Научная статья на тему 'Разработка программы обучения подростков безопасным приемам поведения в ситуации манипулятивного воздействия'

Разработка программы обучения подростков безопасным приемам поведения в ситуации манипулятивного воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка программы обучения подростков безопасным приемам поведения в ситуации манипулятивного воздействия»

1. Обратитесь к плану-конспекту своего занятия. Ответьте на вопрос: «Что было главным основанием для определения структуры занятия: логика познавательного материала (позиция педагога), логика применяемых методов (позиция методиста), особенности психологического развития детей и их возможности (позиция диагноста)?»

2. Мысленно проиграйте этапы готовящегося вами конспекта занятия с точки зрения задачи общения. Установите, как помогает постановка специальных коммуникативных задач решению задач воспитания, обучения и развития детей, повышению эффективности вашего труда. Проанализируйте, насколько активно должны участвовать дети в общении на разных этапах занятия.

3. Подсчитайте (при составлении плана-конспекта занятия) время, в течение которого говорит педагог, и время, в течение которого говорят дети. Подумайте, как обеспечить оптимальную меру активности педагога на занятии.

Параллельно с этим для развития аналитических умений студентами выполняются следующие упражнения: 1) составление психолого-педагогиче-ских ситуаций; 2) определение возмож-

ных причин возникновения нестандартных педагогических ситуаций. Эти упражнения направлены на развитие широты мышления, способности к всестороннему анализу.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что профессиональное мышление — важная составляющая профессионального мастерства специалиста дошкольного профиля, которое проявляется в умственной деятельности, обеспечивающей постановку и продуктивное решение системы психо-лого-педагогических и частнометодических задач, подчиненных обобщенным целям воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Оно имеет свою специфику, содержание и является наиболее актуальным в связи с социальными требованиями к дошкольному образовательному учреждению и личности педагога.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Карпов А. В. Психология менеджмента / А. В. Карпов. М., 1999. С, 98.

2 Андронов В. П. Психология профессионального мышления / В. П. Андронов. Саранск, 2000. С. 49.

3 Ишков А. Д. Учебная деятельность студента; психологические факторы успешности : моногр. / А. Д. Ишков. М., 2004. С. 142.

Поступила 03.10.06.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ БЕЗОПАСНЫМ ПРИЕМАМ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Е. Н. Руськина, аспирант кафедры психологии МГУ им. 77. 77. Огарева

В связи с повсеместным распространением психологического манипулирования (как межличностного, так и массового) и отсутствием методики формирования психологической защиты от данного вида воздействия нами было принято решение о разработке авторской программы обучения школьников подросткового возраста безопасным при-

емам поведения в ситуации манипулятив-ного воздействия.

Указанный возраст испытуемых был выбран по многим причинам.

1. В процессе общения человек непроизвольно обучается сопротивлению манипулятивным воздействиям. Чем меньше опыт общения — тем меньше вероятность адекватной реакции на ма-

(') Е. Н. Руськина, 2006

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нипулятивные воздействия. Исходя из этого наибольшую опасность данный способ психологического влияния представляет для детей.

2. Методики диагностики сопротивляемости манипулятивным воздействиям не существует, однако при помощи тестов Т. Лири, Р. Б. Кеттелла и др. можно измерить качества, способствующие или препятствующие возникновению адекватной реакции на манипуляции. Большую часть этих методик можно использовать на испытуемых не младше подросткового возраста.

3. Подростковый возраст является сенситивным для формирования морально-нравственной сферы личности, в связи с чем может считаться оптимальным для формирования адекватного отношения к манипулятивным воздействиям.

4. У подростков есть дополнительные «шансы» подвергнуться психологическому манипулированию, поскольку данный возраст «...характеризуется активной ориентацией на адаптацию к паттернам общения в малой группе, т. е. восприятием правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему паттернам поведения в группе...»1

Приступая к разработке авторской программы, мы исходили из того, что она будет способствовать решению следующих задач: овладения подростками знанием о таком явлении, как «психологическое манипулирование»; получения ими информации о возможности подвергнуться данному виду воздействия; ознакомления с причинами и последствиями манипулирования, оценкой данного явления с психологической и нравственной точек зрения, безопасными приемами реагирования на манипулятивные воздействия; формированием психологической проницательности и эмпатии; увеличением арсенала приемов реагирования на манипулятивные воздействия.

