Научная статья на тему 'Функции культурного туризма в контексте комплексного развития Тульской области'

Функции культурного туризма в контексте комплексного развития Тульской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
964
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TOURISM / CULTURAL TOURISM / TOURISM FUNCTIONS / TULA REGION / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Солопов Олег Викторович, Слобожанин Алексей Вячеславович

В статье рассматривается региональная специфика культурного туризма через призму его функций. Описываются конкретные способы реализации семи основных функций культурного туризма в Тульском регионе. Авторы приходят к выводу о системообразующей роли просветительской и образовательной функций культурного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of cultural tourism in the context of integrated development of the Tula region

The article deals with the regional peculiarity of the cultural tourism in the framework of its functions. The authors describe particular ways of implementation of seven main functions of the cultural tourism in the Tula region. It is concluded that educational function of the cultural tourism plays the backbone role.

Текст научной работы на тему «Функции культурного туризма в контексте комплексного развития Тульской области»

УДК 379.85

Солопов Олег Викторович

кандидат философских наук, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике при кафедре философии и культурологии

Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Слобожанин Алексей Вячеславович

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ [1]

Solopov Oleg Viktorovich

PhD in Philosophy, Junior Research Assistant, Research Laboratory for Sociology, Cultural Tourism and Applied Ethics, Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University

Slobozhanin Aleksey Vyacheslavovich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University

FUNCTIONS OF CULTURAL TOURISM IN THE CONTEXT OF INTEGRATED DEVELOPMENT OF THE TULA REGION [1]

Аннотация:

В статье рассматривается региональная специфика культурного туризма через призму его функций. Описываются конкретные способы реализации семи основных функций культурного туризма в Тульском регионе. Авторы приходят к выводу о системообразующей роли просветительской и образовательной функций культурного туризма.

Ключевые слова:

туризм, культурный туризм, функции туризма, Тульская область, региональное развитие.

Summary:

The article deals with the regional peculiarity of the cultural tourism in the framework of its functions. The authors describe particular ways of implementation of seven main functions of the cultural tourism in the Tula region. It is concluded that educational function of the cultural tourism plays the backbone role.

Keywords:

tourism, cultural tourism, tourism functions, Tula Region, regional development.

В настоящее время в связи с кризисными явлениями в российской экономике наиболее остро стоит вопрос о развитии отраслей производства, обладающих сильным мультипликативным эффектом. Одной из таких отраслей является культурный туризм, развитие которого предстает одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации [2]. Как вид досуга он представляет собой путешествия с целью знакомства с культурными ценностями иной страны или региона.

Целью статьи является выявление специфики функций культурного туризма применительно к Тульской области. Масштабы Тульского региона позволяют в той или иной степени осуществлять все функции культурного туризма. Очевидно, что, несмотря на разнообразие туристических функций, одна или несколько из них выходят на первый план. Например, при посещении заброшенных промышленных городов паломническая функция туризма будет сведена к минимуму.

В контексте развития туризма как индустрии культурный туризм представляет собой сложный динамичный процесс взаимодействия различных субъектов, каждый из которых преследует при этом свои собственные интересы. Следует подчеркнуть, что мы придерживаемся точки зрения, согласно которой каждый участник туристского процесса выступает как его самостоятельный субъект [3, с. 75]. Однако на этот счет есть и другие мнения. Так, авторы монографии «Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации» В.А. Черненко и Т.Ю. Колпащикова с отсылкой к западной научной литературе выделяют две подсистемы туризма: субъект туризма, то есть собственно потребитель туристских услуг -человек со всем многообразием его туристских потребностей и мотивов поведения и объект туризма со следующими подгруппами [4, с. 30]:

1) туристские центры, чья деятельность носит преимущественно просветительский и культурно-охранный характер;

2) туристские предприятия, направленные на извлечение прибыли;

3) регулятивные туристские организации (это не только органы государственной власти и туристские организации, но и научные учреждения, занимающиеся проблемами туризма, деятельность которых направлена на системное развитие туризма в регионах и стране в целом).

Очевидно, что главным участником туристского процесса применительно к любому виду путешествий является турист, так как именно через удовлетворение его потребностей перечисленные выше объекты туризма реализуют свои интересы.

Каждый регион, стремящийся к развитию туризма на своей территории, должен учитывать эти потребности туристов и выстраивать свои стратегии и программы развития в соответствии с ними. С уверенностью можно заявить о том, что в России нет ни одного региона, чей туристский потенциал отвечал бы всем потребностям туристов. Так, например, не в каждом регионе есть морской берег для развития пляжного туризма. Таким образом, туристский потенциал Тульской области (как и любой другой) обусловлен ресурсами, определяющими стратегическое планирование развития того или иного вида туризма в регионе.

