Научная статья на тему 'Культурный туризм как философская проблема'

Культурный туризм как философская проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1170
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / СТРАННИЧЕСТВО / МИГРАЦИЯ / ПУТЕШЕСТВИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / CULTURAL TOURISM / WANDERING / MIGRATION / TRAVEL / CULTURAL VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солопов Олег Викторович

Рассматривается понятие культурного туризма, а также выявляются его основные элементы. Определяется отличие туризма от других форм путешествия. Выявляются основные мотивы и цели путешествий, обусловленные как внешними, так и внутренними причинами. Культурные ценности рассматриваются как составная часть туристического продукта. Определяется значение культурного туризма для современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TOURISM AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM

The author considers the concept of cultural tourism and identifies its basic elements. There was defined the difference between tourism and other forms of traveling. The author reveals the main motives and purposes of travel caused both by external and internal reasons. Cultural values are considered as a component of a tourist product. The article outlines the significance of cultural tourism for modern culture.

Текст научной работы на тему «Культурный туризм как философская проблема»

purpose of life with categories of immortality of the soul and the highest blessing is also revealed.

Key words: the purpose of life, A.I. Vvedensky, S.L. Frank, the highest blessing, immortality of the soul.

Romanov Anatoly Vladimirovich, PhD (Philosophy), avr.85@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University.

УДК 130.2

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

О.В. Солопов

Рассматривается понятие культурного туризма, а также выявляются его основные элементы. Определяется отличие туризма от других форм путешествия. Выявляются основные мотивы и цели путешествий, обусловленные как внешними, так и внутренними причинами. Культурные ценности рассматриваются как составная часть туристического продукта. Определяется значение культурного туризма для современной культуры.

Ключевые слова: культурный туризм, странничество, миграция, путешествие, культурная ценность.

В настоящее время культурный туризм является одним из наиболее популярных видов путешествий во всем мире. Это обусловлено стремлением людей к познанию иных культур и традиций, к развитию себя как личности, а также знакомством с произведениями искусства других народов. При этом увеличивающийся с каждым годом приток иностранных туристов в России [9] говорит о возрастании значения и роли культурного туризма в социально-экономическом развитии страны, т. к. активизируется большое количество денежных ресурсов отечественных и зарубежных предпринимателей.

Учитывая большое количество встречающихся в научной и учебной литературе дефиниций данного явления, мы определяем культурный туризм как путешествия с целью ознакомления с культурными ценностями того или иного региона. [2, с. 345].

Общим среди всех видов туризма является стремление человека к путешествиям и новым впечатлениям. Но есть ли разница между туризмом и путешествиями? Что представляет собой туризм?

Под туризмом обычно понимается временное перемещение в другую страну или местность, отличную от места постоянного пребывания. Рассматривая туризм как культурно-исторический феномен, М.В. Соколова выделяет следующие основные характеристики: временные ограничения, возвратность, целеполагание, невозможность получать материальную

прибыль от поездки, организованный и планируемый характер туризма, осуществление в свободное (досуговое) время, массовый характер явления [8, с. 18].

При этом туризм следует отличать от миграции, путешествия и странничества. Миграция отличается от туризма детерминированностью и стремлением к перемене постоянного места жительства. Туризм и путешествие очень близки по своему значению, однако, в отличие от путешествия, современный туризм носит глобальный характер и является видом индустриальной деятельности. Странничество же может выступать и как разновидность туризма (паломничество), и как разновидность миграции, т.е. передвижение, вызванное некими объективными обстоятельствами, и как бродяжничество, передвижение без видимых причин [8, с. 18].

Наиболее обобщающим предстает понятие путешествия, которое включает в себя большинство общих свойств туризма, миграции и странничества. Однако каждое из указанных понятий передает особые свойства и факторы путешествия. При этом пример русского странничества замечательным образом отражает антропологические характеристики потребности в путешествиях. Так, В.Ю. Коровин выделяет следующие факторы, определяющие человеческое стремление к странствиям:

1. Материальный фактор. Под влиянием исторических, социальных и государственных процессов, условия человеческой жизни могут быть стеснены, а личность подавлена настолько, что символ свободного передвижения становится особенно привлекательным, заставляя искать лучшей жизни в других местах.

2. Психологический фактор. Для русского народа всегда было характерно движение и расселение по своим обширным территориям, хотя и не такое, как у кочевых народов.

3. Духовный фактор. С принятием православия становится популярной идея разочарования во всем земном, где странничество выступает как нравственный подвиг и целенаправленное устремление к духовной красоте [5, с. 13-14].

