УДК 159.9:316.6
Слотина Татьяна Викторовна
кандидат психологических наук Российский государственный педагогический университет им. Гзрцена, г. Санкт-Петербург
Кононова Ольга Борисовна
кандидат психологических наук Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
vladislava-97@mail.ru, mongust83@inbox.ru
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА
Статья посвящена исследованию психологических особенностей общения и взаимодействия студентов. Цель -анализ поведенческих и гендерных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма. Гипотеза - студентам с высоким уровнем макиавеллизма свойственны доминирование, физическая и вербальная агрессия, маскулинный тип гендерной идентификации. Использованы методика К. Томаса, вопросник маскулинности-фемининности Сандры Бем, Опросник Л.Г. Почебут, МАК-шкала Р. Кристи, Ф. Гейз. Установлено, что у студентов с высоким уровнем макиавеллизма преобладающей стратегией поведения является «Соперничество», стилем агрессивного поведения - «Эмоциональная агрессия». Тенденция к макиавеллизму имеет половую обусловленность. Высокий уровень макиавеллизма тесно связан с агрессивностью личности, при этом, в женской группе не связан с аутоагрессией. Среди юношей «макиавеллистов» больше, при этом, у девушек с высоким уровнем макиавеллизма агрессивность выше, чем у юношей с высоким уровнем макиавеллизма.
Ключевые слова: макиавеллизм, манипуляция, студенчество, агрессивное поведение, стратегии поведения в конфликте, гендер.
Обучение в вузе - это не только профессиональное становление, но и период активного зрелого личностного взаимодействия с новыми людьми. Процесс получения высшего образования напрямую связан с фактом проверки знаний, что является стрессовым событием как со стороны студентов, так и преподавателей. Эта ситуация обнаруживает не только имеющиеся психологические защиты и копинг стратегии, но и эффективные стили взаимодействия применительно к данным обстоятельствам. Под эффективным стилем мы понимаем тот, который в данный момент и в данной ситуации даёт возможность максимально достигнуть своей цели, и это отнюдь не всегда предполагает нравственность и этичность способов достижения. Стили взаимодействия, используемые студентами, могут быть временными, достаточно осознанными и при этом не гуманными. Один из таких стилей - ма-нипулятивный, который включает в свой арсенал ложь, обман, лесть, запугивание, шантаж и ряд других низконравственных средств достижения своей цели. Например, Л.И. Рюмшина, основываясь на своих исследованиях, описывает в своей монографии те изощренные способы, которыми пользуются сегодняшние студенты [4].
Возникает противоречие межу существованием манипуляции как стиля взаимодействия преподавателей и студентов в ситуациях проверки знаний и не этичностью, негуманностью такого взаимодействия.
В категориальном аппарате психологической науки наряду с понятием «манипуляция» существует понятие «макиавеллизма». В современной психологии термин «макиавеллизм» очень неоднозначен и имеет разные трактовки. В нашей рабо-
те мы полагаем, что это личностная особенность, предполагающая склонность осознанно манипулировать людьми. В отечественной психологии данной проблеме в той или иной степени посвящены труды таких ученых как В.В. Знаков, Е.Л. До-ценко, С. Л. Братченко, Г.В. Грачев, И.К. Мельник, Б. И. Катунин и др.
На наш взгляд интересен возрастной аспект исследования макиавеллизма личности, а именно студенческий период. Осознанное манипулирование становится характерной особенностью действий со стороны определенных студентов. Именно в этом случае, манипулирование оказывается тесно связанным с понятием макиавеллизма. В последние годы в отечественной науке возросло количество научно-исследовательских работ, посвященных разным аспектам манипуляции и макиавеллизма у студентов (О.В. Быков, С.В. Грибкова, О.В. Караулова, Л.Ю. Рюмшина, С.А. Сергеев).
Одним из важных приемов совладания с манипуляциями макиавеллистов является демонстрация окружающим и самим макиавеллистам, что они разгаданы и раскрыты. Мы полагаем, что знание поведенческих особенностей студентов с высоким уровнем макиавеллизма является одним из условий своевременного распознавания тенденции личности к макиавеллизму. Основываясь на исследованиях М.С. Егоровой [3], мы полагаем, что в качестве таковых особенностей можно назвать агрессивное и конфликтное поведение. Отдельные виды стратегий поведения в конфликте и виды агрессивного поведения будут характерны для макиавеллистов.
