Научная статья на тему 'Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов'

Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1465
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ / МАКИАВЕЛЛИЗМ / ПСИХИЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ / СЕНЗИТИВНАЯ РИГИДНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна, Недошивина Юлия Сергеевна

Статья посвящена актуальной проблеме исследования психологических особенностей студенческого возраста. Актуальность обусловлена все возрастающим год от года потоком студентов, а также снижением общего уровня высшего образования в нашей стране. Целью нашего исследования стал анализ особенностей тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов в гендерном аспекте. Мы выдвинули следующие гипотезы: студенты с высоким уровнем макиавеллизма характеризуются более высоким уровнем ригидности, а также для них более характерен маскулинный тип гендерной самоидентификации. В своей работе мы использовали методику измерения макиавеллизма личности Р. Кристи и Ф. Гейз в апробации В. В. Знакова, гендерную самоидентификацию мы исследовали при помощи «Полоролевого опросника» С. Бэм, а для выявления психической ригидности студентов «Томский опросник ригидности» Г. В. Залевского. Выявлено, что уровень макиавеллизма выше у юношей, чем у девушек. В гендерном аспекте была обнаружена отрицательная связь между уровнем макиавеллизма и маскулинностью. Доминирующий тип гендерной самоидентификации студентов андрогинный. При этом студенты с андрогинным и маскулинным типами гендерной идентичности характеризуются высоким уровнем макиавеллизма. Полученные в исследовании различия продемонстрировали некоторые особенности психической ригидности и гендерной идентичности студентов с разным уровнем макиавеллизма. Мы предполагаем, что диагностика уровня макиавеллизма и ригидности студентов на разных этапах обучения в вузе поможет выстроить эффективную программу психологического сопровождения студентов с целью выявления и коррекции склонностей и тенденции к макиавеллизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна, Недошивина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student's gender features of tendecy to machiavellianism and rigidity

The purpose of our research is to analyze the features of tendency to Machiavellianism and rigidity in gender perspective. We put forward the next hypotheses: the students with a high level of Machiavellianism are characterized by a higher level of rigidity, as well as more masculine type of gender identity. The methodological complex includes the “Mach-IV” questionnaire by R. Christie and F. Geis adapted by V. V. Znakov to measure student's Machiavellianism level, the “Bem Sex-Role Inventory” to study student's gender self-identification and the “Tomskiy questionnaire of rigidity” by G. V. Zalevskiy to study student's rigidity. It was revealed that the male's level of Machiavellianism is higher than the female's. We found a negative correlation between the level of Machiavellianism and masculinity. The dominant type of student's gender identity is androgynous. Androgynous and masculine students are characterized by a high level of Machiavellianism. Studies results demonstrate different features of rigidity and gender identity of students with different Machiavellianism level. We assume that studying the level of Machiavellianism and rigidity of students at different stages of education at the university will help to build an effective program of psychological support for students in order to identify and correct inclinations and the tendency to machiavellianism.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов»

УДК 616.891:616.379-008.64

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-100-108

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕНДЕНЦИИ К МАКИАВЕЛЛИЗМУ И ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ СТУДЕНТОВ

Т. В. Слотина, Ю. С. Недошивина

Институт детства РГПУ им. А. И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена актуальной проблеме исследования психологических особенностей студенческого возраста. Актуальность обусловлена все возрастающим год от года потоком студентов, а также снижением общего уровня высшего образования в нашей стране. Целью нашего исследования стал анализ особенностей тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов в гендерном аспекте. Мы выдвинули следующие гипотезы: студенты с высоким уровнем макиавеллизма характеризуются более высоким уровнем ригидности, а также для них более характерен маскулинный тип гендерной самоидентификации. В своей работе мы использовали методику измерения макиавеллизма личности Р. Кристи и Ф. Гейз в апробации В. В. Знакова, гендерную самоидентификацию мы исследовали при помощи «Полоролевого опросника» С. Бэм, а для выявления психической ригидности студентов - «Томский опросник ригидности» Г. В. Залевского. Выявлено, что уровень макиавеллизма выше у юношей, чем у девушек. В гендерном аспекте была обнаружена отрицательная связь между уровнем макиавеллизма и маскулинностью. Доминирующий тип гендерной самоидентификации студентов - андрогинный. При этом студенты с ан-дрогинным и маскулинным типами гендерной идентичности характеризуются высоким уровнем макиавеллизма. Полученные в исследовании различия продемонстрировали некоторые особенности психической ригидности и гендерной идентичности студентов с разным уровнем макиавеллизма. Мы предполагаем, что диагностика уровня макиавеллизма и ригидности студентов на разных этапах обучения в вузе поможет выстроить эффективную программу психологического сопровождения студентов с целью выявления и коррекции склонностей и тенденции к макиавеллизму.

Ключевые слова: манипулирование; макиавеллизм; психическая ригидность; сензитивная ригидность; гендерная самоидентификация.

