Научная статья на тему 'Условия формирования религиозно-философских взглядов С. М. Лодыженского'

Условия формирования религиозно-философских взглядов С. М. Лодыженского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
349
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.В. ЛОДЫЖЕНСКИЙ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТЕОСОФИЯ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солопов Олег Викторович

В статье рассматриваются условия формирования религиозной философии М.В. Лодыженского. Выделяются основные этапы творчества мыслителя. Анализируется философские произведения М.В. Лодыженского. Выделяются основные вопросы философии мыслителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования религиозно-философских взглядов С. М. Лодыженского»

УДК 1(091) О. В. Солопов

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ

М. В. ЛОДЫЖЕНСКОГО

В статье рассматриваются условия формирования религиозной философии М.В. Лодыженского. Выделяются основные этапы творчества мыслителя. Анализируется философские произведенияМ.В. Лодыженского. Выделяются основные вопросы философии мыслителя.

Ключевые слова: М.В. Лодыженский, русская религиозная философия, теософия, Христианство.

Митрофан Васильевич Лодыженский (1852-1917) - дворянин Чернского уезда Тульской губернии, действительным статский советник, русский религиозным философ начала XX века. Как философ дебютирует почти в 60 лет, вымдя в отставку после более чем 30 лет государственной службы. Для времени философского творчества Лодыженского, были характерны искания новых путей и смыслов, а также появление многочисленных религиозных и философских течений.

В первое время увлечения философскими и религиозными вопросами, Лодыженский являлся членом и секретарем Российского Теософского общества. Подобно ЕЛ. Блаватской, В. Шмакову, Л Л. Тихомирову и другим, он разрабатывал пути синтеза философии, религии и мистики. Во время своего кругосветного путешествия он знакомится с индусской йогической традицией. Будучи теософом [7; 240-250], Лодыженский проводил аналогии между православной и индийской философией, считая их в сущности едиными.

Теософское мировоззрение М.В. Лодыженского раскрывается в его выступлении на заседании Религиозно-философского

общества 24 ноября 1909 года, посвященном теософии, мыслитель говорил о том, что возможно быть истинным христианином и истинным теософом. Тогда он говорит о христианстве с точки зрения его практического применения. Это христианство есть известная еще с детства «молитва нашей матери, молитва наша, это счастье быть в этой религии, жить в нашей религии, которая выражена на нашем славянском языке. Мы начинаем жить сердцем, и тут-то и вселяется в него это чувство, это желание, стремление к тому единому, о котором говорят теософы, инстинктивно вселяется»[8; 64].

Когда же человек вырастает, то входит в понимание догматов, находя в них массу противоречий. Инстинктивные чувства Лодыженский противопоставляет догматическому умозрению, которое он считал остовом от христианства первых веков. Он искал в жизни некоего примирения и не находил его в христианстве. Будучи в Индии, Лодыженский находил индусов более религиозными, чем православных. «Я думаю - говорит Лодыженский - всякая молитва, раз она стремится к Богу, всякая молитва высока и велика. И кто мне об этом сказал? Теософия. И в этом можно найти примирение целой жизни, а не во внешних догмах» [8; 65]. В приверженности подобным единым основаниям религии мыслитель видел основу для всеобщего примирения.

В 1911 году выходит первое религиозно-философское сочинение М.В. Лодыженского «Сверхсознание и пути его достижения. Индусская Раджа-йога и Христианское Подвижничество». Данное произведение было написано «в целях выяснения: 1) что, кроме восприятий нормального сознания, существуют ещё восприятия сознания расширенного или

сверхсознания, 2) что хотя способности к этим последним восприятиям присущи каждому человеку, но что у большинства людей они прибывают в скрытом состоянии 3) что существуют разные виды сверхсознания, из коих высшею формою, дающей человеку ощущения действительной радости и неизреченного счастья, является сверхсознание духовное» [5; 21]. Примечателен тот факт, что, не имея цели создания нравственной системы, занимаясь вопросами изучения сверхсознания, Лодыженский приходит к этическим принципам, которые лежат в основе его классификации мистического опыта. Именно в «Сверхсознании», мыслитель определяет ценностные основания своей философии, дает определение страстям, подразделяя их на добродетели и злые страсти, а также устанавливает идеалы духовного совершенствования. Очевидно, что Лодыженскому присущ тот же «панморализм», который В.В. Зеньковский относит к основным чертам русской философской мысли [3; 21-22].

