Примечание: р - достоверность различий до и после эксперимента; М - среднее арифметическое значение; т - ошибка среднего арифметического значения; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа.

Из табл. 1 видно, что показатели комплексного теста для оценки координационной выносливости в контрольной группе составляли 45,3±0,6 с, а в экспериментальной - 45,5±0,5 с (р>0,05). Данные теста «Малый слалом» в контрольной группе находились на уровне - 49,9±0,6 с, а в экспериментальной - 50,1±0,5 с (р>0,05).

По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное исследование показателей координационной выносливости, по результатам которого было выявлено, что данные теста «Челночный бег 18*12 м» у хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп имели положительную динамику (табл. 2).

Таблица 2

Показатели координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной группы после эксперимента, М±т

Упражнение КГ ЭГ Р

Челночный бег 18*12 м, с 55,1±0,5 54,2±0,4 <0,05

Комплексный тест для оценки координационной выносливости, с 44,8±0,3 43,9±0,5 <0,05

Малый слалом, с 48,4±0,5 47,3±0,4 <0,05

Примечание: р - достоверность различий до и после эксперимента; М - среднее арифметическое значение; т - ошибка среднего арифметического значения; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа.

Из табл. 2 видно, что у хоккеистов 13-14 лет исследуемые показатели в контрольной группе находились на уровне 55,1±0,5 с, а в экспериментальной - 54,2±0,4 с (р<0,05). Данные комплексного теста для оценки координационной выносливости в контрольной группе составляли 44,8±0,3 с, а в экспериментальной - 43,9±0,5 с (р<0,05). Показатели теста «Малый слалом» в контрольной группе находились на уровне 48,4±0,3 с, а в экспериментальной - 47,3±0,4 с (р<0,05).

Дополнительно для определения эффективности разработанной методики, направленной на воспитание координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет был проведен межгрупповой анализ показателей технико-тактических действий (табл. 3).

Таблица 3

Показатели технико-тактической подготовленности хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп до педагогического эксперимента, М±т

Техническое действие КГ ЭГ V

Передачи, балл 2,4±0,7 2,3±0,6 >0,05

Бросок и удары, балл 2,3±0,6 2,4±0,5 >0,05

Ведение, балл 2,2±0,5 2,3±0,5 >0,05

Бег, балл 2,3±0,6 2,4±0,2 >0,05

Примечание: М - среднее арифметическое значение; т - стандартное отклонение;

р - уровень статистической достоверности; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; п - количество человек.

Из табл. 3 следует, что до педагогического эксперимента между группами статистически достоверно значимых различий не было, группы были статистически однородны. Так, в технико-тактических действиях «Передачи» в контрольной и экспериментальной группах показатели составили 2,4±0,7 и 2,3±0,6 балла (при р>0,05), «Бросок и удары» - 2,3±0,6 и 2,4±0,5 балла (р>0,05), «Ведение» - 2,2±0,5 и 2,3±0,5 балла (р>0,05), «Бег» - 2,3±0,6 и 2,4±0,2 балла (р>0,05) соответственно.

После педагогического эксперимента было проведено повторное исследование технико-тактических действий у хоккеистов 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп (табл. 4).

Как видно из табл. 4, все показатели технико-тактических действий у хоккеистов 13-14 лет экспериментальной группы статистически достоверно значимо выше в сравнении с контрольной.

В технико-тактическом действии «Передачи» в контрольной группе показатели составили 3,1±0,3 балла, а в экспериментальной - 3,9±0,4 балла (р<0,05).

Таблица 4

Показатели технико-тактической подготовленности хоккеистов 13-14 лет в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента, М±т

Техническое действие КГ ЭГ Р

Передачи, балл 3,1±0,3 3,9±0,4 <0,05

Бросок и удары, балл 3,0±0,4 3,9±0,3 <0,05

Ведение, балл 3,3±0,4 4,0±0,3 <0,05

Бег, балл 2,9±0,4 3,7±0,3 <0,05

Примечание: М - среднее арифметическое значение; т - стандартное отклонение;

р - уровень статистической достоверности; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; п - количество человек.

Показатели технико-тактического действия «Броски и удары» в контрольной группе составили 3,0±0,4 балла, а в экспериментальной -3,9±0,3 балла (р<0,05).

Показатели технико-тактического действия «Ведение» в контрольной группе составили 3,3±0,4 балла, а в экспериментальной -4,0±0,3 балла (р<0,05).

Показатели технико-тактического действия «Бег» в контрольной группе составили 2,9±0,4 балла, а в экспериментальной - 3,7±0,3 балла (р<0,05).

Таким образом, экспериментально обоснована эффективность разработанной методики, направленной на воспитание координационной выносливости у хоккеистов 13-14 лет.

Выявлено, что по окончании педагогического эксперимента все исследуемые показатели технико-тактических действий с высокой степенью взаимосвязи координационной выносливости (передачи, броски и удары, ведение, бег) статистически достоверно выше в экспериментальной группе, чем контрольной.

Список литературы

1. Букатин А.Ю., Колгузанов В.М. Юный хоккеист: пособие для тренеров. М.: Физкультура и спорт, 2006. 208 с.

2. Быстров В.А. Хоккей (курс специализации): метод. рекомендации. СПб.: СПбГУФК, 2000. 23 с.

