Научная статья на тему 'Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов'

Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ / BASIC STAGE OF TRAINING / YOUNG SWIMMERS / SPATIAL PARAMETERS OF SWIMMING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ольховская Ольга Геннадьевна, Понимасов Олег Евгеньевич, Антонов Андрей Васильевич

В статье рассматриваются вопросы организации тренировочного процесса, направленные на согласованное развитие физических качеств и формирование техники избранного для специализации способа плавания. Изучена динамика амплитудно-пространственных показателей девочек-кролисток и мальчиков-кролистов в процессе начальной спортивной специализации. Выявлены метрические параметры плавания, обусловливающие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности. Раскрыт принцип дифференцирования применяемых тренировочных средств, специфических методов тренировки синхронизирующей тренировки юных пловцов на этапе базовой подготовки. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ольховская Ольга Геннадьевна, Понимасов Олег Евгеньевич, Антонов Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structuring amplitude and spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers

The article discusses the organization of the training process aimed at the coordinated development of physical qualities and the formation of the technique of swimming chosen for specialization. The dynamics of the amplitude-spatial indicators of free style girls and boys in the process of the initial sports specialization is studied. The metric parameters of swimming are determined, which determine the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness. The principle of differentiation of the applied training tools, specific methods of training synchronizing training of young swimmers at the stage of basic training is disclosed. The research results characterizing the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness of young swimmers are presented.

Текст научной работы на тему «Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов»

2. Shilina, T.A. and Voronkova, G.V. (2013), "Binary lesson as an effective way to form students 'holistic perception of the world", Scientific and methodological electronic journal Concept, No. T1, pp. 116-121.

3. Losev, K.V. (2016), "Binary methods in the structure of education and development of higher school students", Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkin, No. 2, pp. 3345.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2019

УДК 797.21

СТРУКТУРИРОВАНИЕ АМПЛИТУДНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЦИКЛА ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ КРОЛИСТОВ

Ольга Геннадьевна Ольховская, соискатель, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Андрей Васильевич Антонов, кандидат педагогических наук, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации тренировочного процесса, направленные на согласованное развитие физических качеств и формирование техники избранного для специализации способа плавания. Изучена динамика амплитудно-пространственных показателей девочек-кролисток и мальчиков-кролистов в процессе начальной спортивной специализации. Выявлены метрические параметры плавания, обусловливающие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности. Раскрыт принцип дифференцирования применяемых тренировочных средств, специфических методов тренировки синхронизирующей тренировки юных пловцов на этапе базовой подготовки. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов.

Ключевые слова: базовый этап подготовки, юные пловцы, пространственные параметры техники плавания.

STRUCTURING AMPLITUDE AND SPATIAL CHARACTERISTICS OF THE SWIMMING CYCLE OF YOUNG CRAWL-SWIMMERS

Olga Gennadiyevna Olkhovskaya, the competitor, Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Andrey Vasi-lyevich Antonov, the candidate ofpedagogical sciences, North-West Institute of Management,

St. Petersburg

Annotation

The article discusses the organization of the training process aimed at the coordinated development of physical qualities and the formation of the technique of swimming chosen for specialization. The dynamics of the amplitude-spatial indicators of free style girls and boys in the process of the initial sports specialization is studied. The metric parameters of swimming are determined, which determine the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness. The principle of differentiation of the applied training tools, specific methods of training synchronizing training of young swimmers at the stage of basic training is disclosed. The research results characterizing the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness of young swimmers are presented.

Keywords: basic stage of training, young swimmers, spatial parameters of swimming technique.

ВВЕДЕНИЕ

К настоящему времени получены обширные теоретико-экспериментальные данные по специализированной спортивной тренировке юных пловцов на этапе перехода к

углубленному совершенствованию в определенных спортивных дисциплинах. Данный этап охватывает достаточно продолжительный период, и, по мнению спортивных специалистов, может длиться 3 года [1]. Объективные закономерности перспективной подготовки юных спортсменов требуют применения адекватных методик, обусловливающих эффективное формирование интегральной физической готовности к достижению максимальных спортивных результатов [3].

