Назаров Владимир Николаевич, Чеснова Елена Николаевна, Мартьянова Елена Георгиевна РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье раскрывается впервые введенная в научный оборот идея религиозно-философского краеведения, которая находится на стыке таких направлений философской мысли, как философия религии, философия культуры, социальная философия. Особенностью данной статьи является то, что в ней раскрывается идея культурного этоса и связанного с ним топоса, нашедших свое воплощение в религиозно-философском наследии А. Т. Болотова, А. С. Хомякова, Л. Н. Толстого, М. В. Лодыженского. Данная идея находит подтверждение в развитии культурного туризма Тульской области. Практической реализацией идеи религиозно-философского краеведения выступает впервые разработанный туристический маршрут "По следам религиозных философов Тульского края: традиции старины и современность". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-2/29.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 110-115. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Вожатый. 1940. № 7-8. 58 с.
2. Воронков К. Ответственное задание Центрального комитета ВЛКСМ вожатым отрядов юных пионеров // Вожатый. 1941. № 6. С. 1-4.
3. За строжайшую дисциплину // Вожатый. 1940. № 17. С. 2-4.
4. Кудинов В. А. Формирование кадров социальных работников для работы с детьми в общественных объединениях России в ХХ-ХХ1 веке // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-2. С. 233-240.
5. Мухинова Н. А. «Пионерская работа стоит на низком уровне»: кадровая проблема в пионерской организации ТАССР в начальный период ВОВ // Гуманитарные науки в XXI веке: научный интернет-журнал. 2016. № 6. С. 8-15.
6. О работе областных, краевых и республиканских школ пионервожатых: Постановление секретариата ЦК ВЛКСМ от 3 марта 1940 года // Вожатый. 1940. № 7-8. С. 54-55.
7. О самостоятельной подготовке старших пионервожатых: Постановление ЦК ВЛКСМ // Вожатый. 1941. № 6.
8. Программа самостоятельной подготовки старших пионервожатых // Вожатый. 1941. № 6. С. 6-10.
9. Разъяснение ЦК ВЛКСМ и Наркомпроса РСФСР о рабочем дне пионерского вожатого-учителя, вожатых детских домов и спецшкол // Вожатый. 1941. № 6.
10. Спрашивай - отвечаем // Вожатый. 1940. № 17.
11. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Ф. 4034. Оп. 20.
12. ЦГА ИПД РТ. Ф. 4034. Оп. 21.
13. ЦГА ИПД РТ. Ф. 4034. Оп. 22.
14. ЦГА ИПД РТ. Ф. 4034. Оп. 24.
15. Цын К. Воспитывать в сознательном и дисциплинированном труде // Вожатый. 1940. № 18. С. 6-9.
RESPONSIBILITIES AND WORKING CONDITIONS OF PAID SENIOR YOUNG PIONEER ORGANIZERS AT THE END OF THE 1930S - THE BEGINNING OF THE 1940S (BY THE MATERIALS OF THE TATAR REPUBLIC)
Mukhinova Natal'ya Aleksandrovna, Ph. D. in History Kazan State University of Architecture and Engineering nmukhinova@yandex. ru
Relying on archival materials and publications in the "Vozhaty" magazine the article discovers essence of pioneer work, examines issues of training, specifics of working conditions, responsibilities of paid senior Young Pioneer organizers at the end of the 1930s - the beginning of the 1940s. The author concludes that the basic requirements for senior Young Pioneer organizers sometimes were not observed.
Key words and phrases: Young Pioneer organization; paid senior Young Pioneer organizer; pioneers; regional school of Young Pioneer organizers; The Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (TASSR); The All-Union Leninist Young Communist League.
УДК 101.9:130.2:304.3:304.444:351.853.1:379.85:502.8:796.57:908 Философские науки
В статье раскрывается впервые введенная в научный оборот идея религиозно-философского краеведения, которая находится на стыке таких направлений философской мысли, как философия религии, философия культуры, социальная философия. Особенностью данной статьи является то, что в ней раскрывается идея культурного этоса и связанного с ним топоса, нашедших свое воплощение в религиозно-философском наследии А. Т. Болотова, А. С. Хомякова, Л. Н. Толстого, М. В. Лодыженского. Данная идея находит подтверждение в развитии культурного туризма Тульской области. Практической реализацией идеи религиозно-философского краеведения выступает впервые разработанный туристический маршрут «По следам религиозных философов Тульского края: традиции старины и современность».
