Научная статья на тему 'Компетентностный подход к формированию психологической безопасности ребенка в условиях манипулятивного влияния'

Компетентностный подход к формированию психологической безопасности ребенка в условиях манипулятивного влияния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANIPULATIVE INFLUENCE / PSYCHOLOGICAL SAFETY / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руськина Екатерина Николаевна

В статье доказывается необходимость решения проблемы формирования психологической безопасности ребенка в условиях манипулятивного влияния. Представлена авторская формирующая методика. Приведена система упражнений по формированию компетентности ребенка в области достижения психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING A CHILD PSYCHOLOGICAL SAFETY IN CONDITIONS OF A MANIPULATIVE INFLUENCE

The article explores the necessity to tackle the problem of teaching a child psychological safety in conditions of a manipulative impact. Author’s training methodology is presented based on the system of drills, forming a child’s competence in getting psychological safety under manipulative influence.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к формированию психологической безопасности ребенка в условиях манипулятивного влияния»

УДК 159.9.07

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЛИЯНИЯ

© 2012 Е.Н.Руськина

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева. Саранск

Статья поступила в редакцию 25.01.2012

В статье доказывается необходимость решения проблемы формирования психологической безопасности ребенка в условиях манипулятивного влияния. Представлена авторская формирующая методика. Приведена система упражнений по формированию компетентности ребенка в области достижения психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния. Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева». Проект «Исследование стратегий формирования психологической безопасности субъекта спортивной деятельности».

Ключевые слова: манипулятивное влияние, психологическая безопасность, психологическая компетентность.

Современная социальная среда содержит множество источников угрозы психологической безопасности личности, в числе которых - психологическое насилие, деструктивный контроль сознания, отрицательное эмоциональное заражение и т.д. Одним из указанных источников является манипулятивное влияние. По мнению исследователей (Г.В.Грачев1, Е.Л.Доценко2, В.П.Шейнов3 и др.), некоторые виды манипулирования способны причинить существенный вред адресату влияния: нанести психологическую травму, создать угрозу для его здоровья и даже жизни. Наиболее значительные негативные последствия имеет манипулирование детьми.

Авторская методика формирования психологической безопасности детей в условиях мани-пулятивного влияния включает три основных уровня: психологической осведомленности, ценностно-смысловой регуляции поведения и психологической компетентности. Формирование психологической осведомленности ребенка предполагает приобретение им психологических знаний о существовании манипулятивных воздействий и их негативных последствиях, о возможности подвергнуться манипулированию, о собственных личностных особенностях, способствующих и препятствующих эффективной защите от манипулятивного влияния, и т.д. Достижение данного уровня психологической безопасности соответствует в основном формирова-

Руськина Екатерина Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии. E-mail: ekaterina-ruskina@yandex. ru

1 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. - М.: 2003. - С. 104.

2 Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. - СПб.: 2003. - С. 153 - 161.

3 Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. - М.: 2002. -С. 606 - 609.

нию интеллектуального компонента психологической культуры (Л.С.Колмогорова4, К.М.Романов5, О.Н.Романова6 и др.); навыков распознавания манипуляций (С.Г.Кара-Мурза7, Д.Устинов8, Р.Чалдини9 и др.); приобретению знаний о существовании манипулятивного влияния и опасности подвергнуться ему (Г.В.Грачев10, Ф.Зимбардо11, Е.В.Сидоренко12 и др.), а также о ситуациях и людях, являющихся потенциально опасными.

Данное направление формирования психологической безопасности детей в условиях манипу-лятивного влияния может быть реализовано посредством применения методов прямого психологического просвещения (проведения тематических бесед, обсуждения жизненных ситуаций и т. д.); методов опосредованного психологического просвещения (составления и применения па-

4 Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 47 - 56.

5 Романов К.М., Борисова С.В. Формирование психологической культуры младших подростков // Акмео-логия. - 2007. - № 1. - С. 81 - 88.

6 Романова О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань: 2003. - С. 13 - 15.

7 Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: 2003. - С. 418 - 428.

8 Устинов Д.Ю. Манипуляции в общении // Разумный мир. - 2001. - № 6. - С. 21 - 28.

