ТЕХНИКО-ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРУКТУРНОГО ЦИКЛА ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ КРОЛИСТОВ
УДК/UDC 797.2
Поступила в редакцию 27.02.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов1 2 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Рябчук1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Титаренко3 Российский государственный педагогический университет им. А.И. 1ерцена, Санкт-Петербург
2Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург
TECHNICAL AND TEMPORAL PARAMETERS OF STRUCTURAL SWiMMiNG CYCLE OF JUNIOR CRAWL SWIMMERS
PhD, Associate Professor O.E. Ponimasov1, 2 PhD, Associate Professor V.V. Ryabchuk1 2 PhD, Associate Professor Yu.A. Titarenko3 1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg 2Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg 3St. Petersburg State Fire Service EMERCOM of Russia, Saint Petersburg
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать педагогическую технологию синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации. Методика и организация исследования. Концепция разработанной технологии заключалась в поэтапном формировании интегральной готовности к достижению спортивного мастерства на основе синхронизации технической и физической подготовки юных пловцов в процессе базовой спортивной специализации. Содержание технологии включало в себя три этапа: овладение техническими основами избранного для специализации способа плавания; овладение деталями техники способа плавания; овладение индивидуальной вариацией техники плавания.
Результаты исследования и выводы. На основе поэтапного формирования интегральной готовности к соревнованиям посредством применения алгоритмов синхронизации технической и физической подготовки юных пловцов достигнут уровень развития специальных физических качеств пловца, необходимых для перспективного совершенствования спортивного мастерства. Получен новый научный результат - выявлена возможность эффективного совершенствования технико-временных параметров структурного цикла плавания посредством синхронизированного формирования технической и физической подготовки юных кролистов. Представлены результаты исследования, подтверждающие эффективность педагогической технологии синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации.
Ключевые слова: технико-временные параметры, структурный цикл плавания, юные кролисты.
Annotation
Objective of the study was to scientifically substantiate the educational technology of synchronized formation of the technical and physical fitness of junior swimmers at the stage of initial sports specialization.
Methods and structure of the study. The developed technology consisted in the step-by-step formation of the integral readiness to achieve sports excellence through the synchronization of technical and physical training of junior swimmers at the stage of initial sports specialization. The content of the technology consisted of three stages: mastering the technical basics of the chosen specialization-specific swimming technique; mastering the details of the swimming technique; excelling the individual swimming technique.
Results and conclusions. On the basis of the step-by-step formation of the integral readiness of athletes for the competitive activities using the technical and physical training synchronization algorithms for junior swimmers, we reached the level of development of their special physical qualities needed for the prospective improvement of their sports skills. A new scientific result was obtained: the possibility of the effective improvement of the technical and temporal parameters of the structural swimming cycle by means of the synchronized formation of the technical and physical fitness of junior crawl swimmers. The findings proved the effectiveness of the educational technology of synchronized formation of the technical and physical fitness of junior swimmers at the stage of initial sports specialization.
Keywords: technical and temporal parameters, structural swimming cycle, junior crawl swimmers.
Введение. Эффективность выступления на соревнованиях в современном плавании определяется не только углубленной специализацией, но и максимальным соответствием и сбалансированностью всех видов подготовки спортсмена. Сложность координационных процессов возрастает при необходимости учета возрастных и биологических особенностей юных пловцов (А. И. Крылов, Е. О. Виноградов, 2017). Это требует оптимального уровня развития общих и специальных физических качеств, способного обеспечить индивидуальные особенности технической подготовленности юных спортсменок к соревнованиям. Отмечается, что основой высоких результатов в плавании на начальном
этапе специализации и реализации их в максимальный спортивный результат в перспективе является сочетанное формирование технической и физической подготовленности в ходе тренировочного процесса при подготовке к соревнованиям.
Цель исследования - научно обосновать педагогическую технологию синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации.
Методика и организация исследования. Концепция разработанной технологии заключалась в поэтапном формировании интегральной готовности к достижению спортивного мастерства
на основе синхронизации технической и физической подготовки юных пловцов в процессе базовой спортивной специализации. Содержание технологии включало в себя три этапа:
1-й этап - овладение техническими основами избранного для специализации способа плавания;
2-й этап - овладение деталями техники способа плавания;
3-й этап - овладение индивидуальной вариацией техники плавания.
Реализация базовой концепции в рамках технологии синхронизированного формирования видов подготовки обеспечивалась созданием определенных организационно-педагогических условий, гарантирующих достижение промежуточных и итоговых целей спортивной тренировки юных пловцов.
Целью 1-го этапа начальной специализации является поэлементное овладение техникой на основе предварительной физической подготовки. Достижение цели осуществляется синхронизацией процессов овладения основными техническими элементами техники избранного способа плавания и развития общих физических качеств пловца.
Целью 2-го этапа синхронизации технической и физической подготовки юных пловцов является целостное овладение техникой на основе развития специальных физических качеств. На данном этапе синхронизируемыми процессами являлись овладение рациональной структурой техники плавания избранным способом и развитие силы гребка.
