№ 2, 2008
изобретательских задач и патентованию изобретательских решений;
3) проведение обязательного патентного поиска при выполнении дипломных проектов на инженерных специальностях вуза;
4) возможность доступа к различным информационным фондам, в том числе патентов, физических, химических и прочих эффектов, приемов решения изобретательских задач;
5) наличие системы организационной и финансовой поддержки изобретателей.
Подобный системный подход может дать ощутимый эффект как в части повышения квалификации специалистов, так и в части защиты авторских прав и создания конкурентоспособной продукции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Россия и страны мира : стат. справ. / Росстат. М., 2006.
2 См.: Бардин В. М. Основы технического творчества и изобретательства / В. М. Бардин, Н. Н. Беспалов. Саранск, 2003.
Поступила 18.12.07.
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НАВЫКОВ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Е. Н. Русъкина, преподаватель кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева
В статье проводится анализ подходов к проблеме формирования психологической защиты от манипуляций. С учетом этих подходов разрабатывается авторская программа развития соответствующих навыков. Апробирование методики, составляющей основу данной программы, проводится на подростках как представителях возрастной категории, наиболее подверженной деструктивному влиянию.
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема защиты детей от деструктивного влияния, угрожающего их развитию, здоровью (в том числе психическому) и даже жизни. Наиболее опасен и распространен такой вид негативного влияния, как манипулирование. Детьми манипулируют многие: от родителей и учителей до случайных прохожих и средств массовой информации. И если манипулирование близких людей отчасти оправдывается благими намерениями и незначительностью ущерба для ребенка, то деструктивное влияние посторонних людей, равнодушных к его судьбе, может привести к трагическим последствиям. В процессе семейного и школьного воспитания делаются попытки уберечь ребенка от манипулятивного влияния. В основном это сводится к запретам, например: не разговаривай с незнакомыми людьми; не делай чего-либо «за компанию»; не давай поспешных обещаний и т. д. Однако этого явно недо-
статочно. Необходимо целенаправленное формирование у детей навыков защиты от манипулятивных воздействий в семье, детском саду, в школе.
Методика развития навыков защиты от манипулятивных воздействий до сих пор не разработана. Однако есть различные программы, направленные на формирование качеств личности, так или иначе связанных с психологической защищенностью от манипуляций. В их основе лежат различные подходы. Так, если сопротивляемость манипулированию рассматривать как одну из установок, то для ее формирования можно использовать некоторые моменты теории когнитивного диссонанса1. Суть теории состоит в выделении трех компонентов психологической установки: когнитивного, аффективного и поведенческого. Сторонники данного подхода считают, что если изменять хотя бы один из данных компонентов, изменится и структура установки в целом. Но
© Е. Н. Руськина, 2008
особенно эффективно изменение всех элементов.
Сходная точка зрения представлена в литературе, посвященной формированию психологической культуры лично-сти2. Данное понятие определяется как система психических процессов и свойств человека, благодаря которым становятся возможными понимание других людей как личностей и самого себя, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая самого себя) как к лично-стям3. Ее основные уровни: интеллектуальный (когнитивный), практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравственный). Психологическая защита от манипулирования как один из компонентов психологической культуры личности формируется путем воздействия на каждый из этих уровней.
Для формирования интеллектуального уровня психологической культуры личности используются методические разработки, ориентированные на овладение человеком знаний в области психологии и отчасти психологического мышления. В случае психологической защиты от манипуляций имеются в виду знания о существовании манипулятивного влияния, о возможности стать его жертвой.
При формировании поведенческого уровня применяются методические подходы, ориентированные на выработку практических умений и навыков обращения человека с другими людьми и с самим собой. Прагматически ориентированные подходы реализуются в виде так называемых активных методов социального обучения: всевозможных социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр. Для развития навыков защиты от манипуляций существуют как специфические тренинги (например, освобождения от деструктивного контроля сознания, манипулирования и защиты от него, «психологическое айкидо» и т. д.), так и универсальные, направленные на развитие тех или иных социальных навыков (ассертивности, личностного роста и коммуникативных навыков и т. д.).
Формирование ценностно-смыслового уровня психологической культуры реализуется через воспитание гуманного отношения к людям посредством всевозможных бесед на нравственные темы, знакомства с правилами поведения в тех или иных ситуациях и т. д. Применительно к нашей теме предполагается рассмотрение феномена манипулятивного воздействия как негативного с нравственной точки зрения явления, последствия которого разрушительно влияют на развитие личности и инициатора, и адресата действия.
