5. Семенов И. Н. Тенденции развития психологии мышления / И. Н. Семенов // Гуманизация образования. — 1995. — N° 2. — С. 137 — 145.
6. Степанов С. Ю. Пакет программ расчета характеристик диалогического мышления в решении творческих задач / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, Ю. А. Сорин. - М., 1986. - Гос. ФАП СССР. - Инв. № 50870000601.
Поступила 19.03.09.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ школьников
ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ Е. Н. Руськина
В статье обосновывается необходимость развития психологической защиты детей от манипулирования. Приводится описание авторской формирующей методики. Выводятся и обосновываются важнейшие условия ее реализации.
Известно, что общение имеет очень важное значение для ребенка. Посредством общения удовлетворяются его многочисленные социогенные потребности и осуществляется психическое развитие личности, происходит обмен информацией и устанавливаются эмоциональные связи с окружающими людьми и т. д. В школьном возрасте в связи с расширением системы контактов общение приобретает для ребенка особую значимость. Однако по этой же причине для детей школьного возраста наиболее остро стоит проблема деструктивного общения, в том числе манипулятивного.
Манипулятивное влияние, представляющее значительную опасность для школьников, может быть нейтрализовано путем применения системы психологической защиты от манипулирования. Развитие данной системы у детей возможно двумя способами: путем «проб и ошибок» (после многократного взаимодействия с манипуляторами, анализа (часто неосознанного) поведения участников данных ситуаций, «подбора» наиболее комфортных и безопасных приемов поведения и т. д.) и при помощи целенаправленного обучения. Стихийно развитые навыки психологической защиты от манипулирования обычно весьма устойчивы и практичны. Однако при стихийном обучении деструктивные последствия манипулирования могут быть весьма значительными, адресаты воз-
действия далеко не всегда извлекают опыт из подобных ситуаций, приобретенные таким образом знания и умения часто оказываются неосознанными, а значит, могут применяться не по назначению. В связи с этим актуальной является задача формирования психологической защиты школьников от манипулирования в условиях целенаправленного обучения, позволяющего преодолеть указанные недостатки и достичь устойчивых результатов.
Для решения данной задачи нами была разработана методика формирования психологической защиты школьников от манипулирования, представляющая собой совокупность учебных заданий и формирующих процедур, объединенных в три блока:
1) формирование у школьников психологических знаний о существовании манипу-лятивных воздействий и их негативных последствиях, о возможности подвергнуться манипулированию, о своих слабых местах, которые могут быть использованы в качестве «мишеней» манипуляции, и т. д.;
2) формирование умений выявлять скрытые мотивы манипуляторов, оспаривать чужие аргументы и анализировать жизненный опыт, полученный от общения с манипуляторами или в игровых ситуациях;
3) формирование у детей морально-нравственного отношения к основным проблемам психологического манипулирования:
© Е. Н. Руськина, 2011
отношения к психологическому манипулированию как к неоднозначному явлению, понимания деструктивности ряда манипуляций и необходимости психологической защиты от них.
Кроме того, нами были выявлены основные условия, обеспечивающие эффективность использования данной методики:
— проведение диагностики индивидуальных особенностей психологической защиты школьников от манипуляций;
— учет основных принципов педагогической и возрастной психологии для обеспечения устойчивости сформированных знаний и умений;
— соблюдение ряда ограничений, связанных с неоднозначностью феномена психологического манипулирования, с целью предотвращения осложнения отношений детей с окружающими и снижения гибкости их поведения.
Для выполнения первого условия нами была разработана методика диагностики уровня защищенности школьников от манипулирования, представляющая собой список эпизодов, содержащих ситуации межличностного общения ребенка с инициаторами ма-нипулятивного воздействия (знакомыми и незнакомыми младшими детьми, сверстниками, взрослыми и пожилыми людьми), которые используют по отношению к нему такие приемы манипулирования, как поддразнивание, подзадоривание, демонстрация слабости, клевета, обман и шантаж. Методика основывается на учете индивидуальных и возрастных особенностей школьников и отвечает следующим требованиям: а) использование конкретных жизненных ситуаций, содержащих манипулятивные воздействия и актуальных для данной возрастной группы; б) участие в качестве главных действующих лиц людей разного возраста; в) наличие инициаторов манипулятивного воздействия, занимающих по отношению к детям разные статусные позиции; г) использование различных приемов манипулятивного воздействия.
Данные ситуации были разработаны на основе анализа теоретической литературы по проблемам манипулирования и психологической защиты от него, детской литературы, содержащей описания актуальных для школьников ситуаций манипулирования, а также исследований, посвященных проблемам деструктивного влияния на детей школьного возраста. Ситуации прошли соответствующую экспертизу и были приняты в качестве диагностических.
Для выполнения второго условия при разработке и реализации формирующей ме-
тодики мы руководствовались следующими принципами педагогической и возрастной психологии: активности, целостности, единства внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, связи теории с практикой, опоры на индивидуальный житейский опыт, учета возрастных и индивидуальных особенностей, ориентации на нравственные нормы.
