академия физической культуры, спорта и туризма»);
• Приволжский Федеральный округ (г. Казань - Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»);
• Сибирский Федеральный округ (г. Новосибирск - Новосибирская областная организация Общество «Динамо»);
• Южный федеральный округ (г. Сочи, Федеральное государственное бюджетное учреждение «ЮГ Спорт»).
По окончании курсов повышения квалификации каждому слушателю выдавался учебно-методический материал в электронном виде на компакт-дисках.
Обучение в каждой группе завершалось итоговой аттестацией и выдачей слушателям, выполнившим все требования учебного плана и успешно закончившим обучение, документа установленного образца о повышении квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М : Советский спорт, 2014. - 298 с.
2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. - М. : Спорт, 2016. - 616 с.
REFERENCES
1. Ed. Evseev, S.P. (2014), Adaptive physical culture in the practice of working with people with disabilities and other limited mobility groups of population: the textbook, Soviet sport, Moscow.
2. Evseev S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture: textbook, Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.01.2017
УДК 796.966
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ХОККЕИСТОВ В
ВОЗРАСТЕ 6-8 ЛЕТ
Игорь Владимирович Захаркин, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, главный тренер ХК «Салават Юлаев» (г. Уфа), Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Иван Александрович Чичелов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье рассматриваются четыре основных компонента подготовки юного спортсмена в возрасте 6-8 лет в хоккее с шайбой - физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка. В разделе технической подготовки хоккеистов рассматриваются два основных аспекта - это техника передвижения на коньках и техника владения клюшкой и шайбой. В статье представлен авторский взгляд на процесс воспитания и развития юных спортсменов в хоккее с шайбой, сформулированный на основе практического опыта и изучения современных тенденций в развитии данного вида спорта.
Ключевые слова: хоккей, дети 6-8 лет, учебно-тренировочный процесс, компоненты подготовки.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 6-8 YEARS
Igor Vladimirovich Zakharkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, honored trainer of Russia, head coach of HC "Salavat Yulaev" (Ufa), Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Department chairman, Ivan Aleksandrovich Chichelov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes four main components of training of the young athlete at the age of 6-8 years in ice hockey - physical, technical, tactical and psychological training. In the section of technical training of hockey players two main aspects have been considered - it is technique of movement on the skates and the stick and puck handling. The author's view on the process of education and development of young athletes in ice hockey formulated on the basis of the practical experience and studying of current trends in development of this sport is presented in article.
Keywords: hockey, children of the age 6-8 years, educational and training process, preparation components.
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство детей с хоккеем происходит в возрасте примерно от 5 до 7 лет. Однако в России в последние годы наблюдается тенденция, когда в хоккей приводят детей в возрасте трёх лет. Это могут быть конькобежные школы, школы фигурного катания или же они могут сразу тренироваться в хоккейной команде своего возраста. В большинстве своем подготовка юных хоккеистов ведется преимущественно в ДЮСШ и СДЮШОР и ориентирована на спорт высших достижений [1]. Массовый детский хоккей, который являлся фундаментальной основой системы многолетней подготовки хоккеистов в СССР [1], на современном этапе развития хоккея с шайбой в Российской Федерации не справляется со своей основной задачей, а именно отбор наиболее талантливых и перспективных юных хоккеистов.
Таким образом, на сегодняшний день перед тренером стоит задача не отобрать наиболее перспективных детей для занятий конкретным видом спорта, а привлечь наибольшее количество детей и заинтересовать их своим видом спорта. После небольшого количества учебно-тренировочных занятий тренер должен оценить различные варианты подготовки хоккеиста, которые больше всего подходят для данного юного спортсмена в его развитии. Эти варианты должны быть предложены его родителям, которые при совместном обсуждении с тренером команды должны найти лучшее решение для ребёнка. Целью данного выбора является определение пути развития юного хоккеиста, который наилучшим образом позволил бы ему безболезненно и как можно быстрее войти в состав своей новой команды. Чтобы достичь уровня подготовки новой команды юному хоккеисту понадобится достаточное количество тренировок и время, но, крайне важно, чтобы он тренировался со спортсменами, уровень которых соответствует его уровню подготовки. Юный хоккеист должен тренироваться в своей возрастной группе, но в отдельных случаях он может участвовать в учебно-тренировочном и соревновательном процессе со старшими возрастными группами. Это зависит от его зрелости, технической подготовленности и социальной сферы, в которой он развивается. При переходе в старшую возрастную группу крайне важно учитывать эти три компонента.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ХОККЕИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 6-8 ЛЕТ
Цели учебно-тренировочного процесса:
1. Создать у занимающихся детей устойчивый интерес к занятиям спортом в целом и к занятиям хоккеем в частности;
2. Создание тренером условий, при которых юные хоккеисты полюбят хоккей;
3. Учебно-тренировочный процесс должен приносить удовольствие юным хоккеистам.