При разработке программы обучения подростков адекватному поведению в

ситуации манипулятивного воздействия мы использовали интегрированный подход, критически осмыслив рекомендации в этой области ведущих ученых и практиков. Основные положения данного подхода приведены ниже.

Влияние, в том числе манипулятив-ное, тем эффективнее, чем выше податливость адресата воздействию. Если оказываемое воздействие — деструктивное, высокая податливость адресата может иметь для него негативные последствия. В связи с этим существует проблема повышения сопротивляемости манипулятивным воздействиям. Исследователи предлагают такие приемы повышения сопротивляемости воздействиям, как поощрение правильных установок, особенно в присутствии других людей; получение знаний о том, как необходимо поступать в ситуации манипулятивного воздействия; научение оспаривать чужие аргументы; предупреждение о возможности манипулятивных воздействий в его адрес.

Обучение распознаванию манипулятивных воздействий предполагает выявление истинных, скрываемых целей манипулятора (в том числе путем формирования психологической проницательности и эмпатии), а также знакомство с особенностями манипуляторов, ситуациями и приемами манипулятивного воздействия.

Избежать потенциальной угрозы манипулятивных воздействий можно с помощью таких приемов защиты, как отладка процесса целеполагания, повышение сенситивности и инструментальной гибкости, обучение средствам управления психическими состояниями, усиление душевного (личностного) потенциала путем использования механизмов НЛП.

Рассматривая данную проблему сквозь призму теории установки, ее смысл можно свести к выделению трех компонентов психологической установки: когнитивного, аффективного и поведенческого. По мнению сторонников этого подхода, если изменить хотя бы один из

данных компонентов, изменится и вся структура установки в целом2.

Необходимо помнить, что манипулирование может приносить вред не только адресату, но и, в первую очередь, самому инициатору воздействия. Обращаясь с другими людьми как с неодушевленными объектами, манипулятор начинает и к себе относиться аналогичным образом, поэтому главная задача — не избегать манипуляций со стороны других людей, а самому перестать манипулировать собой и другими, т. е. стать актуализатором. Исследователи описывают следующие пути от манипуляции к актуализации: принять самого себя со всеми достоинствами и недостатками; дать свободу проявления своим чувствам; осознать, что постоянно пытаешься управлять другими людьми и подвергаешься манипулятивным воздействиям с их стороны, причем это совершенно нормально3.

Наша программа разрабатывалась в соответствии с методологическими принципами активности, целостности, опоры на индивидуальный психологический опыт, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Упор был сделан на приобретении подростками пра-

ктических навыков при минимуме теоретического материала и максимальном использовании игровых моментов, а также элементов психологического тренинга. Программа основывается на принципе развивающего обучения, поэтому большое внимание в ней уделяется уже имеющимся у школьников знаниям и опыту общения, использованию приема задавания наводящих вопросов и методу постановки проблемных ситуаций.

Разработанная нами программа обучения подростков безопасным приемам поведения в ситуации манипулятивного воздействия была апробирована на учащихся 6-х классов школы № 39. В результате было диагностировано значительное повышение сопротивляемости испытуемых манипулятивным воздействиям.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Орел Н. А. Система организации психокоррекционных мероприятий, направленных на ресоциализацию участников деятельности тоталитарных групп / Н. А. Орел. Минск, 2000. С. 10.

'См.: Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. М., 2002.

3 См.: ШостроМ: Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации/ Э, Шостром. М., 2004.

Поступила 16.10.06.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ (результаты исследования в Республике Мордовия)

Л. В, Самойлова, аспирант кафедры социологии МГУ им. 77. 77. Огарева

Что такое «одаренность»? Точного определения этого понятия до сих пор нет. Одно из них: «Одаренность — общая способность индивида сознательно устанавливать свое мышление на новые требования... общая способность психического приспособления к новым задачам и условиям жизни»1. Одаренные дети обладают одной или несколькими

из следующих характеристик: общий высокий интеллект (Щ); исключительные школьные результаты; творческое и продуктивное мышление; лидерские способности; художественные способности; психомоторные способности.

Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффи-

© Л. В. Самойлова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.