Основными выводами «Сверхсознания» является признание наличия двух противоположных традиций (христианской и индусской) постижения Божества. Признается, что оба пути будут увлекать людей. Те, у кого мысль преобладает над чувством, будут избирать индусский путь, те же, у кого преобладает чувство, изберут путь христианский. Данное положение основано, в общем, на тех же представлениях, которые были у Лодыженского во время его выступления на заседании Русского философского общества. Но изменяется его взгляды на христианство, йогу и теософию. Если раньше он видел в христианстве религию, догматы которой, приводили его только к противоречиям, то после изучения жизни православных подвижников, оно становится религией глубокого

религиозного чувства, которую он и искал. Йога и теософия, напротив, предстают теперь, для Лодыженского, как более рациональныю, и что ещё важнее, эгоистичные.

Примат сердца над рассудком прослеживается у Лодыженского, в его частых нападках на современную ему интеллигенцию. Аморализм интеллигенции мыслитель усматривает в «переразвитости» рассудка и «недоразвитости» сердца. Главное зло заключается в том, что отдавая все силы на развитие рассудка, люди своим умом разрушают любовь, забыли сердце, подавив в себе светлые добрые способности души и невинность чувств.

Главная моральная установка Лодыженского заключается в работе над собой и правильном воспитании детей, упражнении в них не только мозга (рассудка), но и сердца (эмоций), поклоняясь не духу гордости, эгоизма и соревнования, но развивая в детях высокие эмоциональныю стремления к единению и любви.

В 1912 году выходит вторая книга М.В. Лодыженского «Свет Незримым. Из области выгсшей мистики», в которой мыслитель определенно заявляет об изменении своей первоначальной точки зрения на объект своих исследований. От безразличного отношения к христианской религии, Лоды1женский становится её убежденным сторонником.

Мыслитель подчеркивает, что его дальнейшие исследования будут вестись уже с точки зрения христианской философии. В этом произведении Лоды1женский раскрывает свои представления о Боге, исследует выгсшие мистические состояния на примере католических и православных святых, а также дает критику жизни и учению Л.Н. Толстого. Нравственным характер данного произведения заключается в одной из центральных этических проблем:

соотношении добра и зла. Через жизнеописания святых и их опыта мыслитель стремиться показать, что есть высшее добро.

В вышедшей же в 1914 году работе «Темная сила», Лодыженский раскрывает свои представления о зле, используя материалы по психиатрии, художественные произведения, а также жизнеописания людей известных своей безнравственной жизнью. В данной работе мыслитель указывает на конкретных врагов христианства, развивая затем данную тему в своем коротком сочинении «Индусский сатанизм» и лекции «Враги христианства». Так, врагами христианства Лодыженский объявляет: йогистов (приверженцев индусской раджа-йоги), теософов, Л.Н. Толстого и его последователей. К числу антихристианских относит художественные произведения Л. Андреева, философию Ницше и подобных ей германских учений, утверждающих идею сверхчеловека и человекабожества. В работах Лодыженского часто критикуются русское сектантство, в частности хлыстовство, лжеюродство, колдовство и спиритизм, а также дохристианские учения и ереси.

Последним произведением М.В. Лодыженского стала, вышедшая в 1917 году повесть «Невидимые волны», опубликованная петербургским журналом «Вешние воды», в которой мыслитель художественно отражает выводы своих предыдущих произведений. На примере главного героя Василия Сухорукова демонстрируется путь духовного и нравственного преображения человека.