STUDENT'S GENDER FEATURES OF TENDECY TO MACHIAVELLIANISM AND RIGIDITY

T. V. Slotina, J. S. Nedoshivina

Herzen University, Saint Petersburg

The purpose of our research is to analyze the features of tendency to Machiavellianism and rigidity in gender perspective. We put forward the next hypotheses: the students with a high level of Machiavellianism are characterized by a higher level of rigidity, as well as more masculine type of gender identity. The methodological complex includes the "Mach-IV" questionnaire by R. Christie and F. Geis adapted by V. V. Znakov to measure student's Machiavellianism level, the "Bem Sex-Role Inventory" to study student's gender self-identification and the "Tomskiy questionnaire of rigidity" by G. V. Zalevskiy to study student's rigidity. It was revealed that the male's level of Machiavellianism is higher than the female's. We found a negative correlation between the level of Machiavellianism and masculinity. The dominant type of student's gender identity is androgynous. Androgynous and masculine students are characterized by a high level of Machiavellianism. Studies results demonstrate different features of rigidity and gender identity of students with different Machiavellianism level. We assume that studying the level of Machiavellianism and rigidity of students at different stages of education at the university will help to build an effective program of psychological support for students in order to identify and correct inclinations and the tendency to machiavellianism.

Keywords: manipulation, Machiavellianism, rigidity, sensitive rigidity, gender self-identification.

1. Введение для себя людьми: с одной стороны - это препода-

В процессе получения высшего образования ватели, от которых во многом будет зависеть успе-студенты вступают во взаимодействие с новыми ваемость и уровень усвоения профессиональных

знаний, навыков и умений. С другой стороны, студенты, общение с которыми способствует профессиональному и личностному развитию, а также удовлетворяет базовые актуальные потребности этого жизненного периода. Молодым людям необходимо быстро адаптироваться и развиваться в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к ним обществом. Процесс обучения в вузе неминуемо связан с фактом проверки знаний, который в свою очередь предполагает несимметричную коммуникацию, когда один из ее участников определяет содержание, способы, формы и методы взаимодействия, а другой лишь подчиняется. В этой связи возникает закономерный исследовательский интерес к проблеме манипуляции как стилю взаимодействия студентов и преподавателей в процессе проверки знаний, а также студентов между собой, где также нередко возникают ситуации манипуляции.

Сегодня, когда фактически любая информация стала легко доступна, средства и способы манипуляции подробно, пошагово, прозрачно изложены во многих интернет-ресурсах, книгах и фильмах. Так, Л. И. Рюмшина в своей монографии пишет о тех изощренных способах, которыми пользуются сегодняшние студенты [12].

Существующее в современной социальной психологии личности понятие макиавеллизма позволит, на наш взгляд, разобраться в исследовании данной проблемы, поскольку макиавеллизм как черта личности предполагает осознанное манипулирование другими людьми. Негласное: «Цель оправдывает средства!» - часто становится характерной особенностью действий со стороны некоторых студентов. Как раз в этом случае манипулирование оказывается тесно связанным с понятием макиавеллизма. В отечественной психологии данной проблеме в той или иной степени посвящены труды таких ученых, как В. В. Знаков, Е. Л. Доценко, С. Л. Братченко, Г. В. Грачев, И. К. Мельник, Л. И. Рюмшина, Б. И. Катунин, О. В. Караулова и других.

Макиавеллист в отличие от манипулятора всегда действует осознанно и отдает себе отчет в том, что поступает неэтично, негуманно, нечестно. Макиавеллевская манипуляция, как отмечают Г. Е. Шибаева и Ю. И. Тарасова, имеет цель не воздействовать на кого-то, чтобы получить желаемое или как-то изменить объект манипуляции. Ее основная цель - добиться своего. Другой человек может быть средством для до-

стижения своей цели, а может быть и преградой. Важной особенностью макиавеллистов является то, что в общении они предметно-ориентированы, конкурентоспособны и направлены, прежде всего, на достижение цели, а не на взаимодействие с собеседниками [15].

Современными специалистами в области изучения макиавеллизма проведено немало различного рода исследований связи этого феномена с другими психологическими явлениями. Так, Wrightsman обнаружил положительную связь макиавеллизма с тревожностью. Существует отрицательная связь макиавеллизма с эмоциональным интеллектом. Изучение Christie, R., &Geis, F. L. уровня макиавеллизма в зависимости от интеллектуальных способностей и образования пока не позволяет сделать однозначных выводов. А существование прямой связи уровня макиавеллизма с низкой самооценкой можно считать закономерной. Исследования подтверждают, что макиавеллисты в целом негативно относятся к окружающим их людям, считая их нечестными и подозрительными, вместе с тем, интересно, что они являются более терпимыми к неэтичному поведению со стороны других. Отдельные исследования выявили положительную связь макиавеллизма с такими формами психопатологий, как: депрессия, паранойя, алекситимия [16; 18].

Jones D. N., Paulhus D. L. полагают, что при оценке и прогнозировании поведения считается целесообразным рассматривать макиавеллизм вместе с двумя психологическими чертами -нарциссизмом и психопатией, понимаемыми как субклинические черты. Макиавеллизм, нарциссизм и психопатия образуют синдром, названный Paulhus D., Williams K. «Темной триадой». Доказано, что при значительной выраженности одной из черт триады наблюдаются высокие значения и двух других [20; 21].