Особенности соревновательной деятельности требуют от спортсменов вариативности технических навыков плавания избранным способом. При прохождении основной соревновательной дистанции техника плавания может изменяться на основе уровня развития специальных физических качеств. Поэтому синхронизация видов подготовки представляет собой не точное соответствие функциональных параметров конкретным техническим стереотипам, а формирование способности к вариативному проявлению особенностей техники плавания на основе достаточно высокого уровня физической подготовленности [2]. Данная способность представляет собой сложнейшую компетенцию ведения соревновательной борьбы, характеризующуюся одномоментным проявлением двух разнородных видов подготовленности - овладением эффективной техникой способа плавания и специальной физической подготовленности спортсмена [5].

Для успешного выступления в соревнованиях требуемые компоненты подготовки должны быть функционально интегрированы в целостную динамическую двигательную структуру с присущей ей стабильной положительной динамикой поступательного развития [4]. Внешним критерием эффективности подобного двигательного образования является высокий спортивный результат, показанный юным пловцом на соревнованиях. Это достигается полифункциональным решением двигательных и функциональных задач углубленного формирования техники способа плавания и развития специальных физических качеств.

Технические навыки способа плавания и уровень развития специальных физических качеств составляют основу функционирования всей системы подготовки юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации. Они являются структурными элементами интегральной готовности к перспективному достижению высоких спортивных результатов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Организация педагогического эксперимента предусматривала разработку перспективного плана тренировочного процесса на протяжении всего этапа начальной специализации спортсменов. Выделение отдельных этапов тренировочного процесса обусловило дифференцирование применение тренировочных средств, специфических методов тренировки, разработку промежуточных модельных показателей технической и физической подготовленности юных пловцов, выбор итоговых целевых ориентиров подготовки на уровне 2-3-го спортивных разрядов в плавании.

В экспериментальных исследованиях приняли участие 42 спортсмена-кролиста, из них 24 мальчика и 18 девочек. Контрольную группу (КГ) составили 10 мальчиков и 8 девочек. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли14 мальчиков и 10 девочек.

Спортивная тренировка в КГ проводилась в соответствии с рекомендациями Гос -комспорта и типовой Программой подготовки спортсменов на этапе начальной специализации для ДЮСШ олимпийского резерва по плаванию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты эксперимента отражены в таблицах 1, 2. По итогам эксперимента у спортсменов ЭГ наблюдался наибольший прирост кинематических показателей техники плавания - амплитудной и пропульсивной характеристик гребка, амплитуды скольжения, продолжительности двигательного цикла, продолжительности скольжения. Увеличение

данных показателей на этапе акцентированной работы над техникой в скоростных режимах плавания привело к повышению плотности гребка пловцов ЭГ.

Таблица 1 - Динамика амплитудно-пространственных показателей девочек-кролисток в процессе начальной специализации _

Исследуемый показатель Периоды тестирования в процессе эксперимента

ЭГ КГ

до после до после

Амплитудная характеристика гребка, м 0,79±0,6 0,91±0,7 0,80±0,4 0,88±0,5

Пропульсивная характеристика гребка, м 0,53±0,03* 0,59±0,03 0,59±0,03 0,58±0,05

Амплитуда скольжения, м 0,18±0,01 0,28±0,02* 0,17±0,01 0,22±0,01

Проскальзывающий коэффициент гребка, м 0,23±0,01 0,17±0,01* 0,22±0,01 0,19±0,03

Фазовый коэффициент скольжения 0,42±0,04* 0,49±0,03 0,35±0,02 0,45±0,01*

Примечание: * - Р<0,05.

Таблица 2 - Динамика амплитудно-пространственных показателей мальчиков-кролистов в процессе начальной специализации

Исследуемый показатель Периоды тестирования в процессе эксперимента

ЭГ КГ

до после до после

Амплитудная характеристика гребка, м 0,90±0,6 0,98±0,7 0,90±0,4 0,95±0,5

Пропульсивная характеристика гребка, м 0,65±0,04* 0,69±0,04 0,66±0,03 0,69±0,05

Амплитуда скольжения, м 0,20±0,01 0,26±0,02 0,11±0,01 0,19±0,01

Проскальзывающий коэффициент гребка, м 0,27±0,01 0,19±0,01 0,24±0,01* 0,20±0,03

Фазовый коэффициент скольжения 0,32±0,04 0,41±0,03 0,31±0,02 0,45±0,01

Примечание: * - Р<0,05.