Повесть «Невидимые волны» может иметь важное значение в понимании истоков мировоззрения М.В. Лодыженского. В предисловии к повести автор поясняет, что многие из приведенных

эпизодов, не являются вымышленными, но являются изложением рассказов из жизни «одного почтенного старика-помещика, проведшего свою молодую жизнь довольно бурно, - человека, которым в глубокой старости умер в монастыре, куда поступил в 1875 году под именем отца Вассиана» [6; 39].

В эпилоге к повести Лоды1женский рассказывает о жизни главного героя Василия Сухорукова, его жене и детях: четырех дочерях и сыне Митрофане. После того как дети вырастают Василий с женой Еленой решают уйти из мира монастырь, приняв имена Вассиана и Олимпиады. Монах Вассиан умирает в 80-х годах 19 века. При этом, история семьи Сухорукова очень похожа на историю семьи самого Лодыженского. По одним данным, Отец, мать, приняв имя Олимпиада и все сестры Лодыженского, кроме Варвары посвятили себя монашеской жизни [9; 96-97], по другим, монашеской жизни посвятили себя только Екатерина и Авдотья [2; 107-113]. С одной стороны, Лоды1женский указывает на реальное существование отца Вассиана, с другой, описывает в повести настоящую историю своей семьи.

Поэтому можно предположить, что в образе Василия Сухорукова (впоследствии Вассиана), Лоды1женский описывает жизнь своего родного отца Василия Васильевича Лодыженского (Ладыженског^. Религиозность всей семьи и нравственное воспитание М.В. Лодыженского безусловно определили характер его философских воззрений. Недолгое увлечение теософией проходит, после того как он сам для себя находит оправдание православного христианства. Его высказывания по поводу безразличного отношения к православию, на наш взгляд, обусловлены впечатлением и эмоциональные принятием

всеобщности теософского положения о том, что все религии происходят из единого источника, нежели его обдуманным решением.

Тем не менее, рассматривая религиозно-философское творчество М.В. Лодыженского, мы выделяем два периода. Первый период характеризуется становлением религиозных воззрений мыслителя на основе анализа, сравнения и синтеза христианских, индуистских и теософских произведений, а также трудов философов и психологов его времени. Основные положения религиозной этики М.В. Лодыженского формируются в первый период его философии. К этому периоду, мы относим его работу «Сверхсознание».

Второй период характеризуется признанием истины православного христианства, апологией православного мистицизма, а также критикой не православных религиозных течений. К этому периоду относятся все произведения Лодыженского, вышедшие после «Сверхсознания».

Следует отметить, что с изменением мировоззрения Лодыженского, меняется и круг людей, интересовавшихся его работами.

Первая работа Лодыженского «Сверхсознание» получила положительную оценку таких видных религиозных философов как: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.А. Тихомиров, ПЛ. Флоренский.

Среди священников и богословов больше были отмечены произведения второго периода «Свет Незримый» и «Темная сила». В Государственном архиве тульской области хранится большое число благодарственных писем от епископов разных областей, характеризующих работы Лодыженского как: возрождающие

нравственность, согревающие душу, примиряющие ум с Небом, озаряющие идеалами выгсшей мудрости. Так, например, епископ Енисейский и Красноярский, в письме к Лодыженскому от 16 октября 1914 года, говорит: «Книгу Вашу «Свет Незримым», как представляющую собой серьезным опыт научного, богословско-психологического исследования вопросов выгсшей мистики, вследствие чего она заслуживает серьезного внимания и читается с захватывающим интересом»[1].

Формирование и развитие философии М.В. Лодыженского происходит под влиянием различных религиозных и философских течений. И если, по замечанию В.В. Зеньковского, русская философия первоначально формируется на основе своих религиозных корней, вдохновения свободы исследования и восприятия философской культуры запада [3; 18], то для философии М.В. Лодыженского, характерно восприятие работ его предшественников, а также восточных теософских доктрин.