В отечественной психологии А. О. Руслина выявила, что субъекты с высоким уровнем макиавеллизма, высокими показателями ригидности, манипулятивной, индифферентной направленности личности в общении характеризуются низким уровнем сформированности смысложиз-ненных ориентаций и понимают ситуацию по типу понимание - принятие. Субъекты же с низкими показателями ригидности, низкими оценками альтероцентрической и конформной направленности, и высоким уровнем сформированности смысложизненных ориентаций имеют низкий

уровень макиавеллизма и понимание - отвержение манипуляции [7; 11].

В нашем контексте важной особенностью психической ригидности мы считаем неспособность личности изменяться в ситуациях, требующих новых форм поведения. Warren считает, что это изменение затрагивает психическую установку человека, Coville - поведение, В. В. Давыдов - программу деятельности. Другие исследователи делают упор на изменение в реагировании на новую ситуацию, реогранизации проблемного материала, структуре способов поведения и изменении, заключающемся в постановке себя на место другого человека. Goldstein определяет ее как склонность к неадекватному способу выполнения задания, Buss сводит основу психической ригидности к стремлению придерживаться привычного, а EnglishA. и EnglishH. A. - к привязанности к неадекватному способу поведения и восприятия [5; 17; 19].

По мнению О. В. Каракуловой, тенденция к манипулированию характеристика динамичная, прежде всего, в юношеском возрасте, она изменяется во времени, допустим, в процессе получения профессионального образования. Кроме того, ею установлено, что молодым людям, склонным к манипулированию, свойственны характеристики ригидного типа личности [8].

Действительно, в последние годы в отечественной науке возросло количество научно-исследовательских работ, посвященных разным аспектам манипуляции и макиавеллизма у студентов (О. В. Быков, С. В. Грибкова, О. В. Караулова, Л. Ю. Рюмшина, С. А. Сергеев). Допустим, в диссертации С. В. Грибковой в группе студентов была обнаружена сильная положительная корреляция выраженности макиавеллизма с уровнем гетероагрессии (r = 0,50) [3; 4; 12; 13].

Предпочтение манипулирования и факторов, его определяющих, в юношеском возрасте приобретает особое выражение. Отечественные психологи (Е. И. Головаха, И. С. Кон, В. И. Слобод-чиков) отмечают, что, в этот период наблюдается завышенный уровень притязаний, сочетающийся с недостаточной самостоятельностью и готовностью к самоотдаче для достижения поставленных целей.

Таким образом, мы предполагаем, что диагностика уровня макиавеллизма, психической ригидности студентов с разной гендерной идентичностью в процессе обучения в вузе поможет

выстроить эффективную программу психологического сопровождения студентов с целью выявления и коррекции склонностей и тенденций к макиавеллизму.

2. Постановка проблемы и цели исследования

Сегодня, когда фактически любая информация находится в свободном доступе, средства и способы манипуляции подробно, пошагово, прозрачно изложены на многих интернет-ресурсах, в книгах и фильмах. Так, Л. И. Рюмшина в своей монографии пишет о тех изощренных способах, которыми пользуются сегодняшние студенты [12]. Для тех, кто ищет «надежные», всегда «работающие», эффективное способы управления людьми, а также механизмы успешного достижения желаемого, даже если они не вполне этичны и гуманны, это не составит труда.

Принимая во внимание крупномасштабный практический и научный интерес к проблеме макиавеллизма как следствия повсеместного распространения манипулятивных тактик в современном мире, необходимо отметить, что в большинстве исследований, посвященных изучению феномена макиавеллизма, не учитывается социальный пол субъекта, то есть его гендерная идентичность. По нашему мнению, переменная типа гендерной идентичности может раскрыть новые возможности в психологической коррекции манипулятив-ного поведения.

Способы, которые макиавеллисты используют в процессе взаимодействия с людьми, нельзя назвать социально приемлемым, этичными. Одним из важных приемов совладания с манипуляциями макиавеллистов является демонстрация окружающим и самим макиавеллистам, что их манипулятивные стратегии разгаданы и раскрыты. Таким образом, необходимо своевременное распознавание тенденции личности к макиавеллизму, а также тех личностных особенностей, которые сопутствуют ей.

Целью нашего исследования был анализ особенностей тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов в гендерном аспекте.

Нашими респондентами стали студенты петербургских вузов разных направлений подготовки в количестве 80 человек, из которых 40 юношей и 40 девушек. Предмет исследования: особенности тенденции к макиавеллизму и ригидности у студентов в гендерном аспекте. Гипотеза: студенты с высоким уровнем макиавеллизма характеризуются более высоким уровнем ригидности,

а также для них более характерен маскулинный тип тендерной самоидентификации.

3. Методология

Для выявления особенностей тенденции к макиавеллизму мы использовали методику измерения макиавеллизма личности Р. Кристи и Ф. Гейз в апробации В. В. Знакова, тендерную самоидентификацию мы исследовали при помощи «Полоро-левого опросника» С. Бэм, а также для выявления психической ригидности студентов «Томский опросник ригидности» Г. В. Залевского.