3. Верхошанский Ю.В., Лазарев В.В. Основные положения организации тренировочного процесса хоккеистов // Тенденции развития спорта высших достижений. 1993. С. 121-134.

4. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теоретические основы методики контроля технического мастерства: учеб. пособие. М.: Спорт.Академ. Пресс, 2000. 80 с.

5. Дерябин С.Е. Система этапного педагогического контроля подготовки хоккеистов в ДЮСШ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 20 с.

6. Дерябин С.Е. Структура физической подготовленности юных хоккеистов // Теория и практика физической культуры. 1981. № 12. С. 30-32.

7. Зиганшин О.З., Галицин С.В. Некоторые аспекты деятельности тренеров по хоккею // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы 8-й науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока. Хабаровск: Изд-во ДГАФК, 2005. С. 61-63.

8. Лукшин С.Н. Особенности физической подготовки хоккеистов в 15-16 лет на этапах подготовительного периода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.

9. Масляков А.В. Специфика совершенствования координационных способностей при занятиях хоккеем // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 33-34.

10. Мудрук А.В. Специализированный этап координационной под -готовки хоккеистов // Организационно-методические аспекты учебного и учебно-тренировочного процессов в условиях вуза: материалы IV науч. -практ. конф. преп. и асп. / под общ. редакцией А.В. Литмановича. Омск: СибГУФКС, 2016. С. 89-93.

Юламанова Гюзель Миниахметовна, д-р пед. наук, проф., Gulamanmin@ mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Козлов Никита Павлович, преподаватель кафедры, nik.kozlov1990@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Гиндуллин Арсен Робертович, магистрант, rimma2356880@mail. ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

EDUCATION OF COORDINATION ENDURANCE OF HOCKEY PLAYERS 13-14 YEARS OLD

G.M. Yulamanova, N.P. Kozlov, A.R. Gindullin

A technique has been developed for the education of coordination endurance of hockey players 13-14 years old based on the selection of technical and tactical actions with tasks performed in a circular form. Indicators of coordination endurance and technical and tactical preparedness of hockey players 13-14 years of the control and experimental groups before and after the experiment are presented, which prove the effectiveness of the technique.

Key words: hockey, athlete, training, technique, coordination endurance.

Yulamanova Guzel Miniahmetova, doctor pedagogical sciences, professor, Gulamanmin@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Kozlov Nikita Pavlovich, teacher, nik. kozlov1990@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Gindullin Arsen Robertovich, undergraduate, rimma2356880@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture

References

1. Bukatin A.Yu., Kolguzanov V.M. Yunyj hokkeist [Young hockey player]: a guide for coaches. M.: Physical education and sport, 2006. 208 p.

2. Bystrov V.A. Hokkej (kurs specializacii) [Hockey (specialization course)]: method. recommendations. St. Petersburg: Siberian State University of Physical Culture, 2000. 23 p.

3. Verhoshanskij Yu.V., Lazarev V.V. Osnovnye polozheniya organizacii trenirovochnogo processa hokkeistov [The main provisions of the organization of the training process of hockey players] // Tendencii razvitiya sporta vysshih dostizhenij [Trends in the development of sports of the highest achievements]. 1993. P. 121-134.

4. Golomazov S.V., Chirva B.G. Teoreticheskie osnovy metodiki kontrolya tekhnicheskogo masterstva [The theoretical basis of the technique of control of technical skill]: a training manual. M.: Sport.Akadem. Press, 2000. 80 p.

5. Deryabin S.E. Sistema etapnogo pedagogicheskogo kontrolya podgotovki hokkeistov v DYuSSh [The system of step-by-step pedagogical control of the training of hockey players in the sports school]: author. dis. ... cand. ped sciences. M., 2012. 20 p.

6. Deryabin S.E. Struktura fizicheskoj podgotovlennosti yunyh hokkeistov [The structure of the physical fitness of young hockey players] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 1981. No. 12. P. 30-32.

7. Ziganshin O.Z., Galicin S.V. Nekotorye aspekty deyatel'nosti trenerov po hokkeyu [Some aspects of the activities of hockey coaches] // Modern problems of physical culture and sport: materials of the 8th scientific. conf. young scientists of the Far East. Khabarovsk: Publishing House of the DGAFK, 2005. P. 61-63.

8. Lukshin S.N. Osobennosti fizicheskoj podgotovki hokkeistov v 15-16 let na etapah podgotovitel'nogo perioda [Features of the physical training of hockey players aged 15-16 at the stages of the preparatory period]: abstract. dis. ... cand. ped sciences. M., 2012. 24 p.

9. Maslyakov A.V. Specifika sovershenstvovaniya koordinacionnyh sposobnostej pri zanyatiyah hokkeem [The specifics of improving coordination abilities when playing hockey] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2003. No. 4. P. 33-34.

10. Mudruk A.V. Specializirovannyj etap koordinacionnoj podgotovki hokkeistov [A specialized stage in the coordination training of hockey players] // Organizational and methodological aspects of the educational and training processes in the university: materials of IV scientific and practical. conf. teacher and asp. / under total. edited by A.V. Litmanovich. Omsk: Siberian State University of Physical Culture, 2016. P. 89-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.