Научная статья на тему 'Проблемы педагогической оценки координационных способностей хоккеистов'

Проблемы педагогической оценки координационных способностей хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
536
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХОККЕЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ЛОВКОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОНТРОЛЬ / HOCKEY / TESTING / AGILITY / COORDINATION ABILITIES / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Занковец В. Э., Попов В. П.

В данной работе сделана попытка с позиций сегодняшних знаний рассмотреть понятия «ловкость» и «координационные способности»; произведена селекция из применяемых в практике хоккея тестов, определена их специфика; проведено экспериментальное испытание отобранных тестов на контингенте профессиональных спортсменов; рассчитаны оценочные таблицы по каждому тесту; проведен корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи между различными сторонами координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Занковец В. Э., Попов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and practice of hockey players coordination abilities assessment

This article attempts to examine concept of «agility» and «coordination abilities» from positions of today’s knowledge; to make selection of hockey tests; to define their specificity. Experimental trial of selected tests on the contingent of professional athletes was realized. The scoresheets for each test were designed. The correlation analysis to identify the relationship between coordination abilities various parts was realized.

Текст научной работы на тему «Проблемы педагогической оценки координационных способностей хоккеистов»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ

В.Э. ЗАНКОВЕЦ,

ХК «Динамо-Минск», Национальная сборная Республики Беларусь;

В.П. ПОПОВ,

Белорусский Государственный Университет Физической Культуры

Аннотация

В данной работе сделана попытка с позиций сегодняшних знаний рассмотреть понятия «ловкость» и «координационные способности»; произведена селекция из применяемых в практике хоккея тестов, определена их специфика; проведено экспериментальное испытание отобранных тестов на контингенте профессиональных спортсменов;

рассчитаны оценочные таблицы по каждому тесту; проведен корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи между различными сторонами координационных способностей.

Abstract

This article attempts to examine concept of «agility» and «coordination abilities» from positions of today's knowledge; to make selection of hockey tests; to define their specificity. Experimental trial of selected tests on the contingent of professional athletes was realized. The scoresheets for each test were designed. The correlation analysis to identify the relationship between coordination abilities various parts was realized.

Ключевые слова: хоккей, тестирование, ловкость, координационные способности, контроль.

Key words: hockey, testing, agility, coordination abilities, control.

Введение

Современный хоккей предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. В условиях жесткого единоборства, при дефиците времени и пространства хоккеист должен решать бесконечное количество двигательных задач в нестандартных ситуациях. В связи с этим достижение высоких спортивных результатов предполагает постоянное совершенствование физических качеств и эффективности технико-тактических действий. Одним из перспективных направлений для решения этих задач является направленное совершенствование координационных способностей (КС).

Отечественными учеными были разработаны критерии оценки КС [1, 2, 5, 6, 7, 9], а также очень практичная классификация видов КС [2]. Речь идет о разделении КС на элементарные и сложные, которые, очевидно, имеют различную структуру управления и исполнения. В данной ситуации следует констатировать, что утрачены большие надежды на быструю и простую диагностику системы управления и исполнения двигательной деятельности. Очевидно, для каждого вида спорта или группы физических упражнений потребуется разрабатывать средства, методы и критерии оценки координационных способностей. Для решения этих задач в каждом отдель-

ном виде спорта необходимо рассмотреть тесты, получившие распространение в практике и дать им научное обоснование в плане того, какие компоненты управления движениями и исполнения они отражают.

Цель и задачи работы

В мире хоккея применяют множество различных тестов [10, 11, 12, 13, 14, 15], заимствованных из соответствующей по теме литературе и практики других видов спорта. При отборе тестов для оценки КС наиболее важным и принципиальным моментом является их теоретическое обоснование. К сожалению, очень часто такого рода тесты применяются вообще без какого-либо научного обоснования [2]. В данной работе сделана попытка произвести селекцию из множества применяемых тестов, определить их преимущественную направленность, провести экспериментальное испытание на контингенте спортсменов уровня КХЛ, рассчитать оценочные таблицы по каждому тесту и попытаться изучить взаимосвязи между различными сторонами КС.

Материал и методы исследования

В процессе предварительного экспертного анализа были отобраны тесты по определению абсолютных и относительных показателей координационных способ-

ностей, относящихся к разным группам двигательных действий на льду и на земле. В ходе исследования нами использовались следующие тесты:

• Тест на баланс [6, 7] отражает способность к динамическому равновесию.

