Научная статья на тему 'Представления о профессиональной успешности у преподавателей высших учебных заведений с разным уровнем макиавеллизма'

Представления о профессиональной успешности у преподавателей высших учебных заведений с разным уровнем макиавеллизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / МАКИАВЕЛЛИЗМ / PROFESSIONAL ACTIVITY / THE SUCCESS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PSYCHOLOGICAL MANIPULATION / MACHIAVELLIANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каяшева Ольга Игоревна, Ханова Зоя Гаджиалиевна

В статье обращено внимание на феномен профессиональной успешности и сложности определения его критериев в профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений. Анализируются особенности представлений о профессиональной успешности у преподавателей вузов; отмечается специфика их представлений в связи с феноменом макиавеллизма (склонности личности к манипуляции). Для преподавателей с высоким уровнем макиавеллизма характерны представления о профессиональной успешности, связанные с соблюдением формальных требований вуза; сотрудники со средним уровнем макиавеллизма ориентируются в большей степени на качественные составляющие учебного процесса и профессионально важные качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каяшева Ольга Игоревна, Ханова Зоя Гаджиалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEW OF PROFESSIONAL SUCCESS OF THE TEACHERS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH DIFFERENT LEVELS OF MACHIAVELLIANISM

The article drew attention to the phenomenon of professional success and the difficulty of identifying its criteria in professional activity of teachers of higher educational institutions. Analyzes the perceptions about professional success of University professors, noted the specificity of their representations in connection with the phenomenon of machiavellianism (the tendency of the individual to manipulation). For teachers with high level of machiavellianism is characterized perceptions about professional success associated with compliance with the formal requirements of the University, staff with an average level of machiavellianism focus more on the qualitative components of the educational process.

Текст научной работы на тему «Представления о профессиональной успешности у преподавателей высших учебных заведений с разным уровнем макиавеллизма»

УДК 159.9

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА

О.И. Каяшева, З.Г. Ханова

Аннотация. В статье обращено внимание на феномен профессиональной успешности и сложности определения его критериев в профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений. Анализируются особенности представлений о профессиональной успешности у преподавателей вузов; отмечается специфика их представлений в связи с феноменом макиавеллизма (склонности личности к манипуляции). Для преподавателей с высоким уровнем макиавеллизма характерны представления о профессиональной успешности, связанные с соблюдением формальных требований вуза; сотрудники со средним уровнем макиавеллизма ориентируются в большей степени на качественные составляющие учебного процесса и профессионально важные качества личности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная успешность, профессионально важные качества, психологическая манипуляция, макиавеллизм.

VIEW OF PROFESSIONAL SUCCESS OF THE TEACHERS

OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH

DIFFERENT LEVELS OF MACHIAVELLIANISM

O. Kayasheva, Z. Khanova

Abstract. The article drew attention to the phenomenon of professional success and the difficulty of identifying its criteria in professional activity of teachers of higher educational institutions. Analyzes the perceptions about professional success of University professors, noted the specificity of their representations in connection with the phenomenon of machiavellianism (the tendency of the individual to manipulation). For teachers with high level of machiavellianism is characterized perceptions about professional success associated with compliance with the formal requirements of the University, staff with an average level of machiavellianism focus more on the qualitative components of the educational process.

Keywords: professional activity, the success of professionally important qualities, psychological manipulation, machiavellianism.

Успешность непосредственно связана со словом «успех», предположительно

происходящего от древнерусского «спех», и имеет следующие варианты значений: стремиться, двигаться, спешить; помогать, приносить пользу, либо развиваться, созревать и преуспевать [4]. Если обратиться к слову «успешный», то приходим к значениям: сопровождающийся «успехом», «удачный» [10, с.826], и, собственно, означающий положительный исход какого-либо дела [10]. Данные значения раскрывают смысловой контекст изучаемого нами феномена профессиональной успешности.

Профессиональная успешность, как отмечает Е.А. Родионова, ссылаясь на Я.С. Хаммера, - это «совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры» [12, с.296].

В настоящее время исследование профессиональной успешности привлекает специалистов из различных сфер - психологии, педагогики, управления, экономики и т.д.

