Научная статья на тему 'Философское значение культурного туризма'

Философское значение культурного туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2764
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ТУРИЗМА / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ЭТИКА ТУРИЗМА / PHILOSOPHY OF TOURISM / CULTURAL TOURISM / CULTURAL VALUES / ETHICS OF TOURISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солопов Олег Викторович

Статья посвящена рассмотрению феномена культурного туризма с точек зрения различных разделов философского знания. Определяется ценностное значение культурного туризма. Выявляется этическое содержание данного вида путешествий. Определяется роль и место культурного туризма в различных сферах современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL SIGNIFICANCE OF CULTURAL TOURISM

The article considers the phenomenon of cultural tourism from the viewpoints of the different sections of philosophical knowledge. The article determines value-meaning of cultural tourism. The author reveals ethical content of this type of travel. The article determines the role and place of cultural tourism in the various spheres of modern culture.

Текст научной работы на тему «Философское значение культурного туризма»

УДК 130.2

О.В. Солопов (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)

Тел.: 8 (4872) 35-74-37; e-mail: [email protected]

ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА

Статья посвящена рассмотрению феномена культурного туризма с точек зрения различных разделов философского знания. Определяется ценностное значение культурного туризма. Выявляется этическое содержание данного вида путешествий. Определяется роль и место культурного туризма в различных сферах современной культуры.

Ключевые слова: философия туризма, культурный туризм, культурная ценность, этика туризма.

В настоящее время, туризм является одной из важнейших и быстроразвивающихся отраслей мировой экономики, и как следствие наиболее значимым феноменом современной культуры. Многообразие мотивов для путешествий обуславливает появление большого количества видов туристской активности. Одним из наиболее перспективных и приоритетных для России видов путешествий является культурный туризм [4], который мы рассмотрим с точек зрения различных разделов философии.

С учетом взаимосвязи данного явления с различными сферами индивидуальной, общественной и политической жизни, мы выделяем следующие значения культурного туризма: аксиологическое, этическое, эстетическое, воспитательное, образовательное, социальное, экономическое, культурное.

1. Аксиологическое значение культурного туризма определяется нами с помощью иерархии философии ценностей Макса Шелера, представленной в работе «Формализм в этике и материальная этика ценностей». Мыслитель выделяет несколько рядов ценностей [7, с. 323-328]: 1) ценности приятного и неприятного, ценности предметов и состояний, ценности, основанные на чувственном восприятии удовольствия и страдания; 2) ценности чувства жизни, охватывающие хорошее и дурное, благородное и низкое, ценности благополучия и неблагополучия, чувство подъема и спада жизни, чувство здоровья и болезни, слабости и силы, старости и смерти; 3) духовные ценности, ценности прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, ценности познания истины, производными которых являются ценности культуры; 4) высшие ценности святости и божественности, постижение которых осуществляется в чувстве любви, ценность личности, символические ценности почитания, чистые личностные типы святого, гения, героя и чистые типы видов сообществ, а именно сообщество любви, правовое сообщество, культурное сообщество, жизненное сообщество.

В соответствии с данной иерархией, рассматриваемые нами культурные ценности относятся к разряду духовных ценностей, что не сколько не опровергается вещественным характером их носителей, т.к. с точки зрения Шелера ценности представляют собой особого рода качества присущие не материальным вещам, а их идеальным подобиям (благам) [7].

Подобный «идеальный» подход в определении ценностей отличается от того, который мы встречаем на законодательном уровне, но и не вступает с ним в противоречие. Так, в российском законодательстве культурными ценностями называются «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [3]. Таким образом, законодатель защищает как материальные, так и идеальные объекты.

Ценность же самого явления культурного туризма зависит от соотношения его целей с целями других видов путешествий. Учитывая большое количество видов туризма мы не будем останавливаться на каждом из них, но рассмотрим основные цели, которые преследуют люди отправляясь в путешествие. К таковым относятся: развлечения; острые ощущения; отдых; оздоровление; занятие спортом; бизнес; обучение; знакомство с новыми произведениями искусства; саморазвитие; религиозный поиск.

Рассмотрим данные цели с точки зрения иерархии ценностей Шелера. К первому ряду ценностей относятся стремления к развлечениям (секс-туризм) и острым ощущениям (экстремальный туризм). Ко второму ряду ценностей относятся отдых (пляжный туризм), оздоровление (лечебный туризм), занятие спортом (спортивный туризм), бизнес (деловой туризм). К третьему ряду ценностей относятся обучение (образовательный туризм), саморазвитие и знакомство с новыми произведениями искусства (культурный туризм). К четвертому ряду высших ценностей будет относиться религиозный поиск (паломнический туризм).