Основным вопросом исследований для М.В. Лодыженского была «мистика». Поскольку, к началу своего исследования, мыслитель находился под влиянием теософии, изучение мистического первоначально основывается у него на теософских положениях. Данные положения, стали своеобразной картиной мира, с которой, Лоды1женский сопоставлял различные представления зарубежной философии и психологии, и с помощью которой, определял степени мистического опыта.

Придерживаясь, на первом этапе своего философского творчества, теософских положений, Лоды1женский часто старается доказывать их истинность, пытаясь найти им подтверждение в трудах ученых. Для этого, Лоды1женский использует работы Г.

Лебона, В. Мейера, Н.П. Азбелева по естествознанию, а также труды Д.Г. Коновалова, Ш. Рише, Г.И. Челпанова по психологии.

Представления о душе и о различных планах человеческого бытия, проходящие через всю религиозную философию мыслителя, воспринимаются им именно из теософской литературы. При этом некоторые теософские положения составляли часть философии Лодыженского, даже после того как он объявил теософию врагом христианства.

Среди теософских авторов М.В. Лодыженский пользовался работами ЕЛ. Блаватской, АЛ. Каменской, М. Колинз, Ч. Ледбитера, Ж. Паскаля, Е.Ф. Писаревой, Р. Штайнера, Э. Шюре. На наш взгляд, наибольшее теософское влияние на Лодыженского оказала работа А. Безант «Древняя мудрость», многие положения которой вошли в философию мыслителя.

Как отмечает В.В. Зеньковский, «философское творчество всегда движется к построению системы», и если оно «и не всегда достигает системы», то «всегда движется к ней»[3; 20]. На наш взгляд, теософская доктрина направила Лодыженского на развитие системности его мировоззрения, поскольку, именно теософскую классификацию мыслитель использует на начальном этапе своих исследований.

Для характеристики восточной христианской мистики Лодыженский использует сборник сочинений православных подвижников под названием «Добротолюбие», который стал не только материалом для его исследований, но и основой построения его нравственной философии. Этика Лодыженского - это этика «Добротолюбия», поскольку на основании трудов святых отцов, мыслитель строит свои принципы духовного и нравственного

совершенствования, выделяет основные добродетели и анализирует злые человеческие страсти.

Лоды1женский указывает на раскрытие в «Добротолюбии» четырех главнейших сторон христианского подвижничества, имеющих явно этический характер:[4; 10]

1. Изучение человеческой души с точки зрения её страстей и борьбы с ними человека.

2. Изучение тех нравственных качеств, которые должны быть развиты подвижником и изучение пути к их достижению.

3. Учение о молитве.

4. Учение о выгсшем состоянии духовном, достигаемом подвижнической жизнью.

В религиозной философии М.В. Лодыженского, «Добротолюбие» приобретает статус почти священного писания. Данным сборник разумеется не стал единственным источником религиозно-философского вдохновения мыслителя, но определенно стал «фундаментом» его христианского мировоззрения.

В «Невидимые волнах» Лоды1женский рекомендует всю жизнь читать и перечитывать данным сборник, подчеркивая, что чем больше в него вникать, тем яснее будет становиться его сокровенным смысл. При этом мыслитель дает рекомендации о том, в какой последовательности нужно знакомиться с трудами подвижников. Чтение следует начинать с творений св. Аввы Дорофея, затем переходить к св. Симеону Новому Богослову и Исааку Сириянину, после чего приступать к остальным подвижникам.

Другим важнейшим источником построения нравственной философии Лодыженского являются Четьи-Минеи, в которых

содержаться жизнеописания святых. На примере их биографий, мыслитель стремиться наглядно показать идеалы того как следует жить, совершенствоваться, трудиться и даже умирать.

Также, значительное влияние в изучении Лодыженским православной традиции оказали влияние труды Исаака Сирианина и Симеона Нового Богослова, не вошедшие в состав «Добротолюбия», произведения «Откровенныю рассказы странника духовному своему отцу» и «Невидимая брань» Никодима Святогорца, работы епископов Алексия (Дородницыша), Арсения (Денисов^, Никанора (Каменского), Феофана Затворника, Филарета (Гумилевского), а также работы по посвященныю изучению христианстваД.П. Миртова, И.В. Попова, Е.И. Смирнова.