• Челночный бег 4 Х-9 метров [9] отражает абсолютный показатель способности к перестроению двигательных действий и быстроте.

• Коэффициент координационных способностей отражает относительный (латентный) показатель к перестроению двигательных действий на земле. С целью оценки координационных способностей нами был разработан так называемый «коэффициент координационных способностей». Он рассчитывался как разница в скорости пробегания тестов «Челночный бег 4 Х 9 метров» и бега на 30 метров. В данном случае решалась задача исключить влияние скоростных способностей на конечный результат.

• Слаломный бег на коньках без шайбы [8] является абсолютным показателем способности к приспособлению и перестроению двигательных действий на льду.

• Слаломный бег на коньках с шайбой [8] характеризует абсолютные способности к согласованию двигательных действий на льду.

• Тест на технику владения клюшкой - относительный показатель способности к согласованию движений на льду.

Для оценки техники владения клюшкой рекомендуется принимать во внимание разницу между временем выполнения упражнения с шайбой и без шайбы [5].

• Коэффициент координационных способностей в беге на коньках характеризует способность к перестроению двигательных действий и ритму, и представляет собой относительный (латентный) показатель. Данный коэффициент рассчитывался как разница во времени

выполнения двух упражнений: бег на 27,5 метров на коньках спиной вперед и бег на 27,5 метров на коньках лицом вперед.

• Стабилометрия: стандартный тест Ромберга.

В последние годы для диагностики двигательно-координационных качеств спортсменов перспективным направлением признается метод стабилометрии [3, 4], который в последнее время все чаще используется совместно с методикой Ромберга в практике научно-медицинского обеспечения спорта. Метод стабилометрии используется с целью оценки отклонений спортсменами от оптимального выполнения заданных произвольных движений и повышения эффективности тестирования в различных видах спорта, предъявляющих высокие требования к двигательно-координационным способностям.

В нашем исследовании использовались тест Ром-берга и метод стабилометрии, который проводился на компьютерном стабилоанализаторе с биологической обратной связью «Стабилан-01-2». Методика позволяет оценить уровень сформированности навыков двигательной сенсорной системы по управлению устойчивостью тела, а также характеризует качество нервно-мышечной активности.

Характеристика контингента

Нами было протестировано 20 хоккеистов-профессионалов. 7 игроков играют на позиции защитника, 13 хоккеистов являются нападающими. Обследованные являются представителями клубов Континентальной Хоккейной Лиги.

Результаты исследования

Полученные в ходе педагогического контроля данные были обработаны в программе Microsoft Excel. Результаты статистической обработки отражены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Шкалы оценок для хоккеистов КХЛ

Тест (контрольный норматив) Уровень подготовленности, балл

Очень низкий Низкий Средний Выше среднего Высокий

1 14 и более 10-13 6-9 2-5 1 и менее

2 > 9,89 9,35-9,89 8,97-9,34 8,41-8,96 < 8,41

3 > 3,49 3,1-3,49 2,82-3,09 2,41-2,81 < 2,41

4 > 4,52 4,33-4,52 4,18-4,32 3,97-4,17 < 3,97

5 > 4,77 4,52-4,77 4,34-4,51 4,08-4,33 < 4,08

6 > 0,31 0,23-0,31 0,16-0,22 0,06-0,15 < 0,06

7 > 1,31 0,91-1,31 0,63-0,9 0,22-0,62 < 0,22

8 > 21,22 16,11-21,22 12,7-16,1 7,57-12,69 < 7,57

9 < 63,14 63,14-76,95 76,96-86,17 86,18-99,99 > 99,99

10 < 40,06 40,06-61,75 61,76-76,22 76,23-97,9 > 97,9

11 > 21,89 13,78-21,89 8,36-13,77 0,24-8,35 < 0,24

12 > 19,07 12,03-19,07 7,31-12,02 0,25-7,3 < 0,25

13 > 6,58 4,76-6,58 3,54-4,75 1,7-3,53 < 1,7

14 > 7,41 5,73-7,41 4,59-5,72 2,89-4,58 < 2,89

15 > 254,13 164,14-254,12 104,13-164,13 14,12-104,12 < 14,12

16 > 439,47 283,45-439,47 179,42-283,44 23,38-179,41 < 23,38

Названия контрольных нормативов (тестов):

1 - тест на баланс (количество касаний земли за 30 с);

2 - челночный бег 4X9 метров (с);

3 - коэффициент координационных способностей (разность скорости в беге на 30 м и челночном беге 4 Х9 м) (м/с);

4 - слаломный бег на коньках без шайбы (с);