Цель 3-го этапа специализированной тренировки в избранном способе плавания состояла в вариативном овладении техникой на основе специальной физической подготовки и в процессе соревнований. Синхронизируемыми процессами в данном периоде являлись формирование устойчивости и вариативности техники плавания и развитие специальной скоростно-силовой выносливости пловца на основе преимущественного использования совокупности методических приемов перспективного формирования техники способа плавания при ступенчатом повышении нагрузки и в условиях соревнований. Логическим завершением третьего года тренировки и всего этапа начальной специализации являлось достижение юными пловцами показателей III или II спортивного разряда.
Экспериментальные исследования проводились с бригадой кролистов Центра олимпийской подготовки по плаванию в составе 33 спортсменов - 18 мальчиков и 15 девочек в возрасте 9-10 лет. Контрольной группой (КГ) явилась группа начальной специализации в плавании вольным стилем по ти-
повой программе тренировочного процесса для спортивных школ, разработанной на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание».
Для эффективного управления ходом педагогического эксперимента с соответствии с данными промежуточного тестирования использовалась числовая информация с анализом динамики качественных изменений синхронизируемых процессов формирования технической подготовленности и развития специальных физических качеств. Управление тренировочным процессом осуществлялось посредством варьирования специализированных синхронизирующих средств и методов тренировки на основе их координационного взаимодействия. Обратная информация о протекающих процессах синхронизированного формирования технической и физической готовности пловцов служила основанием для внесения соответствующих коррективов в направленность тренировочных воздействий.
Результаты исследования и их обсуждение. Было выявлено, что применение технологии синхронизированного формирования технической и физической подготовленности в тренировке юных пловцов не только приводит к улучшению гидродинамических параметров техники плавания, но и способствует развитию специальных физических качеств пловца, необходимых для перспективного совершенствования спортивного мастерства. Использование соответствующих алгоритмов согласованного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов на этапе базовой подготовки подтверждается улучшением технико-временных показателей спортсменов (табл. 1, 2).
В результате эксперимента общий ритм движений и структура плавательного цикла кролистов экспериментальной группы (ЭГ) изменились в сторону увеличения рабочей фазы и ускорения выполнения подводящих движений относительно начала эксперимента. Это было достигнуто не только вследствие целенаправленной работы над техникой, но и применением специальных тренировочных режимов и специальной физической подготовки в воде. Величина изменений коэффициента ритма плавания у участников ЭГ значительно превысила величину сдвига пловцов КГ. Формирование структуры плавательного цикла движений у кролистов КГ происходило по пути паритетного соотношения рабочей фазы и подготовительных движений. В связи с этим пловцы ЭГ получили преимущество в создании силы гребка, что обеспечивалось мощным и более длительным приложением усилий.
Таблица 1. Изменения технико-временных параметров девочек-кролисток
Показатель Этапы тестирования
ЭГ КГ
до после до после
Длительность плавательного цикла, с 1,36±0,10 1,51±0,18 1,34±0,09 1,50±0,08
Длительность рабочей фазы, с 0,68±0,04 0,80±0,07 0,67±0,03 0,80±0,03
Длительность подготовительной фазы, с 0,39±0,02 0,30±1,0* 0,37±0,01 0,35±0,03*
Длительность скольжения, с 0,27±0,03 0,34±0,5 0,20±0,01 0,29±0,02
Коэффициент плотности гребка 50,0±1,7 59,7±0,3* 49,1±3,3 56,2±2,4
Показатель Этапы тестирования
ЭГ КГ
до после до после
Длительность плавательного цикла, с 1,36±0,10 1,51±0,18 1,34±0,09 1,53±0,05
Длительность рабочей фазы,с 0,68±0,04 0,80±0,07 0,69±0,03 0,85±0,07
Длительность подготовительной фазы, с 0,37±0,02 0,31±1,0 0,37±0,01 0,33±0,02*
Длительность скольжения, с 0,27±0,03 0,36±0,5 0,18±0,01 0,29±0,04
Коэффициент плотности гребка 50,0±3,7 56,9±0,3* 55,1±3,3 55,2±2,4
Примечание. * - р<0,05.
Примечание. * - р<0,05.
Таблица 2. Изменения технико-временных параметров мальчиков-кролистов
Улучшение гидродинамических параметров в экспериментальных группах происходило за счет согласованного развития специальных физических качеств и формирования рациональной кинематической структуры гребковых движений. Это проявилось в преимущественном увеличении шага плавания, снижении темпа гребков, росте коэффициентов эффективности и экономичности техники плавания, формировании рациональных пространственных и пространственно-временных характеристик плавательного цикла. В контрольных группах позитивные тенденции были не столь значительны вследствие проведения тренировочного процесса по традиционной программе подготовки спортивного резерва.
Вывод. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что эффективное протекание синхронизации видов подготовки спортсменов в плавании обеспечивается реализацией этапов педагогической технологии синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов. Это достигается автоматизмом элементов рациональной техники, интегрированием отдельных технических элементов и специальных физических качеств в единое двигательное образование, обеспечивающее надежность и вариативность навыков плавания в напряженных условиях соревнований.
Использованная литература
1. Булгакова Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - С. 78-80.
