Научная статья на тему 'Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки'

Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ / BASIC TRAINING STAGE / YOUNG SWIMMERS / TEMPORARY PARAMETERS OF SWIMMING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барченко Сергей Алексеевич, Ольховская Ольга Геннадьевна, Понимасов Олег Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы организации тренировочного процесса, направленные на согласованное развитие физических качеств и формирование техники избранного для специализации способа плавания. Изучена динамика технико-временных показателей девочек-кролисток и мальчиков-кролистов в процессе начальной спортивной специализации. Выявлены факторы эффективности синхронизированного формирования технической и физической подготовленности. Раскрыты этапы экспериментальной программы синхронизирующей тренировки юных пловцов на этапе базовой подготовки. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барченко Сергей Алексеевич, Ольховская Ольга Геннадьевна, Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control of time parameters of structural swimming cycle at basic stage of preparation

The article discusses the organization of the training process aimed at the coordinated development of the physical qualities and the formation of the technique of swimming chosen for specialization. The dynamics of the technical and temporal indicators of free style girls and boys in the process of initial sports specialization is studied. The factors of the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness are identified. The stages of the experimental program for synchronizing training of the young swimmers at the stage of the basic training are disclosed. The research results characterizing the effectiveness of the synchronized formation of the technical and physical fitness of the young swimmers are presented.

Текст научной работы на тему «Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки»

Статья поступила в редакцию 28.10.2019

УДК 797.21

УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ СТРУКТУРНОГО ЦИКЛА ПЛАВАНИЯ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Сергей Алексеевич Барченко, кандидат педагогических наук, Российский

государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург;

Ольга Геннадьевна Ольховская, соискатель, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации тренировочного процесса, направленные на согласованное развитие физических качеств и формирование техники избранного для специализации способа плавания. Изучена динамика технико-временных показателей девочек-кролисток и мальчиков-кролистов в процессе начальной спортивной специализации. Выявлены факторы эффективности синхронизированного формирования технической и физической подготовленности. Раскрыты этапы экспериментальной программы синхронизирующей тренировки юных пловцов на этапе базовой подготовки. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов.

Ключевые слова: базовый этап подготовки, юные пловцы, временные параметры техники плавания.

CONTROL OF TIME PARAMETERS OF STRUCTURAL SWIMMING CYCLE AT BASIC STAGE OF PREPARATION

Sergey Alexievich Barchenko, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg; Olga Gennadievna Olkhovsky, the competitor, Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of

Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the organization of the training process aimed at the coordinated development of the physical qualities and the formation of the technique of swimming chosen for specialization. The dynamics of the technical and temporal indicators of free style girls and boys in the process of initial sports specialization is studied. The factors of the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness are identified. The stages of the experimental program for synchronizing training of the young swimmers at the stage of the basic training are disclosed. The research results characterizing the effectiveness of the synchronized formation of the technical and physical fitness of the young swimmers are presented.

Keywords: basic training stage, young swimmers, temporary parameters of swimming technique.

ВВЕДЕНИЕ

В современной спортивной тренировке юных пловцов высокие результаты выступлений на соревнованиях достигаются интегрированным применением тренировочных средств всех видов подготовки спортсмена [3]. Доказано, что перспективный прогресс спортивных результатов в плавании определяется рациональным соотношением средств и тренировочных режимов в процессе физической и технической подготовки на этапе выбора для специализации способа плавания [1].

Установлено, что несоответствие физических возможностей спортсмена моделируемым параметрам техники плавания не позволит реализовать прогрессивные технические модели в высокий спортивный результат, так же, как и низкая техническая подготовленность не приведет к увеличению скорости плавания лишь за счет повышения тренировочных нагрузок [5]. Высокоэффективной интегральной подготовки можно достичь только на

основе синхронизации физического и технического потенциала юных пловцов.