Анализ туристских ресурсов Тульской области, приведенных в региональных программах развития культуры и туризма в регионе [5], в путеводителях, изданных под эгидой Министерства культуры и туризма Тульской области и размещенных на официальном портале «Культурный навигатор» (http://tulagid71.ru/), позволяет заключить, что именно культурное наследие является главным туристским ресурсом территории, а развитие культурного туризма является наиболее подходящим для Тульского региона. Налаживание процесса культурного туризма в Тульской области необходимо начинать с выявления его основных функций, которые определяют дальнейшие пути его развития. Какие же это функции? Не будем останавливаться на всех возможных туристских функциях и рассмотрим только характерные функции культурного туризма. Нижеперечисленные функции выявлены на основании изучения общего контекста развития культурного туризма в Тульской области, а также анализа работ Н.Н. Даниленко, Н.В. Рубцовой [6] и Д.С. Королёва [7].

1. Познавательная функция. Турист отправляется в путешествие, чтобы познакомиться, получить знания об определенном пространстве и характерной для него культуре. К счастью, каждый регион России обладает неповторимым культурным наследием, познание которого может стать целью путешествия любого туриста. Применительно к Тульской области речь идет о приобретении знаний: 1) о знаменитых жителях Тульской области, таких как Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, М.В. Лодыженский, А.Т. Болотов, В.Д. Поленов; 2) произведениях музыкального, художественного, литературного, философского, архитектурного и иных видов творчества туляков; 3) истории развития края, его военного, промышленного и культурного наследия; 4) современном уровне развития культуры в регионе.

2. Образовательная функция. Образовательные потребности туриста удовлетворяются деятельностью таких участников туристского процесса, как: 1) экскурсионные бюро (экскурсоводы), наиболее крупным субъектом в данной сфере в настоящее время является фирма Welcome Тула, предлагающая 13 групповых туров по городу и более десятка по Тульской области; 2) научно-образовательные учреждения, подготавливающие кадры в сфере туризма, культуры и искусства, а также развивающие гуманитарное знание, на основе которого ведется разработка туристских продуктов, предлагаемых туристам (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ТулГУ, РМАТ); 3) учреждения культуры (например, музеи), в которых также проводятся экскурсии и образовательные лекции для туристов. Музеев в Тульском регионе достаточно много, например, на начало 2013 г. в Тульской области действовало 55 музеев и их филиалов. Наиболее крупными государственными музеями являются: ГУК ТО «Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей"» (в том числе 14 филиалов), ГУК ТО «Музей-усадьба А.Т. Болотова "Дворя-ниново"» и ГМПЗ «Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"» и др.

Отметим, что процесс развития культурного туризма активизирует процесс по разработке и формированию образовательных программ, нацеленных на передачу туристам знаний о культурных ценностях региона. Подтверждением внимания со стороны государства к проблеме развития образования в области туризма является выделение бюджетных мест на направление «Туризм» в ТГПУ им. Л.Н. Толстого впервые за почти десятилетний опыт подготовки бакалавров и специалистов.

3. Просветительская функция. Культурный туризм является значимым фактором популяризации определенных знаний о Тульском регионе. Тот факт, что информационные материалы практически обо всем находятся в свободном доступе в сети Интернет, еще не говорит, что люди знают о том или ином культурном объекте, который потенциально может оказаться для них весьма интересным. Например, если тульским школьникам не устраивать экскурсионные поездки по архаичным памятникам культуры, находящимся в районах, они могут попросту и не узнать о них. Именно поэтому правительство Тульской области совместно с коммерческими и некоммерческими организациями предпринимает попытки создания системы просветительской работы в

области туризма. Это размещение табличек с кратким описанием исторических мест, этэ-информирование о дестинации, создание официального туристского портала «Культурный навигатор». Сюда же относятся и разовые акции, такие как презентация тульских брендов на Дне города-2016.

На наш взгляд, деятельность по созданию данной системы должна быть продолжена с активным привлечением региональных вузов и школ, популяризирующих знания о культуре региона через организацию туристических поездок школьников и студентов.

4. Паломническая функция. Религия как важнейший образующий элемент культуры является значимым фактором развития культурного туризма в регионе. Большая часть населения России традиционно идентифицирует себя в качестве православных, а на территории Тульской области расположено огромное количество памятников православной культуры, знакомство с которыми может заинтересовать потенциальных туристов.

Также в настоящее время становятся популярными славянские (неоязыческие) религиозные течения, сакральные объекты которых можно встретить на территории Тульской области. Весьма перспективным является создание туристического маршрута, основанного на демонстрации памятников древних сакральных культур, что привлекает путешественников с религиозными целями воспользоваться услугами рынка культурного туризма региона [8].

5. Функция культурного обмена. Страны с развитым туризмом традиционно отличаются от закрытых стран. В государствах Востока, где в настоящее время развит туризм, например, таких как Таиланд и Индия, некоторые элементы современной культуры заимствованы с Запада, но и восточная культура становится источником вдохновения для западного искусства. Все это обусловлено тесными культурными связями, налаженными частично и за счет туризма.