Педагогические принципы построения учебно-тренировочного занятия в данном возрастном периоде:
1. Использование метода демонстрации каждого технического приема и упражнения: хоккеист должен видеть и понимать, что и как нужно делать;
2. Апробация хоккеистами выполнения технического приема;
3. Коррекция ошибок и неточностей, указание на детали выполнения технического приема;
4. Многократное повторение хоккеистами технического приема;
5. Терпение.
Физическая подготовка
Физическая подготовка у хоккеистов в данном возрасте не подразумевает использование в учебно-тренировочном процессе таких терминов как «выносливость», «сила», «быстрота». В этом возрасте важно, чтобы ребенок играл, соревновался и получал при этом удовольствие. Ребенок развивает баланс, двигательные способности и координационные способности во время различных игр с элементами здоровой конкуренции, соперничества и работы в команде [3]. Во время учебно-тренировочных занятий вне льда крайне важно участие всех хоккеистов команды. В учебно-тренировочном процессе можно использовать метод разбивки большой группы на несколько малых групп, для того чтобы максимально разнообразить занятие и использовать как можно больше различных упражнений. Бег, прыжки, прыжки на скакалке, спортивные и подвижные игры, броски и ловля различных видов мячей, элементы гимнастики и т.д. - подобные упражнения наиболее эффективно развивают баланс и координационные способности ребенка. Чрезвычайно важно - использовать различные виды спорта - это помогает дополнительно развиваться, расширять диапазон двигательных возможностей организма ребенка, а также получать удовольствие от движений. Эффективно также использовать различные варианты игр с мячом или ракеткой.
Необходимо подчеркнуть, что никакой специальной работы по развитию «выносливости», «силы», «быстроты» быть не должно. Физические нагрузки юным спортсменам должны предлагаться только в строгом соответствии с сенситивными возрастными периодами развития физических качеств детей для данного возраста [2]. Чрезмерные физические нагрузки, полученные в результате учебно-тренировочного процесса, приводят к тому, что ребенок заканчивает хоккейные секции, ДЮСШ и СДЮШОР с различными нарушениями здоровья, такими как заболевания и травмы суставно-связочного аппарата, нарушение осанки и различные заболевания опорно-двигательного аппарата. В данном возрастном периоде необходимо стимулировать детей к тому, чтобы они пробовали себя в других видах спорта, а не специализировались только лишь на хоккее - это поможет им в дальнейшем развитии.
Психологическая подготовка
При организации учебно-тренировочного процесса в данном возрастном периоде тренер отвечает не только за физическое развитие своих подопечных, но он обязан создать здоровую атмосферу в коллективе и насыщенную, интересную учебно-тренировочную программу. Подробное объяснение, а также наглядный показ упражнений - это очень важный элемент в подготовке хоккеистов данного возраста. Обязательным элементом любого занятия являются похвала и подбадривание юного хоккеиста.
Техническая подготовка
Техника передвижения на коньках.
При обучении и развитии техники передвижения на коньках тренеру необходимо в первую очередь использовать упражнения на развитие баланса, координационных спо-
собностей, а также уделять большое внимание правильной посадке хоккеиста. При этом в тренировке используется большое количество различных игр, направленных на улучшение техники владения коньками. В данном возрастом периоде будут интересны эстафеты и в целом любые упражнения на улучшение двигательных моторных возможностей хоккеиста. Очень важно, чтобы ребенок катался как можно больше, при этом постоянное движение должно проходить в игровой форме в виду того, юные хоккеисты достаточно быстро утомляются.
Техника владения клюшкой и шайбой.
Ведение, финты. На данном этапе подготовки хоккеистов очень важно научить их правильно обращаться с клюшкой, чтобы юный хоккеист мог правильно и хорошо контролировать шайбу стоя на месте или во время медленных движений. В учебно-тренировочных занятиях важно использовать различные упражнения на разучивание правильного хвата клюшки и на удержание клюшки в одной или двух руках. При выполнении всех упражнений юным хоккеистам необходимо напоминать, что их взгляд всегда смотрит прямо. Показ упражнений на видео или приглашение на учебно-тренировочные занятия профессиональных хоккеистов будет очень интересен юным хоккеистам на данном этапе подготовки.
