Научная статья на тему 'Влияние стажа профессиональной деятельности на уровень макиавеллизма педагогов'

Влияние стажа профессиональной деятельности на уровень макиавеллизма педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКИАВЕЛЛИЗМ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / MACHIAVELLIANISM / MANIPULATION / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL WORK / INTERPERSONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щеглова Элеонора Анатольевна

Рассматривается феномен макиавеллизма в профессионально-педагогической деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования; установлена связь макиавеллизма с возрастом и педагогическим стажем, а также его динамика в зависимости от профессионального становления учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щеглова Элеонора Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of machiavellianism in professional pedagogical work is examined in the present article. Results of empirical research are given; communication machiavellianism with the years and by the pedagogical experience, and also its dynamics depending on professional becoming the teacher is established.

Текст научной работы на тему «Влияние стажа профессиональной деятельности на уровень макиавеллизма педагогов»

УДК 159.922.6:37.01

ВЛИЯНИЕ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ МАКИАВЕЛЛИЗМА ПеДаГОГОВ

Э.А. Щеглова (Томск)

Аннотация. Рассматривается феномен макиавеллизма в профессионально-педагогической деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования; установлена связь макиавеллизма с возрастом и педагогическим стажем, а также его динамика в зависимости от профессионального становления учителя.

Ключевые слова: макиавеллизм; манипуляция; профессионально-педагогическая деятельность; межличностное общение.

Произошедшие в последнее время изменения в социальной, экономической и политической жизни современного общества способствуют тому, что все большее количество людей выбирают манипулятивную стратегию поведения в качестве основной и наиболее эффективной (Знаков В.В., 2002; Грачев Г.В., Мельник И.К., 2004). Манипулятивная стратегия поведения характеризуется субъект-объектными отношениями, в которых манипулятор воздействует на партнера, не учитывая его желания и потребности, для достижения собственной выгоды посредством обмана, хитрости и утаивания информации [3]. Негативные тенденции этого проявляются и в сфере образования. Особенности современной системы образования, требующие от учителя в основном контрольных функций, способствуют тому, что многие педагоги в своей профессиональной деятельности все чаще выбирают манипулятивную стратегию поведения. К тому же развитие средств массовой информации, компьютерных технологий неизбежно снижает роль учителя в образовательном процессе, уменьшается личностное воздействие учителя на учащихся, доверительность отношений в процессе общения.

В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать детей, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у педагогов стабильной личностной установки на то, что для достижения педагогических целей можно и даже нужно использовать манипуляцию. Эта установка негативно отражается на межличностных отношениях учителя с учениками.

Манипулирование препятствует пониманию в межличностном взаимодействии (Знаков В.В., 2005) и оборачивается для всех лиц, участвующих в таком взаимодействии, многочисленными психологическими проблемами (В.В. Знаков, Е.Л. Доценко, Г.В. Грачев, И.К. Мельник, С.А. Богомаз, О.В. Макаренко). Эмпирическому изучению стилей поведения педагогов в процессе взаимоотношений с учащимися начинает уделяться серьезное внимание в педагогической и прикладной психологии, и важно проследить динамику изменения манипу-лятивного поведения педагогов.

В последнее время в категориальный аппарат психологии наряду с понятием «манипуляция» вошло понятие «макиавеллизм». В.В. Знаков дает следующее оп-

ределение данному понятию, отмечая его главные составляющие: «Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик. Макиавеллизм следует рассматривать как устойчивую черту личности, выражающую систему отношений человека к другим людям, социальной действительности. Главными психологическими составляющими макиавеллизма как черты личности являются: 1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) владение навыками, конкретные умения манипуляции. Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков» [4].

Отдельные признаки макиавеллизма есть у каждого человека, но у одних они проявляются в манипулятивном поведении, у других находятся в латентной стадии. В ранее проведенных исследованиях отмечалось, что стремление манипулировать другими людьми в межличностных отношениях может быть детерминировано, с одной стороны, факторами, в значительной степени обусловленными наследственностью (интеллектуальные способности, гибкость мыслительных процессов и поленезависимость). С другой стороны, на развитие стремления человека к манипулированию другими могут влиять факторы, которые в большей степени зависят от социальной среды (личностная пассивность и отсутствие чувства самореализации) [1]. Мы предположили, что степень выраженности макиавеллизма педагогов зависит от особенностей их профессионального становления.

Нами было проведено исследование, целью которого было изучение динамики выраженности макиавеллизма у учителей средних общеобразовательных школ. В нем участвовали 248 учителей средних общеобразовательных школ городов Бишкек и Кант (Республика Кыргызстан) в возрасте от 20 до 69 лет.

Для исследования макиавеллизма педагогов применялась «Методика исследования макиавеллизма личности», адаптированная В.В. Знаковым (далее МАК-шкала) [5].

При применении данной методики были получены следующие суммарные показатели: М = 70,54, о = 11,387; Ме = 72; min = 44; max = 106. Полученные нами данные попадают в диапазон средних значений показателя ма-

42

Общая психология и психология личности

киавеллизма в ранее проведенных исследованиях (В.В. Знаков, С.А. Богомаз, О.В. Макаренко, А.Г. Гладких) [6-8].

В результате корреляционного анализа эмпирических данных не было выявлено зависимости между МАК-показателем, стажем работы и возрастом педагогов. Посколь-

ку связи между переменными могут быть не только линейными, мы провели регрессионный анализ с оценкой криво-линейности. При этом были получены две регрессионные модели изменения уровня макиавеллизма педагогов в зависимости от их стажа работы (р=0,040) и возраста (р=0,005). Данные модели представлены на рис. 1.

