Научная статья на тему 'Поведенческие и гендерные особенности студентов технических специальностей с разным уровнем макиавеллизма'

Поведенческие и гендерные особенности студентов технических специальностей с разным уровнем макиавеллизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна, Кононова Ольга Борисовна

Статья посвящена исследованию психологических особенностей общения и взаимодействия студентов. Цель анализ поведенческих и гендерных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма. Гипотеза студентам с высоким уровнем макиавеллизма свойственны доминирование, физическая и вербальная агрессия, маскулинный тип гендерной идентификации. Использованы методика К. Томаса, вопросник маскулинности-фемининности Сандры Бем, Опросник Л.Г. Почебут, МАК-шкала Р. Кристи, Ф. Гейз. Установлено, что у студентов с высоким уровнем макиавеллизма преобладающей стратегией поведения является «Соперничество», стилем агрессивного поведения «Эмоциональная агрессия». Тенденция к макиавеллизму имеет половую обусловленность. Высокий уровень макиавеллизма тесно связан с агрессивностью личности, при этом, в женской группе не связан с аутоагрессией. Среди юношей «макиавеллистов» больше, при этом, у девушек с высоким уровнем макиавеллизма агрессивность выше, чем у юношей с высоким уровнем макиавеллизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна, Кононова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavioural and gender peculiarities of students of technical specialties with different levels of Machiavellianism

The article is devoted to a research of students' communication and interaction psychological features. The analysis of behavioural and gender features of students with the different level of Machiavellianism is the purpose. Whereas what is a hypothesis, is the fact that domination, physical and verbal aggression, masculine type of gender identification are peculiar to students with the high level of Machiavellianism. The technique ofKenneth W. Thomas, Sandra Ruth Lipsitz Bem’s Sex Role Inventory, Lyudmila Pochebut's questionnaire, Machiavellianism Test, MACH-IV Richard Christie, Florence L. Geis are used. It is established that "Rivalry" is the prevailing behavioural strategy in students with the high level of Machiavellianism whereas "Emotional aggression", the aggressive behaviour style. Machiavellianism tends to be gender-preconditioned. High level of Machiavellianism is closely connected with personal aggression; at that, in female group, it is not connected with auto-aggression. There are more "Machiavelli's supporters" among young males; at that, aggression of girls with the high level of Machiavellianism exceeds the said in the corresponding young men.

Текст научной работы на тему «Поведенческие и гендерные особенности студентов технических специальностей с разным уровнем макиавеллизма»

УДК 159.9:316.6

Слотина Татьяна Викторовна

кандидат психологических наук Российский государственный педагогический университет им. Гзрцена, г. Санкт-Петербург

Кононова Ольга Борисовна

кандидат психологических наук Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

vladislava-97@mail.ru, mongust83@inbox.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА

Статья посвящена исследованию психологических особенностей общения и взаимодействия студентов. Цель -анализ поведенческих и гендерных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма. Гипотеза - студентам с высоким уровнем макиавеллизма свойственны доминирование, физическая и вербальная агрессия, маскулинный тип гендерной идентификации. Использованы методика К. Томаса, вопросник маскулинности-фемининности Сандры Бем, Опросник Л.Г. Почебут, МАК-шкала Р. Кристи, Ф. Гейз. Установлено, что у студентов с высоким уровнем макиавеллизма преобладающей стратегией поведения является «Соперничество», стилем агрессивного поведения - «Эмоциональная агрессия». Тенденция к макиавеллизму имеет половую обусловленность. Высокий уровень макиавеллизма тесно связан с агрессивностью личности, при этом, в женской группе не связан с аутоагрессией. Среди юношей «макиавеллистов» больше, при этом, у девушек с высоким уровнем макиавеллизма агрессивность выше, чем у юношей с высоким уровнем макиавеллизма.

Ключевые слова: макиавеллизм, манипуляция, студенчество, агрессивное поведение, стратегии поведения в конфликте, гендер.