Безусловно, любое путешествие может иметь самые различные цели. Например, пляжный туризм легко превращается в спортивный, а затем в образовательный и т.д. Таким образом, ценностное значение путешествия зависит от большей или меньшей значимости той или иной цели. Культурный туризм при этом представляет собой высокое ценностное значение, т.к. имеет духовные ценности в своей основе.

2. Этическое значение культурного туризма выражается в волевом устремлении к самосовершенствованию, которое, в данном случае, определяется свойством путешествия изменять характер человека. При этом логично предположить, что нрав человека будет изменяться в зависимости от характера ценностей к которым он приобщается, на познание которых направлено его сознание, которыми, в смысле культурного туризма, являются,

уже упомянутые: нравственные идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи. Но может ли нравственный идеал в данном случае быть объектом культурного туризма? И каким образом возможно соблюдение норм поведения, вытекающего из следования подобному идеалу?

Если понимать под нравственным идеалом представление о нравственно совершенной личности, то знакомство с подобным идеалом должно предполагать возможность следования ему. В противном случае будет иметь место лишь информативный характер такого знакомства, которое само по себе может быть обусловлено желанием туриста, например, хоть как то разнообразить свой пляжный отдых экскурсией, без действительного желания вникнуть в иную культуру. Такое очень часто имеет место быть в связи с комплексным содержанием туризма в целом.

Мы же рассматриваем нравственный идеал как объект культурного туризма именно в смысле стремления путешественника к проникновению в традиции другого народа. И здесь налицо отличие нравственного идеала от других видов культурных ценностей, например, культурного ландшафта, произведения искусства или архитектуры. И если последние воспринимаются непосредственно органами чувств, то приобщение к нравственному идеалу предполагает проявление его в жизни и деятельности. Знакомство с нравственным идеалом возможно и благодаря чтению книг, однако такое постижение будет носить лишь интеллектуальный характер и едва ли сможет сильно повлиять на качество жизни человека, если он не будет прилагать к этому максимум собственных усилий. При этом воли человека часто бывает недостаточно.

Обеспечение же возможности следования нравственному идеалу, создание для этого необходимых условий и является фактором развития культурного туризма. Например, если человек хочет выучить язык, он едет в другую страну, где говорят на этом языке, чтобы побыть в соответствующей атмосфере, или если он хочет повысить профессиональные навыки, отправляется на бизнес тренинги, где ему предлагается поучаствовать в определенных ситуациях, т.е. создаются условия для его развития как профессионала. По подобному принципу могут восприниматься и нравственные идеалы, но для этого необходимо будет воссоздать для людей определенные условия, при которых они смогли бы раскрывать и проявлять свои лучшие человеческие качества. Например, воссоздание принципов и условий жизни, по которым жили толстовцы в рамках тура.

В пользу подобного способа восприятия нравственных идеалов, оторванного от повседневной жизни, свидетельствует история религий, в частности монастыри, которые являлись и являются своеобразными центрами по развитию добродетелей со своими определенными условиями жизни и труда, имеющих конкретные нравственные идеалы в своей основе. Другим замечательным примером живого духовного и нравственного развития может стать история создания Г.И. Гурджиевым групп своих учеников, которые, живя общиной, преодолевали действительные трудности, связанные с постоянным

переездом из одной страны в другую в условиях Первой Мировой Войны, когда людям разного социального и интеллектуального уровня приходилось осваивать совершенно нетипичные для себя навыки [6, с. 494-521].

В данном случае мы говорим о необходимости создания, хотя бы и на время, нестандартных условий существования, позволяющих человеку примерить на себя новые роли и добродетели, которые расширят его сознание, помогут ему расти как личности, а также которые он сможет применять уже в своей обычной жизни.

Следует отметить, что подобная форма организации туризма должна отличаться от остальных более длительными сроками. Например, если на пляжный отдых зачастую уходит около недели или на экскурсию затрачиваются один или несколько дней, то специфика пребывания в непривычных условиях с восприятием и переживанием новых отношений, новых мотиваций, новых нравственных чувств потребует большего времени.

Другой отличительной особенностью данной формы туризма является необходимость высокого уровня научного исследования обозначенных идеалов, традиций и обычаев, как обязательное условие реконструкции, а также высокий уровень подготовки сотрудников, отвечающих за организацию досуга туристов, с учетом специфики их деятельности. Поэтому, на наш взгляд, организацией подобной формы туризма в каждом регионе, должны заниматься присутствующие там университеты, которые исторически всегда и выступали в роли культурных центров.

Требование к высокому уровню сотрудников данной сферы, выводят нас также на проблемы профессиональной этики, призванной разработать основные принципы и нормы, регулирующие деятельность работников, с учетом всей специфики культурного туризма.