Ключевые слова и фразы: культурный туризм; религиозно-философское краеведение; культурный этос; топос; А. Т. Болотов; А. С. Хомяков; Л. Н. Толстой; М. В. Лодыженский; Тульская область.
Назаров Владимир Николаевич, д. филос. н., профессор Чеснова Елена Николаевна, к. филос. н. Мартьянова Елена Георгиевна, к. филос. н.
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого [email protected]; [email protected]; [email protected]
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-13-71001.
В современной России наблюдается увеличение интереса к культурному и религиозному наследию, традициям народов нашей многонациональной страны. На это направлена культурная политика государства, что
вызвано происходящим в мире процессом переосмысления традиционных ценностей. В Российской Федерации на правительственном уровне подчеркивается важность традиционных ценностей, норм морали, нравственности, духовного, культурного наследия страны, которые способствуют межконфессиональному и межкультурному диалогу, обеспечивают межнациональный мир и взаимопонимание, так как «для российского общества этнокультурное разнообразие является той "субстанциональной основой", на которой построено и существует российское государство» [5, с. 215]. Поэтому мы считаем не случайным обращение к религиозному и культурному наследию регионов со стороны общества и государственной власти, общественный интерес к ранее забытым местам, религиозным событиям и персоналиям, поиск ресурсов и маршрутов для развития туристско-рекреационного направления регионов. Каждый из регионов Российской Федерации имеет свою специфику в решении данных вопросов. Для нас представляет наибольший интерес Тульский регион. Необходимо отметить, что данный регион выгодно отличает наличие длительной богатой истории, уникальных культурных и религиозных достопримечательностей, которые выступают объектами туристического интереса жителей нашей страны и иностранцев ближнего и дальнего зарубежья. Жизнь и деятельность многих известных писателей, поэтов, философов, религиозных деятелей связана с регионом (в исторической перспективе - А. Т. Болотов, В. А. Жуковский, А. С. Хомяков, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, М. В. Лодыженский, В. В. Лодыженская (Ладыженская, в замужестве Сомова), В. В. Вересаев и др.). Все это служит основанием для раскрытия идеи религиозно-философского краеведения в рамках развития культурного, религиозного (культурно-религиозный, религиозно-познавательный, религиозно-краеведческий туризм, религиозно-философское краеведение) туризма. Данное направление является актуальным, перспективным и практически малоисследованным. Оно напрямую связано с жизнью и деятельностью известных писателей, поэтов, философов, религиозных деятелей, вписавших свое имя в историю развития региона.
В Тульском регионе религиозно-философское краеведение обуславливает знакомство с такими известными, выдающимися деятелями русской культуры, как А. Т. Болотов, А. С. Хомяков, Л. Н. Толстой, М. В. Лоды-женский, их богатым духовно-религиозным и философским наследием. В данной статье мы обратимся к рассмотрению подвида религиозного туризма - религиозно-философскому краеведению (связано с культурным туризмом). Идею религиозно-философского краеведения впервые в отечественной философской мысли вводят в научный оборот известные тульские ученые Е. Д. Мелешко, В. Н. Назаров. Идея заключается в том, чтобы «раскрыть культурно-исторические истоки религиозно-философского творчества великих земляков, показать их духовные, культурно-философские связи, которые повлияли не только на их творчество, но и на развитие русской культуры в целом» [2, с. 26]. Идея религиозно-философского краеведения связана с такими важными терминами, как культурный этос, топос, «раскрывает пространственные, природные, временные, духовно-нравственные и культурно-религиозные основания возникновения творческой мысли мыслителя и художника, что является важным культурообразующим и воспитательным фактором для современного российского общества» [Там же]. Она может являться идеологической основой развития культурного туризма и туристического бизнеса в Тульской области.