Полученные нами данные были обработаны в пакетах Exсel и SPSS.

4. Результаты исследования

Использование Мак-шкалы продемонстрировало нам, что уровень макиавеллизма студентов, исследуемых нами, находится на среднем уровне (М = 80,9). При этом сравнение средних показателей уровня макиавеллизма у юношей и девушек показал соотношение: М = 86,43 - для юношей и М = 75,20 - для девушек. Использование критерия Стьюдента выявило значимость различия на уровне р < 0,05.

Распределение высокого уровня макиавеллизма в выборке также показывает, что юноши превосходят девушек по этому показателю: количество юношей с высоким уровнем составило 48 %, а девушек - 33 %. Рассмотрим анализ распределения среднего уровня макиавеллизма: средний уровень в большей степени характерен для девушек: в женской выборке частота встречаемости составила 50 %, в то время как в мужской - 42 %. То же самое относится и к распределению низкого уровня макиавеллизма, его показатель в женской выборке оказался равным 18 %, а в мужской - 10 %. Возможно, факт низкого уровня макиавеллизма в женской выборке связан с меньшей в целом ассертивностью девушек и отсутствием желания говорить о себе в экстремальных измерениях, тем более когда речь идет о социально нежелательном. Однако полученные данные мы соотнесли с результатами зарубежных и отечественных исследованийи оказалось, что это закономерность. Так, в работе А. О. Руслиной было выявлено, что в мужской группе макиавеллизм в среднем выше, чем в женской [8]. В исследовании, проведенном В. В. Знаковым, в структуре личности женщин макиавел-листские установки и умения выражены меньше, чем у мужчин. Об этом же говорят результаты исследования Т. В. Бендас и А. Б. Шипуля: они

обнаружили полоролевые различия, заключающиеся в большей склонности к манипуляциям у юношей. При этом отмечается, что подобная связь прослеживается с детства, когда мальчики делают больше попыток доминировать над сверстниками и взрослыми [11; 6; 1].

Таким образом, согласно нашим результатам, макиавеллизм как стратегия поведения более присуща юношам, чем девушкам, что прежде всего можно интерпретировать с точки зрения традиционных представлений о полоролевых стереотипах современного общества. Исходя из положения о том, что для мужчин в обществе более характерны открытая борьба за власть с использованием методов насилия и угрозы при игнорировании интересов соперника, а для женщин -методы взаимодействия, включающие переговоры, поиски компромисса и т. д., т. е. ориентированные на поддержание отношений и учета мнения партнера, становится ясно, что макиавеллист-ские методы взаимодействия более характерны для мужчин.

В этой связи следующим этапом нашего исследования было решено рассмотреть не только разделение респондентов по половому признаку, но и по их гендерной идентичности. Анализ результатов испытуемых по гендерному признаку, на основании показателей по методике С. Бэм, показал, что преобладающим типом социально-психологического полана данной выборке является андрогинный тип (57 человек, 27 девушек и 30 юношей). Мы предполагаем, что такие результаты не являются специфической чертой исследованной группы, а обусловлены всеобщей ярко выраженной в последнее время тенденцией к смешению гендерных ролей.

Об этом говорят схожие результаты многочисленных исследований, в которых андрогин-ный тип также преобладал над остальными. К примеру, в исследовании Т. М. Харламовой был проведен сравнительный анализ гендерных моделей студентов вуза, где во всех направлениях исследования выявлено доминирование андро-гинного типа. В исследовании Р. К. Карнеева и С. В. Мерзляковой, направленном на изучение маскулинности-фемининности как факторов развития ценностей семьи современной молодежи, из 223 респондентов 161 человек (72,2 %) оказались андрогинного типа гендерной идентичности. При изучении гендерных особенностей агрессивности студентов вуза И. В. Борисовой

и В. И. Бирякиной было выявлено, что у 52 % девушек и 88 % юношей андрогинные характеристики преобладают над фемининными и маскулинными [14; 9; 2].

Поэтому у нас есть основания полагать, что для сегодняшней молодежи характерна интеграция маскулинных и фемининных черт социально-психологического пола. Также можно предположить, что такой высокий процент андрогинного типа нашей выборки обусловлен современными тенденциями возрастной психологии, где прослеживается увеличение границ подросткового возраста, и студенты - респонденты нашего исследования - могут быть вполне отнесены к подросткам. В подростковом же возрасте, как свидетельствуют многие ученые, андрогиния является характерной чертой.

При анализе результатов по методике «Томский опросник ригидности» Г. В. Залевского мы выяснили, что психическую ригидность студентов можно охарактеризовать как умеренную. Вместе с тем по шкале «симптомокомплекс ригидности», показатели соответствуют высокому уровню. Это свидетельствует о том, что в целом, студенты склонны к ригидным формам поведения. Для них характерен медленный темп деятельности, инертность, трудность переключения и коррекции программы поведения в связи с объективной необходимостью ситуации. Вся выборка испытуемых показала низкие результаты по шкале реальности и шкале лжи, поэтому мы можем говорить о достоверности результатов исследования.