3. Свойство путешествия изменять человеческий характер приобретает в культурном туризме также эстетическое значение. Такое путешествие может не изменить принципов мышления человека, но пробудить в человеке новый чувственный вкус, т.е. показать, что где то там, в элементах чуждой культуры, скрывается нечто очень близкое для него самого, или даже пробудить эстетический вкус к прекрасному, возвышающего человека над собственными индивидуальными предпочтениями [2, с. 203-216]. Наибольшее значение в эстетическом смысле носят следующие культурные ценности: эстетические идеалы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Соответственно сюда относится не только чувственное восприятие произведений искусства, но также красота природы, в её первозданном виде представленная в заповедниках. Важной особенностью чувственного восприятия в его связи с культурным туризмом является пребывание в совершенно необычной атмосфере жизни другого народа (например, посещение празднования определенного события, сопровождающегося интересными обрядами), вызывающего удивление (ещё

одно свойство путешествия), за которым следует желание познать другую культуру.

4. Подобное желание, сопряженное с чувственным восприятием играет важную роль в образовании и воспитании индивида. Если следовать гегелевской идее двойственности человеческой природы, подразделяющей человека на единичность (животное начало) и всеобщую сущность (духовное и разумное начало), тогда смысл образования состоит в приведении индивидуальности в соответствии с её разумностью и духовной всеобщностью [2, с. 61-65], и наиболее наглядной формой образования будет непосредственное знакомство с традициями и устоями другой страны, другого народа. Именно таким образом, человек приходит к осознанию, что помимо моего мировосприятия или помимо преобладающего в моей нации мировоззрения, существуют и другие, также имеющие право на существование.

При этом, культурный туризм в равной степени способствует как повышению уровня образования, путём получения теоретических знаний, например, во время экскурсий, так и повышению уровня воспитания, что связанно с постоянным общением с представителями других национальностей или лицами живущими в других регионах, что требует определенной доли учтивости и такта, а также связано с развитием чувства прекрасного при восприятии произведений иной культуры.

5. Говоря о культурном туризме, естественно возникает вопрос о значении данного вида туризма для самой культуры. При этом, мы не можем наверняка знать, но способны только предполагать возможный характер, влияния распространения культурного туризма на, развивающуюся в условиях глобальной цивилизации, культуру. С одной стороны, в случае популярности данного вида туризма, каждое государство будет стремиться развивать свои культурные центры, делать свои культурные ценности популярными и доступными для туристов, если не ради самой культуры, то ради повышения собственной экономики, что неудивительно, т.к. цивилизация всегда существовала за счет спекуляции культурными ценностями [8, а 163-169].

Однако в этом есть важное противоречие. Самобытная культура каждого народа, возникает если не в полной, то в частичной обособленности от других народов, что едва ли возможно в современных условиях взаимодействия среди развитых государств, когда глобальная цивилизация как бы растворяет культурные ценности.

В тоже время, нельзя отрицать, что культура каждой страны всегда в определенной степени влияет на культуру соседних государств. Заимствование культурных элементов других народов приводит к своеобразному культурному синтезу, рождению новой культуры. При этом очень сложно предположить, какой будет эта новая культура, учитывая массовый характер современного туризма. Уже не отдельные личности, уезжающие в «чужие края» за знаниями, чтобы затем поделиться и распространить эти знания среди своего народа, будут создателями новой культуры, как это было в прошлом. Сегодня, состояние мировой культуры во многом зависит от того, какие тенденции

существуют среди людей часто осуществляющих путешествия как внутри своих стран, так и за их пределами, зависит от целей их путешествий. Если большинство выбирает культурный туризм, тогда есть предпосылка для нового синтеза культуры, если же популярной станет туристическая тенденция к комфортному отдыху и потреблению, при этом, материальных благ, то это будет уже свидетельством кризиса культуры уже в глобальном масштабе.

6. Экономическое значение культурного туризма определяется прочно вошедшей в современную массовую культуру тенденцией к потреблению всевозможных благ. Культурная ценность, являющаяся своеобразным продуктом культуры, выступает в качестве «фасада» или бренда для представленных на рынке туристических товаров и услуг, что естественным образом привлекает всех заинтересованных в экономическом развитии субъектов, а именно государство, хозяйствующих субъектов туристического рынка и задействованных в данной сфере наемных работников [5]. При этом, данные участники туристского процесса (государство в меньшей степени) предстают как продавцы, культурная ценность в какой-то степени превращается в товар, а турист, в коммерчески выгодного клиента. Разумеется, культурная ценность, не становится товаром буквально, и мы употребляем здесь понятие «товар» в переносном значении. Например, старинный языческий храм не является туристским продуктом, однако на нем зарабатывает туропрератор, использующий его привлекательную ценность для привлечения туристов. Подобные «продавцы ценностей» сделают всё необходимое, чтобы их «товар» был наиболее привлекателен для «клиента», используя все необходимые методы, применяемые в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Очевидно, что в культурном туризме сталкиваются два стремления: а) стремление туриста к эстетическому восприятию культурных ценностей; б) стремление хозяйствующего субъекта обогатиться за счет желания туриста нравственно и духовно обогатиться.