Религиозно-философское краеведение, на наш взгляд, выступает пограничным видом культурного и религиозного туризма как связанное с посещением мест жизни и творчества выдающихся религиозных философов тульской земли, изучением культурных этосов мыслителей. Необходимо учитывать тот факт, что культурный этос любого религиозного мыслителя представляет собой среду обитания, т.е. пространство, соединяющее географическое местоположение и духовное пространство, одухотворенное родственными, семейными связями. Отечественная исследовательница И. В. Рождественская выделяет пять важных характеристик культурного это-са. В первую очередь, культурный этос связан «с географическим пространством, местоположением, которое характеризуется определенным ландшафтом» [3, с. 253]. Во-вторых, само «пространство определяется наличием людей, связанных узами родства, рода, что позволяет характеризовать его как "семейное гнездо"» [Там же]. В-третьих, пространство усадьбы «характеризуется особым патриархальным укладом хозяйственной жизни» [Там же]. В-четвертых, «для усадеб характерен особый образ и стиль жизни его обитателей». И пятой характеристикой выступает то, что «усадьба формирует культурно-исторический тип личности, характеризующийся характерной ментальностью и своеобразной моделью поведения» [Там же]. Поэтому при разработке туристических маршрутов в сфере религиозно-философского краеведения надо делать особый акцент на знакомстве с культурными этосами религиозных мыслителей, связанными с теми или иными «семейными гнездами», усадьбами. Отечественный исследователь О. В. Солопов отмечает, что «конкретное географическое пространство в конкретный исторический период, при определенной социокультурной, экономической и политической ситуации, при определенном семейном укладе - все это формирует особенности физического, эстетического, интеллектуального и нравственного развития личности» [4, с. 183]. Среди «объектов» культурного этоса известных мыслителей и деятелей культуры Тульского края можно выделить следующие.
1. Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), русский писатель, самобытный ученый (ботаник, лесовод, один из родоначальников русской аграрной науки, помологии), энциклопедист, мемуарист, философ-моралист, занимавшийся широкой просветительской деятельностью. А. Т. Болотов - автор таких религиозных трудов, как «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одной госпожой и её детьми, сочинённые для споспешествования истинной пользы молодых людей» (изданы 2 части в Москве в 1776-1779 гг., остальные восемь остались в рукописях), «Чувствования христианина при начале и конце каждого дня, относящиеся к самому себе и к Богу» (1781), «Рассуждение о начале и конце нынешнего и о состоянии будущего мира» (1783), «Путеводитель к истинному человеческому счастью» (три части, 1784 г.) и др. А. Т. Болотов являет собой уникальный тип мыслителя, ученого, деятеля, разносторонне развитого и одаренного. В мировоззрении
и деятельности мыслителя нашли выражение духовная антропология, идея человеческого самотворчества, которые раскрывают природу человека, его специфику, выступают основанием для реализации его в мире. «Благо», «гармония» и «счастье», человек (проблема бытия, ценность свободы), добродетель, нравственный выбор и воспитание, патриотизм, религиозная вера (согласующая в себе веру и разум, духовную и повседневную жизнь, вследствие этого духовно--нравственные воззрения мыслителя «очень близки к органическому сочетанию веры и разума, идее бесконечности знания и веры, отсутствия ограничений между ними» [6, с. 129]) находят свое выражение в идее самопознания, нравственной самооценке самого себя, самосовершенствовании. Данные идеи были претворены в жизнь всей деятельностью А. Т. Болотова, являются духовной составляющей его культурного этоса, который в материальном аспекте связан с усадьбой в Дворяниново, нашел свое преломление в проектировании и создании им Богородицкого парка (носящего теперь имя - Богородиц-кий исторический парк им. А. Т. Болотова) и системы прудов усадьбы графов Бобринских в 1784-1785 гг. При реализации цели приобщения к культурному этосу А. Т. Болотова мы рекомендуем посетить музей-усадьбу «Дворяниново». Дом-музей создан в 1988 г. (открыт для посетителей в 1993 г.). Несмотря на то, что усадьба и усадебный парк и огород неоднократно подвергались разорению, запустению, данное культурное пространство представляет собой уникальное явление музея-усадьбы и музея под открытым небом. Дом-музей возведен на сохранившемся фундаменте усадебного дома мыслителя. Посещение усадьбы дает возможность приобщиться к топосу усадьбы (дома) как сосредоточию основных жизненных ценностей, личного пространства мыслителя для создания целостной картины его типа личности, ментальности, нравственности, а также познакомиться с сохранившейся перепиской А. Т. Болотова.
