Научная статья на тему 'Эффективность реализации тактических действий в играх хоккеистов различной квалификации'

Эффективность реализации тактических действий в играх хоккеистов различной квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕИСТЫ / ИГРЫ / ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / HOCKEY PLAYERS / GAMES / TACTICAL ACTIONS / TACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Айгуль Сабитовна, Саетов Ильнур Ришатович, Анискин Василий Игоревич

Представлены отличительные особенности атакующих и оборонительных тактических действий хоккеистов различной квалификации. Проведен анализ соревновательных поединков квалифицированных хоккеистов на этапе углубленной специализации. Выявлен уровень тактической подготовленности хоккеистов 16-17 лет и определены основные направления подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареева Айгуль Сабитовна, Саетов Ильнур Ришатович, Анискин Василий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF TACTICAL ACTIONS IN GAMES OF HOCKEY PLAYERS OF VARIOUS QUALIFICATIONS

Distinctive features of attacking and defensive tactical actions of hockey players of various qualification are presented. The analysis of competitive duels of qualified hockey players at the stage of in-depth specialization is carried out. The level of tactical readiness of hockey players aged 16-17 years is revealed and the main directions of training of athletes are defined.

Текст научной работы на тему «Эффективность реализации тактических действий в играх хоккеистов различной квалификации»

СПОРТ

УДК 796.355:796.052

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРАХ ХОККЕИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А.С. Гареева, И.Р. Саетов, В.И. Анискин

Представлены отличительные особенности атакующих и оборонительных тактических действий хоккеистов различной квалификации. Проведен анализ соревновательных поединков квалифицированных хоккеистов на этапе углубленной специализации. Выявлен уровень тактической подготовленности хоккеистов 16-17 лет и определены основные направления подготовки спортсменов.

Ключевые слова: хоккеисты, игры, тактические действия, тактическая подготовка.

Одним из наиболее зрелищных и популярных видов спорта, требующих высокого уровня тактической подготовленности, является хоккей с шайбой. Будучи ситуационным видом спорта, хоккей предъявляет высокие требования к тактическому мастерству спортсмена [7, 8]. Имея равный уровень физической, технической подготовленности, выигрывает в конкретной ситуации та команда, спортсмены которой в совершенстве владеют рациональными формами ведения спортивной борьбы [3, 5].

Индивидуальную тактику следует совершенствовать в процессе тактической подготовки отдельно в обороне и атаке: только после достижения устойчивого навыка, следует приступать к совершенствованию атакующих и оборонительных тактических действий совместно.

Кроме того, совершенствование следует проводить с постепенным усложнением условий тактических заданий, с увеличением сопротивления противника, пассивным и активным. В данном случае следует моделировать тактические ситуации с применением отрыва от опекуна, свободной передач шайбы и передачи на клюшку конкретному партнеру. Также в данных условиях реализуются тактические задания с индивидуальными действиями, такими, как вход в зону и проход, с использованием диагонального или прямого перемещения.

В процессе совершенствования индивидуальных тактических действий следует обращать внимание на развитие умений самостоятельно и своевременно применять тактический прием в соответствии со сложившейся игровой ситуацией [3].

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в большей степени в работах по хоккею, а также в имеющихся

методиках тактической подготовки хоккеистов в качестве рекомендаций по совершенствованию тактических действий используют контрольные игры и само участие в соревновательных играх [2, 5, 6].

В настоящее время, несмотря на бурный рост популярности и сложности игры в хоккей, проблема совершенствования индивидуальных тактических действий на этапе углубленной спортивной специализации раскрыта недостаточно. В доступной нам литературе освещаются проблемы тактической подготовки на основе совершенствования отдельных тактических действий, проблемы специальной физической и психологической подготовки хоккеистов. Кроме того, в своей основе публикации посвящены проблемам технической и физической подготовки детей.

Таким образом, современный этап развития хоккея показывает недостаточность обеспечения тренировочного процесса, направленного на совершенствование тактических действий в обороне и нападении хоккеистов на этапе углубленной специализации конкретными четко дозированными и структурированными упражнениями, что ведет к нерациональному использованию спортсменами в соревновательных поединках своих возможностей [6].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время научно-методическое обеспечение решения данной проблемы недостаточно. Поэтому проблема поиска средств и методов совершенствования тактических действий хоккеистов 16-17 лет с учетом особенностей соревновательной деятельности квалифицированных хоккеистов является актуальной.

Тренировочный процесс спортсменов различной квалификации строится с учетом особенностей соревновательной деятельности. Прежде чем осуществлять процесс тактической подготовки хоккеистов, необходимо проанализировать уровень реализации тактических действий в соревновательных играх и сравнить имеющийся уровень тактической подготовленности с уровнем квалифицированных спортсменов. Подобный анализ позволит определить содержание, условия, средства и методы тактической подготовки [1, 4].