7. Развитие культурного туризма оказывает прямое воздействие на состояние общества. При этом, все приведенные выше значения культурного туризма в совокупности влияют на общественное сознание. Влияние культурного туризма на общественную жизнь можно рассматривать по-разному. Положительные стороны, с одной стороны, имеют ярко выраженный материальный характер. К ним относятся: экономическое развитие туристского региона, реставрация культурных памятников, новые открытия и достижения в области гуманитарных наук, являющиеся основой создания туристских продуктов, увеличение числа рабочих мест для работников сферы культуры и туризма. Рассмотрение различных форм общественного объединения людей показывает, что культурный туризм в большей степени будет способствовать развитию экономического и политико-правового способов взаимодействия, для принимающего региона.

И напротив, туристы, приезжающие в чужую страну или регион с целью интеллектуального и духовного развития в большей степени склонны к

морально-этическому и культурно-эстетическому способу взаимодействия. Подобное положение противоборства духовных и материальных ценностей находит своё подтверждение в большинстве стран, живущих за счет туризма. Так, жители государств, основанных на «руинах» некогда процветающих цивилизаций (Египет, Тунис, Турция, страны дальнего Востока), обладающих уникальными культурными памятниками, сосредоточены на получении денежной прибыли за счет туристов, в то время как духовное значение ценностей данных культур востребовано только приезжими. Таким образом, констатируется смещение вектора ценностных ориентиров в сторону материального благополучия, стран или регионов, принимающих у себя туристов.

Выводы: культурный туризм является важнейшим фактором развития эстетического, нравственного и интеллектуального уровня путешественника, фактором повышения уровня материального благосостояния принимающей туристов страны, а также фактором развития всей международной цивилизации. При этом, культурный туризм обладает высоким ценностным содержанием, т.к. имеет духовные ценности в своей основе.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 6-209.

2. Кант И. Критика способности суждения // Сочинения. В 6 т. Т. 5. М.: Мысль, 1966. С. 161-542.

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: [ от 09.10.1992 N 3612-1 : ред. от 02.07.2013] // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

4. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" : от 31.05.2014 № 941-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 24. Ст. 3105.

5. Солопов О.В. Этические основания развития института туризма в России [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 1(13). С. 73-83. URL: http://tsput.ru/fb/hum/1 (13) 2015/index.html#73/z ; то же. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23273420.

6. Успенский П.Д. В поисках чудесного. М.: ФАИР, 2012. 528 с.

7. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей» мыслитель выделяет несколько рядов ценностей // Избранные труды. М.: Гнозис, 1994. С. 259-333.

8. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой культуры. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1998. 663 с.

O.V. Solopov

PHILOSOPHICAL SIGNIFICANCE OF CULTURAL TOURISM.

ryMaHurapHbie BegoMOCTM Trny mm. fi. H. ToncToro

№ 2 (14), MWHb 2015 r.

The article considers the phenomenon of cultural tourism from the viewpoints of the different sections of philosophical knowledge. The article determines value-meaning of cultural tourism. The author reveals ethical content of this type of travel. The article determines the role and place of cultural tourism in the various spheres of modern culture.

Keywords: philosophy of tourism, cultural tourism, cultural values, ethics of tourism.

Literatura

1. Gegel' G.V.F. Filosofskaja propedevtika // Raboty raznyh let. V 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1971. S. 6-209.

2. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdenija // Sochinenija. V 6 t. T. 5. M.: Mysl', 1966. S. 161-542.

3. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture: [ ot 09.10.1992 N 3612-1 : red. ot 02.07.2013] // Vedomosti SND i VS RF. 1992. № 46. St. 2615.

4. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii Strategii razvitija turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda" : ot 31.05.2014 № 941-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 24. St. 3105.

5. Solopov O.V. Jeticheskie osnovanija razvitija instituta turizma v Rossii [Jelektronnyj resurs] // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2015. № 1(13). S. 73-83. URL: http://tsput.ru/fb/hum/1(13)_2015/index.html#73/z ; to zhe. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23273420.

6. Uspenskij P.D. V poiskah chudesnogo. M.: FAIR, 2012. 528 s.

7. Sheler M. Formalizm v jetike i material'naja jetika cennostej» myslitel' vydeljaet neskol'ko rjadov cennostej // Izbrannye trudy. M.: Gnozis, 1994. S. 259333.

8. Shpengler O. Zakat Evropy: Ocherki morfologii mirovoj kul'tury. Geshtal't i dejstvitel'nost'. M.: Mysl', 1998. 663 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.