Передачи, остановка, прием. В процессе изучения способов приема и передачи шайбы необходимо использовать простейшие передачи, располагаясь на одном месте, с удобной стороны и с неудобной стороны. Очень важно, чтобы во время выполнения данных элементов клюшка все время была на льду, а руки юного хоккеиста во время приема шайбы выполняли мягкие уступающие движения. В учебно-тренировочном процессе необходимо использовать большое количество повторений данных технических элементов и в дальнейшем необходимо от тренировки к тренировке увеличивать количество повторений. В случае неудач - тренировать, тренировать и еще раз тренировать. Тренер должен всегда подбадривать и хвалить юного хоккеиста - это путь к его развитию и успеху.
Броски, удары, подправления. В данном возрастном периоде также необходимо изучать и тренировать умение бросать по воротам. На данном этапе рационально тренировать кистевой бросок с удобной и неудобной стороны, располагаясь при этом на одном месте и напротив бортов. В данном случае техника выполнения броска намного важнее, чем сила броска и высота полета шайбы.
Очень важно, чтобы хоккеист правильно выполнял бросок, чтобы стоял на правильной ноге и все технические действия выполнял правильно с точки зрения биомеханики.
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка в данном возрастном периоде характеризуется различными играми с изучением индивидуальных ролей хоккеистов на площадке (нападающий, защитник). Игры на маленькой площадке, поперек площадки, с простейшими правилами или без ограничений со стороны тренера прекрасно подходят для обучения в игровой форме индивидуальной тактике юных хоккеистов. Также можно использовать игру на всю площадку, но при этом тренеру очень важно подбадривать хоккеистов и требовать от них максимально возможного количества движений на коньках.
При развитии оборонительных качеств хоккеиста тренеру необходимо объяснить ему, как и каким образом вступать в отбор шайбы и выбирать позицию при игре без шайбы. Также большое значение имеют действия игрока при непосредственной потере шайбы. Возврат в свою зону, отбор шайбы сразу после потери шайбы, защита собственных ворот должны максимально правильно выполняться каждым хоккеистом.
В заключение к вышесказанному предложена обобщенная информация по организации учебно-тренировочного процесса хоккеистов в возрасте 6-8 лет (таблица 1).
Таблица 1 - Организация учебно-тренировочного процесса хоккеистов в возрасте 6-8 лет
_ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА_
Хоккей с шайбой
Другие виды спорта
• при развитии физической подготовки хоккеистов, не используются понятия «выносливость», «сила», «быстрота», Самое главное, чтобы в этом возрасте дети «играли в спорт» и получали удовольствие от учебно-тренировочных занятий;
• дети развивают координационные способности и баланс по средствам спортивных и подвижных игр;
• прыжки, прыжки на скакалке, бег, броски и ловля различных мячей, элементы гимнастики и т.д. и т.п., эффективно развивают баланс и координационные способности;
• рекомендуется применять в учебно-тренировочных занятиях различные варианты спортивных и подвижных игр с мячами или ракетками._
• очень важно, чтобы ребенок попробовал множество различных видов спорта. Это способствует всестороннему развитию ребенка и получению удовольствия от занятий спортом. Необходимо поощрять детей пробовать свои силы в других видах спорта, кроме хоккея.
ВАЖНО
• понятия «выносливость», «сила», «быстрота» не должны использоваться тренером в учебно-тренировочном процессе_
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• постоянная поддержка и подбадривание юных хоккеистов во время учебно-тренировочного процесса.
• создание здоровой атмосферы в детском коллективе_
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника передвижения на коньках
Техника владения клюшкой и шайбой
Ведение, финты
Передачи, остановка, прием
Броски, удары, подправ-ления
• развитие баланса;
• освоение и закрепление правильной посадки хоккеиста;
• подвижные игры на коньках;
• обучение всем компонентам техники передвижения на коньках;
• эстафеты.
• ведение шайбы различными способами стоя на месте и при медленном движении;
• обучение различным вариантам хвата клюшки;
• при выполнении всех упражнений взгляд прямо, но не на шайбу.
• простейшие упражнения на освоение техники приема и передачи шайбы;
• большинство упражнений выполняется стоя на месте.
• простейшие упражнения на освоение техники броски;
• упражнения рационально выполнять стоя на месте напротив бортов.