2. Колмогоров С.В. Оценка эффективности технического мастерства пловцов. Способ плавания брасс / С.В. Колмогоров, А.Б. Кочергин // Плавание. - 2010. - № 1 (4). - С. 42-48.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ
физкультурно-оздоровительная деятельность как инструмент управления стрессом в условиях ограничения жизнедеятельности
Доктор педагогических наук, доцент Е.С. Садовников1 1Волгоградский государственный университет, Волгоград
УДМ^С 796.011.3
Ключевые слова: коронавирусная пандемия, система физкультурно-оздоровительной деятельности, стресс, неопределенность, субъект заботы о своем здоровье.
Введение. Современная ситуация с новой коронави-русной инфекцией характеризуется мощным воздействием на человека различных отрицательных психологических факторов, в частности таких, как страха внезапной смерти, болезни, неопределенного будущего.
Цель исследования - выявить возможности системы физкультурно-оздоровительной деятельности как инструмента управления стрессом в условиях ограничения жизнедеятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Особенность человеческого бытия - построение образа, модели будущего и составление дорожной карты для его достижения. Состояние неопределенности выступает как мощный стресс-фактор, отрицательно воздействующий на этот процесс. Для разрешения возникшей неопределенности необходимо подобрать высокомотивированную деятельность, которая помогла бы ее преодолению. Физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) усиливает эмоциональное переживание успешности и полезности занятий. Это согласуется с принципом эффективного функционирования системы ФОД «соответствия режима физических нагрузок и поведенческих ограничений величине планируемого оздоровительного эффекта», где главным условием достижения благополучия и здоровья является положение, когда прибавочная, дополнительная репрессия (режим
3. Крылов А.И. Коррекция техники плавания на основе динамических характеристик гребка / А.И. Крылов, Е.О. Виноградов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). -С. 102-105.
4. Понимасов О.Е. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 1. - С. 71-72.
5. Штамбург И.Н. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
References
1. Bulgakova N.Zh. Plavanie [Swimming]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 2001. pp. 78-80.
2. Kolmogorov S.V., Kochergin A.B. Otsenka effektivnosti tekhnicheskogo masterstva plovtsov. Sposob plavaniya brass [Rating swimmers' technical performance. Breaststroke]. Plavanie. 2010. No. 1 (4). pp. 42-48.
3. Krylov A.I., Vinogradov E.O. Korrektsiya tekhniki plavaniya na osnove dinamicheskikh kharakteristik grebka [Swimming technique correction based on dynamic characteristics of stroke]. Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 4 (146). p. 102-105.
4. Ponimasov O.E., Ryabchuk V.V. Issledovanie kosvennykh pokazateley rabotosposobnosti plovtsov [Indirect indicators of swimmers' working capacity].Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2016. No. 1. pp. 71-72.
5. Shtamburg I.N., Ponimasov O.E., Grachev K.A. et al. Ekonomizatsiya tipologicheskikh kombinatsiy tekhniki prikladnogo plavaniya pri obu-chenii kursantov voennykh vuzov [Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2016. No. 2. pp. 16-17.
6. Mooney R., Corley G., Godfrey A., Osborough C., Quinlan L.R., OLaighin G. Application of video-based methods for competitive swimming analysis: a systematic review. Sport Exerc Med Open J. 2015. Vol. 1. N 5. pp. 133-150.
7. Schnitzler C., Seifert L., Alberty M., Chollet D. Hip velocity and arm coordination in front crawl swimming. Int J Sports Med. 2010. Vol. 31. pp. 875-881.
РЕДАКЦИИ
physícal educatíon and health actmty for stress
MANAGEMENT iN coNDiTioNS of LIMITED LiFE AcTmTY
Dr.Hab., Associate Professor E.S. Sadovnikov1 Volgograd State University, Volgograd
Поступила в редакцию 28.09.2020 г.
нагрузок и ограничений здорового образа жизни) должна быть оправдана достижением оздоровительного эффекта. Вместе с тем необходимо отметить, что неблагоприятными для субъекта могут стать и чрезмерно активная, и чрезмерно пассивная эмоционально-поведенческие стрессовые реакции, не способствующие (или даже мешающие) удалению стрессора.
Вывод. Условия пандемии вносят коррективы в образовательный процесс по физическому воспитанию в школах и вузах и требуют адаптации всей системы ФОД к вновь возникшим условиям. Главная цель в условиях пандемии - забота о себе и своем здоровье, поэтому направленность занятий по физическому воспитанию необходимо перенести в область самоорганизации ФОД, увеличивая лекционный курс и теоретико-методические занятия, где основной упор направлен на изучение механизмов стресса и возможности управления им средствами ФОД. Адаптация системы физкультурно-оздоровительной деятельности к современным условиям коронавирусной пандемии следует осуществлять путем расширения ее идеальной части (идеализация системы) и включения в ее структуру компонентов, отражающих анализ ситуации, созданной коронавирусной пандемией (ситуативно-адаптационный компонент).
Использованная литература
1. Садовников Е.С. Принципы функционирования системы физкультурно-оздоровительной деятельности / Е.С. Садовников // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - 75 с.
Информация для связи с автором: [email protected]