Принимая во внимание актуальность проблемы макиавеллизма, как следствия повсеместного распространения манипулятивных тактик в совре-
© Слотина Т.В., Кононова О.Б., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
113
менном мире, в работах Т.В. Бендас учитывается социальный пол субъекта, то есть его тендерная идентичность. Ею получен ряд интересных закономерностей. Исследование А.А. Сергеева (2010 г.) посвящено влиянию половозрастных, тендерных и профессиональных различий на предрасположенность к манипулятивному воздействию [5].
Таким образом, комплексное исследование поведенческих особенностей, типа гендерной идентичности студентов с разным уровнем макиавеллизма поможет выстроить эффективную программу их психологического сопровождения с целью выявления и коррекции склонностей и тенденции к макиавеллизму, а значит сделать образовательный процесс более безопасным и качественным. Поскольку основной жертвой манипуляций в результате становятся сами манипуляторы, проявляя не только негибкость, стереотипность в своем поведении, но и останавливающимися в личностном развитии.
Целью исследования, проведенного в 2017 году А.С. Халявой под нашим руководством стало изучение поведенческих и гендерных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма. Объектом исследования выступили студенты железнодорожного вуза в количестве 60 человек.
Мы предположили, что студентам с высоким уровнем макиавеллизма будут свойственны доминирование, физическая и вербальная агрессия, а также маскулинный тип гендерной идентификации.
В исследовании использовались: методика К. Томаса на определение стратегий поведения в конфликте, вопросник маскулинности-феминин-ности Сандры Бем, тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-шкала) Р. Кристи, Ф. Гейз.
Исследование стратегий поведения в конфликте позволило нам выявить интересный факт: в целом, по всей выборке наиболее предпочитаемой стратегией поведения является «Компромисс», в то время как наименее предпочитаемой стратегией является «Соперничество». Возможно, это связано со спецификой выборки, а также с общими тенденциями социального положения в обществе студенчества. Стремление к взаимным уступкам может отражать переходный период в жизни ребят, которые только ищут себя в профессии, при этом вынуждены на данном этапе, прежде всего, приспосабливаться в окружающей действительности.
В целом по выборке основным стилем агрессивного поведения является «Вербальный». Для юношей также характерна физическая агрессия, что может быть связано с половыми особенностями. В женской группе самой распространенной является самоагрессия. Поскольку данный стиль предполагает отсутствие или ослабление механизмов психологической защиты, чувство незащищенно-
сти в агрессивной среде, то это может быть связано с тем, что девушки более чувствительны, эмоциональны, и более подвержены внешнему давлению. Как пишет Т.В. Бендас: «...девушки больше юношей разбираются в переплетениях сферы эмоциональных отношений, вследствие чего больше времени уделяют рефлексии поступков и чувств» [1].
Большинство студентов, исследуемых нами, продемонстрировали высокий уровень макиавеллизма, склонность к осознанному манипулированию. Важно отметить, что высокий показатель макиавеллизма в большей степени присущ юношам, что может говорить о потребности молодых людей в получении и достижении желаемого при помощи манипуляций и управления другими людьми. Среди девушек нашей выборки только половина имеет склонность к макиавеллизму. На основании этого, мы можем предположить, что тенденция к макиавеллизму имеет половую обусловленность.
При рассмотрении групп студентов с высоким и низким уровнем макиавеллизма, мы обнаружили, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма в конфликтных ситуациях чаще прибегают к стратегии поведения «Соперничество», преобладающим стилем агрессивного поведения в стрессовой ситуации является эмоциональная агрессия. Этой группе свойственна эмоциональная отчужденность при общении с другими людьми, что может сопровождаться подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к другим. Таким образом, действительно «макиавеллисты» более склонны к достижению своей цели, не внимая на отношения с людьми.
Важно отметить, что уровень агрессивности в группе с высокими показателями макиавеллизма выше на достоверном уровне значимости. Данный факт демонстрирует нам то, что одной из личностных особенностей макиавеллистов является агрессивность. Эти данные согласуются с результатами, полученными О.В. Грибковой [2].
