Научная статья на тему 'Рефлексивность как фактор формирования профессиональной успешности будущих специалистов в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере студентов-психологов)'

Рефлексивность как фактор формирования профессиональной успешности будущих специалистов в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере студентов-психологов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / PROFESSIONAL SUCCESS / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTNESS / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SUBJECTIVE-ACTIVITY APPROACH / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каяшева О.И., Ханова З.Г.

Формирование профессиональной успешности будущих специалистов в настоящее время выступает одной из важнейших и сложных задач в условиях современного высшего образования. В статье выделены понятие и критерии профессиональной успешности субъекта; отмечена взаимосвязь профессиональной успешности с личностными характеристиками. Проанализированы особенности профессиональной деятельности будущих специалистов-психологов и критерии успешности в данном направлении деятельности. Отмечено значение рефлексивности как фактора формирования профессиональной успешности у студентов-психологов. Уровень рефлексивности обусловливает формирование профессиональной успешности у будущих специалистов-психологов: для студентов с высоким уровнем рефлексивности характерно эффективное решение проблемных задач, связанных с различными сферами практической психологии (психологическим консультированием, психодиагностикой и др.); студенты с низким уровнем рефлексивности чаще отличаются высоким темпом решения задач, совершают большое число ошибок, не проявляют необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих будущую успешную профессиональную деятельность психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SUCCESS FOR FUTURE SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF SUBJECT-ACTIVITY APPROACH (FOR EXAMPLE, PSYCHOLOGY STUDENTS)

Formation of professional success of future specialists is currently one of the most important and difficult tasks in the conditions of modern higher education. The article highlights the concept and criteria of professional success of the subject, marked the relationship of professional success with personal characteristics. Features of professional activity of future specialists psychologists and criteria of success in this direction of activity are analyzed. The importance of reflexivity as a factor of formation of professional success of students-psychologists is noted. The level of reflexivity determines the formation of professional success of future specialists psychologists: for students with a high level of reflexivity characterized by a successful solution of problems associated with various areas of practical psychology (psychological counseling, psychodiagnostics, etc.), students with a low level of reflexivity often have a high rate of problem solving, make a large number of mistakes, do not show the necessary knowledge, skills and abilities that ensure the future successful professional activity of psychologists.

Текст научной работы на тему «Рефлексивность как фактор формирования профессиональной успешности будущих специалистов в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере студентов-психологов)»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ)

О.И. Каяшева, З.Г. Ханова

Аннотация. Формирование профессиональной успешности будущих специалистов в настоящее время выступает одной из важнейших и сложных задач в условиях современного высшего образования. В статье выделены понятие и критерии профессиональной успешности субъекта; отмечена взаимосвязь профессиональной успешности с личностными характеристиками. Проанализированы особенности профессиональной деятельности будущих специалистов-психологов и критерии успешности в данном направлении деятельности. Отмечено значение рефлексивности как фактора формирования профессиональной успешности у студентов-психологов. Уровень рефлексивности обусловливает формирование профессиональной успешности у будущих специалистов-психологов: для студентов с высоким уровнем рефлексивности характерно эффективное решение проблемных задач, связанных с различными сферами практической психологии (психологическим консультированием, психодиагностикой и др.); студенты с низким уровнем рефлексивности чаще отличаются высоким темпом решения задач, совершают большое число ошибок, не проявляют необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих будущую успешную профессиональную деятельность психологов.

Ключевые слова: профессиональная успешность, субъектность, субъектно-деятельностный подход, рефлексивность.

REFLEXIVITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SUCCESS FOR FUTURE

SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF SUBJECT-ACTIVITY APPROACH

(FOR EXAMPLE, PSYCHOLOGY STUDENTS)

O. Kayasheva, Z. Khanova

Abstract. Formation of professional success of future specialists is currently one of the most important and difficult tasks in the conditions of modern higher education. The article highlights the concept and criteria of professional success of the subject, marked the relationship of professional success with personal characteristics. Features of professional activity of future specialists psychologists and criteria of success in this direction of activity are analyzed. The importance of reflexivity as a factor of formation of professional success of students-psychologists is noted. The level of reflexivity determines the formation of professional success of future specialists psychologists: for students with a high level of reflexivity characterized by a successful solution of problems associated with various areas of practical psychology (psychological counseling, psychodiagnostics, etc.), students with a low level of reflexivity often have a high rate of problem solving, make a large number of mistakes, do not show the necessary knowledge, skills and abilities that ensure the future successful professional activity of psychologists.

Keywords: professional success, subjectness, subjective-activity approach, reflexivity.

