Научная статья на тему 'Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса'

Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3113
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / PREPARATION METHODOLOGY / INITIAL STAGE OF TRAINING PROCESS / YOUNG HOCKEY PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Андрей Анатольевич

В статье рассматривается методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса. Эффективное формирование основ подготовки юных хоккеистов осуществлено при реализации эффективности процесса по овладению техникой катания на коньках, рациональном распределении времени на овладение техническими приемами во время тренировочного занятия, всестороннем материально-техническом обеспечении учебно-тренировочного процесса, формированием устойчивой мотивации к занятиям хоккеем; созданием здорового морально-психологического климата в хоккейной команде; общением с юными хоккеистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of the young hockey players preparation for sports activity at the initial stage of the educational-training process

The article examines the methodology of young hockey players preparation for the sports activity at the initial stage of the educational-training process. Effective formation of the bases for preparation of the young hockey players is carried out under the realization of efficiency of the process directed at mastering skating techniques, rational distribution of the time in mastering the techniques during the training period, all-round material support of educational -training process, formation of steady motivation for the hockey practice; promotion of healthy moral and psychological climate inside ice-hockey team; comunication with young hockey players.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса»

УДК 796.966

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА

Андрей Анатольевич Абрамов, соискатель,

Тульский Государственный Университет имени Л.Н. Толстого (ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

Аннотация

В статье рассматривается методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса. Эффективное формирование основ подготовки юных хоккеистов осуществлено при реализации эффективности процесса по овладению техникой катания на коньках, рациональном распределении времени на овладение техническими приемами во время тренировочного занятия, всестороннем материально-техническом обеспечении учебно-тренировочного процесса, формированием устойчивой мотивации к занятиям хоккеем; созданием здорового морально-психологического климата в хоккейной команде; общением с юными хоккеистами.

Ключевые слова: методика подготовки, начальный этап учебно-тренировочного процесса, юные хоккеисты.

METHODOLOGY OF THE YOUNG HOCKEY PLAYERS PREPARATION FOR SPORTS ACTIVITY AT THE INITIAL STAGE OF THE EDUCATIONAL-TRAINING

PROCESS

Andrey Anatolevich Abramov, the competitor,

The L.N. Tolstoy State Pedagogical University of Tula

Annotation

The article examines the methodology of young hockey players preparation for the sports activity at the initial stage of the educational-training process. Effective formation of the bases for preparation of the young hockey players is carried out under the realization of efficiency of the process directed at mastering skating techniques, rational distribution of the time in mastering the techniques during the training period, all-round material support of educational -training process, formation of steady motivation for the hockey practice; promotion of healthy moral and psychological climate inside ice-hockey team; comunica-tion with young hockey players.

Keywords: preparation methodology, initial stage of training process, young hockey players.

ВВЕДЕНИЕ

Хоккей - популярный вид спорта. Исследования в области хоккея проводятся регулярно. Система подготовки хоккеистов наиболее полно представлена в учебнике для студентов высших учебных заведений «Теория и методика хоккея», автор учебника -доктор педагогических наук, профессор В.П. Савин [2].

В то же время количество научных работ, касающихся непосредственно начального этапа учебно-тренировочного процесса крайне ограниченно [1]. Они посвящены развитию способностей юных хоккеистов, обучению катанию на коньках, совершенствованию физических качеств. А вот научные работы, связанные с подготовкой юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса, отсутствуют.

МЕТОДИКА

Основные исследования были проведены в СДЮСШОР «Х/К Липецк». В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах занималось по 25 юных спортсменов. В эксперименте в КГ применялась стандартная программа подготовки юных хоккеистов,

которая используется в ДЮСШ и СДЮСШОР по хоккею с шайбой. Юные хоккеисты ЭГ занимались по экспериментальной авторской методике, нацеленной на подготовку к спортивной деятельности.