Исследование связей показателей тенденции к макиавеллизму и шкалами методики «Психическая ригидность» при помощи корреляционного анализа не выявило значимых различий. Однако нами была обнаружена обратная корреляционная связь между уровнем макиавеллизма и маскулинностью (г = -0,343, при р < 0,01).

Кроме того, феминность у испытуемых оказалась обратно связана с актуальной ригидностью (г = -0,285, при р < 0,01), установочной ригидностью (г = -0,383, при р < 0,01) и преморбидной ригидностью (г = -0,307, при р < 0,01). Стоит отметить, что высокие показатели по шкале премор-бидной ригидности в целом по всей выборке свидетельствуют о том, что испытуемые тяжело переносят ситуации перемен, новых обстоятельств, таким образом, студенты с преобладанием фе-минных характеристик, обследованные нами

имеют низкие показатели по этому показателю. Это вполне совпадает с описанием феминного типа, который является более гибким и в установках, и в поведении.

Далее был проведен корреляционный анализ результатов между показателями макиавеллизма, психической ригидности и гендерной самоидентификации отдельно в группе девушек и юношей. В женской выборке значимых связей обнаружено не было. При изучении корреляционных связей по вышеуказанным показателям в мужской выборке нами были выявлены следующие связи. У юношей, так же как и при проведении корреляционного анализа на всей выборке, уровень макиавеллизма оказался обратно связан с маскулинностью (г = -0,385, при p < 0,01) и прямо - с сензитивной ригидностью (г = 0,370, при p < 0,01).

Связь макиавеллизма с сензитивной ригидностью также была выявлена О. В. Каракуловой, результаты исследования которой позволили соотнести характеристики макиавеллизма с чертами «ригидного типа личности» [8].

Учитывая то, что шкала сензитивной ригидности определяет ее эмоциональный компонент, можно утверждать, что юноши с высоким уровнем макиавеллизма при взаимодействии с людьми демонстрируют негибкое поведение, сопровождающееся стереотипными формами яркого аффективного реагирования на эмоции и чувства партнеров по общению. Полученные результаты свидетельствуют о том, что люди, склонные к макиавеллизму, испытывают затруднения в анализе новой для них ситуации и принятии новых людей, им проще взаимодействовать в тех ситуациях, которые уже изучены и легко эффективны для них, а также с теми, кого уже «просчитали». Макеавеллисты не склонны считать необходимым изменять себя, свои привычки и способы поведения. Таким образом, этим результатом мы подтверждаем предположение о том, что людям с высокой тенденцией к макиавеллизму очень сложно изменить свою систему мировоззрения, а отсюда и поведение.

Также в нашем исследовании были получены статистически значимые различия по показателю маскулинности макиавеллистов разного уровня. Согласно полученным результатам, маскулинность более характерна макиавеллистам низкого уровня (М = 0,64, при p < 0,014) и менее - макиавеллистам высокого уровня (М = 0,40, при p < 0,014), что подтверждает результаты корреляционного

анализа, который обнаружил отрицательную взаимосвязь макиавеллизма и маскулинности.

Такой результат расходится с результатами других исследований. Д. Б. Катунин и Л. В. Куликов в своей работе доказали, что именно выраженная маскулинность мужчин и женщин наиболее тесно связана со склонностью к манипулятивно-му поведению. Более того, при изучении зависимости выраженности гендерной идентичности от уровня макиавеллизма ими было выявлено, что существует обратная зависимость уровня макиавеллизма от силы выраженности фемининно-сти и прямая - от маскулинности [10].

Однофакторный дисперсионный анализ, проведенный нами для сравнения показателя уровня макиавеллизма студентов разного гендера, выявил, что студенты с андрогинным типом гендерной самоидентификации более склонны к макиавеллизму, чем студенты с маскулинным и фемининным типом (М = 74, 28, p < 0,084). Тем самым мы обнаружили схожие результаты с А. А. Сергеевым, у которого получены следующие данные: наибольшую склонность к манипулятивному поведению имеют респонденты мужского пола с гендерной самоидентификацией андрогирован-ного типа, наименьшей склонностью к манипу-лятивному поведению (макиавеллизму) обладают респонденты женского пола с гендерной самоидентификацией фемининостного типа. В результате в его работе показано, что респонденты с преобладанием андрогинности имеют наибольшее среднее значение по шкале «макиавеллизм» [13].

При разделении выборки испытуемых по показателю гендерной самоидентификации на три группы и проведении корреляционного анализа между уровнем макиавеллизма и психической ригидностью были получены следующие результаты. Анализ корреляционных связей результатов испытуемых с фемининным типом выявил прямые связи макиавеллизма со шкалами «ригидность как состояние» (г = 0,670, при р < 0,05) и «установочная ригидность» (г = 0,687, при р < 0,05). «Фемининные макиавеллисты» обладают ярко выраженной установкой на неприятие нового и необходимости изменений в поведении, мнении, отношении, мотивах и т. д.