Половые различия в тенденции к макиавеллизму заключаются в следующем: девушки с низким уровнем макиавеллизма склонны в конфликтной ситуации прибегать к стратегии «Компромисс» чаще, чем юноши. Это вполне согласуется с представлениями о поведенческих коррелятах макиавеллизма и с половыми различиями в выборе стратегий поведения. Интересно, что у девушек с высоким уровнем макиавеллизма агрессивность выше, чем у юношей с высоким уровнем макиавеллизма. Девушки склонны к предметному стилю агрессивного поведения в стрессовых ситуациях, они больше предпочитают срывать злость на окружающих предметах, чем юноши с высоким уровнем макиавеллизма. При низком уровне макиавеллизма наоборот уровень агрессивности преимущественно выше у юношей, чем у девушек
114
Вестник КГУ ^ 2018
и проявляется она (агрессивность) в склонности к физической агрессии.
Результаты в женской группе с высоким и низким уровнем макиавеллизма следующие. У ре-спонденток с высоким уровнем макиавеллизма результаты выше, чем у исследуемых с низким уровнем макиавеллизма по следующим видам агрессивного поведения: «Физическая», «Предметная» и «Эмоциональная» агрессия. У девушек с высоким уровнем макиавеллизма больше различий, как по стратегиям поведения в конфликте, так и по агрессивному поведению в стрессовых ситуациях. В целом, группу девушек с высоким уровнем макиавеллизма характеризует и более высокий уровень агрессивности, исключая «Самоагрессию». Данный результат подтверждает предположение о том, что высокий уровень макиавеллизма тесно связан с агрессивностью личности, но не связан с аутоагрессией, «макиавеллисты» не склонны винить себя и испытывать чувство самобичевания. На нашей выборке этот факт подтвержден в женской группе. На основании своих исследований Т. В. Бендас приходит к похожим выводам и более глубоким предположениям: «юноши меньше склонны чувствовать вину, а, следовательно, меньше подвержены манипуляциям» [1].
Таким образом, мы убеждаемся, что уровень макиавеллизма влияет на агрессивность в студенческом возрасте, но это влияние неоднозначно, так как связано с половыми характеристиками молодых людей.
Важным результатом нам показались данные, полученные при рассмотрении показателей в группе юношей с низким уровнем макиавеллизма. Им в большей степени присуща стратегия поведения в конфликте - «Сотрудничество», таким образом, они более внимательны к точке зрения оппонента и ориентированы на понимание противоположной позиции, чем юноши с высоким уровнем макиавеллизма. Этим мы частично подтверждаем нашу гипотезу о том, что низкий уровень макиавеллизма связан с более эффективной стратегией поведения. У юношей же с высоким уровнем макиавеллизма преобладают, такие стратегии поведения, как: «Соперничество» и «Компромисс».
Различий по уровню маскулинности выявлено не было, возможно, это связано с тем, что вся выборка значимо не различается по гендеру. Однако, анализ показателей низкого и высокого уровня макиавеллизма в группах девушек и юношей, показал, что при низком уровне макиавеллизма девушки оказываются менее маскулинными.
Одним из этапов нашего исследования был анализ связей между уровнем макиавеллизма и поведенческими особенностями. С помощью метода математической обработки данных корреляционного анализа по Пирсону нами были выявлены следующие связи. Уровень макиавеллизма поло-
жительно коррелирует с показателем «Соперничество» (г= 0,437, при р<0,001) и обратно со стратегией «Приспособление» (г= -0,635, при р<0,001). Из этого следует, что чем выше уровень макиавеллизма студентов, тем чаще их преобладающими качествами являются прямолинейность, доминантность, настойчивость и стремление в достижении и удовлетворении собственных целей и интересов в ущерб другому. Другими словами, чем выше уровень макиавеллизма, тем больше вероятность использования людьми стратегии поведения «Соперничество». Вторая связь говорит нам о том, что чем выше уровень макиавеллизма, тем реже студенты прибегают к принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого человека, тем реже они приспосабливаются. Подобные результаты были получены и при рассмотрении отдельно группы девушек, а вот в группе юношей выявлены связи между показателями уровня макиавеллизма с уровнем маскулинности, обратная корреляция найдена с уровнем предметной агрессии. У девушек же наоборот результаты по шкале «Предметная агрессия», прямо коррелируют с показателем макиавеллизма. Чем выше у девушек уровень макиавеллизма, тем чаще в их поведении, проявляется ориентация на победу, стремление добиваться желаемого, удовлетворить свои собственные интересы, принося при этом в ущерб интересы противоположного субъекта. Поскольку в целом по выборке девушки отличаются более низкими показателями макиавеллизма, можно предположить, что тем из них, которые чаще манипулируют, в большей степени, чем юношам характерны те черты, которые присущи макиавеллистам. Людям, с высоким уровнем макиавеллизма, по нашим данным, характерно следующее: прямолинейность, критичность по отношению к другим людям, настойчивость в достижении своих целей, невнимание к отношениям с людьми, доминантность, агрессивность, напористость, любовь к соревнованию, отсутствие чувства вины и аутоагрессии.