2. Алексей Степанович Хомяков (1804-1960), изобретатель, член-корреспондент Петербургской академии наук, председатель Общества любителей русской словесности, русский поэт, художник, философ-идеалист, богослов, публицист, основоположник раннего славянофильства, автор таких религиозных сочинений, как «Церковь одна» (1838), «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» (1840-е), «Несколько слов православного христианина о западном вероисповедании» (1853) и другие. Личностный, религиозно-нравственный опыт А. С. Хомякова, «его семейных и родовых связей» [2, с. 26] представляет особый интерес. В его культурном этосе выразилась «духовная и жизненная мотивация творческого процесса, связанная с заботой о судьбах России, жизненным познанием истины, целостным духовным постижением тайны бытия» [Там же]. Жизненный опыт мыслителя складывается из переживания «веры, любви, свободы и смерти, что получило свое целостное выражение в идее соборности» [Там же]. Творчество А. С. Хомякова можно по праву считать экзистенциальным творчеством, направленным на приобщение к традиционным ценностям, стремлением к духовному обогащению в контексте современных реалий. Оно являет пример совмещения религиозно-нравственного мировоззрения и мирской жизни. Это особенно актуально для современной культуры, нравственного воспитания подрастающего поколения. Культурно-исторические объекты, составляющие культурный этос А. С. Хомякова, следующие: родовая усадьба «Богучарово» (сохранились господский дом, регулярный липовый парк и пруд), храм Сретения Господня (памятник истории и культуры федерального значения, построен в 1836 г. в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г., на данный момент является действующим храмом православной общины села с 15 февраля 1993 г.) и колокольня (построена в 1894 г., представляет собой точную копию кампанилы св. Марка в Венеции) в родовом поместье в селе Богучарово (данные объекты находятся в 15 км севернее г. Тулы в Ленинском районе Тульской области); Церковь Рождества Богородицы в с. Обидимо (памятник древнерусской архитектуры, построена между 1700-1709 гг., возможно, на развалинах более древнего храма в архитектурном стиле барокко с архаичной кладкой стен, с архаичной шатровой колокольней, с уникальной для храма круглой галереей-обходом, кирпич кладки идентичен кирпичу Тульского кремля, недалеко от храма остался фундамент усадебного дома, 16 апреля 2016 г. принято решение о восстановлении храма) и Ленинская межпоселенческая центральная районная библиотека в пос. Ленинский (проводит конкурсы, мастер-классы, Дни русского языка, литературно-музыкальные композиции по произведениям А. С. Хомякова).
3. Лев Николаевич Толстой (1828-1910), один из наиболее известных русских писателей, философов, религиозных деятелей, основатель религиозно-нравственного движения - толстовства, автор таких религиозно-философских сочинений, как «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «Исповедь» (1879-1982), «В чем моя вера?» (1882-1884), «Царство Божие внутри вас...» (1890-1893) и др. Культурный этос Л. Н. Толстого представлен местом, укладом, образом жизни, семьей и семейными отношениями. Именно они «формируют, развивают, питают родовыми, семейными истоками творческий гений мыслителя» [Там же, с. 29]. Культурный этос включает в себя как материальные, так и духовные стороны человеческого бытия. Семейный этос сыграл ключевую роль в формировании религиозной философии (явившись одним из истоков центральной идеи непротивления его духовно-нравственного учения), литературного, публицистического творчества мыслителя. «Пространство семейной жизни» [Там же] воспринимается и «как стимул для духовного совершенствования, и как препятствие для нравственного роста» [Там же], выступая во втором случае как основание для греха, соблазна, жизни в грехе. Семейный соблазн, оправдание греховной жизни связаны «с тяжелыми нравственными испытаниями и нравственными уроками, ориентирующими на духовный рост личности» [Там же]. В духовной борьбе с безнравственностью семейного соблазна у человека развиваются добродетели (терпение, смирение), которые являются выражением принципа непротивления злому. Этос Л. Н. Толстого сформирован топосом, родовыми, семейными связями и отношениями, которые являются основанием для формирования «чувства жизни», которое определяет «духовное и нравственное начало