Проблемой профессиональной успешности занимались отечественные и зарубежные исследователи (Б.Г. Ананьев, В.С. Степин, Б.М. Теплов и др.; Дж. Болдуин, Дж.Г. Гринхаус, Р. Стивенс, Р.Г. Тернер и др.). Профессиональная успешность является особым феноменом, связанным с факторами объективными (т.е. поддающимися точной внешней оценке) и субъективными («совокупность суждений человека о собственных профессиональных достижениях и результатах» [12, с.296]), среди которых условно (поскольку многие факторы предполагают включение как субъективных, так и объективных компонентов) можно выделить [1;6;9;11-16]:

- соответствие характеристик, качеств субъекта труда требованиям определенной профессии; результативность в

профессиональной деятельности; карьерное продвижение; наличие должности,

соответствующей уровню квалификации человека; размер заработной платы; условия

труда; уровень профессиональных знаний, умений и навыков и пр.;

- удовлетворенность трудом; наличие определенной системы представлений у субъекта о способах карьерного продвижения; особенности профессиональной мотивации, уровни самооценки и притязаний личности; стремление к самореализации, самосовершенствованию и творческое самовыражение личности в профессии; инициативность в повышении квалификации; эффективность построения межличностного общения на различных уровнях взаимодействия в профессиональной

деятельности (с руководством, коллегами, подчиненными и клиентами) и

удовлетворенность им; психологическую готовность к перестройке времени и пространства жизни и др.

Критерии успешности профессиональной деятельности условно можно разделить также по показателям ее результативности (А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов и др.), т.е. на количественные и качественные показатели (производительность, эффективность как соотношение результата с затратами на его достижение (А.Л. Журавлев), качество продукции и т.д.) и процессуальную сторону (безошибочность действий, уровень сложности решаемых задач преподавателем и др.).

Достижение профессиональной успешности является одной из важных задач для преподавателей вузов, что обусловлено необходимостью постоянного

совершенствования в избранной

профессиональной деятельности, повышения уровня педагогического мастерства, эффективной передачей своего опыта студентам и др. Уточнение особенностей представлений о профессиональной успешности преподавателей представляется нам актуальной в условиях тех изменений, которые в настоящее время происходят в российских высших учебных заведениях. Мы предполагаем, что данные представления непосредственно связаны с макиавеллизмом, т.е. склонностью личности к манипуляции другими людьми.

Исследования макиавеллизма впервые появились в политологии и затем были перенесены в психологическую науку. Классическим в политологии считается трактат итальянского государственного деятеля Н. де Б. Макиавелли «Государь» (1513) [8], в котором автором предложены стратегии по удержанию единовластия, управления завоеванными странами гражданами государства, советниками и др., о поведении государя, стремящегося к народному почитанию, манипулированию толпой

и т.д. Многие аспекты работы Макиавелли сводятся к формуле: «Цель оправдывает средства».

В психологии начало изучения макиавеллизма в зарубежных странах относится к 60-м гг. ХХ в.; в России первые исследования стали проводиться с конца 80-х гг. ХХ в. Макиавеллизм, как «склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях» [7, с.3], предполагает наличие убеждения у него в том, что манипуляция - естественная часть общения, и людьми «необходимо управлять». Макиавеллизм показывает недоверие субъекта к другим людям, его эмоциональную незрелость, эгоистичность, высокую конкурентноспособность,

амбициозность, настойчивость и ориентацию на достижение определенных целей, а не на межличностное взаимодействие, игнорирование социальных норм в тех ситуациях, в которых они мешают достижению желаемого результата [7]. Воздействия макиавеллиста носят

преднамеренный и скрытый характер; он вынуждает других людей действовать для достижения собственных целей, интересов. Макиавеллист использует в процессе межличностного взаимодействия различные тактики (лесть, обман и др.), что может в итоге привести к дистанцированию от него других людей, возникновению сложных конфликтных ситуаций [5].

В настоящее время не вполне изучен вопрос о том, какие представления отмечаются у преподавателей с различным уровнем макиавеллизма о профессиональной успешности, в связи с чем нами была проведена дополнительная работа. На первом этапе исследования, проводившемся в 2015г., в опросе приняли участие 30 преподавателей (г. Москва, Университет Российской академии образования и Московский государственный областной университет). Все имели ученые степени по психологическим (21 человек) и педагогическим (9 человек) наукам; возраст от 36 до 50 лет; женщины; стаж работы в вузах от 7 до 19 лет.