Для того чтобы сформулировать основные педагогические условия и психологопедагогические воздействия авторской методики, необходимо было определить позиции стандартной программы, применяемой в ДЮСШ и СДЮШОР. С этой целью использовались такие методы, как: анализ научно-методической литературы, беседы и анкетирование детских тренеров разных хоккейных школ. Полученные результаты позволили сформулировать педагогические условия и психолого-педагогические воздействия экспериментальной методики подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса. Основными педагогическими условиями являлись:

Эффективность процесса по овладению техникой катания на коньках. Проведенные беседы с детскими тренерами показали, что они не всегда уделяют должное внимание процессу по овладению техникой катания на коньках. Причины, как правило, кроются в недооценке этого компонента хоккейного мастерства. Для реализации данного педагогического условия в экспериментальной группе (ЭГ) использовался такой методический прием как индивидуальная работа с каждым юным хоккеистом. Помимо этого, в начале первого года работы в ЭГ применялось следующее средство: упражнения на резиновом покрытии в коньках. Работа на резиновом покрытии позволяет укрепить, необходимые для катания на коньках, группы мышц и связок, тогда как при беге или ходьбе они не задействованы. Упражнения использовались разнообразные: эстафеты, скрестные шаги, прыжки, переходы через препятствия и т. д.

Рациональное распределение времени на овладение техническими приемами во время тренировочного занятия. С помощью бесед с детскими тренерами по хоккею было выявлено, что многие из них во время одного тренировочного занятия ведут работу над большим количеством технических элементов: как над техникой катания, так и над техникой владения клюшкой. Поэтому в ЭГ юным хоккеистам давалось небольшое количество упражнений для работы над технической подготовкой (не более 20 минут на изучение технического элемента и не более 2 минут на выполнение упражнения), но при этом внимательно следили за тем, чтобы культура выполнения технических элементов была высокой.

Всестороннее материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса. Основным средством реализации данного педагогического условия был специальный инвентарь: юниорский клюшки и облегченные шайбы. Зачастую, на начальном этапе юные хоккеисты тренируются обычными взрослыми клюшками, подогнанными под их рост, которые могут быть слишком тяжелыми и жесткими. А специальные юниорские клюшки более подходят юным хоккеистам, как по весу, так и по жесткости. Обычные шайбы слишком тяжелы для юных хоккеистов, поэтому использовались облегченные шайбы, причем того же размера. Для этого, в центре обычной шайбы вырезался круг, небольшого радиуса, что делало ее более легкой по весу. Таким образом, поскольку, начальный этап учебно-тренировочного процесса является основным в заложении фундамента технической подготовки, применение специального инвентаря, способствовало выработке правильных начальных двигательных манипуляций.

Важной составной частью авторской методики, примененной в ЭГ, помимо, педагогических условий, являлись психолого-педагогические воздействия воспитывающего характера. В работе использовались следующие психолого-педагогические воздействия:

Формирование устойчивой мотивации к занятиям хоккеем. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям хоккеем в ЭГ применялось такое средство как встречи и общение с игроками команд мастеров Высшей и Суперлиги. Его суть заключалась в организации встреч с игроками команды мастеров г. Липецка, а также с липецкими воспи-

танниками, которые играли в ведущих клубах нашей страны. На этих встречах игроки рассказывали о своей карьере, первых шагах в хоккее, отвечали на вопросы, дарили сувениры. Такие мероприятия приносили юным хоккеистам массу положительных эмоций, что играло немаловажную роль в создании устойчивой мотивации к занятиям хоккеем.

Создание здорового морально-психологического климата в хоккейной команде. Для реализации данного психолого-педагогического воздействия, применялся методический прием: планирование совместных командных мероприятий вне учебно-

тренировочного процесса. Для этого в ЭГ использовались такие мероприятия как: походы всей командой в кино, театр; совместные (вместе с родителями) выезды на пикник. Все эти мероприятия способствовали установлению дружеских отношений и созданию здорового микроклимата в детской команде.

Общение с юными хоккеистами. Многие тренеры ошибочно полагают, что общение заключается лишь в указаниях игрокам что-то сделать, но словесные команды являются лишь небольшой частью процесса общения. Больше половины сообщаемого материала передается не словами, а с помощью мимики, жестов, каких-то действий [3]. Поэтому в процессе общения с юными хоккеистами ЭГ мы внимательно следили за передачей как словесных, так и невербальных сообщений.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для обследования различных сторон двигательной сферы юных хоккеистов, отражающих уровень физической подготовленности, морфофункционального статуса, некоторые психофизические качества, технический потенциал, личностные и интеллектуальные характеристики испытуемых, был отобран 31 тест. Тесты подбирались таким образом, чтобы они были доступны для выполнения юными хоккеистами. Все тесты прошли предварительную проверку на надежность, объективность и информативность. Тестирование проводилось до начала эксперимента, после первого года эксперимента и после окончания всей экспериментальной работы. Динамика статистических различий в результатах тестов, зафиксированных в контрольной и экспериментальной группе, представлена в таблице 1. (Использовался 1-критерий Стьюдента).