Исследователи психологического влияния Ф. Зимбардо и Ф. Ляйппе4 исходят из того, что влияние, в том числе и ма-нипулятивное, будет тем эффективнее, чем выше податливость адресата воздействию. В случае конструктивного влияния это имеет положительное значение, однако если оказываемое воздействие — деструктивное, высокая податливость адресата может привести к негативным последствиям. В связи с этим на передний план выдвигается проблема повышения сопротивляемости мани-пулятивным воздействиям.
Исследователи предлагают следующие приемы разрешения указанной проблемы:
1) поощрение правильных установок, особенно в присутствии других людей. В этом случае человек чувствует себя обязанным поступать в соответствии с установкой;
2) получение знаний о том, как необходимо поступать в ситуации манипуля-тивного воздействия;
3) научение оспаривать чужие аргументы. Один из конкретных приемов, названных авторами, — «прививка установки». Он основан на следующей закономерности: чем тщательнее человек заранее продумает аргументы за и против, тем лучше он сможет оградиться от попыток изменить его установку при помощи логических доводов;
4) предупреждение о возможности манипулятивных воздействий в его адрес. В этом случае человек заранее придумывает способы выхода из по-
№ 2, 2008
добных ситуаций, соответствующие установке.
Еще один подход состоит в обучении адекватным способам реагирования на манипулятивные воздействия. Среди наиболее ярких сторонников данной точки зрения — Е. Л. Доценко, который предложил следующую программу обучения защите от манипулятивных воздействий5.
1. Отладка процесса целеполагания: во-первых, обсуждение таких вопросов, как «Нужно ли уметь защищаться?», «Какая защита нам необходима?», «Что мы при этом реально получаем?» и т. д.; во-вторых, разыгрывание ситуаций принятия решений с обсуждением следующих проблем: «Какой результат преследует данное действие?», «Способствует ли оно достижению нашей цели?» и т. д.
2. Повышение сенситивности: создание игровых ситуаций, в которых присутствует имитация какой-либо угрозы; создание реальной угрозы (самолюбию, статусу и т. д.); выполнение упражнений на определение характера угрозы с последующим обсуждением.
3. Повышение инструментальной гибкости: инструктаж, разыгрывание ситуаций с последующим обсуждением, отработка новых образцов поведения и т. д.
4. Обучение средствам управления психическими состояниями: разыгрывание ситуаций, сопровождающееся отслеживанием своего состояния и определением момента готовности уступить манипулятору.
5. Усиление душевного (личностного) потенциала: использование механизмов НЛП.
С позиций гуманистического подхода манипулятор своими действиями приносит вред не только адресату, но и в первую очередь самому себе. Обращаясь с другими людьми, как с неодушевленными объектами, манипулятор начинает и к себе относиться аналогичным образом. Поэтому нужно не избегать манипуляций со стороны других людей, а самому перестать манипулировать собой и другими, т. е. стать актуализато-ром. Сторонниками данного подхода яв-
ляются представители гуманистической психологии, в первую очередь Э. Шост-ром6. Он предлагает следующие пути от манипуляции к актуализации: принять самого себя со всеми достоинствами и недостатками; дать свободу проявления своим чувствам; осознать, что постоянно пытаешься управлять другими людьми и подвергаешься манипулятивным воздействиям с их стороны, причем это совершенно нормально.
С учетом указанных подходов, во многом дополняющих друг друга, нами была разработана программа формирования психологической защиты от мани-пулятивных воздействий у подростков. Положенная в ее основу методика была апробирована нами на базе средней школы № 39 г. Саранска. В качестве испытуемых выступили учащиеся 6 класса данной школы.
Формирующий эксперимент по обучению школьников навыкам психологической защиты от манипулятивных воздействий проходил в течение первого полугодия 2006/07 учебного года. На это было отведено 11 уроков факультатива по психологии, содержание которых вкратце приведено ниже.
У р о к 1. Цель: знакомство с основными понятиями психологии межличностного воздействия.
Урок начался с диагностики уровня сопротивляемости школьников манипу-лятивным воздействиям (на примере анализа жизненных ситуаций, содержащих попытки манипулирования). После этого испытуемым было предложено определить мотивы поведения инициаторов воздействия в рассмотренных ситуациях. Развернулась дискуссия, в результате которой были сделаны следующие выводы.
1. Инициаторы воздействия в данных ситуациях могут преследовать как заявляемые ими цели, так и скрытые.
2. Скрытые цели могут представлять опасность для адресата влияния.
3. Вред, причиняемый инициатором влияния, может быть как незначительным, так и весьма существенным.