Обучение в вузе - это не только профессиональное становление, но и период активного зрелого личностного взаимодействия с новыми людьми. Процесс получения высшего образования напрямую связан с фактом проверки знаний, что является стрессовым событием как со стороны студентов, так и преподавателей. Эта ситуация обнаруживает не только имеющиеся психологические защиты и копинг стратегии, но и эффективные стили взаимодействия применительно к данным обстоятельствам. Под эффективным стилем мы понимаем тот, который в данный момент и в данной ситуации даёт возможность максимально достигнуть своей цели, и это отнюдь не всегда предполагает нравственность и этичность способов достижения. Стили взаимодействия, используемые студентами, могут быть временными, достаточно осознанными и при этом не гуманными. Один из таких стилей - ма-нипулятивный, который включает в свой арсенал ложь, обман, лесть, запугивание, шантаж и ряд других низконравственных средств достижения своей цели. Например, Л.И. Рюмшина, основываясь на своих исследованиях, описывает в своей монографии те изощренные способы, которыми пользуются сегодняшние студенты [4].

Возникает противоречие межу существованием манипуляции как стиля взаимодействия преподавателей и студентов в ситуациях проверки знаний и не этичностью, негуманностью такого взаимодействия.

В категориальном аппарате психологической науки наряду с понятием «манипуляция» существует понятие «макиавеллизма». В современной психологии термин «макиавеллизм» очень неоднозначен и имеет разные трактовки. В нашей рабо-

те мы полагаем, что это личностная особенность, предполагающая склонность осознанно манипулировать людьми. В отечественной психологии данной проблеме в той или иной степени посвящены труды таких ученых как В.В. Знаков, Е.Л. До-ценко, С. Л. Братченко, Г.В. Грачев, И.К. Мельник, Б. И. Катунин и др.

На наш взгляд интересен возрастной аспект исследования макиавеллизма личности, а именно студенческий период. Осознанное манипулирование становится характерной особенностью действий со стороны определенных студентов. Именно в этом случае, манипулирование оказывается тесно связанным с понятием макиавеллизма. В последние годы в отечественной науке возросло количество научно-исследовательских работ, посвященных разным аспектам манипуляции и макиавеллизма у студентов (О.В. Быков, С.В. Грибкова, О.В. Караулова, Л.Ю. Рюмшина, С.А. Сергеев).

Одним из важных приемов совладания с манипуляциями макиавеллистов является демонстрация окружающим и самим макиавеллистам, что они разгаданы и раскрыты. Мы полагаем, что знание поведенческих особенностей студентов с высоким уровнем макиавеллизма является одним из условий своевременного распознавания тенденции личности к макиавеллизму. Основываясь на исследованиях М.С. Егоровой [3], мы полагаем, что в качестве таковых особенностей можно назвать агрессивное и конфликтное поведение. Отдельные виды стратегий поведения в конфликте и виды агрессивного поведения будут характерны для макиавеллистов.

Принимая во внимание актуальность проблемы макиавеллизма, как следствия повсеместного распространения манипулятивных тактик в совре-

© Слотина Т.В., Кононова О.Б., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

113

менном мире, в работах Т.В. Бендас учитывается социальный пол субъекта, то есть его тендерная идентичность. Ею получен ряд интересных закономерностей. Исследование А.А. Сергеева (2010 г.) посвящено влиянию половозрастных, тендерных и профессиональных различий на предрасположенность к манипулятивному воздействию [5].

Таким образом, комплексное исследование поведенческих особенностей, типа гендерной идентичности студентов с разным уровнем макиавеллизма поможет выстроить эффективную программу их психологического сопровождения с целью выявления и коррекции склонностей и тенденции к макиавеллизму, а значит сделать образовательный процесс более безопасным и качественным. Поскольку основной жертвой манипуляций в результате становятся сами манипуляторы, проявляя не только негибкость, стереотипность в своем поведении, но и останавливающимися в личностном развитии.