5 - слаломный бег на коньках с шайбой (с);

6 - техника владения клюшкой (разность результата в тестах слаломный бег на коньках без шайбы и с шайбой) (с);

7 - коэффициент координационных способностей в беге на коньках (разница во времени пробегания двух стандартных

тестов СФП: бег 27,5 метров на коньках спиной вперед и бег 27,5 метров на коньках лицом вперед);

8 - стабилометрия - общий балл по итогам теста Ромберга;

9 - качество функции равновесия с открытыми глазами (%);

10 - качество функции равновесия с закрытыми глазами (%);

11 - коэффициент резкого изменения направления движения вектора с открытыми глазами (%);

12 - коэффициент резкого изменения направления движения вектора с закрытыми глазами (%);

13 - суммарный разброс колебаний общего центра масс с открытыми глазами;

14 - суммарный разброс колебаний общего центра масс с закрытыми глазами;

15 - площадь доверительного эллипса (основная часть площади, занимаемой статокинезиограммой, которая характеризует

рабочую поверхность площади опоры человека) с открытыми глазами;

16 - площадь доверительного эллипса (основная часть площади, занимаемой статокинезиограммой, которая характеризует

рабочую поверхность площади опоры человека) с закрытыми глазами.

Таблица 2

Корреляционная матрица взаимосвязи различных показателей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 1

2 -0,12 1

3 -0,18 0,65 1

4 0,14 0,00 -0,39 1

5 0,33 0,12 -0,22 0,39 1

6 0,21 0,12 0,10 -0,43 0,66 1

7 -0,33 0,51 0,56 -0,17 0,02 0,16 1

8 0,00 0,44 0,15 -0,09 -0,10 -0,03 0,17 1

9 0,15 -0,31 -0,25 0,39 0,20 -0,12 -0,23 -0,65 1

10 0,11 0,03 0,11 0,23 0,35 0,16 0,00 -0,66 0,61 1

11 0,01 -0,12 0,10 -0,21 -0,10 0,07 0,09 -0,03 -0,05 -0,17 1

12 0,04 -0,39 0,05 -0,07 0,08 0,13 0,13 -0,29 0,22 0,08 0,65 1

13 -0,27 0,45 0,15 0,05 0,11 0,06 0,24 0,34 -0,40 0,11 -0,27 -0,34 1

14 0,24 -0,22 -0,32 0,13 -0,26 -0,35 -0,53 0,52 -0,34 -0,66 0,05 -0,13 -0,14 1

15 -0,27 0,45 0,20 -0,10 0,10 0,18 0,21 0,40 -0,58 -0,01 -0,19 -0,22 0,89 -0,03 1

16 0,18 -0,19 -0,21 0,03 -0,41 -0,42 -0,37 0,59 -0,44 -0,79 0,05 -0,12 -0,13 0,94 -0,01 1

При оценке силы связи коэффициентов корреляции нами использовалась шкала Чеддока [8], табл. 3.

Таблица 3

Сила связи между переменными

Значение Интерпретация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От 0 до 0,3 Очень слабая

От 0,3 до 0,5 Слабая

От 0,5 до 0,7 Средняя

От 0,7 до 0,9 Высокая

От 0,9 до 1 Очень высокая

Обсуждение полученных результатов

Прежде всего необходимо отметить, что представленная батарея тестов диагностики различных сторон КС никем и никогда в такой комплектации не применялась. Имеющаяся у нас информация о тестировании КС в клубах КХЛ и НХЛ, свидетельствует [13, 14, 15], что вопросы оценки уровня КС рассматриваются в узком смысле понимания этого качества (челночный бег на земле, слалом на льду), а в большинстве случаев измерение показателей КС вообще не проводится.

Рассматривая результаты первых семи педагогических тестов, обращаем внимание на то, что они могут являться ориентировочными показателями подготовленности различных сторон КС хоккеистов уровня КХЛ. На базе этих результатов нами рассчитана шкала оценки, которая может использоваться как инструмент обсуждения результатов тестирования команд более или менее высокого уровня.

В общих чертах, рассматривая результаты тестирования (табл. 1), привлекает внимание тест № 1, характеризующий способность к динамическому равновесию. Очевидно, что специфика хоккея требует высокий уровень способности держать баланс в сложных вариантах движения в процессе игровой деятельности. Данный тест косвенно отражает состояние функции равновесия ЦНС. Полученный показатель свидетельствует, по нашему мнению, об имеющемся значительном резерве в улучшении функции равновесия у обследуемого контингента. Тренерам по физической подготовке рекомендуется уделить внимание к подбору специальных упражнений для совершенствования динамического баланса на земле и на льду.