9 Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: 2003. - С. 105 - 111.

10 Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: 1998. - С. 53.

11 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. -СПб.: 2001. - С. 251 - 252.

12 Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога. - 1999. - № 4. - С. 35 - 52.

мяток, уголков, паспорта психологической безопасности); методов психологической диагностики (с их последующим обсуждением); специфических методов развития психологической осведомленности с целью достижения психологической безопасности личности (упражнений на отладку целеполагания и повышения сензитивности).

Формирование ценностно-смысловой регуляции поведения ребенка в психологически опасной или потенциально опасной ситуации связано с развитием адекватного (соотнесенного с нравственными нормами) отношения к основным проблемам психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния, чувства ответственности за собственную психологическую безопасность и безопасность окружающих. Данный уровень может быть достигнут при помощи методов психологического просвещения: бесед на нравственные темы, оценки манипулятивного влияния как негативного с нравственной точки зрения явления (Г.В.Грачев13, Е.Л.Доценко14, В.П.Шейнов15), поощрения правильных установок (Э.Аронсон16, Ф.Зимбардо17, Р.Чалдини18) и т.д., решения этико-психологических дилемм, обсуждения (кинофильмов, художественных текстов, учебных и жизненных ситуаций), проведения массовых социально-психологических мероприятий (конкурсов социально ориентированной рекламы, «круглых столов» и т.д.).

Важнейшим и высшим уровнем развития психологической безопасности личности в условиях манипулятивного влияния является уровень психологической компетентности. Компетентностью субъекта в области психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния мы называем личностное свойство, выражающее единство теоретической и практической готовности и возможности оснащать свою деятельность приемами нейтрализации и преодоления психологической опасности, создавать атмосферу психологической безопасности ближайшей социальной среды19.

13 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью.....- С. 25.

14 Доценко Е.Л. Психология манипуляции:.... - С. 153.

15 Шейнов В.П. Психология влияния:.. - С. 282 -313.

16 Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт П. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: 2002. - С. 162 - 169.

17 Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: Экзотические и повседневные манипуляции сознанием // Журнал практического психолога. -2000. - № 1/2. - С. 8 - 34.

18 Чалдини Р. Психология влияния.. - С. 257.

Варданян Ю.В., Руськина Е.Н. Субъектная и ком-

петентностная обусловленность развития психологиче-

ской безопасности в системе образования // Интегра-

Формирование психологической компетентности в области психологической безопасности предполагает обучение ребенка приемам распознавания попыток манипулирования, овладение им методами нейтрализации и преодоления ма-нипулятивного влияния, формирование чувства психологической безопасности и причастности к созданию психологически комфортной социальной среды. Формирование уровня психологической компетентности базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных на этапах достижения психологической осведомленности и ценностно-смысловой регуляции поведения; осуществляется посредством применения: упражнений (коррекционно-развивающих, тренин-говых и игровых), активных методов обучения (тренингов ассертивности, личностного роста, коммуникативных навыков), обсуждений (кинофильмов, художественных текстов, учебных и жизненных ситуаций), методов «прививки установки» (Ф.Зимбардо20), «психологического самбо» (Е.В.Сидоренко21) и «повышения инструментальной гибкости» (Е.Л.Доценко22).

Рассмотрим конкретные упражнения по формированию психологической компетентности детей в области достижения психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния, которые применялись в рамках авторского формирующего исследования на базе лицея № 4 и СОШ № 39 г. Саранска. В роли испытуемых выступили учащиеся шестых классов, продемонстрировавшие на констатирующем этапе исследования низкий уровень защищенности от мани-пулятивного влияния.

Упражнение 1. Цель - развитие умений обнаружения попыток манипулятивного влияния. Метод - анализ ситуаций из индивидуального жизненного опыта испытуемых. Школьники получили задание вспомнить и как можно более подробно описать жизненную ситуацию, в которой они являлись свидетелями, адресатами или инициаторами манипулирования. Приведем в качестве примера две ситуации, описанные школьниками. Маша П.