Изучение теории и практики тренировки юных пловцов, научно-методической литературы свидетельствует о преобладании их функциональной и физической подготовки к ответственным стартам [2]. Работа над техникой в этот период носит дополнительный, обеспечивающий характер, а индивидуальные технические особенности служат своеобразными маркерами в выборе способа дальнейшей специализации [4]. Все это свидетельствует о необходимости решения вопросов синхронизированного формирования физической и технической подготовленности юных пловцов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Предварительными исследованиями среди факторов эффективности синхронизированного формирования технической и физической подготовленности были выявлены: повышение устойчивости технических характеристик к воздействию соревновательной нагрузки в избранном для специализации способе плавания; преимущественная направленность тренировочного процесса на совершенствование технических особенностей избранного способа плавания; влияние уровня развития специальных физических качеств на эффективность реализации технического мастерства; соответствие средств формирования технической и физической подготовленности особенностям возрастного развития организма юных пловцов. С учетом выявленных факторов были разработаны педагогические алгоритмы спортивной тренировки юных пловцов на этапе базовой подготовки. В экспериментальных исследованиях приняли участие 42 спортсмена-кролиста, из них 24 мальчика и 18 девочек. Контрольную группу (КГ) составили 10 мальчиков и 8 девочек. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли14 мальчиков и 10 девочек.

Спортивная тренировка в КГ проводилась в соответствии с рекомендациями Гос -комспорта и типовой Программой подготовки спортсменов на этапе начальной специализации для ДЮСШ олимпийского резерва по плаванию.

Реализация экспериментальной программы синхронизирующей тренировки юных пловцов на этапе базовой подготовки осуществлялась на основе динамики специализированного освоения способа плавания с дифференциацией по этапам подготовки.

На первом этапе базовой подготовки цель синхронизирующей тренировки заключалась в овладении базовыми основами избранного способа плавания.

На втором этапе базовой подготовки целью синхронизирующей тренировки являлось овладение особенностями техники способа плавания.

На третьем этапе цель синхронизирующей тренировки состояла в овладении индивидуальной вариацией плавания.

Данный подход обеспечивал дифференцированную синхронизацию средств и методов тренировки в решении задач специализированного освоения избранного способа плавания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты эксперимента отражены в таблицах 1, 2. Таблица 1 - Динамика технико-временных показателей девочек-кролисток в процессе начальной специализации_

Исследуемый показатель Периоды тестирования в процессе эксперимента

ЭГ КГ

до после до после

Продолжительность двигательного цикла, с 1,36±0,10 1,51±0,18 1,34±0,09 1,50±0,08

Продолжительность эффективной фазы гребка, с 0,68±0,04 0,80±0,07 0,67±0,03 0,80±0,03

Продолжительность подводящей фазы, с 0,39±0,02 0,30±1,0* 0,37±0,01 0,35±0,03*

Продолжительность скольжения, с 0,27±0,03 0,34±0,5 0,20±0,01 0,29±0,02

Коэффициент плотности гребкового усилия 50,0± 1,7 59,7±0,3* 49,1±3,3 56,2±2,4

Примечание: * - Р<0,05.

Таблица 2 - Динамика технико-временных показателей мальчиков-кролистов в процессе начальной специализации_

Исследуемый показатель Периоды тестирования в процессе эксперимента

ЭГ КГ

до после до после

Продолжительность двигательного цикла, с 1,36±0,10 1,51±0,18 1,34±0,09 1,50±0,08*

Продолжительность эффективной фазы гребка, с 0,68±0,04 0,80±0,07 0,69±0,03 0,80±0,03

Продолжительность подводящей фазы, с 0,37±0,02 0,31±1,0 0,37±0,01 0,35±0,03*

Продолжительность скольжения, с 0,27±0,03 0,36±0,5 0,18±0,01 0,25±0,02

Коэффициент плотности гребкового усилия 50,0±3,7 56,9±0,3* 55,1±3,3 56,2±2,8

Примечание: * - Р<0,05.