Тест № 2 - челночный бег 4 Х9 м является классическим и наиболее популярным как для учащихся средней школы, так и для спортсменов самого высокого уровня в различных видах спорта. Данный тест использовался нами для расчета латентного показателя КС в тесте № 3. Интерес представляет наличие взаимосвязи (0,65) между этими тестами (табл. 2). Это свидетельствует о значительном вкладе латентного показателя в абсолютный показатель координационных способностей к перестроению двигательных действий и быстроте.

Тесты № 4 и 5 служили для оценки КС в реальных условиях бега на коньках с шайбой и без шайбы (слалом) и позволили получить абсолютные показатели способности к приспособлению и перестроению двигательных действий на льду. Полученные в этих тестах результаты позволили рассчитать латентный показатель КС, условно названный «Техника владения клюшкой» [5].

Тест № 7, характеризующий способности управлять движением в неординарном для повседневной жизни упражнении (рассчитанный как разница во времени выполнения двух стандартных тестов - бег на коньках 27,5 м лицом и спиной вперед), дал любопытные результаты. Обнаружена его взаимосвязь (0,53) с коэффициентом координационных способностей в тесте на земле № 3, а также (0,51) с простейшим тестом № 2.

Можно полагать, что при определенном различии в исполнительной части этих упражнений (биомеханики), программирующие (смысловые) компоненты управляющей системы достаточно близки, что и нашло отражение в корреляционной зависимости. Вместе с тем возникает вопрос: почему результаты тестов № 6 и 7, на первый взгляд аналогичных и отражающих латентный компонент КС в беге на коньках, «решительно не хотят породниться»? Вероятно, бег с изменением направления (змейка) и бег спиной вперед предъявляют к системе управления различные требования, что отражается в несхожести их функциональных систем. Данная ситуация еще раз подтверждает гипотезу Ляха В.И. [2] об автономности различных КС.

Далее рассмотрим результаты определения уровня постуральной устойчивости, понимаемой как способность к сохранению баланса и поддержанию равновесия. Показатели тестов № 8-16 отражают состояние механизмов поддержания равновесия, к которым относятся вестибулярная, зрительная и сенсорная системы. Они считаются триадой постурального контроля. Для понимания особенностей функционирования систем пространственной ориентации и постурального контроля большое значение имеет феномен относительной значимости («веса») сенсорных стимулов. Последний подразумевает, что вклад («вес») сенсорной афферентации в пространственную ориентацию или постуральный контроль варьирует в зависимости от конкретной ситуации.

Простейший пример - ориентация или удержание равновесия при открытых и закрытых глазах (тесты 9, 10). Очевидно, что у человека наибольший вклад в ориентацию и поддержание баланса при визуальном контроле вносят зрительные стимулы, однако при закрытых глазах их значение минимально. У пациента с вестибулярными нарушениями в процессе вестибулярной компенсации увеличивается значимость зрительной и проприоцептивной афферентации. Этот механизм, несомненно, позволяет устранить нарушения, вызванные вестибулярной дисфункцией, но при этом чрезмерная значимость визуальной информации («зрительная зависимость») делает пациентов склонными к дезориентации и неустойчивости в случаях, когда зрительные стимулы противоречивы или не полностью отражают реальную обстановку. Процесс сенсорного «перевешивания» оптимально функционирует при сохранности афферентации от всех трех сенсорных систем, но нарушается при выпадении стимулов от любой из них. Так, оценка качества сохранения равновесия с открытыми и закрытыми глазами в нашем исследовании (тесты 9, 10) подтвердила значимость зрительного анализатора в обеспечении качества равновесия.

Диапазон колебаний стабильности поддержания позы на стабилоплатформе находился в пределах от 61 до 91%. При оценке устойчивости с закрытыми глазами уровень стабильности снизился в среднем по группе с 81,57 до 68,99%. У некоторых испытуемых уровень устойчивости при выключенном зрительном анализаторе снизился до 38%. Вместе с тем были зарегистрированы

результаты снижения стабильности - не более 2%. В двух случаях получен феноменальный результат улучшения стабильности при отключенном зрительном анализаторе - у четырех обследуемых результат практически не изменился. Диапазон снижения устойчивости оказался очень индивидуальным, что свидетельствует о специфике постурального профиля спортсменов и индивидуальной структуре управляющих систем.