В современных условиях образовательного процесса в высшей школе одной из основных задач становится формирование у будущих специалистов профессиональной успешности в предстоящей деятельности. Данная задача осложняется рядом факторов - увеличением обшей нагрузки преподавателей,

препятствующей осуществлению

индивидуального подхода к обучающимся, неконструктивной мотивацией выбора студентами будущей специальности (ориентация на внешние аспекты профессии - социальную

престижность, возможность заработка, льготы, влияние родителей, желание получить диплом о высшем образовании без освоения необходимых профессиональных компетенций [10] и др., без понимания собственных способностей, склонностей и интересов и др.); наличие у студентов искаженных представлений о профессии на основе просмотра популярных фильмов, сериалов и др.; отсутствие необходимых баз для прохождения ознакомительной, производственной и преддипломной практики, как следствие,

несоответствие теоретического уровня подготовки реальным, практико-

ориентированным запросам рынка труда; несоответствие личностных особенностей студентов требованиям, предъявляемых будущей профессией [10] и др.

Феномен профессиональной успешности изучался в субъектно-деятельностном подходе К.А. Альбухановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, А.Л. Журавлевым, Е.А. Климовым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым и др. В условиях сложных изменений российского общества проблема субъектности привлекла к себе особое внимание, поскольку стали очевидными востребованность индивидуальной активности и самостоятельности человека, необходимости его самоопределения и самореализации. Именно субъект способен активно выстраивать, создавать собственную жизнь и новые отношения, способствовать собственному профессиональному росту и развитию [1-4;11;13;15]. По мере становления субъекта все большее значение приобретают внутренние условия его развития. Именно внутренний выбор субъекта, его предпочтения становятся определяющими, как мы предполагаем, в достижении профессиональной успешности [2;4;11;13;15], в том числе, в деятельности будущих психологов.

Под профессиональной успешностью мы будем понимать, прежде всего, интегрирующую характеристику субъекта труда, выражающуюся в объективных показателях его способности к эффективному построению своей

профессиональной деятельности (показателями которой являются не только результативность, но и активная включенность субъекта в сам процесс), высокий уровень рефлексивности (как регулятивной составляющей субъекта), способность конструктивно разрешать сложные кризисные ситуации и, безусловно, субъективную составляющую - удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. К основным внешним критериям профессиональной успешности, как мы предполагаем, целесообразно отнести результативность, безошибочность действий субъектов в привычных профессиональных условиях, быстрые ориентировку и устранение ошибок, возникших в новых сложных профессиональных ситуациях, карьерный рост, профессиональный рост и др.; к внутренним критериям -субъективную удовлетворенность субъектом своей профессиональной деятельностью [1;5;6;9; 12;14; 16] (у психологов - чувство значимости своей работы для оказания помощи

людям, уважение и признание со стороны коллег и руководства, реализация своих внутренних потребностей в самоутверждении,

самореализации, принадлежности

профессиональному психологическому

сообществу и др.).

Профессиональная деятельность психологов сопряжена со многими сложностями, среди которых: высокая интенсивность

межличностных контактов; необходимость работы в неопределенных, нестандартных ситуациях; необходимость в ограниченные сроки и при дефиците информации принимать оптимальные решения, исходя из запросов клиентов; высокие риски психического выгорания, развития профессиональных деформаций и деструкций. Обеспечение профессиональной успешности будущих психологов должно учитывать изменения, происходящие в сфере оказания психологических услуг (уровень спроса на услуги психологов-консультантов, психологов-психодиагностов и других специалистов, ориентация в востребованных сферах оказания психологических услуг и пр.); развитие необходимых личностных качеств (гуманности, доброжелательности, уважительного отношения к людям, обратившимся за помощью, стрессоустойчивости и др.), профессионального самосознания и высокого уровня квалификации будущих психологов. Для формирования профессиональной успешности будущих профессионалов в области психологии необходимо обратить внимание на ряд когнитивных (рефлексивность, адекватная система представлений о профессии психолога, о себе и др. [7;10]), эмоционально-волевых (эмоциональная саморегуляция,

инициативность, решительность и др.) и поведенческих (самостоятельность в принятии решений, общительность, принятие

ответственности за свои действия и др.) аспектов личности будущих профессионалов.

Обратим внимание на категорию рефлексивности в связи с профессиональной успешностью в субъектно-деятельностном подходе. Рефлексивность является важнейшей регулятивной составляющей личности студентов, позволяющей «ей сознательно выстраивать свою жизнедеятельность» [7, с.77], и одним из факторов формирования профессиональной успешности субъекта. Рефлексивность - это интегративное понятие и одна из базовых характеристик структуры личности. При возрастании уровня рефлексивности у субъекта увеличивается

количество и сложность стратегии, расширяются способы выхода из проблемных ситуации [6;7]. Активность и саморегуляция субъекта в избранном виде профессиональной деятельности непосредственно связана с его рефлексивностью. Рефлексивность субъекта становится необходимои основои для успешного моделирования своеи профессиональнои деятельности, нахождения и исправления допущенных процессуальных ошибок. Позитивные аспекты рефлексивности субъекта предполагают его активную включенность в процесс профессиональной деятельности [6-9].