Характерная особенность соревновательной деятельности в хоккее - многократное использование большого количества соревновательных упражнений - технико-тактических действий для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования).

Для определения реализации основных оборонительных и атакующих тактических действий высококвалифицированных хоккеистов и хоккеистов 16-17 лет проводилось педагогическое наблюдение. Анализ проводился путем просмотра и стенографирования видеозаписей игр Первенства Республики Башкортостан среди хоккеистов 16-17 лет и игр континентальной хоккейной лиги. Просматривались три игры спортсменов контрольной и экспериментальной групп.

Эксперты определяли эффективность каждого оборонительного и атакующего тактического действия. Они отмечали количество результативных приемов и общее количество каждого тактического приема, далее высчитывалось процентное соотношение этих двух компонентов друг к другу.

Результаты анализа реализации оборонительных тактических действий в соревновательных играх хоккеистов исследуемых групп представлены в табл. 1.

Таблица 1

Эффективность оборонительных тактических действий квалифицированных хоккеистов (п=24) и хоккеистов 16-17 лет (п=24), М±т

Показатели оборонительных Хоккеисты Высококвалифицированные Р

тактических действии 16-17 лет хоккеисты

Коэффициент скоростного маневрирования и выбора 0,38±0,09 0,49±0,08 >0,05

позиции

Коэффициент опеки 0,41±0,021 0,67±0,022 <0,05

Коэффициент отбора шайбы 0,62±0,03 0,76±0,05 <0,05

Коэффициент ловли шайбы на себя 0,64±0,018 0,68±0,02 >0,05

Примечание: Р - достоверность различий; М - среднее арифметическое значение

признака; т - ошибка среднего арифметического значения.

Как видно из табл. 1, эффективность основных оборонительных тактических действий у хоккеистов 16-17 лет достоверно отличается от квалифицированных хоккеистов: коэффициент опеки - 0,41±0,021; 0,67±0,022; р<0,05; коэффициент отбора шайбы - 0,62±0,03; 0,76±0,05; р<0,05; достоверных различий в коэффициенте ловли шайбы на себя (0,64±0,018; 0,68±0,02; р>0,05) и коэффициенте скоростного маневрирования и выбора позиции (0,38±0,09; 0,49±0,08; р>0,05) нет.

Так, из полученных результатов можно сделать вывод, что хоккеистам 16-17 лет необходимо обратить внимание на совершенствование таких оборонительных тактических действий, как опеку и отбор шайбы.

Кроме того, нами был проведен сравнительный анализ реализации атакующих тактических действий хоккеистов 16-17 лет и квалифицированных хоккеистов. Тактическая подготовленность определялась по показателям индивидуальных тактических действий - обводка, ведение, прием и бросок.

Полученные результаты сравнительного анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Эффективность атакующих тактических действий хоккеистов 16-17 лет и квалифицированных хоккеистов, М±т

Показатели Хоккеисты 16-17 лет Высококвалифицирован- Р

оборонительных такти- (п=24) ные хоккеисты (п=24)

ческих действии

Коэффициент эффективности обводки 0,22±0,6 0,63±0,4 <0,05

Коэффициент эффективности ведения 0,55±0,8 0,60±0,8 >0,05

Коэффициент эффективности приема 0,39±0,1 0,49±0,1 <0,05

Коэффициент эффективности броска 0,28±0,1 0,68±0,1 <0,05

Примечание: Р - достоверность различий; М - среднее арифметическое значение

признака; т - ошибка среднего арифметического значения.

Достоверные различия в показателях атакующих тактических действий у хоккеистов 16-17 лет и высококвалифицированных хоккеистов выявлены в показателях коэффициента обводки (0,22±0,6; 0,63±0,4; р<0,05) и коэффициенте броска (0,28±0,1; 0,68±0,1; р<0,05). Таким образом, в процессе тактической подготовки необходимо основной акцент делать на совершенствование обводки и броска.

Полученные в процессе констатирующего эксперимента данные позволяют определить содержание разработанной методики совершенствования тактических действий в обороне и нападении хоккеистов 16-17 лет. Так, в разработанной методике необходимо применять тактические задания для совершенствования таких оборонительных действий, как скоростное маневрирование и выбор позиции, опека и отбор шайбы. Кроме того, требует модификации процесс совершенствования атакующих тактических действий хоккеистов 16-17 лет, таких, как обводка и бросок. Именно эти тактические действия являются наиболее эффективными для хоккеистов.

На основании проведенных предварительных исследований было определено содержание разработанной методики совершенствования индивидуальных тактических действий хоккеистов 16-17 лет. Так, отличием занятий по экспериментальной методике является изменение тактических заданий для совершенствования тактических действий в наиболее значимых компонентах обороны и атаки. Тактические задания для совершенствования остальных тактических действий в обеих группах остаются одинаковыми.