При сопоставлении соотношения амплитудной и пропульсивной характеристик гребка выявлено, что общее продвижение пловцов ЭГ за время цикла движений обеспечивается как продуктивностью рабочей фазы движения, так и возрастанием фазы наплыва, что свидетельствует о высокой степени экономичности техники избранного для специализации способа плавания. Это подтверждает достоверно возросшая величина фазового коэффициента скольжения, как у девочек-кролисток, так и у мальчиков-кролистов.

Возрастание амплитудной характеристики гребка в общей структуре цикла движений пловцов-кролистов ЭГ сопровождалось снижением проскальзывающего коэффициента. При расчете проскальзывающего коэффициента было установлено, что в результате тренировочного процесса соотношение гребковой и подготовительной фазы увеличилось в пользу рабочих движений, непосредственно направленных на продвижение тела пловца в воде. У девочек и мальчиков КГ проскальзывающий коэффициент снизился не столь значительно.

Необходимо отметить достоверное снижение проскальзывания гребка у девочек-кролисток ЭГ на 21% по итогам базовой подготовки. Девочки-кролистки КГ улучшили этот показатель в результате эксперимента на 10%. Этот же показатель мальчики ЭГ улучшили на 18% и 12% соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате эксперимента синхронизированное формирование технической и физической подготовленности юных пловцов позволило сформировать пространственную структуру гребка с более продолжительными амплитудными характеристиками.

Под воздействием синхронизирующей тренировки цикл метрические параметры плавания спортсменов экспериментальных групп сформировался как наиболее рациональная структура, в состав которой вошли увеличенные амплитуды гребковых движений и скольжения, что явилось причиной их преимущества перед пловцами контрольных групп по фазовому коэффициенту скольжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайцеховский, С.М. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов / С.М. Вайцеховский, М.И. Сайгин, Е.В. Липский // Теория и практика физической культуры. - 1985.

- № 3. - С. 5-7.

2. Коршунова, А.В. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки / А.В. Коршунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 3 (61). - С. 70-75.

3. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

4. Понимасов, О.Е. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2015. - № 6 (124). - С. 159-162.

5. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.

REFERENCES

1. Vaytsekhovsky, S.M., Saigin, M.I. and Lipsky, E.V. (1985), "On the relationship of power and technical and tactical training of swimmers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 5-7.

2. Korshunova, A.V. (2010), "Experimental verification of children's swimming training program at the stage of basic training", Uchenye Zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 70-75.

3. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.

4. Ponimasov, O.E. and Smirnova, O.G. (2015), "Technique of cascade economization of technical elements of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 159-162.

5. Ponimasov, O.E. (2014), "Synchronized formation of dynamic associations in teaching military-applied navigation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 139-142.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2019

УДК 796.325

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК 18-21 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА

Елена Ильинична Ончукова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Свечкарева, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, г.

Краснодар

Аннотация

В работе представлены экспериментальные данные об оценке эффективности применения средств фитнеса в процессе тренировочного процесса девушек-волейболисток. Развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальной подготовке игроков, как в физическом, так и в технико-тактическом плане. Оптимальное распределение видов спортивной подготовки и ее отдельных компонентов имеет существенное значение для качественной организации учебно-тренировочного процесса, что приводит к значительной экономии времени для достижения планируемого спортивного результата. На основе учета потребностей тренировочного процесса была разработана методика повышения уровня физической подготовленности на основе применения функционального тренинга. В результате педагогического эксперимента были получены достоверно лучшие результаты по показателям физической подготовленности девушек - волейболисток экспериментальной группы.

Ключевые слова: физическая подготовка, средства оздоровительной физической культуры, фитнес, девушки-волейболистки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.