Занимаясь сравнительным исследованием православной и католической мистики Лоды1женский анализирует католическую традицию основываясь на трудах и жизнеописаниях Фомы Кемпийского, Игнатия Лойолы1, Франциска Ассизского, а также, по работам Э. Жебара, Й. Йоргенсена, П. Сабатье, Ф.В. Фаррара.

Другим значительным источником, для Лодыженского, была работа У. Джемса «Многообразие религиозного опыта», являвшаяся своего рода нейтральной справочной литературой описывающей мистические явления. Значимость данной работы в том, что она не превозносила близкое Лодыженскому Православие, и в тоже время не отрицала ненавистную ему впоследствии теософию, но была достаточно беспристрастным исследованием.

Исследование Раджа-йоги проводятся Лодыженским на основании работ Свами Абедананды, Свами Вивекананды, Рамачараки и ряда теософских сочинений, что, по мнению автора,

помешало мыслителю в полной мере вникнуть в сущность данной традиции.

Значительное влияние на Лодыженского также оказали труды русских философов, особенно В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. По мнению Лодыженского философия В.С. Соловьева в основном и была развитием взглядов подвижников «Добротолюбия». Поэтому в своих философских построениях Лодыженский довольно часто опирается на его работы. После принятия православного мировоззрения, именно с помощью философских категорий В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева, Лодыженский пытался обосновать свою философию, построенную изначально на теософских понятиях.

При всей положительной оценке Лодыженским двух вышеназванных философов, он едва ли мог бы воспринять их философию во всей её полноте. На наш взгляд, Лодыженского приближала к Соловьеву, идея всеединства, истоки которой можно вполне проследить в евангельских заповедях и творениях подвижников «Добротолюбия», но он был совершенно лишен симпатий к католичеству и критики в адрес православной церкви, которые можно встретить у Соловьева [3; 456].

Соловьев В.С. принимает христианство как истину, но в тоже время отрицает его историческую форму, в которой оно сложилось. И если Соловьев ищет новой достойной формы выражения христианства, то для Лодыженского характерно полное принятие церковной традиции как она есть.

В своих исследованиях Лодыженский также опирается на труды других русских философов: СЛ. Булгакова, А.И. Введенского, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, СЛ. Франка.

Центральными темами религиозной философии М.В. Лодыженского являлись: классификация мистических состояний; сравнительное исследование различных типов мистики; соотношение добра и зла; духовное и нравственное совершенствование человека.

К вопросам, не имеющим первостепенного значения в исследованиях мыслителя, но выражающим его философское и религиозное мировоззрение относятся: критика русской интеллигенции; философское осмысление истории христианства; критика нехристианских течений; критика социализма и масонства; эсхатология.

Литература

1. ГАТО, ф. 113, оп. 1, д.4, л. 10.

2. Еропкина О. Ладыженские / О. Еропкина // Тульский краеведческий альманах. Тула, 2005. Вып. 3.

3. Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический проект, 2011.

4. Лоды1женский М.В. Мистическая трилогия. Т.1. Сверхсознание. СПб.: «Андреев и сыновья», 1992.

5. Лоды1женский М.В. Мистическая трилогия. Т.2. Свет незримым. СПб.: «Андреев и сыновья», 1992.

6. Лоды1женский М.В. Невидимые волны // Профессор бессмертия. Сборник мистический произведений русских писателей. / Составление С.В. Сучкова. М.: Издательство «Ренессанс», 1992.

7. Назаров В.Н. Введение в эзотерику: учебник / В.Н. Назаров. М.: Гардарики, 2008.

8. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петроград^. М.: Русский путь, 2009. Т.2.

9. Толстой и Тургенев. Переписка. - М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.