Первоначальный анализ структуры временного цикла движений свидетельствовал о низкой эффективности техники плавания испытуемых. Половина времени технического цикла пловцов уходила на выполнение гребковых движений. Рабочая фаза гребка у пловцов всех групп составляла 48-52% от общего времени цикла движений. Фаза наплыва по продолжительности была существенно короче фазы гребковых движений и составила 15,5-20,0% от общего времени плавательного цикла. Её длительность являлась минимальной (0,16-0,30 с), что приводило к необходимости непрерывно выполнять движения с повышенным расходом энергии.

Коэффициент плотности гребкового усилия девочек и мальчиков-кролистов находился примерно на одинаковом уровне и составил ниже 50%, что является низким показателем пловцов.

В итоге базового этапа тренировки у спортсменов ЭГ наблюдался наибольший прирост кинематических показателей техники плавания - продолжительности двигательного цикла, эффективной и подводящей фазы гребка, продолжительности скольжения. Увеличе -ние данных показателей на этапе акцентированной работы над техникой в скоростных режимах плавания привело к повышению плотности гребка пловцов ЭГ. Соответственно можно констатировать, что у девочек-кролисток ЭГ временная продолжительность рабочей фазы в структуре общего времени цикла движений возросла на 17-22%, в то время как участницы КГ увеличили этот же показатель лишь на 7%.

У мальчиков ЭГ пиковый рост плотности гребка был обеспечен также увеличением рабочей фазы гребка (23%), несмотря на общее увеличение продолжительности цикла движений (16%). У мальчиков КГ рост данных показателей был менее выражен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате эксперимента синхронизированное формирование технической и физической подготовленности юных пловцов позволило сформировать временную структуру гребка с более продолжительной рабочей фазой.

Под воздействием синхронизирующей тренировки цикл плавания спортсменов экспериментальных групп сформировался как наиболее рациональная структура, в состав которой вошли увеличенные фазы гребковых движений и скольжения, а также короткая фаза выполнения подготовительных действий, что явилось причиной их преимущества перед пловцами контрольных групп по коэффициенту плотности гребкового усилия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайцеховский, С.М. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов / С.М. Вайцеховский, М.И. Сайгин, Е.В. Липский // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 3. - С. 5-7.

2. Коршунова, А.В. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки / А.В. Коршунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 3 (61). - С. 70-75.

3. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

4. Набатникова, М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов / М.Я. Набатникова // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 10. - С. 27-28.

5. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.

REFERENCES

1. Vaytsekhovsky, S.M., Saigin, M.I. and Lipsky, E.V. (1985), "On the relationship of power and technical and tactical training of swimmers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 5-7.

2. Korshunova, A.V. (2010), "Experimental verification of children's swimming training program at the stage of basic training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 70-75.

3. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.

4. Nabatnikova, M.Ya. (1984), "The relationship of the level of versatile physical fitness and sports results in young athletes", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 27-28.

5. Ponimasov, O.E. (2014), "Synchronized formation of dynamic associations in teaching military-applied navigation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 139-142.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2019

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск

Аннотация

В современных условиях подготовки будущих педагогов особое значение приобретает индивидуализация обучения. Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся посредством информационных технологий способствует снижению стресса будущих педагогов в процессе проведения учебных занятий, поэтому может рассматриваться как здоровьесбе-регающая технология. В основу проектирования индивидуальной образовательной траектории положены уровни умственной работоспособности обучающихся, определяемые на основе диагностики простой зрительно-моторной реакции и показателя уровня функциональных возможностей. Для каждого уровня умственной работоспособности будущих педагогов экспертным путем определены вероятностные показатели выполнения заданий различных уровней: репродуктивного, продуктивного и творческого. Проведена экспериментальная работа по апробированию разработанной модели при обучении будущих педагогов. Было установлено, что применение здоровьесберегающей образовательной траектории при обучении будущих педагогов способствует повышению эффективности формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, здоровьесберегающие технологии, умственная работоспособность, профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.