Целью исследования, проведенного в 2017 году А.С. Халявой под нашим руководством стало изучение поведенческих и гендерных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма. Объектом исследования выступили студенты железнодорожного вуза в количестве 60 человек.

Мы предположили, что студентам с высоким уровнем макиавеллизма будут свойственны доминирование, физическая и вербальная агрессия, а также маскулинный тип гендерной идентификации.

В исследовании использовались: методика К. Томаса на определение стратегий поведения в конфликте, вопросник маскулинности-феминин-ности Сандры Бем, тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-шкала) Р. Кристи, Ф. Гейз.

Исследование стратегий поведения в конфликте позволило нам выявить интересный факт: в целом, по всей выборке наиболее предпочитаемой стратегией поведения является «Компромисс», в то время как наименее предпочитаемой стратегией является «Соперничество». Возможно, это связано со спецификой выборки, а также с общими тенденциями социального положения в обществе студенчества. Стремление к взаимным уступкам может отражать переходный период в жизни ребят, которые только ищут себя в профессии, при этом вынуждены на данном этапе, прежде всего, приспосабливаться в окружающей действительности.

В целом по выборке основным стилем агрессивного поведения является «Вербальный». Для юношей также характерна физическая агрессия, что может быть связано с половыми особенностями. В женской группе самой распространенной является самоагрессия. Поскольку данный стиль предполагает отсутствие или ослабление механизмов психологической защиты, чувство незащищенно-

сти в агрессивной среде, то это может быть связано с тем, что девушки более чувствительны, эмоциональны, и более подвержены внешнему давлению. Как пишет Т.В. Бендас: «...девушки больше юношей разбираются в переплетениях сферы эмоциональных отношений, вследствие чего больше времени уделяют рефлексии поступков и чувств» [1].

Большинство студентов, исследуемых нами, продемонстрировали высокий уровень макиавеллизма, склонность к осознанному манипулированию. Важно отметить, что высокий показатель макиавеллизма в большей степени присущ юношам, что может говорить о потребности молодых людей в получении и достижении желаемого при помощи манипуляций и управления другими людьми. Среди девушек нашей выборки только половина имеет склонность к макиавеллизму. На основании этого, мы можем предположить, что тенденция к макиавеллизму имеет половую обусловленность.

При рассмотрении групп студентов с высоким и низким уровнем макиавеллизма, мы обнаружили, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма в конфликтных ситуациях чаще прибегают к стратегии поведения «Соперничество», преобладающим стилем агрессивного поведения в стрессовой ситуации является эмоциональная агрессия. Этой группе свойственна эмоциональная отчужденность при общении с другими людьми, что может сопровождаться подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к другим. Таким образом, действительно «макиавеллисты» более склонны к достижению своей цели, не внимая на отношения с людьми.

Важно отметить, что уровень агрессивности в группе с высокими показателями макиавеллизма выше на достоверном уровне значимости. Данный факт демонстрирует нам то, что одной из личностных особенностей макиавеллистов является агрессивность. Эти данные согласуются с результатами, полученными О.В. Грибковой [2].

Половые различия в тенденции к макиавеллизму заключаются в следующем: девушки с низким уровнем макиавеллизма склонны в конфликтной ситуации прибегать к стратегии «Компромисс» чаще, чем юноши. Это вполне согласуется с представлениями о поведенческих коррелятах макиавеллизма и с половыми различиями в выборе стратегий поведения. Интересно, что у девушек с высоким уровнем макиавеллизма агрессивность выше, чем у юношей с высоким уровнем макиавеллизма. Девушки склонны к предметному стилю агрессивного поведения в стрессовых ситуациях, они больше предпочитают срывать злость на окружающих предметах, чем юноши с высоким уровнем макиавеллизма. При низком уровне макиавеллизма наоборот уровень агрессивности преимущественно выше у юношей, чем у девушек

114

Вестник КГУ ^ 2018

и проявляется она (агрессивность) в склонности к физической агрессии.