ВАЖНО
ВАЖНО
ВАЖНО
ВАЖНО
• поощрять желание кататься на коньках, где только возможно;
• учебно-тренировочный процесс в игровой форме;
• демонстрация всех упражнений.
• объяснить, какой должна быть длина и толщина клюшки;
• во время выполнения всех упражнений взгляд прямо;
• демонстрация всех упражнений._
• во время выполнения всех упражнений клюшка располагается на льду и мягкий прием шайбы;
• большое количество повторений.
• контроль
техники
броска.
правильной выполнения
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• изучение роли нападающего в игре;
• изучение роли защитника в игре;
• изучение способов отбора шайбы;
• изучение алгоритма действий при потере шайбы;
• игры на маленькой площадке, поперек площадки, с простейшими правилами или без ограничений со стороны тренера для обучения в игровой форме индивидуальной тактике юных хоккеистов, упражнения 2x2, 3x3 различной тактической направленности и с определенным заданием на игру;
• изучение хоккеистами и дальнейшее соблюдение ими правил игры._
ЛИТЕРАТУРА
1. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Савин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с. - ISBN 5-7695-1031-5.
2. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов : методическое пособие / В.Г. Никитушкин. - М. : Москомспорт, 2009. - 112 с.
3. Чемберс, Д. Профессия-тренер. Наука и искусство : универсальное методическое руководство / Д. Чемберс. - М. : Человек, 2013. - 184 с. - ISBN 978-5-906131-02-7.
REFERENCES
1. Savin, V.P. (2003), Theory and technique of hockey: the textbook for students of higher educational institutions, publishing center "Academia", Moscow, ISBN 5-7695-1031-5.
2. Nikitushkin V.G. (2009), Modern training of young athletes. Methodical benefit, Mos-komsport, Moscow.
3. Chambers, D. (2013), Profession coach. Science and art: Universal methodical management, Person, Moscow, ISBN 978-5-906131-02-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.10.2016
УДК 796.922.093.642
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ МИШЕНЕЙ БИАТЛОННОЙ УСТАНОВКИ В ПОЛОЖЕНИИ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ЛЁЖА
Николай Анатольевич Зрыбнев, преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ),
Андрей Валерьевич Борисов, кандидат технических наук, доцент, Филиал ФГБОУ ВО НИУ «Московский энергетический институт» в г. Смоленске
Аннотация
В статье подробно рассматривается данные анализа математической модели траектории перемещения дульной части ствола (оси канала ствола) во время скоростной стрельбы биатлониста из положения лёжа по биатлонной мишенной установке. Результаты математических расчётов показывают, что амплитуда смещения оси канала ствола по горизонту во время скоростной стрельбы из положения лёжа будет составлять 22±2 мм, а не 8.5^10.3 см. По вертикали смещение оси канала ствола в свою очередь составит 18,21 мм, при условии неподвижности места упора затыльника винтовки. Если место упора затыльника будет смещаться вместе с правой частью груди в пределах 5 мм по вертикали, то это приведет к дополнительному смещению пули при поражении мишени на 182,73 мм и гарантированному промаху. Смещение точки прицеливания по вертикали вниз вынуждает биатлониста включать в статическую работу левую руку для удержания «ровной мушки» в точке прицеливания, что снижает кучность и меткость стрельбы и не позволяет определить приоритетную последовательность поражения мишеней.
Ключевые слова: скоростная стрельба по биатлонной мишенной установке; геометрическая модель изготовки; линейное перемещение оси канала ствола; траектория перемещения дульной части ствола.
PROBLEM OF CHOICE OF SEQUENCE OF TARGETS WHEN FIRING ON BIATHLON TARGET SYSTEM FROM PRONE SHOOTING POSITION
Nikolay Anatolyevich Zrybnev, the teacher,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk,
Andrey Valerievich Borisov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Smolensk Branch of National Research University "Moscow Energy Institute "
Annotation
The article provides a detailed mathematical model of the movement path of the muzzle part of the barrel (bore axis) during prone speed shooting using a biathlon target system. The mathematical calculation results show that the horizontal bore axis shift amplitude during prone speed shooting will amount to 22±2 mm rather than 8.5^10.3 cm and the vertical bore axis shift will be 18.21 mm provided that the rifle butt plate remains seated in the same position. If the butt plate resting point is displaced vertically by up to 5 mm, this will result in an additional shift of the point of impact on the target by 182.73 mm and a guar-