Для развития культурного диалога между государствами, естественно, нужна определенная площадка, пространство, в котором могли бы встречаться и взаимодействовать люди из разных стран. Одним из способов налаживания подобного общения могло бы стать развитие культурного туризма на уровне регионов. Тульская область в этом смысле весьма символична. Само слово «тула» имеет санскритские корни и буквально означает 'весы'. И действительно, пространство Тульской земли раскрыло и уравновесило многие культурные противоречия. Именно А.С. Хомяков инициировал культурный спор, разделивший российское общество на западников и славянофилов, именно Л.Н. Толстой в своем религиозном учении стремился объединить мудрость Востока и Запада, именно М.В. Лодыженский первым предпринял попытку сравнительного исследования католического, православного и индуистского мистицизма. Поэтому Тульская область как регион, граничащий с Москвой, может стать новым культурным пространством ведения регионального и международного культурного диалога, а культурный туризм выступит важнейшим фактором этого процесса.

6. Творческая функция. Культура порождает культуру. В поисках объектов вдохновения художники и писатели могут отправляться по следам своих знаменитых предшественников, знакомиться с их культурными этосами, для того чтобы научиться мастерству и впоследствии создать свое собственное произведение. Как же будущим писателям не посетить места, описанные в романах Л.Н. Толстого, художникам и архитекторам не познакомиться с наследием В.Д. Поленова, а будущим ландшафтным дизайнерам не увидеть усадьбу А.Т. Болотова и спроектированный им Богородицкий парк?

Тульская область представляет собой замечательную основу для творчества художников различной направленности, делая возможным создание различных изображений - от культурных ландшафтов до заброшенных индустриальных объектов.

7. Эмоциональная функция. Большинство туристов, воспринимающих произведения иной культуры, делают это прежде всего эстетически, что вызывает в них ряд позитивных эмоций. Именно за этими эмоциями туристы отправляются в путешествия. На удовлетворении эмоциональных потребностей и должен строиться культурный туризм в Тульской области. Основной проблемой в контексте реализации данной функции применительно к Тульской области является не отсутствие культурного наследия в регионе, но: неналаженная инфраструктура, что не позволяет туристам массово посещать те или иные интересные объекты, используя общественный транспорт; неухоженность многих потенциальных объектов туристского интереса; небольшой выбор туристских пакетов и предложений, имеющихся в настоящее время в регионе.

Для удовлетворения эмоциональных потребностей туристов, посещающих Тульскую область, на наш взгляд, необходимы: повышение культурного и образовательного уровня работников в сфере туризма; позитивный настрой местных жителей на прием туристов в своем регионе; налаженная инфраструктура, исключающая недовольство туриста качеством трансфера, средств размещения или культуры обслуживания; разносторонняя брендинговая политика региональных властей, нацеленная на представление региона в как можно более привлекательном

свете; наличие привлекательных культурно-туристских маршрутов, соответствующих интересам различных категорий туристов.

Таким образом, в работе показано, посредством каких конкретных элементов реализуются функции культурного туризма. На наш взгляд, ведущими туристскими функциями в Тульском регионе являются просветительская и образовательная функции культурного туризма. Мы говорим о данных функциях в том смысле, что вузы региона (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ТулГУ, РМАТ) выступают участниками туристского процесса, готовя специалистов по культуре и туризму, являясь площадками проведения культурно-образовательных мероприятий, разрабатывая экскурсионные маршруты, популяризируя знания о культуре.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-13-71001.

2. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 24. 16 июня. Ст. 3105.

3. Солопов О.В. Этические основания развития института туризма в России // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 1 (13). С. 73-83.

4. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации : монография. СПб., 2012. 179 с.

5. Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие культуры и туризма Тульской области» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Тульской области от 5 нояб. 2013 г. № 619. URL http://docs.cntd.ru/document/460207954 (дата обращения: 09.11.2016).

6. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Влияние социальных функций туризма на устойчивое развитие региона (на примере Прибайкалья) // Известия Байкальского государственного университета. 2012. № 6. С. 47-53.

7. Королёв Д.С. Понятия, сущность и культурологические функции туризма // Аналитика культурологии. 2012. № 22. С. 51 -54.

8. Солопов О.В., Солопова Н.Д. Перспективы развития эзотерического туризма в Тульской области // Инновационная наука. 2016. № 9. С. 368-371.

References:

Chernenko, VA & Kolpaschikova, TY 2012, Development of cultural tourism in the North-West Federal District of the Russian Federation: a monograph, St. Petersburg, p. 179, (in Russian).

Danilenko, NN & Rubtsova, NV 2012, 'The impact of social functions of tourism on sustainable development in the region (on the example of Baikal region)', Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, no. 6, pp. 47-53, (in Russian).

Korolev, DS 2012, 'The concepts, nature and cultural tourism function', Analitika kul'turologii, no. 22, pp. 51-54, (in Russian). Solopov, OV 2015, 'The ethical foundation of tourism development institute in Russia', Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo, no. 1 (13), pp. 73-83, (in Russian).

Solopov, OV & Solopova, ND 2016, 'Prospects for esoteric development of tourism in the Tula region', Innovatsionnaya nauka, no. 9, pp. 368-371, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.