Результаты в женской группе с высоким и низким уровнем макиавеллизма следующие. У ре-спонденток с высоким уровнем макиавеллизма результаты выше, чем у исследуемых с низким уровнем макиавеллизма по следующим видам агрессивного поведения: «Физическая», «Предметная» и «Эмоциональная» агрессия. У девушек с высоким уровнем макиавеллизма больше различий, как по стратегиям поведения в конфликте, так и по агрессивному поведению в стрессовых ситуациях. В целом, группу девушек с высоким уровнем макиавеллизма характеризует и более высокий уровень агрессивности, исключая «Самоагрессию». Данный результат подтверждает предположение о том, что высокий уровень макиавеллизма тесно связан с агрессивностью личности, но не связан с аутоагрессией, «макиавеллисты» не склонны винить себя и испытывать чувство самобичевания. На нашей выборке этот факт подтвержден в женской группе. На основании своих исследований Т. В. Бендас приходит к похожим выводам и более глубоким предположениям: «юноши меньше склонны чувствовать вину, а, следовательно, меньше подвержены манипуляциям» [1].

Таким образом, мы убеждаемся, что уровень макиавеллизма влияет на агрессивность в студенческом возрасте, но это влияние неоднозначно, так как связано с половыми характеристиками молодых людей.

Важным результатом нам показались данные, полученные при рассмотрении показателей в группе юношей с низким уровнем макиавеллизма. Им в большей степени присуща стратегия поведения в конфликте - «Сотрудничество», таким образом, они более внимательны к точке зрения оппонента и ориентированы на понимание противоположной позиции, чем юноши с высоким уровнем макиавеллизма. Этим мы частично подтверждаем нашу гипотезу о том, что низкий уровень макиавеллизма связан с более эффективной стратегией поведения. У юношей же с высоким уровнем макиавеллизма преобладают, такие стратегии поведения, как: «Соперничество» и «Компромисс».

Различий по уровню маскулинности выявлено не было, возможно, это связано с тем, что вся выборка значимо не различается по гендеру. Однако, анализ показателей низкого и высокого уровня макиавеллизма в группах девушек и юношей, показал, что при низком уровне макиавеллизма девушки оказываются менее маскулинными.

Одним из этапов нашего исследования был анализ связей между уровнем макиавеллизма и поведенческими особенностями. С помощью метода математической обработки данных корреляционного анализа по Пирсону нами были выявлены следующие связи. Уровень макиавеллизма поло-

жительно коррелирует с показателем «Соперничество» (г= 0,437, при р<0,001) и обратно со стратегией «Приспособление» (г= -0,635, при р<0,001). Из этого следует, что чем выше уровень макиавеллизма студентов, тем чаще их преобладающими качествами являются прямолинейность, доминантность, настойчивость и стремление в достижении и удовлетворении собственных целей и интересов в ущерб другому. Другими словами, чем выше уровень макиавеллизма, тем больше вероятность использования людьми стратегии поведения «Соперничество». Вторая связь говорит нам о том, что чем выше уровень макиавеллизма, тем реже студенты прибегают к принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого человека, тем реже они приспосабливаются. Подобные результаты были получены и при рассмотрении отдельно группы девушек, а вот в группе юношей выявлены связи между показателями уровня макиавеллизма с уровнем маскулинности, обратная корреляция найдена с уровнем предметной агрессии. У девушек же наоборот результаты по шкале «Предметная агрессия», прямо коррелируют с показателем макиавеллизма. Чем выше у девушек уровень макиавеллизма, тем чаще в их поведении, проявляется ориентация на победу, стремление добиваться желаемого, удовлетворить свои собственные интересы, принося при этом в ущерб интересы противоположного субъекта. Поскольку в целом по выборке девушки отличаются более низкими показателями макиавеллизма, можно предположить, что тем из них, которые чаще манипулируют, в большей степени, чем юношам характерны те черты, которые присущи макиавеллистам. Людям, с высоким уровнем макиавеллизма, по нашим данным, характерно следующее: прямолинейность, критичность по отношению к другим людям, настойчивость в достижении своих целей, невнимание к отношениям с людьми, доминантность, агрессивность, напористость, любовь к соревнованию, отсутствие чувства вины и аутоагрессии.

