3. Nokhrin, M. and Mikhailov, А (2018), "Universal structure of methods of formation of skills of fighting techniques of struggle", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 162, No. 6, pp. 145148.
4. Nokhrin, M. (2014), Increase of special physical readiness of cadets of universities of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, dissertation, N. Chelny.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2019
УДК 797.21
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Ольга Геннадьевна Ольховская, соискатель, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-
Петербург; Сергей Алексеевич Барченко, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются методологические подходы к организации тренировочного процесса, направленных на согласованное развитие физических качеств и овладения техническими особенностями избранного для специализации способа плавания. Изучена динамика технико-динамических показателей девочек-кролисток и мальчиков-кролистов в процессе начальной спортивной специализации. Предложены организационно-педагогические условия тренировочного процесса юных пловцов, обеспечивающие дифференцированную синхронизацию средств и методов тренировки в решении задач специализированного освоения избранного способа плавания. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности гидродинамических характеристик техники плавания юных пловцов.
Ключевые слова: этап начальной спортивной специализации, юные пловцы, динамические показатели техники плавания.
FORMATION OF TECHNICAL-DYNAMIC STRUCTURE OF MOVEMENT OF YOUNG SWIMMERS AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION
Olga Gennadievna Olkhovsky, the competitor, Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Sergey Alexievich Barchenko, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of
the Russian, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the methodological approaches to the organization of the training process, aimed at the coordinated development of physical qualities and mastery of the technical features of the swimming method chosen for the specialization. The dynamics of the technical and dynamic indicators of the free style girls and boys in the process of the initial sports specialization is studied. The organizational and pedagogical conditions of the training process for the young swimmers are proposed, which provide differentiated synchronization of the training tools and methods in solving the problems of the specialized development of the chosen swimming method. The research results characterizing the effectiveness of the synchronized formation of the technical and physical readiness of the hydrodynamic characteristics of the swimming techniques of the young swimmers are presented.
Keywords: stage of initial sports specialization, young swimmers, dynamic indicators of swimming technique.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная тренировка юных пловцов на начальном этапе спортивной специализации требует совершенствования процессуальных характеристик интегральной подготовки
спортсменов, занимающихся спортивным плаванием в центрах олимпийской подготовки [4]. В связи с этим актуальной проблемой является поиск методологических подходов к организации тренировочного процесса, направленных на согласованное развитие физических качеств и овладения техническими особенностями избранного для специализации способа плавания [3]. Анализ тенденций развития и совершенствования тренировочного процесса показал, что базовую подготовку юных пловцов целесообразно осуществлять на основе синхронизированного формирования их технической и физической подготовленности [1].
В спортивной тренировке юных пловцов особую актуальность приобретают частные вопросы координации отдельных сторон подготовки спортсменов [2]. К ним были отнесены: создание определенных организационно-педагогических условий тренировочного процесса, выбор объема, интенсивности и специфичности тренировочной нагрузки, разработка средств интегрального формирования технической и физической готовности, совершенствование организационных форм спортивной тренировки, выбор параметров (направлений) координации видов подготовки, вопросы различных видов обеспечения. При оптимальном сочетании всех этих параметров создаются предпосылки для перспективного планирования спортивной тренировки юных пловцов на этапе начального спортивного совершенствования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для решения задач синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов проводился педагогический эксперимент. Программа педагогического эксперимента была рассчитана на три года. В педагогическом эксперименте приняли участие 42 спортсмена, из них 24 мальчика и 18 девочек. Контрольную группу (КГ) составили 10 мальчиков и 8 девочек. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли 14 мальчиков и 10 девочек.
Спортивная тренировка в КГ проводилась в соответствии с рекомендациями Гос -комспорта и типовой Программой подготовки спортсменов на этапе начальной специализации для ДЮСШ олимпийского резерва по плаванию.
Тренировочный процесс в ЭГ проводилось на основе разработанной педагогической технологии синхронизированного формирования технической и физической подготовки юных пловцов с учетом специфики возрастного развития спортсменов. Методы педагогического воздействия носили комплексную направленность. Реализация технология синхронизации проводилась по этапам базовой подготовки спортсменов. Данный подход обеспечивал дифференцированную синхронизацию средств и методов тренировки в решении задач специализированного освоения избранного способа плавания. На основе данных промежуточного диагностирования при необходимости в тренировочный процесс вносилась коррекция использования средств, методов и показателей нагрузки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты эксперимента отражены в таблицах 1, 2. Таблица 1 - Динамика технико-динамических показателей девочек-кролисток в процессе начальной специализации_
Исследуемый показатель Периоды тестирования в процессе эксперимента
ЭГ КГ
до после до после
Силовая тяга в координации, кг 6,25±0,2 8,26±0,5 6,86±0,6 8,43±0,6
Силовая тяга, развиваемая руками, кг 464±0,4 6,95±0,3* 4,62±0,6 6,19±0,4
Силовая тяга, развиваемая ногами, кг 437±0,6 5,96±0,5 4,10±0,3 5,51±0,5*
Импульс силы тяги, кг х м/с 3,62±0,3 6,61±0,3 3,24±0,4 6,00±0,4*
Коэффициент реализации силовых возможностей 0,67±0,05 0,75±0,03 0,64±0,08 0,73±0,05
Примечание: * - Р<0,05
Таблица 2 - Динамика технико-динамических показателей мальчиков-кролистов в процессе начальной специализации _
Исследуемый показатель Периоды тестирования в процессе эксперимента
ЭГ КГ
до после до после
Силовая тяга в координации, кг 6,44±0,2 9,26±0,5 7,23±0,8 8,93±0,8
Силовая тяга, развиваемая руками, кг 6,78±0,4 7,95±0,3* 6,09±0,4 7,19±0,4
Силовая тяга, развиваемая ногами, кг 5,48±0,2 6,96±0,5 5,39±0,7 6,51±0,5*
Импульс силы тяги, кг х м/с 4,56±0,4 6,65±0,3 4,68±0,8 6,04±0,2*
Коэффициент реализации силовых возможностей 0,66±0,14 0,77±0,08 0,67±0,08 0,73±0,05
Примечание: * - Р<0,05
Первоначальные силовые параметры плавания характеризовались достаточной плотностью во всех экспериментальных группах (4,12-7,23 кг) при компактности значений в границах 2 кг. Реализация силового потенциала находилась также на одном уровне в пределах 0,65, что может считаться достаточным для перехода к специализации в избранном способе плавания. Низкие значения импульсных характеристик указывали на слабые ско-ростно-силовые возможности юных пловцов.