в каждом человеке» [Там же]. Все это важно для выбора объектов, участвовавших в формировании культурного этоса мыслителя и определяющих границы его топоса. Нами выделяются: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"» (Ясная Поляна выступает центральным топосом мыслителя, здесь он родился, провел большую часть своей жизни); музейно-вокзальный комплекс «Козлова Засека» (данный топос имеет знаковое отношение к жизни и деятельности Л. Н. Толстого, с данной железнодорожной станции мыслитель отправлялся в деловые, семейные поездки, с ней связаны трагические события последних дней жизни мыслителя, в ноябре 1910 г. на эту станцию прибыл траурный поезд с телом Л. Н. Толстого, а потом с нее отправилась похоронная процессия с гробом, с 1974 г. станция включена в список объектов культуры как памятник государственного значения); Кочаковский некрополь: Никольская церковь и семейное кладбище Толстых (церковь основана во второй половине XVII в., в ней крестили новорожденных детей и отпевали усопших разветвленного рода Толстых, имеется фамильный склеп, могилы родственников, внуков, правнуков мыслителя); усадьба «Малое Пирогово» (Пирогово 2-е) (мемориальный комплекс, расположенный в 37 км от Ясной Поляны в Щекинском районе; создан по проекту Л. Н. Толстого, принадлежал изначально сестре писателя - М. Н. Толстой, а впоследствии его дочери -М. Л. Толстой. В усадьбе часто гостили Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. А. Фет. В настоящее время представляет собой ценный объект культурного наследия с сохранившимися постройками и фрагментами сада и парка, с 1999 г. входит в состав музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»); имение Толстых в д. По-кровское (находится в 80 км от Ясной Поляны в Чернском районе, в 2 км от д. Хитрово на левом берегу р. Снежеди, относится к сельскому поселению Крестовское Чернского района Тульской области; одно из родовых имений рода Толстых, принадлежало двоюродному дяде писателя П. И. Толстому, потом его сыну В. П. Толстому, за которого вышла замуж родная сестра писателя М. Н. Толстая. Дом Толстых сохранился, с 2001 г. является филиалом музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»); родовая усадьба Толстых «Никольское-Вяземское» (расположена в южной части Чернского района, в 100 км от Ясной Поляны, пребывание религиозно-нравственного мыслителя в усадьбе нашло свое отражение на страницах его литературных произведений «Война и мир», «Анна Каренина», в рассказе «Вредный воздух», в повестях «Идиллия» и «Труждающиеся и обремененные», в статье «Голод или не голод»; Л. Н. Толстой владел данной усадьбой в 1860-1892 гг., до этого усадьбой владел его старший брат Н. Н. Толстой, также являвшийся талантливым писателем, запечатлевшим на страницах своих повестей и рассказов окрестности усадьбы; дом восстановлен на основании сохранившегося подлинного фундамента и открыт для посетителей с 6 сентября 1986 г.; имеется церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую построил отец Л. Н. Толстого в 1836 г., в 1992 г. церковь была восстановлена реставраторами, с 2002 г. в храме совершаются богослужения).
4. Митрофан Васильевич Лодыженский (Ладыженский, псевдоним Чернский) (1852-1917), отечественный писатель, религиозный философ и мистик, автор таких религиозно-философских сочинений, как «Сверхсознание и пути к его достижению» (1906), «Индусская Раджа-Йога и христианское подвижничество» (1911), «Свет Незримый. Из области высшей мистики» (1912), «Темная сила» (1914), «Мистическая трилогия» (1914-1915), «Враги христианства» (1916), «Невидимые волны» (1917) и др. Особенностью его учения выступает глубокая связь с православно-христианской мистикой, теософской мистикой, основывающейся на древнеиндийской религиозной традиции. Примечательным является и то обстоятельство, что «на его неожиданный духовный подъем» [Там же, с. 28] повлияла встреча с Л. Н. Толстым (за несколько месяцев до его смерти) и их спор о христианской мистике, опыте христианских святых в сравнении с восточным мистицизмом (йогой, теософией). Данная встреча отразилась в «Дневниках» Л. Н. Толстого (30 июля 1910 г.) и «в приложении ко 2-му тому трилогии "Свет незримый"» [Там же] труда М. В. Лодыженского. Философ-мистик уловил возможную духовную эволюцию Л. Н. Толстого от «элементарно-нравственного к духовно-мистическому пониманию христианства» [Там же]. После смерти Л. Н. Толстого М. В. Лодыженский продолжает эту духовную линию. Культурный этос М. В. Лодыженского формировался в противостоянии теософских идей и христианских ценностей, соотношении мистики и этики, их связи с религиозной верой. Для мыслителя была важна глубокая связь мистики с этикой, высшего духовного самовыражения, единения «человека с Абсолютом и его нравственным самоощущением» [Там же, с. 30]. Он был против культа собственного «я», к которому может прийти человек, если нарушит связь мистики и этики. В источниках по краеведению, по исследованию его религиозно-философского творчества мы находим упоминание о том, что в разные годы своей жизни он владел имением, деревней Образцово (Чернский район Тульской области), имением в деревне Басово (Ленинский район Тульской области). Точного места расположения дворянской усадьбы не сохранилось ни в первом, ни во втором случае. Теперь это населенные пункты с современными постройками, объектов культурно-исторического значения нет. Поэтому приобщиться к культурному этосу мыслителя через топос мы можем только опосредованно через топос Л. Н. Толстого (например, в ходе посещения Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"»).