Для студентов-психологов (всего 60 человек, в возрасте от 19 до 21 года) нами был предложен «Опросник рефлексивности» А.В. Карпова. По результатам опросника было выявлено, что у 66,67% студентов отмечается средний уровень рефлексивности; у 25% - высокий уровень; у 8,33% - низкий уровень. Для студентов с

разными уровнями рефлексивности нами предлагались серии проблемных задач из различных областей практической психологии (психологического консультирования,

специальной психологии, профессионального консультирования и психодиагностики). Ответы студентов на проблемные задачи оценивались по пятибальной шкале. Наиболее успешными в решении проблемных задач оказались студенты с высоким уровнем рефлексивности; студенты с низким уровнем рефлексивности не справлялись с заданиями, совершали серии ошибок, связанных с неверными подбором психодиагностических методик, определением психологического типа клиентов, разработкой психологических рекомендаций для людей, нуждающихся в психологической помощи, определением типа психического дизонтогенеза и др., см. рис.1.

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Успешность выполнения проблемных задач в области практической психологии

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень рефлексивности рефлексивности рефлексивности

а Успешность выполнения проблемных задач в области практической психологии

Рисунок 1. - Успешность выполнения практических задач у студентов-психологов с различными уровнями рефлексивности

Таким образом, рефлексивность является важной характеристикой активного субъекта, способного эффективно анализировать свою деятельность, принимать на себя ответственность, перестраиваться и адаптироваться в новых сложных условиях профессиональной деятельности. Мы отметили отдельные проблемные аспекты рефлексивности и профессиональной успешности субъекта. Безусловно, необходимо проведение дальнейшей

работы, уточнение критериев профессиональной успешности, выявление новых факторов профессиональной успешности студентов-психологов. В настоящее время отмечается недостаток квалифицированных психологов, в связи с этим, создание необходимых условий для формирования профессиональной успешности будущих специалистов представляется нам одной из важных задач высшего образования.

Литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 2006. -622 с.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в

психологической науке / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - С. 6-10.

3. Ждан А.Н. Преемственность в развитии идей: проблема субъекта в творчестве А.В. Брушлинского и

Г.Г. Шпета / А.Н. Ждан // Личность и бытие: субъектный подход / Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15-16 октября 2008г.; отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. - М.: Институт психологии РАН, 2008. -С. 28-31.

4. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии / В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 479 с.

5. Карачарова Ю.А. Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта: дисс. ... канд. психол. наук / Ю.А. Карачарова. - Тверь, 2010. - 211 с.

6. Карпов А.В. Психология рефлексивных процессов деятельности / А.В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

7. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 352 с.

8. Каяшева О.И. Самопонимание как условие развития личностной зрелости / О.И. Каяшева // Психология личности: изучение, развитие, самопознание: сборник научных трудов; под общ. ред. О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. - М., СПб.: УРАО, НИЦ АРТ, 2014. - С. 5-18.

9. Каяшева О.И., Ханова З.Г. Представления о профессиональной успешности у преподавателей высших учебных заведений с разным уровнем макиавеллизма / О.И. Каяшева, З.Г. Ханова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 160-164.

10. Косарева А.Б. Индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности: дис. ... к. псих. наук / А.Б. Косарева. -М., 2000. - 302 с.

11. Психология субъектности: основные проблемы и пути решения: коллективная монография; под ред. О.И. Каяшевой. - СПб.: НИЦ АРТ, 2015. - Т. 1. - 146 с.

12. Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: дисс. ... канд. психол. наук / М.В. Сафонова. - СПб, 1999. - 233 с.

13. Сергиенко Е.А. Развитие идей А.В. Брушлинского на современном постнеклассическом этапе психологии // Идеи О.К. Тихомирова и А.В.Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): Материалы Всероссийской научной конференции. Москва 30 мая -1 июня 2013г. - М.: МГУ им. M.В.Ломоносова, 2013. -С. 28-30.

14. Ситдикова С.Н. Акмеологические особенности развития карьерной успешности женщин: дисс. ... канд. психол. наук / С.Н. Ситдикова. - Ростов-на-Дону, 2009. - 196 с.: ил.

15. Субъектный подход в психологии; под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 9-17.

16. Толочек В.А. Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсность» в объяснении феномена / В.А. Толочек // Человек, общество и управление. - 2010. - № 11. - С. 20-38.

Сведения об авторах:

Каяшева Ольга Игоревна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, социологии, государственного и муниципального управления ФГОУ ВО «Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ))», e-mail: idst1230@yandex.ru

Ханова Зоя Гаджиалиевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии НОУ ВПО Московский финансово-промышленный университет «Синергия».

Data about the authors:

O. Kayasheva (Moscow, Russia), candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology, sociology, public administration and municipal management of the Federation IN «The Russian University of transport (RUTH (MIIT))», e-mail: idst1230@yandex.ru.

Z. Khanova (Moscow, Russia), doctor of psychological Sciences, Professor of the Department of psychology of NOU VPO Moscow financial-industrial University «Synergy».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.