На основании проведенного эмпирического исследования, мы сформулировали следующие выводы:

Тенденция к макиавеллизму имеет половую обусловленность. Среди юношей нашей выборки «макиавеллистов» значимо больше, чем в женской группе выборки.

У студентов с высоким уровнем макиавеллизма преобладающей стратегией поведения в конфликте является «Соперничество», стилем агрессивного поведения «Эмоциональная агрессия».

Высокий уровень макиавеллизма тесно связан с агрессивностью личности, но не связан с аутоа-грессией, макиавеллисты не склонны винить себя и испытывать чувство самобичевания.

Сравнение студентов с высоким уровнем макиавеллизма по половому признаку показало: де-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

115

вушкам более характерна «Предметная агрессия», также у них больше различий, как по стратегиям поведения в конфликте, так и по агрессивному стилю поведению в стрессовых ситуациях. Это, объясняется, возможно, тем, что поведенческие потерны девушек более гибкие, они пользуются разными способами достижения своих целей. У девушек с высоким уровнем макиавеллизма агрессивность выше, чем у юношей с высоким уровнем макиавеллизма.

При сравнении девушек с высокими и низкими показателями макиавеллизма, мы выявили, что первая группа более агрессивна и ориентирована на «Соперничество».

Группу девушек с высоким уровнем макиавеллизма характеризует и более высокий уровень агрессивности, исключая «Самоагрессию».

В мужской группе с низким уровнем макиавеллизма в большей степени присуща стратегия поведения в конфликте - «Сотрудничество».

Людям, с высоким уровнем макиавеллизма, по нашим данным, характерно следующее: прямолинейность, критичность по отношению к другим людям, настойчивость в достижении своих целей, невнимание к отношениям с людьми, доминантность, агрессивность, напористость, любовь к соревнованию, отсутствие чувства вины и аутоагрессии.

Библиографический список

1. Бендас Т.В., Шипуля А.Б. Макиавеллизм и способы манипулирования студентов разной профессиональной подготовки: гендерный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 1 (14). - С. 144-146.

2. Грибкова О.В. Взаимосвязи выраженности макиавеллизма и социального интереса с различными видами агрессии студентов гуманитарных специальностей // Вестник Самарской гуманитар-

ной академии. Серия: Психология. - 2013. - № 1. -С. 107-115.

3. Егорова М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Серия 10: Дифференциальная психология. -2009. - № 1-2. - С. 65-80.

4. Рюмшина Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении: играть или не играть? - Берлин.: Изд-во Директ-Медиа, 2015. - 74 с.

5. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - Серия 1. - № 1. - С. 127138.

References

1. Bendas T.V, SHipulya A.B. Makiavellizm i sposoby manipulirovaniya studentov raznoj professional'noj podgotovki: gendernyj aspekt // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2016. - № 1 (14). - S. 144-146.

2. Gribkova O.V. Vzaimosvyazi vyrazhennosti makiavellizma i social'nogo interesa s razlichnymi vidami agressii studentov gumanitarnyh special'nostej // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya. - 2013. - № 1. -S. 107-115.

3. Egorova M.S. Makiavellizm v strukture lichnostnyh svojstv // Vestnik Perm. gos. ped. un-ta. Seriya 10: Differencial'naya psihologiya. - 2009. -№ 1-2. - S. 65-80.

4. Ryumshina L.I. Igry i manipulyacii v mezhlichnostnom obshchenii: igrat' ili ne igrat'? -Berlin.: Izd-vo Direkt-Media, 2015. - 74 s.

5. Sergeev R.V. Molodezh' i studenchestvo kak social'nye gruppy i ob»ekt sociologicheskogo analiza // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - Seriya 1. - № 1. - S. 127-138.

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.