В результате корреляционного анализа результатов испытуемых маскулинного типа были обнаружены прямые связи макиавеллизма с актуальной и установочной ригидностью, коэффициенты корреляции оказались равны 0,540 и 0,561

соответственно, при p < 0,05. То есть маскулинные макиавеллисты характеризуются сильной неспособностью измениться под влиянием требований ситуации, причиной чего является убеждение в правильности собственных действий, установок, поведения и так далее.

Макиавеллизм в группе испытуемых андро-гинного типа оказался связан с симптомоком-плексом ригидности (г = 0,570, при p < 0,05) и «установочной ригидностью» (г = 0,532, при p < 0,05). Для андрогинных макиавеллистов характерна склонность к ригидному и стереотипному поведению, к которым относятся установки, стереотипии, персеверации, педантизм. При этом ригидность андрогинных макиавеллистов зафиксирована на уровне прочной установки. Для них более характерна опора на предыдущий опыт при обработке новой информации, а также излишни ригидные установки препятствуют рефлексии нового опыта.

Однофакторный дисперсионный анализ, проведенный для сравнения показателей психической ригидности и гендерной самоидентификации макиавеллистов разного уровня, выявил следующее. Сензитивная ригидность (М = 38,84, при p < 0,034) и установочная ригидность оказались выше у макиавеллистов высокого уровня (М = 33,69, при p < 0,015). Более того, результаты макиавеллистов высокого уровня по шкале «симптомокомплекс ригидности», которая отражает широкий спектр фиксированных форм поведения, также оказались выше, чем у макиавеллистов среднего и низкого уровня (М = 127,53, при p < 0,044). Таким образом, мы заключаем, что макиавеллисты высокого уровня характеризуются более высокой ригидностью. Учитывая то, что у макиавеллистов тактики взаимодействия с людьми жестко связаны с убеждением о неоспоримой эффективности и универсальности мани-пулятивного поведения, которому они редко изменяют, можно считать, что именно это является причиной наличия у них высокой ригидности и склонности к фиксированным формам поведения. Вместе с тем, наличие высокой ригидности в прямой связи с макиавеллизмом дает основание предполагать, что таким людям очень сложно изменить способы своего поведения. Поскольку же их поведение трудно назвать социально приемлемым, то своевременное распознавание тенденции к макиавеллизму даст возможность продемонстрировать окружающим, что манипулятивные

приемы разгаданы и раскрыты. А это в свою очередь один из эффективнейших приемов не только не поддаться влиянию макиавеллиста, но и в определенном роде остановить его. Это становится особенно актуальным, если учитывать данные, полученные в исследовании С. В. Быкова (2014 г.), где экспериментально было доказано, что макиавеллисты могут мало заботиться о поддержании высоких этических стандартов, если они не соответствуют их интересам. Результаты его исследований свидетельствует об обратно убывающей связи уровня макиавеллизма личности студента и его социальных установок по отношению к нормам морали. Чем ниже уровень макиавеллизма личности, тем ниже уровень негативных установок к моральным нормам [3].

Таким образом, макиавеллистам высокого уровня присущ баланс между исконно мужскими и женскими качествами. Кроме того, можно сделать вывод и том, что поскольку в исследуемой группе мы обнаружили явное преобладание лиц с андрогинным типом гендерной самоидентификации, то и соответственно количество макиавеллистов становится больше.

5. Заключение

Исследованием макиавеллизма как совокупности личностных характеристик занималось множество ученых, как отечественных, так и зарубежных. Среди них Р. Кристи и Ф. Гейз - создатели МАК-шкалы, В. В. Знаков - апробировавший МАК-шкалу Кристи и Гейз, Е. Л. Доценко, С. В. Быков, А. В. Некрасова, Б. Г. Мещерякова, М. Эймс и Э. Х. Кидд и многие другие, оставившие заметный след в истории развития и изучения этого интереснейшего феномена.

Для решения задач, поставленных в нашем исследовании на тему «Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов» были подобраны методики, позволяющие выявить уровень макиавеллизма, особенности психической ригидности и гендер-ной самоидентификации.

Выявленные общие особенности продемонстрировали, что уровень макиавеллизма студентов находится на среднем и высоком уровне, средние значения уровня макиавеллизма юношей больше, чем девушек. Доминирующий тип гендер-ной самоидентификации студентов - андрогинный. При этом студенты с андрогинным типом гендер-ной самоидентификации характеризуются высоким уровнем макиавеллизма. Студенты с высоким

уровнем макиавеллизма характеризуются высоким уровнем ригидности.

Полученные в исследовании различия продемонстрировали некоторые особенности психической ригидности и гендерной самоидентификации студентов с разным уровнем макиавеллизма.

Выдвинутые нами гипотезы были частично подтверждены.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило нам сформулировать рекомендации психологам и преподавателям, работающим со студентами.

1. Рекомендуем проводить диагностику уровня макиавеллизма личности студентов не только с целью выявления непосредственно склонности и тенденции к нему, но и с точки зрения осознания респондентами таковой личностной черты.

2. Проводить учебно-воспитательные мероприятия, обосновывающие негативные последствия манипуляций, как для объектов манипуляции, так и для самих манипуляторов.