Таблица 1

Динамика статистических различий в результатах тестов, зафиксированных в кон-

трольной и экспериментальной группе, (по ^критерию Стьюдента)

Тесты Начало 1-й год Окончание

її КГ-ЭГ Ї2 КГ-ЭГ І3 КГ-ЭГ

Наклон вперед 0,07 0,98 2,29

Бег 20 м (на «земле») 0,01 0,01 0,85

Бег 10 м (на «льду») 0,36 0,61 2,13

Становая динамометрия 0,18 0,14 0,12

Расстояние за 12 минут бега на «льду» 0,19 0,58 0,68

Бег 5х18м 0,04 0,72 1,45

Количество движений за 50 с 0,08 0,14 2,48

«Беговой» тест 0,04 1,00 1,95

Объем внимания 0,04 0,17 0,32

Концентрация внимания 0,39 0,50 0,76

Переключение внимания 0,15 0,55 2,19

Игра в «пятнашки» 0,27 1,40 2,52

Экспертная оценка 0,12 2,8 2,5

Простая зрительно-моторная реакция 0,19 0,22 0,41

Сложная зрительно-моторная реакция 0,01 0,09 2,16

Реакция со сбивающим воздействием 0,09 0,09 2,12

Вестибулярная устойчивость 0,05 0,41 1,90

Тесты Начало 1-й год Окончание

t1 КГ-ЭГ t2 КГ-ЭГ t3 КГ-ЭГ

Уверенность в себе 0,15 0,20 2,17

Эмоциональная возбудимость 0,11 0,17 2,11

Независимость 0,04 0,40 0,69

Добросовестность 0,22 2,24 2,36

Смелость 0,16 0,35 0,77

Самоконтроль 0,06 0,62 2,11

Невозмутимость 0,26 0,05 0,71

Устойчивый интерес к занятиям хоккеем 0,21 0,83 2,17

Тест Люшера 0,32 0,63 2,12

Прыжок вверх на тумбе 0,31 0,56 1,84

Оперативное мышление 0,11 0,45 2,09

Понимание аналогии 0,21 0,01 0,98

Незаконченное упражнение 0,26 0,61 1,12

Незаконченное предложение 0,12 1,35 2,15

Достоверность различий полученных данных в ходе эксперимента определялась по t критерию Стьюдента. При t=2,07 - Р<0,05; t=2,S2 - Р<0,01.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное тестирование показывает, что до начала экспериментальной работы достоверных изменений в результатах между КГ и ЭГ зафиксировано не было (11). После первого года достоверные изменения в показателях отмечены только в 2 тестах (12). А вот после окончания всей экспериментальной работы юные хоккеисты ЭГ в сравнении с их сверстниками из КГ показали достоверно лучшие результаты (на уровне достоверности Р<0,05) по 16 показателям тестирования (13).

ВЫВОДЫ

1. Эффективное формирование основ подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса возможно при реализации следующих педагогических условий: эффективность процесса по овладению техникой катания на коньках; рациональное распределение времени на овладение техническими приемами во время тренировочного занятия; всестороннее материальнотехническое обеспечение учебно-тренировочного процесса. А также психологопедагогических воздействий, воспитывающего характера: формирование устойчивой мотивации к занятиям хоккеем; создание здорового морально-психологического климата в хоккейной команде; общение с юными хоккеистами.

2. Результаты проведенного исследования доказывают, что авторская методика оказывает достоверное положительное влияние на большую часть показателей, включенных в программу исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов, К. К. Педагогическая технология управления учебнотренировочным процессом юных хоккеистов, связанным с овладением техникой катания на коньках / К.К. Михайлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 4 (26). - С. 49-52.

2. Савин, В. П. Теория и методика хоккея : учебник для студентов высших учебных заведений / В. П. Савин. - М. : Академия, 2003. - 235 с.

3. Тренировка юных хоккеистов / перевод с английского. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2003. - 201 с.

Контактная информация: abramovaa23@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.