Рассмотрим в качестве примера особенности применения некоторых из данных принципов применительно к разработанной формирующей методике:
— принцип активности — стимулирование самостоятельной работы учащихся по формулировке определения некоторых понятий, приведению жизненных примеров, высказыванию отношения к изучаемой проблеме и т. д.;
— принцип целостности — формирование у детей комплексной системы защиты, включающей такие компоненты, как получение информации, избегание потенциальных источников угрозы, гибкость поведения, выявление манипулятивного воздействия, владение способами защиты от психологического манипулирования, умение извлекать жизненный опыт из ситуации;
— принцип единства внешней и внутренней деятельности — применение разработанных в рамках теории деятельности процедур интериоризации (обобщения, вербализации, упражнения и др.) сформированных у школьников знаний и умений в области психологической защиты от манипулирования;
— принцип связи теории с практикой — применение на практике сформированных у детей знаний о способах манипулирования, защиты и т. д., причем как в условиях эксперимента (разыгрывание различных ситуаций), так и в повседневной жизни;
— принцип опоры на индивидуальный житейский опыт: приоритет формирования у школьников умений защищаться от манипуляций в реальных жизненных условиях перед владением ими определенным набором теоретических знаний, выражающийся в используемых методах обучения (анализ конкретных ситуаций манипулирования, проведение тренинговых упражнений и т. д.); привлечение и использование имеющегося у детей жизненного опыта борьбы с психологическим манипулированием и корректирование его в соответствии с научными положениями психологии.
Для выполнения третьего условия нами было принято решение о введении в методику формирования психологической за-
Серия с Психологические науки»
щиты от манипулирования ряда ограничений.
1. Формирование психологической защиты исключительно от межличностных манипуляций. В нашей методике защита от массовых манипуляций не предусматривается, поскольку межличностные манипуляции и манипулирование массовым сознанием имеют принципиальные различия. Значит, и защита от них осуществляется совершенно разными способами. Некоторые исследователи даже утверждают, что формирование защиты от манипулирования массовым сознанием невозможно (А. П. Копичникова, А. А. Мачина). Другие считают, что массовые манипуляции и защита от них могут изучаться в рамках политических, социальных, философских, но никак не психологических наук (А. Г. Кулев, Л. В. Матвеева). Есть и такое мнение (М. И. Бабюк), что манипуляции массовым сознанием наиболее актуальны для взрослых людей, а не для школьников. Проанализировав приведенные утверждения, мы решили обучать детей защите исключительно от межличностных манипуляций.
2. Обучение школьников только тем способам защиты, которые не могут повредить их общению с окружающими. Среди способов психологической защиты от манипуляций есть такие, которые могут значительно осложнить отношения с окружающими. В первую очередь это касается агрессивных («расставьте точки над „Г» и т. д.) и мани-пу лятивных ( контрманипуляция ) приемов защиты. При всей своей эффективности и необходимости в экстренных случаях, в повседневном общении они небезопасны. Их вред может проявляться двояко: как непосредственно в момент применения (приводит к конфликтам), так и при частом использовании (адресат воздействия сам становится
, манипулятором или агрессором). Учитывая I сказанное, мы приняли решение исключить эти способы из нашей методики.
3. Формирование защиты только от тех манипуляций, которые представляют реальную опасность. Детьми манипулируют очень многие. Это касается как посторонних людей, так и самых близких. Последние, как правило, делают это с благими намерениями (или они так считают). Хотя манипулирование — далеко не самый подходящий способ воспитания, часто он просто необходим, по-
скольку многие понятия, способы поведения и т. д. должны быть усвоены детьми некритически, без всяких сомнений. Если мы научим их защищаться от всех манипуляций, то они будут подвергать сомнению действия родителей, учителей и других значимых людей. В связи с этим мы приняли решение обучать школьников защищаться только от манипуляций со стороны посторонних людей (особенно взрослых).
4. Отказ от формирования у школьников устойчивых навыков психологической защиты, ограничение умениями. При разработке методики мы не ставили перед собой задачи сформировать у детей устойчивые навыки, поскольку необходимость этого весьма сомнительна. Выработав у школьников навыки защиты от манипулирования, мы бы могли нанести им значительный вред: это неизбежно снизило бы гибкость их поведения (которая является важным условием защиты), а также сделало бы их беззащитными перед неизвестными им приемами манипулирования (поскольку их огромное количество, причем постоянно разрабатываются все новые, и обучить детей способам эффективной защиты от всех них не представляется возможным). В связи с этим мы ограничились формированием знаний и умений в интересующей нас области. Единственное исключение было сделано для приемов распознавания манипулятивных воздействий. По нашему мнению, навыки обнаружения попыток манипулирования в свой адрес, сформированные в данном эксперименте, не могут причинить детям вреда, поскольку приемы защиты будут использоваться ими осознанно.
Разработанная нами формирующая методика была апробирована на учащихся школ № 4 и 39 г. Саранска [1]. В результате было диагностировано значительное повышение сопротивляемости школьников манипу-лятивным воздействиям. Кроме того, на заключительном этапе исследования нами не было обнаружено повышения уровня подозрительности, агрессивности, стереотипности мышления и т. д. Как показали результаты отсроченной диагностики, сформированные у школьников знания и умения являются устойчивыми. Таким образом, мы можем сделать вывод о высокой степени эффективности разработанной формирующей методики и о необходимости соблюдения выделенных нами условий ее реализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Руськина Е. Н. Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Руськина. - Саратов, 2009. - 23 с.
Поступила 12.01.10.