3. Проводить учебно-воспитательные мероприятия с целью повышения кругозора в области психологии взаимодействия, взаимоотношений студентов и преподавателей.

4. Желательно проводить мероприятия с целью выявления и коррекции ригидности студентов и развития гибкого типа мышления;

5. Необходимо учитывать тенденцию к андрогинии современных молодых людей при создании программы психологического сопровождения студентов вуза.

Полученные результаты дают возможность более эффективно строить процессы обучения и общения со студентами, с учетом их гендерной идентичности, предрасположенности к макиавеллизму.

Литература

1. Бендас Т. В., Шипуля А. Б. Макиавеллизм и способы манипулирования студентов разной профессиональной подготовки: гендерный аспект // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. Т. 5. № 1 (14). 2016. С. 144-146.

2. Борисова И. В., Бирякина В. И. Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек // КПЖ. 2016. № 1 (114).

3. Быков С. В. Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. № 1 (15). С. 81-89.

4. Грибкова О. В. Взаимосвязи выраженности макиавеллизма и социального интереса с различными видами агрессии студентов гуманитарных специальностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. № 1. 2013. С. 107-115.

5. Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. 273 с.

6. Знаков B. B. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. № 6. 2006. С. 45-54.

7. Знаков В. В. Психология понимания. М.: Институт психологии РАН, 2005. 281 с.

8. Каракулова О. В. Склонность к манипулированию окружающими людьми в юношеском возрасте в контексте проблемы формирования «Ригидного типа личности» // Вестник Томского гос. ун-та. № 320. 2009. С. 183-186.

9. Карнеев Р. К., Мерзлякова С. В. Маскулинность-феми-нинность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи // Вестник Брянского государственного университета. № 1. 2011. С. 215-220.

10. Катунин Д. Б., Куликов Л. В. Макиавеллизм как психологическая проблема: история вопроса // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. № 2.

2006. С. 68-79.

11. Руслина А. О. Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения // Вестник КГУ им Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология. № 4. 2007. С. 124-130.

12. Рюмшина Л. И. Игры и манипуляции в межличностном общении: играть или не играть?: монография. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 74 с.

13. Сергеев А. А. Влияние половозрастных, гендерных и профессиональных различий на предрасположенность к ма-нипулятивному воздействию // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 4. 2013. С. 383-386.

14. Харламова Т. М. Гендерные модели личной идентичности, отношения к противоположному полу и семейного взаимодействия юношей и девушек (студентов вуза) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. № 1. 2014. С. 34-46.

15. Шибаева Г. Е., Тарасова Ю. И. Макиавеллизм как фактор социальной успешности личности // Культура и образование. № 2. 2014. С. 214-218.

16. Austin E., Farrelly D., Black C., Moore H. Emotional intelligence, Machiavellianism and emotional manipulation: Does EI have a dark side? // Personality & Individual Differences. № 43 (1).

2007. P. 179-189.

17. Bonner H. Psychologic of personality. New York: Ronald. 1961. 534 p.

18. Christie, R., Geis F. L. Studies in Machiavellianism. New York: Academic Press, 1970.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Goldstein K. Concerning rigidity // Character and personality. 1943. Vol. II. 226 p.

20. Jones D. N., Paulhus D. L. Machiavellianism // Handbook of Indi-vidual Differences in Social Behavior / Leary M. R., Hoyle R. H. New York: Guilford, 2009. P. 93-108.

21. Paulhus D., Williams K. The Dark-Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism and psychopathy // Journal of Research in Personality. № 36. 2002. P. 556-563.

References

1. Bendas T. V., Shipulya A. B. Makiavellizm i sposoby manip-ulirovaniya studentov raznoi professional'noi podgotovki: gen-dernyi aspekt [Machiavellianism and the ways of manipulating

students of different professional training: gender aspect]. Azimut nauchnykh issledovanii: Pedagogika i psikhologiya = Azimuth of scientific research: Pedagogy and psychology, vol. 5, no. 1 (14), 2016, pp. 144-146. (In Russ.)

2. Borisova I. V., Biryakina V. I. Gendernye osobennosti agressivnosti yunoshei i devushek [Gender characteristics of aggressiveness of boys and girls]. KPZh, 2016, no. 1 (114). (In Russ.)

3. Bykov S. V. Vzaimosvyaz' sotsial'nykh ustanovok u studentov s urovnem makiavellizma lichnosti [Interrelation of social attitudes among students with the level of Machiavellian personality]. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of Samara Academy for the Humanities. Chapter "Psychology", 2014, no. 1 (15), pp. 81-89. (In Russ.)

4. Gribkova O. V. Vzaimosvyazi vyrazhennosti makiavellizma i sotsial'nogo interesa s razlichnymi vidami agressii studentov gumanitarnykh spetsial'nostei [Relationship between the manifestation of Machiavellianism and social interest with various types of aggression of students of humanitarian specialties]. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of Samara Academy for the Humanities. Chapter "Psychology", no. 1, 2013, pp. 107-115. (In Russ.)