Подросткам было предложено записать эти выводы, а также определения понятий, с которыми они познакомились: «воздействие», «инициатор», «адресат», «мотив» и т. д.
У р о к 2. Цель: обучение определению мотивов и последствий деструктивного влияния.
После повторения пройденного на предыдущем уроке учащимся было дано задание: проанализировать свои ответы по каждой из ситуаций, имея в виду, что инициатор воздействия преследует корыстные цели. Школьники пришли в замешательство, когда выяснили, что в абсолютном большинстве случаев реагировали бы именно так, как это было выгодно инициаторам воздействия. Они не думали бы о своей безопасности, своих интересах и могли бы понести значительный ущерб.
Далее испытуемые получили задание определить мотивы воздействия инициатора воздействия в ряде жизненных ситуаций. Например, в ситуации «Ты один дома. В дверь звонят и говорят: „Откройте, милиция!“» среди возможных корыстных мотивов учащиеся назвали желание попасть в чужую квартиру с целью ограбления; желание проверить, есть ли кто-нибудь дома (если нет — проникнуть в квартиру при помощи взлома); желание похитить ребенка и т. д. Школьники пришли к заключению, что если адресат будет вести себя в соответствии с требованиями инициатора воздействия, то последствия могут быть трагическими.
У р о к 3. Цель: знакомство с основными понятиями психологии манипуля-тивного влияния.
Учащимся было предложено вспомнить разобранные нами на предыдущих уроках ситуации и назвать общие свойства поведения всех инициаторов воздействия. Испытуемые назвали множество качеств, из которых совместными усилиями были выделены основные: корыстные намерения, игнорирование потребностей адресата воздействия, сокрытие истинных мотивов и др.
Нами было дано определение психологического воздействия, обладающего всеми этими качествами, как манипуля-тивного влияния. А испытуемые получили задание вспомнить и как можно более подробно описать жизненную ситуацию, в которой они выступили свидетелями, адресатами или инициаторами манипулирования. В результате выяснилось, что большинство подростков описали такие ситуации, в которых они были адресатами манипулирования; в роли сторонних наблюдателей или инициаторов представили себя всего несколько человек. Это может служить еще одним доказательством того, что испытуемые достаточно часто становятся жертвами манипулирования.
У р о к и 4, 5. Цель: рассмотрение явления психологического манипулирования с нравственной точки зрения; развитие умений и навыков распознавания намерений манипулятора.
После того как школьники вспомнили то, что говорилось о манипулировании на предыдущем уроке, им был задан вопрос: как бы они оценили данное явление? Большинство испытуемых высказались негативно. Прозвучали, например, такие ответы: «Нельзя заставлять другого человека делать то, что надо тебе»; «Если бы мной кто-то манипулировал и я бы заметила это — я бы перестала общаться с этим человеком» и т. д. Однако часть учащихся была не столь категорична: «Если взрослому что-то нужно от ребенка — он может требовать своего, он сильнее и умнее. А ребенок, особенно маленький, этого не может. Вот и приходится манипулировать. И ничего страшного тут нет — какой может быть вред от ребенка?» Другими словами, у школьников сложилось неоднозначное отношение к манипулированию (как и у исследователей, занимающихся изучением данной проблемы).
На том же уроке школьники познакомились с признаками манипулирования. Это — дефицит времени на принятие решения; типичные фразы, свидетельствующие о неблаговидных намерениях
№ 2, 2008
собеседника; поддразнивание; влияние на эмоциональное состояние адресата; опора на автоматизмы поведения; внезапно возникшее чувство дискомфорта и др.
В качестве закрепления полученных знаний школьникам было дано задание вспомнить сказки, в которых встречались бы попытки манипулирования, и назвать признаки, по которым их можно было бы распознать.
У р о к и 6, 7. Цель: ознакомление с видами психологической защиты от манипуляций; развитие умений и навыков применения способов психологической защиты.
Вспомнив то, что они узнали о манипулировании на предыдущих уроках, учащиеся познакомились с понятиями психологической безопасности, сопротивляемости и податливости воздействию. Затем им были предложены для разбора ситуации, содержащие манипулятив-ные воздействия (иные, чем на начальном этапе исследования, чтобы исключить вероятность тренировки). Задача школьников состояла в том, чтобы назвать как можно больше способов возможного реагирования на действия инициатора.