На основании проведенного эмпирического исследования, мы сформулировали следующие выводы:
Тенденция к макиавеллизму имеет половую обусловленность. Среди юношей нашей выборки «макиавеллистов» значимо больше, чем в женской группе выборки.
У студентов с высоким уровнем макиавеллизма преобладающей стратегией поведения в конфликте является «Соперничество», стилем агрессивного поведения «Эмоциональная агрессия».
Высокий уровень макиавеллизма тесно связан с агрессивностью личности, но не связан с аутоа-грессией, макиавеллисты не склонны винить себя и испытывать чувство самобичевания.
Сравнение студентов с высоким уровнем макиавеллизма по половому признаку показало: де-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
115
вушкам более характерна «Предметная агрессия», также у них больше различий, как по стратегиям поведения в конфликте, так и по агрессивному стилю поведению в стрессовых ситуациях. Это, объясняется, возможно, тем, что поведенческие потерны девушек более гибкие, они пользуются разными способами достижения своих целей. У девушек с высоким уровнем макиавеллизма агрессивность выше, чем у юношей с высоким уровнем макиавеллизма.
При сравнении девушек с высокими и низкими показателями макиавеллизма, мы выявили, что первая группа более агрессивна и ориентирована на «Соперничество».
Группу девушек с высоким уровнем макиавеллизма характеризует и более высокий уровень агрессивности, исключая «Самоагрессию».
В мужской группе с низким уровнем макиавеллизма в большей степени присуща стратегия поведения в конфликте - «Сотрудничество».
Людям, с высоким уровнем макиавеллизма, по нашим данным, характерно следующее: прямолинейность, критичность по отношению к другим людям, настойчивость в достижении своих целей, невнимание к отношениям с людьми, доминантность, агрессивность, напористость, любовь к соревнованию, отсутствие чувства вины и аутоагрессии.
Библиографический список
1. Бендас Т.В., Шипуля А.Б. Макиавеллизм и способы манипулирования студентов разной профессиональной подготовки: гендерный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 1 (14). - С. 144-146.
2. Грибкова О.В. Взаимосвязи выраженности макиавеллизма и социального интереса с различными видами агрессии студентов гуманитарных специальностей // Вестник Самарской гуманитар-
ной академии. Серия: Психология. - 2013. - № 1. -С. 107-115.
3. Егорова М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Серия 10: Дифференциальная психология. -2009. - № 1-2. - С. 65-80.
4. Рюмшина Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении: играть или не играть? - Берлин.: Изд-во Директ-Медиа, 2015. - 74 с.
5. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - Серия 1. - № 1. - С. 127138.
References
1. Bendas T.V, SHipulya A.B. Makiavellizm i sposoby manipulirovaniya studentov raznoj professional'noj podgotovki: gendernyj aspekt // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2016. - № 1 (14). - S. 144-146.
2. Gribkova O.V. Vzaimosvyazi vyrazhennosti makiavellizma i social'nogo interesa s razlichnymi vidami agressii studentov gumanitarnyh special'nostej // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya. - 2013. - № 1. -S. 107-115.
3. Egorova M.S. Makiavellizm v strukture lichnostnyh svojstv // Vestnik Perm. gos. ped. un-ta. Seriya 10: Differencial'naya psihologiya. - 2009. -№ 1-2. - S. 65-80.
4. Ryumshina L.I. Igry i manipulyacii v mezhlichnostnom obshchenii: igrat' ili ne igrat'? -Berlin.: Izd-vo Direkt-Media, 2015. - 74 s.
5. Sergeev R.V. Molodezh' i studenchestvo kak social'nye gruppy i ob»ekt sociologicheskogo analiza // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - Seriya 1. - № 1. - S. 127-138.
Вестник КГУ 2018