Согласно проведенному опросу,

преподаватели отметили, что профессиональная успешность заключается в хорошем знании предмета (93,3%); умении доступно давать учебный материал студентам (93,3%) и в способности мотивировать обучающихся (46,7%). Среди профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения профессиональной успешности ими были выделены: коммуникативная компетентность (53,3%), личностная зрелость (46,7%); высокий интеллект, ум (46,7%), стремление к саморазвитию и

профессиональному самосовершенствованию (30%); ответственность (30%); требовательность (30%); дисциплинированность (26,7%), порядочность, честность (26,7%),

организованность (23,3%), хорошая память (23,3%), решительность (20%), хороший внешний вид, имидж (16,7%), способность управлять другими и вести за собой, лидерские качества (16,7%), уверенность в себе (16,7%), настойчивость (16,7%), критичность мышления (16,7%), креативность (13,3%), смелость (13,3%), высокий самоконтроль (13,3%), эмоциональная устойчивость (10%), толерантность (10%), доброта (10%), целеустремленность (10%), жизненная мудрость (10%), справедливость (10%), вежливость (6,7%), эрудированность (6,7%), любовь к работе (6,7%), предприимчивость (6,7%), рефлексивность (6,7%), самостоятельность (3,3%),

наблюдательность (3,3%). Дополнительно преподавателями были названы способность к самокритике (3,3%) и способность к прогнозированию (3,3%).

Объективными критериями успешности стали достойная зарплата (93,3%), наличие должности, соответствующей уровню квалификации (93,3%), ученой степени и ученого звания (83,3%), востребованность в профессии (26,6%), наличие монографий и учебных пособий (26,6%), статей ВАК (не менее двух статей в год, либо в зависимости от требований руководства) (13,3%), участие в конференциях (13,3%), умение составлять рабочие программы дисциплин (10%).

Отмечается некоторое несовпадение представлений преподавателей с требованиями, предъявляемыми к ним в настоящее время, прежде всего, в сфере научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. Согласно проведенному опросу, недостаточный уровень участия в данной сфере преподаватели объясняют - высоким уровнем учебной нагрузки в учебном году в вузе (96,7%); недостаточным уровнем заработной платы, не позволяющей публиковаться в платных научных отечественных и зарубежных журналах (90%); занятостью на нескольких местах работы (53,3%); семейными обстоятельствами (50%); несовпадением сферы научных интересов преподавателя с утвержденными направлениями работы кафедры (16,7%); нежелание писать работы недостаточно высокого качества (10%).

На втором этапе в исследовании применялась методика «Макиавеллизм личности» Р. Кристи и Ф. Грейс (в адаптации В.В. Знакова), результаты которой показали, что для 83,3% преподавателей характерен средний уровень склонности к манипуляции и для 16,7% - высокий уровень.

Значимых различий по уровню макиавеллизма у преподавателей со специализациями по психологии и педагогике не выявлено (Шмп.=9, иэмп.>икр.).

Согласно проведенному контент-анализу ответов, для преподавателей со средним уровнем макиавеллизма характерны следующие особенности представлений о профессиональной успешности: ориентация на качество преподавания учебных дисциплин, высокий уровень профессиональных знаний, умений, навыков, наличие необходимых профессионально важных качеств и востребованность в профессии. Для преподавателей с высоким уровнем макиавеллизма характерна ориентация на требования администрации вуза (выполнение требований по научной работе (определенное количество публикаций, статьи в журналах, рекомендуемых ВАК и др., повышение индекса Хирша в РИНЦ и др.)); среди профессионально важных качеств отмечают уверенность в себе, предприимчивость. Они выделяют значимость в профессиональной деятельности способности управления другими людьми и доминирования в группе. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что сотрудники с высоким уровнем макиавеллизма более адаптированы к современным требованиям в вузе, но открытым остается вопрос, связанный с качеством преподавания ими учебных дисциплин при формальном соблюдении основных требований.

Сотрудники (вне зависимости от уровня макиавеллизма) отмечают, что достойная заработная плата в сложных современных условиях является одним из основных показателей профессиональной успешности преподавателей, помимо этого, внимание обращается на должность, занимаемую в вузе, адекватную уровню квалификации преподавателя (например, степень кандидата наук и звание доцента предполагают должность доцента, но не должности ассистента и старшего преподавателя кафедры).

В результате проведенной работы установлено:

1. Система представлений преподавателей об их профессиональной успешности включает в себя наличие ряда профессионально важных качеств, позволяющих эффективно осуществлять необходимую учебную работу со студентами, среди которых основное место занимают коммуникативная компетентность, личностная зрелость, интеллект, стремление к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, ответственность, требовательность,

дисциплинированность, порядочность,

организованность, хорошая память и

решительность. Преподаватели отметили, что для профессиональной успешности необходимы хорошее знание учебного предмета, умение доступно дать материал студентам и способность их мотивировать. Среди объективных факторов отмечены уровень заработной платы, наличие должности, соответствующей квалификации, ученой степени и ученого звания и наличие научных публикаций.