Остальные показатели стабилометрии характеризуют площадь опоры, точность движений, частоту колебательных движений тела спортсмена.

Показатели теста 11 характеризуют количество колебательных движений за единицу времени в процентах. Увеличение этого показателя свидетельствует о нерациональном использовании энергетических ресурсов в процессе решения двигательной задачи. Сравнение показателей в тестах с открытыми и закрытыми глазами, очевидно, дают информацию о различном соотношении в управлении балансом вестибулярной, зрительной и сенсорной систем.

Интересная информация получена посредством корреляционного анализа. Так, общий балл по сумме всех тестов на стабилоплатформе проявил взаимосвязь (0,65) с тестами 9 и 10, наиболее надежно и стабильно отражающих качество функции равновесия с участием и без участия зрительного анализатора. В свою очередь все показатели в тестах с открытыми глазами и, соответственно, показатели с закрытыми глазами проявили высокую взаимосвязь в своих группах (г - 13/15 = 0,89; г - 14/16 = 0,94).

Заключение

Проведенное исследование показало, что инструментальные методы позволяют точно измерить, но лишь отдельные психофизические функции или отдельные

признаки КС: точность воспроизведения, дифференцирование пространственных, временных, силовых параметров движений, а не самих КС как целостных психомоторных образований.

Разработанная нами шкала оценки различных сторон КС является готовым инструментом для практического внедрения в программу отбора, подготовки и контроля в сфере подготовки хоккеистов.

В настоящей работе анализировались параметры стабилографии, связанные с оценкой системы управления движением. Для получения более обширной информации в дальнейших исследованиях необходимо расширить диапазон изучения управляющих механизмов, доступных стабилометрии. Прежде всего таких, как:

1) оценка латеральной асимметрии (позволяет определить ведущее полушарие человека, выявить латеральный тип психической деятельности, что представляет интерес для прогнозирования амплуа спортсмена);

2) тест Треугольник (дает оценку возможности испытуемого воспроизводить двигательное действие по памяти);

3) тест Прироста (измеряет кинезиологическую чувствительность при движении всем телом и отражает точность выполнения двигательной задачи); 4) тест Эвольвента (характеризует возможности по принятию двигательных решений в ответ на внешний управляющий сигнал); 5) тест Ступени (позволяет оценить состояние системы управления двигательными программами, а также предвидеть реакцию спортсмена в экстремальных условиях).

Полученные результаты имеют практическую и прогностическую ценность для селекции, оценки текущего уровня координационных способностей спортсменов, а также для контроля за ходом адаптации к тренировочной нагрузке.

Литература

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.

2. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва: ТВТ Дивизион,

2006. - 288 с.

3. Сливи С.С. Становление и перспективы развития отечественной компьютерной стабилографии / С.С. Сли-ви // VI Всероссийская конференция по биомеханике «Биомеханика-2002». Тезисы докладов. - Н. Новгород, 2002. - С. 26.

4. Шестаков М.П. Использование стабилометрии в спорте / М.П. Шестаков. - Москва: ТВТ Дивизион,

2007. - 112 с.

5. Букатин А.Ю. Контроль за подготовленностью хоккеистов различных возрастных групп (включая отбор) / А.Ю. Букатин. - М.: Федерация хоккея России, 1997. - 24 с.

6. Twist P. Complete conditioning for hockey / P. Twist. -Human Kinetics, 2007. - 232 p.

7. Arizona Local News [Electronic resource]. - Mode of access:

http://healthyliving.azcentral.com/balance-boards-hockey-training-18987.html. - Date of access: 11.07.2015.

8. Hockey Tech [Electronic resource]. - Mode of access:

http://www.hockeytech.com - Date of access: 12.06.2015.

9. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

10. Занковец В.Э. Динамика ЧСС в процессе соревновательной деятельности хоккеистов молодежной сборной Республики Беларусь / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Актуальные аспекты современной науки: сборник материалов VIII-й международной научно-практической конференции (г. Липецк, 30 июня 2015 г.) / отв. ред. Е.М. Мосолова. - Липецк: «РаДуши», 2015. -108 с.

С*)

11. Занковец В.Э. Модификация теста Купера для оценки аэробной работоспособности в игровых видах спорта / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Университетский спорт в современном образовательном социуме: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 23-24 апр. 2015 г.: в 4 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; ред-кол.: Т.Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2015. - Ч. 3: Молодежь - науке. - С. 143-146.