В прошлом году со мной произошел такой случай. Я шла по улице и разговаривала по телефону. Когда я закончила разговор и хотела положить телефон в карман, ко мне подошел незнакомый мальчик. Он попросил дать ему телефон «на две секунды». Сначала я не хотела это-

ция образования: научно-методический журнал. - 2011. - № 1. - С. 79 - 82.

20 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.. -С. 252.

21 Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: 2004. - С. 107 - 129.

22 Доценко Е.Л. Психология манипуляции:.. - С. 232, 241 - 243.

го делать (вдруг украдет или уронит) и ответила, что тороплюсь. Тогда он засмеялся и сказал: «Боишься, что ли? Не бойся, верну в целости и сохранности». Пришлось дать ему телефон. Он взял его и убежал...

Кирилл Д.

Однажды мой одноклассник Рома оскорбил меня перед моими друзьями. Меня это очень обидело, но ругаться или драться с ним я не хотел. Я решил ему отомстить другими методами. Вдруг я узнал, что у его друга Коли во время урока физкультуры украли деньги из раздевалки. И я решил отомстить Роме, поссорив его с другом. Я сделал озабоченное выражение лица и подошел к Коле.

- Я видел, как Рома подходил к твоей куртке (я выдержал паузу, чтобы дать ему время подумать).

- Ты уверен?

- Да... И еще он хвастался, что купит себе новую игру.

И началось...

Используя знания, полученные на этапе формирования психологической осведомленности, испытуемые безошибочно определили приемы манипулирования, использованные адресатами влияния в приведенных ситуациях (обман и поддразнивание в первой ситуации, клевета - во второй), назвали признаки деструктивного влияния (наличие внутреннего дискомфорта, дефицита времени на принятие решения, эмоционального давления). Учащиеся сделали вывод, что в обеих ситуациях действия инициатора влияния были эффективнее действий субъекта защиты, в результате чего оба манипулятора достигли своих целей, а адресаты влияния получили ущерб (материальный и психологический). Ситуация, приведенная Кириллом Д., использовалась нами при формировании ценностно-смыслового уровня психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния.

Упражнение 2. Цель - развитие умений обнаружения попыток манипулятивного влияния. Метод - анализ литературных произведений. Школьникам было дано задание вспомнить сказки, в которых встречались бы попытки манипулирования, и назвать признаки, по которым их можно было бы распознать. С первой частью задания испытуемые справились без труда. Ими были названы такие сказки, как «Снежная королева», «Колобок», «Красная Шапочка», «Волшебное кольцо», «Летучий корабль», «Карлсон», «Винни-Пух» и т. д. Анализируя сказку «Волшебное кольцо», учащиеся обнаружили пять ситуаций, в которых присутствовали попытки манипулирования. Названные ими признаки были, например, такие. Типичные фразы, свидетельствующие о попытке манипулирования.

Змея сказала отцу: «Неужели какое-то кольцо тебе дороже дочери?» Она как бы потребовала от него доказательств любви. Отец был вынужден выполнить ее просьбу и лишиться ценной вещи.

Влияние на эмоциональное состояние адресата.

Мужчина, который издевался над животными, знал, что Иван их жалеет и готов заплатить, лишь бы прекратить их мучения. И поэтому, как только видел Ивана с какой-то ценной вещью, - начинал обижать то собаку, то кошку, то змею. В результате главный герой сказки отдавал этому человеку все, что у него было.

Упражнение 3. Цель - закрепление умений реагирования на попытки деструктивного влияния. Метод - «прививка установки». Перед проведением упражнения из каждого ряда был приглашен один доброволец. Первому из них было дано задание подумать над тем, как он будет предлагать своим одноклассникам уйти с урока, второму - дать списать домашнее задание, третьему - пойти покурить. При этом нужно было использовать различные приемы воздействия. Затем каждый из «инициаторов» по очереди выбирал себе «адресата» из соседнего ряда, которому предлагал совершить указанный поступок. Перед «адресатом» стояла задача сопротивляться оказываемому влиянию, используя исключительно приемы аргументированного и неаргументированного отказа (признанные на предыдущих занятиях эффективными способами реагирования на попытки деструктивного влияния).