Таким образом, в странничестве гармонично сочетаются собственно освобождающее перемещение из одной местности в другую и выход из «суетного мира» в некую духовную реальность через «невозвратное оставление человеком в своем отечестве всего, что сопротивляется его стремлениям к благочестию» [5, с. 11]. Следует отметить, что указанные факторы могут относиться и к другим народам, но с учетом их исторических, культурных и этнических особенностей.

Однако пример феномена русского странничества не раскрывает всех факторов, определяющих путешествия, поскольку скорее является их более поздней формой, что требует более тщательного рассмотрения человеческой истории, в частности истории путешествий.

Так, по мнению М.В. Соколовой стремление к путешествиям зависит от следующих факторов: генезиса пространственно-временного видения мира человеком; желания освоения новых пространств; социального и индивидуального движения [8, с. 19-24].

Основными свойствами человеческого восприятия времени является неделимость и целостность (А. Бергсон), что делает путешествия важным фактором развития личности, поскольку в ней постоянно присутствует память о них. При этом издревле считалось, что выбранное и проведенное в пути время влияло на восприятие окружающего мира. Также различным считалось восприятие времени для тех, кто отправлялся в путь и для тех, кто оставался дома. При этом туризм возможен только при наличии досуга (свободного времени), когда людям не приходится заботиться об удовлетворении жизненных нужд.

Туризм не может существовать вне пространственных перемещений. Путешествия предстают как некая форма освоения личностного и общечеловеческого универсума. Человек проводит свою жизнь в определенной действительности, в определенных культурных, исторических, экономических, политических и социальных условиях, однако, внутренние причины (например, стремление к познанию мира и себя в этом мире) или внешние факторы (например, политические или климатические) побуждают его к путешествиям и культурному освоению новых пространств. При этом следует различать разные типы пространства: объективное и субъективное, общественное и индивидуальное, реальное и ирреальное [1, с. 8-11], социокультурное [3, с. 27-29] и др.

Движение, предполагающее изменение пространственных и временных координат, естественно выступает как неотъемлемое свойство любого путешествия. Исторически, движение проявлялось как постоянная миграция, обусловленная необходимостью выживания и сохранения генофонда.

Очевидно, что приведенные выше исследования В.Ю. Коровина и М.В. Соколовой, рассматривающих факторы, влияющие на развитие стремления человека к путешествиям дополняют друг друга, что ещё больше подтверждает правильность их выводов.

Анализ основных свойств и факторов путешествия приводит нас к философскому пониманию смысла данного явления.

Путешествие предстает как процесс, как некая форма познания мира, заложенная в человеке самой природой, и обусловленная тоской (ностальгией), стремлением «повсюду быть дома».

В пользу идеи путешествия как формы познания говорит приведенный выше фактор стремления к освоению новых пространств. Например, человек существует в определенном пространстве своей частной жизни, или как было в древнюю эпоху, в пространстве своей общины. При этом человек отождествляет себя со своим домом, со своей семьей, со своей

общиной или нацией, со своим материальным и информационным пространством, иными словами со своим культурным этосом. Человек и его культурный этос предстают как единый субъект, противопоставляющий себя внешнему миру, неосвоенному пространству, объекту. Проблема гносеологии как раз и заключается в этой противопоставленности субъекта объекту, обуславливающей необходимость познания.

Подобно философу, устремляющемуся к созерцанию идей, или писателю, создающему свой необычный мир, непохожий на окружающую действительность, каждый турист вырывается из повседневности и обыденности своей жизни, открывая новые грани понимания себя и мира.

В пользу познавательного смысла путешествия говорят и другие свойства, прежде всего изменение (или как указывалось ранее - развитие). Человек внутренне меняется, попадая в необычные для себя условия. Как сказано в романе «Двенадцать стульев» об Ипполите Матвеевиче «За полгода брильянтовой скачки он потерял свои привычки» [4, с. 373].

Следующей важнейшей чертой путешествия является удивление, которое испытывает человек, знакомясь с чем-то новым и неожиданным для себя. Другим свойством путешествия является указанный ранее досуг.

Следует отметить, что данные свойства будут менее характерны для делового (бизнес) туризма, сопряженного с регулярным выполнением служебных обязанностей, или для оздоровительного туризма, связанного с лечением и восстановлением сил, т. к. мы в данном случае говорим о путешествии как потребности человеческого духа, изначальной причине, в то время как материальные потребности выступают уже как следствия.