12. Занковец В.Э. Периодизация тестирований в игровых видах спорта / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Наука и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 июня 2015 г., г. Уфа) в 2 ч. Ч. 1. - Уфа: Аэтерна, 2015. - 224 с.

13. Занковец В.Э. Проблема оптимизации обратной связи в профессиональном хоккее (по результатам анкетирования специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Наука. Образование. Личность: сборник мате-

риалов III Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Логос, 2015. - 134 с.

14. Занковец В.Э. Тестирование как элемент процесса управления подготовкой хоккеистов высокой квалификации (по результатам опроса специалистов) /

B.Э. Занковец, В.П. Попов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХLIV Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. -

C. 246-250.

15. Занковец В.Э., Попов В.П. Взаимосвязь скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей хоккеистов-профессионалов на льду и вне льда // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2015. - № 9. - С. 12-19.

References

1. Matveev L.P. Theory and Methodology of Physical Education (general foundations of the theory and methodology of physical education, theoretical and methodological aspects of sports and professional applications forms of physical culture): Manual for Inst. phys. culture / L.P. Matveev. -M.: Physical Education and Sports, 1991. - 543 p.

2. Lyakh V.I. Coordination abilities: diagnostics and the development / V.I. Lyakh. - Moscow: TBT Division, 2006. - 288 p.

3. Slivy S.S. Formation and prospects of development of the domestic computer stabilography / S.S. Slivy // VI All-Russian Conference on Biomechanics "Biomechan-ics-2002". Abstract. - N. Novgorod, 2002. - P. 26.

4. Shestakov M.P. Using stabilometry in sport / M.P. Shes-takov. - Moscow: TBT Division, 2007. - 112 p.

5. Bukatin A.Y. Monitoring the readiness of players of different age groups (including sampling) / A.Yu. Bukatin. - M.: Ice Hockey Federation of Russia, 1997. - 24 p.

6. Twist P. Complete conditioning for hockey / P. Twist. - Human Kinetics, 2007. - 232 p.

7. Arizona Local News [Electronic resource]. - Mode of access:

http://healthyliving.azcentral.com/balance-boards-hockey-training-18987.html - Date of access: 11.07.2015.

8. HockeyTech [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.hockeytech.com - Date of access: 12.06.2015.

9. Kholodov Zh.K. Theory and Methodology of Physical Education and Sport: A Handbook benefits for students. Executive Proc. institutions / Zh.K. Holodov, V.S. Kuz-netsov. - 2nd ed., Rev. and add. - M.: Publishing center "Academy", 2003. - 480 p.

10. Zankovets V.E. The dynamics of HR in the process of competitive activity hockey youth team of the Republic of Belarus / V.E. Zankovets, V.P. Popov // Actual aspects of modern science: proceedings of VIIIth

International Scientific and Practical Conference (Lipetsk, June 30 2015). / Ed. E.M. Mosolova. - Lipetsk "RaDushi", 2015. - 108 p.

11. Zankovets V.E. Modification of the Cooper test to assess aerobic performance in team sports / V.E. Zankovets, V.P. Popov // varsity sports in the modern educational society: Proceedings Intern. scientific and practical. conf., Minsk, 23-24 April, 2015. 4 hr. / Belarusian state. Univ. Phys. culture; Editorial Board: Polyakova (Ch. Ed.) [et al.]. - Minsk: BGUFK, 2015. - Part 3: Youth - science. P. 143-146.

12. Zankovets V.E. Periodization testing in team sports / V.E. Zankovets, V.P. Popov // Science and Modernity: a collection of articles of the International scientific and practical conference (June 5, 2015, Ufa). In 2 pt., part 1. -Ufa: Aeterna, 2015. - 224 p.

13. Zankovets V.E. The problem of optimization of feedback in professional hockey (on the results of the survey of experts) / V.E. Zankovets and V.P. Popov // Science Education. Personality: the collection of materials of the III International scientific-practical conference. - Stavropol: Logos, 2015. - 134 p.

14. Zankovets, V.E. Testing as part of the management of the preparation of players of high qualification (in a survey of experts) / V.E. Zankovets, V.P. Popov // Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical application: a collection of materials XLIV International scientific-practical conference / under total ed. S.S. Cher-noff. - Novosibirsk: Publishing TSRNS, 2015. - P. 246 -250.

15. Zankovets V.E., Popov V.P. Relationship speed, power and speed-power abilities of professional hockey players on the ice and off the ice // Pedagogika, psihologiya that health biologichni problemi i fizichnogo vihovannya i sporty. -2015. - No 9. - P. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.