На основании анализа данных «объектов» культурного этоса мы предлагаем названия для маршрута, направленного на развитие религиозно-философского краеведения: «По следам религиозных философов Тульского края: традиции старины и современность». Данный маршрут включает в себя посещение туристами следующих объектов в определенном порядке: 1) выезд из Тулы; 2) музей-усадьба «Дворяниново»; 3) родовая усадьба «Богучарово» (историко-художественный музей А. С. Хомякова, храм Сретения Господня и колокольня в родовом поместье в селе Богучарово); 4) усадьба, церковь Рождества Богородицы в с. Обиди-мо и Ленинская межпоселенческая центральная районная библиотека в пос. Ленинский; 5) Государственный
мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"»; 6) музейно-вокзальный комплекс «Козлова Засека»; 7) Кочаковский некрополь: Никольская церковь и семейное кладбище Толстых; 8) усадьба «Малое Пирогово»; 9) имение Толстых в д. Покровское; 10) родовая усадьба Толстых «Никольское-Вяземское»; 11) возвращение в Тулу.
Карту данного маршрута можно представить на Рис. 1
Рис. 1
Согласно Google карте общая протяженность данного маршрута с севера на юг составляет 277 км, на автомобиле время прохождения пути при отсутствии пробок, хорошей видимости и без учета экскурсий - 4 часа 37 минут. Мы предполагаем разделить маршрут на два дня для детального ознакомления с культурными этосами выдающихся тульских мыслителей, их жизнью и творчеством, религиозно-философской составляющей их учения. В первый день мы предлагаем посетить объекты под номерами 2, 3, 4, 5, во второй - 6, 7, 8, 9, 10. Место на ночлег может быть выбрано, исходя из предпочтений туристов и наличия развитой инфраструктуры. Так, например, в центре курортного поселка расположен недорогой и доступный по стоимости гостевой дом «В Ясной Поляне», гостиничный комплекс «Ясная Поляна», имеющий в своем распоряжении комфортабельные однокомнатные и двухкомнатные номера, находится в 1,5 км от музея. Освоение маршрута может производиться также посредством возвращения на ночлег в Тулу ввиду непосредственной близости от города.
Подводя итог, можно отметить, что Тульский регион отличает наличие объектов, которые можно использовать для создания инвестиционной площадки, способствующей социально-экономическому развитию региона. Культурные объекты религиозно-философского краеведения представляют несомненный туристический интерес для различных категорий граждан разных возрастных групп нашей страны, иностранцев ближнего и дальнего зарубежья. Этому способствуют длительная богатая история, «удачное географическое расположение региона» [1, с. 87]; роль выдающихся личностей, создавших славу области; разнообразие уникальных культурных и религиозных достопримечательностей, «некоторые из которых имеют не только российское, но и мировое значение» [Там же, с. 88]. Религиозно-философское краеведение на современном этапе формирует векторы культурного, духовного, патриотического, экономического развития региона, выражает интересы туристической политики федеральных и региональных органов. Развивает внутренний и въездной туризм в Тульской области, которая имеет огромный потенциал в плане развития культурного, религиозного и иных видов внутреннего и въездного туризма, воспитания подрастающих поколений.