5. Zalevskii G. V. Psikhicheskaya rigidnost' v norme i patologii [Mental stiffness in norm and pathology]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 1993, 273 p. (In Russ.)

6. Znakov B. B. Makiavellizm, manipulyativnoe povedenie i vzaimoponimanie v mezhlichnostnom obshchenii [Machiavellianism, manipulative behavior and mutual understanding in interpersonal communication]. Voprosy psikhologii = Questions of psychology, no. 6, 2006, pp. 45-54. (In Russ.)

7. Znakov V. V. Psikhologiya ponimaniya [Psychology of Understanding]. Moskow: Institut psikhologii RAN, 2005, 281 p. (In Russ.)

8. Karakulova O. V. Sklonnost' k manipulirovaniyu okru-zhayushchimi lyud'mi v yunosheskom vozraste v kontekste problemy formirovaniya «Rigidnogo tipa lichnosti» [Propensity to manipulate surrounding people in adolescence in the context of the problem of the formation of the "Rigid type of personality"]. Vestnik Tomskogo gos. un-ta = Tomsk State University Journal, no. 320, 2009, pp. 183-186. (In Russ.)

9. Karneev R. K., Merzlyakova S. V. Maskulinnost'-femi-ninnost' lichnosti kak faktor razvitiya tsennosti sem'i sovremen-noi molodezhi [Masculinity-femininity of the person as a factor of development of the value of the family of modern youth]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bryansk State University Herald, no. 1, 2011, pp. 215-220. (In Russ.)

10. Katunin D. B., Kulikov L. V. Makiavellizm kak psikho-logicheskaya problema: istoriya voprosa [Machiavellianism as a psychological problem: issue background]. Vestnik SPbGU. Seriya 6. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya = Vestnik of Saint Petersburg University. Political science. International relations, no. 2, 2006, pp. 68-79. (In Russ.)

11. Ruslina A. O. Makiavellizm lichnosti i ponimanie ma-nipulyativnogo povedeniya [Machiavellianism of the person and understanding of manipulative behavior]. Vestnik KGU im N. A. Nekrasova. Seriya Pedagogika, psikhologiya = Vestnik of Kostroma State University. Chapter: Pedagogy. Psychology, no. 4, 2007, pp. 124-130. (In Russ.)

12. Ryumshina L. I. Igry i manipulyatsii v mezhlichnost-nom obshchenii: igrat' ili ne igrat'?: monografiya [Games and

manipulations in interpersonal communication: to play or not to play?]. Moskow; Berlin: Direkt-Media, 2015, 74 p. (In Russ.)

13. Sergeev A. A. Vliyanie polovozrastnykh, gendernykh i pro-fessional'nykh razlichii na predraspolozhennost' k manipulyativno-mu vozdeistviyu [Influence of gender, gender and professional differences on the predisposition to manipulative influence]. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki = Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 4, 2013, pp. 383-386. (In Russ.)

14. Kharlamova T. M. Gendernye modeli lichnoi identichnosti, otnosheniya k protivopolozhnomu polu i semeinogo vzaimodeist-viya yunoshei i devushek (studentov vuza) [Gender models of personal identity, relations to the opposite sex and family interaction of young men and girls (university students)]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Pedagogy Psychology, no. 1, 2014, pp. 34-46. (In Russ.)

15. Shibaeva G. E., Tarasova Yu. I. Makiavellizm kak faktor sotsial'noi uspeshnosti lichnosti [Machiavellianism as a factor

of social success of the individual]. Kul'tura i obrazovanie = Culture and education, no. 2, 2014, pp. 214-218. (In Russ.)

16. Austin E., Farrelly D., Black C., Moore H. Emotional intelligence, Machiavellianism and emotional manipulation: Does EI have a dark side? Personality & Individual Differences, no. 43 (1), 2007, pp. 179-189.

17. Bonner H. Psychologic of personality. New York: Ronald, 1961, 534 p.

18. Christie R., Geis F. L. Studies in Machiavellianism. New York: Academic Press, 1970.

19. Goldstein K. Concerning rigidity. Character and personality, 1943, vol. II, 226 p.

20. Jones D. N., Paulhus D. L. Machiavellianism. Handbook of Individual Differences in Social Behavior, Leary M. R., Hoyle R. H. New York: Guilford, 2009, pp. 93-108.

21. Paulhus D., Williams K. The Dark-Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism and psychopathy. Journal of Research in Personality, no. 36, 2002, pp. 556-563.

Статья поступила в редакцию 17.04.2018 г.

Submitted 17.04.2018.

Для цитирования: Слотина Т. В., Недошивина Ю. С. Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 100-108. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-100-108

Citation for an article: Slotina T. V., Nedoshivina J. S. Student's gender features of tendecy to machiavellianism and rigidity. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 100-108. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-100-108

Слотина Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

vladislava-97@mail. ru

Недошивина Юлия Сергеевна, магистрант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, j. nedoshivina@gmail. com

Tat'yana V. Slotina, Ph. D. (Psychology), associate professor, Herzen University, St. Petersburg, [email protected]

Yuliya S. Nedoshivina, master student, Herzen University, St. Petersburg,

j. nedoshivina@gmail com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.