Список литературы

1. Горский Л. Тренировка хоккеистов / пер. со словацкого. М.: Физкультура и спорт. 2004. 151 с.

2. Ишматов Р.Г., Шилов В.В. Подготовка хоккеистов в ДЮСШ и СДЮШОР (группы спортивного совершенствования 15-17 лет): учеб.-метод. пособие. СПб.: НГУФКСЗ им. П.Ф. Лесгафта, 2010. 54 с.

3. Плотников В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации // Омский научный вестник. 2015. № 5(112). С. 211-214.

4. Пушкина Е.А. Тактика в спортивных играх (на примере разновидностей хоккея) // Электронный научный журнал. 2016. № 5(8). С. 566-571.

5. Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. Технология технико-тактической подготовки в игровых видах спорта // Кибернетика и программирование. 2014. № 3. С. 103-109.

6. Рубин М.А., Огулов В.Н. О значении индивидуального тактического мастерства в системе подготовки хоккеистов // Актуальные вопросы теории хоккея и методики подготовки тренерских кадров: материалы 3-й Всерос. науч.-метод. конф. тренеров, препод. и специалистов в обл. хоккея с шайбой/ под ред. Л.В. Михно. СПб.: Изд-во «Галактика», 2010. С. 48-64.

7. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2003. 400 с.

8. Хамматов Б.М., Юламанова Г.М. Анализ соревновательной деятельности квалифицированных хоккеистов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию кафедры физ. воспитания УГАТУ. Уфа: УГАТУ, 2019. С. 397-398.

Гареева Айгуль Сабитовна, канд. пед. наук, проф., а1£и1-1кй@уапйех.ги, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Саетов Ильнур Ришатович, магистрант, же1оу48@уапйех.ги, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Анискин Василий Игоревич, магистрант, aniskin. уа$1Щуапйех.ги, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF TACTICAL ACTIONS IN GAMES OF HOCKEY PLAYERS OF VARIOUS QUALIFICATIONS

A.S. Gareeva, I.R. Saetov, V.I. Aniskin

Distinctive features of attacking and defensive tactical actions of hockey players of various qualification are presented. The analysis of competitive duels of qualified hockey players at the stage of in-depth specialization is carried out. The level of tactical readiness of hockey players aged 16-17 years is revealed and the main directions of training of athletes are defined.

Key words: hockey players, games, tactical actions, tactical training.

Gareyeva Aygul Sabitovna, candidate of pedagogical sciences, professor, aigul-tkdayandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture,

Sayetov Ilnur Rishatovich, undergraduate, saetov48@yandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture,

Aniskin Vasily Igorevich, undergraduate, aniskin. vasilayandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture

References

1. Gorskij L. Trenirovka hokkeistov [Training of hockey players] / trans. from Slovak. M.: Physical education and sport, 2004. 151 p.

2. Ishmatov R.G., Shilov V.V. Podgotovka hokkeistov v DYuSSh i SDYuShOR (gruppy sportivnogo sovershenstvovaniya 15-17 let) [Training hockey players in the Sports School and the Sports School (sports development groups 15-17 years old)]: textbook. method. allowance. SPb: NSUFKSZ them. P.F. Lesgafta, 2010. 54 p.

3. Plotnikov V.V. Tekhniko-takticheskaya podgotovka hokkeistov na etape uglublennoj specializacii [Technical and tactical training of hockey players at the stage of in-depth specialization] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2015. No. 5(112). P. 211-214.

4. Pushkina E.A. Taktika v sportivnyh igrah (na primere raznovidnostej hokkeya) [Tactics in sports games (on the example of varieties of hockey)] // Elektronnyj nauchnyj zhurnal [Electronic scientific journal]. 2016. No. 5(8). P. 566-571.

5. Rozhencov V.V., Afon'shin V.E. Tekhnologiya tekhniko-takticheskoj podgotovki v igrovyh vidah sporta [Technology of technical and tactical training in game sports] // Kibernetika i programmirovanie [Cybernetics and programming]. 2014. No. 3. P. 103-109.

6. Rubin M.A., Ogulov V.N. O znachenii individual'nogo takticheskogo masterstva v sisteme podgotovki hokkeistov [On the importance of individual tactical skill in the hockey training system] // Actual issues of hockey theory and methods of training coaching personnel: materials of the 3rd All-Russian. scientific method. conf. / ed. L.V. Mikhno. SPb.: Galaktika Publishing House, 2010. P. 48-64.

7. Savin V.P. Teoriya i metodika hokkeya [Theory and methodology of hockey]: a textbook for university students. M.: Academy, 2003. 400 p.

8. Hammatov B.M., Yulamanova G.M. Analiz sorevnovatel'noj deyatel'nosti kvalificirovannyh hokkeistov [Analysis of the competitive activity of qualified hockey players] // Actual problems of physical culture and sport: materials of the XIII International scientific-practical conf. Ufa: USATU, 2019. P. 397-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.