В результате эксперимента наибольший прирост технико-динамических параметров пловцов ЭГ был отмечен в динамических и импульсных характеристиках - импульса силы тяги и коэффициента реализации силовых возможностей.
У девочек-кролисток ЭГ показатель импульса силы тяги составил 6,61, что на 0,6 оказалось лучше, чем у девочек-кролисток КГ. У мальчиков ЭГ этот показатель составил 6,65, что также превысило показатель импульса силы тяги мальчиков КГ на 0,6. Наибольший рост показателя импульса силы тяги произошел вследствие применения синхронизирующих упражнений - на суше упражнений с максимальным темпом движений, в воде -скоростным плаванием коротких отрезков в интервалах времени.
Значительное превосходство пловцов ЭГ по данному показателю было получено вследствие создания необходимых тренировочных условий, направленных на формирование способности к проявлению импульса силы как физической величины, характеризующей эффективность развиваемых спортсменом усилий во время производства гребка при выполнении преодолевающей работы.
Значительный рост импульса силы тяги пловцов-кролистов обусловливается также способностью эффективной реализации ими силовых возможностей, о чем свидетельствует динамика изменений коэффициента реализации силовых возможностей. В течение эксперимента у девочек-кролисток ЭГ он вырос на 15%, у мальчиков-кролистов ЭГ - на 18%. У пловцов контрольных групп прирост составил 10-12%.
Полученные результаты являются, прежде всего, следствием акцентированной работы над совершенствованием индивидуальных вариаций плавания в высокоинтенсивных режимах тренировки, связанных с проявлением скоростно-силовых и скоростных качеств пловцов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеизложенное позволяет заключить, что в результате проведенного эксперимента по синхронизированному формированию технической и физической подготовленности динамика гидродинамических характеристик плавания девочек-кролисток и мальчиков-кролистов экспериментальных групп прогрессировала значительнее, чем у пловцов контрольных групп.
В результате проведения эксперимента спортсмены экспериментальных групп показали более высокие темпы роста абсолютных, парциальных и относительных составляющих силового потенциала пловца. На основе синхронизированного формирования силовых характеристик и рациональной техники плавания возможно достижение более высокого уровня импульсных показателей индивидуальных технических вариаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соотношение показателей биологического возраста, физического и функционального развития как критерии отбора и индивидуализации тренировки / Н.Ж. Булгакова, Э.Г. Мартиросов, И.В. Чеботарева, Р.В. Соломатин, Е.Е. Воробьев // Научно-спортивный вестник. - 1990. - № 3. - С. 23-29.
2. Коршунова, А.В. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 70-75.
3. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.
4. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh., Martirosov, E.G., Chebotareva, I.V., Solomatin R.V. and Vorobyov, E.E. (1990), "The ratio of indicators of biological age, physical and functional development as criteria for the selection and individualization of training", Scientific and Sports Bulletin, No. 3, pp. 23-29.
2. Korshunova, A.V. (2010), "Experimental verification of children's swimming training program at the stage of basic training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 70-75.
3. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.
4. Ponimasov, O.E. (2014), "Synchronized formation of dynamic associations in teaching military-applied navigation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 139-142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2019
УДК 796.012.2
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРИКЛАДНОЙ АЭРОБИКОЙ НА УРОВЕНЬ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 6-7 ЛЕТ
Виталий Валентинович Парамонов, старший преподаватель, Вячеслав Константинович Максимик, старший преподаватель,
Юлия Владимировна Пармузина, кандидат педагогических наук, старший
преподаватель,
Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы применения средств прикладной аэробики, направленных на повышение уровня координационной подготовленности у футболистов 6-7 лет. Разработана и экспериментально обоснована методика занятий прикладной аэробикой с футболистами 6-7 лет.
Ключевые слова: прикладная аэробика, футболисты, координационная подготовленность.
INFLUENCE OF APPLIED AEROBICS ON THE LEVEL OF COORDINATION PREPAREDNESS OF THE PLAYERS AGED 6-7 YEARS OLD
Vitaliy Valentinovich Paramonov, the senior teacher, Vyacheslav Konstantinovich Maximik, the senior teacher, Yulia Vladimirovna Parmuzina, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The article deals with the use of the applied aerobics aimed at improving the level of coordination preparedness of players aged 6-7 years old. The authors developed and experimentally proved the method