Таким образом, наблюдается даже некоторое сходство философствования и путешествия (процесса) как различных форм познания мира, обладающих общими свойствами, а именно: досугом (являющимся историческим условием философствования и также обязательным условием почти всех видов туризма), тоской (хайдеггеровским «фундаментальным философским настроением»), удивлением (тем, что по Аристотелю побуждает людей философствовать), изменением характера человека (составляющим предмет нравственной философии). При этом из истории философии мы знаем, что жизнь многих великих мудрецов и философов была связана с постоянными путешествиями и получением знаний в различных частях света (ярким примером русского странствующего философа является жизнь Г.С. Сковороды [7, с. 82-83]).

Правомерен вопрос: почему при таком сходстве основных свойств, регулярные туристические поездки не превращают людей в философов? Этого не происходит потому, что цель путешествия определяет и его результат. Человек сам в данном случае определяет, на что будет направлен его внутренний потенциал, будь то восприятие свежего горного воздуха, продолжающиеся всю ночь танцы в европейском клубе или приобщение к произведениям искусства.

Остановимся подробнее на различных целях и мотивах путешествий, имевших место быть в различные периоды человеческой истории. Как отмечает М.В. Соколова [8, с. 26-34], первые путешествия людей в основном были связаны с миграцией, в основе которой лежали как объективные (климатические, географические, экономические и социальнодемографические), так и субъективные причины (обусловленные стремлением к развитию ментальности и расширением коммуникационных связей).

Мотивы и цели индивидуальных путешествий и массовых туристических процессов изменяются и различаются с развитием цивилизации. Для древневосточных цивилизаций были характерны уже следующие виды туризма: культурно-познавательный, религиозный, научный и лечебный. При этом каждый из этих видов туризма характеризуется своей особой целью. Также во все эпохи были распространены торговые путешествия. В Древней Греции возникают спортивный и рекреационный туризм, а в Древнем Риме приобретает популярность образовательный туризм. Мотивы путешествий Древнего Востока и Античности в полной мере остаются и в эпоху Средневековья, когда особенно популярным и массовым становится паломничество. Также с появлением университетов увеличивается популярность образовательного туризма. В Новое время возрастает значение научного туризма, связанного с целенаправленным изучением всех континентов. В дальнейшем появляются всевозможные туристические организации, предлагающие путешествия с самыми различными целями, в зависимости от предпочтений туриста.

Таким образом, цель определяет основную особенность каждого вида путешествия, и в случае культурного туризма, состоит в знакомстве с культурными ценностями.

Однако что из себя представляет культурная ценность?

По мнению М. Шелера, ценности представляют собой особого рода качества присущие не материальным вещам, а их идеальным подобиям (благам) [10]. Вступая во взаимодействие с природными объектами, человек «окультуривает» их, приводит в соответствие с целями своей деятельности, наделяя их особым ценностным содержанием. При этом в иерархии ценностей Шелера культурные ценности приобретают более высокое положение чем, например, ценности чувственного восприятия или ценности благополучия.

В контексте современного туризма, носящего глобальный характер и являющимся видом индустриальной деятельности, культурная ценность выступает как некий продукт культуры, представленный на рынке туристических товаров и услуг. Данный факт естественно привлекает: государство, заинтересованное в развитии туризма, выступающего фактором экономического развития страны; хозяйствующих субъектов туристического рынка; наемных работников, задействованных в данной сфере. При этом хозяй-

ствующий субъект, работник и в определенной степени государство предстают как продавец, культурная ценность превращается в товар или своего рода «витрину» туристического продукта, а турист - в клиента.

Подобные «продавцы» должны сделать всё необходимое, чтобы их «товар» был наиболее привлекателен для туриста («клиента»), используя все возможные методы, применяемые на туристическом рынке в условиях конкурентной борьбы.

Таким образом, в культурном туризме сталкиваются два стремления, а именно стремление туриста к эстетическому восприятию ценностей культуры и стремление хозяйствующего субъекта заработать за счет желания туриста нравственно и духовно обогатиться.

Развитие культурного туризма способствует увеличению материального благосостояния региона, развитию культурных центров, реставрации культурных памятников, новым открытиям и достижениям в сфере гуманитарных наук, поскольку именно гуманитарное знание станет неотъемлемым элементом туристического продукта, увеличению рабочих мест для специалистов в сфере туризма и культуры. Очевидно, что положительные стороны носят в целом материальный характер для общества, проживающего в регионе, где развивается культурный туризм. И если рассматривать различные формы объединения людей в обществе, то для принимающего региона культурный туризм скорее будут способствовать развитию экономического и политико-правового способов взаимодействия.

Напротив, люди, приезжающие в другую страну или регион с целью духовного развития, будут более склонны к морально-этическому и культурно-эстетическому способам взаимодействия.