2. Субъективные представления

преподавателей о профессиональной успешности не соотносятся с предъявляемыми к ним требованиями в вузе: большинство преподавателей учебную работу (проведение лекционных, семинарских и практических занятий на качественно высоком уровне) считают основной в их деятельности; научная и воспитательная работа рассматриваются как второстепенные. При оценке эффективности деятельности преподавателей в вузах акцентируется внимание при составлении рейтинга эффективности преподавателей в первую очередь на их научной работе (отчет по публикациям монографий, учебных пособий, научных статей в журналах из рекомендуемого

перечня ВАК, высокие индексы в РИНЦ и Scopus, выступления на конференциях и др.), затем на воспитательной работе со студентами; учебная работа рассматривается как второстепенный показатель.

3. Макиавеллизм личности не связан с направлением специализаций преподавателей по психологии или педагогике. Преподавателей с низким уровнем макиавеллизма в исследовании нами выявлено не было, у большинства преподавателей определен средний уровень макиавеллизма. Для преподавателей с высоким уровнем макиавеллизма характерна ориентация на требования администрации вуза; представления об успешной профессиональной деятельности у них раскрываются в контексте соответствия выдвигаемым требованиям в вузе, получения высокой зарплаты, наличия ученой степени и ученого звания. Сотрудники со средним уровнем макиавеллизма соотносят профессиональную успешность, прежде всего, с качеством преподавания учебных дисциплин, высоким уровнем знаний, умений, навыков, востребованностью в профессии и достойной заработной платой.

Литература:

1. Антипина И.Ю. Психологический возраст как фактор профессиональной успешности преподавателя вуза: дис ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Антипина Ирина Юрьевна. - Ставрополь, 2007. - 188 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 2006. -622 с.

3. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - С. 6-10.

4. Виноградов В.В. Спеть, успеть, успех [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов // История слов. - Режим доступа: http://etymolog.ruslang.ru/ vinogradov.php?id=spet_uspet_uspeh&vol= 1

5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: Речь, 2003. - 304 с.

6. Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков / С.А. Дружилов. - М., 2010. - С. 5-20.

7. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности / В.В. Знаков. - М.: Смысл, 2001. - 20 с.

8. Макиавелли Н. Государь [Электронный ресурс] / Н. Макиавелли. - Режим доступа: http://Ub.ru/POLIrOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt39587

9. Образовательная среда современного общества. - СПб.: НИЦ АРТ, 2015. - 202с.: илл.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.

11. Пучкова Е.Б. Изучение представлений преподавателей ВУЗа о профессиональной успешности [Электронный ресурс] / Е.Б. Пучкова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11. -Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/3958

12. Родионова Е.А. Субъектный подход к определению профессиональной успешности / Е.А. Родионова // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года; под общей ред. М.Г. Ковтунович. - Часть 1. - М.: МГППУ, 2013. -С. 295-308.

13. Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Сафонова Марина Вадимовна. - СПб, 1999. - 233 с.

14. Ситдикова С.Н. Акмеологические особенности развития карьерной успешности женщин: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ситдикова Светлана Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2009. - 196 с.: илл.

15. Толочек В.А. Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсность» в объяснении феномена / В.А. Толочек // Человек, общество и управление. - 2010. - № 11. - С. 20-38.

16. Kayasheva O.I., Khanova Z.G. The problem of professional success in the subjective approach // Global Science and Innovation: materials of the VI International office Accent Graphics communications. Chicago, USA, 2015. - Р. 267-269.

Сведения об авторах:

Каяшева Ольга Игоревна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета, доцент кафедры общей и социальной психологии ЧОУ ВО «Открытый институт - Высшая профессиональная школа», e-mail: idst1230@yandex.ru

Ханова Зоя Гаджиалиевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры гуманитарных наук Университета Российского инновационного образования.

Data about the authors:

O. Kayasheva (Moscow, Russia), candidate of psychological Sciences, associate Professor of General psychology and psychology of labor of the Russian new University, associate Professor of General and Social Psychology Institute of the Open - Higher Vocational School, e-mail: idst1230@yandex.ru

Z. Khanova (Moscow, Russia), doctor of psychological Sciences, Professor of Department of Humanities University of the Russian innovative education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.