Разбирая ситуацию «Ты один дома. В дверь звонят, просят получить телеграмму», одни учащиеся ответили, что они позвонили бы на работу родителям, другие — посмотрели бы в глазок, третьи — отошли бы от двери подальше («Вдруг будут стрелять!»), четвертые открыли бы дверь («Может, правда принесли телеграмму, а в ней что-то важное») и т. д. При дальнейшем обсуждении того, какие из предложенных действий наиболее приемлемы с точки зрения психологической безопасности, испытуемые признали таковыми все, кроме выполнения просьбы манипулятора.
Каждому из предложенных школьниками способов поведения было дано название: «согласие», «отказ», «сбор информации», «использование помощи других людей», «принятие мер предосторожности» и др. Затем все способы поведения
в ситуации манипулирования были разделены на две группы — опасные и безопасные. К первым были отнесены различные варианты согласия, беспричинная агрессивность, применение нелогичных способов поведения и т. п., ко вторым — игнорирование, использование помощи других людей, разные варианты отказа и т. п.
У р о к и 8—10. Цель: ознакомление с понятием гибкости поведения и с содержанием этого понятия; развитие умений и навыков гибкого реагирования на попытки манипулирования.
На данном этапе учащиеся уже знали, что могут подвергнуться манипуля-тивному влиянию и что оно может оказать на них негативное влияние; что истинные намерения манипулятор прикрывает безобидными фразами, вопросами, предложениями; знали, какими признаками обладают манипуляции, как их можно распознать и какие способы защиты от них существуют. Теперь им предстояло познакомиться с такими ситуациями, в которых невозможно распознать намерения адресата воздействия и выяснить, являются ли его действия попыткой манипулирования (нет времени проанализировать ситуацию, не хватает опыта применения способов психологической защиты и т. д.). В подобных случаях помочь может только нестандартное, гибкое поведение, т. е. использование такой реакции, которой потенциальный манипулятор не ожидает.
Школьники получили представление о гибком (пластичном) и костном (ригидном) поведении. После этого выполнялись упражнения, способствующие формированию указанного качества.
У р о к 11. Цель: контроль и оценка полученных знаний.
На последнем уроке нами была проведена проверка полученных школьниками знаний и умений. Для этого они получили задание: самостоятельно проанализировать сказку «Красная Шапочка» (предварительно прослушав аудиозапись) по следующим направлениям:
1) найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;
2) назвать в каждой из них инициатора и адресата воздействия;
3) определить истинные и заявляемые мотивы манипулятора и ущерб, который получила (или могла получить) жертва;
4) назвать признаки, по которым используемый инициатором способ воздействия может быть определен как мани-пулятивный;
5) написать, как можно было бы поступить на месте жертвы в каждой из этих ситуаций, чтобы защитить свои интересы (с использованием конкретных способов психологической защиты от манипуляций).
В качестве наиболее ярких примеров приведем отрывки из некоторых работ.
Коля Н. (пример разбора ситуации, содержащей попытку манипулирования)
Мама отправила дочку к бабушке. Инициатор манипулирования — мама, жертва — Красная Шапочка. Маме не хотелось идти к бабушке через лес, вот она и послала туда ребенка; истинный мотив манипулятора — лень, заявляемый как забота о бабушке. Возможные негативные последствия для жертвы — Красную Шапочку мог съесть волк, она могла заблудиться в лесу или попасть в капкан охотников.
Лена К. (примеры признаков манипулирования)
Автоматизм поведения. Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой — и она ответила ему тем же. Она поступила так, потому что на приветствие принято отвечать при-
ветствием. Она не подумала, что это может быть опасно.
Поддразнивание. Волк предложил что-то вроде соревнования — кто доберется до бабушкиного домика раньше. Красная Шапочка приняла условия игры и тем самым сделала именно то, что было нужно Волку.
Маша Г. (пример продолжения сказки)
Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием — уход от общения) или звать на помощь охотников (прием — использование помощи других людей).
Таким образом, проведенный нами формирующий эксперимент по обучению подростков навыкам психологической защиты от манипулятивных воздействий показал, что на заключительном его этапе испытуемые продемонстрировали значительно более высокий уровень сопротивляемости манипуляциям, чем на начальном. Это позволяет с высокой долей вероятности говорить об эффективности проведенного эксперимента.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, П. Эйкерт. СПб., 2002.
2 См.: Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. М., 2002.
3 См.: Романов К. М. Формирование психологической культуры на уроках литературы / К. М. Романов, О. Н. Романова // Нар. образование. 1999. № 1. С. 91—96.
4 См.: Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. СПб., 2001.
5 См.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доцен-ко. М., 1996.
6 См.: Шостром Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. М., 2004.
Поступила 15.05.08.