Список литературы
1. Мартьянова Е. Г., Чеснова Е. Н. Особенности культурного туризма в Тульском регионе // Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Дивномор-ское, 11-16 сентября 2016 г.). Ростов на-Дону: ДГТУ, 2016. С. 86-90.
2. Мелешко Е. Д., Назаров В. Н. Идея религиозно-философского краеведения как культурный и образовательный проект // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. Т. 2. С. 26-31.
3. Рождественская И. В. Культурный этос Л. Н. Толстого // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2009. № 10 (65). Вып. 9. С. 253-257.
4. Солопов О. В. Культурный этос А. Т. Болотова в контексте развития регионального туризма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. 2. С. 183-186.
5. Халтурин А. Н. Механизм этнокультурного взаимодействия: социально-философская интерпретация // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (71). C. 215-217.
6. Чеснова Е. Н. Духовно-нравственное учение А. Т. Болотова и феномен веры // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. Вып. 4. С. 126-134.
RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL STUDY OF LOCAL LORE AS A FACTOR OF CULTURAL TOURISM DEVELOPMENT IN TULA REGION
Nazarov Vladimir Nikolaevich, Doctor in Philosophy, Professor Chesnova Elena Nikolaevna, Ph. D. in Philosophy Mart'yanova Elena Georgievna, Ph. D. in Philosophy Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University [email protected]; [email protected]; [email protected]
The article reveals the idea of religious and philosophical study of local lore for the first time introduced into scientific circulation, which is at the junction of such directions of philosophical thought as philosophy of religion, philosophy of culture, and social philosophy. The feature of this article is that it reveals the idea of cultural ethos and associated with it topos, which have found their expression in religious and philosophical heritage of A. T. Bolotov, A. S. Khomyakov, L. N. Tolstoy, and M. V. Lodyzhensky. This idea finds support in development of cultural tourism in Tula region. Practical implementation of the idea of religious and philosophical study of local lore is for the first time developed tourist route "Following Religious Philosophers of Tula Region: Traditions of Ancient and Modern Days".
Key words and phrases: cultural tourism; religious and philosophical study of local lore; cultural ethos; topos; A. T. Bolotov; A. S. Khomyakov; L. N. Tolstoy; M. V. Lodyzhensky; Tula region.
УДК 316.614+392
Исторические науки и археология
Статья посвящена патронатным отношениям у коренного населения предгорий Северного Алтая в Х1Х-ХХ вв. Исследование опиралось на широкий круг источников, включавших полевые материалы автора, архивные сведения и данные похозяйственных книг. Социальный патернализм представлял собой комплекс традиционных норм и обычаев, направленных на обеспечение воспроизводства населения и сохранение жизни каждого человека, особо значимой в условиях высокого уровня смертности в традиционном обществе. В течение ХХ в. коренным населением были утрачены традиции взаимопомощи.
Ключевые слова и фразы: социальный патернализм; коренные народы Алтая; перепись 1917 г.; похозяй-ственные книги; семейная структура.
Николаев Василий Владимирович, к.и.н.
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТЕРНАЛИЗМ У КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕДГОРИЙ СЕВЕРНОГО АЛТАЯ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ^И^Х ВВ.)
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-50-00036).
Ориентация коренного населения предгорий Северного Алтая (кумандинцев, тубаларов и челканцев) на внешний патронат со стороны государства (начиная с Российской империи и по сей день) обусловлена традицией социального патроната, сложившейся в условиях трудностей выживания человека в тайге и зависимости комплексного хозяйства от природно-климатических изменений, а также особенностей традиционного типа воспроизводства населения, характеризующегося высоким уровнем смертности и низким уровнем продолжительности жизни. Социальный патернализм у коренного населения предгорий Северного Алтая так и не стал темой самостоятельного исследования. Отдельные аспекты данного явления были освещены в работах Ф. А. Сатлаева [12], этносоциальная проблематика патернализма на уровне взаимодействия между государством и коренными народами Южной Сибири была рассмотрена А. Н. Садовым [11] и т.д.
В настоящей работе нами предпринята попытка обобщения и анализа накопленного материала по рассматриваемому вопросу. Источниковой базой для написания данной статьи стали полевые материалы автора, полученные в ходе этнографических поездок в села Красногорское Красногорского района и Солтон Солтонско-го района Алтайского края и село Турачак Турачакского района Республики Алтай в 2016 г. Дополнительную