Подобное положение можно наблюдать в большинстве стран, живущих за счет туризма. Обладая уникальными культурными ценностями, люди сосредоточены на получении заработка за счет туристов, в то время как духовное значение этих ценностей востребовано только приезжими. Таким образом, проблемой индустриальности культурного туризма является смещение вектора ценностных ориентиров, страны или региона, принимающих у себя туристов, в сторону материального, с пренебрежением духовным.

На основании вышесказанного мы выделяем четыре основных элемента, раскрывающих понятие культурный туризм:

1) путешествие как форма познания мира человеком;

2) цель путешествия - ознакомление с культурными ценностями;

3) культурная ценность как объект познания;

4) индустриальность как неотъемлемый фактор феномена современного туризма.

Выводы.

1. В философском смысле культурный туризм предстает как особая эстетическая форма познания мира через приобщение к ценностям иной культуры.

2. Культурный туризм является важнейшим фактором личностного развития самого путешественника, фактором повышения уровня материального благосостояния региона, принимающего туристов, а также фактором развития всей мировой культуры.

3. Проблема культурного туризма, возникающая в современную «эпоху потребления», связана с опасностью упадка культуры страны, принимающей путешественников, на фоне культурного подъема туристов, воспринимающих ценности других стран и регионов.

Список литературы

1. Акимов О.Ю. Особенности пространства в "превращенном" мире В.В. Розанова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 7-12.

2. Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с.

3. Загибалова М.А. Граница как основа формирования социокультурного пространства // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С.27-34.

4. Ильф И.А., Петров Е.П. Двенадцать стульев // Илья Ильф и Евгений Петров. Собр.соч.: в 5 т. М.: Гос. изд-тво худож. лит., 1961. Т.1. 563 с.

5. Коровин В.Ю. Нравственные основания русского странничества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2009. 23 с.

6. Смирнова М.А. Неразрывное единство философии и жизни Г.С. Сковороды // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 80-86.

7. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен: автореф. дис. ... д-т. культурологии. М., 2007. 46 с.

8. Статистические данные по въездному и выездному туризму за 9 месяцев 2012 года [Электронный ресурс] // ЦЕЬ: http://www.russiatourism.ru/news/-33560485/ (дата обращения: 26.11.2013).

9. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей» мыслитель выделяет несколько рядов ценностей: Избранные труды. М.: Гнозис, 1994. С. 259-333.

Солопов Олег Викторович, канд. филос. наук, мл. науч. сотр., podvizhnik@mail.ru, Россия, Тула, Тульский педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

O.V. Solopov

The author considers the concept of cultural tourism and identifies its basic elements. There was defined the difference between tourism and other forms of traveling. The author reveals the main motives and purposes of travel caused both by external and internal reasons. Cultural values are considered as a component of a tourist product. The article outlines the significance of cultural tourism for modern culture.

Key words: cultural tourism, wandering, migration, travel, cultural value.

Solopov Oleg Viktorovich, PhD (Philosophy), Junior Research Associate, vodvizhnik@,mail.ru, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.

УДК 23/28: 241.13:316.423.2:316.74:236

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ВЕРА» И «ЭСХАТОЛОГИЯ»

Е.Н. Чеснова, Е.Г. Якимова

Дается анализ проблемы соотношения феномена религиозной веры и эсхатологических настроений и представлений. Раскрывается смысловое содержание понятий «вера» и «эсхатология» на основе критериального подхода. На основе выделенных критериев смыслового содержания исследуемых феноменов дается осмысление соотношения веры и эсхатологических настроений, представлений человека. Анализируется влияние религиозных феноменов на мировоззрение и духовные поиски в обществе.

Ключевые слова: вера, критерии веры, эсхатология, критерии эсхатологии, эсхатологические настроения и представления.

Вера и эсхатология, эсхатологические настроения и представления занимают особое место в отечественной и мировой культуре. Данные феномены человеческого бытия влияют на жизнь человека, характеризуют и формируют его парадигму мышления, способствуя раскрытию духовного потенциала личности. Они предстают как репрезентативные категории человеческой духовной культуры, неотъемлемо связанные с развитием и историей общества. Рассмотрение веры и эсхатологии необходимо для понимания современной культуры общества, раскрытия его мировоззренческих и ценностных предпочтений, тенденций в нравственно-духовной сфере, выявления эсхатологических настроений и их глубины и интенсивности, понимания специфики современных эсхатологических представлений. Эсхатологические настроения и представления, глубина религиозного опыта и динамика изменения веры человека связаны с периодами социальных, экономических и политических кризисов, военных конфликтов, природных катаклизмов, религиозных перегруппировок, смены картины мира,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.