После выполнения этого упражнения всем его участникам было предложено высказать свои впечатления от него. Так, «инициаторы» отмечали, что уговаривать своих одноклассников было легче и привычнее, чем угрожать им. Исполнители роли адресатов говорили, что труднее всего было отказать своим одноклассникам в просьбе; использование приемов неаргументированного отказа было труднее, но эффективнее, чем аргументированного. Наблюдателями же был сделан вывод об эффективности используемых «адресатами» приемов защиты, поскольку практически во всех случаях «инициаторам» не удалось достичь своих целей.

Упражнение 4. Цель - развитие инструментальной гибкости. Метод - тренинг ассертив-ности. Учащимся предстояло познакомиться с такими ситуациями, в которых невозможно распознать намерения адресата влияния (нет времени проанализировать ситуацию, не хватает опыта применения способов психологической защиты и т.д.), и выяснить, являются ли его действия попыткой манипулирования. В подобных случаях помочь может только нестандартное, гибкое поведение, т.е. использо-

вание такой реакции, которой потенциальный манипулятор не ожидает.

Четырьмя добровольцами были разыграны две ситуации, приведенные школьниками ранее (в упражнении 1) в качестве примеров жизненных ситуаций, содержащих попытки манипулирования. Остальным учащимся было дано задание: проанализировать эти ситуации по используемой ранее схеме и определить, в какой из них можно обнаружить гибкость поведения адресата манипулятивного влияния.

Ситуация первая. В переполненном автобусе ребенок нечаянно наступил на ногу пожилой даме.

Женщина: Молодой человек! Ты мне ногу отдавил!

Мальчик: Я нечаянно, меня толкнули.

Женщина: А извиняться тебя в школе не учили?

Мальчик: Извините...

Женщина: До чего невоспитанная нынче молодежь!

Ситуация вторая. В школьном коридоре во время перемены два мальчика столкнулись и больно ушиблись.

Первый мальчик: Осторожнее! Куда несешься?!

Второй мальчик: На кудыкину гору. Воровать

помидоры.

Первый: Балда!

Второй: Приятно познакомиться, а я - Петя.

Первый: Ты что, самый умный?!

Второй: Не самый умный, но самый быстрый.

Мне пора (уходит).

Испытуемые без проблем определили инициаторов и адресатов манипулятивного влияния в обеих ситуациях. В первом случае в роли манипулятора выступила женщина. Она пыталась

«самоутвердиться за счет ребенка» и рассчитывала, что он поступит так, как ей нужно, поддавшись влиянию авторитетного человека (разбирающегося в правилах поведения). И ей это вполне удалось, ребенок стал жертвой манипуляции. Во втором случае школьник № 1 стремился создать ситуацию конфликта (ссору или даже драку). Он пытался использовать такой автоматизм поведения собеседника, как взаимная агрессия в ответ на проявление агрессии собеседника. Школьнику № 2, скорее всего, хотелось ответить проявлением агрессии, но он смог сдержать это желание и отреагировал иначе, чем было нужно манипулятору (использовал свое чувство юмора). В результате он вышел из данной ситуации победителем.

На заключительном этапе формирования психологической компетентности школьников в области достижения психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния испытуемые продемонстрировали значительное повышение уровня психологической безопасности, о чем свидетельствуют увеличение числа применяемых детьми приемов психологической защиты, повышение показателей осознаваемо-сти, обобщенности и вербализованности данных приемов, закрепление навыков распознавания угроз манипулятивного влияния. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанных и апробированных на практике упражнений по формированию психологической компетентности детей в области достижения психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING A CHILD PSYCHOLOGICAL SAFETY IN CONDITIONS OF A MANIPULATIVE INFLUENCE

© 2012 E.N.Ruskina

M.E.Evsevyev Mordovian State Teachers Training Institute

The article explores the necessity to tackle the problem of teaching a child psychological safety in conditions of a manipulative impact. Author's training methodology is presented based on the system of drills, forming a child's competence in getting psychological safety under manipulative influence. Key words: manipulative influence, psychological safety, psychological competence.

Ekaterina Nikolaevna Ruskina, kandidat nauk in Psychology, seniour lecturer, Chair of Psychology. E-mail: ekaterina-ruskina@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.