Рис. 1. Зависимость уровня макиавеллизма от возраста и стажа работы педагогов

Графическое представление регрессионной модели позволяет описать динамику макиавеллизма педагогов в процессе их профессиональной деятельности. После института в школу приходят работать молодые учителя, не имеющие педагогического опыта, но теоретически вооруженные различными методическими приемами и технологиями. Они стараются организовать свою работу и отношения с учащимися «правильно», в соответствии со своими представлениями идеально организованного учебно-воспитательного процесса. В этот период молодой педагог больше времени уделяет поиску наилучших стратегий работы с учащимися и наработке дидактического материала. В этот период у него, очевидно, отсутствует потребность в манипулировании учениками. Как видим на графике, применение передовых образовательных технологий, стремление к партнерским взаимоотношениям с учащимися сопровождаются снижением макиавеллизма. Однако когда стаж педагогов приближается к семи годам, уровень макиавеллизма начинает расти. По-видимому, работая рядом с более опытными коллегами, наблюдая за ними, общаясь с ними, молодые учителя убеждаются, что достичь желаемого результата можно гораздо проще и быстрее - с помощью манипуляции. Иногда учителя используют манипулятивные приемы в своей профессиональной деятельности неосознанно, но достаточно часто они считают, что поступают так в целях формирующего воздействия, во имя перспективных интересов учащихся. Поскольку макиавеллизм имеет дело с мотивационны-

ми структурами внутреннего мира человека, то его часто применяют как средство мотивационного обеспечения учебного процесса. Во многих ситуациях обман и скрытое принуждение считают более предпочтительными, чем явное и грубое принуждение. Все это, вероятно, способствует росту макиавеллизма педагогов, о чем свидетельствует характерный подъем кривой на графике (см. рис. 1). Когда стаж педагогов достигает примерно двадцати девяти лет, вновь наблюдается снижение макиавеллизма. Можно предположить, что с годами работы в школе накапливается опыт, потребность в манипулировании в итоге снижается. К этому времени учитель уже заработал авторитет, у него сформирован определенный имидж, поэтому желаемого результата он достигает не манипуляцией, а личным влиянием, что является одним из проявлений актуализирующего поведения.

Сходная зависимость обнаруживается при анализе регрессионной модели изменения уровня макиавеллизма педагогов в зависимости от возраста (см. рис. 1). Как видим на графике, уровень макиавеллизма педагогов с двадцати до двадцати девяти лет снижается, а затем начинает повышаться. Примерно с пятидесяти двух лет показатель макиавеллизма педагогов вновь уменьшается. Эти возрастные периоды, как мы предположили, связаны с приобретением профессионального опыта. Изменение макиавеллистских установок педагогов в зависимости от профессионального становления было описано в предыдущей модели.

43

№ 33

Сибирский психологический журнал

2009 г.

Зависимость показателя макиавеллизма от возраста изучалась как российскими, так и зарубежными учеными. Многие авторы отмечают, что возраст обратно коррелирует с уровнем макиавеллизма. В ранее проведенных исследованиях было установлено, что уровень макиавеллизма растёт к зрелости человека, а затем более или менее стабилизируется. У пожилых людей отмечен низкий уровень макиавеллизма, что связывают с гипотезой о социально значимых ценностях, которые человек усваивает на протяжении жизни. Результаты данного исследования представляют несколько иную картину. На наш взгляд, интересен тот факт, что у педагогов после некоторого снижения макиавеллизма, примерно с двадцати восьми лет и

до пятидесяти, вновь наблюдается его рост. Мы предполагаем, что это связано с особенностями профессии учителя. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что степень выраженности макиавеллизма у учителей зависит от их методического и педагогического опыта, умения организовать учебно-воспитательный процесс. Полученная криволинейная зависимость показателя макиавеллизма от стажа и возраста педагогов указывает на то, что базисная установка «все люди плохи, и ими можно и даже нужно манипулировать», а вместе с ней и склонность к манипулированию являются динамическим образованием и зависят от стажа профессионально-педагогической деятельности.

Литература

1. Гладких В.Ю., Богомаз С.А. Когнитивные способности человека и смысловая насыщенность его жизни как условия, способствующие

развитию макиавеллизма. Режим доступа: // http://www.psyhology.tom.ru, свободный.

2. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздей-

ствия. М., 2004. Режим доступа: // http://www.zipsites.ru, свободный.

3. Доценко Е.Л. Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. 344 с.

4. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6.

С. 50.

5. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 5.

С. 16-22.

6. Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. 1999. № 6.

7. Макаренко О.В., Богомаз С.А. К проблеме профилактики склонности к манипулированию у студентов-психологов // Проблема подготовки

и востребованности психологов-профессионалов: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2006. С. 143-148.

8. Макаренко О.В., Гладких А.Г., Богомаз С.А. Особенности эмоциональной сферы людей, склонных к манипулированию // Актуальные про-

блемы современной социальной психологии. Якутск, 2005. С. 54-61.

INFLUENCE OF THE EXPERIENCE OF PROFESSIONAL WORK ON LEVEL MACHIAVELLIANISM OF TEACHERS Shcheglova E.A. (Tomsk)

Summary. The phenomenon of machiavellianism in professional pedagogical work is examined in the present article. Results of empirical research are given; communication machiavellianism with the years and by the pedagogical experience, and also its dynamics depending on professional becoming the teacher is established.

Key words: machiavellianism; manipulation; professional pedagogical work; interpersonal dialogue.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.